Отцы Святой Православной Церкви в своих благочестивых размышлениях так толкуют об основе для спасения:
1. Надо целовать свой крестик утром, как проснешься, и на ночь, когда ложишься в постель, с молитвой Распятому Христу (см. стр. 497).
На Кресте Иисус Христос оставил свет и любовь, и от него невидимо излучаются благодатные лучи света и любви. И когда целуем его, то эти благодатные лучи проходят в нашу душу, сердце, совесть, характер. И человек делается освященным, благочестивым, и злая сила не может повредить ему.
2. Надо иметь твердую веру в Бога и Промысл Божий.
Что бы с нами ни случилось в жизни, все принимать как от руки Божией для нашей же пользы: благодушно переносить скорби, болезни, напраслину, клевету, укоризну; при всем этом не огорчаться, а радоваться и благодарить Бога за спасительный Промысл Его, что Господь любит нас и посылает нам искупительный крест за наши грехи. "Кого люблю, того и наказую",- говорит Господь.
3. Великая добродетель - открыто исповедовать Христа.
Не стыдиться правильно полагать на себя крестное знамение, ибо правильным крестом побеждаем злую силу: "Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не бояшеся того коварства и ловительства". Тогда ангел-хранитель радуется и помогает нам.
Итак, отбросим ложный стыд, ложный страх и открыто, с рассуждением и мудро будем исповедовать Христа и следовать за Христом. Тем православные христиане и отличаются от язычников, сектантов и маловерных, что открыто и мудро исповедуют Христа: "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами" (Мк. 8, 38).
4. Соблюдать посты, телесные и духовные, по церковному уставу: Великий, Петров, Успенский, Рождественский, а также постные дни: среду и пятницу. Но для больных и престарелых телесный пост ослабляется.
5. Делать с любовию добрые дела ближним и удаляться от дел злых.
Считать пропавшим тот день, в который не сделали ни одного доброго дела ближнему или сделали зло ближнему. Ни в какой мере не строить своего благополучия на несчастии другого. Добром платить за зло. За всех молиться и желать в сем спасения.
6. Молиться надо нерассеянно. Молитва - пища для души. День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы во всякое время: на ночь, или днем, или во время отдыха. Если одолела сильная усталость, то на сон прочитать краткую молитву:
Господи, я устал, иду на покой. Господи, бесконечно согрешил пред Тобой, пред Царицей Небесной и пред ангелом-хранителем и всеми святыми.
Отче, очи мне закрой, даруй всех грехов прощенье, телу - сон, душе - покой. Аминь.
Но не потворствовать лености и не злоупотреблять ею.
Если нет времени на исполнение полного утреннего или вечернего правила, то прочитать хотя бы четыре основные молитвы (правило преподобного Серафима Саровского):
Царю Небесный... 1 раз...
Отче наш... 3 раза.
Богородице Дево, радуйся... 3 раза.
Верую... 1 раз.
"Царю Небесный" - Духа Святаго призвать.
"Отче наш" - молитва Господня, Сам Иисус Христос так учил апостолов.
"Богородице Дево, радуйся..." - песнь с неба, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии, Кто славит Божию Матерь, тому Она во всем помогает.
"Верую..." - здесь изложены все догматы нашей православной веры, чтоб нам утвердиться в вере, правильно ее исповедовать и отражать от себя злую силу.
В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: держать на сердце и в уме молитву Иисусову или Богородицу, постоянно и везде размышлять о Боге, это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны никакие враги, ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Господь и Божия Матерь: "Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое". Стараться ежедневно, кто может, читать хотя бы понемногу Псалтирь, Апостол, Евангелие.
Кто имеет время на молитву, похвально выполнять полное правило с канонами, поклонами, акафистами.
Очень полезно ежедневно читать Богородичное правило - 150 раз "Богородице Дево, радуйся...". Читать "Богородице Дево, радуйся..." можно без поклонов и даже на ходу, больным - сидя и лежа. Очень многие на опыте познали великую пользу от исполнения Богородичного правила.
