Аннотация: Автор: иерей Василий Ваича. Страна: Кения. Язык оригинала: английский
Прошло много времени с тех пор, как непреодолимая обязанность заставила меня, несмотря на мои недостатки, рассказать о необыкновенной жизни покойного Иосифа Гакуо Теури. Будучи чтецом и старцем Православной Церкви, он проявил себя как редкий мудрец и непреклонный защитник миссионерской программы православной веры в Центральной Кении. Его влияние на формирование Православной Церкви в Ниери и Мукурвени глубоко запечатлелось в истории общины верующих, которой он так усердно служил.
Я прошу о снисхождении - прежде всего у самого приснопамятного Старца, у его детей и у всех благочестивых читателей - к возможным упущениям или несовершенствам в этом повествовании. Однако по бесконечной милости и промыслу Божьему я был удостоен возможности учиться у этого замечательного человека и служить вместе с ним в качестве верного прихожанина и священника православной церкви Святого Иоанна в Тунгури.
История старца Иосифа Гакуо Теури неотделима от истории Православной Церкви в Ниери. Его жизнь была ярким примером того, как обычные люди благодаря своей необыкновенной вере и дальновидности заложили основу Православия в Кении.
Ранняя жизнь
Родившись в скромной и глубоко духовной семье в 1933 году, Иосиф вырос в общине, которая уже испытала влияние первых миссионеров православной веры.
Первоначально его родители и многие жители деревни были членами Африканской Независимой Пятидесятнической Церкви Африканских Церквей (AIPCA). Об AIPCA ее основателями и последователями написано очень мало. В небольшой книге под названием "Kìrìa Gìatùmire Independent Ìgìe" ("Происхождение независимой церкви") Д.М. Кирагу рассказывает о том, как зародилась AIPCA и о ее расширении на землях народа кикуйю. Это единственная работа, написанная членом церкви. Статья Дж. Б. Ндунгу "Независимость гитуамба и кикуйю в церкви и школе" содержит некоторую информацию о трудностях, с которыми сталкивались члены AIPCA до того, как в 1930-е годы они получили своих первых рукоположенных священников. Чтобы получить их, они направили нескольких кандидатов в православную семинарию в Муранге. Эту семинарию открыл Даниил Уильям Александр, который называл себя архиепископом Южноафриканской Провинции Африканской православной церкви. Это была неканоническая группа, которая объединяла африканцев, стремящихся к Православию. Поскольку ни Александрийская Церковь, ни какая-либо другая каноническая Православная Церковь в то время не занимались миссией в Кении, многим африканцам приходилось делать это самим в меру своих возможностей и понимания.
Среди первых обученных в этой семинарии и "рукоположенных" Даниилом священнослужителей был отец Филипп Кианде из Ньери, который открыл первые православные приходы и школы в Ньери. В процессе обучения в семинарии отец Филипп сам обратился и перевел из AIPCA в Православие многих своих последователей, в числе которых были и родители Иосифа. Он открыл церковь в Гатиту и школу, где наш герой Иосиф Гакуо был учеником. Именно в этой православной школе он освоил не только азы обучения, но и начальный катехизис, которые были обязательны для всех учеников.
Иосиф Гакуо всегда восхищался отцом Филиппом Кианде, и мечтал в детстве стать священником и учителем. Окончив подготовительный уровень в православной школе Гатиту, он поступил в начальную школу Мухито, где учился с 1944 по 1948 годы. По сегодняшним меркам это может показаться скудным образованием, но на тот момент его было достаточно, чтобы обеспечить молодому человеку возможность двигаться вперед и получить работу. Его воспитание привило Иосифу глубокое чувство веры, справедливости и преданности Церкви.
Раннее образование Иосифа совпало с неспокойными временами в истории Кении, приходившимися на колониальную эпоху. Несмотря на трудности и ограниченные ресурсы, Иосиф ревностно стремился к знаниям.
Он не смог продолжить учиться в школе, во-первых, из-за отсутствия денег на оплату обучения, а во-вторых из-за необходимости присматривать за своими младшими братьями и сестрами, поскольку их родители рано умерли. Они жили тогда в доме бабушки Ньоки Канаи, он стоял как раз рядом с помещением, где сейчас находится приход Святой Софии Русской Православной Церкви в Ниери.
