Синдром психического выгорания в кастовой психологии.
В настоящее время под 'психическим выгоранием' понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в отношении дела, которым занимается человек. Он выражается (Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991)) в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательного отношения к своему делу и жизни.
В официальной психологии не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Одни авторы (Е. Махер, К. Кондо) видят в нем разновидность стресса, другие не связывают эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко).
По В. В. Бойко это эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
По С. Маслач это эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.
При исследовании причин психического выгорания усилия психологов были направлены на исследование внешних к человеку факторов, вызывающих выгорание (объективные факторы) и индивидуальных характеристик самого человека (субъективные факторы). Но все оказалось завязано на неопределенность, связанную с неоднозначностью оценок в психологической сфере. А результат получился в виде статистических оценок, не связанных с конкретной личностью. В результате, в некоторых работах делается вывод, что происхождение 'психического выгорания' невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами. Сами факторы, увеличивающие риск возникновения 'психического выгорания', на мой взгляд, рассматриваются как статические, вне связи с процессами личного развития и формулируются обычно так:
- монотонность работы, особенно если она не нужна;
- необходимости вложения в работу значимого личного отношения при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- необходимость постоянного преодоления немотивированного личностного сопротивления при неопределенных конечных результатах;
- напряженность, конфликтность, критицизм и недостаточность поддержки коллег;
- невозможность самовыражения личности в процессе работы;
- отсутствие возможности профессионального совершенствования;
- неразрешимости личностных конфликтов;
- осознание неправильности выбора профессии.
Имеющиеся методики обследования (например, В.В. Бойко) позволяют установить степень выраженности симптомов психического выгорания в следующем виде: не сложившийся симптом, симптом в фазе формирования, сложившийся симптом 'психического выгорания'. Это позволяет своевременно провести мероприятия по выводу специалиста из этого состояния. Но речь идет именно только о специалисте а не о личности.
Однако, для вывода человека из состояния психического выгорания нужно знать ее причину. В данной работе рассматривается связь психического выгорания с личным развитием исходя из кастовой теории.
Описание характера реакций на синдром психического выгорания, исходя из кастовой теории, требует введения понятий, связанных с биоэнергетикой организма человека и производится через такие понятия как: точка сборки, чакра, каста, фокус внимания. Основным тезисом также является понятие перевоплощений, в соответствии с которым душа человека после смерти физического тела, для продолжения развития, воплощается вновь, причем личность человека каждый раз формируется заново (как адаптация к текущим социальным условиям) с учетом предшествующих наработок.
Точка сборки представляет собой зону, через которую фокусируется внимание личности в данном воплощении. Или несущая частота на которой может постоянно работать сознание человека. Локализуется точка сборки на одной из чакр. При этом характерными внешними реакциями являются проявления приоритетов сознания, соответствующих психологическому фильтру восприятия реальности через данную чакру.
Чакра, представляет собой энергетический центр тонкого тела человека, через который происходит энергетический обмен соответствующего чакре уровня между физическим телом, тонкими телами человека и окружающим пространством. Чакра является составной частью энергетических каналов человека.
В различных философских системах число чакр различается (обычно 7 или 13). Их расположение также различается. Это говорит о том, что чакры рассматриваются как точки взаимодействия планов Тонкого Мира в рамках данной школы.
Поскольку других всеобъемлющих моделей нет, предлагаю пользоваться моделью 7 чакр с расположением чакр на сушумне, поскольку она адекватна психологическому статусу каст слуг, купцов, воинов. Но всегда помните, что это именно модель, и как у всякой модели, у нее есть граничные условия применения. В рассматриваемой здесь модели с семью чакрами граничным условием является переход человека в касту жрецов.
В контексте данной работе чакры рассматриваются только в части проявления ведущих психологических реакций.
Каста, в которой пребывает в данном воплощении человек, зависит от расположения точки сборки на какой либо чакре. Всего в рамках кастовой психологии синдрома психического выгорания рассматриваются 4 касты: четвертая каста -работники, третья каста - купцы, вторая каста - воины, первая каста - жрецы, которым соответствует расположение точки сборки на нижних 4 чакрах, муладхаре, свадхистане, манипуре и анахате. Расположение точки сборки на муладхаре соответствует касте работников, на свадхистане - касте купцов, на манипуре - касте воинов, на анахате - касте жрецов.
Психологические проявления по более высоким чакрам - вишудха, ажна, сахасрара и дополнительным чакрам в контексте психического выгорания не рассматриваются, т.к. людям, чей фокус внимания проявлен через эти чакры это не свойственно.
