Численность христианХристианство по странамХристианский мирХристианское государство
Портал:Христианство
Иису́с Христо́с (греч. Ἰησοῦς Χριστός[1][3][4]) - в христианстве Бог Сын (второе лицо Святой Троицы), богочеловек и предсказанный в Ветхом Завете Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей[1][3]. Эпитетом Иисуса Христа стал Спаситель (Спас)[1]. Согласно христианству, в единстве его личности вмещается вся полнота божественной природы - как Бога-Сына ("не имеющий начала дней"), так и вся конкретность конечной человеческой природы - как человека, проповедовавшего в Галилее и распятого на кресте около 30 года н. э.[1] Был иудеем[1] (еврейским проповедником)[3]. Сын Божий называется Иисусом Христом, с тех пор совершилось боговоплощение[5].
Основными источниками сведений о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков (см. историчность Иисуса Христа). В книгах Нового Завета Иисус именуется "Христом" или "Мессией", Богом (Ин. 20:28; Деян. 20:28; Рим. 9:5), Сыном Божьим (Мф. 8:29, 14:33; Мк. 3:11; Лк. 4:41; Ин. 1:34, 3:18), а также Сыном, Сыном Человеческим, "Агнцем", Господом, Отроком Божиим, Сыном Давидовым, "Спасителем".
В Никейском Символе веры, принятом Церковью в 325 году на Первом Вселенском соборе, утверждается вера в то, что Иисус Христос - единосущий (ὁμοούσιος) Богу Отцу (то есть одной с Ним сущности или природы по божеству); в Никео-Цареградском Символе веры, принятом Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждается вера в то, что Иисус Христос рождён от Бога Отца "прежде всех веков", ради спасения человеческого рода воплотился (рождён по плоти) от Духа Святого и Девы Марии, сделавшись человеком, умер вследствие казни через распятие, на третий день по распятии воскрес из мёртвых, а затем вознёсся на небеса и придёт во второй раз, чтобы "судить живых и мёртвых". Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес. Согласно учению Церкви, изложенному в Афанасьевском Символе веры, Иисус Христос есть вторая ипостась Троицы. Догмат о Троице принят подавляющим большинством христианских конфессий, за исключением некоторых групп и направлений с антитринитарным учением.
Личность Иисуса Христа вызывает много споров как среди богословов, так и среди учёных. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Религиоведы и теологи, придерживающиеся точки зрения, что Иисус был реальной исторической личностью, полагают, что он родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.[6] и умер в период с 30 по 33 годы[6][7].
В исламе с Иисусом Христом отождествляется Иса ибн Марьям, один из особо почитаемых пророков и посланников Аллаха.
Содержание
1 Происхождение и значение имени
1.1 Иисус
1.2 Христос (Мессия)
1.3 Спаситель и Искупитель
1.4 Другие наименования и эпитеты в христианстве
2 Источники информации
2.1 Канонические книги Нового Завета
2.2 Апокрифы
2.3 Другие источники
3 Иисус с точки зрения христианства
3.1 Мессианские пророчества Ветхого Завета в христианстве
3.1.1 Время прихода Мессии
3.1.2 Жизнь, смерть и воскресение Мессии в пророчествах
3.2 Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология)
3.3 Иисус в учении христианства о спасении (сотериология)
3.4 Второе пришествие Иисуса Христа (эсхатология)
4 Происхождение Иисуса
4.1 Вопрос историчности
4.2 Версии происхождения Иисуса
4.3 Внешность и этническая принадлежность Иисуса
5 Жизнеописание Иисуса в Новом Завете
5.1 Родословие
5.2 Хронология
5.3 Рождение и ранние годы жизни