С ранних лет Иосиф проявлял такие качества, как честность, щедрость и твердые моральные принципы, которые впоследствии определили его характер и снискали ему уважение. Его братья и сестры вспоминают Иосифа как глубоко преданного своей общине и вере человека, который был блюстителем справедливости.
В 1940-е годы, при строительстве первого православного храма в селе Гатиту, все бесплатно трудились, включая мальчиков, одним из которых был Иосиф. Они перетаскивали доски и бревна, которые готовили взрослые. Был построен не только храм, но и дом для священника, чтобы отцу Филиппу не приходилось каждый раз ночевать в домах прихожан во время его посещений. В итоге отец Филипп сделал православную церковь в Гатиту своей штаб-квартирой. Членам приходского "союза матерей" была поручена забота о священнике, его чтецах и алтарниках.
Молодость и гонения
В 1946 году Африканская Православная Церковь, возглавляемая в Кении в то время Артуром Гатуной, вошла в юрисдикционное единство с Александрийской Православной Церковью и таким образом стала частью канонической Православной Церкви.
В те годы православная вера еще только находила свое место в Кении. Иосиф вместе с другими первопроходцами взял на себя задачу укрепления присутствия Церкви. Он сыграл ключевую роль в организации и преподавании катехизации.
С 17 летнего возраста (в 1950 году) Иосиф Гакуо начал проводить на языке кикуйю катехизацию в православной церкви Гатиту под пристальным вниманием отца Филиппа Кианде и старосты церкви Петра Камуньо. Занятия по катехизису включали изучение Библии и веры Православной Церкви, причем особое внимание уделялось чтению Символа веры, его знание наизусть являлось обязательным для всех оглашенных. Желающие креститься должны были в процессе оглашения пройти через три этапа:
1. "Ачария" (ищущие истинную веру)
2. "Атомаги" (читающие)
3. "Акиристиано" (христианине)
После успешного завершения курса катехизации человек получал допуск ко крещению.
Иосиф Гакуо надеялся стать чтецом в церкви и в конечном итоге поступить в семинарию для получения священства, но этим мечтам не суждено было сбыться из-за того, что в 1953 году английская колониальная администрация начала гонения на Африканскую православную церковь, объявив ее "центром политических агитаторов", выступавших за свободу Кении от колонизаторов.
Клятва единства народа кикуйю, связанная с движением "Мау-Мау", символизировала борьбу за освобождение Африки. В этом мероприятии действительно приняли участие многие члены Африканской православной церкви, так что роль Православия в содействии самоопределению Африки и освободительному движению была неоспорима. Этим были вызваны жестокие гонения со стороны англичан.
Тогдашний глава православных кенийцев священник Артур Гатуна, патриарший викарий Кении, был брошен в тюрьму, где провел восемь лет, отсидев вместе с будущим первым президентом страны Джомо Кеньяттой. Но не только он, - большинство членов церкви были арестованы и задержаны, а православные храмы снесены.
В том числе и упомянутая церковь в Гатиту была по приказу англичан стерта с лица земли и полностью разрушена в 1953 году, а ее железные листы обшивки были использованы для строительства полицейского поста в деревне. Это ознаменовало конец первого распространения Православия в Центральной Кении, в основном в Ньери и Киамбу.
Несмотря на эти гонения, вера Иосифа оставалась непоколебимой. Период невзгод лишь укрепил его преданность Православной Церкви и ее учению.
Возрождение Православия после обретения независимости
Возрождение православной веры в Кении началось лишь после обретения независимости в 1963 году. Первопроходцы Православия, находившиеся в заключении, были освобождены. Среди них были такие бесстрашные герои свободы, как Джамлик Вайча ва Гичуки и Муканда ва Кихара, дуэт, который координировал работу первоначальной православной церкви Гатиту. Отец Артур Гатуна был особожден в 1961 году.
Именно тогда, на втором этапе становления Православной Церкви, смело вступает в игру Иосиф Гакуо. Теперь он уже взрослый и известный человек. В 1965 году он помог организовать первую православную службу под открытым небом на кофейной фабрике Тхунгури, что привело к основанию православной церкви Святого Иоанна Предтечи в Тхунгури.
