"Молись за благополучие царства, ибо, если не страх перед ним, люди живьем пожирают друг друга".
Рабби Ханина Сган-ха-Коханим,
КАК ПРАВИТЬ ОБЩЕСТВОМ
ВЛАСТЬ
Аннотация
Работа представляет собой пособие политикам и вождям, созданное на базе термодинамики открытых систем и синергетики. Она описывает доступным языком образование, строение общества и его поведение. Основой общества являются его иерархия, структура и мембрана. Иерархия дает вождю возможность управлять. Структура имеет скелет в виде организаций с высокой дисциплиной, таких как армия, полиция и служба безопасности. Скелет повышает устойчивость общества. Помимо того общество имеет мембрану, проницаемость которой влияет на его развитие. Отмечена роль культуры общества и особенно его религии, традиций и морали. Культура подобна хромосомам и передает из поколения в поколение информацию о строении общества и его поведении. Точно так же религия, которая сплачивает членов общества. Жизнеспособность общества обеспечивается его экономикой.
Объяснены основные понятия, такие как структура общества, иерархия, его устойчивость и другие. В качестве законов поведения общества упомянуты и объяснены "Железный закон олигархии" Роберта Михельса, циклы развития, эволюция и адаптация, в процессе которых изменяются структура и сплоченность.
Процесс управления слагается из социальных и экономических мер направленных на обеспечение развития общества. Рассматриваются параметры и критерии управления и в первую очередь дисциплина и сплоченность общества. Оцениваются методы управления. Отмечена необходимость прогноза развития. Особо уделяется внимание адоптации общества к внешним условиям, которая может иметь политический и экологический характер.
Ключевые слова: анархия, аномия, антропология, власть, вождь, идеология, иерархия, олигархия, религия, репрессии, синергетика, социология, социальная динамика, термодинамика открытых систем, энтропия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
In addition, the research conducted with my friend R. Herman on the theory of car traffic gave me confirmation of the supposition that even human behaviour, with all its complexity, would eventually be susceptible of a mathematical formulation. In this way the dichotomy of the "two cultures" could and should be removed. There would correspond to the breakthrough of biologists and anthropologists towards the molecular description or the "elementary structures", if we are to use the formulation by Lйvi-Strauss, a complementary move by the physico-chemist towards complexity. Time and complexity are concepts that present intrinsic mutual relations.
Представьте, что автор, который пишет пособие по вождению автомобиля, ни разу не сидел за рулем. Таков и я.
Все вожди пишут мемуары и в них излагают свою версию тех или иных событий. Мемуары можно рассматривать только как пример правильного или неправильного решения проблемы. Как правило, вожди в мемуарах хвастаются или оправдывают свои ошибки. Поскольку я не правил обществом, то в своем пособии не могу похвастать успехами или оправдать ошибки.
На книжном рынке существует масса пособий вождям, которые написаны такими же авторами, как и я. Следует с самого начала отсеять те пособия, которые касаются управления предприятиями и фирмами. Это скорее область экономики, а не социологии. Разумеется, руководителю фирмы не помешает знать социологию, а вождям экономику, но ни один владелец не согласиться, чтобы у него на предприятие была демократия. Иное дело в обществе людей. Вожди только и делают, что непрерывно кричат о демократии. Есть и для таких пособия, однако эти пособия касаются указаний, как носить галстук или гарцевать перед публикой, чтобы завоевать у нее популярность, но главного в них нет.
В университетах нынче стали "готовить" будущих вождей. Появилась наука "Политология". Судя по их программам, от политолога не требуется талантов и знаний. Что может дать преподаватель будущему вождю, если он сам мало что знает? Мое пособие может послужить наставлением такому преподавателю.
Прежде чем управлять чем-либо следует поучиться. Для управления легковым автомобилем учатся около трех месяцев. Для освоения грузового требуется больше времени. Чтобы стать пилотом или капитаном корабля, нужно учится три года. Даже после этого надо приобрести опыт, чтобы продвигаться по иерархическим ступеням.
Обучение включает изучение объекта, приобретение навыков и инстинктов. Именно по этой причине обучение занимает продолжительное время. Удивительно, но для управления обществом все это излишне, ничего этого не надо. Естественно, в таких условиях среди вождей можно найти слишком молодых и совершенно необразованных.
