обнародованная по случаю публикации Катехизиса Католической Церкви, составленного после Второго Ватиканского Вселенского Собора
Иоанн Павел, Епископ,
Слуга Слуг Божиих,
на вечное памятование
Досточтимым братьям Кардиналам, Патриархам,
Архиепископам, Епископам, Пресвитерам, Диаконам
и всему Народу Божию
Введение
ХРАНИТЬ ЗАЛОГ ВЕРЫ - такова миссия, которую Господь вверил Своей Церкви и которую Церковь исполняет во все времена. Намерением и целью Второго Ватиканского Вселенского Собора, открытого тридцать лет назад моим блаженной памяти предшественником Папой Иоанном XXIII, было выявить апостольскую и пастырскую миссию Церкви, чтобы сияние евангельской истины побудило всех людей к поиску и принятию любви Христа, которая превосходит всякое разумение (ср. Еф 3,19).
Главной задачей, которую Папа Иоанн ХХIII обозначил для Собора, было лучше сохранить и лучше представить драгоценное наследие христианского учения, чтобы оно стало более доступным для верующих во Христа и для всех людей доброй воли. Для этого Собор должен был начинать не с осуждения ошибок эпохи, а с того, чтобы яснее показать силу и красоту вероучения. "Итак, осиянная светом этого Собора, - говорил Папа, - Церковь [...] приумножит, как я надеюсь, духовное богатство и, наполняясь новой энергией, будет без страха смотреть в будущее. [...] Наш долг - посвятить себя радостно, безбоязненно труду, требуемому нашей эпохой, продолжая путь, по которому Церковь идет почти двадцать веков".
С помощью Божией за четыре года работы Отцы Собора смогли создать значительный комплекс доктринальных изложений и пастырских указаний, которые они представили всей Церкви. Пастыри и верные находят в них ориентиры для "обновления мышления, деятельности, обычаев и моральной силы, радости и надежды, - обновления, которое было самой целью Собора".
После своего завершения Собор не перестал вдохновлять жизнь Церкви. В 1985 году я мог утверждать, что "для меня, сподобившегося особой благодати участия в Соборе и активного сотрудничества в деле его развития, Второй Ватиканский Собор всегда [...] - и особенно в годы моего понтификата - был ориентиром для всей моей пастырской деятельности, для сознательного старания переложить его указания на язык конкретного и верного применения на уровне каждой поместной Церкви и всей Церкви. Нужно постоянно возвращаться к этому источнику".
В таком духе 25 января 1985 года в связи с двадцатой годовщиной окончания Собора я созвал Чрезвычайную Асамблею Синода Епископов, целью которой было воздать честь благодеяниям и духовным плодам II Ватиканского Собора и углубить его учение, чтобы его можно было лучшим образом провозглашать верным и расширять его познание и применение.
По этому случаю Отцы Синода заявили: "Многие высказывали желание, чтобы был составлен катехизис или компендиум всего католического учения по вопросам веры, а также морали, который был бы ориентиром для катехизисов или компендиумов, создаваемых в различных странах. Представление учения должно быть библейским и литургическим, излагающим здравую доктрину в применении ее к жизни современных христиан". По окончании Синода я решил исполнить это желание, признавая, что оно "отвечает истинным потребностям. Вселенской Церкви, равно как и отдельных Церквей".
Как же не благодарить Бога от всего сердца за то, что мы можем сегодня представить всей Церкви труд, носящий название "Катехизис Католической Церкви" и являющийся "образцовым текстом" для обновленной катехизации у живых источников веры!
Подобно литургическому обновлению, а также составлению нового Кодекса канонического права и Свода канонов Восточных Церквей, этот Катехизис внесет весьма значительный вклад в то дело обновления всей церковной жизни, которого возжелал и которое начал II Ватиканский Собор.
Путь и дух подготовки текста
Катехизис Католической Церкви - плод очень широкого сотрудничества: он готовился в течение шести лет интенсивного труда, с великим пылом, в духе уважительного внимания к различным мнениям.
В 1986 году я доверил Комиссии из двенадцати кардиналов и епископов под председательством кардинала Йозефа Рацингера подготовку проекта катехизиса, о котором просили Отцы Синода. Работе Комиссии помогал Редакционный Комитет, состоящий из семи епархиальных епископов, специалистов по богословию и катехизации.
Комиссия, которая должна была руководить трудами и контролировать их развитие, внимательно отслеживала все этапы подготовки девяти последовательных редакций текста. В свою очередь, Редакционный Комитет выполнял задачу написания текста, введения в него поправок, требуемых Комиссией, и рассмотрения замечаний многочисленных богословов, экзегетов, катехетов и, прежде всего, епископов со всего мира с целью улучшения текста. В Комитете велись многие плодотворные дискуссии по разным вопросам; текст Катехизиса, таким образом, расширялся и обогащался, а также приобретал характер единства и однородности.