На психологические проявления в рамках касты накладываются наработки по предыдущим воплощениям, а переход из касты в касту обычно происходит в процессе нового рождения. Как исключение могут кратковременно проявляться и промежуточные положения, из-за резонанса сразу по двум чакрам. Такое состояние наблюдается при переходе из касты в касту в текущем воплощении. Основной причиной такого явления является недостаточное закрепление личности в более высокой касте, вместе с давлением социума в период беременности и воспитания, направленным на понижение уровня восприятия. Еще одной причиной может быть сброс высших состояний более высокой касты из-за всплывшей и не преодоленной в предыдущем воплощении недоработки по более низкой касте.
Ни в коем случае из сказанного не следует, что в основном работает только одна чакра. Работают все чакры. Но фокус внимания текущей личности проецируется через одну из них и она психологически является ведущей. Или иначе - осознаваемое восприятие сознанием реальности работает на частоте этой чакры.
Проявление ведущих психологических реакций как приоритетов сознания, соответствующих психологическому фильтру восприятия реальности через данную чакру, с учетом всех предшествующих наработок, в контексте данной работы представляет собой фокус внимания воплощенной личности.
Фокус внимания представляет собой захват вниманием личности задачи, соответствующей актуальному этапу ее развития в уже известной последовательности этапов цикла развития (соответствующей касты) и выглядит как дело, которым данной личности интересно заниматься. Причем этот интерес, поощряется чувством удовлетворения от своего занятия. Или действия личности в рамках актуального для данной личности фокуса внимания представляют собой максимально возможный уровень психологического поощрения, или верхний уровень пирамиды потребностей по Маслоу. Возможно каждый может вспомнить периоды, когда занятие каким либо делом вызывало невероятный уровень внутреннего подъема.
В общем виде (Г.О.М.) этапы развития включают:
- создание личности (достижение возможности познания (1), освоение алгоритма действий на основе познания (2), включение освоенного в свои действия для самостоятельного производительного проявления познанного вовне (3), достижение своего авторитета в выбранной деятельности (4));
- идейное воспитание личности (создание авторитета ведет в осознанию своего Я как человеческой личности (5); но, как только личность сформировалась, ей приходится выбирать пути развития (6), в случае правильного выбора личность приобретает свойства победителя и сможет выйти на новый уровень развития, при котором основой реагирования будут уже не внешние обстоятельства, а идущая изнутри личности идейная основа (7));
- самовоспитание личности (победитель (7) начинает цикл самовоспитания установлением закономерностей (8) в среде, где он будет продолжать работу, закономерность эта направлена на поддержание в этой среде предельно достижимого уровня этических норм, от которых личность будет отталкиваться, для выхода в более высокие области этики, это стремление дает возможность войти в замкнутую социальную систему (9), затем следует погружение в эту замкнутую систему (10));
- принесение жертвы (участие в жизни замкнутой социальной систему (10) приводит личность к формированию новой линии поведения (11), новая линия поведения явно потребует жертвы (12) внутрь (интересам замкнутой социальной системы) и наружу (интересам внешнего человечества), выполнение долга жертвы приведет личность к новому уровню развития (13)).
- смена приоритетов (принесение жертвы вызовет потерю ценности всего, чем жил (13) и, одновременно рождение в новую жизнь, с полным пониманием обратимости некоторых явлений (14) пока все еще можно бросить и вернуться назад);
- трансформация (если выбрал движение вперед - начинается освоение новых возможностей влияния (15), которое неизбежно выразится в одной из форм принуждения (16), что сведется или к логическому исключению тех или иных тезисов, или к моральному принуждению, или к физическому притеснению умелым использованием возможностей). Этим заканчивается первый этап развития личности;
- активные действия (активное применение принуждения (16) происходит активное использование сил и средств (17), ориентированное на внешние объекты, а достигнутое через это понимание условий собственной работы дает понимание возможностей работы других не только за, но и против, возникнет ясное понимание, что везде есть враги (18), это понимание будет душить и вынуждать искать выхода из своего стесненного положения, выход из этого положения проходит через осознание цели своего существования, необходимости личного развития и обеспечения этого развития через принятое на себя Дело (19)). Этим заканчивается второй этап развития личности;
- реализация активных действий (начинается с постановки вопроса об ограничении информирования (19), при проработке чего может быть достигнут новый уровень развития, выражающийся в возможности структурирования действий на основе философской системы (20), на основе которой происходит изучение и взаимодействие с Миром (21), в реализационном смысле этого слова (22)). Этим заканчивается третий этап развития личности.
Пункты 1-3 первого этапа развития для лучшего понимания материала следует представлять себе более подробно:
1. Начальный момент перехода из непроявленного в проявленное выглядит как стремление души зацепиться за неизвестное. Освоение неизвестного и создание из этого образа окружения. Образа окружения, рушащегося раз за разом и вновь создаваемого из комбинации обломков как адаптация непроявленного в физическом мире. Того самого непроявленного, что проглядывает из первых детских рисунков в своем неприспособленном к этому миру виде. Когда рисуется, например, не кошка, а функция кошки.
