Преображенская Мария Михайловна : другие произведения.

Для бульдогов в мире творчества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  
   Для бульдогов в мире

  
   творчества

   (рукопись: Преображенской М.М., 1ый экземпляр)

   Содержание

   Введение.
      --
       Приобщение к культуре
      --
       Работа в разных техниках и разными материалами.
      --
       Начинать надо с простого.
      --
       Совершенствование навыков. Копирование.
      --
       Творческий источник.
      --
       Коллаж.
      --
       Монохромная живопись.
      --
       Цвет.
      --
       Воображение.
      --
       Композиционный центр. Золотая пропорция.
      --
       Zentangle, Doodle.
      --
       Journaling
      --
       Рисуем вслепую
      --
       Материалы для работы.
      --
       Преодолеваем препятствия.
      --
       Глаза художника.
      --
       Внутреннее 'Я' художника.
      --
       Заключительное слово.
  
  
  
  
  
  
  
  

   Вступление.
  Винсент Ван Гог начал рисовать в 27 лет. Что было дальше вы наверняка догадываетесь.
  Рошель Форд впервые занялась скульптурой, когда ей было 58 лет. Сейчас, в 77, она очень известный и очень успешный скульптор по металлу. Ее работы представлены на многочисленных выставках, хранятся в музеях и частных коллекциях. И прекрасно продаются.
  Известная Дж.К. Роулинг написавшая книги о Гарри Поттере, осталась без работы, от нее ушел муж, и она была вынуждена растить дочь на социальное пособие, когда начинала писать свой третий роман о Гарри Поттере. Только с третьим своим романом она решилась обратиться в издательства. Все что было дальше можно угадать по ее мировой известности. Но имейте в виду, первое издательство увидевшее ее книгу - отказало ей..
  Есть много людей которые хотели бы заниматься творчеством.. но странным образом находят повод не заниматься им.
  О чем книга.
  В этой книге мы с вами попробуем разобраться как уговорить самого себя попробовать найти свой путь в творчестве.
  Как заставить себя взять карандаш в руки и что изобразить.
  Как найти что-то свое.
  Как разобраться в большом количестве материалов и выбрать свой.
  Как научиться доверять себе и отрастить крылья.
  Вам просто нужно смириться что не все ваши работы будут сразу признаны шедеврами.
  Но имейте в виду:
  Не существует неудачников, существуют люди ленивые, не вникающие, ищущие легких и быстрых побед, вечно недовольные...помните вы сами делаете себя.
  Почему бульдог.
  Почему за основу взят бульдог? Да потому что это то животное, которое ни за что не бросит, то за что взялся и пойдет до победного конца, это как раз, то его качество, которого нам так сильно не хватает, когда мы начинаем что-то делать.
  Когда мы начинаем рисовать, мы сразу начинаем себя убеждать в том, что мы этого делать не умеем. Так бывает со многими вещами, которых мы никогда или давно не делали. Но почему-то к рисунку и искусству мы особенно предвзяты.
  У нас, почему-то все поголовно решили, что точным наукам научиться можно, а вот искусство - это либо есть, либо нет, упуская из виду тот момент, что бывают люди гениальные, но это редкость, остальные прикладывают огромные усилия к развитию своих талантов. Но, так или иначе, своими пессимистичными мыслями мы сводим сразу половину усилий на нет. И когда что-то не получается, то в голове звучит фраза 'Ну я же знал (а) что не получится'. Конечно, такие мысли, иногда посещают каждого...кроме бульдога. Ему в целом все равно, как у него получилось что либо, главное что он сделал свой максимум.
  Немного про творчество.
  Вместо того чтобы все время выставлять себе оценки, каждый раз, просто делайте свой максимум. Наслаждайтесь пока процессом, результат постепенно придет.
  Собирайте информацию, красивые открытки, вырезки из газет и журналов, создайте свой альбом, куда будете это вклеивать. Желательно что-бы альбом был на листах А2 и размещался в папке. Но что-то Вы можете носить и с собой для поддержания настроения. Украсьте папку. Не беспокойтесь о едином стиле альбома - это не имеет НИКАКОГО сейчас значения. Главное, что там будут храниться все Ваши сокровища, которые потом смогут послужить Вам как Творческие источники.
  Перестаньте все время себя оценивать и взвешивать! Просто делайте, то, что Вам нравится.
  
