Рашевский Михаил : другие произведения.

Переяслав-Хмельницкий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Буквенно-фотографический отчёт от посещения Переяслав-Хмельницкого


Переяслав-Хмельницкий

  
   Посмотрели мы с женой по сторонам, присмотрелись к происходящим в нашей стране событиям, прикинули по деньгам, по срокам - и вынесли вердикт: получится! А задумали мы следующее. Хочется мир повидать, да вот беда: на заграницы денег не хватает и в ближайшие несколько лет (если выживем в надвигающейся войне) и не хватит. Но ведь можно и не ездить по заграницам? Знаем ли мы нормально Украину? Везде ли были, где хотели? Где ни разу в жизни не были даже проездом и где есть что-то посмотреть и чем-то восхититься? Да даже вокруг Киева - везде были, где стоит побывать?
   Вывод был неутешителен: мы практически не знали не то, что страны - ближайшего окружения! Открыли карту Украины, рассмотрели окрестности Киева - и тут же наткнулись на дюжину мест, достойных посещения и познания. Чернигов, Черкассы, Переяслав-Хмельницкий, Полтава и Миргород, и т.д. и т.п. Десятки, а то и сотни городов, селищ, интересных мест.
   Вот были мы недавно в Каменец-Подольском и Хотине. Понравилось? Не то слово! Трёхдневная поездка пролетела до обидного быстро. Столько интересностей, столько так и не узнанного. Оставили на следующий раз.
   Или вот в Одессу на выходные съездили. Тоже отдохнули душой! И тоже столько всего непознанного за бортом поездки осталось.
   Так что родную страну не только можно - а и нужно познавать!
   Вот мы и решили: будем! Несколько таких поездок в год - и уже при наименовании города перед глазами не только название на карте будет возникать, а и то, что запомнилось, что виделось.
   Но если выбирать, куда поехать, то нужно сложить два плюс два: как долго туда ехать, сколько времени остаётся на прогулку, и если мало - возможно ли заночевать? Сколько всё это будет стоить, а главное: что там вообще смотреть и куда идти?
   Решили, что в областные центры нужно ехать на несколько дней, ибо только на первый взгляд на специализирующихся сайтах интересного там - и за два дня не обойдёшь. А вот Переяслав-Хмельницкий, или просто: Переяслав - это уже интереснее. Недалеко, много всяческих музеев и вообще - историческое же место! Да, да, именно здесь, в этом городке в 1654 году Богдан Хмельницкий созвал казацкий совет, который и постановил о присоединении тогдашней Украины к тогдашней России.
   Честно говоря, для меня было большим открытием то, что Переяслав находится так близко к Киеву. Я считал, что он как минимум недалеко от Запорожья и тогдашней Сечи. Но вот первое открытие: и ста километров от Киева не будет!
   Поездка несколько раз откладывалась, срывалась, и потому, когда, как это обычно бывает, с бухты-барахты решили, что едем, был уже вечер пятницы, на руках не оказалось ни распечатанной карты с достопримечательностями городка, ни распечаток того, что же можно посмотреть. В общем, решили ехать так, наобум. Даже интереснее будет.
   Посмотрел на сам город через Яндекс-карты. Там есть отснятые панорамы, вот на них и ориентировался. Боже, подумал тогда, куда мы едем-то? Село ведь!
   Я почему-то думал, что в городе, где произошло столь знаменательное событие, как Переяславская Рада, будет как минимум памятник Хмельницкому, а лучше - музей, гигантский монумент. Отнюдь! Про Раду упомянуто только в Википедии, а почти вся масса музеев - а для столь маленького городка их оказалось на удивление много - было записано на один адрес. Решили, или здание для музеев достаточно обширное, или сведения не соответствуют действительности, или музеи размером с комнату. Были тут и музеи видных жителей Переяслава: Шевченко, Сковороды, Шолом Алейхема. Были и необычные: музей хлеба, истории пчеловодства, например. Но больше всего меня заинтересовала Музей-диорама "Битва за Днепр в районе Переяслава-Хмельницкого осенью 1943 года". А Натку больше всего прельщал "Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины". Начиталась отзывов - и возгорела желанием посетить именно его. Мол, как наше Пирогово, только лучше. Ну ок. Значит, будет нам обоим на что-то да посмотреть. Чудненько!
   Сказано - сделано. Решили - и съездили.
  
   * * *
  
   Одно из мест, откуда можно было прямым ходом отправиться на Переяслав, располагалось в одной остановке метро от нас - на "Харьковской". Так что добираться к "точке погрузки" было для нас легче лёгкого.
   Решили отправиться только вдвоём с Наткой. Сын ещё не в том возрасте, чтобы его прельщали какие-то краевиды, история, интересности и картины. О нет. Ему сейчас интересны горки, видеоигры, всё ещё детские площадки и мультики. Но это нормально. Так что оставили его на тёщу, а сами поехали в маленькое путешествие.
   Вообще с "Харьковской", а место, откуда уходят маршрутки, мы нашли очень просто и быстро, уходят ещё несколько симпатичных нам маршрутов. Например, на Черкассы, в Полтаву. Так что, я думаю, с этой точки в путь по Украине мы отправлялись не в последний раз.
   В микроавтобусе было много свободных мест, ждать отправления долго не пришлось. Поехали споро, по пути подбирая пассажиров. Билет стоил столько, сколько и упоминалось на сайте - 20 гривен, что для нас было не просто приемлемо, а дёшево.
   Доехали на удивление быстро. Засекли время, когда отъезжали, но напрочь забыли проверить, сколько прошло, когда доехали. Не больше часа - это точно.
   Выгрузились, посмотрели по сторонам... и зависли. Вот он, минус визуальной неподготовленности. Куда дальше идти - не знали абсолютно. И чтобы просто не торчать на той маленькой рыночной площади и по совместительству автовокзале, решили вот так вот просто пойти по улице, куда глаза глядели.
   Улица была с многоэтажными домами - с одной стороны и длиннейшим зелёным забором - с другой. Вдоль забора мы и шли. Вся поверхность заграждения была густо изрисована детским рисунками. И не просто мелом или там словами из трёх букв, нет. Вполне себе основательно забор разукрасили школьники, используя краски. Цветы, дома, деревья, иногда смутно угадываемые сказочные персонажи. Постоянно натыкаешься взглядом на подпись, кто рисовал и с какого он класса. Видать, выдали ребятишкам бочки краски и разрешили рисовать всё, что им хочется - вот они и отрывались. Иногда попадались забавные рисунки.
   Прошли военкомат, почему-то забаррикадированный мешками с песком. Война?
   Мобильный телефон и интернет в совокупности - мощная штука. Вот не знали мы, куда идти - Натка позвонила маме, которая сидела в тот момент за компом. Та оперативно нашла карту Переяслава, сверилась со сказанным нами адресом, проследила, куда нужно идти, чтобы выйти к "ул. Летописная, 2", где записаны большинство музеев - и скорректировала, как идти.
   Оказалось, мы выбрали правильный путь! Именно по той улице, что мы шли, и нужно было идти!
   Вышли на центральную площадь, на которой нужно было как раз сворачивать на Летописную, и тут наткнулись на картинку нового времени.
  
