Святитель Димитрий Ростовский : другие произведения.

Жития святых на 02 мая 2012 (19 апреля по ст. ст. )

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   Память
  -- Мчч. ФеоныХристофора и Антонина воинов (303).
  -- Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского (III-IV).
  -- Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII).
  -- Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820).
  -- Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933).
  -- Сщмч. Алфегия, архиеп. Кентерберийского (1012) (Кельт. и Брит.).
  -- Прп. Иоакима, игум. Опочского [1] (1515).
  -- Мч. Омира Иерусалимского (1579) (Иерусал.).
  -- Прп. Симеона Босого (1594) (Греч.).
  -- Прмч. Агафангела Есфигменского, Смирнского (1819) (Греч.).
  -- Сщмч. Виктора (Островидова), еп. Глазовского (1934).
  -- Блж. Матроны Московской (1952).
  -- Прп. Никифора, игум. Катавадского.
   Скончались
  -- 328 [2] - свт. Александр I, патриарх Александрийский.
  -- 1673 - Питирим, патриарх Московский и всея России.
  -- 1819 - прмч. Агафангел Есфигменский, обезглавлен.
  -- 1885 - Порфирий (Успенский), еп., знаменитый исследователь Востока.
  -- 1934 - сщисп. Виктор (Островидов), еп. б. Глазовский, скончался в ссылке.
  -- 1939 - Антонин (Покровский), архиеп. Вашингтонский.
  -- 1952 - блж. Матрона Московская.
  -- 2010 - Вассиан (Шуста), архим.
  

Память святых мучеников Христофора, Феоны и Антонина

   0x01 graphic
   Воспоминаемые ныне святые мученики Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами царя Диоклитиана1. Однажды, присутствуя при мучениях святого великомученика Георгия и увидав совершаемые святым Георгием2 чудеса, они бросили с себя оружие и свои воинские пояса3 и, став пред царем, мужественно исповедали свою веру во Христа. За это, по приказанию императора, они были скованы цепями и заключены в темницу.
   На другой день они были выведены из темницы и приведены пред судилище нечестивого императора, который и принуждал их отречься от Христа. Когда же святые мученики не повиновались мучителю, но открыто прославляли Бога истинного, то мучитель приказал повесить тела их, строгать их железными орудиями и жечь огнем. Но когда и после этого святые мученики остались непреклонными, то император повелел сжечь их на огне. Так окончили свои страдание за Христа сии святые мученики4.
   ________________________________________________________________________
   1 Император Диоклитиан царствовал с 284 г. по 305 г.
   2 См. житие его под 23 апреля.
   3 Пояс, как знак царской милости, носили обыкновенно воины, занимавшие высокий пост или особенно приближенные к царю (каковыми и были воспоминаемые ныне святые мученики, исполнявшие первоначально обязанности копьеносцев или телохранителей императора Диоклитиана).
   4 Кончина святых мучеников последовала в 303 г.
  

Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, епископа Антиохии Писидийской

   0x01 graphic
   Исповедник Христов, преподобный Георгий жил во времена иконоборчества. Возлюбивши с юности Христа, он постригся в иноческий образ и, благодаря своей благочестивой жизни и многим трудам и подвигам, соделался обителью и вместилищем Святого Духа. Он был назначен епископом Антиохии Писидийской1, и в этом сане усердно руководствовал вверенным его водительству стадом. Когда же по внушением диавола усилилась ересь иконоборческая и, по приглашению императора, все епископы спешили собраться в Константинополь, тогда и сей святитель, придя туда же, мужественно стоял за православие и советовал царю повиноваться соборным церковным постановлениям, преданным нам святыми отцами, наставниками православия, и увещевал подражать их вере, "учениями различными и чуждыми" (Евр. 13:9) не совращаться, по заповеди святого Апостола Павла. Его и самого принуждали отречься от поклонения святым иконам, но он не повиновался нечестивым иконоборцам, за что был отрешен от епископства и сослан в заточение, где и окончил жизнь свою2.
   ________________________________________________________________________
   1 Писидия - область Малой Азии.
   2 Кончина святого Георгия последовала в царствование императора-иконоборца Льва (5-го) Армянина (813-820 г.).
  

