Осенью 2005 года сразу несколько центральных газет миллионными тиражами опубликовали интервью с Михаилом Веллером, главная мысль которого: "России нужна диктатура".
Это интервью еще раз подтвердило мою мысль, что в своих теоретических рассуждениях Веллер очень во многом прав и его объяснения тонкостей бытия весьма разумны, логичны и убедительны - однако практические выводы, которые он делает из своих же собственных рассуждений, вызывают серьезные сомнения.
Вот, например, он все правильно пишет о табу, которые бессмысленны лишь на первый взгляд, а на самом деле повышают энергетику общества и направляют его энергию в нужном направлении. А затем рассказывает о западной вседозволенности, о крушении всех табу - и делает вывод: энергетика западной цивилизации стремительно снижается и эта цивилизация обречена.
И меня поражает, как с его умом и способностью замечать любые тонкости, Веллер умудрился проглядеть очевиднейшую вещь - что западные табу не исчезли, а просто изменились. И на месте старой системы негласных, но общепризнанных и общепринятых запретов выросла новая.
Ведь пресловутая политкорректность, над которой мы то смеемся, то издеваемся - это новая сложная система табу, повышающая энергетику общества ничуть не хуже, чем прежняя.
Раньше в Америке женщине нельзя было выйти на улицу с голой грудью, а белой - выйти замуж за негра. Теперь то и другое можно, зато нельзя делать женщине комплиментыы, которые она может воспринять, как сексуальное домогательство, и упаси бог назвать чернокожего негром.
Явления и действия разные - но эффект тот же самый: повышение и структурирование энергетики, то есть антиэнтропийный процесс.
Победное шествие западной культуры по миру - наглядное тому подтверждение.
На сотни иракцев, которые устраивают теракты, взрывы и прочий священный джихад, приходятся сотни тысяч иракцев, которые ломятся в кинотеатры смотреть западную порнуху.
Адалт-вебмастера не знают, как отфильтровать со своих порносайтов посетителей из Ирана, Саудовской Аравии, Китая и прочих подобных стран, которые денег не приносят, но составляют львиную долю траффика - и никакая свирепая интернет-цензура не в силах им помешать.
В индийских фильмах раньше нельзя было показывать поцелуй в кадре. А теперь Болливуд выпускает на экраны ленты о нелегкой судьбе лесбиянок с интимными сценами в полный рост.
Западная культура неуклонно завоевывает мир, и это совсем не похоже на агонию угасающей цивилизации. Скорее наоборот - агонию напоминают попытки фундаменталистов бороться с этой цивилизацией с помощью массовых убийств.
Если вспомнить теорию Льва Гумилева, то можно констатировать, что такую энергию, сметающую любое сопротивление, способна проявлять только молодая и здоровая цивилизация, преисполненная пассионарности.
И тут Веллер проглядел самое главное. Он объявляет: "Россия должна спасти христианскую цивилизацию, и для этого ей нужна диктатура", - не замечая, что ветхая христианская цивилизация уже уступила место новой.
Всякая цивилизация рано или поздно умирает от старости. Сейчас настал срок для цивилизации христианской. Неудивительно, что более молодая мусульманская ее теснит. Но с самой юной из всех - языческо-атеистической постхристианской цивилизацией - мусульманство ничего поделать не может.
И вот ведь что интересно. Вооруженное столкновение наблюдается сейчас между двумя старыми монотеистическими культурами. Как взрывы в людных местах - это метод агрессивного ислама, так и ковровые бомбардировки - это метод агрессивного христианства.
А у постхристианской цивилизации другие методы. Она разъедает тоталитарную культуру изнутри - через песни, книги, статьи, картинки, фильмы, радио, телевидение и интернет. Она внушает новые мысли и новые идеи, внедряет новые стереотипы поведения и новые ценности.
Новая культура распространяется не силой и не войной - она манит людей своей привлекательностью, свободой творчества и свободой мысли, свободой выбора и свободой поведения.
Правда, за все надо платить - и за свободу в том числе. Плата за свободу творчества - это пошлость и бездарность массовой культуры, которая рассчитана на вкусы широкой публики, которые во все времена не отличались утонченностью, и подпитывается свободным творчеством таких же выходцев из широкой публики.
Вообще говоря, это главный аргумент всех антизападников - дескать, на Западе не осталось никакой культуры, кроме массовой, и ее мутный поток растекается по всему миру.
Но при этом забывается, что кроме свободы творчества и свободы потребления в постхристианскеой культуре существует свобода выбора. И не только существует, но и является главенствующей. Каждый имеет право не смотреть, не читать и не делать то, что ему не нравится. И каждый имеет неограниченную возможность искать и находить то, что ему по душе.
В книге "Все о жизни" Веллер убедительно доказывает, что разнообразие порождает разность потенциалов в обществе, то есть повышает его энергетику и уменьшает энтропию. И наоборот, однообразие, нивелирование всего и вся - это снижение энергетики и торжество энтропии.
Но ведь именно к этому стремится всякая тоталитарная система, к этому ведет любая диктатура.
Тут надо иметь в виду одну тонкость. Вершина энтропии - это не просто хаос. Это хаос, в котором нет условий для энергетических импульсов, где все элементы совершенно одинаковы и отсутствует разница потенциалов. Это ситуация, когда в системе ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдет.
И антиэнтропийный процесс - это не просто воссоздание порядка из хаоса. Это умножение разнообразия и образование сложных структур из всевозможных непохожих друг на друга элементов.
Только на первый взгляд кажется парадоксальным, что внешне предельно упорядоченная тоталитарная система несет в себе гораздо больше энтропии, чем внешне хаотическое "царство свободы". На самом деле тут соотношение примерно такое же, как между монолитной скалой и тропическим лесом. Лес выглядит много более хаотичным, но энтропии в нем гораздо меньше, а энергии - гораздо больше, чем в скале.
Тоталитарные системы могут с переменным успехом спасать сами себя друг от друга и друг друга от самих себя с помощью диктатур, терактов и войн, но миру и людям это не приносит ничего, кроме боли. А кроме того, накапливается все больше признаков того, что христианский и исламский фундаментализм охотнее сольются в экстазе ради борьбы против общего врага - постхристианской цивилизации.
Между тем, все тот же Веллер выдвинул тезис, что смысл существования человечества - это умножение мощи, могущества и антиэнтропийной силы цивилизации вплоть до уровня, на котором станет возможным глобальное творение, то есть создание новых цивилизаций, новых миров, новых Вселенных.
Иными словами, конечная цель - это победа жизни и разума над энтропией, над старением и тепловой смертью Вселенной. Это перенос законов жизни (согласно которым старость и смерть перечеркиваются новым рождением и продолжением круговорота жизни) на вселенский уровень.
Очевидно, что из всех существующих ныне культур только молодая языческо-атеистическая постхристианская цивилизация является шагом вперед на этом пути.
И какой же тогда смысл спасать христианскую цивилизацию от мусульманской, китайской или какой бы то ни было еще?
Их борьба бесплодна, и новая цивилизация, пришедшая им на смену, вбирает в себя все лучшее и все полезное, что накопили предшественницы за свою жизнь и что они унаследовали от еще более древних культур. А то, что бесполезно, бессмысленно и вредно, должно остаться в прошлом. В том числе и диктатура, ибо нет для постхристианской цивилизации ничего более чуждого.