   0x01 graphic
  
   Когда-то тут стоял, скорее всего, Ленин. Но недавно у нас прошёл т.н. "Ленинопад", когда по всей Украине сбрасывали с постаментов Ленина. Судя по до сих пор не пристроенной мраморной разбитой плиткой, здешнего "вождя мирового пролетариата" свалили совсем недавно. Впрочем, уже успели разобрать на сувениры: на площади его не было. Памятник заменили стягом.
   Мы быстро нашли Летописную и бодро по ней помаршировали. По идее, она должна была нас вывести к тому самому "Музею народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины", который так хотела посмотреть жена. А после, решили, сходим и на диораму, бо к ней - в другую сторону и типа дальше.
   Ну ок.
   Летописная тянулась и тянулась. Мы проходили то какие-то развалины домиков, то, наоборот, развернувшуюся стройку. Пересекли реку. Рядом с рекой - зона отдыха, где уже дымят мангалы и кто-то таскает от реки вёдра воды и моет своего железного коня. Река неширокая, она хитрыми извивами прячется от людей в камышах и холмах, причём в обе стороны так. Что за речушка - непонятно, без названия. Но мост через неё перекинут основательный, хоть и узкий. А возле моста - тарзанка, сделанная искусно, с деревянной лестницей к кромке воды, с резьбой по жердинам. И опять же, какая-то половинчатость: тарзанка есть, а верёвок и перекладины, за которую нужно цепляться, чтобы раскачаться и сигануть в воду - нет, лишь её обрывки.
   За мостом - большущий постоялый двор, кафе, что ли. С собственным громадным хозяйским двором, вынесенным почему-то не на зады, а на перёд ресторана. Получалось что-то сельского бытового зоопарка: ряды клетушек с курами, кролями. Меж них бродят дети, рассматривают меланхолично что-то жующую живность. Позже мы узнали, что все эти куры, зайцы - это будущие блюда. Выбрал - приготовили. В глубине угадывался пруд. Территория огорожена деревянным искусно оформленным забором. Вот, например, ворота:
  
   0x01 graphic
  
   Причём, было видно, ресторанчик неслабо так посещается. Мы, кстати, тут же положили на него глаз и решили на обратном пути забрести и посидеть внутри.
   Но нам нужно дальше.
   Река убежала вбок, улица нас ведёт вперёд. Узкая, едва двум машинам разъехаться. О тротуарах можно только мечтать. По мостовой на скейте катаются малышня. Буквально. Ложатся на скейт - и один другого катает. Иногда съезжают на обочину, чтобы пропустить машину.
   Номера домов всё ближе и ближе подходили к требуемому нам... Но впереди мы увидели лишь тупик. Вот улица обрывается - и дальше дорога сменяется тропинкой, которая уводит в небольшую болотистую рощицу. Эммм... и чё дальше, док?
   Проконсультировались, а как, мол, к музею украинской архитектуры дойти? Нам махнули рукой в город, мол, к музею архитектуры - туда. Оказалось, тут два музея архитектуры. Тот, что нам нужен был, называли "музей под открытым небом". "Да, да, сказали нам, по тропинке - и выйдете". Странно, конечно, совсем неширокая тропа... куда же она нас заведёт?
   Завела тропа в болото. С двух сторон - попаленные камыши, голые деревья густо, коряги и странный мусор: то тапочки, то обрывки куртки... ото счас как выпрыгнет из-за извива тропинки местная собака баскервилей! Она и выпрыгнула! Местная низенькая шавка меланхолично подошла к нам, тоскливо осмотрела - и сокрушённо качая головой удалилась восвояси.
   Тропинка упёрлась в шаткий мосток из нескольких лесин, а потом разделилась на две ещё более тонкие тропы, разбегающиеся в разные стороны. А впереди показались на холме ветряки! Эта была цель нашего путешествия! Только вот к ней было не пройти: под холмом вправо и влево разбегался забор. И куда идти? Направо? Там угадывались огороды, и кто-то местный с вилами наперевес уже заметил нас и смотрел издалека из-под ладони. Налево? Тропинка убегала за холм и терялась в переплетении голых ветвей и камышей.
   Зато наверху, на холме, рядом с каким-то ветряком сидели на лавочке три мужика. Один увидел нашу нерешительность и шустро подбежал поближе.
   - Куда? В музей? Не, вы тама не пройдёте, туда, направо, идите! - и показал почему-то налево. - А тама и вход, и касса.
   Мы его поблагодарили - и поспешили в сторону, указанную мужичком. Ох, не нравилось мне всё это. Никаких таких "входов" и "касс" не наблюдалось, тропинка вывела вновь к болоту - и повернула... обратно в город. А что, если эти трое сейчас прибегут? Заманили в дебри, кокнут - ведь заметили сумку непростого фотоаппарата! - а трупы свалят в болото. Куда ведёт тропа? В ловушку? К дороге, что вновь пойдёт вокруг забора?
   И тут на глаза попалась другая тропа, что вела в дыру в заборе. Местные протоптали. Мы, недолго думая, пошли по ней, шустро взбираясь на холм. И оказались на задворках этого самого "музея под открытым небом". Вокруг никого не было, так что никто и не видел, как мы очутились на территории. Кстати, если бы мы пошли по тропе, то через пять минут вышли бы на асфальтную дорогу, которая таки привела бы к заднему входу в музей и кассе. Но об этом мы узнали гораздо позже.
   То, что мы оказались на территории музея, не заплатив, мне совсем не нравилось. Я решил найти кассу - и заплатить за вход. Кто-то из вас может сказать "Дурак! Халява же!" а я вам отвечу: не будет страна до тех пор европейской, пока будешь вести себя не по-европейски. А там, в Европе, в подавляющем своём большинстве любят порядок и любят ценить чужой труд. Ну, нормальные европейцы, не эмигранты какие-то. Там даже есть магазины доверия, где нет продавцов, лежат спокойно фрукты, овощи и вещи и висят на них ценники. А рядом стоит ящик, в который ты можешь опустить деньги за товар, взять купленое - и уйти. А можешь взять, ничего не заплатить - и уйти. Всё на твоей совести. И это вот - доверие и уважение - очень ценится в Европе, куда мы так стремимся всей нашей Украиной.
   Вот и мы с женой решили не быть жлобами и быдлом - и пошли сразу же к кассе. Пошли её искать. Тем более, возле кассы обычно продают всяческие программки и проспекты о музее. Их мы также решили приобрести на память.
   Одного мы не учли: вышли мы на диаметрально противоположной от кассы стороне. Где находится сама касса, мы не имели ни малейшего понятия (а о "задней кассе" так и вообще не имели никакого представления). Тупо пошли по дороге. А вокруг потянулись тыны, домики, всякое интересное, и Натка не выдержала пустого прохождения всяческих интересностей. Тут же вытащила фотик - и давай фотать! Автоматически отмечали: туда пойдём, а там обязательно побываем, и вот ту штуку облазим.
   Вообще, музей был сделан интересно. В виде всамделишней деревни. Домики, хозяйства, несколько церквушек, завод, всякие конторы, организованные административный центр и помещичья усадьба и многое, многое другое. Казалось, что раньше это была самая настоящая деревня, только жителей выселили, прибрались - и сделали из бывшей деревни музей.
   Вольно-невольно, но мы всё же свернули с первоначального пути, когда увидели рыночную площадь и ярмарку на ней.
   Здесь на большой площади стояла административная хата: сельская управа. А ещё тут были народные забавы - большущие качели из чуть ли не всамделишной лодки на жердинах, которую не так-то просто одному раскачать. Там, где я жил до 27-ми лет, были в одном из дворов подобные качели. На них мы выбирались толпой - и толпой же залазили на одну половину. На другой умещался весь актив пацанов и девчонок другого двора - и мы долго раскачивали совместно эту гигантскую лодку-качели и так же долго порой приходилось тормозить. Взлетать было можно метров на десять, и самый кайф был осенью и зимой: осенью мы собирали большущие кучи листьев, в которые сигали с качелей, ну а зимой, естественно, сугробы. Вот такие громадные качели были и здесь. Правда, на них не представлялось возможным покататься: они были заблокированы поперечиной, приколоченной намертво к стойкам.
   Но уровень веселухи оценить можно было.
   Тут же стояли лотки с сувенирами и всяческими там магнитами. Но выглядело всё это так убого и... несамобытно, что ли что мы так и не решились что-то купить.
   Зато там, на площади, стоял самый настоящий бычок соломенный бочок!
  
