Любимым занятием моего школьного детства было посещение, после уроков, ки-нотеатра. Экономя на школьных завтраках, я умудрялся в течение недели два- три раза лицезреть киношедевры про индейцев с Гойко Митичем в главной роли. Бывали и другие фильмы, но они не особо врезались в мою детскую память. Од-нажды, во время просмотра какой-то скучной, на мой взгляд, картины я заснул и не слышал, как закончился детский сеанс, и мои сверстники покинули зал, их места заняли взрослые зрители. Проснулся от громкой музыки, лившейся с экра-на. Сюжет фильма помню очень смутно, кажется, это была музыкальная комедия румынских киношников. Особенно меня поразила одежда актёров. Тогда я впер-вые обратил внимание на необычные брюки, в которых щеголял главный герой. О том, что сей предмет мужской одежды называется "джинсы", я и понятия не имел.
Несмотря на свой юный возраст, я частенько задумывался, почему так безвкусно и некрасиво одевается сильная половина моих соотечественников.
В дошкольные годы и до девятилетнего возраста я люто ненавидел шаровары - этот атрибут детской одежды из чёрного сатина, карман сзади, резинки внизу штанин - все детство в них. Однажды терпение мое лопнуло, я запротестовал рез-ко отказавшись от ношения ненавистных мне трико так я называл шаровары.
- Я уже большой, купите мне нормальные брюки, просил я родителей. На что они отвечали:
- Не хочешь носить шаровары, не носи, ходи без них.
- Тогда после занятий буду ходить в форме, так даже удобней, после школы пере-одеваться не нужно.
Видимо, данный аргумент убедил их приобрести для меня брюки, потому как они знали, что ни один забор и всевозможные лужи различных размеров не обходи-лись без знакомства с моей одеждой и обувью.
В своих детских мечтах я представлял, что, когда вырасту, непременно буду оде-ваться, как стиляга. В то время внешний вид стиляг претерпел значительные изме-нения: появились брюки-дудочки, взбитый "кок" на голове, элегантный пиджак с широкими плечами.
В конце 1960-х годов, в молодёжную моду вошел клёш, который в 1970-е стал неотъемлемым элементом стиля диско. Клёш стали носить и женщины. В сере-дине 60-х мы с мальчишками бегали смотреть на проспект Ленина, как милиция устраивала облавы на молодых женщин в брюках клёш.
Ношение женщинами брюк в СССР партийное руководство страны приняло в шты-ки и вызвало стойкую болезненную реакцию у власть придержавших. К сча-стью, это противостояние выиграло прекрасная часть человечества.
Первые настоящие джинсы я увидел у своего приятеля из соседнего подъезда, отец которого работал матросом на торговом флоте и имел возможность приво-зить своему отпрыску заграничные штучки. Но как определить, что джинсы насто-ящие, а не подделка, я узнал только десятилетия спустя, прочитав в газете "Аргу-менты и факты" такую заметку.
"Джинсы - предмет повседневной одежды (брюки) из плотной хлопчатобумажной ткани с проклёпанными стыками швов на карманах. В первые изготовлены в 1853 году Ливаем Страусом в качестве рабочей одежды для фермеров. Первоначально, джинсы шили из конопляной парусный английского или американского производ-ства, значительно подешевевшей ввиду упадка парусного флота. Именно благода-ря этому материалу джинсы завоевали славу исключительно прочной одежды. В дальнейшем конопля была вытеснена хлопком, и к началу "джинсовой революции" в мировой моде (1960-е годы) конопляная ткань уже массово не применялась в их производстве. "
Началась джинсовая эра.
Достать (заметьте, не купить, а именно достать) вожделенные брюки могли лишь редкие счастливчики: люди, имеющие возможность выезжать за границу: актеры, спортсмены, моряки...
Естественно, приобрести джинсы в своем городе было просто не реально. Только лишь в Москве, Ленинграде, в столицах союзный республик и портовых городах СССР, причем не в магазинах, а на барахолках из "под полы".
Стоимость брюк доходила до двухсот рублей и выше при средней зарплате 120-130 рублей. Но если ты все же смог выклянчить у родителей необходимую сумму и приобрел билет до одного из вышеназванных городов, необходимо было угово-рить их отпустить тебя с кем-нибудь из старших товарищей, которому бы они до-веряют жизнь своего чада.