Душа считывает свои старые воплощения и на их основе старается максимально быстро создать адаптацию к физическому миру, которая выглядит как обучение и воспитание (а во внутриутробном периоде это было строительство физического тела по образцу родителей).
Уровень, на котором развитие замедлится, определяется наработками предшествующих воплощений. С момента завершения адаптации наработок предшествующих воплощений дальнейшее развитие происходит путем отработки неизвестного материала.
Или иначе Творец есть одновременно: сам по себе Ведение, Тот, кто ведает и То, что ведается. Или одновременно: Мысль, Тот кто мыслит и То, о чем размышляется (В. Шмаков. Священная книга Тота). Предшествующие наработки как раз и состоят из фрагментов таких структур. Пусть в разрозненном и неполном виде. Но именно на основе таких структур происходит развитие.
Завершение адаптации имеющегося багажа наработок проявляется как уровень, на котором заканчивается знание и начинается информация. Поясню, что есть существенное различие между информацией и знанием. Знание представляет собой структуру представлений. Знание может быть неполным. Но это структура взаимосвязей. Эта структура может быть наполнена информацией полностью, или в ключевых моментах, где требуются уточнения связанные с особенностями данного Мира. Знание - это инструмент готовый к действию. Информация это просто факты которые бесполезны с практической точки зрения. Но на основе фактов по аналогии с имеющимся знанием строятся и непрерывно отрабатываются в процессе жизни новые структуры знания. Прекращение отработки структур знания является одной из причин прекращения поддержки душой существования данного физического тела.
Нет и не может быть знаний ниоткуда, интуиция и наитие просто являются использованием структуры уже наработанных знаний на основе анализа укладывающейся в них неполной информации.
Из этого также следует, что при создании непрерывных цепочек знания структуры личности, сознание человека переходит в новый режим работы. Это проявляется как переход на частоту более высокой чакры (и следующей касты).
На внутреннем представлении это выглядит также и как соотношения Веры и Воли. Человек способен к действию только когда он верит в способность действовать. Но сама вера в способность действовать есть результат волевых усилий по устранению сомнений в вере. Вера в своем пределе есть экстаз соприкосновения с неизреченным и растворение в нем. Вера направлена внутрь человека, к источнику чистого духа. Воля это стремление человека разобраться в себе, стремление отождествиться с внешним Миром и жить им.
Отождествление работника с внешним Миром выглядит как стремление зацепиться за возможность существования. Именно выживание является исходным посылом развития.
Отождествление купца с внешним Миром выглядит как стремление применить его для себя. Посыл развития выглядит как непрерывный поиск возможностей внешнего мира.
Отождествление Воина с внешним Миром выглядит как стремление управления им. Посыл развития выглядит как отождествление себя с механизмом управления любыми возможностями внешнего мира.
Отождествление жреца с внешним Миром выглядит как стремление изучить его. Посыл развития выглядит как целенаправленное и все более осознанное стремление к отработке фактов в структуру знания.
2. После отождествления себя с Миром происходит постижение своих возможностей, проявляющееся во всех кастах как стремление к максимальной власти над сферой приложения личного внимания.
Работник овладевает своей профессией.
Купец учится полезному взаимодействию.
Воин отрабатывает способы заставить других что-либо делать.
Жрец изучает окружение, осваивает произвольную специальность (может делать все, но не сразу), но смена его интересов и действий выпадает из имеющихся у воинов представлений о поощрении и наказании.
3. Результатом максимальной власти над сферой личного внимания в результате последовательной отработки ее проявлений оказывается мастерство выполнения работы.
Развитие, как переключение фокуса внимания можно представить и по 10 этапам (http://www.oko-project.ru/stat/kabbala/683-teoria-kachestv.html):
1. Исходная точка реализации для всех каст одинакова - это попадание в среду своей касты и узнавание своих возможностей. Нет, и ни для кого не будет пустого пространства. Это обязательное, порой против воли включение в структуру просто как очередной кирпич который кладут в стену. Просто уровень стены зависит от сопротивления включению. И попытка выхода из одной структуры заканчивается включением в другую структуру.
Это выбор места приложения сил. И чем выше каста, тем больше стремления расширенного выбора. Если работник согласится с предложенным, то купец старается улизнуть, воин - захватить и подчинить, жрец - исследовать все возможности (для низших каст цели его действий будут выглядеть напрасной тратой сил). Но дело даже не в отношении к предложенному. Представителям разных каст, в силу их разной проявленности в социуме, будет предложен очень неравный выбор. Все будут стремиться к предельным проявлениям власти. Работники над сферой приложения труда, купцы над возможностями выгодного взаимодействия, воины в области управления и подчинения других, жрецы будут браться за все, что им интересно. Они при желании смогут сформировать новые возможности выбора. Но интересно им это будет лишь на время освоения. После кризиса, связанного с переходом на самостоятельное формирование развития жрецы выходят на состояния осознания и дальше в данной классификации не рассматриваются.
