Аннотация: Размышления о симпатиях белорусской интеллигенции
Статья "Человек в черном " трагически погибшей Вероники Черкасовой о метаморфозах прически, костюмов и галстуков президента Лукашенко заставила меня еще раз вернуться к размышлениям о роли эстетики в идеологии и политических предпочтениях. Приступив к работе над книгой "Беларусь как она есть" (под обещание реализации проекта и как дань предкам) я, для начала, погрузился в историю ранних времен. Пришлось ознакомиться и с форумами, где обсуждается история Беларуси. Тогда у меня сложилось мнение, что оппозиция держится не только на огромных вложениях: "Washington has reportedly channeled $20 million annually into Belarus over the last few years to support pro-democracy activism, and another $40 million is forthcoming in 2004 and 2005." ("Свобода", 2003), но и на чувствах - "не хотим с Россией, хотим с Европой". А вот тут, роль эстетики трудно переоценить.
Собственно, сходное было в 16-ом и 17-ом веках, когда большинство белорусского дворянства перешло в католичество и ополячилось. Ведь сколь прелестней танцевать на балах полонез (мазурку с 18-го века), ухаживать за паненками, по любому поводу биться за честь на саблях, носить яркую польскую одежду, чем жить по русскому, тем паче, московскому, домострою. История, правда, склонила чашу весов в пользу крепкой внутри России, а не блистательной Речи Посполитой.
Вот и сейчас, тяга к прекрасной Европе и отталкивание от безобразной России запала в души многих молодых белорусов. А тут еще красивые национальные легенды (подброшенные совсем не молодыми людьми), главная из которых - истинно белорусская держава, Великое Княжество Литовское. Народы Западной Европы прошли период романтического национализма в 19-ом веке, народы бывшего СССР проходят его в 21-ом. Разумеется, национальный романтизм - явление не массовое, белорусы всегда были народом со здравым смыслом. Тем не менее, эстетическая русофобия, вкупе с верой, что при демократии жизнь будет как в швейцарих, свободна и прекрасна, разделяют многие белорусские интеллигенты. Есть ли они "малый народ" по Шафаревичу (пусть и "тутэйший", по преимуществу)? Сможет ли этот малый народ повести за собой большой? Время покажет.