Румянцев Павел Александрович : другие произведения.

Да будет телевидение...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если что-то и есть в этом мире незыблемое, то телевидение - одна из таких вещей.


Телевидение будущего

   Будущее - это нечто неопределённое. Нечто неоднородное. Нечто непрозрачное. Нечто изменяющееся постоянно. Оно меняется даже сейчас, когда я пишу эти строки. А поэтому, продумывая то, что будет, мы сталкиваемся с проблемой, что объект наших изысканий и фантазий меняется даже от того, что мы о нём подумали.
   Знаменитый фантаст Герберт Уэллс, к примеру, в своих рассказах пытался представить мир будущего. В его рассказах можно найти как упоминания ближайшего будущего (то есть описание его представления о сегодняшних днях), так и описание будущего совершенно далёкого. И если судить о правдивости далёкого будущего нельзя по причинам технического характера, то о современности можно сказать, что Герберт Уэллс просчитался, где-то недооценив потомков, а где-то переоценив.
   Однако такие мелочи жизни как абсолютная неточность прогнозов никогда и нисколько не помешает людскому воображению создавать картины грядущего. А поэтому смело отправляемся вперёд, в захватывающую историю грядущего. Дёргаем рычаг, ждём, пока завертятся шестерни, прогреется паровая труба из никеля, пока от волнообразной поверхности из горного хрусталя не начнёт исходить мягкий голубоватый свет, и тогда машина двинется...
   Семьдесят лет от сегодняшнего дня.
   Ближайшее будущее. Нельзя сказать, что что-то сильно изменилось, но и нельзя сказать, что здесь всё так же, как и в нашем времени. Особенные отличия заключаются в том, что здесь сенсорным сделано всё, что только можно: от сенсорных стендов до сенсорных консервных банок ("упаковка многоразового использования, для открытия приложите ладонь к верхней стороне" -- гласит надпись на одной из них).
   Телевизоры в представлении человека начала двадцать первого века практически исчезли из цивилизованных стран. Однако это не значит, что они ушли в прошлое. Страны третьего мира (и некоторые страны четвёртого), успешно применяют их до сих пор. Многие из правителей (чаще диктаторов) этих стран успешно освоили мощное оружие массового поражения под названием телевидение (в их руках это действительно оружие), манипулируя жителями своих стран.
   В частности самые прогрессивные лидеры ещё сорок лет назад подвергли свои страны тотальной электрификации: даже самые дальние регионы стран были подключены к электросети. И всё ради того, чтобы контролировать граждан своей страны через потоки телеинформации.
   А технически развитых странах (здесь их называют "Большая Десятка", хотя входит в группу двенадцать стран) прогресс идёт семимильными шагами и не останавливается ни на секунду. ЛИРы, или линзы интерактивной реальности (долговечность зависит от цены, но "однодневные" могут позволить себе даже семьи с самым низким уровнем дохода) перевернули мировоззрение целого поколения: молодёжь уже не мысли своего существования без аугментированной реальности, видимой через ЛИРы.
   Телевидение стало процессом индивидуальным. ЛИРы выводят перед глазами картинку, а микронаушник передаёт звук телеканала. ЛИРы собственно и разрабатывались изначально, как индивидуальные телевизоры, а функция дополненной реальности была лишь "бонусом". Однако уже со второй версии устройства обе функции сравнялись по популярности и активно используются.
   Реклама. Неизменный спутник коммерческого телевидения. Она никуда не исчезла и здесь. Повсеместный ввод чипов вместо "изживших своё бумажных документов" оставил много вопросов за собой (в частности о свободе передвижения). Однако он же позволил создать комфортнейшие условия для развития рекламной отрасли. Наличие чипов позволило вывести интерактивную рекламу на невообразимый уровень. Были изобретены специальные рекламные стойки, при попадании в область действия которых (радиусом примерно десять метров) на ЛИРы транслировалось рекламное сообщение. Особенно популярна была "реклама с самим собой": лицо одного из главных героев (или одной из героинь) замещалось на лицо обладателя чипа. По подсчётам социологов человек охотнее купит товар, если в рекламе встретит знакомые лица, а что может быть более знакомым, чем своё собственное лицо?