2. После включения в структуру и условия касты в рамках имеющихся возможностей происходит ознакомление с мастерством работы, выведение алгоритма данной работы. Для работников - это обучение профессии и начало трудовой деятельности, завершающееся состоянием, когда работник может самостоятельно выполнять трудовые обязанности в полном объеме (выведение личного алгоритма для наиболее правильных действий в процессе работы). Для купца это период от завершения обучения до выхода на уровень успешной деятельности (выведение личного алгоритма для наиболее выгодного общения). Для воина это период от момента включения в иерархию власти до состояния, когда он начинает сам формулировать адекватные иерархии задания (ознакомления с искусством управления, выведение алгоритма иерархии подчиненности).
3. После выхода на уровень самостоятельной работы в своей сфере начинается освоение суммы технологий деятельности, которое принимает вид подсознательных реакций, выполняемых без заметного участия внимания. Работник осваивает навыки, взамен умений и становится мастером своего ремесла (мастерство не пропьешь). Купец начинает ощущать характер контактов и начинает эффективно управлять ими для достижения наибольшей пользы делу. Воин выходит на уровень эффективного управления и становится в одну из руководящих должностей.
4. После выхода не уровень мастерства происходит накопление массы опыта, заканчивающееся обретением авторитета своего личного имени, которым человек дорожит. Работник становится известной, авторитетной личностью, к нему ходят советоваться о том, как лучше выполнить работу. Купец становится известной, авторитетной личностью, создает торговый дом, участвует в меценатстве, спонсировании и прочих имиджевых мероприятиях. Воин становится известным, авторитетным руководителем, ведет управление законами внутри какой-либо организации(й), его слово принимается как руководство к действию.
5. Выход на уровень гармонии своей личности с освоенным мастерством. Когда выполняемое дело начинает проявляться как идея, реализация которой все больше имеет стремление к идеальному воплощению. Работник, если ранее просто создавалась вещь, то теперь она сначала появляется как идея, начинает жить духовной жизнью, а потом воплощается Мастером. В создании таких предметов Мастер живет. Купец начинает ощущать уровень взаимодействий с другими индивидами, Взаимодействие начинает приносить удовольствие именно своим процессом, он обретает духовную силу удовлетворения желания взаимного общения. Воин становится гармоничен управляемому посту, чувство долга становится основой жизни.
6. Выбор между возможностью выхода на новый уровень развития, или расширения своих возможностей в уже имеющемся Мастерстве. В случае перехода на новый уровень развитие продолжается с первого пункта. Работник - выбор между освоением нового ремесла и переходом из мастера в сферу деятельности купца в среде своего ремесла. Купец - выбор между освоением новой сферы получения доходов и переходом на уровень управляющего другими купцами с представлением вовне их коллективных интересов. Воин - выбор между переходом на очередной пост иерархии управления и переходом в позицию идейного вдохновителя (жреца).
7. Идея начинает наполнять реализацию мастерства до состояния одухотворения результатов труда. Работник начинает создавать вещи с душой. Купец ощущает настолько тонкий контакт с взаимодействиями в различных сферах, что может выделить и реализовать полезный поток событий, который может быть неовеществлен на данный момент, но принесет прибыль (кредиты, прибыль будущего периода и т.д.). Воин обретает способность управлять чем угодно, так как есть включение в саму суть принципа управления.
8. После периода идейного одухотворения результатов своего труда отрабатывается управление объемом их реализации. Работник начинает работать на себя, сам устанавливает время и место работы. Купец работает на себя, сам устанавливает размеры прибыли в любом деле, даже убыточное дело способен сделать прибыльным. Воин, управляя организационными структурами, изменяет их формы, например: может из военной структуры сделать социальную и наоборот.
