И. Дж. Роун : другие произведения.

Проблема объединения Италии в наследии Дж.Гарибальди: национальный аспект

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.69*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ознакомительная работа, основанная на анализе книги мемуаров Джузеппе Гарибальди.


Проблема объединения Италии в наследии

Джузеппе Гарибальди: национальный аспект

Москва 2010

   Содержание
  
      -- Введение
      -- Обзор источника
        -- История создания
        -- Надежность
      -- Обзор литературы
      -- Исторический обзор политического положения в Италии
        -- Италия с начала XIX века
        -- Ранние годы Джузеппе Гарибальди
        -- Джузеппе Гарибальди и Италия с середины XIX века
        -- Рисорджименто
      -- Проблема объединения Италии: национальный аспект
        -- Национализм и патриотизм
          -- Общеизвестные понятия
          -- Национализм в понятиях Гарибальди
        -- Гарибальди и нация
        -- Национальный вопрос и проблема объединения Италии
        -- Пожелания "молодым итальянцам"
      -- Заключение
      -- Источник
      -- Литература
      -- Приложение
  
  
  
  
  
  
  
   Мы преданы миру, праву, справедливости. И все же нам приходится в заключении вспомнить слова одного южноамериканского генерала: "La Guerra es la verdadera vida del hombre!"[1]
  
