Молитвослов : другие произведения.

Илиотропион Книга пятая. Часть 4. Упование Святых на Бога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


Книга Пятая.

Пособия к сообразованию с Божественной Волей.

    

IV. Упование Святых на Бога.

   Истинное благородство христианского рода в том, чтобы в сомнительных или весьма трудных случаях, уповать на Бога и в Нем одном иметь крепкую опору. Такой ум (суждение) благороден и мужествен; тот велик и славен, кто имеет величайшую надежду на Бога тогда именно, когда угрожает ему величайшая опасность. От колена сего благородного произошли многие святые не только мужи, но и жены.
   Невозвратное упование может изменить мир.
   Не стану повествовать об Аврааме, твердом верой в Бога. Авраам верил Богу и уповал на Него. Не имея надежды иметь детей, он не усомнился в Божьем обетовании, но победил верой, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Он не пощадил единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божьему. Он с тремястами восемнадцатью своих домочадцев победил четырех царей. Умолчу об Иосифе, первом властелине всего Египта. Он многократно доводим был до величайшей печали, но не пал духом, ибо имел сердце, уповающее на Бога.
   Моисей, укрепляемый Богом, сколько славных дел сотворил? - все полки Египетские в один раз потопил в море. На войне с Амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий имея один только жезл (палку) в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): "выбери нам мужей (сильных), и пойди, сразись с Амаликитянами; а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей." Ужасное, чудное дело! Моисей стоял, ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов.
   Далее Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: стой, солнце, над Гаваоном!... и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день. И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что сам Господь сражался за Израильтян (Иис. Нав. 10:12-14).
   Как Иисус Навин остановил течение солнца вперед, так Езекия, через Исаию пророка заставил солнце возвратиться назад в своем течении (Ср. 4 Цар. 20:9-11). Что же припомнить нам о Халеве? Он имел столь сильное упование на Бога, что не устрашился войти в среду многотысячного Израильского народа, взбунтовавшегося против Моисея и Аарона, и обличить их беззаконие, говоря: "Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию (т.е. Ханаанскую); только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение; защиты у них не стало, а с нами Господь, не бойтесь их" (Числ 14:8:9). Столь же сильное упование на Бога имел Гедеон, рожденный скорее быть земледельцем, нежели воином; он уповая на Бога, дерзнул с тремястами воинов выступить против бесчисленного неприятельского войска, напал на него и победил.
   Действительно, человек, вооруженный невозвратным упованием на Господа, заставляет Бога изменить весь мир с его естественными законами. Мы видели уже тому пример, говоря о Езекии. По его желанию солнце изменило свое течение на десять степеней назад: если верить Птоломею, то солнце во время равноденствия движется со скоростью трехсот шестидесяти пяти тысяч двадцати трех миль, из которых каждая степень требует часа времени для пробега; когда солнце на десять степеней воротилось назад, то есть на десять часов, то оно совершило отступление назад в три миллиона шестьсот пятьдесят две тысячи двести тридцать миль = 3,652,230 миль.
   Явление это чудно и ужасно, но оно, по воле Божьей, совершилось мгновенно, солнце как бы кто дернул назад за привязанную к нему сворку. Упование Езекии на Бога обнаружилось в силе своей и в другой раз, когда Сеннахирим, царь Ассирийский, обложил многочисленным войском Иерусалим. Езекия, укрепляя город Давидов, более всего укреплял в народе упование на Бога, говоря: "будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийскаго, и всего множества, которое с ним; потому что с нами больше защиты, нежели с ним: с ним мышца плотская (человеческая сила), а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в войсках наших против врагов"; и укрепил он народ свой надеждой на Бога; и открылась чудная помощь Божья: Господь послал Ангела, и он истребил всех и главнокомандующего и начальников в войске царя Ассирийскаго, и тот со стыдом возвратился в землю свою (Ср. 2 Паралип. 22:7:8; а также Исаии 37:16:17. 20:21). Седекия же царь не последовал примеру Езекии, хотя имел и больше войск, чем Езекия. Причиной погибели Седекии было то, что он более полагался на свое могущество, нежели на Бога.