Иосиф стал одним из немногих православных верующих, кто стоял рядом с отцами в черных одеждах, когда африканских землевладельцев вызвали в окружной земельный совет. Его глубокое понимание традиционного землевладения в Африке в сочетании с пониманием колониальной земельной политики сделали его выдающимся защитником Церкви. Вместе с о. Антонием Мванги Нгумо, Иосафатом Мучири, Николаем Муриуки и другими Иосиф мужественно и мудро представлял Православную Церковь в земельных переговорах. Их голоса гарантировали защиту церковных земель, соблюдение договоров и быстрое пресечение любых посягательств. Этими действиями старец Иосиф продемонстрировал непоколебимую приверженность делу защиты будущего Церкви.
После того, как власти выделили участок в Гатиту, Иосиф Гакуо организовал мужчин своего возраста в деревне на строительство. Новая церковь была построена в 1965 году из обрезков древесины, а крыша была сделана из сухих банановых листьев. Иосиф Гакуо и старейшины Иосафат Мучири, Иосафат Мукоки, Харрисон Майра, Иессей Мучоки, а также Петр Мванги Нгумо, начали миссионерскую работу, преподавая катехизис как новым, так и старым верующим.
Иосиф Гакуо был не просто учителем, но и объединителем. Он объединил общины в районе Маунт-Кения, подчеркнув важность веры, образования и справедливости. Его занятия по катехизису, помимо научения вере, стали также площадками для общественного диалога и решения проблем.
Благодаря его миссионерским усилиям многие молодые мужчины и женщины были приобщены к православной вере, крещены и получили духовное развитие. Всего за два года - к 1967 году - появилось большое количество последователей, нуждающихся в крещении. Старейшины связались с отцом Филиппом Кианде, который провел здесь массовое крещение - первое на месте будущего православного собора (ныне собор Святого Иоанна Богослова в Тхунгури).
Иосиф неустанно трудился над восстановлением инфраструктуры Церкви, как физической, так и духовной. Его способность мобилизовать ресурсы и людей не имела себе равных. Под руководством Иосифа община восстановила храмы, разрушенные в колониальную эпоху, и вернула верующим места поклонения. Его видение и руководство обеспечили Православной Церкви не только выживание, но и процветание в регионе, отмеченном как трудностями, так и возможностями.
Взносы на реконструкцию церквей
Развитию Православия во многом содействовал визит в Кению архиепископа Кипрского Макария в 1971 году, который был близким другом тогдашнего президента Джомо Кеньяты. Отец Артур Гатуна, овдовевший к тому времени, принял монашеский постриг с именем Георгий, и в 1973 году был рукоположен и стал первым каноническим епископом Кении в Александрийской Церкви. Были рукоположены и священники. Иосиф Гакуо был хиротесирован во чтеца, а построенная при его содействии церковь - освящена.
В 1969 году скончался отец Филипп Кианде. В 1971 году, во время визита архиепископа Кипрского Макария, Петр Киньюа Вачира, был рукоположен в сан священника. Более десяти лет он оставался единственным священником во всем округе Ниери. Поскольку отец Петр Киньюа не мог присутствовать во всех церквях Ниери одновременно, большинство религиозных обязанностей исполняли чтецы/катехизаторы. В их числе и Иосиф Гакуо был назначен для совершения богослужений мирянским чином в отсутствие священника.
В 1970-е годы он внес решающий вклад в строительство постоянной каменной церкви святого Иоанна Богослова, организовав труд прихожан в качестве бесплатной рабочей силы, а также сбор средств с каждого члена прихода.
В 1980-е годы Иосиф Гакуо входил в состав православного совета Ниери, который активно выступал за необходимость иметь больше подготовленных священнослужителей. Совет рекомендовал епископу принять Петра Мванги Нгумо, Симона Гатанги и Чарльза Майну Мутахи в семинарию в Найроби для получения богословского образования.
