Молитвослов : другие произведения.

Илиотропион Книга третья. Часть 5. Сообразование с Божественной волей - великое благо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    - Человеку должно быть благоприятно все то, что Богу благоугодно. - Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья.Предание себя в волю Божью - первый шаг к святости.


Книга Третья.

Полезные плоды следования воле Божьей.

V. Сообразование с Божественной волей - великое благо.

   Брат блудного юноши (см. Лук. 15:11-32) весьма опечалился о том, что последний (юноша), расточивший свое имение на чужой стороне, живя в распутстве, по возвращении принят был милостиво своим отцем, который по этому случаю, приказал рабам, приготовить богатый пир и веселился о спасении погибшего было сына. Старший сын, узнав об этом, осердился и не хотел войти в дом. Чадолюбивый отец вышел к нему и начал просить его и уговаривать, чтобы он не производил смуты в такой радостный день - день спасении меньшего брата. Но сын, став перед лицом отца, сказал: "я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты считаешь меня как раба и никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими, как бы тебе не приятно было мое послушание и повиновение. А когда пришел этот расточитель твоего добра на распутных женщин, ты тотчас же предложил ему все, что есть лучшего в доме, как бы в благодарность за добрые его подвиги: кто же может равнодушно смотреть на это"? Добрый отец, желая унять гнев вспылившего сына, сказал ему: "сын мой! ты всегда со мной, и все мое - твое, или ты не знаешь, что ты такой господин в доме как и я? Я и ты имеем для жизни одно и то же имущество, доходы с которого столько же принадлежат мне как и тебе." Этими словами укротил отец сыновний гнев и помирил его с расскаявшимся меньшим братом.
   Таким точно образом Милосердный Бог сохраняет и умиротворяет сердечно предавшегося Его святой воде всякого человека и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце не преступать воли Божьей, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с любовью смотрю на тебя и сохраняю тебя, чтобы ты не лишился моейблагодати - все Мое есть твое: Мое Небо, Ангелы, а еще более Единородный Сын Мой твой есть и Сам Я есть твой, и буду твой, как обещал Я верному Аврааму: "Я твой щит; награда твоя будет весьма велика" (Быт. 15:1).
   Этим не ограничиваются дары Возлюбленного Отца Небесного верным его сынам и дочерям. Он через возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа возвестил, что человек, вполне предавшийся воле Божьей, может, при известных обстоятельствах, получить особенную благодатную власть для совершения таких дел, которые могут быть произведены только непосредственно силой Божественной: это видно из слов Самого Иисуса Христа - "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоан. 14:12).
   Истинно, такую благодатную власть получают от Бога те, которые решились с ее помощью, раз и навсегда, управлять собой согласно Его воле и преодолевать противные Ей собственные вожделения. Это - Божья Держава, Божье Царство, это - любезное обетование, это - непрестанное общение с Богом, который есть любовь. Бог хочет иметь с человеком как бы нераздельное царство; ибо все, что есть Божье, то принадлежит и верующему человеку, и Сам Бог - его принадлежность, его вечная, непреоборимая сила и щит! Пространно об этом говорит святой апостол Павел: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм есть вы... Никто не хвались людьми(достоинствами человеческими) ибо все ваше (все вы составляете одно человечество). Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше (т.е. свойственно вам всем). Вы же - Христовы, а Христос - Божий" (1-е Коринф. 3:17-23).
   Все ваше, но ваше не по праву собственности вашей, а потому, что все служит к вашей пользе душевной или телесной, и к достижению вами высочайшей, конечной цели - вечному блаженству с Богом и в Боге. Мир есть ваш со всеми в нем созданными вещами, ибо последние необходимы вам в телесном и душевном отношении; жизнь - ваша, для посвящения вами ее на служение Богу и ближним, что вменится вам в заслугу; смерть - ваша, потому что через нее как через дверь вступите в будущую жизнь; ваше положение в здешней жизни - благополучное или нет, - через него вы можете сделаться добродетельными; ваше будущее - это жатва посеянного вами в настоящей жизни - что здесь посеете, то там и пожнете: "любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим. 8:28). Желание сердец наших о спасении Бог исполняет и молитв наших не отвергает (Пс. 20:3).
   Человеку должно быть благоприятно все то, что Богу благоугодно.