      -- Введение
   История борьбы героя итальянского народа Джузеппе Гарибальди за объединение Италии и по сей день является достаточно известной. На эту тему было написано много научно-исследовательских и публицистических работ, затрагивающих различные, не только исторические, но и политические, социальные и пр. аспекты.
   В данной работе была поставлена следующая цель: используя источник, описать национальный аспект проблемы объединения Италии в видении Гарибальди. Перед исследователем, соответственно, стояли следующие задачи: определить, какие мысли автора можно отнести к национализму или патриотизму, как различаются эти понятия; что именно Гарибальди пишет о нации, как он ее понимает; как связан национальный вопрос с проблемой объединения Италии, по мнению Гарибальди; какие пожелания "молодым поколениям итальянцев" он оставляет как наследие.
   Дополнительно в работе дан исторический обзор политического положения в Италии с начала XIX века и биография Джузеппе Гарибальди, рассмотренная в контексте участия в этих событиях. Также дается общая справка об эволюции движения "Рисорджименто", которое оказало огромное влияние на взгляды Гарибальди.
      -- Обзор источника.
        -- История создания.
   В работе были использована книга "Мемуары" Джузеппе Гарибальди, для ответа на поставленные вопросы. Отношение к этим мемуарам у разных исследователей может быть неоднозначное: от того, "чтобы познать истинного Гарибальди, лучший способ - чтение его "Мемуаров"[2] до "из-за множества вариантов воспоминаний, а также исправлений, вносившихся разными людьми и в разные годы, в них остаются некоторые неточности и несоответствия". [3]
   Над своими "Мемуарами" Гарибальди работал с 1849г и до своей смерти. Еще при жизни он отдал часть своих записей американцу Т. Дуайту, Александру Дюма-отцу, немецкой писательнице Э. фон Шварц, итальянскому генералу Ф. Каррано. В 1888 г. был издан окончательный вариант мемуаров, исправленный другом Гарибальди А. Лемми и его старшим сыном Менотти. Без редакционных исправлений полностью воспоминания были опубликованы в Италии в 1907 г., а затем перепечатаны в национальном издании в 1932 г. Полное академическое издание на русском языке под редакцией С.Д. Сказкина, с комментариями В.Е. Невлера вышло в серии "Литературные памятники" в 1966 г. Это издание было использовано в данной работе.
   Помимо "Мемуаров" в разные годы Гарибальди оставил множество писем и прокламаций, при использовании которых можно создать некое субъективное представление о социально-политических взглядах автора, но в определенный период времени (дата публикации). Однако данная задача не ставится в данной работе.
        -- Надежность.
   Источник представляет собой автобиографию, поэтому должен рассматриваться именно с этих позиций. А именно, различать индивидуальность и биографию, позиции автора, писателя, главного героя и читателя. Феномен автобиографии/биографии в настоящее время активно изучается, однако существует заметное различие взглядов на это явление среди исследователей.
   Любой творческий порыв, реализуемый на бумаге можно систематизировать, выделив в нем ряд черт. Между двумя конечными точками - писатель-читатель, располагается ряд обстоятельств, определить которые можно в процессе анализа текста или исторического окружения, в котором находятся автор и его читатель. Получив правильные ответы на вопросы: с какой целью был написан текст, что послужило мотивом для создания, чего хотел добиться автор, какому читателю текст предназначался, какие поступки должен совершить читатель после прочтения - исследователь получит целостное представление о произведении.
   Перед исследователем с самого начала становится немаловажный вопрос - определить автора и жанр литературного произведения - биография или автобиография?
   С одной стороны, автобиография - это не только реконструкция автором своего прошлого, но одновременно и его интерпретация, обусловленная, в конечном счете, задачей самопознания.[4] С другой стороны, основной предмет критики - определения "реальный человек" и описание "своего собственного бытия". Поэтому тщательное изучение литературного текста рождает новые вопросы - в чем различие между "автором", "писателем", "пишущим", "рассказчиком" и "главным героем"?[5] Возможно ли воспринимать цель написания данной книги как попытку Гарибальди возвеличить самого себя и навечно заклеймить своих противников?
   Ответы на такие вопросы чрезвычайно важны для ответа на поставленный вопрос, каким был национальный аспект проблемы объединения Италии в видении Гарибальди, и какие пожелания на эту тему он оставлял в наследие, завершая свой труд над "Мемуарами".
      -- Обзор литературы.
   О Гарибальди написано тысячи книг, брошюр, очерков, статей, как в нашей стране, так и за рубежом. Эти произведения затрагивают все аспекты его жизненного пути и деятельность, рассматриваются различные мысли Гарибальди, касательно многих политических, социальных и культурных направлений развития итальянского общества в целом. Проблема объединения Италии, ее переосмысление и оценка деятельности самого Гарибальди являются наиболее важными темами исследований. [6] Практически невозможно даже кратко охарактеризовать огромную зарубежную историографию почти на всех европейских языках. Поэтому для работы над данной темой были выбраны следующие вспомогательные монографии, касающиеся не только обзора биографии Гарибальди, но и вопросов, связанных с понятиями "национальный".
   Из современной литературы нужно отметить статью Муромцевой О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди: современный взгляд [7]. В своей статье автор приводит достаточно объемный раздел историографии, касающейся различных направлений исследования деятельности Гарибальди, его биографию, рассуждает о политических идеалах и состоянии итальянского общества того периода, а так же изучает дополнительные источники - письма и прокламации. Большая глава посвящена наследию Гарибальди и развитию итальянского национализма - ирредентизма[8], который потом в XX веке был трансформирован Муссолини в новое направление - итальянский фашизм, который считал его наследием Гарибальди и всячески популяризировал своего героя.
   Использование для написания данной работы главы "Итальянская философия в эпоху Рисорджименто. Итальянская философия эпохи Рисорджименто. Общие черты" из произведения Дж. Реале, Д. Антисери. "Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней"[9] позволило проследить развитие философской мысли в Италии, в которой подробно излагаются взгляды идеологов и философов того времени на современность и будущее Италии. Труды этих мыслителей, несомненно, оказали огромное влияние на идеологическую составляющую национального движения Рисорджименто, поэтому важно было понять, кто именно повлиял на взгляды Гарибальди в этот период.
   Проблемы определения и формулировки понятия "национализм" подробно рассматриваются в труде американского историка Г. Кона "Национализм: его смысл и история"[10]. Автор рассматривает развитие самого понятия в контексте исторического времени, выявляя его истоки, причины пробуждения, связь с традицией и революционными движениями. Национализму во время Рисорджименто посвящена практически целая глава с подробным описанием исторических событий, философских воззрений и практического использование национальной идеи как объединяющей силы для борьбы за будущее Италии.
   В дополнение к фундаментальному труду Г. Кона была использована еще одна работа - Д.Оруэлла "Заметки о национализме"[11], в которой автор тоже насматривает понятие "национализм", определяет формы и виды этой новой философии, приводит примеры не только крайне-националистической личности, но и факты проявления этого явления в мировом масштабе. Оруэлл пытается также классифицировать национализм и дать подробные описания каждому подклассу. Выделяет и описывает "патриотизм", как положительное явление, которое не имеет ничего общего с национализмом и не должно с ним смешиваться.
      -- Исторический обзор политического положения в Италии.
        -- Италия с начала XIX века.
   К 1789г, времени свершения Великой Французской революции, Италия была разделена на девять государств. Во время наполеоновских войн вся территория страны была занята французскими войсками. До 1814г карта Италии многократно изменялась, например, Наполеон создал на севере итальянское королевство под управлением своего пасынка Богарне, на юге - Неополитанское королевство во главе с генералом Мюратом, а почти всю остальную территорию присоединил к французской империи.
   Согласно решениям Венского конгресса 1815г, вся Италия была поделена на восемь государств и опять оказалась в раздробленном состоянии. На севере Ломбардия и бывшая Венецианская республика были соединены в Ломбардо-Венецианскую область под управлением Австрии, на северо-западе - Сардинское королевство (Пьемонт) с королем Карлом Альбертом из Савойской династии на престоле; в центральной Италии выделились герцогства Парма, Модена, Тоскана и Лукка с австрийскими ставленниками, а так же - Папское государство. На юге располагалось королевство обеих Сицилий (Неаполитанское королевство и остров Сицилия), где господствовала испанская ветвь династии Бурбонов.