Память преподобного отца нашего Иоанна Ветхопещерника

   0x01 graphic
   Именем "Ветхой лавры" называлась обитель преподобного Харитона, находившаяся в палестинской пустыне близ Иерусалима. Она называлась "Ветхой лаврой" потому, что устроена была святым Харитоном прежде других лавр, как о том подробно написано в житии его1. В этой то Ветхой Харитоновой Лавре и подвизался в постничестве воспоминаемый ныне преподобный Иоанн. Горя с юных лет любовью ко Господу, святой Иоанн прилепился к Богу всею своею душою, согласно с написанным в Священном Писании: "А мне благо приближаться к Богу!" (Пс. 72:28). Презревши суетную мирскую жизнь, святой Иоанн удалился из отечества и, приняв на себя крест иноческой жизни, странствовал по разным местам во имя Господа, Который, со дня Своего рождения и до самой смерти, "не имел где главы подклонить" (Мф. 8:20).
   Достигнув святых мест Иерусалимских, святой Иоанн поклонился живоносному Гробу Господню, потом пришел в вышеупомянутую лавру блаженного Харитона, где за свою добродетельную жизнь удостоен был священного сана иерея. Обуздывая плотские страсти великим воздержанием, святой Иоанн явился и здесь подражателем великих древних постников: всенощными бдениями и непрестанным памятованием о смерти святой достиг совершенного умерщвления своей плоти и был как бы Ангелом во плоти.
   Прожив довольно много лет и всё время благоугождая Богу, святой преставился ко Господу2. На руках святых бесплотных Ангелов душа его была отнесена в вечные обители небесные.
   Святой Иоанн называется "ветхопещерником", вместо "ветхолаврата" потому, что Ветхая Лавра преподобного Харитона, первоначально находилась в разбойнической пещере. В эту пещеру был заключен разбойниками преподобный Харитон. Но после того, как разбойники, выпив вина отравленного ядом змеи, умерли, преподобный Харитон, освободился от них. Найдя в пещере много золота, награбленного разбойниками, преподобный Харитон устроил при пещере церковь; когда же собрались к нему братия, то устроил над пещерой и обитель. А так как преподобный Иоанн проживал в той древней пещере, совершая богослужение в пещерной церкви, то посему он и был прозван "ветхопещерником".
   ________________________________________________________________________
   1 Преподобный Харитон подвизался в в. III в. и нач. IV в. в Палестине, где основал три обители: суккийскую ("Ветхая лавра") фаранскую и иерихонскую. - Память ею празднуется 28-го сентября.
   2 Кончина святого Иоанна ветхопещерника последовала во второй половине VIII.
  

Память преподобного Никифора Катавадского

   0x01 graphic
   Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора - были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон1. Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествие ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока, Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам:
   - Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон.
   С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его.
   ________________________________________________________________________
   1 Город Халкидон находится против Константинополя на азиатском берегу Босфора, в римской провинции Вифинии, которой он был главным городом.

Память преподобного отца нашего Трифона, патриарха Константинопольского

   0x01 graphic
   Византийский император Роман1, тесть императора Константина Багрянородного2, имея младшего сына по имени Феофилакта, которого он обещал, как только тот родился, посвятить в духовный сан, восхотел сделать его патриархом Константинопольским по случаю смерти тогдашнего патриарха Стефана3. Но так как Феофилакт был еще тогда молодым юношей, имевшим от роду всего только шестнадцать лет и по церковным правилам не мог принять на себя такой сан, то на время был избран местоблюстителем и правителем патриаршего престола монах Трифон4, который должен был управлять патриаршим престолом до тех только пор, пока сын царя, Феофилакт, не достигнет возраста, дававшего ему право на замещение святительского престола.
   Быстро возводимый по иерархическим степеням, монах Трифон был посвящен во епископа и принял патриаршее управление, будучи человеком поистине достойным такового сана, так как проводил непорочную жизнь. Управляя патриаршеством не много более трех лет он при следующих обстоятельствах был отрешен от сего управления.
   Когда Феофилакту исполнилось всего только еще двадцать лет, император Роман стал добиваться, чтобы Трифон уступил патриарший престол его сыну. Но блаженный Трифон не считал возможным уступить молодому и неопытному юноше таковой высокий сан, которого мог быть удостоен только муж совершеннейший и летами, и разумом, хорошо знающий божественное Писание и вообще способный как должно управлять кормилом Церкви.
   Тогда император Роман весьма опечалился, не зная, как поступить, так как он не имел ни одного обвинения на Трифона, по которому можно было бы устранить его с патриаршего престола, тем более, что преподобный Трифон был человеком святой, безукоризненной жизни. При таких обстоятельствах, друг императора, Кесарийский епископ Феофан, человек коварный, сказал императору:
   - Царь, поручи мне это дело и я отлично устрою его согласно твоему царскому желанию.
   Царь весьма обрадовался предложению Феофана и стал просить его поскорее окончить дело, за какое он взялся.
   Отправившись к святому Трифону, Феофан вступил с ним в беседу, лицемерно притворяясь преданным ему человеком. Он говорил ему следующее:
   - Владыка, император замышляет против тебя великие козни: он с своими единомышленниками ищет повода и предлога, чтобы низложить тебя с престола патриаршего. Впрочем, несмотря на все свои хлопоты, они едва ли достигнут чего-либо, так как они выставляют против тебя такое обвинение, в котором ты неповинен. Так, они говорят, что ты будто бы человек неграмотный и совершенно не умеешь писать; и посему они считают тебя недостойным патриаршества. В виду этого позаботься заблаговременно посрамить их и заградить их уста, дабы они умолкли. Если ты хочешь меня послушать, то поступи так. В присутствии всего собора напиши на чистой бумаге твое имя и патриарший титул и отошли написанное императору, дабы были посрамлены клеветники твои, говорящие, что будто бы ты не умеешь писать.
   Блаженный Трифон, будучи незлобив, не понял коварства Феофанова и полагал, что совет его хорош, почему и исполнил его. Когда начались заседание собора, патриарх обратился ко всем со следующею речью:
   - Служители алтаря Божия! Напрасно отыскивают против меня обвинения те, кои желают свергнуть меня с престола. Я уповаю на Бога моего, что они ничего не найдут против меня такого, за что меня можно было бы лишить вверенного мне Богом престола, если даже и усиленно будут добиваться этого. Между прочим они выставили против меня то ложное обвинение, что будто бы я неграмотен и совершенно не умею писать. Вот я в присутствии всех вас пишу эти строки, дабы клеветники мои постыдились и перестали на меня лгать.
   Сказавши это, блаженный Трифон взял чистую бумагу и на глазах всех написал на ней следующее:
   - Трифон, милостью Божиею архиеипископ Константиноноля, Нового Рима, Вселенский Патриарх.
   Полученная затем бумага была передана императору. Император, по совету вышеупомянутого Феофана, епископа Кессарийского, приказал на ней другой рукой приписать следующие слова:
   - Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а единственно лишь потому, что считаю себя недостойным сего сана.
   Приписав эти слова император приказал прочитать сию бумагу в присутствии князей, бояр и всех должностных лиц. Затем при помощи своих единомышленников он насильственно вывел святейшего патриарха Трифона из патриаршего дворца и приказал назначить на патриарший престол своего сына Феофилакта. Вследствие этого в Церкви начались большие смуты и нестроения, потому что многие из служителей Церкви продолжали считать патриархом Трифона, а не Феофилакта.
   Между тем блаженный Трифон, терпеливо перенесши такое поругание над собой, удалился в тот монастырь, где он пребывал до назначение на патриарший престол и проживши здесь два года и пять месяцев, преставился ко Господу5. Его честное тело было перенесено в Великую престольную церковь, где и было положено при гробнице патриархов.
   После его смерти смуты и нестроение церковные прекратились, ибо после преставление святого Трифона все согласились с избранием на патриаршество Феофилакта и присоединились к общению с ним6. Память же святого Трифона почтили, славя и благодаря Бога.
   ________________________________________________________________________
   1 Император Роман (Лакапен) управлял Византиею с 917 г. по 944 г.
   2 Константин (7-ой) Багрянородный царствовал с 912 г по 959 г.
   3 Святой Стефан 2-ой был Константинопольским патриархом с 925 г. по 928 г.
   4 Святой Трифон управлял Константинопольскою патриархиею с 928 г. по 931 г.
   5 Кончина святого Трифона последовала в 933 г.
   6 Патриарх Феофилакт управлял Константинопольскою церковью с 933 г. по 956 г.
  