В моем случае это был старший брат моего друга. Он хоть и был старше нас с дружком на пять лет, зато был женатым человеком и даже отцом семейства.
Теперь оставалось пройти науку, как правильно выбрать товар. Наставником для нас в покупке джинсов стал, тот самый матрос, отец моего соседского приятеля.
- Салаги, слушай сюда, - такими словами начинал наше обучение наставник, - Джинсы должны отвечать нескольким требованиям: они должны "стоять", влезть в них можно только с мылом, цвет джинсов - исключительно синий. Настоящие джи-ны (бывало, называли их и так) могут быть только трёх фирм: "Levis", "Wrangler", "Lee". Причём, отличить их друг от друга можно только при вниматель-ном рассмотрении лейбла на заднем правом кармане счастливого обладателя та-ких модных штанов. И ещё, салаги, настоящие штаны должны "тереться".
- Это как? - воскликнули мы с другом в один голос.
- "Вытираются" штаны или нет, проверить очень просто - послюнявь спичку и по-три по джинсовой ткани. Если спичка окрасится в синий цвет, значит, со штанами "все о"кей". Все дело в том, салаги, что вместо настоящей "фирмы" вам могут под-сунуть польские, югославские, индийские... если так случится, то смело выбрасы-вайте штаны за борт и не говорите мне, что вы об этом не знали.
- Все поняли, салаги? Прошу заплатить гонорар (бутылка водки за 3 рубля 62 ко-пейки).
Об одном только не рассказал нам наставник, как не попасться на уловку недобро-совестных продавцов, но это-то и понятно, свои обновки он покупал за грани-цей.
Позже мне приходилось слышать многочисленные истории о том, что неред-ко даже опытный покупатель, отдавая деньги, получал взамен закрытый непро-зрачный пакет, и стоило ему только попытаться в него заглянуть, как откуда-то раздавался крик: "Атас, менты! ". Попасться на продаже или покупке джинсов гро-зило серьёзными неприятностями, так что все разбегались кто куда. А когда наив-ный обладатель покупки всё же открывал пакет, то обнаруживал, что купил не две штанины, а только одну. Такой способ обмана был весьма распространённым, а найти перекупщика и расквитаться с ним - всё равно, что найти иголку в стоге сена.
После приобретения вожделенных штанов ты начинал себя ощущать самым счастливым человеком в мире. И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи друзей или родственников, то всё равно, и они сами, и ты в них были са-мыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.
Власть не приветствовала ношение модных брюк, считая это навязыванием за-падного образа жизни, что мол советской молодёжи не пристало уподобляться буржуазной морали. В школах, институтах, в музеях и других учреждениях культу-ры посещение в джинсах не приветствовалось. Хорошо еще, что облав не было.
Вечером в субботу, когда приходил на танцплощадку в джинсах, рубашка обяза-тельно была заправлена в брюки, чтобы окружающие тебя сверстники смогли про-читать лейбл, и ты ощущал на себе взгляды девчонок, становилось ясно: сегодня ты король танцзала, а если внимательно присмотреться, то таких королей и прин-цесс, было больше половины. Но ты как истинный обладатель наимоднейших брюк этого не замечал
"Когда борьба с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско, и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и лю-дям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию, заодно лишив ее ненавистного проамериканского оттенка. Были закуплены большие партии болгар-ских джинсов "Рила" и индийских - неизвестной марки.
После Олимпиады 80, проходившей в Москве, джинсы стали производить и в СССР. Первые фабричные советские джинсы шились из индийской ткани и назы-вались "Тверь". Но на джинсы эти штаны были похожи только цветом ткани. И хотя любители ностальгии вспоминают эти советские джинсы с теплотой, они все-таки были жесткие, неудобные и не практичные. И тем не менее, некоторые умудря-лись содрать с них этикетку и пуговицу с надписью "Тверь" и заменить их на "фир-менный" лейбл. Таким образом, можно было купить советские джинсы в магазине за 30 рублей и продать их на рынке за 100 как фирменные. "
Возможно сегодняшняя молодёжь не поймет, о чем этот рассказ, но люди моего поколения, надеюсь, согласятся со мной, что первые джинсы, в тво-ей жизни, мы помним также хорошо, как первый в твоей жизни поцелуй.