   Тайное общество карбонариев ("угольщиков")[12] возникло в 1808г на юге и ставило своей целью борьбу за независимость Италии ее объединение.[13] Это движение активизировалось в 1820-1821гг, когда карбонарии возглавили революционное движение в королевстве Обеих Сицилий и в Пьемонте так, что восстали военные гарнизоны, монархи были вынуждены провозгласить конституции, однако вскоре революции были подавлены с помощью австрийских войск. В 1831г восстания охватили герцогства Парму, Модену, в которых были учреждены революционные правительства, и Папское государство, но так же были подавлены австрийцами.
   В этом же году одним из карбонариев, журналистом с юридическим образованием, Джузеппе Мадзини в Марселе создается общество "Молодая Италия", идеи которого в последующем будут играть немаловажную роль в революционном движении.[14]
   В середине 40-х годов в Италии начался новый подъем революционного движения. В этих условиях правители некоторых государств начали проводить реформы. Папа Пий IX, занявший священный престол в 1846г тоже провозгласил некоторые уступки, но подобные либеральные шаги были истолкованы политическими течениями, как желание государей тоже выступить за освобождение и объединение Италии. Подобные заявления привлекли внимание низших слоев общества, и по стране прошла волна демонстраций и стихийных выступлений городской бедноты и мелкой буржуазии.
        -- Ранние годы Джузеппе Гарибальди.
   Джузеппе Мария Гарибальди родился 4 июля 1807г в Ницце. Он получил начальное образование у священников (итальянский и английский языки, каллиграфия, математика, римская история) и в 15 лет выбрал профессию своего отца, став моряком. В 1833г он встречает своего сверстника Джузеппе Мадзини (1805-1872гг) и вступает в тайное революционное общество "Молодая Италия". В этом же году по пути в Константинополь, он знакомится с изгнанными из Парижа социалистами-утопистами, последователями Сен-Симона [15], и увлекается их идеями.
   Полностью разделяя революционную позицию Мадзини и его сторонников, Гарибальди принял участие в заговоре в Савойе (начало 1834г), который провалился, и Гарибальди заочно был приговорен к смертной казни, потому что вынужден был скрываться сначала во Франции, а потом иммигрировать в Южную Америку. В 1837-47гг он принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке (Рио-Грандской республики за независимость, Уругвая с Аргентиной)[16], во время которых получил немалый опыт ведения боевых действий. В основном, Гарибальди занимался пиратством на кораблях правительств, которым служил, командовал небольшими флотами или сухопутными войсками.
   В 1847г Пий IX объявляет всеобщую амнистию для политических заключенным, позволившую многим эмигрантам вернуться на родину, а в Турине граф Кавур [17], сторонник либеральных идей, начинает издавать газету "Рисорджименто" ("Воссоединение"[18]), что тоже явилось сигналом для возрождения патриотических сил в стране.
   В Южной Америке боевые действия переходят в фазу дипломатических переговоров, поэтому услуги профессиональных военных становятся невостребованными, поэтому Гарибальди, отказавшись от земельных пожалований, вместе со своими боевыми товарищами собирает средства на обратную дорогу домой и возвращается в Италию, где начинает предлагать свои услуги правительствам различных земель.
        -- Джузеппе Гарибальди и Италия с середины XIX века.
   Надежды Гарибальди по возвращении в Италию (1848г) принять активное участие в боевых действиях не оправдались - итальянцы терпели поражения от австрийской армии, подъем национально-освободительного движения начал спадать.
   Первые инициативы Гарибальди по созданию войска волонтеров были отвергнуты сардинским королем, а защитники Милана обратились к нему слишком поздно, однако, Гарибальди удалось собрать вооруженное формирование и вторгнуться на швейцарскую территорию, где он потерпел поражение, но его имя стало очень популярным в Италии. Особенно, когда его небольшое войско продолжило свои странствия по землям Италии, и, претерпевая многочисленные решения, достигло Рима, где в 1849г Гарибальди поддержал временное правительство, был избран в парламент.
   В начале того же года избранный президентом Франции Луи-Наполеон организовал интервенцию против итальянской революции, и военная эскадра под командованием генерала Удино подошла в конце апреля к стенам Рима. Гарибальди и его войску удавалось противостоять французам до начала июля, но потом он покинул Рим, направившись на север, в ходе кровопролитных боев за восемь месяцев достиг Пьемонта, где распустил остатки своего войска. Таким образом, революция в Италии 1848-1849гг потерпела поражение.
   Последующие годы Гарибальди живет в Тунисе, потом в Нью-Йорке, плавает по Тихому океану, и в 1854г возвращается в Италию, где селится на острове Капрера и занимается сельским хозяйством. До 1859г его полководческие таланты остаются невостребованными.
   Во время второго изгнания Гарибальди в Сардинском королевстве произошли значительные события - трон занял новый монарх - Виктор-Эммануил, во главе правительства встал крупный государственный деятель Камилло Кавур. Сардиния приняла участие в Крымской войне 1854-1855гг и получила совещательный голос на Парижском конгрессе. В 1858г при личной встрече Кавура с Наполеоном III было достигнуто соглашение, по которому Франция обязывалась содействовать присоединению к Пьемонту ломбардо-венецианских провинций до Адриатического моря, под условием уступки Франции Савойи и Ниццы, что сильно обострило отношения с Австрией.
   В условиях неизбежной войны Камилло Кавур обращается к Гарибальди с просьбой организовать корпус волонтеров и вступить в боевые действия против австрийской армии под командованием генерала Урбана. Заключение Виллафранкского мира [19] возмутило Гарибальди, который не сильно разбирался в политике, он был вынужден, под давлением короля, распустить свое войско. Однако в герцогствах Тоскана, Модена. Парма и Романье были образованы временные правительства, высказавшиеся за присоединение этих земель к Сардинскому королевству. Переход родного города Ниццы под власть французов, побудил Гарибальди произнести гневную речь против Камилло Кавура на слушании в парламенте, отказаться от звания депутата и генерала сардинской армии.
   В конце 1859г нарастает волна революционных выступлений, а 4 апреля 1860г начинается восстание в Палермо. Республиканская партия Мадзини обращается к Гарибальди с предложением возглавить экспедицию в Сицилию, чтобы захватить остров. А после - переправившись на материк и все Неаполитанское королевство. 5 мая 1860г Гарибальди захватил два парохода в гавани Генуи, погрузил на них свое войско с волонтерами (знаменитая "Тысяча") и отправился к берегам Сицилии под лозунгом "Италия и Виктор-Эммануил".
   После ряда побед (6 сентября захвачена столица - Неаполь), Гарибальди принял звание диктатора Обеих Сицилии, объявил о введении революционно-демократической диктатуры и правил в течении двух месяцев от имени сардинского короля. Ему удалось начать ряд реформ - отменить некоторые налоги, организовать школы и приюты, издать декрет о раздаче государственных земель крестьянам.
   Король Сардинии, Виктор-Эммануил, во главе армии, через Папское государство, вступает в Неаполитанское королевство и публикует воззвание "К народам Южной Италии", в котором призывает к примирению с монархией и объявляет конец революционному противостоянию. В таких условиях, Гарибальди был вынужден сложить с себя диктаторские полномочия, распустить волонтеров и уехать домой, отказавшись от всех наград.
   В 1862г Гарибальди опять собирает волонтеров в Палермо и призывает к походу на Рим. Этот шаг не получил поддержки со стороны Сардинии, которая в это время вела переговоры с Францией и навстречу "мятежникам" были выдвинуты правительственные войска.
   Однако уже в 1886г Гарибальди назначается главнокомандующим над волонтерами в войне с Австрией. Его войско было разбито, но в результате этой войны Венеция была присоединена к Италии. В следующем году, не оставивший попыток "пойти на Рим", Гарибальди убегает из-под ареста и во главе волонтеров сражается с папскими войсками. 3 ноября 1887г в битве при Метане, войско Гарибальди терпит сокрушительное поражение от объединенных французских и папских войск.
   Летом 1870г в Риме происходят народные волнения, французские войска выводятся из столицы в связи с началом франко-прусской войны, Гарибальди посылает свой повстанческий отряд добровольцев, который одновременно с армией Виктора-Эммануила входит в город.
   В 1871г Рим провозглашен столицей Италией, и этим завершилось создание итальянского национального государства.
        -- Рисорджименто.
   Рисорджименто или Возрождение, это название национального движения, которое охватило образованные слои итальянского общества под общей идеей освобождения от иноземного влияния и последующего объединения итальянцев под единым управлением. В середине XIX века оно стимулировалось экспансионистскими амбициями правительства Сардинии, которое соединяло национальную идею с антиавстрийскими или антифранцузскими настроениями. Различают разнообразные идеологические предпосылки Рисорджименто: от просвещенческих, и либеральных идей, романтически-националистических, республиканских, социалистических или антиклерикальных, до светских или церковных.