   0x01 graphic
  
   Здесь были так же журавель-колодец, правда, засыпанный. Ну и прочие амбарчики, гумно и прочее. У сельуправы стояли гигантские ели, и в их корнах налетающий ветер так шумел и свистел, что мы аж заслушивались.
   Людей ходило как-то не очень много. Толп не наблюдалось, но всё же там-сям мелькали пары, одиночки и целые группы людей.
   Долго задерживаться тут мы не стали, пошли себе дальше. На прелести там, сям, решили не засматриваться: всё это ещё увидим. Практически в каждом дворе сидела бабушка или женщина: смотрители. Рядом аккуратно прислонены велосипеды. Смотрители - местные. Кое-кто, дабы не просто так тут время просиживать, облагораживал участок, который надсматривал. Цветничок там, или даже мелкий огородик - и возятся там. Вообще, да, музей хоть и выглядел как деревня, и даже слегка обжитая, но всё же живой она не воспринималась: стояла тишина. Не слышно было живности, даже птицы пели очень редко. Мёртвая деревня.
   Долго ли, коротко, а пришли мы ко входу. Рядом - небольшой рыночек сродни тому, что видели на рыночной площади, но никаких проспектов. За оградой угадываются машины, но ни микроавтобусов, ни намёка на остановку и муниципальный транспорт... как же мы выбираться-то отсюда будем?
   Промаршировали к кассе, купили билеты. Стоимость их была на удивление маленькой: 15 гривен. В кино, например, сходить стоит в четыре раза дороже. Отдельно висел ценник на видеосъёмку, фотографирование, но вот на фото отдельное разрешение брать мы не стали: очень многие из встреченных на пути посетителей были с большущими фотоаппаратами, и я что-то сильно сомневался, что кто-то из них доплачивал 50 гривен. Скорее всего, имелось в виду специальные фотосессии на фоне хатынок. Нашу версию подтвердило то, что перед нами покупали билет молодая парочка, и у девушки на шее болтался большущий профессиональный фотоаппарат - ей и слова не сказали о доплате.
   Спросил у девушки-кассира, мол, как отсюда нормально выбираться в город, бо мы вот зашли зайцами. На что кассирша посоветовала возвращаться тем же путём, мол, так удобней будет, чем такси брать. Ну ок.
   Купив билеты, поспешили на территорию музея, и вовремя: к кассе вышла большая группа людей, и самым первым шёл гид, который сообщил кассирше, что с группой, привёз, мол, их аж с Киева.
   - Понаехало тут, понимаешь, киевских! - громко пробурчал я, за что получил ощутимый толчок в бок от жены. Ну а что я, не прав, что ли?
  
   * * *
  
   Итак, можно сказать, что вот тут и началась наша экскурсия по музею под открытым небом. От главного входа в разные стороны расходилось три дорожки, и мы решили пойти по правой. Тут как бы начиналась история края, а вот если пойти по левой дорожке - посетитель попадал прямо в 19-ый век. Мы решили идти "с самых низов".
   "Самые низы" тут были представлены менгирами и древними фундаментами чего-то, спрятанными под стеклянным колпаком. При этом менгиры были защищены металлическими "бронежилетами". От дождя, наверное, от капели. Впервые такое видел.
  