Чтобы облегчить понимание проблемы управления начнем с простейших сравнений.
Сравним управление страной или обществом с управлением каким-либо транспортным средством: автомобилем, самолетом или кораблем. Рассмотрим, что имеется для управления судном?
1. У каждого судна имеется руль, посредством которого можно управлять и направлять его на тот или иной курс.
2. У каждого судна имеются средства ориентации, позволяющие определять его местонахождении и выбирать курс.
3. Каждый капитан или шофер знает свойства транспортного средства, которым управляет. При вождении автомобиля шофер становится частью системы управления и автоматически давит на педаль тормоза перед крутым поворотом дороги или красным огнем светофора.
4. Самое важное - шофер знает, куда ему ехать, пилот - куда лететь, а капитан - каким курсом плыть.
Спросите сегодня любого вождя, какими критериями он руководствуется, управляя страной? Какими параметрами? Куда и откуда он "плывет"? У абсолютного большинства вождей даже нет представления, как править и "куда плыть"!
Ниже кратко перечислены элементы управления обществом. Все они будут описаны более подробно в дальнейшем.
1. Иерархияобщества- это тот руль, за который держится вождь и посредством которого он управляет обществом. Иерархия общества - инструмент управления.
2. Разного рода экономические, политические и социальные симптомыуказывают вождю на состояние общества. Вождь, подобно хорошему врачу, должен уметь видеть эти симптомы и распознавать их, ориентироваться по ним. Именно они указывают, каков он - главный параметр общества, его сплоченность.
3. Вождь должен знать свойства общества и уметь в соответствии с симптомами "притормозить или дать газ". Он должен предвидеть последствия своих поступков, чтобы уметь во время и заранее "притормозить или дать газ".
4. Сплоченность общества - главный параметр и единственный социальный параметр, которым управляет вождь и по которому он ориентируется.
Иное сравнение гораздо ближе к действительности, но оно столь непривычно для читателя, что требует усилий для понимания.
Мы знаем, что биологическая клетка питается, делится и размножается. Мы знаем, что процесс ее деления начинается с хромосом. Происходит разделение и удвоение набора хромосом. Потом делится ядро клетки и далее делится сама клетка. Только специалисты знают, какие физические и биохимические процессы скрывается за процессом деления клетки. Процессы, происходящие в обществе можно сравнить с процессами в биологической клетке. Вождь общества - это та "хромосома", которая определяет конструкцию и поведение общества. Хромосома строит клетку - вождь строит общество. Именно с этой "хромосомы" начинается процесс деградации и деления общества: появляются мутации и новые вожди, которые начинают борьбу "за мир, свободу, независимость, демократию...". Борьба может закончиться расколом общества и гражданской войной. Многое из того, что описано далее, напоминает процессы в биологической клетке, и тем, кто знаком с ними будет много легче понять поведение общества.
Невозможно описать и объяснить социальные процессы, оставаясь в рамках классической социологии и популярного до сих пор марксизма
-->[Author:п п ]
. Науку не подгоняют под потребности и образование вождей, как это было с марксизмом. Вождь должен освоить науку. Вот для примера вопрос вождю: как объяснить появление оппозиции и раскола общества? Можно, конечно, сослаться на марксистское "верхи не могут, а низы не хотят". Такое объяснение слишком примитивно. Откуда в коммунистическом или христианском обществе, в котором все "товарищи" и "братья и сестры", завелись "верхи и низы"?
Изложение основ поведения общества на социологическом уровне сопровождается объяснением процессов с точки зрения физики и термодинамики открытых систем. Без этих наук невозможно объяснить социальные процессы.
Термодинамика открытых систем развилась в последнее столетие. Разумеется, блеснуть знакомством с научными понятиями, подобно Евгению Онегину, не помешает каждому читателю. Либералы жонглируют научным жаргоном, мало понятными словами, чтобы им произвести впечатление на массы. Употребление его произведет впечатление на либералов. Однако, главное в том, чтобы процессы были поняты более глубоко, как законы физики. У социологии имеется база.
Пособие вождям должно излагать сведения в области экономики, социологии и другие в объеме, достаточном хотя бы для определения симптомов и понимания проблем. Вопросы, возникающие перед вождем общества, и их решение должны найти отражение в нем. В пособии должно быть указано, что делать и не делать.