   Немалую роль играла и национальная идея. Она была своеобразна, потому что в ней слились различные концепции: идеалистическая - Мадзини, религиозная - Джоберти, рационалистическая - Каттанео и реалистическая - Дурандо. Все они легли в основу представления о юридической раздробленности Италии как о явлении сугубо временном, в то время как в реальности настоящее итальянское государство - национальное. По утверждению одного из идеологов Рисоджименто Камилло Кавура: "Италию мы создали, теперь надо создавать итальянца".
   На начальном этапе движение ограничивалось распространением национальных идей и точечными неудачными восстаниями в отдельных государствах (Неаполитанское королевство, 1820; Пьемонт, 1821, Парма, 1831, Генуя, 1833). Потом в 1848-1849гг произошли так называемые "Пять дней Милана" и первая война с Австрией за независимость, завершившаяся неудачно, однако сыгравшая важную роль в развитии и распространении патриотических настроений. В 1859-1860гг происходит новый подъем Рисорджименто, в результате которого происходит объединение Сардинского королевства с Ломбардией, Тосканой, Романьей, Пармой и Моденой, путем не только военных действий, но и всенародного голосования. Высадка Гарибальди в Сицилии дала возможность объединить Сардинию с Королевством обеих Сицилий. 17 марта 1861г было провозглашено Итальянское королевство, но окончательная цель еще не была достигнута, пока в ходе двух походов Гарибальди на Рим (1862г и 1867г) и итальянские войска не вступили в Рим. И, хотя с 1871г Рим стал столицей объединенной Италии, националистические идеи Рисорджименто продолжали развиваться.
      -- Проблема объединения Италии: национальный аспект.
        -- Национализм и патриотизм.
          -- Общеизвестные понятия.
   Что такое национализм? По мнению одного из крупных исследователей этого явления Ганса Кона [20]: "национализм - это состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство". Так же он пишет, что это - идея, что у каждой нации должно быть свое собственное государство, охватывающее всю нацию, возникла после того, как в течение многих веков политическим идеалом была мировая империя, включающая различные народы и этнические группы на основе общей цивилизации и имеющая своей целью обеспечение всеобщего мира. Вследствие исторических событий эта модель трансформировалась в "национальное государство", которое идеально и является единственно законной формой политической организации, а нация - источник культурной творческой энергии и экономического благосостояния".
   Однако пути достижения нового государственного устройства рассматривались весьма реалистично, и отлично от утверждений религии и морали. Н. Макиавелли, например, писал, что в вопросе, касающемся благосостояния страны, не следует обсуждать проблемы справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, прославления или унижения.
   Подобная идея развивалась со временем, пока по-новому не зазвучала в высказываниях лидеров Французской революции: Жан Поль Марат декларировал, что Франция, которой угрожает возврат к деспотизму королей, должна утвердить деспотизм свободы, и лишь диктатура добродетельных людей, посвятивших себя без остатка интересам всей нации и выражающих подлинную общую волю, может спасти отечество. При этом любая оппозиция такому руководству трактовалась как измена нации. Предлагалось все принести в жертву отчизне, вся нация должна быть мобилизована, война должна стать национальной во всех ее аспектах. "Когда отечество в опасности, -- объявил Дантон 2 сентября 1792 г., - никто не может отказаться служить ему, или он будет объявлен бесчестным предателем. Подлежит смертной казни каждый гражданин, отказавшийся стать в строй, и кто прямо или косвенно противодействует мерам общественной безопасности".
   Современник Г.Кона - писатель Джорж Оруэлл несколько по-иному рассматривает понятие "национализм", отграничивая его от "патриотизма".
   Под "национализмом" он понимает не только желание разделить людей на плохих и хороших, но и "привычку человека отождествлять самого себя с одной-единственной нацией или какой-либо другой группой и ставить ее выше добра и зла, не признавая за собой никакого иного долга, кроме служения ее интересам". Под "патриотизмом" же Д.Оруэлл понимает приверженность человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязать их силой другим людям. При этом - патриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер, как в военном, так и в культурном отношении, а национализм же, напротив, неотделим от стремления к власти.
   "Каждый националист неизменно стремится достичь все большей власти и большего престижа, но не для себя, а для нации или иной группы, в которой он решил растворить собственную индивидуальность". Далее в своей статье Д. Оруэлл приводит яркие признаки типичного "националиста", как утверждение превосходства страны не только в военной мощи, но и в искусстве, литературе, кухне; считает важным правильное развешивание флагов, сравнивает размер газетных заголовков.
   На основании вышеприведенных примеров можно утверждать, что понятие "национализм", хотя и существует, но приобретает различные смысловые оттенки по мере исторического развития общества, с каждым значимым событием развиваясь в "крайность", описанную Д. Оруэллом.
   5.1.2. Национализм в понятиях Гарибальди.
   Необходимо проанализировать, с каких позиций можно трактовать понятия "национализм" или "патриотизм", которые дает в своем произведении Гарибальди, в какой форме проявляются эти два явления.
   В предисловии к своим мемуарам, Гарибальди пишет следующее: "Я всегда стремился к добру - для себя и себе подобных; если же мне случалось совершить нечто дурное, то это было сделано, конечно, ненамеренно. Я ненавижу тиранию и ложь и глубоко убежден, что в них главный источник всех зол и испорченности рода человеческого. Поэтому я являюсь приверженцем республиканского устройства, достойного честных людей, устройства естественного, отвечающего желаниям большинства и поэтому не нуждающегося в том, чтобы его навязывали с помощью насилия или обмана". В тоже время, Гарибальди проводит свою основную мысль, что оставаясь республиканцем, он все более убеждается "в необходимости временной справедливой диктатуры для тех народов, которые подобно народам Франции. Испании и Италии, стали жертвами самого пагубного политиканства". Таким образом, приводимая Гарибальди антитеза следующая: отрицается тирания (власть элитного меньшинства) и поддерживается республиканское устройство государства (выборная власть большинства), но с возможностью диктатуры, которая будет осуществляться неким справедливым человеком или группой честных граждан.
   Часто употребляя термин "республиканский", Гарибальди, однако, проводит его смысловое различие со словом "национальный"". Когда он говорит о республиканской армии и о пороке, которым она страдает ("бойцы не желают оставаться постоянно в строю, если в скором времени не ожидается боев.), то в описании идеального воина-гражданина пишет следующее: "принадлежащий к свободной нации, становится под знамена, когда его к этому призывают, когда родине грозит могущественный неприятель. Такой воин встает на защиту страны и своей семьи и остается в национальной армии до тех пор, пока не минует опасность и его не отпустят военачальники". Таким образом, в понятие "национальный" Гарибальди вкладывает эмоциональную составляющую - чувство долга перед родиной, которую нужно защищать от "неприятеля". Поэтому можно сделать вывод, что автор описывает "патриотизм", который применяет как отличительную черту представителя "свободной нации".
   Однако последующие идеи Гарибальди, которые не относятся к защите родины от иноземных захватчиков, являются типичными для последователя революционного национализма Мадзини. "Секрет возбуждения масс, -- писал он, -- находится в руках тех, кто проявит готовность воевать и завоевывать, став во главе масс". Также лидер "Молодой Италии" призывал молодежь и народ пожертвовать всем во имя создания объединенной, сильной, централизованной нации.
   Столкнувшись с инертностью и малодушием народа, Гарибальди сам неоднократно пишет, что видит в этом причину влияния духовенства: "Неужели свобода ("свобода для всех) и для этих пиявок, шакалов, убийц - духовенства? Ведь оно - худшее порождение зла, зачумленная сорная трава человечества, ведь от него еще несет запахом сожженного человеческого мяса. Опора тронов, она властвует там, где распространена тирания, подчиняя себе голодные толпы рабов". Поэтому, разрушив до основания всю систему старого мира: засилье тиранов и священников, провозгласив свободы, как это сделала Французская революция, можно создать еще более великий Рим -- Рим народа. В 1858г Мадзини писал, о том, что ныне над Италией "встает заря новой миссии, еще более величественной, чем миссии прошлого, ибо итальянский народ в свободной и объединенной стране будет более великим и могучим, чем цезари и папы". Таким образом, возводя в идеал "патриотизм", Гарибальди является приверженцем идеи "национализма", признающего метод революционной борьбы для достижения цели (новая, свободная, объединенная Италия).
  
