Аннотация: Первая заповедь блаженства, из Нагорной проповеди Иисуса Христа, гласит: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное"...
Первая заповедь блаженства, из Нагорной проповеди Иисуса Христа, гласит: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное", Мф 5:3.
Согласно Святым Отцам выражение "нищие духом" трактуется, как "смиренные". Но в этом случае возникает тавтология между 3-им и 5-ым стихами: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю", Мф 5:5.
Зачем Спасителю повторяться? Слова "смиренный" и "кроткий" являются синонимами - несущими одинаковый смысл. Более того, согласно канонам русского языка, "нищие духом" означает - "бездуховные". И преодолеть данное противоречие можно лишь в случае, если словосочетанию "Блаженны нищие духом" придать иное прочтение: [Блаженны нищие] [духом]. И тому подтверждение мы находим в 6-ой главе Святого Благовествования от Луки...
Вначале следует теза:
20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого.
А затем - антитеза:
24. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25. Горе вам пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Совершенно очевидно, что в изложении евангелиста Луки слову "нищие", означающему крайнюю степень бедности, противопоставлено слово "богатые", и предлагаемое прочтение [Блаженны нищие] [духом] является верным.