Проект стал предметом разносторонних консультаций всех католических епископов, их Епископских Конференций и Синодов, богословских и катехитических институтов. В целом проект был благосклонно принят Епископатом. Можно по праву говорить, что этот Катехизис есть плод сотрудничества всего Епископата Католической Церкви, который, великодушно вняв моей просьбе, возжелал принять на себя часть ответственности в начинании, непосредственно касающемся жизни Церкви.
Такой ответ пробудил во мне глубокую радость, ибо слияние столь многих голосов позволило нам действительно услышать то, что можно назвать "симфонией веры". Метод создания Катехизиса стал таким образом отражением коллегиальной природы Епископата, свидетельством кафоличности Церкви.
Расположение материала
Всякий катехизис должен верно и упорядоченно представлять преподование Священного Писания, живого Предания в Церкви и аутентичного Учительства, а также наследия Отцов, Учителей и святых Церквей, чтобы способствовать лучшему познанию христианской тайны и оживлению веры Народа Божия. Следует принимать во внимание разъяснения доктрины, которые в течение веков Дух Святой внушал Церкви. Кроме того, катехизис должен объяснять в свете веры те ситуации и проблемы, которые не возникали в прошлом.
Поэтому новый Катехизис будет содержать в себе и новое, и старое (ср. Мф 13,52), ибо вера всегда остается той же самой; и в то же время она есть источник всегда нового света.
Чтобы исполнить это двойное требование, Катехизис Католической Церкви, с одной стороны, принимает "старый", традиционный порядок, уже использовавшийся в Катехизисе св. Пия V, с делением содержания на четыре части: Исповедание веры (Credo); святая литургия, с особым выделением таинств; принципы христианского образа жизни, изложенные на основе заповедей; и, наконец, христианская молитва. Но в то же время, это содержание зачастую излагается "новым" способом, чтобы ответить на вопросы, возникающие в нашу эпоху.
Все четыре части связаны друг с другом: христианская тайна есть предмет веры (Часть Первая); она совершается и сообщается в литургических действиях (Часть Вторая); она присутствует, чтобы освещать и укреплять детей Божиих в их делах (Часть Третья); она становится основой нашей молитвы, высшим выражением которой является "Отче наш", и представляет собой предмет нашего прошения, нашей хвалы и нашего ходатайства (Часть Четвертая).
Сама литургия есть молитва: исповедание веры занимает подобающее место в совершении богослужения. Благодать, плод таинств, есть незаменимое условие христианского образа жизни, подобно тому, как участие в литургии Церкви требует веры. Если вера не проявляется в делах, она мертва (ср. Иак 2,14-16) и не может принести плодов жизни вечной.
Читая Катехизис Католической Церкви, можно постичь удивительное единство Божией тайны и Божиего замысла спасения, а также центральное место Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Который был послан Отцом и действием Духа Святого стал человеком во чреве Пресвятой Девы Марии, чтобы быть нашим Спасителем. Христос, Который умер и воскрес, всегда присутствует в Своей Церкви, особенно в таинствах. Он - источник веры, образец христианского поведения, Учитель нашей молитвы.
Доктринальное значение текста
Катехизис Католической Церкви, который я утвердил 25 июня минувшего года и который сегодня силой своей апостольской власти я распоряжаюсь обнародовать, есть изложение веры Церкви и католического учения, освещенных Священным Писанием, Апостольским Преданием и Учительством Церкви и в их свете удостоверенных. Я признаю его как верную норму преподования веры, как ценное и законное средство, служащее церковной общине. Да послужит он обновлению, к которому Дух Святой призывает неустанно Тело Христово - Церковь Божию, совершающую паломничество к немеркнущему свету Царства!
Утверждая Катехизис Католической Церкви и отдавая распоряжение о его публикации, Преемник Петра исполняет свое служение Святой Вселенской Церкви и всем отдельным Церквам, пребывающим в мире и общения с Апостольским Престолом в Риме: это служение укрепления и утверждения веры всех учеников Господа Иисуса (ср. Лк 22,32), а также упрочения уз единства в самой этой апостольской вере.