        -- Гарибальди и нация.
   Что же именно представляют собой тот самый "народ" или "нация", ради блага которого так стараются блистательные умы XIX века?
   По мнению Г.Кона, Мадзини, следовал традициям Руссо и Гердера, верил в добродетель народов, тогда как правительства и государства представлялись ему воплощением разврата. Поэтому народ является воплощением нации, и народы, освободившиеся от деспотизма правителей, создадут мирный европейский союз. Молодые националисты-демократы, такие как Мицкевич, Мадзини и Мишле, также сознавали, что, помимо активного участия революционно настроенных лидеров, пробуждение наций требует активного участия народа. Но они видели будущее Европы в братском единении соседних наций и международном мире, совершенно не учитывая, что столкновение "исторических" прав народов, побужденных идеями национализма, высвободит энергию для ненависти и новых войн, которая будет разрушительной. Более того - тенденция романтическая героизации насильственных действий привела в дальнейшем к идее, что бунт и насилие как одни из высших моральных ценностей могут быть поставлены на службу нации, а национальное самопожертвование воспринималось как мученичество святых.
   Рассуждая о том, какие именно идеи высказывались Гарибальди относительно понятий "нация" и "народ", на борьбу ради блага которого была потрачена его жизнь, можно следующие замечания.
   Он решительно осуждает не только монархов, но и "некоторых республиканских президентов", которые считают, что "нации существуют в этом мире для того, чтобы удовлетворять жажду сладострастия, богатства и власти".
   В своих "Мемуарах" Гарибальди достаточно ярко выделяет несколько групп "народа", особенно, когда описывает военные действия в Южной Америке. Во-первых, это народная масса (свободная или нет, запуганная священниками, невежественная, гордая и пр.) которую он характеризует множеством эпитетов. Во-вторых, есть одни люди, которые поддерживают республиканскую систему, а другие - деспотизм. Сам он всегда "служил народному делу и служил искренне, повсюду сражаясь против деспотизма. Будучи по своим убеждениям приверженцем республиканской системы, я отвергал вследствие этого противоположную систему. Люди вызывали у меня скорее сожаление, чем ненависть, ибо я осознавал причины зла, т.е. эгоизм нашей несчастной природы". Однако, в этой республиканской системе есть место насилию сильного над слабым: например, описывая жестокое разграбление селения Имириу, которое "восстало против республики", Гарибальди соглашается, что "при республиканском правительстве обязанность беспрекословно подчиняться - отвратительная необходимость". ; "наша флотилия пополнилась новыми судами: одни из них (самые первые) были взяты в аренду, другие отчуждены у врагов республики, третьи - захвачены у противника... - при этом, "противник" тот же представитель народа, но сражающийся на стороне имперских войск, а "враг республики" - житель города, у которого на данный момент было снаряженное судно и предубеждение против очередного рвущегося к власти генерала.
   Таким образом, Гарибальди говорит о возможности и готовности поддержать и выполнить некие насильственные действия, ради "благородной" цели, что также транслирует будущим поколениям.
   Одним из описательных высказываний Гарибальди о народе, до которого еще не дошли идеи национально-патриотические идеи, можно назвать его замечание о лигурийских моряках, мощью которых он восхищается: "Внушил ли им кто-нибудь, что нужно быть патриотами, итальянцами, борцами за человеческое достоинство? Сказал ли кто-нибудь нам, юношам, что у нас есть родина, Италия, за свободу и возрождение которой нужно бороться? Это сделали, может быть, священники, наши единственные учителя? Нет, мы росли как торговцы, будучи убеждены, что золото - это единственная награда, единственная цель в жизни". После того, как Гарибальди уже собрал добровольческие отряды в Италии и начал сражаться с австрийской армией, он приходит к неутешительному для себя выводу из практики: "здесь я впервые узнал на опыте, что деревенское население мало сочувствует национальному делу", и опять же объясняет этот неприятный для него факт влиянием духовенства или тем, что крестьянам предоставляется возможность заняться грабежом при отсутствии твердой власти. После некоторых побед, в герцогствах, где уже побывала армия Гарибальди, началась реакция, там "вооружали крестьянство, которое при подстрекательстве священников, шпионов и чужеземных наемников готово было в любое время обрушиться на демократические порядки". Гарибальди говорит о своих добровольцах, как о культурных людях и горожанах, среди которых "всегда отсутствовал крестьянский элемент". "Наши сограждане не должны обольщать себя надеждами относительно деревенского населения" - пишет автор, видя причину во власти священников, которые, как и крестьяне "будут неизменно склоняться к предательству дела нации", внушая крестьянам, что "не Италия их родина, а небо".
   Таким образом, по мнению Гарибальди, простой народ представляется ему собранием торговцев и грабителей, враждебным к "горсти итальянских добровольцев", и ему еще не внушены истинные ценности, а соответственно, этот народ еще не чувствует силы, которые объединяют его в нацию. Основную силу, воплощающую национальные идеи, составляют горожане и представители "выдающихся семей".
        -- Национальный вопрос и проблема объединения Италии.
   Со времен распада Римской империи Италия уже не представляла собой единое целое территориально, но нельзя утверждать, что также исчезло единение различных народностей, которые считали себя принадлежащими к общему понятию - граждан Рима. В XIX веке Италия продолжала представлять из себя несколько государств с разным управлением с глубокими различиями в традициях и социальных структурах Юга и Севера. Поэтому объединить эти земли можно было только на идее некоей общности, и в этом вопросе большую роль сыграла национальная идея: все жители полуострова и соседних островов - итальянцы, с великой культурой и историей, общим прошлым, которые страдают под гнетом правителей-деспотов и Римской католической Церкви. Процесс объединения мог происходить следующими путями: установление независимых республик и федерации (Карло Каттанео (1801-1869гг)), национальное централизованное государство со столицей в Риме (Альфьери Витторио (1749-1803гг), Джузеппе Мадзини), конфедерации с сильной центральной властью папы (Винченцо Джоберти (1801-1852гг)), объединение под властью Сардинского королевства с либеральной монархией (Чезаре Бальбо (1789-1853гг) и Кавур). Практически все эти пути требовали насильственного вмешательства одного государства во внутренние дела другого, пусть даже с провозглашаемой "благородной" целью.
   Рассмотрим то, что пишет Гарибальди о причинах разрозненности Италии и методах ее объединения.
   Главную причину всех несчастий автор "Мемуаров" видит в деспотических правительствах и неограниченной власти Папы, которые не ценят свой народ и героизм отдельных его представителей: "нет на земле угла, где бы не белели кости достойных итальянцев! Италия же не помнит о них". Чем же занимаются такие правительства? Покупкой островов, чтобы устроить на них исправительные тюрьмы, вымаливают милость сильных мира сего, чтобы восстановить свои силы, чтобы "опоясаться чужим мечом", заигрывают с гидрой папства, преклоняя колени, чтобы та продолжала держать народ в состоянии невежества и отупения.
   Основное деяние папства, которое Гарибальди называет преступным, состоит в том, что оно всегда стремилось удержать Италию в состоянии территориальной и духовной разобщенности (к этим словам есть приписка, что он всегда придерживался подобных мыслей, записанных в 1849г, и повторенных сейчас, в 1871г).
   Гарибальди также подвергает критике эмоциональную составляющую состояния общества и его правителей: его победоносная армия и единомышленники все время встречали препятствия там, где "у власти стояли сторонники компромиссов, политики золотой середины, которые придерживались либерализма больше из страха перед народом, чем из внутреннего побуждения и стремления к прогрессу". Он считает, что "Италия могла бы полностью освободиться, не будь равнодушия одних и коварства других, попирающих национальный героизм".
   Какие именно меры для объединения Италии нужно предпринять, какую форму борьбы следует выбрать для достижения величайшей цели, к которой стремились все националисты и патриоты?
   Гарибальди пишет, что с ранних лет, он горячо любил свою страну и страдал из-за того, что она находится в состоянии рабства, также он жаждал быть посвященным в тайну ее возрождения. Поэтому повсюду искал книги и сочинения, в которых шла речь о борьбе за свободу Италии, и старался найти людей, посвятивших себя этой борьбе. Так он воспринял идеи Мадзини и его "Молодой Италии", поддержал революционные устремления и посвятил свою жизнь борьбе за эти идеи, явившись одним из наиболее деятельных лидеров.
   Началом его деятельности стало образование Итальянского легиона в Бразилии, которое Гарибальди считает "выражением благородного порыва, преддверием первого призыва к оружию", что диктовалось стремлением защитить от вторжения неприятеля. Он всегда восхищался итальянским солдатом, когда его, не скованного разлагающим влиянием священников и трусливых правителей, вдохновляет прекрасная и возвышенная цель. По возвращения на родину после ссылки Гарибальди и его друзья выбирают новый метод ведения войны за освобождение: "поднять восстание". Рассматривались и другие варианты: "я решил организовать партизанскую войну, если не представятся другие возможности". Такая война или "освободительная война" могла быть первым толчком к освобождению страны, у которой не было регулярного войска. За оружие взялась бы вся нация, которая твердо и неуклонно стремилась к освобождению". Начавшаяся война с австрийцами была для него благом, потому что, по мнению Гарибальди, всколыхнула всю Италию, которая, как один человек, откликнулась на призыв к оружию и послала своих гордых сынов на священную войну".