   Уповающие на Бога достигают святости.
   То же самое погубило и благочестивого царя Асу: тридцать шесть лет царствовал Аса благочестиво и был весьма любезен Богу, но после лишился милости (благодати) Божьей по той причине, что надежду свою возложил не на Бога, а на человеческие силы. Хотя даже дело Асы, по человеческому рассуждению, казалось не заслуживающим и малейшего наказания. Ибо какое это преступление? Он послал Венададу, царю Сирийскому серебро и золото, говоря: "союз да будет между мной и тобой, как был между отцом моим и отцом твоим; и вот я посылаю тебе серебро и золото: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня." Что же здесь несправедливого? Однако пророк Анания в лицо сказал Асе: "так как ты понадеялся на царя Сирийскаго, а не уповал на Господа, Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей: ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны" (2 Парал. 16:3-9).
   По той же самой причине праведный Иов не присваивал себе добродетелей, (помощи) оказываемых им нуждающимся; но все приписывал Богу, говоря: "смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и поклонялся ли я им? Это было бы преступлением, потому что я отрекся бы тогда от Бога всевышнего" (Иов. 31:26-28).
   Святой Григорий, подтверждая слова Иова, говорит: "Иов, все добрые дела, которые совершались его руками, приписывал не себе, но одному Богу. Не имел Иов привычки приписывать своему благоразумию дел рук своих и утешаться ими; не превозносился он своим могуществом и властью, но возлагал все свое упование на единого Бога."
   Так же поступал Карл I, Кесарь, победоносный в войнах, говоря: "я пришел, увидел, но Бог победил."
   Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости - в этой добродетели он всех превзошел - читающий с любовью псалмы его, сам согласится со мной в том. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?" (Пс. 26:1). Чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? (Пс. 48:6. ср. и многие другие псалмы).
   Иона, заключенный во чреве кита, не впал в уныние, но молитвенно воззвал к Господу Богу своему. Чего он просил? "Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною;" однако я вспомнил о Господе... "и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего" (Прор. Ион. 2:4-8). Вот образ величайшего упования на Бога!
   Таким же образом молился Даниил во рву среди голодных львов; три отрока в Вавилонской пещи воссылали к Богу полную упования молитву свою.
   Товия представляет в этом деле удивительный нам пример: он, потерявший имущество, родину - нищий, странник, ослепший - однако не потерял крепкого упования на Бога, прилежно хранил его и сохранил, хотя родственники его, жена его и близкие к нему люди, насмехались над ним, говоря: "где теперь твоя надежда, ради которой давал ты нищим милостыню, и столь многих погребал? - тщетна была твоя надежда." Но он вразумляя их, сказал: "не говорите сего; ибо мы дети Святого, и ожидаем той вечной жизни, которую Бог обещал и даст тем, которые крепки в вере в Него и уповании на Него" (сравн. Кн. Тов.). Это упование на Бога возвратило Товии его имение, его отечество, его зрение и вечную награду в будущей жизни за ним утвердило.
   Какие успехи сделал святой Павел в этой добродетели, открывается из следующего: часто он, представляя в уме себя уже окончившим земное поприще, возглашал: "я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой (веру, преданность) на оный день" (т.е., день суда Божьего; 2 Тимоф. 1:12). Вооруженный таким упованием святой Павел не уклонялся ни от одного труда, ни от одного бедствия, ни правыми, ни левыми (путями); он мужественно шел через острие меча, через побитие камнями, через различные смертные опасности, стрелы и огонь, укрепляемый упованием на Бога, силой Которого часто проходил сквозь железные затворы.
   Никто из уповающих на Бога не остался в стыде.
   Жен всех превзошла в этой добродетели Иудифь, совершившая неслыханное дело.