Поэтому я прошу пастырей Церкви и верующих, чтобы они приняли этот Катехизис в духе единства и усердно его использовали, исполняя свою миссию возвещения веры и призывая к жизни, соответствующей Евангелию. Катехизис дается им для того, чтобы он служил аутентичным и верным ориентиром для преподавания католического учения и, особенно, для создания местных катехизисов. Он предлагается также всем верующим, которые желают глубже познать неисчерпаемые богатства спасения (ср. Еф 3,8). Он призван также служить поддержкой для экуменических усилий, оживляемых святым желанием единства всех христиан, в точности показывая содержание католического вероучения и его гармоничную стройность. Наконец, Катехизис Католической Церкви предназначается каждому человеку, требующему у нас отчета в нашем уповании (ср. 1 Петр 3,15) и желающему узнать веру Католической Церкви.
Новый Катехизис не предназначен для того, чтобы заменить собой различные местные катехизисы, утвержденные надлежащим образом церковными властями, епархиальными епископами и Епископскими Конференциями особенно, получившие одобрение Апостольского Престола. Он призван содействовать созданию новых местных катехизисов, учитывающих различные ситуации культуры, но заботливо хранящих единство веры и верность католическому учению.
Заключение
Завершая эту Конституцию, которой я представляю Катехизис Католической Церкви, я прошу Пресвятую Деву Марию, Матерь Воплощенного Слова и Матерь Церкви, чтобы в эту эпоху, когда Церковь призвана к новому усилию евангелизации, Она поддерживала своим могущественным ходатайством катехитическую работу всей Церкви на всех уровнях. Пусть свет истинной веры избавит человечество от неведения и рабства греху и приведет к единственной истинной свободе (ср. Ин 8,32), то есть к свободе жизни в Иисусе Христе под водительством Духа Святого - здесь, на земле, и в Царстве Небесном, где в полноте блаженства мы будем созерцать Бога лицом к лицу (ср. 1 Кор 13,12; 2 Кор 5,6-8).
Дано 11 октября 1992 г., в тридцатую годовщину открытия II Ватиканского Вселенского Собора, в четырнадцатый год моего понтификата.
Иоанн Павел II
Пролог
"Отче [...] сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17, 3). "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2, 3-4). "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян 4, 12), кроме имени ИИСУСА.
I. Жизнь человека: знать и любить Бога
Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, Промыслом чистой доброты Своей и свободной Своей волей создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близок к человеку. Он взывает к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить Его всеми силами своими. Он призывает всех людей, рассеянных грехом, в единство Своей семьи - Церкви. Для этого послал Он Сына Своего как Искупителя и Спасителя, когда исполнилась полнота времен. В Нем и через Него Бог усыновляет людей в Духе Святом, а значит - делает их наследниками Его благой жизни.
1
Чтобы призвать к этому, Христос послал апостолов по всему миру, которых Он избрал и облек миссией возвестить Евангелие: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28, 19-20). Приняв эту миссию, апостолы "пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. (Мк 16, 20).
2
Тех, кто с помощью Божией услышал призыв Христа и добровольно откликнулся на него, любовь к Христу заставлялав возвещать повсюду Благую Весть. Это богатство, полученное от апостолов, преданно сохранялось их преемниками. Все, кто верен Христу, призваны передавать его из поколения в поколение, неся веру, живя ею и по - братски деля ее, и празднуя ее в литургии и молитве.
3
II. Передавать веру: катехизация
С самых ранних времен катехизацией стали называть весь комплекс усилий в Церкви в воспитании учеников, в помощи людям верить в то, что Христос есть Сын Божий, чтобы благодаря вере они имели жизнь во имя Его,чтобы воспитать их и дать им образование в этой жизни и построить таким образом Тело Христово.
4
"Катехизация"-это воспитание веры в детях, молодежи и взрослых, в котором содержится главным образом христианское вероучение, преподаваемое обыкновенно органично и систематически, чтобы вводить во всю полноту христианской жизни".
5
Не смешиваясь с другими элементами пастырской миссии Церкви, имеющими веручительный аспект, подготавливающими к катехизации или вытекающими из нее, катехизация, тем не менее,сочленяется с ними: первое провозглашение Евангелия, или миссионерская проповедь для пробуждения веры; поиск смысла веры; опыт христианской жизни; совершение таинств; вхождение в церкоовную общину; апостольское и миссионерское свидетельство.
6
"Катехизация тесно связана со всей жизнью Церкви. Не только географическое расширение и количественное увеличение, но также - и в еще большей степени, - внутренний рост Церкви, ее соответствие Замыслу Божию зависят главным образом от нее".
7
Времена церковного обновления - это также интенсивные для катехизации периоды. Так, мы видим в великую эпоху Отцов Церкви святых епископов, посвящающих ей большую часть своего служения. Такими были святой Кирилл Иерусалимский и святой Иоанн Златоуст, святой Амвросий и святой Августин и многие другие Отцы, вероучительные труды которых до сих пор служат нам образцами.
