Россляков Александр Сергеевич : другие произведения.

Причины поведенческих различий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения на тему первопричин поведенческих различий

  

Вступление

  
  Каждый человек имеет свою, уникальную модель поведения. Причинами большого разнообразия таких поведенческих моделей, наблюдающихся даже между представителями одной социальной группы или даже одной семьи, обычно принято считать особенности темперамента, характера или привычек каждого конкретного человека. Но в действительности и характер, и привычки, и вся выстраиваемая из них уникальная модель поведения являются следствием двух основных факторов, поведенческих первооснов, которые и лежат в основе выстраивания каждой конкретно взятой поведенческой стратегии.
  
  

Поведенческая первооснова 1: мотивационная основа

  
  Мотивационная основа - это совокупность базовых составляющих элементов человеческой личности, являющаяся первоначальным предусловием появления у человека тех или иных мотивов.
  
  К базовым составляющим элементам человеческой личности относятся:
  
  1) физические потребности и связанные с ними ощущения и переживания;
  2) чувства и эмоции;
  3) интеллектуальные способности;
  4) совокупность внутренних переживаний, специфический характер которых не позволяет с уверенностью отнести их к физическим потребностям, эмоциям или логическим рассуждениям, и которые принято называть переживаниями духовного характера.
  
  Мотивационная основа лежит в основе всякой деятельности, поскольку именно мотивационная основа становится источником для зарождения всех без исключения побудительных мотивов. Исходя из того, какие базовые составляющие элементы преобладают в личности конкретного человека, мотивационная основа может быть разделена на несколько типов: Примит, Эмоционал, Ментат, Этик.
  
  

Примит

  Примит - это личность, чьи мотивы преимущественно формируются на основе физических потребностей и телесных желаний. Основная направленность деятельности - удовлетворение телесных потребностей и получение физического удовольствия. Все примиты могут быть разделены на 4 основных подтипа:
  
  Подтип 1: доминирующая потребность - пища. У примита такого подтипа вся осуществляемая деятельность конечной своей целью имеет застолье. На еду таким человеком тратится большая часть, а порой и все, заработанные деньги, а при отсутствии возможности вкусно покушать такой примит впадает в уныние и ощущает себя глубоко несчастным. При этом примит данного подтипа вовсе не обязательно является гурманом.
  
  Подтип 2: доминирующая потребность - секс. Сексуальная близость является главным устремлением, при этом примитов подобного типа не останавливают любые возможные негативные последствия половых контактов - развод, крах карьеры, физическое избиение и т.п. Примечательно, что примит данного подтипа вовсе не обязательно демонстрирует себя в качестве хорошего любовника или любовницу.
  
  Подтип 3: доминирующая потребность - хорошее физическое самочувствие. Примиты третьего подтипа конечной целью любой деятельности видят улучшение своего физического самочувствия или сохранение/поддержание уже достигнутого хорошего самочувствия. Всё, что способно ухудшить самочувствие, у примитов третьего подтипа вызывает внутреннее отторжение, а это, в свою очередь, может влиять на выбор профессии места жительства, предпочитаемой пищи и т.д.
  
  Подтип 4: доминирующая потребность - сон. Примиты четвёртого подтипа главным жизненным удовольствием считают сон, а потому любому иному способу времяпрепровождения, как правило, безразличны.
  
  Все подтипы могут перекрещиваться в одной личности, то есть, в одном примите вполне могут наблюдаться характеристики двух или даже всех четырёх подтипов.
  
  

Эмоционал

  Эмоционал - это личность, чьи мотивы преимущественно формируются на основе чувств или эмоциональных переживаний. Для эмоционалов слово 'Хочу' имеет значительно больший вес, чем слово 'Нужно' или 'Необходимо'.
  
  Все эмоционалы могут быть разделены на 2 основных подтипа:
  
  Подтип 1. Считает, что чувства более важны, чем здравый смысл (логический ум), и поэтому практически всегда идёт у своих чувств на поводу, совершая импульсивные, необдуманные и даже безрассудные поступки, о которых зачастую потом сам же и жалеет.
  