   Двести пятьдесят лет от сегодняшнего дня.
   Последний телевизор начала двадцать первого века был уничтожен во время Пятой Мировой Войны вместе с музеем, где он выставлялся. Телевидение переживает не лучшие времена. Многие журналисты погибли во время военных действий. Сети электроснабжения (куда целили в первую очередь) пестрели гигантскими брешами. Целые регионы (век высоких технологий!) остались без энергии, и люди оказались крайне не приспособлены к жизни без электричества. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаток информации, правительство на скорую руку проводило к самым большим населённым пунктам из пострадавших высоковольтные кабели и подключали к телеэкранам.
   Телеэкран здесь - это не тот телевизор, что сразу представляется людям из начала двадцатого века. Это гигантский, редко меньше восьмидесяти квадратных метров, экран установленный на площади. Обычно устанавливали телеэкраны в соотношении один на район города. Смотреть их предполагалось всем районом в определённые часы. Похожая ситуация была в двадцатом веке, при электрификации в РСФСР: в отдалённые сёла протягивали кабели и настраивали единственное на село радио с громкоговорителем. Здесь делали почти тоже самое, ведь всё новое - это хорошо подновлённое и осовремененное старое.
   Но война кончилась уже семнадцать лет назад. Благодаря развитой промышленности оправиться от неё удалось сравнительно быстро. А вот телеэкраны остались. Их оставили поначалу по причине дороговизны демонтажа, но затем постепенно телеэкраны стали частью общественной жизни. Телевидение вновь стало массовым явлением. Времена, когда каждый сидел отдельно, "уткнувшись" в собственные ЛИРы, остались далеко в прошлом. Люди предпочитали выходить на площади города и смотреть передачи, транслируемые по телеэкранам двадцать четыре часа в сутки. И на площади всегда были люди.
   Если открыть здешние учебники истории, то можно прочитать, что телевидение фактически помогло выиграть в войне. Группа инженеров из Австро-Венгеро-Словакии (союзное государство) из города Будапештобуда (район Обуда разросся настолько, что на общем референдуме было решено включить его название в имя города) разработала систему трансляции изображения со спутника прямо на слои атмосферы. Средство успешно использовали для пропаганды над странами-агрессорами. Получился самый большой экран из каких-либо существовавших.
   И днём, и ночью на небо над странами-агрессорами транслировались кадры военных действий, чередовавшиеся сообщениями (текстовыми) о скорой победе на армиями агрессоров. Когда же прошёл слух о возможном применении отчаявшимся командованием агрессоров ядерного оружия, небесный экран озарился кадрами ядерных взрывов и разрушений после них. Машина военной пропаганды агрессоров дала сбой и сломилась. Население стран-агрессоров восстало против своих правителей. Благодаря слаженной работе агентурных сетей, организовавших подполье, и пропагандисткой машины режимы в этих странах были свергнуты. Это первый с истории случай, когда Мировая Война закончилась подписаниями мирных договоров и прекращением всех боевых действий до окончательного разгрома стран-агрессоров. А помогла сила телевидения.
   Но для элиты общества, кажется, война прошла незаметно. Они лишь сильнее разбогатели. Сейчас у них в моду вошли голопроекции - объёмные картины и фильмы. И это были не те жалкие подобия объёма, что предоставляли зрителю 3D-фильмы начала двадцать первого века, полноценные трёхмерные фильмы, генерируемые двумя группами проекционных светоэлементов. Мода на голопроекции стала настолько массовой (среди богачей разумеется), что была построена специальная сеть вещания, направленная на вещание исключительно голофильмов. Кто бы мог подумать, что голопроекторы, использовавшиеся конструкторами для получения объёмного представления своей разработки, станет тем, что начнёт постепенно вытеснять любые другие устройства для просмотра телепередач?