9. После освоения управления объемом реализации происходит эволюция мастерства через поиск идеального в мысленном слиянии с результатом деятельности. Работник, создавая предмет, производит на свет качественно новый объект, превышающий предыдущий по всем характеристикам (более современный, усовершенствованный), за счет мысленного слияния с производимым предметом и четкого понимания функциональности каждой его части. Купец сливается с потоком материального взаимообмена, каждый объект для него деньги, и может быть использован для переведения в вид денег, даже ржавый гвоздь. Воин осуществил идеальный принцип взаимодействия между индивидами, все подчинены, управляя нужными людьми, получает нужный результат, власть приоритетна во всем, использование власти приводит к еще большей власти
10. Переход на следующий уровень развития. Работник начинает интересоваться не столько созданием предмета, сколько его денежной стоимостью и прибылью, начинает 'преобразовывать' предметы своего труда в денежный эквивалент. Купец начинает интересоваться приложением своих сил не просто на получение прибыли, а на получение прибыли через выгодное управление, если поначалу интересовало меценатство, то теперь интересует вложение в политику и денежные игры на политической арене. Воин - власть как таковая становится не интересна, начинают интересовать более тонкие аспекты нежели прямое управление, начинается поиск новой идеологии через изучение мира.
Учитывая то, что система воспитания может не способствовать осознанию потребностей развития (а представители касты работников могут это еще не ощущать) - психологическая помощь в определении потребностей развития личности становится актуальной задачей.
Таким образом, главным тезисом этой работы является наличие фокуса внимания воплощенной личности, который представляет собой последовательное переключение работы личности от одной задачи к другой в уже известном цикле с четкой последовательностью необходимых для собственного развития личности направлений деятельности. Прекращение последовательного выполнения задач развития приводит к дезориентации, потере личностью возможностей для развития и деградации, которая выражается в виде синдрома психического выгорания.
Кроме того, следует отличать от синдрома психического выгорания состояние, когда человек продолжает развитие с фокусом внимания за пределами служебной деятельности, проявляющееся равнодушным отношением к службе. Обычно в таких случаях речь идет о представителях касты жрецов - людей, способный своим творчеством обеспечивать новый горизонт событий для развития общества.
Задачей психолога в обоих случаях является создание человеку условий для выполнения задач актуального для данного человека направления развития в рамках служебной деятельности, соответствующих его текущему фокусу внимания.
Касаясь теории каст следует отметить, что кастовые проявления не являются чем-то чужеродным человеческому (в том числе нашему) обществу. Исторически, кастовая организация общества в прошлом была распространенным явлением (например, на Руси - смерды, веси, витязи, ведуны) (Славянский именослов). В настоящее время, как политическая структура, она сохранилась в Индии и Непале. Была также в Тибете до присоединения его к Китаю в 1953 г. Но, став социальной структурой, кастовая система подверглась сильному дроблению под местные требования структуры общества и общин. В результате по данным переписи 1931 года в Индии было более 3000 каст, подкаст и местных сект. В некоторых случаях на отдельных территориях понятие некоторых основных каст оказывалось размытым. Четко сохранилась каста брахманов, в основном четко кшатриев. Но в целом, кастовая структура укладывается в четыре основные касты (плюс каста неприкасаемых, возникшая как адаптация кастовой структуры к социуму).
Для понимания особенностей каст необходимо дать им психологические характеристики (Бхавад-Гита) и связать их с местом пути развития, актуальным для данного уровня.
Каста работников (шудры, слуги, смерды): в этой касте формируется "душа" (то, что дальше будет перерождаться). В этой касте люди совершают простую физическую работу (для сложной у них еще нет навыков) и ценят такие добродетели как прилежание и трудолюбие. Они, как правило, не многословны (так как разговаривать, еще толком не научились). С точки зрения физиогномики это крупные сильные люди с большим аппетитом и сильными мышцами (от природы). Они много едят (количественно) но в еде не прихотливы. К концу этой касты нарабатывается виртуозность в работе и появляется элемент творчества. Личность нарабатывается при взаимодействии в процессе труда, как совокупность индивидуальных отличий. Постепенно индивидуальных особенностей набирается столько, что возникает личность.
Каста купцов (вайшьи, веси): Это торговцы, предприниматели, фермеры, банкиры. Основные занятия соответствующие их природе: земледелие, животноводство и коммерческая деятельность. Иными словами - купцы осуществляют хозяйственную деятельность общества. В этой касте нарабатывается навык общения. Основной чертой человека этой касты является болтливость и любовь к компании. С точки зрения касты работников люди этой касты пустые болтуны, однако, они просто нарабатывают навык общения, результатом которого является прибыль.
Каста воинов (кшатрии, витязи): Руководители (воины, управляющие, главные лица государства). Качества нарабатываемые личностью в касте воинов: Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и блестящие организаторские способности. Именно воины организуют общество в дееспособный организм, способный работать над общими для общества задачами. Люди касты воинов определяют свое место в социуме. Непрерывно сталкиваясь друг с другом они создают некий порядок (иерархию). Воина характеризует наличие врагов. Воины любят тренировки. Они все время готовятся к некой грядущей битве и боятся оказаться не готовыми. Воины отличаются волей, с помощью которой нарабатывают качества и борются со страхом.
