Михайло Булгаков як хоч i грiшний, але яскравий представник строкатої цивiлiзацiї нонкомформiстiв, воїнiв Христових обох берегiв Днiпра. Так само як Тарас Шевченко, Микола Гоголь, Пантелеймон Кулiш, Федiр Тетянич та багато-багато iнших. Козацькому роду нема переводу, Вiйсько Боже - Вiйсько Вiчне, Кара карає - Благодать спасає... Благодать Божа, спасай козакiв! Фрипулья!
Михаил Булгаков как выразитель народной веры в вольную Украину как Царство Христово. Михаил Булгаков описывающей в своем всемирноизвестном историческом романе "Белая Гвардия" историю рождения современной Киево-Русской, Украинской Державы в 1917 году также акцентирует на популярности веры в вольную Украину как Светлое Будущее, Царство Христово, волшебную страну, такое себе украинское крестьянское, селянско-христианское "царство Божие на небе и на земле" среди народных масс. Это цитата также важна в плане защиты Михаила Афанасьевича от обвинений в украинофобии. Критическое отношение к грешному украинскому казаку и атаману Симону Петлюре, царство ему небесное и вечная память и отрицание существования украинцев как народа и народной веры в вольную Украину как Царство Христово, это ведь очень разные вещи. Скорее наоборот, Михаил Афанасьевич как раз то и обращает внимание на критические различия между народной верой в вольную Украину как Царство Христово и идеологией вольной Украины у сторонников Симона Петлюры, которая далеко не всегда соответствовала историческим реалиям, вере, мировоззрению и чаяниям народных масс, следствием чего и стала победа другой вольноукраинской идеологии, идеологии украинского красного казачества, сыгравшей потом определенную, немаловажную роль в истории стран Старого (Советского) Союза, в первую очередь Украинской Республики 20 века:
"- Вот головушка горькая у украинских мужиков! Ниоткуда нет спасения!!
Были десятки тысяч людей, вернувшихся с войны и умеющих стрелять...
- А выучили сами же офицеры по приказанию начальства!
Сотни тысяч винтовок, закопанных в землю, упрятанных в клунях и коморах и не сданных, несмотря на скорые на руку военно-полевые немецкие суды, порки шомполами и стрельбу шрапнелями, миллионы патронов в той же земле и трехдюймовые орудия в каждой пятой деревне и пулеметы в каждой второй, во всяком городишке склады снарядов, цейхгаузы с шинелями и папахами.
И в этих же городишках народные учителя, фельдшера, однодворцы, украинские семинаристы, волею судеб ставшие прапорщиками, здоровенные сыны пчеловодов, штабс-капитаны с украинскими фамилиями... все говорят на украинском языке, все любят Украину волшебную, воображаемую, без панов, без офицеров-москалей, - и тысячи бывших пленных украинцев, вернувшихся из Галиции. Это в довесочек к десяткам тысяч мужичков?.. О-го-го! Вот это было. А узник... гитара..."