   Пять сотен лет от сегодняшнего дня.
   Во время разработок на поверхности луны было найдено совершенно новое вещество - кремниевый аллюминат аммония, образующееся только вследствие бомбардировки аммиаксодержащими астероидами скоплений плагиоклаза. Новое вещество успешно воспроизводилось в лаборатории. Оно позволило заметно удешевить производство светоэлементов. Из-за этого голопроекторы стали чрезвычайно дешёвыми.
   Теперь не только богатые, но и простые люди, представители среднего класса могли довольствоваться объёмными фильмами. Поначалу люди садились вокруг голопроектора, и каждому доставалась лишь часть, не очень качественного на тот момент, голоизображения, но уже пару лет спустя голопроекторы стали явлением настолько массовым, что в некторых семьях для удобства оборудовались две комнаты с голопроекторами. И часто люди даже есть садились при включённом голопроекторе, не мысля даже приём пищи без объёмного фильма.
   В трёх точках Лагранжа (точках гравитационного равновесия) системы Земля-Луна были сооружены станции Планетарной Системы Информации (ПСИ). По задумке автора (идея пришла из далёкого 2056 года) на эти экраны должны были передавать обращения лидеров стран и важнейшие сообщения, но сейчас её использовали как систему массового телевидения. Совсем как телеэкраны на площадях двести пятьдесят лет назад. Каждая станция представляла собой сферу, примерно в три раза больше Луны. Располагались станции ближе, так что с Земли было видно достаточно хорошо. Однако при видимой величине, изнутри сферы были почти полностью полыми и по массе едва достигли трёх процентов от Луны.
   Вся внешняя поверхность сфер представляла собой единый сплошной экран. Изображение на нём плавно "перетекало", всегда оказываясь "лицом" к планете. Особенно хорошая видимость была ночью, когда направленный свет экранов не утопал в солнечном свете, а днём изображение было несколько нечётким. Заметным недостатком были и облака, нередко полностью закрывавшие "небесный экран" в самый неподходящий момент, но неудобства доставляли они только вне черты города, где не разгоняли облачность аэрозолями.
   Два года назад здесь успешно миновал очередной конец свет. К Земле летел крупный астероид, из-за серии хаотичных столкновений направляющийся точно к нашей планете. На ликвидацию были посланы космические корабли последнего поколения, самые быстрые, оснащённые тригибридными двигателями. Телевидение не преминуло осветить этот феномен. За операцией по уничтожению угрозы наблюдали все двадцать три миллиарда человек (часть с орбитальной станции). В общем-то ничего особенного, в успехе операции были уверенны с самого начала: уничтожить объект мог любой из десяти кораблей. Но какая реклама космической программы получилась! Как эта передача запала людям в умы! Многие подали заявки на смену "земной" профессии на "космическую". На факультетах ВУЗов, даже отдалённо связанных с космосом, конкуренция взлетела до заоблачных высот. Доходило до пятисот (!) человек на место, а энтузиазм желающий всё не ослабевал. Такова сила качественно поданной информации!
   Двенадцать сотен лет от сегодняшнего дня.
   Разработан двигатель, обеспечивающий самую высокую межпланетную скорость. На Луне были выстроены четыре полностью автономных города, объединившихся в Селенскую Федерацию. Успешно колонизированы Венера (начат терраформинг планеты), Марс (начат терраформинг планеты). Подходит к завершению строительство орбитального кольца (огромнейшая комическая станция) вокруг Земли. Для освобождения места под кольцо "небесные экраны" пришлось сметить из точек Лагранжа и приблизить к Земле. Начата глубинная разработка недр Меркурия. Обнаруженное близко к ядру Меркурия вещество, гексоферрум (в простонародье - алмазное железо), является основой сплавов, применяемых для создания самой крепкой брони.