Блаженная МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

      []

  
   Никонова Матрона Дмитриевна (1881/1885 - 1952), блаженная.
   Память 19 апреля, в Соборах Московских и Тульских святых
  
   Родилась 9 ноября 1881 или 1885 года в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвертым ребёнком в семье.
   Родители Наталья и Дмитрий Никонов сначала хотели оставить слепую дочь в детдоме, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий.
   Уже в 8 лет Матрона лечила и предсказывала будущее. В 16 лет у неё отнялись ноги.
  
   После революции 1917 года Матрона и её подруга Лидия Янкова остались без крова и пошли искать работу и еду в городе.
   Около 1925 года Матрона перебралась в Москву, возможно, следуя за своими братьями. Жила, где придется - у друзей и знакомых, но не у своих братьев, так как оба были коммунистами.
   Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. В ее житии описывается множество случаев исцелений и пророчеств.
   Св. Матрона предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952года. Отпевание совершил прот. Николай Голубцов в Московском Храме Ризоположения, что на Донской улице. Похоронена наДаниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества.
  
   В 1998 году на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).
  
   Теперь останки блаженной, почитаемые верующими как святые мощи, находятся на территории Покровского монастыря.
  
   В 1999 году канонизована как местночтимая московская святая.  []

Святая праведная блаженная Матрона Московская

  
   Определение Священного Синода от 17 августа 2004 гласило: "Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)". В октябре того же года св. Матрона была причислена к лику общецерковных святых и включена в месяцеслов Русской Православной Церкви.
   Соблазны
   О жизни Матроны известно, в том числе, из книги Зинаиды Ждановой "Сказание о житии блаженной старицы Матроны". Синодальная комиссия по канонизации святых отклонила книгу Ждановой в качестве источника для канонизации Матроны, но не рассматривала вопрос о том, соответствует ли действительности написанное в книге.
  
  
  

Сщмч. Виктор (Островидов) (1875 - 1934), епископ Глазовский, священноисповедник.

   img src=003190.jpg>
  
   Память 19 апреля, в Соборе Вятских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
  
