В 1998 г. окончил истфак Казанского ГУ, к. и. н., член Союза российских писателей с 2000 года,церковный историк,экскурсовод. Любимое чтение - Достоевский, Шмелёв, Толкиен, Сент-Экзюпери, православная духовная литература. У Андрея имеется огромный, постоянно пополняющийся сетевой фотоальбом (http://fotki.yandex.ru/users/aroshektaev/albums/ Обновления см. в разделе "Смотрите также"). На многих фото в альбоме представлены объекты из церковно-исторических произведений и очерков по
Новолетие603k "Повесть"
Аннотация к разделу: В преддверии Рождества Христова и Нового года на странице размещены новые авторские путеводители А.Рощектаева: "Кострома" и "Зимнее Золотое Кольцо". Они могут быть полезны паломникам, путешественникам и всем неравнодушным к истории. Цикл "Берегите нахалов" дополнен пятью новыми рассказами.
Гораздо более подробная, чем в "Путеводителе..." история одной из древнейших обителей Казанской епархии, а также первого в Казанском крае Троице-Сергиева монастыря, чьи архитектурные памятники Иоанно-Предтеченская обитель унаследовала после его упразднения.
19.03.15 выложена расширенная версия путеводителя, включающая также очерки о ближайших окрестностях Ярославля: Великом Селе, Больших Солях (Некрасовское) и Николо-Бабаевском монастыре. В остальных разделах - незначительные правки.
В очерке также описана поездка в старинный городок Усолье - бывший центр строгановских владений. Фотоальбом - http://foto.rambler.ru/users/jediknight2/albums/55184099/
От автора: "Историческая повесть о событиях 1170 г., будто бы таких далёких - и таких близких. Уроки одной из самых кровавых братоубийственных войн в Древней Руси. Столкновение не просто двух воинских сил, а двух противоположных мировоззрений (говоря современным языком и с очень большой долей условности: "державного" и "демократического"). Поход "первого русского самодержца" Андрея Боголюбского на вольный Новгород, страшная битва и - Знамение от иконы Божией Матери. Что же оно значит для нас? Что нам в нём поведано?"
14.08.2020 загружена новая редакция с большим количеством правок (в основном, незначительных). // Проблема теодицеи (как совместить веру во всемогущего и благого Творца с наличием в мире страданий) - неподъёмная и страшная. Именно она является главным камнем преткновения на пути многих к вере. Со времён Иова всё новые и новые поколения людей не от хорошей жизни мечтают судиться с Богом, а спор Ивана и Алёши Карамазовых, кажется, не кончится никогда, пока стоит мир. Совершенно неожиданный выход из этого спора, который открыла героям сама жизнь, составляет сюжет новой повести Андрея Рощектаева "Верховный Издеватель". Настоящие проблемы не решаются логически: человек из них просто выходит, вырастает... как дай Бог и всем нам! Книга продолжает ось главных произведений А. Рощектаева: "Рай и ад" и "Новолетие". Если евангельским эпиграфом первой могло бы стать "Царство моё не от мира сего", второй "Будьте как дети", то третьей - страшные и непонятные для многих слова Самого Господа на кресте: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил".
От автора В этой книге я решил объединить очерки о поездках в два таких разных, но таких духовно похожих города: Псков в мае 2009 г. и Смоленск в июле 2011 г. Самые большие кремли России сохранились именно в этих легендарных, героических городах, близ западных границ нашей страны. Как правило, эти крепости первыми встречали многие вражеские нашествия. Обороны Смоленска 1609-1611, 1812 и 1941 годов, равно как и 26 оборон в многовековой жизни Пскова, история не забудет никогда! Но Псков и Смоленск - твердыни не только военные, но и духовные. Величайшие храмы домонгольского зодчества (много ли у нас в России осталось храмов XII века!), чудные памятники псковской архитектурной школы XIV-XVI вв., смоленского барокко XVIII в., грандиозные соборы двух кремлей... всё это позволяет говорить о настоящих твердынях небесных на земле. И в этом смысле, мало найдётся равных Пскову и Смоленску!