   Еще одним из подходящих методов ведения борьбы, отрицающий смертную казнь Гарибальди, считает убийство правителей: "античная история не изображает Гармодиев, Пелопидов, Брутов, освободивших родину от тиранов, в непривлекательном виде, в котором современные угнетатели народов хотят представить тех, кто добрался до ребер герцога Пармы, неаполитанского Бурбона и других".
   Все эти пути начала процесса освобождения Италии, Гарибальди не мыслит без активного и действующего начала: "для того, чтобы добиться согласия между итальянцами, необходима хорошая палка" После завоевания Сицилии, например, он принял диктатуру без возражений, потому что при затруднительных обстоятельствах всегда считал ее "якорем спасения".
   Новая модель итальянского государства представляется Гарибальди в соответствии со взглядами Мадзини: для него Рим - это вся Италия, и он представляет себе Италию не иначе, как "в виде единого целого или союза, объединяющего ее разрозненные части. Рим - это символ единой Италии, в какой бы форме не хотели видеть ее".
   Таким образом, проблема объединения Италии видится Гарибальди не только в ее правителях, папстве и иностранном присутствии, но и в самих итальянцах, среди которых, хотя и зреет идея национального освобождения и единства, но ее реализация становится невозможной из-за разобщенности народа, вследствие отсутствия внутреннего порыва и революционного стремления к прогрессу. Гарибальди готов быть первым и организовать тот самый толчок, который всколыхнет итальянскую нацию и поднимет на борьбу за объединение.
        -- Пожелания "молодым итальянцам".
   Изложив историю своей жизни и борьбы в "Мемуарах", Гарибальди, без сомнения, хотел оставить свои мысли и завещание будущим поколениям молодых итальянцев, которые продолжат его дело. "Я горячо желаю, чтобы этот рассказ запал в душу наших молодых итальянцев, которым надо полагать, предстоит еще, к несчастью, помериться силами с нашими спесивыми соседями".
   Помимо описательной части, которая подробно информирует о ходе сражений, приводятся сведения о славных подвигах с перечислением имен многих достойных борцов за национальное единство, которые были боевыми товарищами автора, потерявшими свои молодые жизни, защищая национальную идею и республиканский строй правления.
   "Мои соотечественники! - обращается к будущим поколениям Гарибальди. - В тот день, когда вы будете объединены (к несчастью это произойдет не очень скоро) и станете столь же нетребовательными, как эти сыны Континенте - иноземец не осмелится более попирать вашу землю, осквернять ваши брачные ложа! В этот день Италия займет место среди первых наций мира! Необходимо претерпевать все опасности и лишения, которые сопутствуют длительной и напряженной борьбе, "и так должны поступать все нации, которые предпочитают любые жертвы, лишения, тяготы и опасности унижению покориться чужеземцам".
   Он дает следующее наставление: "Пусть наши молодые итальянцы усвоят жизненный урок, которому мы должны следовать, если в самом деле хотим добиться освобождения нашей родины. Независимость и свободу можно завоевать только преодолевая трудности, только благодаря смелости и самопожертвованию, - это фатально, но это так. Сражаться следует также во имя чести, как велит совесть, свободными от всякой корысти, как когда-то он с своими товарищами, переплывшие океан "свободные от всякой корысти, готовые пожертвовать ради родины, даже нашими политическими убеждениями".
   Все начинается с воспитания: необходимо освободиться от наставников из духовенства, которые предпочитают "делать из молодых людей скорей монахов и законников, чем достойных граждан, обученных полезному и мужественному делу и способных служить своей обездоленной стране". Потом следует освободиться от "равнодушия одних и коварства других, попирающих национальный героизм", и никогда не терять надежду на полное освобождение родины, несмотря на черные дела предателей, постоянно готовых торговать ею, и на чванливых соседей, привыкших уже сколько раз заключать с ними сделки. Эти пороки Гарибальди, например, считает причиной того, что во время войны в Бразилии, они лишились блистательной компании, которая могла привести к падению империи и утверждению республики на всем американском континенте. Испорченность людской натуры (сколько гнусных предателей самых разных мастей вскармливает наша прекрасная и глубоко несчастная родина!) тоже может стать причиной неудач по объединению Италии в будущем, хотя народ, в который верит Гарибальди, в целом, "способен ли наш народ проявить упорство и самоотверженность". Особое внимание автор мемуаров уделяет именно раздорам и внутренним неурядицам, вызванным честолюбием и эгоизмом немногих, добивавшихся власти. Поэтому "совершенное согласие между различными сословиями итальянского города - вот условие, вот источник свободы и независимости родины, если это согласие становится повсеместным, а его отсутствие причиной наших несчастий и унижения".
   Много наставлений дает Гарибальди и относительно иностранного вмешательства в дела нового государства, которого следует всячески избегать. Так он пишет, что "любая страна на земле только выиграет без иностранного вмешательства", потому что Италии оно принесло множество несчастий.
   Борьба с духовенством - это еще один аспект внимания для молодых итальянцев. Гарибальди именно в нем видит основу всякого деспотизма, всякого порока, всякого несчастья. Священник - это олицетворение лжи, но от лжеца недалеко до вора, от вора до убийцы, и я мог бы найти у духовенства и другие подобные качества".
   Рим, восставший из "мерзкой грязи" продолжает оставаться идеалом для Гарибальди: "О отец, о великий основатель и покровитель наций!". А выборы в органы политической власти, когда народ свободно выражает свою волю, считает главным действием, когда, проявив здравый смысл, можно выбрать "мужей, могущих оказать честь человечеству любой части земного шара, мужей, стойкость которых не уступала доблести сенаторов древности".
   Таким образом, новым поколениям итальянцев нужно изжить в себе многие человеческие пороки и прийти к согласию, стойко переносить все тяготы и лишения, быть способными на самопожертвование. Среди основных мер предлагается изменить систему воспитания, полностью прекратить влияние духовенства, с которым тоже нужно бороться, как с ворами и убийцами, а так же - исключить любое иностранное вмешательство. Великий Рим, таким как он представляется по историческим источникам древности, под выборным управлением достойных мужей, является для Гарибальди идеальным центром объединенного государства, в котором, однако, может не быть народовластия, а в некоторые моменты может вводиться деспотическое управление.
      -- Заключение.
   В данной работе были рассмотрены следующие особенности творчества Гарибальди: мысли автора о национализме и патриотизме, о нации, о значении национального вопроса в проблеме объединения Италии, напутствие автора новым поколениям итальянцев, чтобы ответить на вопрос, каким виделся автору национальный аспект проблемы объединения Италии.
   Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Возводя в идеал "патриотизм", Гарибальди является приверженцем идеи "национализма", признающего метод революционной борьбы для достижения цели (новая, свободная, объединенная Италия). Основная составляющая любой нации - простой народ, представляется ему собранием торговцев и грабителей, враждебным к "горсти итальянских добровольцев", и ему еще не внушены истинные ценности, а соответственно, этот народ еще не чувствует силы, которые объединяют его в нацию. Основную силу, воплощающую национальные идеи, составляют горожане и представители "выдающихся семей". Проблема объединения Италии видится Гарибальди не только в ее правителях, папстве и иностранном присутствии, но и в самих итальянцах, среди которых, хотя и зреет идея национального освобождения и единства, но ее реализация становится невозможной из-за разобщенности народа, вследствие отсутствия внутреннего порыва и революционного стремления к прогрессу. Гарибальди готов быть первым и организовать тот самый толчок, который всколыхнет итальянскую нацию и поднимет на борьбу за объединение. Объединенная страна со столицей в Риме является достижимым идеалом будущего, если новые поколения итальянцев изживут в себе многие человеческие пороки и придут к согласию, стойко перенеся все тяготы и лишения, сопутствующие борьбе. Предлагается изменить систему воспитания, уничтожить духовенство, исключить любое иностранное вмешательство.
      -- Источник.
   1. Гарибальди Дж. Мемуары. Издательство "Наука", М. 1966, с. 468.
      -- Литература.
      -- Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди: современный взгляд // Новая и новейшая история. - 2002. - N 1. - С. 152-172
      -- Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Проблемы Восточной Европы. N 41-42. Вашингтон. 1994 сс. 88-169.
      -- Д.Оруэлл "Заметки о национализме"., 1991
      -- Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997.с. 776
      -- "История Субъективности: Средневековая Европа. Сост. Ю.П. Зарецкий (Приложение к журналу Средние века) М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009, 565 с.
      -- Приложение.
    []
  