   В миру Константин Александрович Островидов, родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви селаЗолотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны. В семье, кроме старшего сына Константина, было трое детей: Александр (род. 1880), Мария и Николай (род. 1888).
   В 1888 году, когда Константину исполнилось тринадцать лет, он поступил в приготовительный класс Камышинского духовного училища, а через год был принят в первый класс. По окончании в 1893 году училища он поступил в Саратовскую духовную семинарию и окончил ее по первому разряду со званием студента в 1899 году. В этом же году Константин Александрович поступил в Казанскую духовную академию. Ему, как успешно выдержавшему приемные экзамены, была предоставлена стипендия.
   В студенческие годы ярко проявились гуманитарные дарования Константина Александровича, интерес к отечественной словесности, философии и психологии. Он стал одним из активнейших деятелей и товарищем председателя студенческого философского кружка.
   Для кандидатского сочинения он выбрал тему "Брак и безбрачие". По окончании академии он был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в духовной семинарии.
   Иеромонах
   28 июня 1903 года был пострижен в мантию с именем Виктор, на следующий день, 29 июня, был рукоположен в саниеродиакона, а 30 июня - во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворьяСаратовского Спасо-Преображенского монастыря.
   В феврале 1904 года, во время Великого поста, в зале музыкального училища города Саратова иеромонахом Виктором были прочитаны три лекции. Первая лекция состоялась в воскресенье 15 февраля и привлекла массу слушателей, все проходы между рядами, хоры и фойе были заняты; на лекции присутствовали епископ Гермоген, саратовский губернатор Столыпин с женой и дочерью, католический епископ Рооп, ректор Саратовской Духовной семинарии, директоры гимназий, духовенство и миряне. Лекция была на тему "Психология "недовольных людей" в произведениях М. Горького". 22 февраля состоялась вторая лекция на тему "Жизненные условия появления "недовольных людей"", собравшая также множество слушателей, а 29 февраля -- третья лекция на тему "Возможность обновления "недовольных людей" и путь к нему".
   В 1905 году в издании книжного магазина "Вера и знание" в Санкт-Петербурге вышли лекции иеромонаха Виктора о "недовольных людях" в произведениях Горького и религиозно-философская брошюра "Заметка о человеке". В том же году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской духовной миссии и выехал вИерусалим.
   Деятельного пастыря-миссионера поразило отсутствие в Миссии миссионерской деятельности:
   "...Несмотря на такое наиважнейшее положение тамошней нашей Миссии, о ней -- о ее задачах, целях и вообще жизнедеятельности, совершенно невозможно сказать какое-либо определенное, ясное слово, и это уже после пятидесятилетнего существования Миссии... Правда, некоторые из паломников-пастырей приходят в большой восторг, пораженные внешним богатством, -- разумею святые места наши с постройками на них, какими владеет Иерусалимская Миссия... Но вот, спросите их, что же они будут говорить, о каком величии Миссии проповедовать, к чему призывать своих слушателей? -- И они тотчас же окажутся в самом тяжелом положении, ибо ничего не могут сказать светлого и определенного ни о настоящей, ни о прошедшей духовной жизнедеятельности Миссии... Единственное занятие, которое всегда находили себе члены Миссии, -- это служение молебнов, панихид, исполнение незначительных треб церковных и собирание пожертвований. Такое положение Миссии -- как требоисправительницы -- более чем печально. Да и это поделие в течение полугода за отсутствием паломников пропадает и легко может совсем пропасть..." [1]
   В июле 1908 года старший иеромонах Иерусалимской духовной миссии Виктор находился в Киеве, где в течение двух недель, с 12 по 26 июля, проходил IV Всероссийский миссионерский съезд. На съезде он выступил с докладом об Иерусалимской миссии.
   13 января 1909 года был назначен инспектором Архангельского духовного училища.
   Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, подал прошение об увольнении его от должности инспектора духовного училища для поступления в число братииСвято-Троицкой Александро-Невской Лавры, которое было удовлетворено 15 октября 1909 года.
   Архимандрит
   22 ноября 1910 года был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.
   В сентябре 1918 года был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. До конца своей жизни оставался учеником и почитателем престарего профессора В.И.Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала "Истинно-Православной Церкви"
   В 1919 году был арестован. В заключении пробыл недолго и вскоре был освобожден.
   Вятский викарий

Епископ Виктор (Островидов)

   В декабре 1919 года был хиротонисан во епископа Уржумскоговикария Вятской епархии. В январе 1920 года прибыл в Вятскую епархию.
   27 мая 1920 года был арестован по обвинению в "агитации против медицины".
   "Начало его деятельности, -- писал епископ Николай (Покровский), -- не понравилось коммунистам; его проповедь, сам проповедник и высшая церковная власть, открывшая Уржумскую епископию, вышучивались в "Деревенском коммунисте", чем, видимо, не смущался владыка и продолжал свое дело, свою проповедь, привлекавшую в храм народные массы. В среду на первой неделе поста, после литургии, в церкви владыку Виктора арестовали и отправили в заключение".
   Епископ Виктор был приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден.
   В 1920 году назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии.
   С апреля по сентябрь 1921 года временно управлял Томской епархией. Документов, подтверждающих его прибытие в Томск в 1921 г., не имеется.
   14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни. После каждого богослужения люди окружали его и провожали до кельи в Трифоновом монастыре. Дорогой он неторопливо отвечал на все многочисленные вопросы, которые ему задавали, всегда и при любых обстоятельствах сохраняя дух благожелательности и любви.
   В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский) и обвинен в том, что изъятые из храмов ценности не соответствуют указанным в официальных описях. Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор.
   К нему и направил свое письмо 31 мая председатель обновленческого ВЦУ епископ Антонин (Грановский):
   "Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний. Собор, на который возлагается эта ликвидация, предполагается созвать в половине августа. Делегаты Собора должны явиться на Собор с ясным и отчетливым сознанием этой церковно-политической задачи".
   В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано освободившимся к тому времени епископом Павлом и разослано по храмам епархии:
   "Други мои возлюбленные, это слово Господа и Его апостолов ныне, к великой скорби нашей, исполнилось в нашей Русской Православной Церкви. Дерзко отвергнув страх Божий, кажущиеся иерархами и иереями Церкви Христовой, составив из себя группу лиц, вопреки благословения Святейшего Патриарха и отца нашего Тихона, в настоящее время усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Церкви в свои руки, нагло объявляя себя каким-то временным комитетом по управлению делами Церкви Православной..."
   "Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя "церковью живой", а в действительности "трупу смердящему", и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными"
   Категорически отказался от какого-либо сотрудничества с обновленцами: "уполномоченного" обновленческого ВЦУ епископ Виктор не пустил к себе даже на порог.

Епископ Виктор (Островидов). Вятская тюрьма. 1922 год

   25 августа 1922 года епископы Павел (Борисовский) и Виктор и с ними несколько священников были арестованы и через несколько дней были доставлены в Москву.
   На допросе 28 августа владыка Виктор на вопрос следователя, кто составил послание против обновленцев, ответил:"Воззвание против ВЦУ и группы "Живой церкви", обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти-шести экземпляров".
   5 сентября 1922 г. было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия.
   Из анкеты в следственном деле:
   "Состав семьи: брат Александр - помощник начальника пароходной кампании в Камышине, брат Николай - священник г.Дубовка, мать - Анна Ивановна (70 лет, старица), ее сестра Мария Ивановна (42 года, вдова, больная) - проживают в Камышине".
   23 февраля 1923 года был приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край Томской губ.
   Срок ссылки закончился 23 февраля 1926 года, и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Весной 1926 года владыка Павел, возведенный после окончания ссылки в сан архиепископа, и епископ Виктор прибыли в Вятку. За время ссылки архиереев-исповедников епархия пришла в плачевное состояние. Один из викариев Вятской епархии, епископ Яранский Сергий (Корнеев), перешел к обновленцам и увлек за собой много священнослужителей. Некоторые из них, хорошо сознавая пагубность обновленческого движения, не в силах были устоять перед страхом угрозы ареста и ссылки, когда примеры, сколь легко исполнялись эти угрозы, были у всех перед глазами; перейдя к обновленцам, они постарались скрыть это от своей паствы.
   Прибывшие в епархию архиереи-исповедники сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди они разъясняли верующим о пагубности обновленческого раскола. Архиереи обратились к пастве с посланием, в котором писали, что единственным законным главой Русской Православной Церкви является Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский), и призывали всех верующих отойти от раскольничьих группировок и объединиться вокруг митрополита Петра.
   Начался массовый возврат приходов в Патриаршую Церковь. Обеспокоенные обновленцы потребовали от архиереев прекратить свою деятельность против них, но архиереи отказались вести с ними какие бы то ни было переговоры.
   14 или 16 мая 1926 года еп. Павел был снова арестован вместе с архиепископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским). Владыку Виктора обвинили в том, что он содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению, властей, имели контрреволюционное содержание. Оба архиерея были перевезены в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через некоторое время архиереи были переведены из внутренней тюрьмы в Бутырскую. Архиереи обвинялись в "создании нелегальной епархиальной канцелярии".
   Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, и архиепископ Павел выбрал город Александров Владимирской губернии, где он когда-то был викарным епископом, а епископ Виктор -- городГлазов Ижевской губернии Вотской области, поближе к своей вятской пастве.
   Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией. ОГПУ, узнав, что владыка еще в Москве, потребовало, чтобы он не позже 31 августа покинул город. В этот день преосвященный Виктор выехал в Глазов.
   В оппозиции митрополиту Сергию
   В конце августа-начале сентября 1927 г. епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения ее духовенству и верующим Воткинской еп. Известно, что Владыка еще в 1911 г. пророчески писал Сергию (Страгородскому), что тот потрясет Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущен содержанием Декларации и не желая оглашать ее, еп.Виктор запечатал ее в конверт и отправил обратно митр. Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но ее практически нигде не приняли, однако общения с правящим археп. Павлом не прервали.
   В октябре 1927 г. еп. Виктор обратился к митр. Сергию с письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если м.Сергий не пересмотрит свою позицию, то "в Церкви произойдет великий раскол". В ответ из синода епископу Виктору было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, "знал свое место" и во всем подчинялся правящему архиерею.
   Вскоре владыка получил распоряжение митрополита Сергия о назначении его епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией. Будучи административно высланным в Глазов, епископ Виктор не мог покинуть места своего жительства без разрешения властей и в октябре 1927 года попросил митрополита Сергия образовать Вотскую епархию в соответствии с административными границами Вотской области. Поездка депутации к митр. Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. В декабре 1927 года владыка пришел к решению отказаться от назначения епископом Шадринским, о чем 16 декабря написал митрополиту Сергию.
   23 декабря он был уволен митрополитом Сергием от управления Шадринским викариатством Екатеринбургской епархии и запрещен в священнослужении "за раздорническую деятельность". Однако владыка не признал этого определения, говоря, "ведь и раньше нередко бывало, что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли, и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившихся их безумию". Отделивших архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому), находящемуся в заключении. В дальнейшем оппозиция еп. Виктора митр. Сергию получила название "викторианства".
   29 декабря 1927 года направил митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо и копию "Письма к ближним", в которых называл Декларацию явной "изменой Истине" и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то "надо беречь себя от общения с ними". В своем письме он предлагал пастве не быть "ночными чтителями Истины", но "пред всеми исповедывать истинность Церкви" и путем страданий хранить души в благодати спасения. Вскоре состоялось совещание Духовного управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с м.Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами, как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено еп.Виктором и 16/29 декабря отправлено митр. Сергию.
   В конце февраля 1928 года епископ написал "Послание к пастырям", в котором подвергал критике позиции, обозначенные в декларации. В частности, он писал:
   "Иное дело -- лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное -- внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками...
   Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, святителя Филиппа, обличавшего некогда Иоанна Грозного и за это от него удушенного, более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличавшего Ирода и за то усеченного мечом".
   4 апреля 1928 года был арестован в Глазове и перевезен в Вятку, затем в Москву.
   В Москве следователь предъявил ему текст "Послания к пастырям".
   -- Знаком ли вам этот документ? -- спросил следователь.
   -- Этот документ составлен мною с месяц приблизительно тому назад, вернее, с месяц до моего ареста. Предъявленный документ является копией моего документа.
   -- В вашем документе встречается несколько раз термин "исповедничество", и в конце этого документа вы призываете группу верующих, называемую "Православною Церковью", к тому же "исповедничеству". Разъясните, что вы под этим термином понимаете и что он должен означать?
   -- Документ обращен не ко всем верующим, а только к пастырям, как написано в начале моего документа, в обращении. Понятие "исповедничество" имеет общее для нас, верующих, значение и означает твердость в вере и мужество в своих убеждениях, несмотря на соблазны, материальные лишения, стеснения и гонения.
   -- У вас в документе приведены, очевидно, как примеры, достойные подражания, моменты из жизни христианских деятелей -- Филиппа, митрополита Московского, и Иоанна так называемого "крестителя"; скажите, они подходят под понятия "исповедников"?
   -- Поскольку они были обличителями неправды, они являются исповедниками.
   -- Значит, такого рода деятельность также подходит под понятие исповедничества?
   -- Да, поскольку она связана с верой.
   -- Как видно из документа, "исповедничество" указанных выше лиц заключалось в их деятельности против представителей иноверной государственной власти, за что они и были подвергнуты репрессиям?
   -- Власть и тогда была одинаковой с ними веры. Они выступали против Ивана Грозного и Ирода как против неправильно поступающих, грешных людей, а не как против гражданской власти.
   -- Протестуя против лишения священнослужителей права что-либо сказать в защиту истины Божией против гражданской власти, вы являетесь защитником этого права?
   -- Да, поскольку гражданская власть будет касаться веры, то есть употреблять насилие над верующими в целях достижения собственных целей.
   -- Следовательно, как видно из всего текста данного места вашего документа, "исповедничество" понималось как выступление против советской власти, употреблявшей насилие над верующими?
   -- "Исповедничество" как выступление против гражданской власти возможно только в том случае, если последняя, то есть гражданская власть, употребит первая насилие над верой, причем само "страдание" за такое выступление и будет "исповедничеством". Оно носит пассивный характер. Эту мысль я и хотел выразить в данном месте.
   -- Я хочу спросить вас еще раз: значит, "исповедничество" рекомендуется только в случаях насилия власти над верующими в делах веры или при гонениях?
   -- Да, только при насилиях и гонениях; оно может быть и независимо от гражданской власти.
   -- Какая причина выпуска вами данного документа, трактующего о праве деятельности Церкви в защиту истины Божией против гражданской власти и с призывом к "исповедничеству"?
   -- Формальным поводом послужило выступление с посланием митрополита Сергия, по моему мнению, в угоду земным интересам. Я не хочу сказать, чтобы в данный момент оно было необходимо; некоторое утеснение (отсутствие правящих органов и так далее) со стороны гражданской власти было, и я считаю, что путь "исповедничества" был бы более правильным.
   18 мая 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам заключения в лагере. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление священномученику епископу Димитрию (Любимову).
   В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения. Начался исповеднический путь святителя в узах. Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики.
   Участвовал в тайных богослужениях - "рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов); Иларион (Бельский); Нектарий (Трезвинский);Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершали тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов".
   По воспоминаниям Д.Лихачева, находившегося в лагере вместе с владыкой, "от него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили".
   Профессор Андреев, находившийся в Соловецком концлагере вместе с владыкой, вспоминает:
   "Владыка Виктор был небольшого роста... всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить", -- говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего...
   Беседы между владыками Максимом и Виктором, свидетелями которых часто бывали мы, врачи санитарной части, жившие в одной камере с владыкой Максимом, представляли исключительный интерес и давали глубокое духовное назидание... Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен, не веря в возможность возрождения России. А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа".
   В 1929 году написал прошение с просьбой о досрочном освобождении. 24 октября того же года Коллегия ОГПУ приняла решение: в просьбе ему отказать.
   Весной 1930 г. переведен на материк (командировка Май-Губа).
   4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но он не был освобожден [2], 10 апреля 1931 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года.
   Местом ссылки епископу была назначена деревня Караванная вблизи районного села Усть-Цильмы. В Усть-Цильме в это время находилось много ссыльных, в том числе священников и православных мирян. Незадолго до приезда в Усть-Цильму преосвященного Виктора власти закрыли в селе православную церковь, и ссыльные вместе с местными жителями пытались добиться разрешения на ее открытие. Уже найден был священник, у которого кончился срок ссылки и который дал свое согласие остаться в селе и служить в храме, если бы его удалось отстоять перед властями. Но пока служб не было, ключи от храма находились у верующих, и они пускали ссыльных священников и мирян в храм для спевок.
   13 декабря 1932 года был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар.
   10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за "участие в контрреволюционной организации" приговорило владыку к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное глухое село Нерицу.
   Его поселили в доме председателя сельсовета, помогал его семье в простых хозяйственных работах. Владыка беседовал с крестьянами о вере, часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки.
   Скончался 2 мая 1934 г. Был похоронен в с. Нерица на сельском кладбище. Хоронила его монахиня Мария.
   Летом 1997 г. на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: "Епископ Виктор (Островидов)". 1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора.
   "Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки, скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось, что гвозди истлели, время не пощадило даже железа. Перед тем, как открыть домовину, отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя Виктора явились нетленными в славе несказанной. Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные, некоторые неумело осеняли себя крестным знамением. И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч и сказал: "Батюшка, народ желает креститься" [3]
   Останки епископа-исповедника препроводили в Москву, а 2 декабря 1997 г. состоялось перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря.
   Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
  

Агафангел Есфигменский (+ 1819), монах, преподобномученик.

  
   Память 19 апреля и в Соборе Афонских преподобных
   В миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу. Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что он не отречется от Христа по доброй воле, и в городе Смирне (ныне Измир) напали на святого, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Юноша растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Святой Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое святой Афанасий проходил с величайшим усердием.
   Но и самые трудные подвиги святой Афанасий считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру во Христа, и стал усердно молиться об этом.
   В четвертое воскресение Великого поста девятнадцатилетний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел.
   Святитель Николай Мирликийский явился новопостриженному иноку во сне и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил святого Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.
   В Оттоманском судилище исповедник рассказал, как его насильственно заставили принять чуждую веру, публично отрекся от ислама и исповедал себя христианином. Святого Агафангела стали уговаривать и увещевать. Он отвечал: "Гнушаюсь я и увещаниями, и обещаниями вашими, и вами самими. Христа только люблю, Христа моего ищу, Христом моим наслаждаться желаю". Судья стал угрожать ему мучительной смертью. "Готов я за Христа моего вытерпеть все! Все роды мучений принимаю с величайшей радостью! Прошу только не медлить привести в исполнение слова твои", - ответил святой.
   Святого Агафангела связали, сковали тяжелой цепью, ноги забили в деревянные колодки и бросили в темницу. Вместе с ним там находились еще два невинно осужденных христианина. Один из них, Николай, после смерти преподобномученика засвидетельствовал его мучения.
   На следующий день святой Агафангел в оковах снова предстал перед судом. Мужественно претерпев все истязания, которые приготовили ему турки, он вновь был отправлен в темницу. Николай сообщил ему, что один влиятельный человек ходатайствует перед судом об его освобождении, но святой Агафангел в письме к тому человеку просил не добиваться для него свободы, а молиться Богу об укреплении его в мученическом подвиге.
   Святой готовился к последнему испытанию. В полночь ему в видении было открыто, что его казнят не позднее пяти часов, и он с радостью стал ожидать назначенного часа. Около четырех часов за ним пришла стража. Не видя никакой возможности отвратить стойкого исповедника от веры Христовой, судьи решили казнить его. Сосредоточившись в молитве, мученик не замечал ни приготовлений к казни, ни большого стечения народа. Он был обезглавлен около пяти часов утра, 19 апреля 1819года. Христиане выкупили святые мощи мученика и погребли их в Смирне, в храме великомученика Георгия.
   В 1844 году часть святых останков преподобномученика Агафангела была перенесена на Святую Афонскую Гору в Есфигменскую обитель.
  

Симеон Босой (+ 1594), преподобный.

  
   0x01 graphic
  
   Память 19 апреля и в Соборе Афонских преподобных
   Сын священника, с 15-ти лет находился под духовным оформлением епископа Димитриады (Ларисская епархия) Пахомия, который постриг его в монашество и рукоположил во иеродиакона. Чтобы научиться строгой иноческой жизни, святой Симеон ушел вскоре в монастырь близ горы Олимп, а оттуда удалился на Святую Афонскую Гору, в Лавру святого Афанасия. Там своим смирением и ревностным послушанием он снискал уважение братии и был рукоположен во иеромонаха.
   Когда преподобный перешел в Филофеевскую обитель, он умножил свои богоугодные труды, стал примером для братии, заслужил всеобщую любовь и был единодушно избран настоятелем этого монастыря. Впоследствии, по коварным ухищрениям ненавистника добра, святому Симеону пришлось претерпеть несправедливое недовольство со стороны слабых душой иноков. Святой Симеон безропотно покинул обитель и ушел на гору Фламурию. Там, в уединении и безмолвии, без крова и огня, в ветхой одежде, почти без пищи, в постоянном молитвенном стоянии и коленопреклонениях, вел внутреннюю брань святой отшельник. Через три года его нашли боголюбивые люди и, проникнувшись благоговением к его жизни, упросили принять их в сожитие.
   За семь лет заботами и усердием святого Симеона постепенно составился целый монастырь. Была построена церковь во Имя Пресвятой Троицы, где преподобный совершал ежедневно Божественную литургию. Когда жизнь братии в пустынной обители наладилась, мудрый служитель оставил монастырь и стал проповедовать Слово Божие в Эпире, Фессалии и Афинах. Своими поучениями и наставлениями святой утверждал колеблющихся в вере, заблудших наставлял на путь спасения, твердых в вере подкреплял, учил всех любить друг друга, чтить воскресные и праздничные дни посещением храмов Божиих.
   Дерзновение святого исповедника вызвало завистливую злобу противников христианской веры. В городе Еврипе преподобного Симеона оклеветали перед градоначальником Аяном, обвинив в том, что он заставляет турок принимать христианство. Святой был схвачен и приговорен к публичному сожжению. Но Промысл Божий не позволил восторжествовать несправедливости. На допросе, куда привели приговоренного в оковах, босого и в ветхой рясе, святой Симеон, наставляемый Духом Святым, так мудро отвечал правителю, что Аян не смог вынести ему смертный приговор. Святой получил свободу и продолжил свой подвиг, подтверждая проповедь христианства исцелениями и чудесами. Многие шли за преподобным Симеоном и вверяли себя в полное послушание ему. Он всех принимал, благословлял на иночество и посылал в свою обитель.
   Служение святого Симеона закончилось в Константинополе. Он мирно скончался в 1594 году и был погребен с честью самим Патриархом в Халках, в храме в честь Пресвятой Богородицы. Через 2 года, когда иноки Фламурийской обители решили перенести святые мощи своего настоятеля в монастырь и открыли гроб с его телом, разлилось благоухание и тут же стали совершаться исцеления.
   Житие и служба преподобному Симеону были изданы в Смирне (ныне Измир) в 1646 году.
  