8
Катехизаторское служение черпает новую энергию в церковных Соборах. В этом смысле Тридентский Собор являет собой пример, который необходимо подчеркнуть: в своих уставных документах и декретах он отдал приоритет катехизации; он стоит у истоков Римского Катехизиса, который носит также и его имя и представляет собой превосходный труд, кратко излагающий христианское вероучение; он сформировал в Церкви замечательную систему катехизации; благодаря святым епископам и богословам - таким, как святой Петр Каниций, святой Карл Борромео, святой Турибий Монгровехский или святой Роберт Беллармино, он привел к публикации множества катехизисов.
9
Нет ничего удивительного в том, что в движении, вызванном Вторым Ватиканским Собором, который Папа Павел VI расценивал как великий катехизис современности, учение Церкви вновь привлекло к себе внимание. "Общее катехитическое руководство" 1971 г., сессии Епископского синода, посвященные евангелизации (1974) и катехизации (1977), апостольские обращения, им соответствующие, о провозглашении Евангелия "Evaglii nuntiandi" (1975) и о передаче Катехизиса "Catechesi tradendae" (1979) свидетельствуют об этом. Чрезвычайная сессии Епископского синода 1985 г. просила о "создании катехизиса или краткого свода учения Католической Церкви по вопросам веры и морали". Святейший Отец Иоанн - Павел II присоединился к этому пожеланию Епископского синода, признав, что "пожелание это полностью отвечает настоящей необходимости Церкви Вселенской и Церквей поместных". Он предпринял все необходимое для реализации этого пожелания отцов Синода.
10
III. Цель и назначение этого Катехизиса
Настоящий Катехизис имеет целью представить органичное и синтетическое изложение основного и фундаментального содержания католического вероучения - как в том, что касается веры, так и в том, что касается морали, в свете Второго Ватиканского Собора и всего Церковного Предания в целом. Его главными источниками являются Священное Писание, Святые Отцы, литургия и Учительство (Magisterium) Церкви. Он предназначен служить "отправной точкой катехизисов или кратких сводов, создающихся в разных странах"
11
Этот Катехизис предназначен главным образом для тех, кто ответственен за катехизацию: прежде всего - для епископов как учителей веры и церковных пастырей. Он предлагается им в качестве инструмента в осуществлении их призвания обучать Народ Божий. Через епископов он обращен к авторам катехизисов, к священикам и катехизаторам. Он может служить так же полезным чтением для всех верующих христиан.
12
IV. Структура настоящего Катехизиса.
План настоящего Катехизиса вдохновлен великой традицией создания катехизисов, строящих катехизацию на четырех "столпах": на исповедании веры, полученной прикрещении (Символ веры), таинствах веры, жизни в вере (Заповеди), молитве верующего (Отче наш).
13
Часть первая: Исповедание веры
Те, кто верой и крещением принадлежит Христу, должны исповедовать свою веру перед людьми. Поэтому Катехизис излагает сначала, в чем состоит Откровение, которым Бог обращается к человеку и отдает Себя ему, а также в чем заключается вера, которой человек отвечает Богу (первый раздел). Символ веры излагает вкратце сущность даров, приносимых людям Богом как Творцом всякого блага, Искупителем и Подателем святости, и выстраивает их вокруг трех "глав" нашего Крещения - веры в Бога Единого: Отца Всемогущего, Творца; Иисуса Христа, Сына Его, нашего Господа и Спасителя; Духа Святого, в Святой Церкви (второй раздел).
14
Часть вторая: Таинства веры
Вторая часть Катехизиса излагает, каким образом спасение Божие, раз и навсегда осуществленное Иисусом Христом и Духом Святым, присутствует в священных действиях церковной литургии (первый раздел) и в особенности - в семи таинствах (второй раздел).
15
Часть третья: Жизнь в вере
Третья часть Катехизиса говорит о конечной цели человека, созданного по образу Божию: о блаженстве и путях, к нему ведущих: жить и действовать с прямотой и свободой с помощью Закона и Божией благодати (первый раздел); соблюдать двойную заповедь любви, выраженную в Десяти Божиих Заповедях (второй раздел).
16
Часть четвертая: Молитва в жизни веры
Последняя часть Катехизиса рассматривает смысл и значение молитвы в жизни верующих (первый раздел). Она заканчивается коротким комментарием к семи прошениям, входящим в Молитву Господню (второй раздел). И действительно - в ней мы находим совокупность благ, на который должны надеяться и которые наш Отец Небесный желает даровать вам.
