Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Словарь подтекста языка мифов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Словарь языка подтекста мифов | Назад
  
  
  
  А. И. Романовский
  
  Древние греки при создании мифов следовали давней литературной традиции, которая зародилась еще в Двуречье, когда использовался специальный язык образов, символов и знаков с известным значением и смыслом. Сообщения на таком языке, как аппликации, вплетал
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  В "Словаре" отобразились воззрения составителя, которые в некоторых случаях существенно отличаются от традиционных.
  Множество текстов древних греков выглядят сейчас, как шифрованные послания. Что хотела сообщить цивилизация, оставившая потомкам плоды, в которых до сих пор еще не до конца разобрались? Можно ли из остатков былого бытия, осколков исчезнувшего мира сложить истинную картину и дать ее точное истолкование? Как извлечь уроки из прошлого, проникнуть в смысл шифрованного кода и разгадать иносказания?
  Современная наука, как и ученые предшествующих веков, пытается разгадать загадки творцов мифов. Итогом явилось учение об искусстве понимания текстов, изложенное в книге Х. - Г. Гадамера "Истина и метод" (М. Прогресс, 1988). Основы философской герменевтики.
  Возьмем из этого учения идею об осознание языка и системы понятий, в которых осуществляется истолкование, догадки о прочтении косвенных знаков и чтении между строк.
  Вспомним также Сократа, который говорил, что текст - это душа, в которой писец набрасывает смысл, а живописец - картины к нему.
  Гегель писал об особой пригодности для образования изучения мифа и языка древних.
  Приходим к мысли о вырабатывании общего языка, необходимости понимать письменную традицию, следованию указаниям условленных меток и знаков, символов, образов и идей, ключей и прообразов.
  В результате, обобщив накопленный материал, появляется "Горный язык" - повествования мудрецов, в котором используются образы, символы и знаки с известным смыслом. А у мудрецов, как заметил еще трагик Еврипид, два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам. Этот язык подобен приемам купцов для тайного общения в многолюдном месте, когда условные, непонятные для других фразы помогали и обмануть простака, и предостеречь товарища по профессии от встречи с разбойником (такой словарь составлял В. И.Даль).
  Основная цель "Словаря" - дать краткое пояснение слов и терминов, употребленных творцами мифов. Исходя из повышенного общеобразовательного и культурного уровня читателей, для ряда общеизвестных слов не приводится их сегодняшнее пояснение. Ведь, как говорили еще древние "не для несведущих пишем".
  Примеры, иллюстрирующие применение толкований с помощью этого словаря, можно найти в книгах А. И. Романовского "Загадки Гомера" (М. АО "Мэйн" 1998) и "Глубины Эгейские" (Селянск, Мост 2002).
  Словарь рассчитан на любителей мифологического жанра. Его назначение - быть справочником при чтении старинных текстов. Желаем читателю плодотворных экскурсий в загадочные глубины веков и открытия истинного смысла темных мест старых текстов.
  
  Привожу некоторые тексты
  
  Братья - так называют людей, профессионально занимающихся одним делом (родство по деятельности): древние ученые, б куреты (др. племя полубогов, взрастивших Зевса), б матери Мелеагра (она сестра Леды). Значит лакедемонцы (спартанцы) это потомки куретидов.
  Вода - в - слова, речи, повествования: в-у можно вычерпать, плотину прорвало и в устремилась в брешь, в лить на пальцы (егип.), поливка в-ой из амфор (греч. миф о детстве Тесея).
  Гермес (греч.) - сын Зевса, внук Атланта, бог торговли, олиц-ет здравый смысл человека.
  Он посредник между богами и смертными. Должен был истолковывать людям повеления богов, а богам - просьбы людей. Отсюда ведет свое происхождение термин "герменевтика", означающий искусство толкований изречений оракулов, древних текстов, знаков, смысла чужого языка и т. д.
  Гефест (греч.) - бог кузнец олиц-ет умение, изобретательность, мастерство человека. Прозвище - хромец.
  Дух - основополагающая мысль, пронизывающая сочинение (дух произведения); верно говорят, что мысли Бога - это все многообразие материального мира; отсюда основополагающая мысль, пронизывающая все, в этом свете есть идея присутствия Творца: просвещения д (Пушкин), могучий горный д (инд. и перс.).
  Жемчужина - знак скрытого развития истины, как развитие ж-ы в плотно замкнутой раковине под покровом "тайны": в море мыслей нашел я ж-у смысла. (перс.)
  Жена - имя управляющей подсистемы человека (левого полушария мозга человека), переводчицы, исследовательской способности, хранительницы жизни человека; подруга ложа мужа, созданье творца.
  Знак (метка, помета) - слово несущее опознавательный смысл, что в тексте есть двойное содержание. Он, в отличие от символа, только указывает. См. колонна, столб.
  Источник - поток воды: и Гиппокрена (выбит копытом Пегаса), и Пирена (греч.), и бежал из тополиной рощи на зеленый луг (Гомер "Одиссея" о. Схерия).
  Искусство - может прятать искусство (скрытые или явные цитаты из других произведений, соединение разных текстов одного и того же автора, воссоздание чего-либо по признакам). "В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь" (парадокс О. Уайльда). Вводя скрытую или явную цитату, писатель надеется, что читатель знает или прочтет упоминаемую книгу.
  