В 1989 году Иосиф Гакуо занял пост председателя Епископского совета. Члены совета предложили его кандидатуру без выборов из-за его преданности Церкви и активной жертвенной деятельности. Он занимал эту должность до 1992 года, пока не заболел и не предложил кандидатуру Седекии Муго в качестве своего преемника.
Иосиф Гакуо внес еще один огромный вклад в развитие Православной церкви Ниери, когда Финская Православная Церковь выделила средства на строительство в Кении поликлиники и школы. Школу было решено строить при приходе Святого Иоанна в Тхунгури, где служил уже принявший священный сан с именем отца Антония Петр Мванги Нгумо. Участок земли был определен в органе окружного совета как земля, выделенная для проектов развития сообщества. Попытки официально подать заявку на большой и готовый для школы участок земли были сорваны из-за отказа протестантской церкви, которая имела довольно сильное присутствие в этом районе и серьезные связи в администрации. Протестанты чувствовали угрозу со стороны православного присутствия, масштабов проекта и его последствий, поскольку они также были конкурентами за верующих в этом районе.
Старец Иосиф Гакуо приложил все усилия, чтобы использовать свои ресурсы и местное влияние для поддержки отца Антония в его стремлении получить участок земли в деревне Нгуру. Вдвоем они неоднократно посещали земельный орган в городе Ниери, чтобы добиться рассмотрения их дела. Сопротивление было сильным, но настойчивость принесла плоды. При содействии тогдашнего члена парламента Нджурури Майяни земля была выделена, а школа построена. Она действует по сей день как православная средняя школа для мальчиков и девочек, имеющая три потока. Иосиф Гакуо был избран членом Совета директоров школы, несмотря на свое скромный уровень образования.
Наследие и влияние
Старец Иосиф отошел к Господу 6 января 2019 года.
Влияние Иосифа Гакуо простиралось далеко за пределы его непосредственного окружения. Его преданность Православной Церкви вдохновила новое поколение лидеров и верующих. Его братья и сестры, современники и те, кого он учил, помнят его как человека глубокой веры, безграничной щедрости и непоколебимой приверженности справедливости.
Наследие старейшины Иосифа Гакуо и его сверстников отражает стойкость верующих Африканской Православной Церкви. Это были люди, которые понимали, что миссия Церкви связана не только с духовным ростом, но и с владением и защитой земель, на которых укоренилась их вера. Они сражались за эти земли не как арендаторы, а как законные управители, обеспечивая процветание Православной Церкви на протяжении многих поколений. Это наследие самоопределения позволило африканским верующим приглашать новые юрисдикции, когда это было необходимо, как это было продемонстрировано на примере перехода от Африканской независимой пятидесятнической церкви к Православию под руководством отца Филиппа Кианде. Обученный и катехизированный архиепископом Уильямом Дэниелом Александром, отец Кианде привел верующих в Православную Церковь.
Сегодня Церковь в благочинии Ниери оказалась на очередном перепутье.
Постепенный переход многих приходов в Патриарший Экзархат Африки Русской Православной Церкви - это не предательство прошлого, а продолжение того же динамичного духа, который когда-то привел верующих из Африканской независимой пятидесятнической церкви в Православие. Этот сдвиг отражает потребности верующих, которые всегда стремились присоединиться к юрисдикции, которая отвечает их духовным нуждам. Сильное присутствие Русской Православной Церкви в Африке под руководством митрополита Зарайского Константина соответствует видению старца Иосифа Гакуо и его современников: обеспечить глубокую укорененность Православия в жизни и на землях африканских верующих.
Жизнь старца Иосифа Гакуо Теури остается маяком для Церкви и сегодня. Его наследие учит нас, что Православие в Африке должно основываться на местном руководстве, владении землей и коллективной воле верующих. Его работа напоминает нам, что миссия Церкви не статична, а динамична, развиваясь для удовлетворения потребностей своего народа, оставаясь при этом верной своим апостольским корням.
Вечная память, Иосиф Гакуо Теури! Твоя жизнь продолжает вдохновлять нас, а твое наследие живо в сердцах тех, кто тебя знал. Пусть твой пример направляет Церковь на ее пути к будущему, гарантируя, что вера, которую ты так ревностно защищал, процветает для будущих поколений.