  Подтип 2. Фактически следует велению своих чувств, но при этом всегда обосновывает собственное поведение неотвратимой необходимостью или какими-то иными аргументами и умозаключениями, которые зачастую являются псевдологическими. Почти всегда такое самооправдание является самообманом и завуалированным желанием жить 'по сердцу', а не по велению разума.
  
  

Ментат

  Ментат - это личность, чьи мотивы преимущественно формируются на основе логических умозаключений или так называемого 'здравого смысла'. Ментат испытывает определённые чувства и эмоции, но считает их ничего незначащими для принятия решений, а потому активно подавляет любые свои желания, включая телесные, поступая всегда так 'как нужно'.
  
  По глубине суждений ментаты могут быть разделены на 2 основных подтипа:
  
  Подтип 1. Старается спрогнозировать непосредственные результаты каждого своего поступка или принимаемого решения.
  
  Подтип 2. Старается спрогнозировать не только непосредственные результаты каждого своего поступка или принимаемого решения, но и пытается предугадать к чему приведут эти решения и поступки через недели, месяцы или даже годы.
  
  

Этик

  Этик - это личность, чьи мотивы преимущественно формируются на основе принципов высокой морали. Отличительные черты характера этика - альтруизм, бескорыстие, отсутствие эгоизма, любовь к каждому индивидууму и всему человечеству, добродушие и благожелательность, возвышенные и духовные интересы. При этом этик вовсе не обязательно является отшельником или представителем какого-то религиозного направления. Этиком может быть и ярый революционер, искренне желающий принести обществу благо, пусть даже и ценой большой крови.
  
  Этики могут быть разделены на два основных подтипа:
  
  Подтип 1 - идеалист. Руководствуется идеями и принципами какого-то религиозного или философского движения, иногда своего собственного.
  
  Подтип 2 - материалист. Руководствуется убеждениями в необходимости служить обществу или даже всему человечеству. Способен ради своих убеждений пойти на ущемление собственных интересов или даже пожертвовать своей жизнью.
  
  Этиком человек становится в процессе личностного и духовного развития. При этом прежний тип его мотивационной основы (Примит, Эмоционал или Ментат) не исчезает бесследно и накладывает слабый отпечаток на принимаемые Этиком решения или совершаемые поступки.
  
  Чисто теоретически можно предположить и существование АнтиЭтиков - людей, которые делают зло или даже служат злу исключительно ради самого Зла, не преследуя при этом личных или корыстных целей. Вполне возможно, что часть сатанистов или последователей схожих культов, а так же некоторых маньяки-убийцы являются АнтиЭтиками.
  
  

Совмещение типов

  
  Встретить 'чистого' Примита, Эмоционала, Ментата или Этик крайне сложно. Гораздо чаще в человеке доминируют сразу две базовые составляющие личности, действием которых и определяется любой мотивационный процесс. Два других, не доминирующих, базовых элемента личности обычно или не наблюдаются вовсе, или играют совершенно незначительную роль в мотивационном процессе.
  
  Всего существует 6 видов сочетаний базовых составляющих личности:
  
  Эмоционал-Примит. Руководствуется чувствами, которые были вызваны конкретными физическими ощущениями. Например, страдая от головной боли Эмоционал-Примит становится крайне резким и грубым просто потому, что сейчас у него плохое самочувствие. Этот тип не способен на переживание возвышенных чувств, а настроение его полностью определяется текущим физическим состоянием.
  
  Ментат-Примит. Главная направленность всех жизненных целей и задач - это забота о собственном здоровье. Ментат-Примит старается вести здоровый образ жизни, читает много литературы на эту тему, посещает семинары и т. д. Он избегает всех вредных удовольствий, и наоборот - терпит всё неприятное, если оно полезно. При этом именно подтип Примита определяет, что конкретно такой Ментат-Примит будет считать здоровым образом жизни - сохранность хорошего пищеварения или высокой сексуальной активности, отменное самочувствие или хороший ночной сон.
  