   Она, дав обет убить Олоферна (осаждавшего г. Ветулию), возложила все упование свое на Бога, взывая к Нему: "Молю Тебя, Господи Боже,услышь меня вдову: Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие, и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и что помыслил Ты, то и совершилось, что определил, то и явилось... Ибо все пути Твои готовы и суд Твой Тобой предвиден (Иудифь. 9:4-6). Не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты - Бог смиренных, Ты - помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных. Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, Твоей милости ожидающую" (Там же гл. 9:11-12). С таким же упованием отвечала она Олоферну: "Да живет душа твоя, господин мой, не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть дают мне то, что принесено со мною... раба твоя не издержит того (кушанья) прежде, нежели Господь совершит моею рукой то, что Он определил" (Там же 9:2-4).
   Тогда же, став у постели опьяневшого Олоферна, изливая тайно слезы и молитвы, она говорила в сердце своем: "Господи, Боже всякой силы, Боже Израилев! Призри в час сей на дела рук моих, и укрепи меня да совершу мое намерение поразить врагов восставших на нас" - и она благополучно все совершила (см. там же гл. 13-я). Воротясь в город Ветулию, первым ее словом было: "хвалите Господа, хвалите, хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева" и при этом показала гражданам отсеченную ею голову Олоферна (Там же 13:14-15).
   Вспомним здесь также целомудренную Сусанну, эту представительницу чистоты, стыда и упования на Бога, которая, будучи ведома на место побития камнями, возвела очи на небо со слезами, ибо сердце ее крепко уповало на Господа - и не напрасно. Пророк Даниил на суде обличил ее клеветников в ложном свидетельстве против нее, и она освобождена была судом от смерти, которая постигла клеветников - нечестивых похотников (см. Прор. Даниила главу 13-ю).
   Эсфирь имела столь же крепкую надежду на Бога как и Сусанна. При дворе царя Артаксеркса был обычай, по которому никто, как мужского так и женского пола, не имел права входить во внутренний дом царя не быв им призван, и нарушителю этого закона не было спасения - смерть ему - исключая тот сдучай, когда царь в знак помилования прострет к вошедшему золотой жезл. Когда по навету Амана угрожало Евреям поголовное избиение во всех областях царства, о чем предуведомлен был Мардохей, воспитатель царицы Эсфири, супруги Артаксерксовой из Евреев, Мардохей настаивал на том, чтобы Эсфирь пошла в царские покои с прошением об избавлении Евреев от смерти, хотя царь не призывал ее. Боясь нарушить царский закон, она прежде всего велела всем иудеям пребывать три дня в посте и молитвах, то же и сама сделала с девицами своими. По истечении трех дней она, возложив на Бога величайшее упование, вошла к царю с молением об отмене изданного Аманом закона об избиении Евреев, и все исполнилось по ее просьбе. (Эсфирь. гл. 3-я).
   Достойно и прилично привести здесь на память древнее чудо, совершенное в России. Когда Богом вдохновенный Греческий Архиерей Михаил из Царьграда прибыл в Россию для проповеди Святой Веры русскому народу, неверные люди желали видеть первоначально некоторое чудо от него. Архиерей спросил их: какого чуда требовали они? На это отвечали: "книга, содержащая учение вашей христианской веры да будет брошена в огонь, и если она не сгорит, тогда мы узнаем, что вера ваша истинная и добрая и что велик ваш Бог." Архиерей, воздев руки на Небо, молился, говоря: "Прослави Имя Твое Христе Боже!" и с величайшим упованием на Бога вложил книгу святого Евангелия в огонь. Когда сгорели дрова и огонь погас, книга не сгорела и ни мало не повредилась от огня; видя это чудо, многие уверовали во Христа и крестились. Дивные дела совершаются неизменно уповающими на Бога!
   Много находится и других чудес в житиях и деяниях Святых угодников Божьих, которых имена знает Сам Он, исчисляющий множество звезд и по именам их называющий; у Него все они написаны в книге жизни. О всех их должно и справедливо сказать: кто уповал на Бога - и остался в стыде? Каждому необходимо всегда держать в памяти слова Мудрого: "Надейся на Господа всем сердцем твоим" (Притч. 3:5). Много есть не имеющих такого упования, которые во всем ожидают только помощи от людей. Потому Бог нередко предоставляет их собственной их воле и их суетным пожеланиям. Взгляните на древние роды, и увидите, кто верил Господу и был постыжен?
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"