   Во время последней Мировой Войны произошёл передел мира. Территории стран СНГ, Турции, Италии, Греции, Болгарии и страны бывшей Югославии образовали КККР - Конфедерация Конклавных Коммунистических Республик с тремя независимыми центрами в Риме, Стамбуле и Москве. На другом полушарии объединение США, Мексики и большей части стран Карибского моря породили Доминион Демократической Доктрины, часто называемую просто Доминион. Отношения между сверхдержавами накалены до предела.
   И хотя название могли натолкнуть стороннего наблюдателя о нестабильности стран или крайне развитом праве, это было обманчивое впечатление. В обоих сверхдержавах существовало только одно право: право лидеров на власть, и право это было неоспоримо. Оба государства обладали сильной экономикой и мощной промышленной и научной базой. Разве что в КККР пропагандистская машина работала лучше и цензура была жёстче.
   Центры управления "небесными экранами" были разделены: два были у КККР и один у Доминиона, но каждая из стран стремилась восполнить недостаток и строила недостающие центры. Из-за такой разделённости управления "небесные экраны" на сферы транслировалась пропаганда той страны, над которой сфера в данный момент находилась.
   Все каналы общественного телевиденья были национализированы, что очень радовало население отсутствием рекламы, одновременно огорчая урезаностью неугодных власти моментов в передачах. Ведь свободы слова не было даже как понятия. Но это было девяносто лет назад, а сейчас цензура очень слабая, она не пропускает только откровенные выступления против существующего режима. И если кто-то решит, что это признак слабости, то он будет неправ, это признак силы, стабильности, уверенности существующем строе. В эфир сейчас пускается практически всё.
   Марс поделили между собой две страны: Северо-Марсианская Республика и Южно-Марсианские Штаты. Однако государства на Марсе живут мирно, со времени основания колонии на Марсе не было ни одного военного конфликта, чего не скажешь о Земле.
   Одиннадцать лет назад, во время раскопок, рабочие ЮМШ обнаружили застывшие к камне споры грибка, очевидно принесённого метеоритом, ведь нигде больше на планете эти споры обнаружены не были. В Марсианской Академии учёным удалось воссоздать грибок. Но первые "посевы" погибли. Грибок не выносил кислорода и гиб, когда концентрация его доходила до десяти процентов. Зато он отлично рос в метановой и углекислой атмосферах, а также в вакууме. Поэтому выращивать его стали на Марсе, Венере, Луне и орбитальных станциях (в открытом грунте), а вот на Земле он не прижился.
   Грибок в процессе жизнедеятельности выделял плотный газ. Сильный нейротоксин и одновременно мощнейший стимулятор для мозга. Во время очередного опыта один из лаборантов (ныне очень богатый медиамагнат) заметил, что при облучении газа токсичные свойства терялись, а стимулирующие свойства пропадали лишь частично (возбуждаются лишь определённые зоны мозга и от дозы облучения зависит какие).
   Позже этот же наблюдательный лаборант изобрёл один прибор, который он незамысловато назвал в честь себя - аппарат Чижевского. Суть аппарата заключалась в том, что в него закачивался газ, который разбивался на микропорции, облучаемые каждая отдельно, с разной интенсивностью и частотой излучения, после чего порции растворялись в физрастворе и подавался на капельную систему внутривенного введения (на "капельницу"). Человек подключал трубку к вживлённому в плечо инъектору, и под действием порционно вводимого препарата в мозгу его возникал видео- и аудиоряд, закодированный прибором. Этот процесс получил название - Химическое телевидение. Но злые языки (по большей части с Земли) уже успели дать этому виду телевиденья название "наркоманское".
   Химическое телевидение ("химвидение") быстро завоёвывало популярность и меньше чем за год вытеснило с орбитальных станций и колонизированных планет все другие виды телевидения. Была создана новая сеть вещания. Программы загружались в аппараты Чижевского, а те, посредством изменённого газа, передавали их в сознания зрителей. Особенной популярностью пользовались химфильмы. Они строились таким образом, что в заранее прописанный сюжет вплетались фантазии зрителя. Это делало каждый химфильм уникальным.