  

   Глава 1.

   Приобщение к культуре

  Хочу сказать несколько слов о культуре, о ее влиянии на нас и на наше мировоззрение. О том как она может нас менять.
  Культура - царство искусств и идей - обладает способностью просвещать, вдохновлять и укреплять человеческий характер. Если цель культуры - облагородить человеческий характер, то средство ее достижения (и выражения) - красота. Красота помогает преодолеть жизненные трудности (для чего, конечно, необходимы дисциплина и самоконтроль, отточенные принципами гармонии) и приводит к заветной цели - идеалу. Если жизненная энергия автора художественного произведения высока, то она передается другим через произведение, насыщенное этой энергией. Ничего похожего не может случиться при встрече с произведениями, авторы которых обладают низкой жизненной энергией.
  В обширных возможностях культуры - очищать, облагораживать и вдохновлять-заложена сила, способная увеличить нашу жизненную энергию. С помощью красоты наша жизненная энергия обретает гармонию, а полушария головного мозга-естественный баланс.
  Знания в области культуры открывают нам бесконечные просторы мыслей и идей, активизируют воображение, порождают находчивость и конечно, укрепляют Силу Личности. Мрачные мысли и негативные эмоции ослабляют нас, положительные же эмоции - любовь во всех ее проявлениях-делают нас сильными и обогащают творчески. [XM]
  Культура будит в нас креативность, заставляет мыслить и действовать иначе.
  Насыщает нас кислородом творчества и желания творить.
  В связи с этим предлагаю всем и каждому, кто мечтает стать художником, или заниматься каким-либо видом творчества, а может просто захочет прикоснуться к миру прекрасного, посещение выставок и музеев. Это далеко не всегда скучно, особенно если вы немного перед этим подготовитесь. Например, прочитаете о том, на что идете смотреть.
  Даже если вы идете в театр на оперу, то рекомендую прочитать о ней, иначе смысл происходящего может от вас ускользнуть. Кроме того, сразу станет интереснее ее смотреть.
  Итак, получается, что культура порождает креативность, и заставляет людей создавать ее же. Это замкнутый круг, культура порождает саму себя, всегда в ином виде, через глаза и души разных людей. Она трансформируется, изменяется, но продолжает свое движение благодаря нашим усилиям и желанию участвовать в этом процессе. Бесконечно.
  
  

   Глава 2.

   Работа в разных техниках и разными материалами.

   Вот, например, Вы давно хотели попробовать сделать витраж, но не представляете себе как. А то, что сейчас огромное количество литературы и огромный выбор материалов, конечно от Вас ускользает. Так же и со всеми другими идеями, которые Вы боитесь реализовать просто от недостатка информации.
   Мы живем в мире информационных технологий и нам ничего не стоит открыть интернет, но мы почему-то заранее уверены, что ничего не поймем в этом объеме информации, или запутаемся, или не найдем нужное, и в конечном итоге так его и не открываем. Поскольку нашему мозгу выгодно бездействие, а нашим страхам нечем будет питаться, если Вы не будете придумывать себе отговорки.
   Но! Если Вы решитесь и попробуете, то поймете, что сложностей в этом нет. В магазинах работают профессиональные продавцы, которые доступно объяснят, как и чем пользоваться. Например, техника Батик, - какие существуют сейчас замечательные красители и по цвету и по фактуре и рисовать ими можно по всему, и техник огромное количество и закреплять их надо утюгом, а не как в СССР при помощи большой кастрюли, палочки, веревочки, газеты, 5 часов и большой мозоли на пятой точке.
   Пробуйте разные материалы и техники, я уверена, у Вас все получится. Нет людей не склонных к творчеству, есть ленивые.
   И не торопитесь в ожидании быстрых результатов. Конечно, мы живем во времени, когда все, куда-то торопятся, но это должен стать Ваш уголок спокойствия. Это как с похудением, почему то все ждут результата на следующий день после принятия решения .

   Глава 3.

   Начинать надо с простого.