17
V. Практические указания к пользованию Катехизисом
Настоящий Катехизис задуман как органичное изложение всей католической веры. Стало быть, надо читать его как единое целое. Многочисленные ссылки на полях (цифры, набранные курсивом, отсылающие к другим параграфам, рассматривающим ту же тему) и тематический указатель в конце книги позволяют увидеть каждую тему в непосредственной связи со всей совокупностью веры.
18
Часто тексты Священного Писания цитируются не буквально, с одним только указанием на них ("ср.") в сноске. Для более глубокого понимания этих мест в тексте надлежит обращаться к самим первоисточникам. Эти ссылки на Библию являются рабочим инструментом катехизации.
19
Употребление мелкого шрифта для некоторых разделов означает, что они носят исторический или апологетический характер, либо принадлежат к категории дополнительных изложений вероучения.
20
Набранные мелким шрифтом цитаты из патристических, литургических, агиографических и вероучительских источников призваны обогатить изложение вероучения. Часто эти тексты выбраны с прямой катехизаторской целью.
21
В конце каждой тематической единицы серия коротких текстов резюмирует в сжатых формулировках основную суть учения. Эти изложения, озаглавленные "Коротко", имеют целью предложить местным катехизаторам синтетические и легко запоминающиеся формулы.
22
VI. Необходимая адаптация
В настоящем Катехизисе акцент ставится на изложении вероучения. Он стремится помочь углублению знаний о вере. Тем самым он ориентирован на зрелость веры, на укорененность ее в человеческой жизни и сияние ее в свидетельствах.
23
Ввиду своей конечной цели этот Катехизис не пытается осуществить адаптацию изложения и катехизаторских методов, которые становятся нужными из-за различий в культуре, степени духовной зрелости, социальных и церковных ситуаций тех, к кому обращена катехизация. Эти необходимые приспособления должны находить место в соответствующих катехизисах и в еще большей степени - в деятельности тех, кто обучает верующих:
24
"Тот, кто обучает, должен "для всех сделаться всем" (1 Кор 9, 22), чтобы всех привести ко Христу. (...) Он никоим образом не должен воображать, что ему доверен один-единственный тип человеческих душ, так что он всех верующих может обучать и воспитывать одинаково в истинном благочести - одним-единственным и всегда одинаковым методом! Он должен ясно представлять себе, что одни во Христе - как новорожденные, другие - как подростки, и, наконец, некоторые - как бы в полном обладании всеми своими возможностями. (...) Те, кто призван к служению проповеди, должны в обучении тайнам веры и нравственным правилам соотносить свои слова с духом и интеллектом своих слушателей".
Превыше всего - Любовь
В заключение этого предисловия уместно будет напомнить пастырский принцип, изложенный в Римском Катехизисе: "Вся цель учения его преподавания должна быть в Любви, которой нет конца. Ибо можно сколько угодно излагать, во что надо верить, на что надеяться или что делать, но прежде и раньше всего необходимо сделать явной Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской добродетели имеет истоком только Любовь - и ничего, кроме Любви".
25
Часть Первая. Исповедание веры
Первый раздел "Я верую" - "Мы веруем"
"Я верую" - "Мы веруем"
Когда мы исповедуем нашу веру, мы начинаем словами "Я верую" или "Мы веруем". Прежде чем излагать веру Церкви, как она исповедуется в Символе, провозглашается в литургии, осуществляется в исполнении Заповедей и в молитве, зададим себе вопрос: а что значит - "верить"? Вера есть ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя ему, принося в то же время изобильный свет человеку, ищущему высшего смысла своей жизни. Поэтому мы в начале рассматриваем эти искания человека (первая глава), затем Божественное Откровение, в котором Бог выходит навстречу человеку (вторая глава), и, наконец, ответ веры (третья глава).
26
Глава первая
Человек "способен" принять Бога
I. Жажда Бога
Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он бепрестанно ищет.
27
"Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу".
На протяжении человеческой истории, вплоть до сегодняшнего дня, люди самыми различными способами выражали эти поиски Бога в своих верованиях и своем религиозном поведении (в молитвах, жертвоприношениях, поклонениях, размышлениях и т. д.). Несмотря на двусмысленность, которая может подчас содержаться в них, эти формы выражения настолько универсальны, что мы можем назвать человека религиозным существом:
28
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы искали они Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем..." (Деян 17, 26-28).
Но эта "глубинная и жизненная связь человека с Богом" может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, "забота века сего и обольщение богатством", дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека - грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова.
