Молитвослов : другие произведения.

О Благодати

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   Веселие совести
   Любовь и милость, приходя в действие, именуются благодатью, а принятая благодать становится дарованием.
   Источник и непосредственное начало благодати есть Бог Отец, Сын и Святый Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее в Своем имени; Дух Святый вдыхает ее в души верующие и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и подвизает к деятельности истинно благотворной и потому богоугодной и спасительной.
   Освящение и спасение человека совершается преимущественно силою Духа Святаго, Который, так сказать, продолжает и доводит до конца дело спасения, начатое Сыном Божиим, подобно тому как Он же довершил дело творения мира, произведенное Сыном Божиим; и посему Духу Святому в особенности приличествует имя Освятителя и Животворящего.
   Под благодатию по преимуществу разумеется действие третьего Лица Святой Троицы - Бога Духа Святаго, совершающее возрождение человека, оживляющее и освящающее его зараженную и умерщвленную грехом природу, направляющее и утверждающее человека в истине и добре и чрез то соделывающее его достойным возвращения прав на принятие и наследование Царствия Небеснаго, затворенного для него со времени грехопадения.
   Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем существенное спасение, запечатление веры делом веры, принятие отселе залога вечных благ. Как тело живет, когда в нем душа, так и душа жива, когда в ней Божий Дух. Как тело без души мертво и ничего не может делать, так душа без Божественного Духа мертва для Царствия Божия и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного. Отдай кровь и приими Дух, т. е. для принятия и хранения в себе благодати Святаго Духа старайся освободить себя и блюсти чистым от всего плотского, греховного: тело свое от невоздержания, нечистоть и всякого греховного действия, душу же от всяких греховных мыслей, ощущений и желаний. Руководителем христианина должен быть Дух Святый. Все помышления, чувствования, действия христианина должны проистекать от Святаго Духа, а не быть собственными, задушевными, по естеству ветхого Адама. Ты достигнешь этого, когда будешь всецело располагать жизнь по заповедям Евангелия, по святейшим словам его. "Глаголы, яже Аз глаголах вам,- говорит Господь,- дух суть и живот суть".
   Чтобы источник постоянно изливал живые струи воды, утоляющей жажду и прохлаждающей нас в часы знойные, необходимо, как удостоверяют естествоиспытатели, чтобы местность, окружающая источник, удобно по своей рыхлости всасывала в себя дожди и росу небесную, которые, просачиваясь сокрытыми в земле протоками, скопляются в таком обилии в каком-либо пласте земном, что наконец вытекают из него светлым ручьем. Так и благодать Божия тогда только может соделаться в душе нашей источником воды, текущей в жизнь вечную, когда душа постоянно открыта внушениям Духа Святаго, день и ночь поучается в евангельских истинах и, всеусиленно отгребаясь от плотских похотей, управляет сердцем своим и всеми своими действиями по воле Божией, изображенной в Его законе. По степени приготовления и принятию даров благодати бывает и степень дара, потому что Бог и в милости Своей - правосуден. Веселие совести есть знамение Святаго Духа, обитающего в человеческом сердие: плод бо духовный, по слову апостола, есть радость и мир. В ком есть Дух Святый, в том есть и мир душевный. Наблюдающий себя в зеркале бывает вместе и зрителем, и зримым; так и благодать, если найдет себе упокоение в человеке и вселится в нем, то и его прославляет, и сама им прославляется. Данного тебе Богом на добро не теряй на зло: теряется же дар сей, когда (между прочим) похвалишь себя и забудешь облагодетельствовавшего тебя Бога. Благодарное Богу сердце есть открытый сосуд для Его благодати. Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары больше первых. Чем выше дары сообщает Бог людям, тем сильнее накажет и за злоупотребление ими, и за неблагодарность за оные. Итак, наслаждаясь благодатью Божией, вместе страшись и потерять их, помни строгость ответственности и суда.
   Как стоящему среди сильного течения ветра отовсюду слышится шум устремленного на него движения ветра, хотя не видно самой силы, движущей сии волны, так нам, окруженным отовсюду живительным веянием благодати, отовсюду болеее или менее ясно слышится ее призывный глас, хотя мы и не видим Самого Зовущего и даже иногда обманываемся, не узнавая Его, как отрок Самуил, обращаясь к Илии (Ин. 3, 8).
   Совесть служит проводником для внушений и влияний благодатных. Награда дается по заслугам за добрые дела тогда, когда они совершаются; а благодать не по заслуге дается, а прежде совершения добрых дел - для того чтобы они совершались. Чрезвычайная помощь от Духа Святаго к спасению людей называется благодатью, потому что она есть, как выражается Филарет, митрополит Московский, "даяние от Благого, даяние благое", даяние по единой благости, без предварительного права или заслуги и достоинства приемлющих. Человек, исполненный благодати, приобретает так, как бы не имел нужды; теряет так, как бы отдавал излишнее.
