Романов Виталий Евгеньевич : другие произведения.

Люблю фантастику, которая цепляет за душу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью опубликовано в 7-м номере газеты "Просто фантастика" за 2003 год.



  - Пару слов о себе: образование, работа. Когда начал писать? Как попал на "Самиздат"?
  Мне 34 года, образование высшее техническое. Первый рассказ написал в девятнадцать лет, во время службы на Северном Флоте. Тем дням в моей жизни придаю особое значение, не отправили бы на Север - может, все сложилось бы иначе. Там - словно какую-то завесу прорвало. Многое по-другому стал видеть.
   Выходит, пишу лет пятнадцать. На "Самиздат" попал с библиотеки М.Мошкова, увидел, что открылся ресурс для начинающих авторов, решил воспользоваться любезностью Максима.
  
  - Ты был инициатором и организатором выпуска трех "самиздатовских" сборников. Для чего ты занимался этим? С какими трудностями пришлось столкнуться? Что было интересного, приятного, возможно, забавного?
   На "Самиздате" много интересных авторов. К сожалению, не все из них смогут "достучаться" до читателя. Есть куча "непроходных" жанров. Скажем, у фантаста или детективщика выше вероятность публикации. А вот проза или стихи... И еще, шансы тех, кто не пишет романы по 15 авторских листов, тоже невелики, даже если произведения в жанре фантастики. В итоге, видя интересных авторов, пытался как-то помочь им. Книги вышли, значит, ребята получили читательскую аудиторию, пусть и небольшую.
   Трудности? Самое тяжелое - грамотно выстроить процесс издания таких сборников. Ведь в Рунете никто не делал чего-то подобного, по уровню сложности. Пример: редколлегия, что работала над первой книгой, территориально была расположена в пяти странах мира. Когда в Китае наступал вечер, в Англии еще рассветало. Попробуйте в таких условиях организовать нормальное обсуждение текстов. Авторы в девяти странах, чуть ли не в тридцати разных городах, с каждым надо решать организационные вопросы. И это все - исключительно по переписке.
   Что было приятного? Очень запомнилась искренняя радость авторов, когда они, после долгого ожидания, брали в руки сборники. Для многих публикации в книгах были первыми. Вдвойне приятно, что сборники не стали "коллективными могилками", как часто называют книги, изданные на средства авторов. Ребята "расправили крылья", "полетели". Кстати, некоторые имена уже хорошо известны читателям. Например, А.Пехов ныне издается в "Армаде", где вышли два романа Алексея, готовится третий. Лора Андронова, за год успела напечататься в журналах "Искатель", "Полдень, XXI век", "Звездная дорога", "Уральский следопыт", "Порог", в газете "Просто фантастика" (рассказы "Черная полоса", "Подгадыш" - Ред.).
   Может, кто-то слышал фамилию "Романов", надеюсь, что публикации в "Технике молодежи", "Искателе", "Просто фантастике" не оставили читателей равнодушными. А некоторые юмористические рассказы по три раза напечатаны в газетах Украины и России, их даже в рассылки анекдотов приноровились вставлять, только имя автора любят отрезать. В общем: "Виталий Романов, слова и музыка народные".
   О забавном. Да, теперь можно относиться к этому с улыбкой. Когда мы только начинали проект и еще лишь мечтали о выходе первой книги, активно обсуждался вопрос: для чего это Романову и компании? Было три варианта:
  - Чтобы спереть деньги у глупых авторов-лохов и скрыться;
  - Книг выпущено не будет, у "редколлег" есть желание пропиарить свое имя, заработать дешевую славу;
  - Жюри затеяло возню, чтобы бесплатно напечатать себя.
   Теперь, когда книги изданы, авторы оказались не лохами, а дальновидными людьми, вверившими "кровные" в надежные руки, у меня набежало три десятка публикаций в сборниках, журналах, газетах - могу вспоминать те времена, как забавные.
  
  - Зачем вообще человек, имеющий определенную профессию, постоянную работу, семью, начинает писать фантастику, тратя на это силы, свободное время, деньги?
   Ну, тут я вряд ли скажу что-либо новое: видимо, просто не может молчать. Рвется что-то наружу... И здорово, что у людей внутри Огонь, что живет Голос, не дает спокойно спать.
  
  - "Самиздатовские" сборники - способ заявить о себе, прославиться, помочь прославиться другим? Что-то другое?
   Изначально ставилась задача: разработать механизм выпуска книг за счет авторов, научиться доводить сборники до читателя. Прославиться таким способом трудно. Вон, три книги сделаны и опыт был уникальный, а славы я что-то не вижу. Впрочем, это неудивительно. К "самопальным" сборникам профи относятся очень настороженно, доминирует мнение, что за свой счет печатаются только отпетые графоманы. Но я уже говорил, наши авторы перерастают уровень самиздатовских сборников и в ближайшие годы громко заявят о себе.
   С другой стороны, было интересно попробовать силы в рисковом проекте. Так сказать, сложить мозаику из кучи маленьких деталек. Надо было все начинать с нуля. Интересно и опасно - а вдруг сорвешься? Но мы прошли этот путь, издали книги, в общем, все получилось.
  
  - Что ты испытал, впервые взяв в руки книгу со своим рассказом?
   Когда в первый раз берешь книгу со своим рассказом - испытываешь очень сложное чувство. Это не передать словами: смесь восторга, желания стоять на голове, просто умопомешательство. Осознание того, что Твое Слово услышат многие люди - сильная штука. И большая ответственность.
  