29
"Да веселится сердце ищущих Господа" (Пс 105, 3) [1]. Если человек может забыть или отвергнуть Бога, то Бог не устает призывать каждого человека искать Его, чтобы человек жил и обрел счастье. Но поиски эти требуют от человека всех усилий разума, прямоты воли, "прямоты сердца", а также свидетельств других людей, которые учат его искать Бога.
30
"Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих: человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
II. Пути к познанию Бога
Созданный по образу Божию, призванный знать и любить Бога, человек, Бога ищущий, открывает для себя "пути", ведущие к познанию Бога. Их называют также "доказательствами существования Бога" - не в том смысле, который вкладывают в это слово естественные науки, но в смысле "совпадающих и убедительных аргументов", позволяющих достигнуть настоящего убеждения.
Эти "пути" приближения к Богу отправной точкой своей имеют творение: материальный мир и человеческую личность.
31
Вселенная. Исходя из движения и становления, целесообразности, порядка и красоты мира, можно познать Бога как первопричину и цель Вселенной.
32
Святой апостол Павел говорит о язычниках: "Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны". (Рим 1, 19-20).
И святой Августин: "Вопроси красоту земли, вопроси красоту моря, вопроси красоту воздуха, плывущего и рассеивающегося, вопроси красоту неба (...) - вопроси все сущее. Все отвечают тебе: "Смотри, мы прекрасны". Вся красота эта есть исповедание. Кто создал красоту эту, подверженную изменениям, если не Прекрасный, не подверженный изменению"?
Человек: со своей открытостью истине и красоте, своим нравственным чувством, своей свободой и голосом своей совести, своим устремлением к бесконечному и к счастью, человек вопрошает себя о существовании Бога. Сквозь все это он различает знаки своей души, своей духовности. "Зерно вечности, которое он несет в себе самом и которое не может быть сведено к одной только материи", - его душа не может иметь иного начала, как в одном Боге.
33
Мир и человек свидетельствуют о том, что они не несут в себе самих ни своей первопричины, ни своей конечной цели, но что они имеют удел в Сущем, не имеющем ни начала, ни конца. Так, этими разнообразными путями, человек получает доступ к познанию существования реальности, которая является первоисточником и конечной целью всего и "которую все зовут Богом".
34
Возможности человека делают его способным познать существование Бога личностного. Но чтобы человек смог войти в глубину Его, Бог пожелал открыть Себя ему и даровать ему благодать способности с верой принять это откровение. Тем не менее, доказательства существования Бога могут располагать к вере и помогать увидеть, что вера не противоречит человеческому разуму.
35
III. Познание Бога согласно учению Церкви
"Святая Церковь, Матерь наша, верит и учит, что Бог, начало и конец всех вещей, может быть определенно познан естественным светом человеческого разума на основании сотворенного". Без этой способности познавать человек не смог бы принять Откровение Божие. Человек обладает этой способностью потому, что он создан "по образу Божию".
36
Однако в исторических условиях, в которых человек находится, ему очень трудно познать Бога одним лишь светом своего разума:
37
Хотя разум человеческий действительно, попросту говоря, может собственными силами и естественным светом своим прийти к настоящему и уверенному познанию личностного Бога, хранящего мир и правящего им Своим Провидением, так же, как и к познанию естественного закона, вложенного Творцом в наши души, тем не менее, есть множество препятствий, мешающих тому же разуму эффективно и плодотворно пользоваться своими природными возможностями, ибо истины о Боге и людях абсолютно превосходят порядок чувственного, и когда они должны стать действием поправлять жизнь, они требуют самоотдачи и самоотречения. Человеческий дух при восприятии этих истин сталкивается с затруднениями со стороны чувств и воображения, а также от порожденных первородным грехом дурных побуждений. Отсюда происходит тот факт, что в этой сфере люди с легкостью убеждают себя в ложности или хотя бы сомнительности того, что им не хочется признать подлинным".
Поэтому человек нуждается в просвещении Откровением Божиим - не только по отношению к тому, что превосходит его понимание, но и по отношению к "религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе не недоступны разуму, чтобы они могли быть - в нынешнем состоянии рода человеческого - познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения".
38
IV. Как говорить о Боге?
Защищая способность человеческого разума познать Бога, Церковь выражает веру в то, что можно говорить о Боге всем людям и со семи людьми. Это убеждение - отправная точка ее диалога с другими религиями, с философией и науками, а также с неверующими и атеистами.
39
Поскольку наше богопознание ограничено, то и язык, которым мы говорим о Боге, тоже ограничен. Мы можем именовать Бога, лишь исходя из творений и согласно нашему ограниченному человеческому способу познания и мышления.