   Сын древнего грека Фемистокла хвалился некогда, что все Афинские граждане состоят под его управлением и распоряжением, потому что все они того же хотят, чего он желает. Когда все удивились этим словам дерзкого юноши и не поверили им, он присовокупил: чего, я хочу, того же и мать моя желает, чего же она желает, того желает и отец мой Фемистокл, а как всем известно, что угодно Фемистоклу, то самое угодно и всем Афинянам. Потому, следовательно, я и заключаю, что все афинские граждане подчинены и повинуются моей власти.
   Это, разумеется, анекдот. Но подобно этому человек правдивый, совершенно отвергшийся своеволия, отдавший себя верой в руководство Божьего Промысла, может по чистой совести сказать: того, чего я хочу, желает все небесное воинство, ибо я хочу только то, чего хочет Бог, но чего хочет Бог, того же хотят все Ангелы и святые угодники Божьи. К такому то человеку Отец небесный и обращает благоприятное слово:"Сын Мой! Все Мое есть твое." Одни только беззаконники противятся до сих пор Богу, но настанет время, когда и они преданы будут праведным в попрание ногами: "как овец заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их, и наутро праведники будут господствовать над ими" (Пс. 48:15).
   Действительно, во время ночи настоящей жизни много творится беззаконий, но они покрываются таинственным мраком, воле Божьей появляется упорное сопротивление и Бог молчит до времени; но наутро, т.е. в последний день мира, когда все воскреснут, тогда возобладают беззаконными правые и помощь первых обветшает во аде (т.е. кромешная тьма не будет покрывать их беззаконий, они лишатся своей славы и могущества - вся сила и власть нечестивых богоборцев распадется, как изношенная ветхая одежда и сами они отвержены будут Богом. Тогда вполне исполнится изречение: вся твоя суть, Господи!
   О дивных вещах рассказывает путешествовавший по святым местам Палестины Брокард, удостоверяя притом, что все то, что он рассказывает, видел собственными глазами.
   Так он описывает, например, что перед воротами города Иерусалима на расстоянии броска камня находится место, на котором Христос излагал народу свое Божественное учение; так же указывают камень, на который взойдя женщина слушавшая проповедь Его, возгласила: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие"! (Лук. 11:27). Этот холм никогда не покрывается песком, хотя его окрестности усыпаны песком, как будто занесены снегом; летом и зимой украшает это место весьма приятная натуральная зелень, никогда неувядающая.
   Весьма прилично уподобить этому чудному, всегда зеленеющему холму человека, содержащего в своем сердце постоянно волю Божью, и как бы говорящего: Господи мой! ведь Ты - мой? Истинно - мой? Прошу же и молю Тебя: здесь проповедуй, я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду. Такой ум никогда не покрывается песчаными тучами бед и скорбей, и совершенно нет ни одного зла, при перенесении которого он не говорил бы: Господи, Ты весьма милостиво обходишься со мной и выше меры прощаешь мне мои погрешности; я заслужил бульшее наказание. Я чувствую и вижу - все это как бы слишком было легким для меня, но я обращаю свое внимание не на претерпеваемые мной страдания, но на Твою святую волю - Тебе благоугодно было попустить учинить надо мной эту беду, эту скорбь, я не смею ничего возразить против Тебя.
   Ибо для меня благоприятно все то, что Тебе благоугодно, всяким Твоим благоволением я совершенно доволен. И по всякому мановению Твоему представляю себя готовым подчинить себя Твоим распоряжениям: повелевай мной, господствуй, управляй моими судьбами, изменяй их по своему благоусмотрению. Весьма был бы я безумен и нечестив, если бы вздумал поправлять Твои распоряжения или предписывать Тебе какую-либо меру участия в управления миром.
   Человека с таким умом никогда и никакое злоключение не одолеет, никакие потери, понесенные им, не заставят его возроптать против Бога, или удалиться от Него; он таким способом зимой и летом остается непобедимым - и во время благополучное, и находясь в злоключениях неизменно зеленеет и процветает.
   Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья.
   Ииуй, вождь Израильский, едучи в колеснице после своего помазания в цари Израильские по повелению пророка Елисея, и встретившись с Ионадавом, идущим ему навстречу, любезно спросил последнего: "Есть ли сердце твое так искренне с сердцем моим, как мое сердце искренне с тобой"? Ответ Ионадава был: да! - "Подавай же мне руку свою." Ионадав подал руку Ииую, а этот приподнял его к себе в колесницу и сказал ему: "поезжай со мной и смотри на мою ревность о Господе" (4 Царств 10:15-16).