Каста жрецов (маги, брахманы, ведуны): (высокообразованные ученые, учителя, подвижники, то есть интеллигенция). Умиротворенность, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность - таковы качества, присущие жрецам и определяющие их долг. Жрецы формируют генеральные направления развития общества, прикладные функции которых реализуют воины. Эти люди занимаются познанием окружающего мира. Их влечет само знание как таковое.
Например, никому не известный человек (жрец) сформулировал и донес до социума идею. Она стала линией генерального развития общества для отрабатывающих ее практическое применение воинов. Местом заработка на обслуживании этих действий для купцов. Местом работы для работников.
Но это все только арена, на которой формируется личность человека. А она в разных кастах формируется через различный внутренний посыл.
В среде касты работников личность формируется, через служение господину (как прямой слепок с отработкой для себя необходимых качеств), в роли которого могут выступать цеховые, партийные и иные общности, висящие над работником (внешний господин является идеалом).
У купцов обособленное восприятие, называемое личностью уже сформировано. Ее дальнейшее развитие проходит через максимальное развитие личного эго (укрепление и развитие через максимальную накачку личных функций). В своем пределе это проявляется как служение только себе любимому и выжимание для себя любимого максимальных удовольствий из всего, что вокруг (идеалом являюсь я как физическое тело и удовольствия для него).
Целью развитие личности касты воинов является развитие в себе возможности ощущения высшего, формирование для себя идеи высшего как идеала и служение Высшему Идеалу (идеал уже вне человека, как состояния и отношения, которым служит человек через идущие изнутри обязательства, а личность начинает проявляться как проекция обязательств). Для воина почитать и исполнять ритуалы становится внутренней потребностью.
Для личности касты жрецов Высший Идеал уже сформирован. Его нужно только применить к собственному внутреннему развитию. Это проявляется как самодостаточность и отсутствие интереса к социуму (закройте человека в одиночестве на 2 недели и если к концу этого срока он не спятит, то это жрец). Или другими словами, идущие от социума задачи социума не могут обеспечить личность жреца полем приложения сил для личного развития. Напротив, это жрец рассматривает общество как место наложения личных интересов для отработки задач развития. Формирование личного развития опять идет как получение всего что пожелаешь для себя, любимого. Все доступные удовольствия для всего объема того, что охватывает Я. Вот только размер Я не ограничен физическим телом и зависит от личной силы. А удовольствия и взаимоотношения все больше и больше носят нематериальный характер. И все больший интерес приобретает не результат, а процесс его получения. При исполнение ритуала в конечном итоге цель и процесс ритуала становятся одним и тем же.
Можно также сказать, что каста определяет мотивацию - если интересует только бытие, то это 4-я каста (работники), если интересует взаимодействие - 3-я (купцы), если интересует получение власти над бытием и взаимодействиями - 2-я (воины). 1-я каста (жрецы) стремится к знанию, в первую очередь духовному - как устроен мир, и бытие в нем.
При несоответствия желаний действительности.
Работник может даже не суметь обидеться. Характерно проявление чувства несправедливости. А правильным считают - все отнять и поровну поделить.
Купец просто оказывается обиженным. Понятия справедливости здесь уже нет. А правильность доли включает множество составляющих с обязательным учетом расширения дела.
Воин начинает заниматься доказательствами, что все лохи (или козлы). Для воина имеет значение только правильность выполнения присвоения и распределения в соответствии с идеалами, которым он служит.
Жрец может своими желаниями управлять и при неудачном результате выявляет недоработку и начинает работать над собой. Получаемые блага (в отличие от более низших каст) не являются приоритетом внимания и рассматриваются лишь как функция текущего обеспечения своего развития и окружения.
Представители разных каст создают довольно различные модели мира. Так например люди каст слуг, купцов и воинов живут в описанном мире, основы устройства которого их не очень волнуют, при этом они предпочитают наиболее простые модели. Более всего людей этих каст интересуют взаимоотношения друг с другом. Люди касты жрецов, напротив, предпочитают сложные и неоднозначные модели, работают с противоречивыми ситуациями, уделяют им большое внимание и не очень интересуются своими взаимоотношениями с другими людьми.
Но отношения к законам Мира различаются. Люди касты работников принимают законы мира без их осмысления. Касты купцов начинают осмыслять законы Мира. Касты воинов выборочно примерять их к себе и некоторые отвергать. Касты жрецов - издавать законы Мира.
Наказаниями прямо воздействующими на Я личности являются: работники - только физическое наказание, купцы - потеря состояния, воины - потеря сферы прямого управления, власти, жрецы - уличение в душевной нечистоте. Причем от касты к касте интенсивность ответной реакции возрастает и у жрецов уже просто несколько слов могут приводить к тяжелому болезненному состоянию.