   0x01 graphic
  
   На менгирах даже что-то было написано, но не разобрать. И было их много.
   Потом на глаза попались непонятные развалины, что-то вроде печи... Объяснила надпись. Вообще - возле каждого домика или развалин стояла металлическая табличка, доступно рассказывающая о том, что перед нами, как сюда попало.
   В общем, эта печь оказалась первобытным кузнечным горном, в котором выплавлялись первые наконечники стрел и так далее.
   Землянка, в которой одному даст бог развернуться, а оказывается - самый настоящий дом, в котором жили чуть ли не всей семьёй. А я попервой решил - погреб.
   Ещё один мелкий домик, который оказался жилищем селянина в 8-9-ом веке, восстановленный из... печи! То есть сначала нашли печь, а потом вокруг неё восстановили жилище селянина.
   А потом мы вышли к усадьбе богатого славянина. О том, что восстановлена усадьба не рядового славянина, указывало многое: частокол, сделанный из всамделишных жердин, резные ворота с изображениями солнца и звёзд, несколько строений за частоколом. Да и на табличке было написано "Дом зажиточного горожанина".
  
   0x01 graphic
  
   Все домики за частоколом - на подклетях, ко входам ведут лесенки. В домах где - утоптанный земляной пол, где - настил из брёвен. Лавки-лежанки, лари, под потолком развешаны пучки трав, большая печь. Труба вот тоже в виде домика сделана, закопчена.
   Мелкий всё же домик, хоть и зажиточного славянина. В тесноте жили люди.
   Надо всё же отдать должное тем, кто восстанавливал и содержит в порядке все эти домики: сделано всё аутентично, сохраняется по мере сил и возможностей, но сохраняется же! Респект и уважуха, в общем.
   Дальше тропа вывела нас к одному из храмов, вокруг которого раскинулось кладбище. Погост был не просто старым - древнейшим! Или настоящим был, или привезённым, но все эти могильные плиты и кресты были всамделишными. На плитах выбиты почти стёршиеся из-за времени, ветра и дождей надписи. На многих плитах или выбит, или, наоборот - вокруг него выбито всё так, чтобы оставался один - крест! Плиты - разных форм и размеров. Были даже треугольные! Кресты из брёвен, где - крепко стоят, где - покосились от времени.
   Сам храм - деревянный, рядом с ним - большущие клети засыпанных колодцев, а напротив - звонница причудливой формы. Второй этаж словно висит в воздухе, опираясь на ажурные тонкие колонны. Но и тут впервые увидел, что старина в этом музее не вся содержится в порядке: уже рассохлась лестница, что вела на второй этаж звонницы, уже зияет дыра в одной стене...
   Зашли в храм, а он весь изнутри - синий-синий и голубой-голубой, и в центре самого высокого купола - золотой голубь-святой дух летает. И всё покрыто звёздами.
  
   0x01 graphic
  
   Сам храм маленький, а певчие стояли на специальной галерее, сооружённой прямо над головами прихожан. Скрытую лестницу, что на галерею ведёт, не сразу и увидишь. Решётки на окнах - в виде стилизованных крестов, а решётка - чугуниевая, густо покрашена в чёрное.
   Следующим нам по пути встретился некий промышленный район, совмещённый с... зоной отдыха. Да просто на отдельных участках земли, там, где было место, рассовали всё, что может быть интересным. Шли мы по самому краю музея, по тропе, рядом с которой густой кустарник определял границу музея. За ним - скат, деревья - и вдалеке виднелся Переяслав. А тут, в границах музея, густо стояли ветряки, пошарпанные, побитые временем, сухие донельзя. И - завод. То есть что-то, что могло быть раньше заводом. Или мастерскими. Под навесом кто-то когда-то разместил остатки механизмов, что раньше выполняли какие-то работы. Их предназначение выяснить не представлялось возможным, но о том, что механизмы эти были сделаны в период механического бума в конце века 19-го, говорило два обстоятельства: во-первых, остатки эти были сделаны из чугуна, массивного, толстейшего чугуна, не разрушенного временем. Да, металл покрывал жёлтый налёт ржавчины, но коррозии не подался металл, как это легко происходит с чугуном 30-х годов прошлого века. Этот чугун лился на века - и уже века стоит! Ну и во-вторых, опять-таки, табличка, выбитая на самом механизме, свидетельствовала о том, что выпущен он ещё до революции:
  
   0x01 graphic
  
   Остатки были колоссальные. Они потрясали и размерами, и своей "тру"шностью. Натка как раз задумывает писать стимпанковскую вещь, и там такие вот механизмы будут играть первостепенную роль. Потому она облазила останки со всех сторон, сделала мильён фотографий, и всё равно уходила оттуда с явной неохотой. О размерах механизмов можно судить, например, по этому фото:
  
   0x01 graphic
  
   Напротив механизмов лежал поверженный металлический ветряк, а вот он был как раз тридцатых годов - об этом сообщала информационная табличка.
   Дорога вывела нас к помещичьему пруду с беседками на берегу. Место было очень релаксирующим, и все лавочки на пруду и беседка были забиты посетителями. Одни приехали в парк на велосипедах. Так и отдыхали: велосипед лежит на траве, они сидят на лавочке и втыкают на безмятежную воду. Вокруг пруда традиционно растут ивы, полощут свои длинные ветви в воде, радуют глаз едва наметившейся зеленью и распускающимися почками.
   Прошли по краю пруда, наблюдая не только воду, но и всё, что вокруг. И специально посаженные аллеи из тополей. И возведённый амбар на краю пруда. Причём амбар был опять-таки старинный, и перевезённый откуда-то, нездешний. На это указывала нумерация брёвен амбара. Каждое брёвнышко имело свой номер. Когда-то перед тем, как разбирать амбар, его для правильной сборки на месте оцифровали, так сказать. А уже на месте вновь собрали, не путаясь в составных элементах. Ворота с каждого торца, над ними - деревянные навесы с подпорками. Массивные ворота амбара закрыты, правда, на почти современный замок.
   Вдруг мы увидели редкое зрелище: растущую из земли церквушку. Вы же в курсе, что все церкви растут из земли. Это может длиться десятилетиями. Сначала монахи зарывают в землю кресты, а потом приходят каждый день - и под молитвы поливают это место свячёной водой. Если всё они сделают правильно и с должным старанием, церковь проклюнется маковками, потом потащит за собой своды, кровлю и так далее. Вот и мы имели возможность наблюдать вот такую вот растущую из земли церквушку.
  
