Трошин Борис Александрович : другие произведения.

Франциск Скарина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
   Обычно так и случается, что хороший сапожник остаётся без сапог. У плохого специалиста всегда наготове запасной вариант -чёрный выход, так как что неуверенность в своих силах порождает трусость, а трусость может успешно существовать только в системе обмана или полуобмана, что, вообщем, одно и то же, разница лишь во времени самоочищения загрязнённого источника.
  
   Так и Франциск Скорина не оставил после себя почти никаких сведений о собственной жизни, потому что посвятил эту жизнь книгопечатанию, новому делу, с трудом пробивающему себе дорогу сквозь буреломы средневековья.
  
   Распространять грамоту через книгу мудрости человеческого жития стало смыслом его плодотворной жизни.
  
   Ныне трудно представить современность без печатного слова. Печать всегда была мечтой человечества. Ещё в незапамятные времена, которые мы относим к доисторическим, успешно существовало "предметное письмо". Но "предметные письма" привязаны к одному конкретному событию. Человечество искало и находило другие средства фиксации событий, например, рисуночное письмо - пиктография.
   Пиктография - гамма ощущений художника, знаки - его эгоистичных заклинаний.
  
   - Нет письма, нет истории, - говорил народ эве, живущий в Западной Африке, изобретший оригинальное письмо, так называемое "пословичное". От пословиц, записываемых на любом удобном для хранения письма предмете.
  
  - Куда иголка, туда и нитка.
  - Горшок, стоящий на трёх камнях, не упадёт в огонь.
  
   Но письмена письменами, а попытки наладить печать знаков были многие века обречены на неудачу, до тех пор пока уже в наше время 3 июля 1908 года при раскопках дворца в Фиесте, что на острове Крит не был обнаружен плоский диск из терракоты /обожжёной глины/, датированный условно 1700 годом до нашей эры.
  
   Текст диска невелик: всего 241 знак, но ценность его в другом. Был найден древнейший штамп, древнейшая типография, возраст которой минимум 3700 лет.
   Задолго до первопечатников средневековья древние люди умели посредством станка множить письменные источники человеческой мудрости.
  
   Вернёмся в ближнюю историю отстоящую от нас не слишком далеко. Первопечатник в славянских землях, что первосвященник в обетованных краях. И тому, и другому приходилось доказывать, что именно этот путь может быть завершён успешно при условии полного одобрения со стороны народа и власть имущих.
   А для этого и тот, и другой должен быть в первую очередь сам уверен в непременном достижении своей цели.
  
   А цель такова: нести Слово Христово в народные массы, образовывать народ согласно бессмертным Заповедям. Потому что Заповеди Божьи и есть та идея, если хотите, идеология, в которой заключён великий смысл существования разума в человеке.
   Человеческое сознание таково, что впитывает любую науку, положительную и отрицательную, но только Разум может соотнестись с идеей Христа и обратить человека лицом к труду созидательному, помогает ему заглянуть в собственную душу и найти ответы на мучащие душу вопросы.
  
   Ф. Скорина родился в Полоцке. Полоцк - один из самых древних городов северо-западной части Киевской Руси. О нём находим упоминания в скандинавских сагах и Нестор вносит его название в свою летопись уже в 862 году.
   Ко времени рождения Ф. Скорины, а это приблизительно1490 год, Полоцк - столица удельного княжества.
  
   Семья купеческая. В доме достаток. Но сын Луки Скорины хочет учиться.
  Заканчивает Краковский университет, получает учёную степень бакалавра философии. Старательность его замечена. Он приглашён в Данию где некоторое время работает секретарём датского короля. Король замечает в нём дар целителя. Скорина успешно врачует и в 1512 году защищает в Падуанском университете учёную степень доктора лекарских наук.
  
   Но работа в канцелярии, хотя и королевской, не по душе молодому учёному. Он любит путешествовать, знакомится с величайшими представителями своего времени. В Праге осваивает дело книгопечатания. Мысль о том, чтобы скорее принести печатное слово на Родину не оставляет его.
  
   Он организовывает компанию и на средства пожертвованные и им лично заработанные издаёт в Праге 23 книги Библии на разговорном языке коренных жителей Белоруссии.
  
   Новое дело требовало больших издержек. Очень немногие современники понимали Франциска Скорину. Он ищет поддержки у церкви. Виленский епископ предлагает ему работу и Скорина честно отрабатывает полученные деньги.
   Из-за меркантильных соображений он женится на богатой вдове. Вдова имеет связи. Его приглашают в Германию к герцогу Альбрехту в Кёнигсберг. Но проект герцога о создании центра книгопечатания в Германии Франциск Скорина отвергает.
  
   Он думает о другом. Он хочет, по примеру западных печатников, основать книгарню в Белоруссии и России. Для этого собираются деньги, а так же талантливые юноши, которые обучаются на Западе книгоиздательскому делу.
  
   Наследие Ф. Скорины огромно. Он впервые в истории, первым среди равных
  осознал не только молитвенную роль Библии, но рассматривал эту священную книгу с познавательно-образовательной точки зрения, оценивал её художественные достоинства; философские, морально-этические и эстетические взгляды.
  
   Отдельно нужно говорить об оформительском искусстве Ф. Скорины. Он впервые осмелился сочетать черты древнего белорусского книжного украшения с достижениями графики эпохи Возрождения.
   Совершенна графика в книгах Скорины. Она отражает архитектуру городов, национальную одежду как белорусов, так и русских, и германцев. Воинские доспехи современников. Экзотический животный и растительный мир.
  
   Франциск Скорина - знаменитый наш соотечественник, возможно, менее известный, чем первопечатник Иван Фёдоров, но не уступающий ему в жажде служения Отечеству и народу, в среде которого он сформировался как большой учёный и удачливый практик.
  
   Известны слова его, исполненные в монограммах на некоторых гравюрах:
  
   Мир - в гармонии; Разум - в целесообразности; Духовность - от совести.
   Не каждому дано прочитать начертанное.
  
   Не копай под другом своим ямы,
   Сам ввалишься в ню...
  
   Что написано пером -
   Не вырубить топором.
  
   "Эсфирь" Библия.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"