5.3.1 Рождество
5.3.2 Обрезание и Сретение Иисуса
5.3.3 Жизнь Иисуса до начала публичного служения
5.4 Крещение и искушение Христа
5.5 Общественное служение
5.6 Последняя (страстная) неделя
5.6.1 Вход Господень в Иерусалим и проповедь в Храме
5.6.2 Тайная вечеря
5.6.3 Предательство Иуды
5.6.4 Суд
5.6.5 Распятие
5.6.6 Иисус во гробе, сошествие Христа в ад
5.7 После Воскресения
5.7.1 Явления Христа ученикам после воскресения
5.7.2 Вознесение
6 Учение Иисуса Христа
6.1 Основные особенности
6.2 Спасение
6.3 Личное благочестие
6.4 Иисус о молитве и посте
6.4.1 Молитва Господня
6.4.2 Молитва мытаря и Иисусова молитва
6.5 Эсхатология
6.6 Учение Иисуса и христианство
7 Иисус Христос с точки зрения других религий
7.1 Иудаизм
7.2 Индуизм
7.3 Буддизм
7.4 Ислам
7.5 Мормонизм
7.6 Свидетели Иеговы
7.7 Гностицизм
7.8 Негативные оценки Иисуса критиками в Евангелиях
7.9 Античные авторы
8 Внешний облик
8.1 В Библии
8.2 Христианские каноны в изображении
8.3 Современные исследования
9 Мощи Христа
10 Иисус в искусстве
10.1 В литературе
10.2 Изображение Иисуса Христа
10.2.1 В иконописи
10.2.2 В живописи
10.2.3 В скульптуре
10.3 В кинематографе
10.4 Другое
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
Происхождение и значение имени
Против часовой стрелки: имя "Иисус" на еврейском, арамейском, греческом, латинском и английском языках
Иисус
См. также: Иисус (имя)
Предполагается, что современникам был известен как Иисус, сын Иосифа (Ин. 1:45) или Иисус из Назарета (Деян. 10:38)[3].
Иисус (греч. Ἰησοῦς) - греческая транслитерация еврейского имени Йешуа[3], Jesu(a), исходная форма - Йегошуа, Jehosua, "бог помощь, спасение", ср. Иисус Навин[1].
Древнееврейское имя יהושוע состоит из корней слов Яхве (имя Бога в Ветхом Завете) и шуа ("спасение"), краткая форма - ישוע (иврит Йешу́а). До церковной реформы патриарха Никона имя Иисус (церк.-слав. I҆и҃съ) писалось и произносилось с одной буквой "и" (Iсус). Патриарх Никон изменил написание и произношение на Iисус с целью приблизить их к греческому варианту. Написание имени Иисус с одним "и" осталось неизменным в украинском (Iсус Христос), белорусском (Iсус Хрыстос), хорватском (Isus Krist), русинском (Iсус Хрiстос), македонском (Исус Христос), сербском (Исус) и болгарском (Исус Христос) языках.
Имя Йехошуа давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошуа бин Нуне (XV-XIV века до н. э.), которого Синодальный перевод Библии на русский язык также называет Иисусом - Иисус Навин. В английских переводах Библии (не во всех) имена Jóshua (Иисус Навин) и Jésus (Иисус Христос) различаются.
Христос (Мессия)
См. также: Христос и Мессия
Христос - перевод на греческий язык слова мессия (еврейского титула Māšīaḥ[3]) (арам. mesiha, евр. masiah, "помазанник")[1]. Христос - эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства.
Эпитет "помазанник" употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Об этом неоднократно говорится в Библии. Например, в первой и второй книгах Царств (1 Цар. 24:7, 26:9, 10 и 2 Цар. 1:14, 15) сообщается, что Саул - помазанник Господень (в подлиннике - машиах Яхве). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем. Изначально "помазанными" называли священников, а после установления монархии в Израиле слово "помазанник" начали употреблять по отношению к царям. Соответственно, иудейские пророки предвозвещали пришествие царя из рода Давида, "помазанника", который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира.