   Когда мы начинаем рисовать или что-то создавать, мы невольно попадаем в затруднение, а что же нарисовать? С чего начать? И как назло все сюжеты нам кажутся трудновыполнимыми.
   Конечно можно начать писать парадные портреты как это делал известный художник Левицкий который пережил восемь царей и цариц, при котором гремели войны и брались города. И чем больше было героев, тем больше Левицкий писал парадных портретов-умереть было некогда, вот он и дожил до 87 лет и это в то время, когда не было ни врачей, ни медикаментов. Он писал всех, включая царей, а также Потемкина, Державина, Пушкина, Ломоносова...[X]
   Но вам я предлагаю не торопиться. Его путь конечно хорош, но в нашем случае предлагаю начинать с простого. Проще всего начинать с природы. Все мы знаем, что небо голубое, травка зеленая, цветочки разноцветные. Не торопитесь и не хватайтесь за кучу разных сюжетов, если Вам так не терпится попробовать все, то записывайте идеи на будущее, они не пропадут и точно пригодятся. Но не бросайте недоведенную работу до конца, подумав, что она "не очень". Обязательно заканчивайте работы и убирайте их на денек, на два, поверьте, на следующий день Вы посмотрите на них уже совсем другими глазами.
   И вот еще что, постарайтесь пока никому не показывать и не рассказывать о Вашем творчестве, до тех пор пока не почувствуете уверенность в себе. Или показывайте только тем людям, которые Вы точно знаете, поддержат Вас. И не скажут "Конечно, не плохо, но мне кажется, что это не твое". Это для Вас, особенно в начале пути колоссально вредно! Это может нанести непоправимый урон, поскольку Вы как неокрепший автор будете сомневаться в себе, и Вам будет нужна поддержка, а не сомнения в Вас , это Вы и сами умеете.
   Затем, к небу, можно прибавить птичек, домики и так далее, фантазии нет предела. Можно просто порисовать цветы. Затем можно набросать натюрморт, и ничего страшного нет, если он прям сразу не получился, всему свое время. Не ставьте пока перед собой сложных задач. Для них еще подойдет момент.
   После этого можно попробовать нарисовать орнамент, не сложный геометрический, о нем мы еще обязательно поговорим.
   Можно коснуться, подводного мира, здесь тоже много места для творчества. Поэкспериментируйте с рыбами и водорослями. Поищите красивые картинки подводного мира, которые помогут Вам творить.
  А потом потихонечку и вы сможете писать парадные портреты...
  

   Глава 4.

   Совершенствование навыков. Копирование.