   [1]"Война - истинная жизнь мужчины!" Дж. Гарибальди "Мемуары".
   [2]Предисловие Стефано Канцио к книге "Мемуаров"
   [3]Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди: современный взгляд // Новая и новейшая история. - 2002. - N 1. - С. 152-172
   [4]"История субъективности: средневековая Европа".с. 15
   [5]Там же, с.21
   [6]Объединение Италии в оценке русских современников. Сборник документов и материалов, М.. 1961.; Цомакион Л.И. Дж. Гарибальди. Его жизнь и роль в объединении Италии. СПб.. 1892; Русова С.Ф. Биография Дж. Гарибальди, освободителя Италии. Ростов-на-Дону. 1903: Степняк (Кравчинский) С.М. Джузеппе Гарибальди. Биографический очерк. СПб., 1906 (переиздание: Пг.. 1919); Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди - герой итальянского народа. М., 1937; Кирова К.Э. Социально-политические взгляды Гарибальди. - Из истории общественных движений и международных отношений. М., 1957, с. 455-474
   [7]Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Джузеппе Гарибальди: современный взгляд // Новая и новейшая история. - 2002. - N 1. - С. 152-172
   [8]Italia irredenta - "неискупленная, неосвобожденная Италия"
   [9]Реале Дж., Антисери Д. "Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней", 1997
   [10]Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955].
   [11]Д.Оруэлл "Заметки о национализме"., 1991
   [12]название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества.
   [13]Политическая программа карбонариев включала борьбу за конституционные преобразования. Важнейшим пунктом этой программы было требование национальной независимости, а также единства Италии. Чёткой программы объединения страны у карбонариев не имелось. Одни из них намеревались захватить власть путём военного переворота, а другие видели основное препятствие к объединению страны в австрийском владычестве и предлагали сосредоточить усилия на борьбе с ним. Организации карбонариев (со своими специфическими целями) существовали также во Франции, Швейцарии и на Балканах.
   [14]Главной целью организации было освобождение Италии от иноземного ига и создание Итальянской республики. Подпольные отделения "Молодой Италии" были не велики (20-30 или 200-300 человек). Однако в Милане число членов "Молодой Италии" в мае 1833г превышало 3 тыс. человек. В типографии, которая укрывалась в заброшенных каменоломнях близ Марселя Дж. Мадзини издавал журнал "Молодая Италия", который тайно переправлял в Италию. Практическая деятельность "Молодой Италии" свелась к организации заговоров, которые, как считал Дж. Мадзини должны стать толчком к общеитальянской революции. После неудачной попытки в 1833--1834гг поднять восстание в Пьемонте и Савойе "Молодая Италия" была разгромлена. Лишь в одном Пьемонте было казнено 12 человек. Ещё 14 человек, в том числе и Дж. Мадзини, были приговорены к смерти заочно. Имело шансы на успех поднятое "Молодой Италией" в 1837г восстание на Сицилии, но оно было подавлено. 94 участника восстания были повешены. Восстания и заговоры, в которых участвовали члены "Молодой Италии", не встречая поддержки народных масс, неизменно заканчивались неудачей, несмотря на героизм их участников. В марте 1848г "Молодая Италия" была реорганизована и прекратила существование под эти именем.
   [15]течение социального утопизма, основанное графом Анри де Сен-Симоном. Догматизация учения привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту.
   [16]Бразилия находилась под властью португальской династии. Изгнанный из Лиссабона Наполеоном Бонапартом в 1808г, король Жуан VI прибыл со своим двором в Рио. В 1821г он возвращается в Португалию, но в Бразилии остается его сын Педро I, который дал стране Конституцию, хотя и весьма консервативную, в 1824г. В 1831г после серии правительственных кризисов Педро I унаследовал отцовский лиссабонский престол и отбыл на историческую родину, оставив Бразилию в наследство пятилетнему сыну.
   После этого несколько десятилетий в разных концах страны бушевали восстания, иногда под антимонархическими лозунгами. Так, в 1837г республику провозгласила Баия, а на юге, в Риу-Гранди-ду-Сул, республика де-факто существовала 1835-1845гг. Когда Педру II достиг совершеннолетия, вокруг него сплотились представители землевладельческой элиты, вскоре все самопровозглашенные республики исчезли с карты Бразилии.
   [17]Камилло Бензо ди Кавур (1810-1861гг (18100810)) -- граф, итальянский государственный деятель, премьер-министр Сардинского королевства, сыгравший исключительную роль в объединении Италии под скипетром сардинского монарха. Первый премьер-министр Италии (1861).
   [18]освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии.
   [19]заключен 11 июля 1859г, когда после поражения при Сольферино, нанесенного австрийцам Наполеоном III, Австрия увидела себя не в состоянии бороться с соединенными силами Франции и Пьемонта. Согласно условиям этого мира Франц-Иосиф уступил Ломбардию по pекам По и Минчио Франции, а затем Наполеон III передал ее королю сардинскому Виктору-Эммануилу в обмен за Ниццу и Савойю, отошедшие к Франции.
  