Папирус 52 - древнейшая новозаветная рукопись, дошедшая до нашего времени, содержит строки из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:31-33). Датируется первой третью II века, то есть через 2-3 десятилетия после написания Евангелия Иоанном
Спаситель и Искупитель
Эпитетом Иисуса Христа, "как бы другим его именем", является Спаситель (старослав. Спас, греч. Σωτήρ, что часто прилагалось к языческим богам, в особенности к Зевсу, а по отношению также к обожествлённым царям). Это именование воспринималось в качестве перевода по смыслу имени Иисус, эквивалент последнего (ср. Матф. 1, 21: "и наречёшь имя ему Иисус, ибо он спасёт людей от грехов их")[1].
Близкий по значению другой эпитет Иисуса Христа - Искупитель - является переводом евр. goel ("кровный родич", "заступник", "выкупающий из плена"), который был употреблён уже в Ветхом Завете применительно к Яхве (Ис. 41, 14 и др.; Иов. 19, 25)[1].
Эти эпитеты отражают догматическое положения, что Иисус Христос, добровольно приняв страдания и смерть на кресте, искупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым люди предали себя в грехопадении Адама и Евы[1].
Другие наименования и эпитеты в христианстве
См. также: Имена Бога в Библии
Особое место в числе обозначений Иисуса Христа занимает сын человеческий (греч. υἱὸς ἀνθρώπου - греческая передача арам. barenas). Так он регулярно называет себя сам в евангельских текстах, однако из культа и письменности христианских общин это именование рано и навсегда исчезает, предположительно, будучи табуированным как особенность речи самого Иисуса. Смысл именования остаётся спорным, однако вероятна связь с ветхозаветной Книгой Даниила (Дан. 7, 13, 14), в которой описано пророческое видение: "как бы сын человеческий" подошёл к престолу "Ветхого днями" (Яхве) и получил от него царскую власть над всеми народами во все времена. Если это толкование верно, сын человеческий - мессианский титул, являющийся эквивалентом именования Христос[1].
Также Иисус Христос - царь, которому дана "всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28, 18), то есть выступает источником духовного и светского авторитета, что является продолжением ветхозаветной идеи "царя Яхве"[1].
Именование Сын Божий, которое применительно к Иисусу Христу имеет догматический смысл, ранее употреблялось в отношении царя в качестве эквивалента его титула. В том же идейном контексте находится именование Господь. греч. Κύριος в традиции относилось к Яхве, в переводе Ветхого Завета заменяя собой его табуированное имя и выступая в качестве соответствия Адонаи. В бытовом обиходе это слово означало не господина, который распоряжается рабом, а опекуна, обладающего авторитетом по отношению к несовершеннолетнему, и т. п.; употреблялось также в качестве титула цезарей[1].
Источники информации
Канонические книги Нового Завета
См. также: Библейский канон
Четыре канонические Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) являются основными источниками биографии Иисуса. Другие части Нового Завета, такие как Послания Павла и Деяния Апостолов, также содержат ссылки на ключевые эпизоды жизни Иисуса. Первые три Евангелия известны как синоптические Евангелии, от греческого σύν ("общий") и ὄψις (opsis "вид"), они схожи в содержании, повествовании, языке и структуре. По мнению большинства исследователей, синоптические Евангелии являются основными источниками исторической информации об Иисусе[каких?].
Евангелие от Иоанна по своему содержанию сильно отличается от синоптических Евангелий. Согласно Священному Преданию, ученики Иоанна Богослова попросили своего учителя написать о жизни Иисуса то, что не вошло в синоптические Евангелия[8].
Тем не менее, другие части Нового Завета также включают ссылки на ключевые эпизоды в его жизни, такие как Тайная вечеря в 1 Коринфянам (11:23). В Деяниях Апостолов упоминается о раннем служении Иисуса и его предтечи Иоанна Крестителя (10:37, 38 и глава 19). В Деяниях (1:1-11) говорится больше о Вознесении Иисуса (также упоминается в 1Тим. 3:16), чем в канонических Евангелиях. В Посланиях Павла, которые были написаны раньше, чем Евангелия, слова или указания Иисуса приводятся несколько раз (1Кор. 7:10, 11; Мф. 9:14, 11:23-25; 2Кор. 12:9).