Всем любителям творчества А.Рощектаева! 1 июня 2019 г. на данной странице будет размещена новая повесть "Интернат при средней школе жизни", над которой автор работал более двух лет. Кто же не хочет убежать? Но побеги бывают разные - так же как и интернаты разные... Можно бежать, как во сне - мчишься, рвешься, а с места не сдвигаешься. Но таким манером далеко, конечно, не убежишь! Хотя, а умеем ли мы бегать по-другому? И не являемся ли мы все "немножко сиротами" даже при живых родителях? Или уж в таком деле "немножко не бывает" (как невозможно человека "немножко вешать, немножко убивать")? Вопрос на вопросе, а где же ответ? Похоже, ответ и побег - это одно и то же.
Работа 2003-2004 гг. p.s. Извините за "слетевшие" подстраничные ссылки - здесь их не получается корректно отображать. Впрочем, для широкой аудитории ссылки данного текста вряд ли представляют интерес.
Раннее произведение, написанное в возрасте 19 лет (1995 г.). Светлая, лирическая история, развивающаяся на фоне грозных политических событий в России 1993 года. Некоторые оценки автора могут показаться скороспелыми, образы Шизилова и Краснознаменникова - безусловно, утрированными, но, во-первых, произведение писалось "по горячим следам", когда ещё не остыл пыл борьбы, во-вторых, для молодости характерно слишком бескомпромиссное деление всего в мире на чёрное и белое. Взгляд автора в более зрелом возрасте на те же события отчасти отражает его рассказ "Незлобивое мужество" (2008 г.).
Об эволюции взглядов "православного экстремиста" под влиянием личности св. Гавриила Белостокского, о евреях и иудаизме, об октябре 1993, о прощении и ненависти. Из сборника "В гости к святым", из-за особой важности выложен и отдельно.
КНИГУ ИЗДАТЕЛЬСТВА ALTASPERA МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЗДЕСЬ: www.lulu.com/shop/andrey-roschektaev/novoletie/paperback/product-20657105.html /// Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. В творчестве почти каждого писателя -- или хотя бы в его задумках, - наверное, есть такая книга, которую он считает книгой своей жизни. Книгой, о которой мечтаешь-грезишь много лет -- в которой ты сказал бы максимум того, что хотел сказать здесь, на Земле, и с которой надеешься предстать на Суд Божий. В творчестве А. Рощектаева, по мнению самого автора, две таких книги: "Рай и ад" и "Новолетие". Если первая -- о Царстве Небесном, то вторая -- об отчаянной попытке человека, потерявшего самого себя, вырваться в это Царство через дружбу и любовь.
Это новая, заметно расширенная версия тутаевского очерка из "ВЦМГ". В первой поездке Андрей побывал лишь на Борисоглебской стороне Тутаева, а в январе 2009 посетил Романовскую - теперь читайте и о ней. Первая часть очерка также подверглась серьёзной правке.
В сборник вошли ранее опубликованные очерки "Хлынов-Вятка-Киров", "Славный город Слободской", "Успенский Трифонов монастырь" и 2 новых: "Великорецкий крестный ход" и "Николо-Великорецкий монастырь".