  

Омир Иерусалимский (+ 1579), мученик.

  
   Турок Омир был обитателем Константинополя и офицером в янычарских войсках.
   В 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, чтобы тот позволил им одним быть в храме Гроба Господня в Великую Субботу и получитьБлагодатный огонь. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем, и смиренно надеясь принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков-монофизитов. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве для предотвращения возможных беспорядков. В здании рядом с храмом Гроба Господня, примерно той же высоты, на веранде верхнего этажа нес сторожевую службу и Омир со своими солдатами. Апрельский день был чистым и ясным, уже давно прошло время, когда обычно сходил огонь. Армяне долго ожидали чуда, тщетно католикос усердно молился перед Гробом, но Божественный Огонь все не сходил. Вдруг раздался громовой удар, одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь. Православный патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный огонь все православные, и все пришедшие в храм. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать:
   "Ты есть единый Бог наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная - вера православных христиан!".
   Они бегали по всему Иерусалиму, подняв шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Все пришли в замешательство. В этот момент Омир громко воскликнул:
   "Велика православная вера, и я - христианин!"
   Сослуживцы и подчинённые бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и без долгих рассуждений отсекли ему голову, опасаясь, чтобы его примеру не последовали другие. Тело святого мученика, крестившегося в своей крови, сожгли тут же, на площади перед храмом.
   Православные собрали пепел и кости святого Омира, положили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они и находились до конца XIX века, источая дивное благоухание [1]. Рассечённая мраморная колонна храма с оплавленными краями стоит так и до сего дня на всеобщем обозрении, как явственный знак силы Божией, являемой единой верой истинной - Православной.
  
  

Иоаким Опочский (+ ок. 1550), игумен, преподобный.

   0x01 graphic
  
   Память 19 апреля (перенесение мощей), 9 сентября и в Соборе Псковских святых
   Ученик преподобного Евфросина Псковского. По рукописным святцам, "преподобный отец Иоаким, игумен Опочского монастыря св. пророка Илии на реке Шелоне, преставися месяца сентября в 9-й день" (около 1550 г.). Этот монастырь был в 20 верстах от г. Порхова Псков-ской епархии.
   Мощи преподобного почивали в приходской (прежде бывшей монастырской) церкви пророка Илии под спудом.
  

Алфегий Кентерберийский (фlphege [1]) (954-1012), архиепископ, священномученик.

  
   Память 19 апреля в день кончины, 8 июня в день перенесения мощей
  
   Будущий святитель оставил свою овдовевшую мать и наследство и отправился в монастырь Дирхарст (Deerhurst), что в графстве Глостершир. После нескольких лет подвижничества в Бате (Bath), он стал там игуменом, а 19 октября 984 года был поставлен епископом Винчестерским. В 994 году Алфегий миропомазал Олафа I Норвежского в Андовере (Andover). Предполагается, что его патриотический дух вдохновил решения Собора в Энхэме (Enham).
   В 1006 году он был поставлен архиепископом Кентерберийским и отправился в Рим за омофором. В этот период Англия часто переживала нашествия данов, которые в конце сентября 1011 года, захватив и спалив Кентербери, пленили Алфегия. Они требовали выкупа, однако выкупа не было. 19 апреля 1012 года в Гринвиче его тюремщики упились вином и начали забрасывать Алфегия костями волов и камнями. В конце концов один из них, некий Турм, зарубил святителя топором.
   Тело Алфегия, почивавшее в течении одиннадцати лет в соборе святого Павла в Лондоне, было перенесено королем Канутом в Кентербери.
  
  
   0x01 graphic
   С юношеских лет был иноком и отличался кротостью, незлобием, полной покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В то время в Византии правил император Роман Лакапин (919-944), который хотел возвести на патриарший престол своего младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925-928), Феофилакту было всего лишь 16 лет. Император предложил преподобному иноку Трифону стать местоблюстителем патриаршего престола до возмужания Феофилакта.
   Преподобный Трифон кротко принял на себя тяготы патриаршего служения и в течение трех лет мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось двадцать лет (931), император предложил преподобному Трифону отказаться от патриаршего престола. Преподобный Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению преподобного Трифона, так как жизнь его была безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом епископа Кесарийского Феофила.
   Этот епископ отправился к преподобному Трифону и лицемерно стал уговаривать его не соглашаться с императором и не уходить с патриаршего престола. Он стал советовать преподобному Трифону заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Для этого епископ Феофил коварно предложил преподобному Трифону написать на чистом листе свой полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил на нем свою подпись "Трифон, милостью Божию архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх". Когда эту бумагу передали императору, он приказал выше подписи святителя написать: "Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а лишь потому, что считаю себя недостойным этого сана". Когда этот подлог был прочитан в присутствии императорских сановников, слуги вывели святителя Трифона из патриаршего дворца.
   Преподобный Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в свой монастырь. Он прожил в нем скромным иноком два с лишним года до самой кончины (+ 933). Тело его было перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"