Принципы, по которым производился разбор произведений, следующие:
--
Жанр "готической" новеллы, первоначально возникнув на волне интереса к средневековью, вовсе не означает буквального следования средневековым атрибутам и воспроизведение декораций давно исчезнувших времен, довольно поверхностных и искусственных. Поэтому предпочтение отдавалось рассказам, в которых автор сумел в современных реалиях углядеть элементы готики ("готическое" - значит таинственное, необъяснимое, страшное). Именно такое сочетание и было по-настоящему страшно.
--
Далее обращалось внимание на идею и моральную ценность рассказа.
--
Языковое исполнение. Тут придирки не были столь велики, поскольку стиль всюду надо править, иное дело, стоит ли рассказ подобных затрат, или его проще выкинуть в мусорное ведро и написать другой.
--
нетрадиционное решение задания (т.е. если в рассказе присутствует замок, кладбище, подземелье, традиционный призрак с его местью, и тому подобные аксессуары - фантазии у автора маловато и ни на что большее, чем на плагиат, он не сподобился).
Да, и последнее: мнение сугубо личное, ни к чему не обязывающее.
--
Ключ от Последней Двери.
Доставил искреннее наслаждение. В качестве места действия взят совершенно неготический объект - завод. Но в нем так неожиданно развернулись события, так мастерски был найден "готический момент", что оторваться было невозможно. Новая мифология. Чего только стоят образы-призраки 12 вечных рабочих, которые рассыпаются в прах после прочтения приказа об их увольнении. Или образ Забытого Токаря, или же проклятого Директора. Понравился и юмор (может, иногда перебор с сарказмом, но это извинительно). Моральная ценность рассказа - изображение жути жизни рабочих, проявление сочувствия к их забыченной судьбе.
--
Пристанище - об умершей Матрене, Ксюше и призраке Егоре. Тут тоже на вполне реальной и колоритной деревенской тематике выстроен сюжетец с обольщением призраком девочки. Страх нагнетен в достаточном количестве. Живой язык. Нестандартная концовка. Жуть окончательного разрешения ситуации: Егор завлек девочку, чтобы ее убить и таким образом освободиться от пребывания в доме. После этого дух Ксюши становится пленником дома, а призрак, в которого она влюбилась, спокойно ее покидает.
--
Туманный призрак - тут действие происходит в Карпатах. Вторжение в реальную жизнь мистики впечатляет. Может, чересчур длинноваты описания облаков с контуром женщины, не очень согласован конец - с исчезнувшей фотографией призрака можно бы и покруче обойтись. Но в целом хорош. Моральная ценность - месть погибшей по вине мужа жены: путем постоянного напоминания о себе (через сны гостей, природу и т.д.) она приводит его в итоге к самоубийству. Призрак тут - это укоры совести.
--
Перерождение - о таящихся в глубинах таинственных силах, которые несут с собой неведомое перерождение. Девочка, которую касается эта сила, в итоге физически или психологически перерождается в монстра-убийцу. Действие происходит в конкретной местности, даже речка указана - Орель. Кстати, не поленилась уточнить топоним: действительно, название происходит от "орла", а означает - подниматься, взлетать. Хорошо подана магия местности.
--
Доктор Мортимер и его анатомический театр - понравилось из-за стеба на всевозможные ужастики, такая гремучая смесь самых известных сюжетов. Образ шкатулки-склепа действительно ужасен, а сама идея - заведение игрушки с попавшим в нее героем по желанию странного доктора и бесконечные проигрывания героем жуткой сцены соития с мертвецом - достоин самой крутой "готической" закваски.
--
Господин М. - тут вроде бы действие происходит на кладбище, но сюжет обыгран в таком свежем ракурсе, что прочитался с удовольствием. Во-первых, реалии совершенно современны - кладбищенский сторож, машина. Во-вторых, само решение проблемы - возврат трупа в могилу своей былой возлюбленной, эдакое проявление абсолютной верности - трогает. Идея и вытягивает рассказ сюда.
--
Носорог - тоже действие происходит на современном нам пространстве. Тут скорее не чистая "готика", а взгляд изнутри, из-за чего ужас в организме не вырабатывается, но написан рассказ хорошо. Может, некоторый перебор с соплями героя, я бы подсократила. Но идея достойна.
--
Хронотоп - действие происходит в поезде, который, как со временем оказывается, совсем не такой как все поезда: он пуст, в нем появляется странный человек в шляпе, поезд едет без остановок и в итоге герои начинают в нем исчезать. Ужас - в необратимости. Идея: редкий дар видеть за нашим миром иной - является роковым, поскольку ведет к гибели. Что-то в таком роде. Моральная ценность - соприкосновение с таинственным опасно, это метка, которую получает человек.
--
Еще раз о любви и мести - прекрасно написан рассказ, и концовка необычна, и образы выпуклы, и композиция интересна. Не хватает достоверности, Франция под пером русского человека выглядит ненатурально, что, впрочем, вполне естественно. Если бы этот момент как-то пояснить или обыграть, вышла бы куколка.
--
Зло - о перевозе грешников неким капитаном в ад. Место действия - корабль. Моральная ценность - кара за зло. Сюжет смят.
--
Лунный заяц - речь идет о полученной мальчиком голубой шкатулке, в которой таится его будущее убийцы. Это легенда о зарождении кровавого Фреди (Крюгера?). Был бы хорош, не подведи так стиль. Ляпсус на ляпсусе и ляпсусом погоняет.
--
Дорога Зла - о заманивании Лесником жертв в свой лес к Черному алтарю для создания своего перевернутого мира. Одной из жертв становится его жена Вита. Антураж смешанный: современный нам мир, дача, лес, фэнтезийный мир (иномирье?), в котором в страшном виде обитают все жертвы. Идея непонятна.
--
Тайна замка Вардач - типично "готический" антураж: замок, склеп, призрак Голема, жертвоприношение. Свежая идея: добровольное принесение себя в жертву ради освобождения созданного когда-то жуткого Голема.
--
За грань - мальчик ищет девочку, а в результате находит Ангела смерти. Такова идея. Готикой и не пахнет.
--
Зло - некий корабль везет пассажиров неведомо куда, потом пассажиры начинают умирать, некто их оживляет путем введения какого-то раствора, затем на корабль обрушивается гигантская волна, и все "очучиваются" на неком острове с замком на верхотуре. Героиня Беатрис начинает восхождение к нему в уверенности, что это рай, а в это время другие оживленные монстрообразные пассажиры злорадно потирают руки: они-то знают, что это ад. Идея - перевоз странным капитаном (Хароном?) грешников в адское место. Элементы декоративной готики присутствуют на корабле: атмосфера странности и необъяснимости, оживление трупа, тайна записки Беатрис (признания?), таинственный капитан, черная волна.
--
Правосудие о падшем ангеле - смятая зарисовка падения ангела. Антиготика.