   Как искра огня, заливаемая водою, тотчас погаснет, так и искра огня благодатного, обуреваемая волнами нечистых мыслей, злых желаний, богопротивных деяний, скоро погасает и истребляется. Когда же не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу.
   Огонь не будет гореть в лампаде, если в нее не будете подливать елея, так и огонь Божественной благодати скоро погаснет в нашем сердце, если он не будет поддерживаем делами добродетели.
   Если дерево, в наружных частях довольно сухое, а внутри довольно водянистое, положим на огонь, оно скоро загорается и горит свободно, доколе огонь не дойдет до водянистой внутренности; в противном случае, не подложи приставник нерадивый одну или две щепы, не позаботься употребить сторонних мер для поддержания огня, горевшее дотоле дерево начнет гаснуть и потом остается головня. Вот изображение души нашей: то, что есть в ней доброго от природы и воспитания, легко воспламеняется при прикосновении огня благодати, но потом, когда огонь любви начинает касаться глубины испорченной природы, внутренних страстей наших, он начинает слабеть. Душа, дотоле горевшая свободно и в помыслах и желаниях любовию ко Господу, начинает мало-помалу чувствовать тяготу, мрак, томление, и вот теперь особенно настает нужда повторять слова апостола: "Духа не угашайте".
   Святые, чем больше получали благодати, тем более считали себя пред Богом должниками в благодарном памятовании даров Божиих и смиренном сознании своего недостоинства и чрез то тем более соделывались достойными пред Богом.
   Как трудно бывает без благодати Божией приучить себя к духовным подвигам, так, напротив, легко бывает совершение благих дел при помощи спасительной благодати, изменяющей во всем обновленного человека. От человека зависит, отворить или же не отворить дверей для благодати.
   Магнит может быть приближаем ко всему, но притягивает к себе одно железо; подобно этому благодать призывает всех, но привлекает к себе только сродное, только тех, которые сами хотят быть привлеченными. Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров. Направляя уклоняющуюся от добра человеческую волю на путь истины, Бог никогда не делает насилия этой воле, но разными премудрыми и многочисленными путями располагает лишь человека к свободному принятию воздействия на себя Духа Божия.
   Со всем дерзновением приступай к престолу благодати Божией и восхищай себе Царствие Божие. Тот, кто запретил касаться чужого, хочет, чтобы восхищали Его собственность. Ток благодати подобно речным устремлениям изливается в долы (на людей смиренных, низко о себе думающих).
   "Кто неблагодарен за малое, тот и в большом лжив и несправедлив",- говорит Исаак Сирин, и, следовательно, прибавить можно, не только не получит большего от Праведного Мздовоздаятеля, но лишится меньшего полученного.
   Как носящий ароматы против воли его обнаруживает благовонный запах, так имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению.
   Братия, общники даров и обетований благодатных! Не вознерадим о благодати Божией. Взыщем ее познанием нашей немощи и греховности, молитвою, общением таинств, веры, искренним желанием жить по заповедям Христовым; приимем оную верою и готовностью повиноваться ее внушениям; сохраним верностию и постоянством в последовании ее руководству. Благодать сама будет нам тайною помощницею в наших ради нее подвигах и увенчает их, по увещанию апостола: "Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обрящем во благовременную помощь". По обещанию пророка: "Господь Бог благодать и славу дает". Аминь.
   Свет в сердце
   Преподобный Серафим Саровский предлагает замечательное наставление, в котором поясняет нам, что истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго, т. е. приобретение неувядаемого сокровища - благодати Святаго Духа, испрошенного нам от Отца Небеснаго воскресшим Иисусом Христом, Сыном Божиим. И притча о десяти девах говорит о том, что елей в сосудах дев есть благодать Святого Духа, необходимая для спасения, ибо добрые дела еще не составляют цели жизни христианина. И это приобретение - стяжание состояния умиленного единения с Духом Святым, покорность Его водительству - выше и ценнее самых добрых дел.
   "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!" - так восклицает благочестивый православный христианин, когда он действительно имеет упование на Отца Небеснаго, прибежище к Сыну Божию, Иисусу Христу, и не потерял покров Пресвятаго Духа Божия, вся немощная врачующего и оскудевающая восполняющего.