Арзамас От Выездного до Соборной площади. Храмы-исполины. Уникальный по своей архитектурной старине Арзамас обычно так же незаслуженно забывается (или, вернее, "пролетается") всеми путешествующими в Дивеево, как Калуга - путешествующими в Оптину. Из всех малых городов России можно сосчитать по пальцам те, которые хоть отчасти сопоставимы с Арзамасом по числу, размерам и удивительной красоте церквей. На 100 с небольшим тысяч населения здесь сохранилось 18 храмов. Многие из них являются признанными шедеврами своих эпох. Благодаря им, город стал "архитектурной энциклопедией" немного-нимало всего 300- летнего романовского периода в истории России. Великолепно сохранилась и гражданская застройка. Как метко выразился один мой ученик, 14-тилетний подросток, любящий путешествовать, Арзамас его "поразил своей законсервированностью". Есть города, гораздо более древние по времени основания, но сохранившие куда меньше архитектурных памятников. Арзамасу, недавно отметившему "всего-то" 440-летие, в этом смысле невероятно повезло. 1578 - первое упоминание русской крепости с таким названием: условно принятая историками дата её основания. Крепость была большая - об 11-ти башнях и 4-х воротах - но целиком деревянная, так что полюбоваться ею после пожара 1726 года мы уже не можем. Более древняя история этого места вообще тонет во мраке преданий. Поселение мордвы-эрзя существовало здесь как минимум с ХIII века. Само название Эрзямас (так оно когда-то произносилось) означает: "мордвин-эрзянин". Иногда писали "Орземас" - есть такое имя: возможно, так звали легендарного основателя. Другая легенда указывает на основателя по имени Теш. Вот откуда, очевидно, произошло название главной городской реки - Теша. Говорят, что мордва бежала сюда от нашествия Батыя. Эрзянский городок просуществовал более века и был разорён татарским ханом Булат-Тимуром около 1365 г. Впрочем, даже в 1552 г. шедшего на Казань Ивана Грозного на этом месте, по преданию, встречали какие-то эрзянские жители, доброжелательно настроенные к врагу своего врага. Так или иначе, приходится в очередной раз констатировать, что Россия - многонациональная страна, и даже наши самые "исконные" русские города чаще всего имеют финно-угорские названия. Иногда, как вариант, - татарские. Соседнее Дивеево было, по-видимому, вотчиной некоего мурзы Дивея. Город рос, терял значение крепости, но всё больше приобретал роль колоссального центра торговли. Здесь пересекались важнейшие тракты: от Москвы на восток, от Нижнего Новгорода на юг... Да и Макарьевская ярмарка была совсем рядом. А где ярмарки и купцы - там и богатейшие церкви! "В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII - XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными" - писал известнейший искусствовед и реставратор Н.Померанцев в 1926 г. С небольшим уточнением, что речь идёт о допожарной Москве (до её колоссальной перестройки 1820-40-х годов), можно согласиться, что это поразительно точное определение. Мы имеем дело с настоящим "арзамасским феноменом" в русской архитектуре. Как минимум, несколько храмов города по своим размерам и величию могут претендовать на звание кафедральных соборов всероссийского значения. О колоссальном Воскресенском соборе (одном из самых больших и величественных в нашей стране за пределами Москвы и Петербурга!) мы ещё поговорим подробно. Но совсем недалеко, в пригородном селе Выездном (то есть практически в черте города) стоит его "предтеча" - Смоленский храм, который моложе его всего на несколько лет. При его строительстве и оформлении были "опробованы" все те черты, которые потом в увеличенном виде предстанут в грандиозном сооружении на Соборной площади. Поэтому знакомство с арзамасскими храмами я начал именно с него. Между заливными лугами речки Теши и большим селом Выездным стоит могучим классическим монолитом видный издалека, живописно открытый с трёх сторон многоколонный белый храм соборного типа. С пятью огромными полусферическими куполами, с изящными портиками со всех сторон - несомненный шедевр XIX века. Но, при этом почему-то с высокой и тонкой шатровой колокольней в стиле XVII века. И - никакой дисгармонии! Удивительное, редчайшее сочетание, но здесь оно смотрится... как будто так и надо. На всю жизнь запоминается головокружительна панорама полей с единым собирающим центром - этой невесть откуда взявшейся доминантой. Очень похоже, будто и не зодчие её возвели, а замечательный художник в пейзаже дорисовал, как самый необходимый элемент. История этого арзамасского пригорода с его "собором" необычная. Вообще-то, нынешнее село - бывшая казачья Выездная слобода, лишь немногим более молодая, чем сам Арзамас. Царским указом сюда было переселено 600 казаков для несения дозора на засечной черте, пролегавшей вдоль Теши. Крепость и засечная черта были тесно взаимосвязаны. Жителям не удалось сохранить свои казачьи вольности, и уже в XVII веке Выездное стало помещичьим селом богатейшего рода Салтыковых. Тем не менее, строить огромный храм на месте двух прежних обветшавших церквушек
Сколько всего красивого сказано за тысячелетия о "любви к ближним", но часто даже те, кто это говорят, на практике живут так, словно нет на земле никаких ближних, одни чужие. Кого и любить, если "ближних"... как бы нет вовсе? Все от всех - далеко! В мире всеобщего торжествующего эгоизма и отчуждения, где даже пресловутая "воцерковлённость" (без любви!) оборачивается полной противоположностью и вызывает одну аллергию, два мальчишки-подростка пытаются отстоять свою дружбу, несмотря на то, что родители их находятся в глубокой ссоре.