  - Писательство, активное участие в жизни "Самиздата", проведение конкурсов, общение с другими самодеятельными авторами - часть твоей жизни или "другая жизнь"? Как относятся к твоему творчеству и Интернет-деятельности близкие, знакомые, сотрудники?
   Пожалуй, это отдельный "психологический план", который делает жизнь более объемной, насыщенной. Иногда останавливаешься на пути, оглядываешься, задаешь вопрос: а что ты сделал, такого-эдакого? И теперь мне есть, что ответить: я посадил "дерево", пусть и виртуальное. Может, через десять лет из наших сетевых конкурсов и малотиражных сборников вырастет новое поколение писателей... В общем, я и так уверен, что вырастет. Вот увидите.
   Теперь про отношение к этому. Семья от моей "сетевой" деятельности не в восторге: такая работа отнимает время и нервы, а взамен ничего не дает. Коллеги "по службе" не в курсе, что я чем-то, кроме работы, занимаюсь. Я не афиширую свою творческую активность.
  
  - Если бы "Самиздата" не было, попытался бы ты создать подобный ресурс самостоятельно или действовал бы как-то иначе? А если бы вовсе не было Интернета?
   Если бы не было "Самиздата", я бы не встретил огромное количество интересных людей! Я никогда не стал бы делать то, что сделал Максим Мошков - то есть пытаться организовывать сайт. Мне не хватило бы времени, ума, знаний. Так что не было бы ничего, а мои собственные тексты, скорее всего, валялись бы в столе. Ведь и на издателей я вышел через "Самиздат". Так что роль сайта Мошкова в моей биографии нельзя недооценивать.
  
  - Виртуальному собеседнику легче довериться, но, не видя и не зная человека, легче и нарваться на грубость, на необоснованную критику. То, что самиздатовские авторы не встречаются друг с другом в реале, помогает общению или мешает?
   В жизни многие авторы никогда не смогли бы встретиться. У нас есть люди, обитающие в Китае, Эквадоре, Австрии, Дании, Англии, Канаде, США, Германии. Конечно, есть россияне, украинцы, белоруссы. Да и из других стран народу немало, мне не перечислить. Так что выход один - общаться виртуально. Конечно, тем, кто живут в одном городе, проще - всегда есть возможность пообщаться "вживую", опрокинуть стакан, прийти к консенсусу. А вот когда в разных странах... Но в чем-то это даже интересно - можно не знать человека, не видеть на фото, зато дорисовывать его таким, как удобнее. То есть, по сути, окружить себя "виртуальными" людьми, которые где-то живут, что-то пишут, отвечают на эл.почту, но иногда ведут себя совсем не так, как должна была бы вести придуманная модель. Забавная игра, мне нравится.
  
  - Среди твоих рассказов, с которыми имели возможность познакомиться читатели "Просто фантастики", были и смешные, и грустные, и легкомысленные, и философские. А какую фантастику предпочитаешь ты (в смысле - читать)?
   Ту, которая цепляет за душу. Если текст о людях: о счастье, боли, ненависти, любви, о чем-то смешном или трагичном - это мое. Главное - сопережевание, погружение в мир, придуманный автором, а жанр не очень важен. С трудом перевариваю "сухие", неискренние книги.
   Кроме фантастики люблю детективы - загадки на логику.
  
  - В ближайшее время в издательстве "Сталкер" выходит твоя первая "сольная" книга. Расскажи, пожалуйста, о ней.
   Да, в ближайшие месяц-другой - можно "ловить" в магазинах. Я благодарен издательству "Сталкер" за то, что обратили на меня внимание. Дебютная книга составлена из двух повестей "Arachnida Time" и "Огонь Памяти", а также рассказа "День из непрожитого лета". Что сказать? Все эти вещи написаны в 1991-93 годах, вон у них какая выдержка - десятилетняя. "Арахниду" многие считают моей лучшей вещью (даже Мошков не очень ругает, большая редкость), она в интернете широко известна, расползлась по многим сайтам. Входит в десятку лучших работ "Самиздата" в жанре фантастики, линк на нее стоит с Либ.Ру, библиотеки Мошкова. Рассказ "День из непрожитого лета" уже печатался в журнале "Техника молодежи". Все три работы сборника я бы отнес к жанру "психологическая фантастика". Говорить о своих вещах трудно, попробую представить книгу словами "Сталкера", с обложки:
  "Добро пожаловать в ИДЕАЛЬНУЮ ТЮРЬМУ БУДУЩЕГО.
   Отсюда невозможно бежать - да идея побега и не приходила в голову еще никому из оказавшихся в месте, которое на здешнем жаргоне "нежно" называют Банкой.
   Попавшие сюда - МЕРТВЫ, вычеркнуты из списка живых, подчинены единственному закону - в Банке ВЫЖИВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ.
   И нет на свете ничего страшнее Банки - места, ОТКУДА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
   Но однажды в этот ад приходит ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ человек, за большие деньги согласившийся участвовать в чудовищном эксперименте - продержаться в Банке ДЕСЯТЬ ДНЕЙ.
   Десять дней - в Преисподней.
   Десять дней - там, откуда НЕТ СПАСЕНИЯ."
   Думаю, купившие книгу не будут разочарованы. Хотя, чем больше времени проходит с момента создания вещей, тем острее понимание, что надо работать профессиональнее. Есть чему учиться. И все же, я уверен: книга "Время пауков" запомнится читателю.
 
 
  Беседовала Ольга Опанасенко


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"