   Как поступил Ииуй с Ионадавом, тоже самое Христос, Царь всего мира, сделал для всех нас грешных. Он пришел в Самарию, которая буквально означает поле, усеянное или засоренное тернием и волчцами, для того пришел, чтоб искоренить весь нечестивый род Ахавов и служителей Вааловых, то есть гордость, распутную жизнь, идолослужение и всякий род греха. Христос нашел здесь Ионадава, доброй воли человека, и спросил его: "так ли твое сердце право, как Мое сердце право с твоим сердцем? И если твое сердце таково как Мое, то дай Мне руку, садись в мою колесницу и продолжай жизненный путь со Мной, т.е. подражай Мне в самоотвержении, в подчинении собственной воли воле Божьей."
   "Отче! О если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лук. 22:42). Такому доброму человеку всегда Христос Бог протягивает свою правую руку, руку благодати своей, возводит его на свою колесницу, на высоту своего самоотвержения и говорит ему: "Иди со Мной Моим путем: я поведу Тебя путем Креста: это - истинный, прямой путь, ведущий в жизнь вечную. Не ужасайся: возле Меня сидишь, не позволю упасть тебе, но этой дорогой введу тебя в царство небесное; иди со Мной, чтоб всегда мог быть со мной и никогда бы не мог удалиться от Меня."
   Благонадежно и безбедно это водительство Божье в мире. Праведный Иов не боялся его, но молил Бога о ниспослании ему терпения против спорящих с ним и желающих непременно уличить его в том, что он не без вины, но за грехи свои страдает, говоря к Богу: "Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им"(Иова 17:3-4).
   Как бы так говорил он Богу: удержи меня при Себе, и тогда пусть руки всех поднимутся против меня - останусь я невредимым, если и тысячи ударов посыплются на меня - покрываемый Твоей десницей я пребуду невредим. Когда человек вступит на колесницу, управляемую волей Христа, Бога нашего, он удобно войдет в число друзей Христовых, или еще выше, зачислится в круг близкого родства Иисус-Христова по собственному Его изречению: "кто будет исполнять волю Отца Моего небесного: тот Мне брат, и сестра, и мать" (Матф. 12:50). При этом благоразумно возглашает св. Евфимий: "дивная сила исполнения воли Божьей - она сообщает повинующимся беспрекословно Божьему повелению свойство выше человеческое, творит их ближайшими родственниками Христовыми!"
   Истинно, величайшее в жизни этой добро есть соединение собственной воли с хотением воли Божественной! Святой муж имел обыкновение говорить: "чего ты желаешь, то самое есть твое Я, твое существо, твоя личность." Ибо воля наша, присоединившаяся искренне и сердечно к Божественной воле, так сильна, что превращает всего человека, т.е. его чувства, его пожелания и действия, в существо чистое, невинное, доброе - одним словом чего мы сильно и сознательно желаем тем и действительно становимся в душе своей.
   Никто не желает стать серьезно и сердечно смиренным, послушным или щедрым - если он на деле не таков, то он притворяется только желающим быть таковым. Истинное хотение обнаруживается делом. "Если же силы твои недостаточны для совершения великих дел или для пожертвования неимущим, то по крайней мере желай этого."
   Ты неимущий бедняк? Однако можешь иметь богатое сердце, которое, если бы имело, охотно бы и щедро наделяло бы неимущих. Ты имеешь недостаточные силы и средства, но можешь так расположить и посвятить себя на жертву Богу и для добра ближним, как бы имел ты в самом себе тысячу душ, а на теле тысячу голов, и все это не отрекся бы положить за Христа и веру в него. Если ты считаешь себя обиженным и несчастным, предавай себя во всем в волю Божью, говоря: да будет воля Твоя надо мной, о Боже мой! И достигнешь величайшего благополучия.
   Действительно тот несчастен и весьма беден, кто не может сам собой управлять, в котором спорят между собой многоразличные мирские злобы, которым он принадлежит. Ибо такой непостоянный, слабый верой в Бога человек подвергает себя постоянно порабощению многоразличным мерзким страстям и порокам - иногда высокоумию (высокомерию), опять же любостяжанию (сребролюбию) илигневливости (безумной раздражительности против кого-либо) или зависти; иногда - пьянству, или распутству, (нечистоте плотской). И едва ли когда-нибудь принадлежит он самому себе, тем более - Богу, (т.е. никогда не думает о бессмертной душе своей и о Боге), ибо никогда не владеет собой.