40
Всякое творение несет в себе некое подобие Бога, и в особенности человек, созданный по образу и подобию Божию. Многочисленные совершенства творений (их подлинность, их доброта, их красота), таким образом, отражают бесконечное совершенство Божие. Итак, мы можем именовать Бога исходя из совершенства Его созданий, "ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их" (Прем 13, 5).
41
Бог превосходит любое творение. Это означает, что мы должны без устали совершенствовать свой язык, очищая его от всего, что есть в нем ограниченного, образного, несовершенного, чтобы не путать с нашими человеческими представлениями Бога, "неизреченного, незримого, непостижимого, недоступного". Наши человеческие слова всегда остаются по эту сторону тайны Бога.
42
Действительно, говоря о Боге, наш язык изъясняется по - человечески, но он в самом деле достигает самого Бога, не будучи при этом в состоянии выразить Его в Его бесконечной простоте. Необходимо помнить, что "между Творцом и творением невозможно отметить сходства столь большого, чтобы разница между ними не была бы еще большей", и что "мы не можем постичь в Боге то, что Он есть, но только то, чем Он не является и как другие существа соотносятся с Ним".
43
КОРОТКО
Человек по природе своей и по призванию - существо религиозное. Придя от Бога, идя к Богу, человек живет полностью по-человечески, только если он свободно живет своей связью с Богом.
44
Человек создан, чтобы жить в общении с Богом, в Котором он находит свое счастье: "Когда я прильну к Тебе всем существом моим - исчезнут моя боль и печаль - и подлинной будет жизнь моя, вся полная Тобою".
45
Прислушиваясь к тому, что сообщает творение, и к голосу своей совести, человек может достигнуть уверенности в существовании Бога, Причины и Цели всего.
46
Церковь учит, что Бог Единый и Истинный, наш Творец и Господь, может быть определенно познан через Его дела благодаря естественному свету человеческого разума.
47
Мы можем действительно именовать Бога исходя из множественного совершенства созданий, подобий Бога бесконечно совершенного, даже если наша ограниченная речь не может исчерпать Его тайны.
48
"Творение без Творца исчезает". Вот почему верующие ощущают, что любовь Христова толкает их нести свет Бога Живого тем, кто не знает Его или отвергает.
49
Глава вторая
Бог идет навстречу человеку
Природным разумом человек может определенно познать Бога по Его творениям. Но существует другой порядок знания, которого человек совершенно не способен достичь своими собственными силами, - это Божественное 0ткpoвeниe . Своим свободным решением Бог открывает и отдает Себя человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.
50
Статья первая Откровение Божие
I. Бог открывает Свой "благой замысел"
"Богу угодно было во всей Премудрости и Благости Своей открыть Себя Самого и поведать Тайну Своей воли, благодаря которой люди, через Христа, Слово Воплощенное, в Духе Святом достигают Отца и становятся причастными естеству Божию".
51
Бог, "Который обитает в неприступном свете" (1 Тим 6,16), желает сообщить Свою Собственную Божественную жизнь людям, свободно Им сотворенным, чтобы в едином Сыне Своем усыновить их. Открывая Себя, Бог хочет дать людям способность ответить Ему, познавать Его и любить Его превыше всего, на что они сами по себе способны.
52
Божественный замысел Откровения осуществляется одновременно "в действиях и в словах, тесно связанных между собой и освещающих друг друга". Замысел требует особой "божественной педагогики": Бог открывает Себя человеку постепенно, Он поэтапно готовит его к восприятию сверхъестественного Откровения о Себе Самом, которое достигнет высшего совершенства в Лице и деле Воплощенного Слова - Иисуса Христа.
53
Св. Ириней Лионский очень часто говорит об этой божественной педагогике, изображая ее как взаимное привыкание Бога и человека: "Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога жить в человеке, по воле Отца".
II. Этапы откровения
С самого начала Бог позволяет Себя познавать "Бог, сотворивший и сохранивший все Словом, в сотворенных вещах дает людям непрерывное свидетельство о Себе Самом; желая, кроме того, открыть путь высшего спасения, Он открыл Себя с самого начала нашим прародителям". Он призвал их к глубинному общению с Ним, облачив их в сияние благодати и правды.
54
Это Откровение не было прервано грехом наших прародителей. Ведь Бог "после грехопадения обещал им искупление и ободрил их надеждой спасения; Он беспрестанно проявлял заботу о роде человеческом, чтобы даровать жизнь вечную тем, кто через постоянство в добре ищет спасения".
55
"Когда же, ослушавшись, он утратил Твою близость. Ты не оставил его во власти смерти. (...) Ты многократно предлагал людям союз".
