На день рождения получаешь открытку, а в ней черным по белому - желаю, чтобы он был тебе хорошим советчиком.
Кто такой "он"? Он - это тот, кто числится мужем.
Как он может быть хорошим советчиком, когда его совсем не радуют твои успехи и независимость, когда каждый живёт сам по себе, имея при этом общее хозяйство, быт.
Что она такое пишет? Неужели она ничего не понимает? Не может быть.... Она же всё видела своими глазами. Нет никакой душевной близости. Что-то советовать может только действительно близкий человек.
Глупость какая - написать такое.
Если слушать его советы - жизнь пройдёт мимо. Вообще ничего не будет в жизни. Только магазины, кастрюли-сковородки, быт. Утильсырьё, короче.
Тогда точно вообще не жить, похоронить себя заживо.
С ней точно что-то не так, коли такое пишет.
С ним можно жить только независимо, своей собственной жизнью, иначе - беда.
И слушать следует только себя - свою собственную душу и свой разум. Нет ничего глупее того, чтобы доверить свою жизнь кому-то еще. Особенно тому, который тебя не любит. Более того (и это самое ужасное) - твоя душа никак не может принять и полюбить его. Ужасно, потому как для него это тоже - беда...
И ещё задумаешься вот так после прочтения - неужели до сих пор мы живем в домостроевские времена. Кто-то, пожалуй, и живёт, не заметив, что времена изменились....
Кому-то так жить проще - не нужно думать своей головой, не нужно слушать свои душу и сердце - пусть он думает и решает (потому что он - лицо мужского пола)! Вот и советы раздают на свой вкус.
Авторство Домостроя приписывают протопопу Сильвестру, наставнику Ивана Грозного.
Для кого-то из ныне живущих "Домострой" является памятником русской литературы XVI века, а для кого-то - книгой, содержащей в себе полезные сведения, поучения и наставления по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Для всякого христианина была хороша эта книга!
В сильвестровской версии "Домострой" состоит из предисловия, 67 глав и "Послания и наказания ото отца к сыну", сгруппированных по следующим основным направлениям:
О строении духовном ("Как веровати")
Веровать предписывается в "Нераздѣлную Троицу" в воплощение Иисуса Христа, особую честь рекомендуется воздавать иконам Иисуса Христа, "Пречистой Матери Его" и "всѣмъ святымъ". Описывается необходимость молитв, крестных знамений, целований икон и "многоцѣлебная мощи", Причастия "лжицею". Во время Причастия запрещено !чавкать", чмокать и грызть просвиру зубами.
О строении мирском ("Как царя чтити")
Царя и князя следует бояться и служить им как представителям Бога на Земле (Рим. 13:1).
О поведении в гостях и за столом
При входе в помещение рекомендуется снять шапку, "носъ высмаръкати", грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться. При выборе места за столом рекомендуется учитывать социальный статус - свой и других приглашенных гостей и, руководствуясь этим, садиться ближе или дальше от хозяина. В гостях не следует ковырять в носу ("носа не копать перстомъ"), глядеть по сторонам, есть без спросу. Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. Также не следует начинать есть без приглашения и хулить угощение. Перед едой рекомендуется восславить "Отца и Сына и Святаго Духа".
О поведении в храме
В церкви не следует ни с кем вести бесед, прислоняться к стене, опаздывать к началу богослужения и уходить до его окончания.
Об управлении хозяйством ("О строении домовном")
В каждом доме следует иметь иконы ("честныя образы", перед которыми во время молитв возжигаются свечи. Пыль необходимо "чистым крылышкомъ омѣтати и мяхкою губою вытирати", чтобы дом был в чистоте. Молиться необходимо не реже двух раз в день: утром и вечером. Дело следует всякое начинать с чистыми руками, молитвой ("Господи благослови") и крестным знамением. Жить рекомендуется по средствам, имея запасы - съестные в погребе, а инвентарь (метлы и лопаты) и прочее (мыло) в амбаре.
Об организации семьи ("Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами")
"Домострой" призывает, чтобы все члены семьи были "сыты и одеты" и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всём подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия - "не ослабляли, бия младенца"), дочерей учить рукоделию, а сынов - каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всём слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель "лютою смертью от гражданской казни".