Супругу(а) Представители касты работников выбирают по работоспособности, касты купцов - по внешнему виду, касты воинов - по внешнему виду и душевному статусу, касты жрецов - по душевному статусу, ее внешний вид не имеет для них особого значения.
Характерная реакция у касты работников проявляется как чувство страха за свою жизнь, как чувство ненависти к тем, кто угрожает его существованию, стремление к продолжению рода, возникновение у человека стремления иметь детей, воспитывать и оберегать их. У касты купцов как сексуальное влечение, стремление получать удовольствия, стремление любой ценой получить что-либо, "стадный инстинкт", управляемый рекламой и телевизором. У касты воинов как индивидуальное Я, проявление воли, харизмы, стремление получить власть, занять положение в обществе, вся деятельность человека как личности (носить правильную цепь, ездить на правильной машине, правильно одеваться, жить в правильном доме). Характерная реакция жрецов будет неправильна для других каст отсутствием их устремлений. Сами жрецы и их действия воспринимаются низшими кастами как просто никакие.
Тестировочные положительные черты у касты работников - физическая выносливость и сила, иммунитет организма, бодрость и решительность, чувство уверенности в себе, стабильность, либеральность, терпимость. У касты купцов - невинность, чистота, целомудрие, доступность высшего творчества. У касты воинов - жизненный тонус, целеустремлённость, сила убеждения, доверие окружающих, чувство долга, послушание, воздаяние по справедливости, стремление к точности, уверенность в себе. У касты жрецов - любовь и вера, доброта, нежные чувства, любовь окружающих, милосердие, уважение потребностей других, видение красоты в других, в окружающем мире, в природе.
Тестировочные отрицательные черты у касты работников - эгоцентризм, чувство опасности, нестабильность, депрессия, меланхолия, страсть, стремление к насилию, агрессивность, злоба. У касты купцов - чревоугодие, вульгарность, назойливость, моральная нечистоплотность, слишком интенсивная или извращенная сексуальная жизнь, супружеские измены. У касты воинов - тиранские замашки, скандальное поведение, агрессивность, придавание важности себя в глазах других, острое честолюбие, попытка навязать себя обществу, тщеславие, гордыня, самомнение, комплекс неполноценности.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что синдром психического выгорания представляет собой состояние деградации личности, из-за сокращения (прекращения) ее поддержки со стороны души вызванное прекращением развития души в текущем воплощении. Иными словами, пользы душе от дальнейшего существования души в этом теле уже нет и она приступила к его ликвидации. Хорошо, если есть что-то вызывающее интерес за пределами служебной деятельности. Тогда нет распада личности, но и отношение к работе равнодушное.
В зависимости от уровня развития личности, проявления синдрома психического выгорания оказываются разными.
Синдром психического выгорания у работников возникает лишь в исключительных случаях. Они только формируют личность и проявляется это не как распад, а как недоразвитие личности с потерей мотивации.
Синдром психического выгорания у купцов проявляется как тоска с быстрым восстановлением при появлении возможности развития. Распад личности и связанное с этим ухудшение здоровья маловероятно. Еще толком нечему распадаться.
Синдром психического выгорания у воинов проявляется по классике, с распадом личности. Восстановление развития личности требует четкого определение этапа развития и четкое формирование задач данного этапа (например - бросить в прорыв). Плюс постановка задач предыдущего этапа. Возможно потребуется формирование задач начального этапа. Можно также рассматривать распад личности с последующим прекращением существования как этап развития, повышающий общую устойчивость личности в следующем воплощении.
Синдром психического выгорания у жрецов может проявляться на начальном уровне развития без распада личности, как прямое указание развивающейся личности на необходимость вывода личного развития под свой контроль. С этого момента развитие проходит вне контроля общества и только по личному выбору личности. Попытка контроля жрецов приводит к их гибели (перерождению с сохранением памяти о прошлых воплощениях) и появлению чрезвычайно жестких программ, направленных на разрушение структур, проводящих такие действия, а государство теряет темп развития из-за отсутствия тех, кто может определить генеральные направления развития.
Следует также пояснить уровни воздействия различных систем на общее состояние сознания.
Первичным уровнем является элемент стихии.
Вторым уровнем является каста.
Третьим уровнем является этап развития в рамках уровня касты.
Четвертым уровнем является астрологический гороскоп и различные проявления ритмов.
Выводы:
Таким образом, для оказания помощи требуется определить, в чем она может состоять. Для начала требуется определить принадлежность к конкретной касте. Затем уровень развития по этапам переключения фокуса внимания. И поставить в условия развития.
Определение касты и этапа развития производится методом тестирования. Целью тестирования более позднего этапа может также быть определение недоработок развития, по более низким кастам, создающим психологический дискомфорт.