  Колонна, Колонны - руководящий ориентир в мифах. Нужно обращать внимание на то, что находится рядом (между, под) с этими опорами.
  Лицо - на л-е можно отразить признаки чего-либо скрытого в оболочке образа: л м. б. закрыто маской (Гомер "Илиада"); л можно закутать словами, можно открыть, л было повернуто к нему (егип.), л, как месяц, л черное, л волосатое (перс.), л, как нежный лотос (инд.).
  Миния дочки - имеются в виду сочинения Миния, древнего жителя Двуречья. Его произведения Гомер в "Одиссее" представил покрывалом Левкотеи. Овидий с берегов Понта писал другу в Рим: "Минием пусть не блещет твой титул и кедром - страницы". В трех мифах "Метаморфоз" Овидия излагаются рассказы дочек Миния ("Тисба и Пирам", "Гелиос и Левкотея" и "Гермафродит"), в которых есть знания о макро- и микромирах и о человеке. Поэтому Миния можно считать основоположником философии (науки о познании).
  Могила - так обозначается место хранения духовных ценностей. М Тесея хранит знания древних о предвидении, м Нина - древние знания Двуречья.
  Море - словесное м, из воды древних повествований: Ионическое м - из старинных сказаний об Ио, Эгейское (Критское) м - более новые произведения; Сирийское м - связано с Нереем и нереидами и сохраняющее предания о культуре общей для эфиопов и персов (миф о Персее и Андромеде), Египетское м - связано с Протеем, Икарийское м, где погиб сын Дедала.
  Отец - первопроходец, основоположник какой-либо науки: имеет значение предка (егип.), тьмы загадок на сына обрушил ты разом, над которыми тщетно терзается разум (араб.), отцы Икара, Мелеагра с множеством лиц (Овидий), о письмен - Тевт (егип. сказка Сократа в "Федре").
  Перстень - образ символа. П с драгоценным камнем, как бы кусочком скалы, к которой был прикован цепью (кольцом) Прометей (греч.),
  Покрывало, покров, полотно, платье, сари, накидка, одежда, хитон (сорочка) - такими словами мифотворцы указывают на вставки в их сочинения всем известных повествований (тканей): покрывало Леды; на покрывало сидонской расцветки (покрывало Левкотеи) творец Пигмалион поместил статую Галатеи; накидка Тисбы; сари Дамаянти; тонкий хитон Телемаха.
  Рыбы - переносное название мифов. Также как р населяют воду, так и мифы содержатся в потоках древних сочинений: р нашли перстень (греч. миф о Посейдоне и Амфитрите).
  Стена - 1. образ прошедшего времени: с молчания, смерть - стена и при жизни никто не узнает высшей истины, скрытой за этой с-ой (перс.), 2. граница государства.
  Ткань - 1. см. Покрывало, 2. научила людей ткачеству Афина, поэтому за упоминанием в мифах ткани следует искать мудрость (науку), которая там отражена.
  Хлеб - мировоззренческие представления. Это слово часто встречается в старинных текстах и чувствуется, что речь там не всегда идет о хлебе насущном. Селянам хорошо известен сложный процесс от пахоты и сева зерен до сбора урожая, помола зерна, муки, замеса теста с дрожжами и брожения и, наконец, выпечки хлеба. Древние мудрецы увидели в технологии получения хлеба аналогию другого сложного процесса, а именно, выработку общих картин мироздания. Давно бытует выражение ?зерно истины? для обозначения чего-либо правильного в многочисленных, разнообразных мнениях о сложных явлениях или предметах какой-нибудь науки. Нужны усилия многих умов и время, чтобы из мнений выкристаллизовалось нечто правдоподобное. Этот процесс действительно подобен брожению. И, наконец, из зерен истины складывается картина знания и понимания изучаемого объекта.
  Думаю, что именно такой смысл вложили мифотворцы в слово "хлеб" в своих сочинениях.
  Шелк - указание на китайский стиль повествования, когда слова-намеки в тексте отправляют в другие произведения и читателю в точности известно, что стоит перед, а что после этих слов (ш-ая подстилка горгон).
  Шея (горло, зоб) - слово-метка (знак) означающее, что смысл данного текста может быть понят, исходя из другого текста, и нужно искать слова-намеки, указывающие на связь с мифом-разгадкой: ш в ярме еще не была (миф Овидия о Кадме), из шеи Медузы родился Пегас (греч. миф о Персее).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"