Откуда в России столько межнациональной неприязни и розни? Виноваты ли в этом демократы-рыночники, порушившие процветавшую в советское время дружбу народов? Или корень зла в безбожниках коммунистах, подорвавших национальную гармонию, существовавшую до Октябрьской революции? А может быть, чтобы разобраться в этом сложном вопросе , следует погрузиться еще глубже в историю - и в психологию?
******
Ко мне в руки попала любопытная книжка, изданная в Москве чуть более столетия назад, в 1906 году, - "Очерки по географии России". Авторы этого пособия по "отечествоведению", учителя С.И.Гречушкин и А.А.Сольдин, ставя своей целью "удовлетворить потребности как школы, так и общества", собрали много интересного и познавательного этнографического материала. Вполне естественно, что при описании населения страны им было трудно отказаться от оценок и характеристик различных проживающих в ней этнических групп.
Листая книгу, узнаешь, в частности, о том, как живут люди и как они одеты. Школьникам (нашим прадедам) предоставлялась возможность составить впечатление о "чистоте" одних народов и "нечистоте" других. Так, по мнению авторов, буряты "одеваются плохо и нечистоплотны"... Чукчи также "очень нечистоплотны и неряшливы"... А вот в домах у евреев "даже при известном достатке поражает беспорядочность и отсутствие уютности".
Евреи вообще показаны в учебнике как жулики и проходимцы. Приводятся, в назидание потомству, пространные примеры, как именно они обмишуливают православных. Хорошо еще, что этих мошенников, даже пытающихся замаскироваться, очень несложно вычислить. "Еврей узнается сразу из целой толпы... по какому-то исключительно ему свойственному отпечатку, которым проникнуто все его существо".
Впрочем, и татары, как констатируют дореволюционные педагоги, тоже отличаются "плутоватостью"... Да и у других этносов, как внушали нашим бабушкам и дедушкам со школьной скамьи, полно врожденных недостатков. Скажем, "типичная черта малоросса - медлительность движений, часто доходящая до границ лени"... "Мингрельцы - народ способный и восприимчивый, но упрямый и мстительный"... А чеченцы (прямо, будто сегодня сказано!) "неукротимы и храбры", однако склонны к "коварству и суровости".
Не избегают авторы и оценки народов с точки зрения их религиозных верований. Тунгусы, сообщают они, "плохие христиане"... "В религиозном отношении пермяки представляют уродливое подражание христианам "... Правда, и у исконных христиан не все обстояло благополучно. Как отмечается в очерке о поляках, "лень и ханжество,.. жадность и безнравственность - пороки, которые... сильно распространены среди католического духовенства". О том, есть ли какие-либо моральные изъяны у православных священников, в пособии умалчивается.
*****
...А вот другой учебник, выпущенный ровно четыре десятилетия спустя, в 1946 году: "Родная речь", книга для чтения в Ш классе начальной школы". По одному из последующих изданий этой книги обучался уже я сам, ребенок послевоенной поры, чьи заметки вы сейчас читаете.
По всему видно, задача интернационального и патриотического воспитания рассматривалась составителями "Родной речи" как одна из главных. Открывается хрестоматия стихами лауреата Сталинской премии М.Исаковского о любимой Отчизне: "Чутким сердцем и мудрой рукою нам великая дружба дана, и живут неразрывной семьею все народы и все племена. Все они, словно братья, желанны, всем просторно расти и цвести... Поезжай за моря-океаны, но дружнее страны не найти".
"Поехать за моря-океаны" в те времена, надо сказать, было значительно труднее, чем сейчас. Но "Родная речь" помогала детям, предлагая им увлекательные воображаемые путешествия. Об экзотических зарубежных народах в книге рассказывается даже больше, чем о народах СССР. Причем рассказывается с нескрываемой симпатией и состраданием. Так, сочувственно показаны негры, чье "голое тело немилосердно терзают муравьи, комары, мошкара", арабы, изнывающие от жажды в пустыне, папуасы, которые "справедливы и добры" и "способны на все, на что способен белый".
Особое внимание уделяется первобытным людям, у которых, как можно понять, никакой национальности не было вообще. Эти несчастные существа тоже достойны самой искренней жалости. "Холод мучил человека, мрак его пугал, из кустов порой свирепо хищник нападал". К счастью, человек "научился постепенно быт свой улучшать" и жизнь стала уже не та, что прежде. "Не костры кругом пылают, - а по всем домам электричество сияет нам по вечерам..."
От первобытных людей авторы сразу же переходят к славянам. Весь раздел по истории СССР носит характерное название: "В боях за Родину". Прошлое изображается как цепь непрерывных разрушительных нашествий и решительного отпора врагу. Ранее прозвучавший мотив - "из кустов порой свирепо хищник нападал" - получает, таким образом, развитие на многих страницах.
