Аннотация: Маяковский видел сон/ в чистом поле зреет рис/ Под нейтральным небом/ Под нейтральным знаком/ Самоотвод Гр.Об.
НИ В СКЛАД, НИ В ЛАД
Манифесты вышли из моды, в бороде поэта застряло лишь невнятное бормотание.
Автор текста: Kaтарина Грельсон Художник:Ильва Линдберг
Поэзия бывает разная. Царство бесконечного многообразия в мире беззакония. Верти хоть так, хоть эдак. Назови любой текст стихотворением, будет стихотворение.
Стало быть, для современной поэзии едва ли подходит изящное определение, данное Шведской семейной энциклопедией, издание 1915 года: "стихотворение - реальный плод художественного воображения, наполненный чувством и выраженный языком ритма и размера". Поэт уже не тяготеет к кристальной и предельно четкой выразительности, не то что в начале прошлого века. Много ли сегодня поэтов, которые стремятся, к примеру, совершенствовать рифму? Бросьте, ответят они, от этих старых средств уже тошнит. И, возможно, будут правы. Рифмованный стих звучит искренне и оправданно тогда, когда имеет эдакий романтический налет старины. У всякой эпохи свой язык. Поэзия просто не рифмуется с миром современных технологий. Разве нет?
Коль скоро мы живем в век бесконечной поэзии, почему бы не использовать голоса, что звучали прежде? Если родился хороший стих, какое мне дело, что его стиль легко узнаваем? Вот где, по-моему, зарыто немало собак! И я подозреваю, что двух из них зовут - Запрет на пафос и Запрет на смелость отстаивать собственный голос. Кто такой поэт? 1) тот, кому есть что сказать? 2) тот, кто выражает свою мысль языком образов? Нет, ответят нам, сегодня поэтом зовется тот 1) кто решил, что поэт - это красивый эпитет, а сам хочет выпускать книжки, 2) кому, как ни жаль, нечего сказать человечеству. Итак, поэзия приравнивается к пассивному (апатичному!) миросозерцанию и абстрактному слову. Кого мы получаем в итоге? Всяко, не Маяковского.
Ведь, если с исчезновением рифмы возникла пустота, то с уходом этого славного футуриста осталась гигантская черная дыра. Тут впору предположить, что наши зарытые собачки (Смелость и Пафос) опочили вместе с ним. Что, как не вера в собственное величие, правоту и право говорить во весь голос стояла за удивительной способностью Маяковского объять со сцены целый мир и занять собой все пространство? Лиля Брик, его первейшая муза, вспоминает: "Это было нападение. Володя не просто влюбился, он напал на меня. " Как видим, в жизни Маяковский следовал тем же принципам, что и в поэзии. О ком из современных поэтов можно сказать, что он пишет, как дышит? Увы, вопрос риторический. Чем можно дышать, когда нечего сказать? Созерцание мира равносильно отказу брать на себя ответственность за него.
В своем эссе "Как делать стихи " (1926) Маяковский пишет: "Поэзия начинается там, где есть тенденция. По-моему, стихи "Выхожу один я на дорогу..." -- это агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами. Одному, видите ли, скучно. Эх, дать бы такой силы стих, зовущий объединяться в кооперативы!" Вот достойное занятие для поэта, а не саморисование, не переливание из пустого в порожнее. Поиск новых языковых форм, бесспорно, любопытен, но иногда нелишне на минуту-другую задуматься - а что, собственно, ты хочешь сказать? Если ничего - прекрасно. Может, тогда лучше оставить поэзию и сочинять рекламные тексты?
Если у вас все же есть своя правда - я искренне надеюсь, что ошибаюсь в своих домыслах и что все поэты как один хотят верой и правдой послужить человечеству - почему бы вам не постоять за нее? Или всех поэтов, да и художников просто сковала застарелая паническая боязнь претенциозности, самого зачумленного из всех пороков? Сковала с такой силой, что выдавила последнюю каплю смелости - смелости с облегчающей душу прямотой признать, что ты имеешь право глаголить истины? В итоге, вместо того, чтобы донести свою правду людям, поэт опасливо кутается в пух абстракций и наблюдений, не дай Бог, кто заподозрит в нескромности. Что в высшей степени парадоксально: разве не претензия есть источник художественного творчества? К чему тогда стремиться, чтоб тебя опубликовали? Зачем тебе нужно, чтоб тебя читали? Художник без веры, ниже в самого себя - что может быть скучнее?
Итак, разыскивается поэтическая утопия будущего: дерзкие и нескромные поэты. Поэты, которые не чураются старых средств, чтобы сказать свое слово. Поэты, которые не боятся превращать дела в слова, а слова в дела. Короче говоря, нужны такие дьяволята, чтоб мертвого разбудили. Немножко позеры, немножко провокаторы. Или как сказал сам Маяковский:
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
Вы не смеете просить подачки!
От поэтической анемии Катарина Грельсон советует добавлять в пищу железо и витамин С.