Новый цикл очерков и рассказов, планируется продолжение. Рассказ "Незлобивое мужество" рекомендуется прежде всего, из-за важности выкладывается и отдельно.
Повесть основана на реальных событиях русской истории конца XV в. От автора: "Люди путают "страну" и "государство". Людям ласкает слух само слово "держава". Или даже "Держава" - вот так, с большой буквы, не иначе!.. Любовь к стране всё чаще подменяется языческим преклонением пред Державой и Державностью... и это почему-то названо "патриотизмом"! Историческая повесть "Держава земная" - об одном из очень маленьких, но очень показательных эпизодов вечного конфликта царства земного и Царства Небесного. Об остальном... заранее говорить не стоит - лучше прочитайте сами".
Вторая часть книги посвящена Пермскому краю и включает в себя очерки "Кама", "Пермь", "Кунгур", "Кунгурская ледяная пещера" и "Соликамск". Фотоальбомы - http://foto.rambler.ru/users/jediknight2/albums/54820128/ и http://foto.rambler.ru/users/jediknight2/albums/55184099/
Новый сборник очерков. Сюда перемещён очерк "Кириллов" из ВЦМГ - как "Кирилло-Белозерский монастырь", а также включены очерки "Чебоксары" и "Городец", ранее выложенные отдельно.
Написано под влиянием турпоездки на теплоходе Казань - Ярославль в июле 2006 г. Описаны Казань, Чебоксары, Кинешма, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. В фотоальбоме Андрея (см. ссылки) много снимков из этой поездки.
Авторский комментарий: "Книга об инстинктивном страхе человека перед безликой государственной машиной, которая, как ему кажется, всегда может его "посадить". Этот гипертрофированный страх героя опирается на историческую память о репрессиях: в нашей стране он передаётся от поколения к поколению. Действие происходит в начале 1991-го, но актуальность её, к сожалению, далеко перешла рамки той эпохи. Та зима, возможно, не совсем "последняя".
После многомесячного перерыва историк и писатель А. Рощектаев разместил новые очерки "Арзамас" и "Троицкий Островоезерский монастырь", посвящённые на этот раз ярким достопримечательностям Нижегородской области. На очереди очерки, посвящённые Елабуге и другим интереснейшим местам России, а также новые художественные произведения. В ближайший месяц будет доработан и существенно дополнен цикл "Великие церкви малых городов". Ждём наших традиционных читателей!
После многомесячного перерыва историк и писатель А. Рощектаев разместил новые очерки "Арзамас" и "Троицкий Островоезерский монастырь", посвящённые на этот раз ярким достопримечательностям Нижегородской области. На очереди очерки, посвящённые Елабуге и другим интереснейшим местам России, а также новые художественные произведения. В ближайший месяц будет доработан и существенно дополнен цикл "Великие церкви малых городов". Ждём наших традиционных читателей!
От автора: Сборник этот изначально не планировался как самостоятельная книга. Он сложился стихийно - по мере написания в разное время разных очерков о граде Угличе, его людях, его монастырях, его святых... Очерки эти разбросаны по разным тематическим сборникам. Здесь я решил объединить их просто для удобства читателей, чтоб всем желающим ознакомиться с этим городом не рыскать по разным книгам. Сюда вошли "Углич" и "Мышкин" (из книги "Великие церкви малых городов"), "Обители Углича", "Улейма и Дивная гора" (из книги "Знаменитые монастыри Руси"), "Храм Михаила Архангела в Бору" (из книги "В гости к святым"). Не исключаю, что этот импровизированный сборник может пополняться и дальше: Бог знает, какие ещё откровения преподнесёт любимый город, ставший для меня как бы маленькой Вселенной.