Славянам - "людям, населявшим нашу родину" - "часто приходилось воевать со степными кочевниками" (где была родина у этих степняков, остается неясным). Они "грабили", "разоряли" и "уводили жителей в плен". Затем "на Новгородскую землю, как хищные звери, нападали шведы и немцы". Но особенно злобствовали татары. От них "никому не было пощады - ни старому, ни малому". "У кого денег нет, у того дитя возьмет, у кого дитяти нет, у того жену возьмет, у кого жены нет, того головой возьмет", - изучали отечественную историю детишки в Казани...
Потом "с севера напали шведы, а с запада поляки", захватившие Москву. Далее, уже в петровские времена, опять началась "война со шведами, которая продолжалась более двадцати лет". Позже Суворов и Кутузов воевали с турками. Затем народ отражал вторжение французов. Потом супостаты объединились. Французы, англичане и итальянцы, опасаясь усиления России, стали помогать туркам и осадили русскую крепость Севастополь.
А после революции началась гражданская война. В ходе ее внешний враг содействовал внутреннему. Иностранные капиталисты "стали посылать в Россию оружие и обмундирование для белогвардейцев и свои войска". И, наконец, Великая Отечественная, против немцев... В заключение же, в качестве финального аккорда - стихи другого лауреата Сталинской премии, А.Суркова: "Мы побеждали смерть не раз, был трудный путь к победе крут, потомки сталинцами нас за этот подвиг назовут".
Понятно, цитировавшаяся здесь "Родная речь" вышла из печати всего лишь год спустя самой ужасной в российской истории войны. Но разве синдром "осажденной крепости" (в которую была трансформирована прежняя "тюрьма народов") не давал о себе знать и на протяжении последующих десятилетий, в сугубо мирное время?
Даже сегодня, когда, кажется, уже никто не собирается совершать в Россию интервенций, это наваждение вновь затмевает умы. Подавляя здравую мысль о том, что худшие наши враги - не иноземцы, инородцы и иноверцы, а мы сами, не умеющие построить свою жизнь (личную ли, общественную) на началах справедливости и добра.
*****
...Школа школой, но главными учебными классами для нас, московских "пацанов" первого послевоенного десятилетия, были дворы. Хотя, конечно, слово, произнесеннное педагогами-наставниками, отзывалось и здесь. Но, разумеется, совсем не только поэтому нашим любимым занятием была игра в войну. С рукопашными схватками, сооружением самодельных "концлагерей" и вполне реальными пытками попавших в плен "врагов" (ты ему по-доброму: "скажи пароль!", он тебе издевательски: "сраный король!", а затем начиналось, как положено по неписаному сценарию, выкручивание рук и битье под дых)...
Живучи, стойки из поколения в поколение передававшиеся стереотипы... Москва всегда была космополитическим городом. Однако, во дворе моего детства (в самом центре - напротив Хитрова рынка - я жил) не вполне приличным считалось быть армянином или, скажем, татарином. "Армяшка - в жопе деревяшка!", "Неотвожа, красна рожа, на татарина похожа, а татарин на свинью - хрю, хрю, хрю, хрю!" - эти образчики дворового фольклора у меня до сих пор на слуху.
Слово "еврей" (и еще более обидное - "жид") зачастую употреблялись как ругательные, безотносительно к национальной принадлежности того, кого хотели оскорбить. "Проверка на вшивость", которой старшие ребята подвергали малышей, заключалась в том, что их заставляли произнести имя "Абрам". Скартавишь (сказав "Абгам") - сразу ясно, кто ты есть. Впрочем, катастрофических последствий для ребенка это не влекло.
Евреи (и полукровки) составляли весьма значительную часть населения столицы. Многие из них были вожаками - не только в комсомоле, но и в хулиганской и уголовной среде. Как-то мы с приятелем прогуливались поздно вечером по Покровскому бульвару, и на нас напали, с ножами в руках, пьяные воры. Первый вопрос, обращенный к каждому из нас, был: "Ты аид?" "А почему вы спрашиваете?" "Да пахан запретил нам евреев грабить!.."
Кстати, этот мой сверстник тоже подвергался "национальной дискриминации" в дворовой жизни. И совсем не потому, что был, как тогда говорили, "с прожидью": это он тщательно скрывал. Дразнили и били его за то, что он... "турок". Хотя на самом деле никаким турком не был. Просто несколько лет прожил с родителями в Анкаре , куда командировали его отца. "Мой папа был Комендантом Советского Посольства!" - похвалялся он перед друзьями, не знавшими, разумеется, что комендант - низшая должность в дипломатических миссиях (вахтер, дежурящий у входа). А дети пижонства не прощают...