Поскольку у политиков нет времени читать, и их образование, как правило, "гуманистическое", пособие должно быть кратким и доступным для их понимания. Содержать только главное, без подробностей. Простота и доступность - главное его достоинство.
ГЛАВА 1.ОБЩЕСТВО. Процесс формирования
Человек - животное общественное.
Аристотель "Политика".
СИНЕРГЕТИКА
"Железный закон олигархии"
Начиная пособие с описания конструкции и процесса формирования общества, мы, как говорится, берем быка за рога. Это поможет найти ответ на многие вопросы и сделать их ясными.
Если продолжать сравнение с транспортным средством, можно утверждать, что мы подвели нашего ученика к автомобилю, похлопали по капоту и показали, где руль, где педали и кнопки. Все, что описано в этом разделе, относится к социологии и психологии. В разное время и разными учеными были открыты упомянутые здесь "кнопки и педали". Я упомяну этих ученых, чтобы отдать должное их заслугам, и полезно будущему вождю помянуть "между прочим" их имена и свою эрудицию продемонстрировать.
В основе формирования общества лежит "Железный закон олигархии" немецкого социолога Роберта Михельса
-->[Author:п п ]
. Изложение закона можно найти во всех учебниках социологии и политологии, и, тем не менее, его работа заслуживает того, чтобы с первоисточником ознакомился каждый социолог и политик. Вот краткое изложение закона:
В каждом обществе, даже добровольном, рано или поздно формируется олигархия, которая захватывает власть в этом обществе и после этого уже заботится только о стабильности своего положения и использует общество в своих личных целях, которые могут противоречить целям и задачам общества.
Если к этому закону подойти с точки зрения современной физики, то он утверждает, что в толпе или ином сборище людей идет процесс самоорганизации, т.е. превращение толпы в организованное общество. Науку, исследующую такие процессы, называют синергетика. Именно в процессе самоорганизации образуется иерархия с вождем на ее вершине.
Фактически этот процесс уже был описан Михельсом в упомянутой работе. Однако описание Михельса нуждается в развитии. Михельс исследовал и описал различные организации типа профсоюзов и партий в то время, когда синергетика еще не существовала, и процессы самоорганизации были плохо изучены. Я опишу процесс на физиологическом уровне, экстраполируя его на толпу, в которой нет никакой организации, и закончу установлением диктатуры. Такой процесс происходит самопроизвольно, инстинктивно. Посмотрим, как "из ничего" образуется общество, и покажем завершение процесса под действием карательных, репрессивных, сил. Во всех случаях процесс заканчивается созданием иерархии и формированием вождя.
Следующий этап развития общества - деградация и развал вместе с его иерархией, олигархией и вождем. Утверждают, что рыба гниет с головы. Общество деградирует, начиная с вождя. С точки зрения эволюции - это естественный процесс, однако спросите любого старика, подавляющее большинство их не проявит готовности следовать на кладбище в соответствии с естественным старением.
Очень редко бездарный правитель уступает свой трон другим. Он действуют согласно "Железному закону" Роберта Михельса: "заботится только о стабильности своего положения".
Иерархия потребностей А.Маслоу
Американский психолог А.Маслоу
-->[Author:п п ]
исследовал потребности человека и представил их в форме иерархической пирамиды из 7 ступеней. В простейшем виде положим, что у человека имеются только первые ступени, три важнейших потребности:
физиологические,
социальные,
половые.
Физиологические (биологические) потребности - это минимальные потребности существования человека, список которых включает как потребляемые человеком пищу, воду и др., так и его выделения: пот, мочу и пр.
Социальныепотребности - это, прежде всего инстинктивная потребность человека в обществе. Человек - животное общественное. Общество гарантирует ему безопасность и помогает в удовлетворении физиологических (биологических) потребностей.
Половые потребности. Из них главнейшая - потребность размножения. Этот пункт очевиден.
Особенность иерархии потребностей - в ее жестком порядке. В первую очередь человек беспокоится об удовлетворении первого пункта, и, лишь удовлетворив его, переходит ко второму. Подобное можно сказать о втором пункте и далее о третьем.