   [20]Ганс Кон (Hans Kohn) 1891-1971, философ и историк. Родился в Праге. Во время Первой мировой войны провел пять лет военнопленным в России, потом жил в Париже и Лондоне, работал и писал для сионистских организаций. В 1925 эмигрировал сначала в Палестину, потом в 1934 в США. Там преподавал новую историю в Смитсоновском Университете в Массачусетсе. С 1948 до 1961 преподавал в Сити-Колледж, Нью-Йорк. Писал книги о национализме, панславянизме и иудаизме.
   [21]Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава I
   [22]Там же.
   [23]Н. Макиавелли "Государь" последняя глава
   [24]Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава II
   [25]Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэр 1903-1950) -- английский писатель и публицист.
   [26]Д.Оруэлл "Заметки о национализме".
   [27]Д.Оруэлл "Заметки о национализме".
   [28]Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 11
   [29]Там же. Стр. 11
   [30]Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 66
   [31]Там же. Стр. 66
   [32]Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава IV
   [33]Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 12
   [34]Ганс Кон "Национализм: его смысл и история" Из книги: Hans Kohn. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955]. Глава IV
   [35]Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 146
   [36]Там же. Стр. 65
   [37]Там же.Стр. 56
   [38]Там же. Стр. 111
   [39]Там же. Стр. 17
   [40]Там же. Стр. 159
   [41]Там же. Стр. 164
   [42]Там же. Стр. 172
   [43]Там же. Стр. 191
   [44]Там же.Стр. 226
   [45]Там же. Стр. 78
   [46]Там же.Стр. 78
   [47]Там же. Стр. 19
   [48]Там же. Стр. 151
   [49]Там же. Стр. 280
   [50]Там же. Стр. 20
   [51]Там же. Стр. 101
   [52]Там же. Стр. 107
   [53]Там же. Стр. 148
   [54]Там же.Стр. 154
   [55]Там же. Стр. 152
   [56]Там же. Стр. 158
   [57]Там же. Стр. 149
   [58]Там же. Стр. 168
   [59]Там же. Стр. 251
   [60]Там же. Стр. 262
   [61]Там же. Стр. 19
   [62]Там же.Стр. 142
   [63]Когда правительство было вынуждено, погрузив на повозки архивы, последовать в сельскую местность за республиканской армией, разделяя с воинами все тяготы и опасности сражений
   [64]Дж. Гарибальди "Мемуары". Стр. 71
   [65]Там же. Стр. 37
   [66]Там же. Стр. 117
   [67]Там же. Стр. 166
   [68]Там же. Стр. 14
   [69]Там же. Стр. 280
   [70]Там же. Стр. 135
   [71]Там же.Стр. 51
   [72]Там же. Стр. 97
   [73]Там же. Стр. 95
   [74]Там же. Стр. 169
   [75]Там же. Стр. 110
   [76]Там же. Стр. 11
   [77]Там же. Стр. 90
   [78]Там же. Стр. 173
  
  
  
  
  
  
  
  
  

20

  
  
  
  

Оценка: 3.69*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"