О соблюдении вещей
Следует иметь нарядную рубашку и сапоги, которые надеваются в хорошую погоду, в праздники или для хороших людей. Рабочую одежду следует отделять от праздничной. Одежду (кафтаны, сарафаны, терлики, шубы) следует держать в чистоте, при необходимости высушивать, чистить и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте ("чистенько и беленко") и скатерть, убрусы, платки ("ширинки", полотенца и постели. Женские украшения (монисто) лучше и вовсе держать в сундуках или коробах под замком, а ключи в ларце. Из посуды упомянуты братина, блюда, ложка, ковш, корыто, сковорода, котел, таганы, квашня, сито, решето. Посуда должна быть накрыта.
Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить в погребе.
Николай Александрович Бердяев высказался относительно "Домостроя":
"Понимание христианства было рабье. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем "Домострой". Иван Аксаков (русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения) даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль "Домостроя", мог породить русский народный характер. Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, а не процветанию церкви, не возрастанию духовной жизни. Христианское призвание русского народа было искажено."
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов подвергает критике модель семьи, изложенную в "Домострое": "Хотя у нас "Домострой" по-прежнему остается популярным во многих, в том числе и православных, кругах, с Евангельской точки зрения он не являет нам образ жизни христианской семьи. В "Домострое" нам предлагается культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую. Женщина там поставлена в положение почти что неодушевленного "аппарата" по производству детей и обустройству быта".
Но этот протоиерей Георгий Митрофанов из нашего времени, при Иване Грозном он не жил, дитя времён строительства развитого социализма. Да и родился он в Ленинграде, в семье капитана первого ранга. Понятно, что дик для него Домострой. А вот если бы он родился немного пораньше, да ещё в какой-нибудь российской глубинке, то легко мог бы испытать на себе все прелести той книжечки, приобщиться к поучениям и наставлениям по всем направлениям жизни христианина с раннего детства, впитать в себя всё это, да так и жить по правилам "Домостроя" всю оставшуюся жизнь. И полагать, что только так и истинно, только так и правильно жить! Потому как всё в нас закладывается с раннего детства, все наши ориентиры на дальнейшую жизнь. И каждый живет в своем собственном мире. Некоторые до сих пор почитают домостроевский уклад. Не понимая, как можно жить по-иному. Гораздо удобнее не считать женщину человеком, поступая с ней как вздумается.
И к кому за советом тогда идти? К тому, кто за человека тебя не считает? Да, странное пожелание от неё, черным по белому.
Впрочем, а что же здесь странного? Когда она сама на Домострое взращена была. Да и душу свою слушать и слышать не привыкла, всё голову прикладывает - ведь жизнь прожить не поле перейти. Сама она без советчика. За советами бегает то туда, то сюда. Ждёт, кто что скажет. Так проще жить, когда есть инструкции, когда за тебя решают, а не сама думаешь, не сама чувствуешь - что бы твоей душе хотелось?
Еще бы! А то душе может такого захотеться.... Душа она какая! Ей парить хочется! Летать! Любить! А не кастрюли со сковородками чистить постоянно. Душа хочет жить.
И зачем только этой самой душе нужны любовь и родной, духовно близкий человек рядом, когда в Домострое ясно написано - церковь, семья, муж, дети, хозяйство, кулинария, утварь.
(В данном случае следует помнить, что муж далеко не всегда является твоим другом, действительно близким и любимым человеком. Да и женщина далеко не всегда (и в наши времена тоже) воспринимается как человек, как личность).
Почему любовь является именно потребностью души, а не просто дополнением нашей переполненной событиями жизни? Любовь не сравнима ни с чем. Это переживание ценности другого человека, позитивная эмоция от того, что он есть на свете. Это когда моё "я" встречает родственное "я" в тебе.
Нужно бы желать любви, личного счастья.... и чтобы в итоге всё наладилось, разрешилось. А не советов непонятно от кого...
Но если человек вырос в определенных условиях, при домострое и патриархате, и никогда не задумывался о том, что возможно единение душ, то это, к сожалению, неискоренимо.
А времена изменились - давно бы пора это заметить..... мы живём не в XVI веке, а в XXI.