  Ну вот. Вы потренировались и теперь уже не так боитесь ни бумагу, ни краски, и возможно Вы даже попробовали отобразить эти сюжеты на стекле или ткани. И теперь пришло время, перейти к немного более высокому уровню в творчестве - копированию. Как известно из истории искусств, подмастерья долгое время копировали картины великих мастеров, перед тем как им позволяли начать писать свои произведения.
  Сейчас мы будем говорить о копировании как о возможности приобрести хорошие навыки в изобразительном искусстве. Копирование всегда было основой начального художественного образования. Процесс копирования можно рассматривать как лабораторию творческого опыта, как одну из необходимых сторон развития потенциальных возможностей. (Маслова, 2011, не точная цитата, цитата с дополнениями)
  Копируя, Вы должны постараться максимально точно передавать пропорции формата рисунка и расположения в нем предметов, на первых парах Вы можете воспользоваться вспомогательными сетками. Изучение Вами работ мастеров, рассмотрение их техник и повторение их работ, поможет сформировать необходимые навыки, что необходимо при развитии творческого воображения.
   Все это, поможет вам в творческой деятельности.
  Подбирайте образцы очень аккуратно, не старайтесь сразу брать что-то трудное. Начните с простого. Возьмите карандашный натюрморт и попробуйте повторить его. Постарайтесь проработать тени. Посмотрите, как это делал автор. Длинна штриха, его наклон, все имеет значение.
  Затем возьмите живописное произведение, в котором используется не большое количество цветов. Рассмотрите работу. Проанализируйте ее. Посмотрите, какого цвета больше, в какой части листа больше цвета, а в какой меньше. Как на работе распределены предметы.
  В итоге вы должны изучить как бы скелет произведения.
  Перед копированием полезно изучить историю произведения и биографию автора. Не скопировать картинку (изображение), а повторить манеру живописца. При копировании Вам, создающему копии великих произведений прошлого, предоставляется возможность проникнуть в эпоху, почувствовать атмосферу интересующего вас периода истории искусства.
   Неужели Вы откажетесь оказаться на месте великого художника, хотя бы и на несколько часов?
  Итак, для того чтобы начать копирование рисунка или живописного произведения, Вам стоит подготовиться. Не стоит работу класть на стол, она должна быть от Вас на некотором отдалении, чтобы Вы могли видеть ее целиком, и не циклиться на деталях. Все краски, если это живописная копия, должны быть под рукой в открытом виде, даже те которые, по Вашему мнению, могут не пригодиться, Вы же творец, возможно, Вы решите смешать какие-то цвета для получения необходимого оттенка. Все кисти должны быть чистыми и разными по размеру. Для начала Вам не стоит браться за очень большой формат, как и за большие кисти. Подготовьте палитру, это может быть и лист толстой бумаги, но не берите коричневый картон, тон палитры в этом случае будет давать не тот оттенок цвету краски и будет сбивать вас. Во время работы над копией, Вы должны обратить внимание на структуру произведения, как расположены предметы на произведении, где центр произведения, где более крупные, а где менее крупные детали, как расположен цвет на картине, на технику письма. Если оригинал написан масляными красками, то Вы можете выполнить такую копию в технике гуаши, так как обе эти техники объединяет наличие пастозного мазка. Не торопитесь себя судить. Наверняка у Вас получилось прилично, и уж поверьте, следующая работа будет еще лучше.
  Этой техникой многие пренебрегают и считают ее заслуги спорными. Поэтому мне хочется рассмотреть эту технику глазами людей которые потратили много лет своей жизни на помощь молодым художникам освоить свое ремесло.
   Начнем мы с Павла Петровича Чистякова русского художника и педагога, мастера живописи и с его отношения к копированию.
   Характерным для чистяковской "школы" было отношение к копированию. Он определял цель копирования следующим образом: понять, разгадать мысли и технику великих мастеров", считал, что эту работу надо выполнять с разбором "как говорится, с душой".
   Серов ответил на вопрос о полезности копирования так "Полезно ли, не знаю. Мне было просто приятно остаться наедине с работой Веласкеса, как бы с ним самим. Приятно было всматриваться в нее, размышлять". [2.2]
   Так же о копировании говорил художник А.М. Грицай: "Копирование есть постижение всех категорий изобразительного искусства: рисунка, пластики, колорита, композиции, художественного вкуса и ремесла". [2.2.1.]
   Многие художники конца 60-х-начала 70-х годов, подобно Уорхолу и Лихтенштейну, создают свои реплики- копии классических произведений искусства. [2.2.2.]
   Итак, как мы можем видеть многие известные художники прошлого, как и настоящего считали копирование серьезной техникой для постижения мастерства художника. Поэтому и я вам предлагаю, попробовать поработать с этой техникой. Разобрать понравившееся произведение. Осмыслить его по цвету и по композиции. Попробовать пропустить его через себя и осмыслить.
   Я вам предлагаю делать два вида копий:
   --Попробовать создать копию где вы не ставите целью полное совпадение с произведением, как бы свою реплику на него.
   -- И второй вариант, попробовать создать точную копию понравившегося произведения, конечно без учета материалов (вы можете попробовать повторить масло гуашью или акрилом, если пока масло для вас новый и сложный материал).
   Выберете понравившееся произведение. Это может быть что угодно. Для начала это может быть и открытка и плакат, и вырезка и фотография. Все что только вам понравится.
   Выберите бумагу и формат с которым вам будет не трудно и приятно работать.
   Разделите картину, которую будете копировать на равные сегменты и постарайтесь каждый сегмент перенести на бумагу. Сначала карандашом, а затем и красками.
   Конечно вы можете как вспомогательное средство использовать либо кальку, либо копирку, либо использовать лампу под стеклом. Но это все зависит от уровня мастерства и целей которые вы преследуете. Подбирайте тот способ, который будет вам наиболее удобен и приятен в работе.
   И не останавливайтесь на достигнутом, старайтесь все время усложнять себе задачи и искать все более точные подходы к произведению.
  