   0x01 graphic
  
   Видать, когда-то здешние монахи решили вырастить новый храм, да что-то пошло не так - вот и осталась церквушка недорослем.
   Тут мы, наконец, подошли к домикам. Вернее, сначала была избушка на курьих ножках. Не, в самделе, по пути к пасеке и музею пчеловодства, сделанном в одном из домиков (куда мы не пошли, бо дюже долго обходить пришлось бы), мы наткнулись на странную круглую маленькую хижину. Стояла она на деревянных столбиках, но оформители и реставраторы сделали из избушки настоящее "бабкаёжкинское" жилище: во все стороны от днища избушки расходились коряги, создавая впечатление о тех самых "курьих ножках", что видели многочисленные Иваны Дураки. Из стены там-сям торчали другие коряги, что составляли каркас для покрытия. Покрыто было толстым слоем соломы, а вот внутри избушки всё было в пучках трав. Они висели густо под потолком на своеобразных потолочных балках. Посреди избы торчал ствол дерева, словно прорастая из земли, и вокруг него также были уложены пучки духмяной травы. Каково реальное предназначение этой избушки? Что могли в такой держать? Теоретически это была сушильня для трав, а на самом деле? Ну а вдруг и действительно в лесу стоит такая сушильня, а живёт там древняя старушка. Идёт мил человек - глядь - ведунья-травница, йога. Вот так и пошли легенды о бабках-йожках.
  
   0x01 graphic
  
   Что очень нравилось в оформлении таких домиков: создатели позаботились об антураже. Коряги - не просто дерево, на них прижился мох, и из-за этого в том числе воспринималась избушка как будто пришедшая из глубокой чащи на своих ногах-корягах.
   Мы посмотрели на первые домики для пчёл, что делали первые бортники: колода, в которой выжигали и выдалбливали некое пространство, в которое и помещали пчелиные семьи и т.д. В сам музей пчеловодства, как я сказал, не пошли. Оставили на второй раз.
   Зато заглянули в домик, где раньше мог жить гончар.
   Вообще, чем музей под открытым небом в Переяславе отличается от музея под открытым небом в Пирогово? Не только размерами - Пирогово значительно больше, но и самой подачей материала, так сказать. В Пирогово там-сям на обширной территории разбросаны группы домиков, глядя на которые, можешь видеть, как жили в той или иной части Украины селяне в целом. То есть, например, это домик с Полтавщины 17-го века, а это - Закарпатье века 19-го. И так далее. В этом же музее, в Переяславе, упор делался не на отличие строения дома в зависимости от региона, а на организацию внутреннего пространства дома в зависимости от сферы деятельности его жителя. То есть если в этом доме жил бондарь - в доме с потрясающей достоверностью оформляли "бондарскую" часть. Половину самого строения или в прилегающем строении, но обязательно в полной мере приводили все сопутствующие занятию аксессуары, машинерию, если была использована, специальные устройства и приспособления, результаты труда. В Пирогово же таких к таким ухищрениям не придавались. Потому намного интереснее, я считаю, наведаться именно в Переяслав, чтобы воочию увидеть всяческие прибамбасы той эпохи и тех процессов. Как я говорил, у каждого домика есть смотритель, но я не знаю, может ли смотритель быть чем-то вроде гида именно по этому дому: мы с Наткой не спрашивали. Но не исключено, что смотрители могут и рассказать о том, для чего предназначался вот тот пресс или что делали вот этим приспособлением.
   Итак, домик гончара. Дома обычно пятистенки, и средняя стена, делящая дом на две половины, служила ещё и границей между жилой частью и хозяйственной. Жилая часть, как правило, выглядела и была обустроена одинаково: большая или средних размеров комната, в которой обязательно была печь с рисунками, лепниной на ней, а в доме плотника - и с деревянными искусно вырезанными изразцовыми надписями из Евангелия. Стол, деревянный пол, покрытый свежей соломой, лавки-лежанки и лари, красный угол. Никакого тебе потолка, деревянные стропила с прицепленными к ним пучками душистых трав. На покрытом скатертью столе - самовар или миска с черпаком. Иногда на лавках громоздятся какие-то инструменты или заготовки. Тесно, что тут скажешь. Но душевно. Зато хозяйственная часть разительно отличалась от занятия к занятию. У гончара - и только у гончара! - в доме была вторая печь, в которой обжигались заготовки. Ещё там были несколько гончарных кругов, на которых, вращая, мастер вылеплял горшки и горшочки, бутыли и казаны, миски и тарелки. И - масса уже готовых заготовок разного цвета, разного обжига, глазурованные и нет, расписанные и нет. Плюс к тому какие-то заковыристые интсрументы, деревянные лопатки, на которых в печь заготовки суют и многое другое. В общем, рабочее место гончара было отображено, как мне кажется, аутентично.
   Это относилось и к остальным "тематическим" домикам.
   Следующим пунктом нашего путешествия стал первый музей, который мы посетили в Переяславе. По ходу, здесь было множество музеев, и вот именно они были все зарегистрированы на один адрес, на который, мы думали, что все они в одном здании. Оказалось, все они - в парке, и парк имеет один почтовый адрес. В музее под открытым небом сконцентрировалось до десятка музеев. Мы посетили лишь три: рушников, космический и почтовую станцию. А есть ещё пчеловодства, хлеба, военный, почтового и гужевого транспорта и другие.
   Честно говоря, подходя к очередной голубенькой церквушке, мы и не думали, что это - музей. Но с удивлением увидели перед входом табличку, что это - музей рушника, и вход стоит... астрономическую сумму! - три гривны. Три гривны! Боже, какие мелкие цены! У нас пирожки, блин, вдвое дороже стоят. Естественно, мы без колебаний расплатились со смотрительницей, что сидела у входа, зашли - и ахнули. Ибо увидели это:
  
   0x01 graphic
  
   Всё, абсолютно всё внутреннее помещение церквушки было увешано рушниками. Пусть во всём остальном мире это всего лишь полотенца, но в Украине рушник - один из символов государства. Нигде более, нигде во всём мире нет столь нарядных и красивых "полотенец", и я, чесслово, этим горжусь.
   Естественно, посмотреть было на что. Чтобы увидеть саму историю рушника, нужно было идти по кругу вдоль стены музея-церквушки. Однако рушники были не только по стенами и даже потолкам - они устилали всё внутреннее пространство! Не было ни одного похожего на другой. Рисунок, тематика, составляющие элементы рушника менялись со временем их сотворения. Божественные мотивы, херувимы и архангелы. Маки и цветы. Двуглавые имперские орлы. Орнаменты.
  
   0x01 graphic
  
   Менялось количество и рисунок орнаментов, цветовая гамма. Были рушники, на которых рассказывались целые библейские истории, были - где вышивались казацкие мотивы, казаки на лошадях, встреча молодички с парубком у колодца. Были, на которых вышивались послания, частушки, куплеты, молитвы и заповиты Шевченко. Много, много всяких разных рушников. Глаза разбегались. Натка постоянно ахала - и тыкала меня носом в очередную интереснейшую картинку или орнамент и вздыхала, что у этого музея нет хотя бы набора открыток. А вот кстати да, это большое упущение всего музея - ни в нём, ни в одном из музеев нет ни подборок открыток, ни проспектов, ни рекламок - ничего! Это большое упущение, и я надеюсь, что в будущем кто-то предприимчивый и с хорошим художественным вкусом сделает для музея рекламный буклет. Всё же и музею дополнительная копейка, и на восстановление экспонатов будет кошт, и реклама, наконец, не только в Интернете появится.
   Но вернёмся к рушникам. Да, видно было, как меняется со временем тематика вышивки. Вот, например, что вышивали на рушниках после Октябрьской Революции:
  
   0x01 graphic
  
   И это ещё не всё! Отдельно было выделено место, где можно было наблюдать рушники нашего времени! Например, там были рушники с вышивкой "Евро 2012", недавно прошедшего у нас в стране. Может быть, в ближайшее время появятся "революционные" рушники.
   Дважды пройдя по музею, увы, он маленький, и всё равно не увидев, конечно, всех тонкостей и нюансов, мы вышли наружу.
   Мы немного потусовались рядом, отдохнули возле очередного ветряка. Хотели было взобраться по лесенке, чтобы эффективно сфотографироваться, да не решились: настолько трухлявыми были ступеньки. У каждого домика, почти у каждого объекта стоят длинные шесты-молниеотводы, и я понимаю, почему: объекты в музее реально дряхлые, насквозь, абсолютно сухие: искра - и взметнётся пламя. Не то, что молния.
   Кстати, что интересно, в музее сделан современный туалет... но он не работает. Закрыт. По табличкам приходишь к новому зданию, но тщетно дёргаешь запертые двери. Идёшь в направлении знакомых "домиков неизвестного архитектора", что пристроились рядом - и вот они, естественно, функционируют. Пришлось некоторое время побыть "туалетным корректировщиком", направляя недоумевающих от облома туристов в правильном направлении. Особенно забавно было наблюдать пост-реакцию какой-то англоязычной иностранки: подлинный восторг! Ты что, какая архаика!
   Отдохнув, мы отправились дальше. Дом местного мелкого помещика запомнился только тем, что у него на территории был большущий глубокий подвал-землянка, а также маленькая молельня. А главное - две комнаты в доме! Надо же...
   Зато вот шинок, кабак произвёл неизгладимое впечатление. Сам по себе домик маленький, не больше обычных. Такой же пятистенок. Территория шинка огорожена тыном, напротив входа в тыне сделан знаменитый перелаз, с которым связана знаменитая поговорка, которую я сейчас не вспомню. Основное предназначение перелаза - чтобы свиньи на территорию не забирались.
   На двери шинка намалёвана бутылка, в мелких оконцах тоже пристроились массивные бутыли из-под горилки, мутные, зелёные - настоящие! На одной половине шинка, оказывается, жил сам шинкарь с семейством, а вторую отдавал под кабак. Узкие столы и лавки, на столах - бутылки и чарки. Вся основная гульба, я так полагаю, была снаружи. Но самое главное в доме был... самогонный аппарат! Самый настоящий, тот ещё, тех ещё времён. Гнали горилку, самогон - на месте!
  
   0x01 graphic
  
   Много, много интересного в музее под открытым небом узнаёшь.
   Кстати, рядом с шинком располагается и единственный на музей киосок, где продают снедь. Очень рекомендую выпечку местного производства. Вкуснейшие булочки и пирожки, чай и мороженое - всё тут можно купить и на лавочках съесть.
   Отдохнув после перекуса, отправились дальше.
   Дом выдельщика кожи, кожемяки. Во дворе - отдельное округлое строение, где вымачивается кожа. Почему отдельное - так вонь стоит несусветная!
   А на хозяйской половине дома прессы и давильни, какие-то стенды и станки, ножи, скобильни и прочий интересный инструмент.
  
   0x01 graphic
  
   Рядом с этим домом - дом, я не знаю, как это правильно звучит... шапкаря. Тот, кто делал шапки. Оказывается, была такая отдельная специальность на селе!
   Мы вообще сначала не поняли, чем же занимался тот, кто тут жил. Увидели заготовки, станки для выделки шкур, странные лекала. А потом прочитали поясняющую табличку - и всё встало на свои места. И всё заиграло особыми красками. Оказываются, вот эти вот заготовки - это не просто так, это - составляющие процесса изготовления шапки.
  
   0x01 graphic
  
   Такую заготовку берут, затем берут специальный табурет с отверстием посредине, натягивают на отверстие мех или шкуру или что там ещё - и продавливают этой вот универсальной деревянной заготовкой. А потом начинают обрабатывать и вообще - делать шапку. Естественно, не всё так просто, но ведь и этого не знали! Ну, я, Натка. Вы тоже?
   Ещё один домик - в нём жил тот, кто делал постное масло. Масло вообще! Кто давил масло из разных злаков. У него тоже - какие-то прессы, различные ёмкости, громадные дижки, лохани с хитромудрыми отводами масла в специальные ёмкости.
  
   0x01 graphic
  
   Как вы можете видеть - никакого новодела. Всё сделано по технологии того, аутентичного времени, а может быть, и скорее всего - все эти инструменты умудрились дожить до нашего времени такими, какими они были "при жизни".
   Потом мы посетили... школу. Мы сначала и не поняли, что это такое, что это за здание, отличающееся отдругих размерами - оно было больше - и планировкой. Какое-то административное? Оказалось, школа. В сущности, очень похожа на ту, что мы видели в Пирогово, да по сути они, эти школы, мало чем отличались одна от другой в 19-ом веке, а школа была как раз этого века "издания".
   Прихожая, в которой ученики снимали верхнюю одежду - и потом большой класс с отделением, так сказать, учительской части с маленьким иконостасом, императорским уголком, пианино, учительским столом и доской (плюс всякие указки и - розги, да) - и ученической, где рядами стояли ученические столы-лавки.
   В глубине ученической части была видна дверь, ведущая в комнату учителя. Да-да, жил он в самой школе и в весьма стеснённых условиях.
  
  
   0x01 graphic
  
   С удивлением изучил расписание уроков, что висело в прихожей. Оказывается, не было разделения на классы. Хотя, иногда разделялись на "старшую" и "младшую" группы. И учёба проводилась шесть дней в неделю! С восьми утра до четырёх дня. Как сказала Натка, учились обычно с поздней осени до ранней весны, а потом детей в школу никто и не отпускал: они нужны были по хозяйству. В общем, не забалуешь.
  
   0x01 graphic
  
   Интересно, что такое "славянский язык"? Украинский? Церковный?
   В дом помещика мы идти почему-то не захотели... хотя может там ничего такого не было - и я не запомнил. А вот потом!..
   Потом мы зашли в другой музей. Подходя к очередной церквушке, мы ужене удивились тому, что, судя по табличке с ценами - там был очередной музей. Но какой!
   Сначала насторожили футуристические непонятные скульптуры у входа и какие-то непонятного назначения железяки. А когда мы прочли табличку... то взоржали. В церкви располагался музей космонавтики!
   Вот так вот мощным катком современности ударим по остаткам мракобесия!
  
   0x01 graphic
  
   В музее оказалось очень интересно. Пусть без должных описаний, хотя на все экспонаты таблички наличествовали. В маленькое, по сути помещение церкви умудрились напихать столько, что там было тесновато. И макет первого спутника, и посадочный модуль с парашютом, и миниракету, и части ракетного двигателя, и кучу всяческих приборов, костюмов, экспонатов, книг. Даже кабинет Циолковского изобразили. И под стеклом отдельным стендом - космическую еду.
  
   0x01 graphic
  
   В очередной раз пришлось ходить с открытым от изумление ртом, ибо было на что смотреть и чем изумляться. Да и само соседство: церковь и космос - вызывало визуальный оксюморон.
   Увы, осматривали экспонаты мы без должного внимания, так как времени уже, по сути, оставалось мало, а посмотреть хотелось ещё много. Но верю, если ещё раз нелёгкая занесёт нас в этот музей, мы обязательно излазим его с наличествующей долей почтения и интереса.
  
   0x01 graphic
  
   Выйдя из музея, мы направились не по официальным дорожкам, а по протоптанной местными смотрителями тропе. И не прогадали. Тропа вывела нас в интереснейшее место. С одной стороны на нас топорщился частоколом сторожевой пост казаков, с другой - манил вывеской очередной музей. Музей-почтовая станция.
   Сначала решили излазить почтовую станцию, затем посмотреть и крепостицу.
   Рядом с музеем, что логично, стоял верстовой столб. Трушный, кондовый, чёрно-белый... настоящий! Смотрительница, молодая девчонка, вместо шести гривен за двоих, сказала: "Давайте пятёрку - и хорошо!" Хозяйка - барыня. Дали пять.
   И погрузились в мир почты 19-го века.
   Сначала был приёмный покой, в которую приходили и где принимали всех посетителей. Посылка? Письмо? Бандероль? Все сюда, всё здесь принимают и выдают. Впоследствии здесь и телеграф организовали. А пока - только почта, срочные депеши и послания.
   Сравнительно с другими административными зданиями, почтовая станция - сложна в организации и устройстве. Здесь не только живёт станционный смотритель или как там... почмейстер, но и отдыхают посыльные, нарочные. Ожидают своей очереди ямщики, которым срочно - в любой момент! - нужно срываться в путь. Ночью, в буран, в распутицу - пофиг. Почтовая служба настроена как часы.
   Итак, после приёмного покоя мы попадаем в комнату, где как в мотеле могли остановиться... не посыльные, нет, но - проезжающие военные, чиновники, аристократы. Одна комната, но оформлена, обустроена с любовью, с тогдашним комфортом.
  
   0x01 graphic
  
   Рядом - комната самого смотрителя, почмейстера, и его семьи. Особенно интересны женские штучки типа трельяжа, громадного зеркала, рюшечек и завитулек на оконных занавесках. Из этой комнаты (получается, комната почмейстра дважды проходима) мы попадаем в комнату прочего люда: ямщиков, конюхов, посыльных, что ждут своего черёда отправляться в путь или наоборот, отдыхают от долгого пути. Тут тебе и большущие вёдерныесамовары, и широченная - на двух-трёх человек лежанка, столы, лавки, а главное - лошадиное "обмундирование", что аккуратно развешано на стенах. Сушится или просто ждёт своего часа. Хомуты, дышла, уздечки и ремни. Фонари, свечи, наставления, указы на стенах. Накидки, тулупы на вешалках. Рогожа и толстотканное покрывало на лежанке.
  
   0x01 graphic
  
   Тут всё - настоящее, всё очень аутентичное, живое. Так и кажется, что вот сейчас простучит гулко сапогами с перезвоном шпор по деревянным лагам - и войдёт пышущий жаром утомлённого тела и отдающим конским потом посыльный. Скажет: "Срочное! Немедля! В Полтаву!" И засуетится жена почмейстера, усаживая посыльного за стол и предлагая кружку чая, а сам почмейстер широким шагом идёт в "ямщицкую" (или как она там называется) с криком: "Прошка! Седлай Мурзу! Срочная в Полтаву!"
   Да... как-то там... всё очень в тему. Кстати, почему в Полтаву? Да потому что, оказывается, Переяслав принадлежал раньше совсем не к Киевской области или губернии - а к Полтавской. Судя по карте:
  
   0x01 graphic
  
   Полтавская губерния, оказывается, была очень велика. Западный край доходил аж до Борисполя, нынешнего пригорода Киева.
   В общем, в почтовой станции мы получили моральное удовлетворение на все сто тысяч пятьсот процентов! Но это ещё даже не был конец экскурсии! Впереди был козацкий табор.
   Что это было на самом деле я, честно говоря, поначалу и не понял. Думал - восстановленная чуть ли не первобытная крепость древних славян. Но судя по сопутствующей табличке, это оказался сторожевой пост запорожских казаков.
  
   0x01 graphic
  
   Ну или просто - сторожевая крепостица. Снаружи в наличии имелись:
   - частокол. Довольно редкий, но всё равно остро заточенный;
   - ров. Уже заросший и оплывший, но после дождей даже кое-где заполненный водой;
   - вал. Тоже оплывший и частично заросший, но всё ещё крутобокий;
   - стена из заточенных брёвен. Тоже достаточно ветхая, но всё ещё создающая величие прежней крепостицы.
   К внутреннему дворику вела дорога. Через ров был переброшен подъёмный мосток, уже вросший в землю. В валу и стене устроены большие ворота, нынче открытые настежь.
   Мы вошли вовнутрь. На удивление, это оказалось не музеем, а просто - строением. Смотритель прямо при нас запер что-то в домике-крепости - и спокойно свинтил на велосипеде прочь. У него дела, ему домой.
  
  
   0x01 graphic
  
   Внутри - тесный дворик, внутренние откосы валов и несколько лестниц, ведущих на заборола и галереи поверх валов вдоль всей стены. Ничто не мешало, особенно после "бегства" смотрителя прогуляться вдоль периметра стен, но я ограничился только тем, что поднялся на вал - и обозрел оттуда внутренности и внешности крепостицы.
   Внутри действительно было тесновато. Место - для лошадей, длинное бревно, чтобы лошадей привязывать. На первом этаже двухэтажного домика - хозяйственная часть, на втором - жилые помещения защитников. От этого домика и ещё несколько лестниц ведут на валы.
   Ворота, как оказалось, двойные. Внутренние, внешние.
  
   0x01 graphic
  
   Над воротами устроена галерея, и по всему периметру - бойницы, в которые обычно высовывались маленькие пушки, да и сами казаки через них и стреляли. Помимо "пушечных" бойниц устроены и обычные узкие прорези в частоколе - для стрельбы через них из пищалей.
   А ещё во внутреннем дворе был колодец. Журавель колодца был столь высок, что возвышался над частоколом стены. В случае осады защитники не зависели от внешних источников воды.
  
   0x01 graphic
  
   Погуляв по крепостице, мы вдруг окончательно поняли, что - выдохлись. Есть предел человеческому организму. Мы устали. Ещё осталось множество мест, нами не пройденных. Ещё остались не посещённые домики, большинство музеев, но увы. Сюда нужно ехать на целый день. Мы же думали, что хватит и пары часов. Наивные.
   В общем, было решено сворачивать экскурсию - и маршировать домой.
   С сожалением мы прошли мимо музея транспорта, мимо оружейной и музея хлеба, мимо господской усадьбы и множества тематических домиков.
   Путь наш лежал к "заднику" музея, туда, откуда мы пришли, чтобы по совету кассира таким образом вернуться в город.
  
   0x01 graphic
  
   Привычно, но уже вяло, без особого внимания констатируя особенные, интересные штучки, мы уже почти дошли до тех нескольких рядом стоящих ветряков, которые заприметили на входе в музей, как заметили стайку детишек, появившихся из-за холма. Значит, оттуда есть ход вовнутрь музея? Свернув, мы вдруг буквально выкатились к заднему входу в музей. К нему вела широкая пологая дорога, а на входе стояла касса.
   Это было именно то место, на которое нам указывал мужик, которого я заподозрил в гоп-стопничанье. Оказывается, зря я его плохим мнил.
   Промаршировали через выход, прошли рядом с останками большущей водяной мельницы и большого, судя по обломкам, баркаса - и пошли дальше по дороге. Куда ведёт эта дорога? Общее направление, конечно, город, но - куда? Авантюра швырнула нас в очередное приключение.
   Мы шли по берёзовой роще, по буеракам, благодаря небо, что не мокро - дорога была грунтовой. Навстречу попадались люди, и хоть это сообщало нам, что мы всё же куда-то, но в обжитое место выйдем.
   Вышли мы на берег широкого канала или речки. На берегах сидели компании и жарили шашлыки, далеко вправо угадывался шлюз, а вот куда выведет асфальтная уже дорога влево, я догадывался. Заприметил её ещё при продвижении к музею, и теперь даже не сомневался, что выйдем в том месте, что я представлял.
   По пути разрешилась одна загадка, мучавшая меня. По дороге в музей неоднократно я замечал далёкие соборы, и думал, что вокруг города на холмах стоят несколько православных храмов. А на самом деле эти "далёкие храмы" оказались... уменьшенными копиями, сделанными на крышах местных церквей! Вот, например:
  
   0x01 graphic
  
   Зачем такое было сделано, с какой целью - нам было неизвестно.
   Вышли мы именно туда, куда я и думал, что выйдем. Прямо к ресторану, что приметили по дороге в музей. В нём мы намеревались отдохнуть и поесть - есть у нас такая семейная фишка - и как раз к нему и вышли.
   Устроили нас внутри помещения, хотя было и достаточно места снаружи. Но тут были зеркальные стены, и не дул ветер - так что устроились мы просто изумительно.
   Как уже сообщалось ранее, в этом ресторане был большой, так сказать, зооуголок: куры, кролики, которые выращивались только в гастрономических целях. Впрочем, это не мешало детям приходить сюда и играть с этим мини-зоопарком.
   Но это оказались не вся живность, что была у ресторана. Оказывается, у них был небольшой пруд, где в изобилии плавала рыба. Эту рыбу, опять же, клиент мог выловить на удочку или небольшую сетку. Ну или довериться служителю ресторана. Пруд приютил не только рыб. Тут плавали гуси и утки и главное - тут плавала пара лебедей. Роскошные большие грациозные птицы, они притягивали взор.
   И внутри ресторана, и всё пространство вокруг него было усеяно старинными вещами. Коллекции часов, утюгов, светильников, домашней утвари. Сам ресторан был построен вокруг стволов деревьев, так что получалось, что в неожиданных местах вдруг от пола до потолка торчали изразцово украшенные стволы деревьев. Да, к сожалению, сами деревья убили.
   Цены на блюда нас приятно удивили, мы привычно ждали приготовления, а официантка мило извинялась:
   - Извините, у нас не как в Киеве, у нас нет замороженных полуфабрикатов, мы всё делаем из свежих овощей и фруктов, потому придётся немного подождать.
   Как будто свежесть - это что-то, за что нужно извиняться.
   Наелись - от пуза. Потратили - меньше, чем думали. Ресторан - оченно рекомендую! "Стара Гребля".
   Дальше всё просто. Улица, дорога, остановка, маршрутка - и путь домой.
  
   Вот так вот мы с Наткой попутешествовали в Переяслав-Хмельницкий. Не увидев практически ничего, но напитавшись впечатлениями по самые уши.
   Я уверен, что это была лишь первая поездка в Переяслав. Ведь там осталось столько неизведанного и не увиденного.
   В общем, ребзя, если хотите интересно и с пользой провести время - wellcome ту зе Переяслав!
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"