Но даже если нет психологического дискомфорта, тестирование недоработок по уровням развития для взрослых это возможность выйти на состояние 'радости жизни' возникающее как поощрение со стороны души за правильное и быстрое развитие, а у детей это позволит уменьшить проблемы взаимоотношений ребенка с родителями и обществом.
Заключение:
Представленная работа представляет собой теоретическое обобщение разнородных материалов, имеющих отношение к развитию личности. Разумеется, она требует уточнения, экспериментальной проверки и отработки.
Можно констатировать, что сама организация предприятий, организаций и жизнедеятельности населения может быть иной. Имеющаяся в полной мере (а обычно просто никак) не учитывает последовательное прохождение этапов развития личности. Такое изменение организации трудовых процессов и жизнедеятельности потребует очень значительных изменений. Они будут заключаться в создании условий жизнедеятельности снижающих внутреннее неприятие. Надеюсь, что в результате такого изменения в отношениях и жизни, в определение здоровья со временем будет внесено добавление 'состояние полного психологического комфорта', которое и достигается при максимально быстром выполнении программы личного развития личности и характеризуется отсутствием необходимости внутреннего сопротивления внешним обстоятельствам. Внутреннего сопротивления внешним обстоятельствам, которое называется стрессом, возникающим только в результате распада, или угрозы распада программы развития личности.
Исходя из этапов программы развития личности также можно определить потребность в объеме трудовой деятельности различного характера, четко наметить ориентиры и переходные этапы.
В рамках этой работы можно определить новые задачи психолога.
Формируемое через средства массовой информации целевое поле установок может быть ориентировано для конкретных задач развития четко определенных групп населения.
Выявление представителей касты жрецов и целенаправленное создание им условий для личного развития, позволит привлечь их внимание к потребностям общества и увеличит вероятность высших проявлений гениальности.
Тест. Как выбрать жену, чтобы она стала воплощением счастья, а не наоборот? (http://gopal.ru/Rasskaz/kakvybratjenu.htm)
Основная проблема выбора жены в тебе, а только потом в жене. Чтобы найти наиболее подходящую тебе девушку, ты должен сначала понять, кто ты сам. Потому что одна и та же девушка может стать богиней удачи для воина и проклятием для слуги. Семья - это социальная ячейка, которая может быть гармоничной и не гармоничной. И основное назначение семьи можно реализовать только в гармоничной обстановке. Чтобы создать гармоничную ячейку для развития любви, то есть семью, необходимо гармоничное сочетание ее составляющих. В этом помогает варнашрама. То есть для того, чтобы правильно выбрать жену, ты должен знать свою касту. И из этого исходить. Кто ты: слуга, купец, воин или жрец?
Например, молодой человек собрался жениться. И есть три невесты, которые одинаково сильно хотят выйти за него замуж. И все невесты ему одинаково нравилась. Каждая была молода, красива, умна... Да вот беда, выбрать надо только одну. И тогда поехал молодой человек к первой невесте и подарил ей пять тысяч золотых. И сказал: "Сделай с ними, что хочешь, а потом мы поженимся!" И съездил так ко все невестам и каждой подарил по пять тысяч золотых и сказал: "Делай с деньгами что хочешь, потрать их как хочешь, а потом мы поженимся!"
И единственное условие он ставил. Чтобы все деньги были так или иначе потрачены за неделю.
А через неделю жених поехал узнать, что же стало с деньгами. Приехал он к первой невесте и спрашивает: "Как дела? Как деньги?" А она отвечает: "Милый, я потратила все деньги на новые украшения, на новую одежду и самые дорогие ароматические масла. Я хотела, чтобы все говорили, какая у тебя красивая невеста!"
Потом жених поехал ко второй девушке. Она сказала: "Мне подвернулась очень неплохая сделка. Прибыль составила сто процентов, и я возвращаю тебе не пять, а десять тысяч монет!"
Наконец, жених добрался до третьей девушки. Она сказала: "Купила я тебе на все деньги замечательную серебряную посуду, из которой ты будешь сладко кушать, а еще я прикупила для тебя замечательной одежды и дорогих заморских кушаний..."
Выбор юноши выдаст его касту. Если жених выбирает первую невесту, которая все деньги потратила на себя, то он - воин, которому важно, как его жена выглядит и смотрится в свете. Если вторую, то он купец, который просто не устоит перед такой деловитой невестой. Ну и последняя невеста будет мила слуге, который всегда прежде всего думает о собственном удовольствие и будет покорен тем, что жена все деньги потратила на него.
А какую бы невесту выбрал этот юноша, если бы оказался жрецом?
Да никакую бы он не выбрал. Откуда у жреца пятнадцать тысяч золотых монет на тесты?! А их касту он и так видит.