Можно рассматривать каждую ступень иерархии Маслоу, как некоторую фазу состояния человека и нахождение его на этой ступени как нахождение в положении динамического равновесия. Чтобы удержаться в данном положении, человек поглощает энергию. Добавляя энергии, человек может перейти из низшей фазы-ступени на более высокую. Некоторые экономисты утверждают, например, что потребности женщин в дорогих украшениях не имеют насыщения.
Очевидно, что потребности всего общества слагаются из потребностей его членов. Суммарную иерархию потребностей А.Маслоу можно назвать иерархией потребностей общества.
Обязанность вождя беспокоиться об удовлетворении все этих потребностей и особенно социальных. Дело в том, что во многих случаях члены общества могут самостоятельно удовлетворить свои физиологические потребности, но социальные никогда. Именно по этой причине основное внимание в пособии уделено второму пункту. Именно по этой причине вождь должен уделять основное внимание социальной потребности общества и лишь после нее - экономике.
ХЕВРААВ - мера потребности человека в обществе
Человек свою потребность в пище передаёт словом "голод". Такое слово имеется во всех языках. Для выражения половых потребностей не существовало какое-либо специальное определение, и только Зигмунд Фрейд
-->[Author:п п ]
ввел слово "либидо", означающее чувство "сексуального голода". В нашем случае, когда идет речь о потребности в обществе, "голоде по обществу", целесообразно передать это чувство словом "хевраав" (сочетание двух ивритских слов "хевра"- общество и "раав"- голод). Все эти три слова "голод", "либидо" и "хевраав" передают только чувство, потребность. Неудовлетворение любой потребности делает человека раздражительным, агрессивным или депрессивным.
Следует отметить очередность удовлетворения потребностей и вызванных ими чувств. На первом месте стоит голод, на втором - хевраав и только на третьем либидо. В соответствии с иерархией потребностей А.Маслоу, когда человек голоден, все его помыслы и поведение направлены на добычу пищи, насытившись, он начинает думать о своей безопасности, о сплочении с другими людьми - о своем обществе. Половые наслаждения - после удовлетворения первых двух.
Ребенок не испытывает потребности в обществе. Это чувство у него еще не развито, как и либидо. Его безопасность и прокорм обеспечиваются родителями. Однако примерно к 13 годам все потребности полностью развиваются. Чувство хевраав не остается постоянным по мере развития человека точно так же, как и удовольствия, которые он испытывает, находясь в обществе. Изменение этого чувства по мере роста и созревания личности отражает всю эволюцию развития человека и общества. Образование семьи сильно снижает потребность в обществе. Происхождение и воспитание также в сильной степени влияют на развитие этого чувства. Человек, выросший в каком-либо африканском племени испытывает гораздо большую потребность в крепко сплоченном обществе, чем человек, выросший в Европе. Точно такая же разница между католиками и протестантами или евреями и мусульманами. Чувство хевраав слабеет по мере сплочения и роста дисциплины общества.
Было бы полезно измерять наши чувства. Однако даже такое чувство, как голод, не имеет меры. Мы ограничиваемся приблизительным описанием его: "очень голоден, голоден" и т.п.
Если бы у нас был способ измерения потребности в обществе хевраав, то, как это будет в дальнейшем показано, такая мера позволила бы вождю более точно "держать курс" и управлять обществом. Именно от вождя и только от него зависит, насколько удовлетворен наш, голод по обществу.
Первая группа скрепов
Зигмунд Фрейд утверждал, что поведением людей руководит стремление получить удовольствие. Именно удовольствие сводит людей в стадо-общество. Людям доставляет удовольствие быть вместе. Это выражается в форме "обменного взаимодействия"[РР1] при различных коллективных действий, вызванных теми или иными чувствами. Эти чувства будем называть вслед за социологом Питиримом Сорокиным
-->[Author:п п ]
"скрепами". Представим их в виде двух групп. Первая группа основана на врожденных инстинктах. Вот перечень скрепов первой группы:
кровное родство, половая связь, оргии, пиры, наркотики и алкоголь, танцы и пение, игры, страх и дисциплина.
Скреп "кровное родство" вырабатывается у ребенка с момента его появления на белый свет и начинается с того, что ученые называют словом "импринтинг". Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц
-->[Author:п п ]
выработал импринтинг у гусят так, что они следовали за ним, как за мамой-гусыней.