Завет с Ноем
После того как единство рода человеческого было разорвано грехом, Бог старается прежде всего спасти человечество через каждую из его частей. Завет с Ноем после потопа выражает принцип Божественного домостроительства по отношению к "народам" - то есть людям, объединенным "по языку своему, по племенам своим, в народах своих" (Быт 10, 5).
56
Этот порядок - одновременно космический, социальный и религиозный - множественности народов, доверенный Божественным Провидением попечению ангелов, предназначен для того, чтобы положить пределы гордости падшего человечества, которое, в единомыслии зла, решило воссоздать свое единство собственными методами на манер Вавилонской башни. Но по причине греха многобожие и идолопоклонство народа и его вождя постоянно ставят это временное домостроительство под угрозу языческого извращения.
57
Завет с Ноем действует до тех пор, пока продолжаются языческие времена, до повсеместного провозглашения Евангелия. Библия отдает дань почтения некоторым великим фигурам "народов" - таким, как "праведный Авель", царь и священник Мелхиседек прообраз Христа, или праведные "Ной, Даниил и Иов" (Иез 14, 14). Так, Писание говорит нам о том, каких высот святости могут достигнуть те, кто живет согласно Ноеву Завету в ожидании времен, когда Христос "рассеянных чад Божиих соберет воедино" (Ин 11, 52).
58
Бог выбирает Авраама
Чтобы собрать разбросанное человечество, Бог избрал Аврама, призвав его "из земли своей, от родства своего и из дома отца его" (Быт 12,1), чтобы сделать из него Авраама, то есть "отца множества народов" (Быт 17,5): "И благословятся в тебе все племена земные" (Быт 12,3).
59
Народ, происшедший от Авраама, будет хранителем обетования, данного патриархом, избранным народом - призванным подготовить будущее воссоединение всех детей Божиих в единстве Церкви он будет корнем, на который будут привиты язычники, ставшие верующими.
60
Патриархи, пророки и другие действующие лица Ветхого Завета были и всегда будут почитаемы как святые во всех литургических традициях Церкви.
61
Бог подготавливает Свой народ Израиль
После патриархов Бог подготовил Израиль к тому, чтобы он был Его народом, спасая его от египетского плена. Он заключил с Израилем завет (союз) на горе Синай и дал ему через Моисея Свой закон, чтобы Израиль признал Его и служил Ему как единому Живому и Истинному Богу, Отцу - Промыслителю и Праведному Судии, а также чтобы ожидал Его как обещанного Спасителя.
62
Израиль - священнический народ Божий, на котором "имя Господа нарицается" (Втор 28,10). Это народ "первых, к кому были обращены слова Господа" народ "старших братьев" в вере Авраамовой.
63
Через пророков Бог образует Свой народ в чаянии спасения, в ожидании нового и вечного Завета, предназначенного всем народам и написанного на сердах их. Пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его измен", спасение, которое будет простираться на все народы. Прежде всего нищие и смиренные в Господе станут носителями этой надежды. Святые женщины, такие как Сарра, Ревекка, Рахиль, Мариам, Девора, Анна, Иудифь и Есфирь, сохранили живой надежду на спасение Израиля. И Пречистая среди них - Мария.
64
III. Иисус Христос, "Посредник и Полнота всего Откровения"
Бог все сказал в Слове Своем
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1,1-2). Христос, Сын Божий, ставший человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого. Св. Иоанн Креста, вслед за многими другими, сказал об этом в ярких словах, комментируя Послание к Евреям (Евр 1,1-2):
65
"Поскольку Он дал нам Своего Сына, который есть слово Его, у Бога нет иного слова, которое Он дал бы нам. Он разом все сказал нам в этом Едином Слове (...); ибо все, что Он частично говорил пророкам, Он сказал во всей полноте в Сыне Своем, дав нам Все, что есть Его Сын. Вот почему тот, кто хотел бы вопросить Его сегодня или пожелал бы видения или откровения, не только совершил бы безумие, но оскорбил бы Бога, не направив взор свой единственно на Христа, ища чего-то другого или нового"
Другого Откровения не будет
"Христианское домостроительство, будучи Новым и окончательным Заветом, никогда не кончится, и не надо ожидать, стало быть, никакого нового всеобщего откровения вплоть до пришествия во Славе Господа нашего Иисуса Христа". И всетаки, если Откровение и завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской вере предстоит на протяжени веков проникать постепенно в глубины его смысла.
66
В ходе веков бывали откровения, называемые "частными", некоторые из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры. Их роль - не "улучшить" и не "дополнить" окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях этих составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви.