Для кого-то, возможно, будет открытием, что сатанисты не верят в существование Сатаны, но среди самих сатанистов это давно уже стало общим местом.
Тех, кто поклоняется означенному библейскому персонажу, как некоему богу зла, сатанисты презрительно называют "дьяволопоклонниками".
Конечно, не все так просто, и в книгах основоположника современного сатанизма Антона Шандора ЛаВея немало внимания уделяется магическим ритуалам, жертвоприношениям и тому подобным вещам. Но при всем при этом и он считал Сатану не конкретным сверхъестественным существом, а символом той свободы, которую, по преданию, отнял у человека библейский Бог.
Магические силы сатанисты рассматривают, как часть этой свободы - но часть, скорее, факультативную, необязательную. Многие сатанисты вообще не верят в сверхъестественное. И возникает закономерный вопрос - чем же тогда они отличаются от атеистов?
Как мне кажется, суть дела вот в чем.
С тех пор, как марксистско-ленинский "научный атеизм" окончательно превратился в перегруженную догмами тоталитарную религию, по сути единственным вариантом чистого атеизма остался так называемый "секулярный гуманизм".
Высший идеал всякого гуманиста - счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженный. Но секулярный гуманизм, как и положено атеистической идеологии, при всем при этом сугубо рационален и прагматичен.
Сатанизм подчеркнуто враждебен гуманизму, но слова без дел - звук пустой. А в своих действиях и гуманисты, и сатанисты, как правило, руководствуются здравым смыслом и здоровым эгоизмом.
При этом, однако, гуманист увязывает свое собственное благополучие с благоденствием общества. Его принцип: "Если всем вокруг будет плохо - мне не может быть хорошо".
Сатанист же не видит ничего зазорного в том, чтобы жить хорошо, когда другим плохо. Те, кому плохо, сами виноваты. Они просто неправильно живут.
При этом гуманисты и сатанисты не только одинаково ценят свои права и свободы, но и в меру необходимости соблюдают моральные нормы, а также принимают на себя другие обязательства перед обществом. Только гуманист делает это ради благополучной жизни ОБЩЕСТВА, а сатанист - ради благополучной жизни В ОБЩЕСТВЕ.
Можно сказать, что гуманист старается в меру сил исполнять христианскую заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя". Только в отличие от христиан, гуманист действительно себя любит.
Сатанисты же эту заповедь категорически отвергают. Они могут любить конкретных людей - но никак не абстрактного ближнего.
У гуманистов и сатанистов принципиально разные презумпции. Гуманист уверен, что люди в большинстве своем достойны любви, и лишь некоторые из них выпадают из этого круга. А для сатаниста все наоборот. Любви достойны только избранные, а остальных любить не за что.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сатанисты действительно не поклоняются Сатане. Настоящий сатанист поклоняется только себе, любимому. И с рациональной точки зрения в этом нет ничего плохого. В конце концов, давно известно, что жизнь двигают вперед эгоисты, и эффективнее всех выполняет любое дело тот, кто думает только о себе, о своем заработке и своем статусе - но только не об общественном благе.
Однако жить в обществе, где такие люди составляют большинство, было бы как-то очень неуютно.