Глава 5.

   Итак, для начала давайте разберемся, что такое творчество.
   Конечно это процесс создания, но создания чего? Чего то нового. Но как создать что-то новое при том что, кажется, что все, что можно придумать уже существует?! Для этого нам и пригодится творческий источник. Вот здесь то и кроется главное, для того чтобы придумать и создать что-то новое, нужно просто оглянуться.
   Творческими источниками при создании, какого либо объекта, могут быть: природные формы, произведения архитектуры, конструкции и формы автомобилей и другой техники, красивые открытки, различные сооружения, фотографии, домашняя утварь, изобразительное искусство и декоративное творчество и т.д. Зачастую мы упускаем из виду новые технологии и механизмы, а зря в них есть очень много интересного, надо просто обратить на них внимание.
   В творческом источнике Вас должны интересовать форма объекта, цвет объекта, фактура, конструкция, система построения. Вам не обязательно брать объект целиком, вам может хватить какого-то его элемента. Но конечно для этого надо обращать на это внимание. А мы, как правило, проходим мимо. Если брать за пример дизайн одежды, то можно брать за творческий источник и эскизы предыдущих эпох, в этом отношении, очень помогает история искусства, моды и стиля. При использовании творческого источника можно пользоваться разными методами: использовать какую-то одну часть из целого и применить ее в каком-то новом варианте; можно взять какой-то сложный предмет или композицию и упростить его; можно попробовать смешивать разные стили, формы и т.д. Ищите свой путь, пробуйте, смешивайте не бойтесь!
   В первой главе мы с Вами рассматривали альбом с вдохновляющими Вас вырезками, открытками или фотографиями. Теперь у Вас есть возможность использовать эти наработки как творческий источник, не останавливайтесь. Вы должны быть настойчивы и пытливы.
  

Глава 6.

Вводим творчество в свою жизнь.

  Мы с Вами прошли уже несколько вариантов занятий. И пройдем еще не мало. Вам надо рассчитать, сколько времени в неделю Вы сможете уделять занятиям и правильно построить их.
  В одно время делать копии с работ и по возможности заблаговременно прочитать как о художнике, так и о его манере письма, т.е. подготовиться душевно к этой работе, в другое расписывать футболки рыбками.
  Вы не обязаны следовать расписанию очень уж четко, так как у всех у нас бывает разное настроение, но садясь за стол, Вы должны быть готовы к тому, чем собираетесь заняться.
  Стол должен быть всегда чистым и за ним должно быть приятно, работать.
  Единственное - это краски, которые на нем могут стоять для создания настроения, но так чтобы это не казалось нагромождением . Хотя зная творческих натур, от них этого трудно требовать, но хотя бы попробуйте, вдруг у Вас это получится.
  Расписание не позволит Вам рассыпаться между многообразием всего, что Вам интересно, и Вы сможете попробовать все, просто не сразу и не за один присест. Здесь Вам придётся стать гурманом и научиться наслаждаться только одним блюдом за один раз. Но зато его
  Вы сможете довести до совершенства. В общем, расписание нужно исключительно для экономии Вашего драгоценного времени и трудозатрат.

Глава 7.

Коллаж.