Жил еще в нашем доме мальчик с русской фамилией, которого обзывали "немцем" и "фашистом". Мать его была русская. А отец, в самом деле, был выходец из Германии - коммунист, сбежавший от преследований гестапо. Как я слышал (не знаю доподлинно, так ли это - тогда подобные вещи старались не афишировать), он еще потом отсидел в нашем Гулаге - как подозрительная личность. Заодно и дети получали полной мерой - по принципу "раз немец, значит враг".
Глумлению, однако, нередко подвергались и сами представители "коренной национальности". Мало кто помнит сегодня, что, помимо анекдотов "про Абрама и Сару", бытовала не менее популярная анекдотическая серия - "про Вантё и Мантё". Герои ее - тупые деревенские мужик и баба - постоянно совершали разные идиотские поступки. Например, отправляясь в театр на "Даму с камелиями", думали, что идут на "драку с каменьями", и запасались булыжниками. Когда кричали "бис!", бросали вниз, когда кричали "браво!", кидали вправо... Позже тема про "русских дурачков" была развита в чапаевском цикле.
Надо бы добавить, что "межнациональные отношения" обычно выяснялись лишь в момент неизбежных среди детей конфликтов и ссор. А так все играли дружно и мирно. Или, объединив силы, сообща - русские, татары, евреи - ходили драться с мальчишками из соседнего двора... Вооружившись, по примеру Вантё и Мантё, кирпичами.... В одном из таких сражений я был ранен и чудом не остался без глаза. С тех пор, возможно, и осознал, что собирать камни все-таки разумней, чем их разбрасывать - а, тем более, ими бросаться.
*****
...Повторюсь: психологические клише, отпечатавшиеся в сознании с ранних лет, очень непросто преодолеть. Тривиальная вроде бы мысль о том, что "нет плохих и хороших народов, а есть плохие и хорошие люди", по-прежнему с трудом пробивает себе путь в общественное сознание. Нет сомнения, содержащийся в древних книгах рецепт - побеждайте зло добром! - сохраняет свою животворную целительную силу и ныне. Только как на практике лечение организовать?
Если даже работники народного образования вдруг одумаются и перестанут издавать глупые учебники, а начнут издавать умные, дело не намного сдвинется. Вряд ли возможно, в отрыве от других чувств, воспитывать у детворы чувство интернационального братства. Особенно в той социальной и экономической обстановке, которая складывается сегодня в России. Разве наши сыновья и дочки, внуки и внучки не становятся первыми - и самыми незащищенными - жертвами так называемого "переходного периода" (от социализма к капитализму? из ниоткуда в никуда?)
Так что одним духовным просвещением, как мне кажется, ситуации тут не выправишь. Необходимо еще и такое условие, как рост благосостояния людей. Потому что, когда у человека есть хорошо оплачиваемая работа, уютный дом, вкусная еда и уверенность в будущем, он гораздо реже задумывается, какой национальности его сосед. А нищие и голодные, сколько ни сей среди них "разумное, доброе, вечное", все равно будут испытывать злобу и зависть.
Но, приятно это кому-то или нет, Россия всегда была и (даже после отчуждения от нее обширных террриторий) продолжает быть государством многонациональным. Страной не только этнических РУССКИХ, но и всех РОССИЯН. Людей, зачастую внешне очень не похожих друг на друга, приверженных разным религиям, не желающих предавать забвению свои родные обычаи и языки. Любой серьезный конфликт между составляющими единую нацию группами чреват ужасными бедами. Вполне сопоставимыми по масштабам и последствиям (замечу наглядности ради) с крушением Вавилонской башни.
Тут очень важно, чтобы государство не сидело сложа руки. И не ограничивалось душеспасительными призывами типа "ребята, давайте жить дружно!" Если национальный мир и межэтническое согласие не достигаются сами собой, к этому следует принуждать. Опираясь на силу закона, на мощь правоохранительных структур. По сформулированному еще дедушкой Крыловым принципу: "там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить".
Не имеет значения, кто конкретно выступает в роли зачинщика распрей и вражды. Выходец ли из захолустного горного аула, пытающийся насаждать в древней русской столице дикарские понятия о приличиях и этикете. Или обкурившийся гопник с питерской окраины, компенсирующий свою человеческую неполноценность унижением и побитием каждого, кто на него не похож. Конституция и законы едины и обязательны к исполнению для всех граждан. "Нравится, не нравится, терпи, моя красавица!" - говорят в народе.
Главное, полагаю, не прятать (от самих себя и от окружающего мира) накопившихся реальных проблем. Такое мы уже проходили - при совке. "Национальный вопрос", как нам тогда втирали в мозги, был, якобы, успешно решен - так же, как преступность практически побеждена, а проституция окончательно искоренена... А ведь когда из котла не выпускают пар, котел взрывается... Так что, для собственной же пользы, будем говорить обо всех этих некрасивых вещах честно и открыто - здесь и сейчас.