  Этик-Примит. Заботу о физическом здоровье возводит в ранг религиозного культа. Этик-Примит может даже проповедовать свой образ жизни, или выстраивать на основе своих взглядов целое философское направление. При этом основная направленность таких 'оздоровительно-философских' воззрений определяется доминирующей потребностью подтипа Примита.
  
  Эмоционал-Ментат. Ставит на один уровень по значимости чувства и разум. Иногда это приводит Эмоционала-Ментата к глубокому внутреннему противоречию, если возникает ситуация, в которой приходиться выбирать между 'Необходимо' и 'Хочется'.
  
  Эмоционал-Этик. Руководствуется общепринятыми нравственными или моральными ценностями и взглядами. Из-за этого Эмоционал-Этик нередко может вредить окружающим или даже самому себе, поступая 'как правильно' и не задумываясь над соответствием общественных норм конкретной ситуации.
  
  Ментат-Этик. Руководствуется интеллектуальной убеждённостью в необходимости делать добрые дела и служить благу общества или окружающих. Иногда эта убеждённость может вступать в противоречие с чувствами, но Ментат-Этик старается не придавать своим эмоциям значения, и действует 'как велит разум'.
  
  

Изменение мотивационной основы в составе личности

  
  Тип мотивационной основы в составе личности человека не остаётся неизменным на протяжении всей жизни, а может меняться под действием получаемого воспитания или приобретаемого опыта. Эти изменения могут быть как постоянными (например, Ментат вследствие духовного роста становится Этиком), так и временными (например, угодив на необитаемый остров, Ментат может стать Примитом до тех пор, пока не будут удовлетворены его основные жизненно важные потребности - еда, вода и т. д.).
  
  

Поведенческая первооснова 2: тип определения способа деятельности

  
  Второй фактор, формирующий особенности поведенческой стратегии конкретного человека - это тип определения способа деятельности.
  
  Известно, что люди по-разному подходят к решению поставленных перед ними практических задач. Кто-то пытается найти уже готовый способ выполнения поставленной задачи, а кто-то стремится проявить оригинальность и найти решение самостоятельно. По подходу к определению способа деятельности люди делятся на три типа: Статик, Самист, Рационал.
  
  

Статик

  При выполнении любой деятельности опирается на опыт - или свой собственный, или чужой. Если у Статика нет опыта в выполнении требуемой деятельности, то он ищет способ этот опыт перенять - спросить совета, прочитать статью или руководство, посмотреть видео и т. д. При этом полученные сторонние советы критической оценке практически никогда не подвергаются, а принимаются как есть. Если же перенять опыт не удаётся, то Статик отказывается от выполнения требуемой деятельности.
  
  

Самист

  Предпочитает все проблемы и задачи решать самостоятельно, не прибегая к чужому опыту. При этом, если решить поставленную задачу только своими силами не получается, то Самист или отказывается от выполнения задачи, или просит у кого-то помощи (не совета!). Свой собственный опыт, накопленный при выполнении ранее схожих задач, Самист тоже использует крайне редко или не использует вообще, предпочитая каждый раз решать поставленную перед ним задачу заново.
  
  

Рационал

  Руководствуется своим умом и чужим опытом в равной степени, сообразно особенностям поставленной задачи: при выполнении стандартных, знакомых задач использует накопленный опыт, а при выполнении незнакомых заданий любыми путями ищет способ осуществления требуемого - или спрашивает у окружающих совета, или придумывает решение сам. Рационал не пренебрегает посторонними советами, но подвергает их критической оценке и принимает лишь те, которые посчитает правильными.
  
  

Заключение

  Остаётся до конца непонятным в каком возрасте и под влиянием каких факторов у человека формируются та или иная мотивационная основа и конкретный тип определения способа деятельности. Вероятнее всего, речь идёт о сложном сочетании воспитания и наследственности, однако этот вопрос требует более фундаментального изучения, поскольку именно мотивационная основа и тип определения способа деятельности лежат в основе всей деятельности человека - формирование мировоззрения и мотивации, подход к решению различных задач и успешность в достижении требуемых результатов. Только глубокое понимание этих двух поведенческих первооснов поможет по-настоящему разобраться в структуре личности человека.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"