   Даже новостные программы передавались с помощью химвидения. Но в отличии от остальных программ новости подавались в виде фактов, без примесей фантазии зрителя. Однако газ при кодировании на "голые факты" давал один побочный эффект: он порождал у зрителя яркую эмоциональную реакцию на эти факты, а какой она будет, зависело всё от того же излучения. Этим "малюсеньким" побочным эффектом не преминули воспользоваться политики...
   Двадцать семь сотен лет от сегодняшнего дня.
   Люди начинают колонизацию галактики. Открыта технология межзвёздного сообщения. Завершён терраформинг Марса и Венеры. Вокруг каждой из трёх планет земной группы выстроено орбитальное кольцо. Человечество едино как никогда. Нет больше стран и национальностей, Единая Человеческая Федерация объединяет все семь колонизированных людьми планет. Химическое телевидение было запрещено через пятьдесят лет после открытия (изобретатель за сокрытие ряда фактов сел в тюрьму), когда выяснилось, что химфильмы помимо привыкания вызывают потерю чувства реальности.
   Процедура первого контакта представлялась людям пышным приёмом в честь инопланетного посла и первые переговоры, освещаемые всеми каналами, но на деле всё вышло куда прозаичнее. Процедура далась людям с огромным трудом и чуть не стоила жизни всем представителям человечества. Крейсер (по более поздней классификации) пришельцев появился в Солнечной системе и атаковал карьеры на Плутоне. Переговоры с инопланетянами результатов не дали. Ни одна атака инопланетный корабль не брала. Фотонные лучи искривлялись в сотне метров от корабля и "соскальзывали" с него. А ответно крейсер стрелял очень сильно, а выстрелом главного калибра он разворотил четверть кольца Марса. Тогда на командованием было спешно принято решение о выстреле из главного калибра (экспериментального орудия) флагмана боевого флота людей. Небольшой цилиндр с зарядом антивещества промял борт крейсера и разорвался где-то посередине него. Весь первый контакт так и остался представленным записью внешних камер единственного выжившего в схватке с инопланетным крейсером корабля людей.
   Последующее изучение обломков позволило продвинуть науку далеко вперёд. Была создана система СТРУНа - СТриногулярный Рекартический Ускоритель под Нуль. СТРУНа позволяла перемещать корабль сквозь нуль-поле из гравитационного колодца одной звезды к колодцу другой. Открытие первой постоянной СТРУНы, связывающей Солнце и Сириус, стало событием тысячелетия. Свершилась давняя мечта фантастов, человек покинул родную звёздную систему и отправился к звёздам! По всем теле- и радиоканалам предавали прямую трансляцию с открытия и речь капитанов первых гражданских судов, прошедших сквозь СТРУНу.
   Ещё одним устройством, обнаруженным на корабле пришельцев, был гипермаяк, как позже окрестили устройства. Более чем четыреста лет целые династии потомственных учёных бились над устройством маяка, и только недавно расшифровали его и смогли создать на его основе гиперсвязь. Радиосигнал посылается не в трёхмерном пространстве, а в девятимерном, что позволяло доставлять его до приёмника в другой звёздной системе в приделах одного-двух часов.
   Сначала гиперсвязь использовали только как связь между гарнизонами различных планет, и технология была бы безвременно забыта, если бы не медиа конгломерат, вложивший немало средств в её развитие. Конгломерат не прогадал. Рабочий прототип станции гипервещания была создана в рекордные сроки. И была открыта первая линия гипервещания. Раньше необходимо было иметь станцию вещания в каждой звёздной системе, но теперь было достаточно небольшой ретрансляционной станции. Доходы поползли в гору. Конгломерат стал безоговорочным монополистом в области развлечений.
   Сейчас конломерат имеет единственный центр вещания (в переоборудованных "небесных экранах") на орбите Земли. Один из "небесных экранов" переоборудован под новостной центр, а остальные два являются площадками для съёмок самого любимого развлечения людей - реалити-шоу. Ведь нет для человека ничего занимательнее и интереснее, чем смотреть на самого себя со стороны.
   Стандартное реалити-шоу развивается по следующему плану: в жилом пространстве из двух десятков комнат и сада (на космических кораблях сад особенно важен!) запираются десять-пятнадцать случайных и незнакомых друг с другом добровольцев и вместе им предстоит прожить неопределённо-долгий срок, завязать отношения, вступить в конфликты. Если публике ты нравишься, то остаёшься в шоу чуть дольше, а если ты не интересен публике, то тебя заменяют кем-нибудь другим, более перспективным.
   Есть и другое направление реалити-шоу, так называемая "Схватка" или, как лаконично называют его создатели "бойня". Группа добровольцев делится на две команды, каждому из добровольцев выдаётся вооружение, после чего следует сражение, схватка насмерть. Задача проста: добежать до "базы" противника и укрыться в бункере противника - и чаще всего это происходит только когда все члены одной из команд нейтрализованы. Но смерть и ранения здесь воспринимается как часть шоу даже самими участниками шоу. Почему? Всё дело в уверенности и знании возможностей технологий.
   Медицина развилась до невообразимого с точки зрения человека из двадцать первого века уровня: даже если человек лишился более чем половины тела, он за пару часов регенерации будет как новенький. А смерть никогда не бывает окончательной, при смерти человека встроенный в ствол мозга миниатюрный гиперпередатчик отправляет последний скан мозга (сканирование ведётся раз в десятую часть секунды) на медстанцию, где человек и "воскресает".
   Гиперпередатчик может не только передавать состояние мозга человека, но и принимать необходимую информацию. Собственно, идея не нова: научить человека общается с техникой "напрямую" пытались ещё две тысячи лет назад. Но тогда никто даже не думал, что можно не только человеку отдавать команды машинам, но и получать обработанный массив данных "на вывод" напрямую в мозг. Теперь любые компьютеры людей не имели средств ввод и вывода, не было ни клавиатуры, ни монитора (экраны вообще остались только "про запас"). Человек выгружал информацию в любой ближайший компьютер и загружал нужное обратно себе в голову. Человек наконец перестал нуждаться в посредниках между ним и информационными ресурсами. Теперь к экстанету (как интернет, только межзвёздный) подключались с головой в прямом смысле этого слова.
   Побочным добавлением, а правильнее сказать приятным бонусом стало гипертелевидение. Каждый обладатель гиперсвязи не только мог одновременно воспринимать сразу несколько каналов (сколько -- зависело от человека), но даже просматривать их во время межзвёздных перелётов. Любые передачи меди конгломерата: от реалити-шоу до новостей "с пылу с жару". Телевидение было более не ограничено технологическими посредниками, такими как телевизоры или телеэкраны, вещание шло прямо в голову каждого человека.
   Сегодняшний день.
   Путешествие затянулось. Пора возвращаться. И хотя безумно интересно наблюдать грядущее (которое ещё, не известно случится ли!), пора дать машине остыть. И отдохнуть самим. Время вспомнить всё увиденное и поразмыслить над ним.
   Прогресс неудержим. Не обделённые умом и разумом люди всегда подкармливали дерево науки новыми идеями и открытиями. Но каким бы развитым не был прогресс, всегда нуждаются в удовлетворении потребности человека в информации и в развлечениях. Эти потребности с лихвой удовлетворяются телевидением.
   И на сколько времени в будущее мы бы не углубились, телевидение всё так же снабжает людей информацией (хотя часто людей пытаются контролировать через эту информацию) и различными развлечениями. Мы проследили эволюцию телевидения более чем на две тысячи лет вперёд. И что же мы увидели. Меняются лишь технологии, оформление, если можно так выразится. Но суть остаётся неизменна. А суть - это самое важное.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"