Наличие скрепов можно отметить также у стадных животных. Собаки любят играть. Волки воют, причем, чем ближе к унисону они воют, тем более сплочена стая. Для тех, кто считает, что страх не доставляет никакого удовольствия, я напомню, что имеются любители фильмов ужасов. Дети, качаясь на качелях, визжат от страха, но, тем не менее, они испытывают удовольствие. На такое отношение к страху или его ожиданию указывали Макс Вебер
-->[Author:п п ]
и Конрад Лоренц. Дисциплина характерна для любого сообщества млекопитающих.
Мы готовы платить за каждый скреп из списка. Мы платим в ресторанах, за билеты в театр и на стадион. Те, кто пользуются наркотиками или групповым браком могут подтвердить, что ничего из этого списка не дается бесплатно.
Можно подходить к списку скрепов несколько иначе. До сих пор это был список скрепов, доставляющих удовольствие. Можно еще назвать "перечень скрепов, без которых мы испытываем неудовольствие и раздражение". Обратимся для пояснения к алкоголику. Предположим, его потребность в алкоголе измеряется нормой - стакан водки в день. Если алкоголик этот стакан не получит, он становится раздражительным. Точно так же остальные пункты списка, наличие которых доставляет удовольствие, а отсутствие вызывает раздражение. Конечно, одни скрепы могут подменить другие, но все же отсутствие их раздражает.
Перечисленные скрепы требуют тесного контакта между людьми, который можно измерять метрами и сантиметрами. Это расстояние мы назовем "дистанция связи". Силы сплочения легко и быстро возникают и с такой же легкостью исчезают. Они заложены в наших инстинктах, и нам нет необходимости тратить много времени для обучения играм или половым связям.
Уже анализ скрепов позволяет сделать кое-какие выводы о поведении людей и общества. Например, групповой брак и фестивали с пением и пляской характерны для первобытных племен.
Почему в наше "цивилизованное" время возрождаются и ширятся группы любителей группового брака?
Формирование общества
Все изложенное здесь можно было бы назвать структурным преобразованием. Все же акцент будет на конкретных процессах.
Коммуникация
Проблемы коммуникации приобретают значение из-за того, что ее путают со скрепами и со сплочением. Именно поэтому телевидение, а вслед за ним интернет стали "средствами социализации".
Можно пояснить разницу между средствами коммуникации и скрепами на примере водопроводной трубы. Труба - это средство коммуникации, в то время как вода в ней - скреп, связующий элемент. С помощью трубы мы пересылаем воду из одной точки в другую. Аналогично, средства коммуникации используются для связи людей. В то же время, наличие средства коммуникации не является достаточным для их сплочения. Те, кто считают, что телевидение или интернет объединяют людей, забывают о том, что довольно часто в явной или скрытой форме по средствам коммуникации транслируют информацию, которая деморализует общество и ведет к его деградации и распаду. Для контролирования новостей, публикаций и всего, что влияет на поведение общества, была изобретена цензура.
Дистанция связи
Для того, чтобы сформировалось общество, необходимо скрепы передать партнерам. Расстояние, на которое скрепы могут распространиться и оказать воздействие, называется "дистанция связи".
Законы и мораль могут установить дистанции связи, и запретить некоторые формирования. Например, молодежь вышла на "дистанцию связи", и среди пар установилась стадия "наблюдения и прогулок". Дальнейшее сокращение дистанции зависит от доброй воли партнеров. Насильное сокращение может быть квалифицировано как преступление.
Ядро
Чтобы образовалось устойчивое эффективное общество, необходимо для начала, чтобы собралось какое-то минимальное количество людей, ядро. Это может быть небольшая религиозная секта, банда или что-то подобное. Необходимо, чтобы число людей в ядре превышало некоторую пороговую величину. Лишь после того как ядро установится, оно может расшириться и распространиться. Описанный здесь процесс называется "механизм нуклеации" (от латинского nucleus - ядро). В зависимости от того, каков порог и находятся ли флюктуации (от латинского fluctuatio - колебания) ниже или выше порога, "метастазы" либо затухнут, если флюктуации ниже порога, либо, если выше, будут распространяться.
Закон запрещает формирование коллектива для преступных целей. Это значит, что прежде чем выйти на дистанцию связи, следует оценить тенденцию ядра.