   Об Ираклии (Византийском Императоре) выразился один поэт: "вся под ноги покоривши, - блуду и гневу себя поработил." О таком человеке справедливо можно сказать: хотя он и всего много имеет, но себя самого потерял: он не принадлежит себе, но есть раб денег, вредных похотей и многих других злых дел. О сколь человек "долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города"! (Притч. Сол. 16:32). Если хочешь все покорить себе, сам прежде покорись воле Божьей: тогда много сделаешь доброго, когда тобой самим управлять будет воля Божья.
   Предание себя в волю Божью - первый шаг к святости.
   Всемилостивый Бог имеет в каждом веке между людьми своих избранных и близких друзей, которых предназначает Он к совершению великих дел Своих, открывает им Свои многие возвышенные и глубокие тайны и невидимо присутствует в их добрых нравах и поступках, наставляя ивразумляя их внутренне в сердце и просвещая в уме.
   Между этими избранниками Божьими одни первого, так сказать, призвания, другие - второго, иные - третьего; по мере внутреннего приближения их к Богу и Его к ним благоволения и предназначения их к совершению дел Божьих - всех таковых называем мы святымиБожьими.
   По изречению мудрого Сенеки, между добрыми мужами и Богом дружба является соединяющей их добродетелью. Правильнее сказать - это духовное единение с Богом, подобное брачному союзу мужа и жены, это - союз Христа с членами Его церкви (Ефес. 5:20-33). Ибо по деяниям своим добрый человек есть Божий ученик и ревнивый подражатель Его, так как все мы христиане или уже есть в действительности истинным Божьим порождением или только еще в возможности стать ими. Епиктет в поучение всем людям говорил: "если бы Кесарь (царь) принял тебя в свое родство и возвысил бы тебя, тогда кто бы не устрашился твоего лица? Теперь же когда ты стал сыном Божьим, не уважаешь себя и своего высокого достоинства, попирая это достоинство неразумными скотскими побуждениями и греховными влечениями?" Воистину, мы - род святый, род Божий (Деян. 17:29), и сыны Всевышнего все, но только по сообщению нам этого милостью Божьей, по благодати Его, и если не желаем лишиться этого дара, должны сохранять его святостью своей жизни.
   Первой степенью в Богоугодной жизни и святости служит совершенное предание всего себя и всего своего в волю Божью и Ее распоряжение. На высшую же степень святой жизни вступают те, которые наиболее глубоко постигают высоту и силу воли Божьей и Божьих непостижимых планов и всемогущества в управлении миром. Поэтому апостол Павел, желая, чтобы последователи его восходили постепенно на такую высоту богопознания, пишет им: "не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном" (Колос. 1:9). Он не довольствуется тем, чтобы его ученики только знали волю Божью, но желает, чтобы они достигли высших степеней сего познания, всей полноты его; хочет со всем усердием, чтобы они глубже вникали в дела и распоряжения Божия. Святой апостол Павел хорошо знал, что если бы он умолил Бога об этом благе для учеников своих, то они отлично и без затруднения успели бы во всякой добродетели.
   Как было бы хорошо и справедливо, если бы человеку всегда нравилось то, что благоугодно Богу от века!
   Древние Римляне (язычники) обыкновенно на прошениях, подаваемых ими Кесарю, подписывались из лести: "Божеству и величеству твоему преданный NN." Язычники делали это из одной лести и человекоугодия. Нам же, христианам, когда молимся перед всемогущим Богом о прощении своих грехов и о помощи во всех своих нуждах, тем более следует оказывать знаки cмиренного раскаяния не из лести, но по глубокому сознанию своей греховности и ради истинного величества Творца вселенной и Господа, говоря: "Господи, Боже мой! Я, недостойный раб Твой, создание рук Твоих, смиренно предаю всего себя всемогущественному Твоему Величеству, и дарованную Тобой мне свободную волю с любовью подчиняю Твоей премудрой и святой воле. Ибо сознаю, что только смиренное повиновение Твоей воле составляет совершенство жизни человеческой и есть истинное небо вне видимого неба!"
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"