7. Иметь три основные добродетели:
1) Никого не осуждать.
2) Не иметь ни к кому ненависти.
3) Всем от сердца все прощать.
А это значит - усвоить заповедь Христову о любви: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим... Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 37-39).
8. Часто исповедоваться во грехах своих и достойно причащаться Святых и Животворящих Христовых Тайн.
За исполнение этого небольшого правила Господь не лишит нас Царства Небесного. Аминь.
Ежедневные правила
1.Быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей.
2. Никогда, даже шутя, никого не обманывать.
3. Быть бескорыстным даже в мелочах.
4. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным.
5. Во всех неприятностях судить строже всех самого себя и быть снисходительным к другим.
6. Никогда и ни над кем не шутить и не насмехаться.
7. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.
8. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров.
9. Всегда стараться не быть праздным.
10. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобой, что тяжело преодолеть себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.
Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; коль скоро нет его, все не впрок!
Заучите сие хорошенько!
За что подобает благодарить БогаЗа что подобает благодарить Бога
1. Что из небытия привел нас к бытию.
2. Что почтил нас не скотскою, но человеческою душею.
3. Что Своею Честною Кровию искупил нас.
4. Что даровал нам право быть наследниками Царствия Небесного.
5. Что, много раз прогневанный и раздраженный нами, не до конца гневается на нас.
6. Что, несмотря на тяжкие согрешения, не погубил нас в самом грехе нашем, но живыми сохранил нас.
7. Что сохраняет нас целыми и не допускает диаволу поглотить нас, когда мы грешим.
8. Что доселе ожидает покаяния нашего и мы еще живы, а не мертвы, что еще не снедают черви тел наших во гробе и что души наши еще не во аде.
9. Что есть еще время для нашего покаяния.
О как благодарить мы должны Бога за все сие!
Помни последняя твоя четыре: смерть, суд, ад и вечность - и вовеки не согрешишь.
Мысль за горами, а смерть за плечами.
Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Божиим содействием входит в пристанище, тако и душа, имущая доброго пастыря, удобно на небо восходит, хотя бы прежде и много зла соделала.
Что нужно в отношении духовного отца
1. Прежде всего усиленно молиться Богу о даровании духовного отца, с постом строгим.
2. Иметь к духовному отцу полное доверие.
3. Принести исповедь полную с шести лет.
4. Просить установить правило: для молитвы церковной и домашней, для чтения духовного, для сна, для работы.
5. Перед приходом к духовному отцу с каким-либо вопросом усердно помолиться о том, чтобы Господь открыл ему Свою волю.
6. Идти к духовному отцу с полной верой, что Господь открыл ему Свою волю.
7. Безусловно и точно исполнять все сказанное духовным отцом, иметь полное послушание к нему.
8. Не скрывать от духовного отца ничего, никакого смущения, греха и прочего.
9. Если появилось в отношении духовного отца какое-либо смущение, недоверие, подозрение, - сразу же сказать об этом своему духовному отцу с полной откровенностью, иначе враг может вас погубить.
10. Постоянно молиться за своего духовного отца и испрашивать всегда его благословения и молитв.
11. В трудных обстоятельствах взывать ко Господу: Господи! Молитвами моего отца духовного ( имя) спаси или помоги мне (в том-то).
12. Если явится желание что-либо из данных духовных отцом правил изменить - или в отношении удлинения, или, наоборот, уменьшения молитв, поста и прочего, то это делать только с благословения духовного отца. Аминь.
Основой духовной жизни христианина является смирение. И поэтому, когда совершаешь всякий подвиг, творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая (Мф. 3, 6). Ибо "мнение" и похвала человеческая губит всякий труд - "открытое сокровище крадомо бывает".
Мера жизни, всякий духовный подвиг, насколько возможно, должны быть известны только духовному отцу. Подвиг выше силы надрывает силы, ввергает в гордость. Поэтому без благословения духовного отца не может быть ни одного духовного шага. Аминь