Одно из фундаментальнейших положений теории игр звучит примерно так: можно делать всё, что угодно, лишь бы было интересно. Теоретически мораль к играм никакого отношения не имеет: библейская игра между Каином и Авелем закончилось 1: 0 в пользу старшего брата. Остальное - проблемы души и педагогики.
С этой точки зрения всё, что творится сейчас в РФ - не более чем тренировочные состязания. Разыгрываются предполагаемые комбинации в ситуации экономического коллапса; в условиях приближенных к революции. Правила будущих игр исторически в общих чертах определены, но возможны варианты.
Прозаик Олег Разумовский никаких футурологических задач перед собой не ставит. Он предлагает читателю настоящее.
Действия его рассказов разворачиваются на удручающе озлобленном фоне. Действующие лица - наши современники. Фон такой: "Работать не хотели, всё скучали, большую часть времени гуляли да воровали, базарили промеж собой".
Пожалуй такое видение русской провинции не внове для читатели: классики русского реализма прошлого и нынешнего столетия нередко давали описание приблизительно в таком ключе. Что нового добавляет Разумовский в уже существующую в русской литературе картинку? Во-первых. Его герои играются. Выбора нет: или сойти с ума от смертной скуки и прогрессирующего вокруг идиотизма или развлекаться, поигрывая себе в меру интеллекта, физических и нравственных возможностей.
Герои прозы Разумовского выбирают игры по вкусу: убийства( беспричинные), издевательства над слабым, злобное пародирование всех и вся, но не на уровне экзистенциального протеста, а в виде всё той же игры внутри пародийно-реального социума.
И здесь обозначу вторую отличительную черту: Разумовский не ищет своих героев-монстров, не подаёт их как исключение. Его персонажи - сплошь и рядом, поскольку в их среде обитания иначе не выжить. Это чудовища с вполне привычными именами. Рассказы Олега Разумовского не кажутся мне фантазиями поднаторевшего в описаниях всяких зверств прозаика.
Если завтра игры в демократию закончатся и перейдут в другие игры по правилам "лишь бы пустить кровь", то уже сегодня состав игреков может быть назван. Никаких моральных принципов они придерживаться не будут по одной простой причине: необучены.
Проза Разумовского - это проза чересчур: как по художественным качествам, так и по коллизиям. Однако при таком тотально описываемом беспределе легко угадываются крайности сегодняшнего дня.