Аномия
Сплоченность аномной стаи вызывает ряд вопросов физиологии поведения. Они касаются не только функционирования органов чувств и нервной системы, создающих взаимное притяжение, "позитивный таксис", но, прежде всего и высокой избирательности этих реакций.
Конрад Лоренц
"Для меня масса - это ничто иное, как стадо баранов, пока она не организована. Я ни в коем случае не выступаю против неё. Я лишь отрицаю, что масса может сама собой управлять".
Бенито Муссолини
-->[Author:п п ]
(Беседа с писателем Эмилем Людвигом)
Ниже описан биологический эксперимент, заимствованный из популярной книги "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой" Ильи Пригожина[R.R.4] и Изабеллы Стенгерс, свидетельствующий о самоорганизации.
"Личинки жука Dendroctonus micans первоначально случайным образом распределены между двумя горизонтальными стеклянными пластинками с зазором 2 мм. С боковых сторон пространство между пластинками открыто. Площадь поверхности 400 см2.
Скопление личинок происходит под влиянием конкуренции двух факторов: случайных движений личинок и их реакции на особое химическое вещество феромон, синтезируемое личинками из терпенов, содержащихся в дереве, которым они питаются. Личинки испускают феромоновые сигналы с частотой, зависящей от степени насыщения. Феромон диффундирует в пространстве, и личинки перемещаются в направлении, задаваемом градиентом его концентрации. Такая реакция является автокаталитическим механизмом, поскольку скопление личинок увеличивает притягательность соответствующей области. Чем выше локальная плотность личинок в данной области, тем выше градиент концентрации феромона и тем сильнее тенденция к сползанию других личинок в точку скопления.
Как показывает эксперимент, плотность популяции личинок определяет не столько скорость, сколько эффективность процесса самоорганизации, т.е. число личинок в скоплении на его конечном этапе. При большой плотности скопление возникает и быстро растет в центре экспериментальной установки. При очень малых плотностях устойчивое скопление не образуется. В других экспериментах исследовалась возможность образования скопления личинок из "ядра", искусственно созданного на периферии системы. В зависимости от числа личинок в начальном ядре возникают различные ситуации. Если число личинок в ядре было мало по сравнению с общим числом личинок, то скопление не образовывалось. Если же число личинок в ядре велико, то скопление росло. При среднем (не слишком большом и не слишком малом) числе личинок в ядре могут возникать структуры новых типов: появляются и сосуществуют два, три или четыре новых скопления со временем жизни не меньшим, чем время наблюдения.
Начнем комментарии с того, что не заметно в биологическом эксперименте. Разбрасывая личинки по площади, экспериментаторы заботились о том, чтобы соблюдалась дистанция связи: феромоны одной личинки достигали "носа" другой. Феромоны личинок - это те же скрепы.
Образования, подобные описанному здесь, широко известны в биологии. В частности, рост раковых клеток происходит точно таким же образом. Описанный эксперимент является биологической моделью социальных явлений, таких как формирование: толпы, террористической или уголовной банды, секты и т.п. В этологии подобная стая называется аномная.
Когда я ввел классификацию обществ в зависимости от их сплоченности, то использовал слово "анархия". Профессор хайфского Техниона Ханох Якобсон посоветовал мне заменить "анархия" на "аномия", и я с благодарностью принял его предложение[РР6] . Самая первая форма "сообщества" в самом широком смысле этого слова - аномное скопление, типичный пример которого нам дают стаи рыб в мировом океане или пингвины. Внутри такого скопления нет ничего похожего на структуру; никаких вождей, вожаков и никаких ведомых. Налицо лишь громадная масса одинаковых элементов. Из аномного сообщества впоследствии стали развиваться более сложные структуры, и религиозное сообщество людей - высшее достижение эволюции.
Мы сравниваем поведение людей с поведением животных, но этолог Конрад Лоренц делает противоположное, он сравнивает поведение стаи животных с поведением общества людей. Поведение животных может служить моделью поведения людей. Физиологи используют лабораторных животных для своих научных исследований. Мы последуем за ними, но нас интересует в первую очередь поведение группы животных, стаи.
Ниже приведена цитата из работы Конрада Лоренца "Агрессия"