   К сожалению, после крещения мы скоро теряем упование, прибежище и покров Пресвятой Троицы и, предоставленные самим себе, без поддержки Божией, бываем обладаемы злыми демонами, которые скоро доводят нас до скотоподобной жизни, и мы забываем Бога и свою совесть. И, всего печальнее, теряем ревность вновь подняться к Троице, славимому Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу.
   Как же нам возгреть ревность к благочестию, чтоб она пламенела, а не угасала?
   Преподобный Антоний на это дает такое наставление: во-первых, возгревает в нас ревность к Богу и благочестию память о смерти, отчего к человеку приходит сознание, что надо бороться с грехами и в покаянии очистить свою душу; во-вторых, надо приводить мысль к тому, что будет по смерти. Это заставит нас еще больше бороться с грехом и не допускать его в себе. Особенно, говорит он, в последние времена, когда оскудеет монашество, ибо блажен тот, кто мог преступить и не преступил, и зло мог сотворить и не сотворил (Сир. 31, 14), нежели тот, кто влеком был к добру массой стремящихся к тому ревнителей... Почему они (монахи последних веков) будут даже совершеннее нас. Почему Ной, Авраам, Лот, которые вели ревностную жизнь о Боге среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании.
   В- третьих, надо всегда иметь страх Божий -это свет в сердце человека, указывающий на грехи его и возжигающий в нем ревность ко всем добродетелям.
   В- четвертых, ощущение сладости жизни по Боге. Пока не ощутится нами эта сладость о спасении, ревность наша не надежна. И когда Бог видит благодарную душу, готовую служить не за страх, а за совесть, по любви к Нему и ближнему, Он увеличивает Свои милости, ибо ничто так не приятно Богу, как любящая и благодарящая душа.
   В- пятых, от всего этого к нам приходит радость о Господе, пребывание в доброделании, когда мы с радостью, во славу Божию, исполняем заповеди Божии -в Бога богатеем, собираем сокровище вместе со Христом и для Христа и для своего спасения, не теряя покаяние, смирение, кротость и нищету духовную.
   Всем этим не только привлекаем, но и умножаем в себе дары благодати Святаго Духа. И вновь с радостью восклицаем: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!"
   Вот как восклицает о благодати Духа Святаго один из подвижников последнего времени: "Как благоухают кости святых, пронизанных благодатию Божиею! Какие чудные ароматы - мощи угодников Божиих! Сколь великое благо - стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святаго и с нею жизнь вечную! Что мы гонимся за тлением?! Почто возлюбили смрад грехов, страстей ядоносных?!"
   Сладчайшее имя
   Исусе Сладчайший! Сердце мое посети и соедини меня с Тобою навеки.
   Подвижники наставляют: "Кто любит Бога Иисуса Христа, тот непрестанно помнит о Нем. Он не может без Него жить, ибо таково свойство нашего сердца, что кого мы любим, тем постоянно занято наше сердце".
   Сам Иисус Христос из двух сестер (Марфа и Мария), старавшихся угодить Богу и Учителю их, восхваляет все же Марию, приседящую у ног Его и старающуюся все чудные и премудрые слова Его вместить и любовно сохранить в сердце своем (Лк. 10, 41-42).
   Все святые - преподобные, мученики, святители и другие - не могли расстаться со сладчайшим именем Иисуса Христа. Все они со тщательным старанием, несмотря на противоборство врага спасения - диавола - стремились с любовию хранить имя Иисуса Христа в сердце своем. Именно они возносили ум и сердце к Богу и склоняли Самого Бога Отца с Сыном и Святым Духом снизойти в сердца их и блаженно соединиться с ними. Они блаженствовали при втечении Святыя Троицы в сердца их - в виде струи радости, радости о Дусе Святе, конечно, строго оком ума наблюдая, чтобы все двери клети сердца были закрыты от врага спасения, запирая их всепополняющим и отгоняющим врага как внешним, так и особенно мысленным крестом, производя его мысленно (быстро, как молния) как можно чаще на себя, на людей и на всякую соблазняющую вещь.
   Сердце, любящее Бога и людей, не может без Бога - Иисуса Христа. Таково уж сердце наше. Поэтому не удивительно, что богомудрые отцы, учители и старцы наставляют нас для отражения врага спасения при всех обстоятельствах жизни пользоваться как можно чаще, даже непрестанно, сладчайшим именем Иисуса Христа, т. е. пользоваться Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!", при этом быстро производя мысленный крест: при вдохе - продольную линию креста, а при выдохе - ей поперечную и т.д. И так же пользоваться им без дыхания, когда его быстро, как молнию, накладываем на соблазнительные картины, человека, вещь, прочеркивая мысленно, как бы глазами, этот мысленный крест, и сейчас же чувствуем, как страстные похотения прекращаются, вожделения потухают, мысли успокаиваются.
   Молитва Иисусова называется словесною, когда она произносится словами; умною - когда с нею неразрывно соединяется внимание ума; сердечною, или умно-сердечною, - когда начинает твориться в сердце.
   Начинать надо со словесной молитвы, которая при постоянном, неспешном произношении с сокрушенным сердцем сама собою переходит в умную, а умная - в сердечную. Постепенно молитва овладевает душою и вносит состояние мира, спокойствия, чистоты, тишины, порядка и радости и постоянного внутреннего предстояния пред Богом.
   Эта Иисусова молитва и мысленный крест и есть молитва трезвения и бодрствования, и не надо смешивать ее с другими обычными молитвами. Ибо подвижники наставляют произносить ее как устами, так и умом в клетях сердца непрестанно - и при еде, при питье, при ходьбе, в церкви и даже при чтении и письме и т. д.
   Эту Иисусову молитву и мысленный крест будем стараться постепенно, как своей силой, так и Божией помощью, ввести путем дыхания в глубину сердца своего. "Иисусова память (Иисусова молитва и мысленный крест) да соединится с дыханием твоим",- говорит св. Иоанн Лествичник.
   Что Иисусову молитву и мысленный крест мы производим под вдох и выдох дыхания, в этом нет ничего странного, так как Иисусова молитва и крест по назначению своему гораздо выше и ценнее вдыхаемого воздуха. Ибо воздух дает жизнь только телу, а имя Иисуса Христа и крест дают жизнь вашей душе, и без них она мертва. Этим мы как бы причащаемся, вводим в клеть своего сердца Иисуса Христа.
   Преклони колени
   Вместе с произношением Иисусовой молитвы и воспроизведением мысленного креста необходимо пользоваться как можно чаще и коленопреклонением. Епископ Феофан наставляет: "Как хорошо творить поклоны, как хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов, держа их в некоем напряжении... Обычно нам кажется, что может быть особенного в коленопреклонениях, нужны ли они? Может быть, и без них можно молиться и пребывать в добродетелях? Но как враг спасения боится коленопреклонения! Какую только хулу и сомнения к ним не наводит! Чтобы только человек не пользовался ими. Ибо, как ни странно, коленопреклонениями враг спасения - диавол - совершенно бывает обезоружен".
   Самый надежный путь - смирение и нищета духовная с непрестанным произношением Иисусовой молитвы, с воспроизведением мысленного креста и с коленопреклонениями. Преклони колени, как внешне, так особенно и внутренне, со смирением и нищетой духовной, как мытарь,- все это есть пример наивысшего смирения. Потому говорит Господь; "Молитесь, да не внидете в напасть" (Лк. 22, 40).
   И апостол Петр говорит: "Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити" (1 Петр. 5, 8).
   Враг нашего спасения, находясь в сердце человека, своей злой, коварной энергией прельщает, угнетает нас, готовя нам погибель, он старается напоить нас тем смертельным ядом, которым сам в избытке упился - именно: жить самостоятельно, без Бога; в гордости и тщеславии ставить себя выше Бога Небеснаго, хотя, по слову апостола, сам верит и трепещет, ожидая как себе, так и всем прельщенным от него людям наказания во второе славное пришествие Господа Иисуса Христа - Сына Божия.
   Надо особенно не забывать, как Сам Господь наш Иисус Христос научает нас побеждать врага спасения. Он говорит: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21).
   Поэтому обратим особое внимание и на пост, как телесный, так и духовный. Пост противоположен сласти греховной, поэтому он и называется еще - воздержанием.
   Воздержание от объедения пищей, от сладострастных мыслей, желаний, вожделений, от блуда, гнева, раздражительности, злорадства, осуждения и т. п.- будет приятнейшей пищей для Бога, лучше других жертв.
   Надо научиться производить в сердце такую молитвенную скорбь, такую тревогу: как бы не потерять бодрствование, молитву, чистоту, свое спасение.
   Надо научиться чаще производить в сердце сокрушенное покаяние о грехах, как апостол Петр заливался слезами при каждом пении петуха, напоминающем ему о троекратной измене Учителю своему и Богу Иисусу Христу, Сыну Божию.
   Надо научиться производить сердечную любовь к Богу, людям и всякой твари Божией и благодарить за все молитвой Святителя Иоанна Златоуста: "Слава Богу за все!"
   Надо научиться предавать самих себя в волю Божию и молиться за других.
   Да поможет нам Господь Иисус Христос получить дар духовной молитвы и дерзновение к Богу, чтоб соединиться с Богом, как поучает апостол Павел: "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"