Апокрифы
См. также: Апокрифы
Другие источники
См. также: Аграфы и Логии
По мнению исследователей, подлинные изречения Иисуса Христа могут содержать также логии и аграфы.
Иисус с точки зрения христианства
Мессианские пророчества Ветхого Завета в христианстве
См. также: Мессия, Ветхозаветные пророчества о Христе и Мессианские псалмы
Видение Даниила. Пьетро делла Веккья
Иисус в христианстве - это Мессия, предсказанный в Ветхом Завете. Христианское богословие насчитывает в Ветхом Завете несколько сотен пророчеств о Христе[9]: они указывают время его прихода, описывают его родословную, обстоятельства жизни и служения, смерти и воскресения из мёртвых. Например, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и потомком Давида (Лк. 3:23-38).
Время прихода Мессии
Согласно тексту Библии, Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей[10].
В книге пророка Даниила указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима:
Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
- Дан. 9:25
Указанные 69 седьмин (сумма семи и шестьдесяти двух седьмин) рассматриваются как 483 года от выхода повеления о восстановлении Иерусалима и до пришествия Мессии. В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.
- Дан. 9:26, 27
Христиане считают, что пророчество о разрушении города и святилища исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита: таким образом, Мессия должен был прийти до этого разрушения. Согласно основным интерпретациям этого пророчества, пророчество о приходе Мессии исполнилось во время служения Иисуса, между Его крещением и распятием.
Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария. Нестеров М. В.
Жизнь, смерть и воскресение Мессии в пророчествах
Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис. 7:14), по которому будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют "первоевангелием" - первой благой вестью.
Мессия должен быть оценён в тридцать серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах. 11:12, 13).
Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исаии, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии.
Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исаии, которые описывают жизнь Мессии после казни.
Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис. 53:11).
Соответственно этому, в Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом Христом.
Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология)
Основная статья: Христология
Согласно Новому Завету, Иисус именовал себя Сущим - имя Бога в Ветхом Завете (Ин. 8:25), единородным Сыном Бога (Ин. 3:18), Сыном Человеческим (Мф. 8:20). Большинство христианских конфессий утверждают, что Иисус Христос совмещает в себе две природы: божественную и человеческую, являясь и Богом, и человеком (Богочеловеком). При этом ряд течений христианства (монофизиты, монофелиты, монархиане и др.) указывали иные взгляды на сущность Иисуса.
По определению IV Вселенского Собора, в Иисусе Христе соединилась человеческая природа и Второе Лицо божественной Троицы "неслитно, непревращённо, неразделимо, неразлучимо"[11], то есть во Христе Церковь признала две природы (божественную и человеческую), но одну личность - Бог Сын. Великие каппадокийцы подчёркивали, что Христос равен Богу Отцу и Духу Святому по Божеству, и равен всем людям по человеческой природе.
Иисус в учении христианства о спасении (сотериология)
См. также: Спасение в христианстве и Искупительная жертва
Христос в христианстве стал ключевой фигурой. В Новом Завете он назван "единым посредником между Богом и человеками" (1Тим. 2:5).
Согласно пророчествам Ветхого Завета и учению Нового Завета, Сын Божий, воплотившись в человека, в Лице Иисуса Христа, взял на Себя грехи всех людей, умер за них и является искупительной жертвой за грех. Люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых, обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную Жизнь.
Второе пришествие Иисуса Христа (эсхатология)
Основные статьи: Второе пришествие Иисуса Христа и Христианская эсхатология
См. также: Страшный суд
Второе пришествие, изображённое на фреске новгородского собора святой Софии
Иисус многократно говорил о своём втором пришествии на землю (например, Мф. 16:27, 24:27, 25:31; Мк. 8:38; Лк. 12:40), а также образно о том, как будет происходить Страшный Суд:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
- Мф. 25:31-46
О Втором пришествии ясно учат и апостолы (1Ин. 2:28; 1Кор. 4:5; 1Фес. 5:2-6).