   Все мы слышали или знаем технику под названием Коллаж. Я верю, что большинство из Вас начало рисовать и даже иногда делать копии, но у многих я уверена остался еще страх неудачи и того что что-то не получится и нам все кажется, что мы не знаем, как и что нам правильно сделать. Не понимая, что правила правилами, но все это понятие относительное. Итак, для тех, кто до сих пор побаивается, что - либо сотворить и есть эта глава.
   Рассмотрим технику коллажа - так как эта техника подразумевает работу с уже готовыми элементами, то она не требует специальных навыков, что значительно облегчает реализации задуманного. Но при этом позволяет создавать очень интересные и по-настоящему креативные вещи.
  Итак, для коллажа потребуются:
  1. Цветная бумага
  2. Клей
  3. Ножницы
  4. Иногда веревочки и сопутствующие материалы.
  5. Открытки и вырезки из журналов
  6. Есть еще гербарий как разновидность коллажа.
  Со всем этим вы можете работать.
   Работа с коллажем, в ходе которой Вы будете выбирать элементы из разных журналов и открыток, должна привести Вас к цельному произведению. Коллаж интересен нам тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие (например, газетные вырезки с текстом, куски картона и остатки ленточек.
   Достаточно сложный, но интересный способ -- это соединение коллажа с рисунком. Допустим фигуру нарисовать от руки, а костюм создать техникой коллажа. Не забудьте, что на листе работа должна располагаться гармонично, а не в углу. Учитесь работать в выбранном Вами формате. Постарайтесь выполнять работу максимально чисто. После окончания коллажа Вы можете добавить какие-то графические линии или цветовое наполнение, если чувствуете, что это требуется. Возможно, Вам захочется добавить в коллаж кусочек ткани или тесьмы, а может быть даже какую-то фурнитуру, не бойтесь, пробуйте, экспериментируйте. Тренируйтесь и получайте от этого удовольствие.
  
  
  

  Создавайте портреты;
  Ищите и придумывайте свои Сюжеты: Фантастика, натюрморт, ретро, пейзаж и т.д.;
  Создавайте свой взгляд на костюм;
  Пробуйте разные материалы: вырезки из газет, журналов, кружева, пуговицы, ленты;
  Смешивайте разные техники: живопись гуашью и графику;
  Делайте надписи разными шрифтами;
   Ну, вот мы с вами и рассмотрели основные правила создания коллажа.
   Вы конечно можете использовать только часть из них. Да и начинать стоит с простого, сначала с натюрморта, где в вазе могут стоять сухие цветы, затем с сюжета, или пейзажа. Не торопитесь, отдайтесь этому процессу, и он обязательно принесет Вам много приятных минут, а может быть даже и часов.
   И главное, не бойтесь экспериментировать! Вы не можете ничего испортить. Ведь это Ваше творчество и никто не знает Ваш замысел.
   Я так же считаю, что эту технику можно использовать и при создании одежды и аксессуаров, при создании макияжа и при создании любого произведения искусства или быта. Главное баланс и чувство меры. Все те же самые правила создания любой вещи, но смотреться может необыкновенно интересно из-за специфики самой техники "коллажа" .
  
  
  

Глава 8.

Техника Гризайли.

   Последнее время люди научились делать с цветом совершенно необыкновенные вещи. Компьютерная графика позволяет добиться совершенной точности и нюансности. Но для художника работа с цветом это нечто особенное.
   Для того чтобы создавать по-настоящему интересные и грамотные произведения с точки зрения науки о цвете, необходимо владеть определенным набором знаний и умений. И сейчас мы будем в этом разбираться.
   И так, что такое темнота, темнота - это отсутствие света. Там, где есть свет, там сразу же появляется и цвет. Не буду вести разговор о физике цвета и о преломлении волн. Но так или иначе нам надо во всем разобраться.
   Слово "gris" в переводе с французского языка означает "серый" и передает характер живописи такого рода, содержащей в своей цветовой системе пятна оттенков ахроматического цвета - чёрного, белого и серого различной степени светлоты. [1]
   Чем же отличается одноцветная живопись от многоцветной. Ответ очевиден, отсутствием цветов кроме черного, серого и белого. Задача данного вида живописи в том чтобы научиться пользоваться светотеневыми отношениями. Это как черно белая фотография. При помощи этой техники будет легче разобраться где свет, где тень и как они работают вместе. Ведь по сути эта парочка неразделима.
   Для того чтобы было удобнее работать с этой техникой нам будет необходимо выполнить несколько небольших упражнений.
   Практика
      -- Возьмите три квадратика вырезанные из картона размер примерно пять на пять сантиметров. И выкрасьте их при помощи гуаши, один в черный цвет, второй в серый, а третий оставьте белым. Выложите их в ряд.
   Это основа для работы с Гризалью.
      -- Теперь сделайте еще два квадратика бумаги и создайте средний оттенок между серым и черным (подмешав черного пигмента к серому) и создайте также средний оттенок между серым и белым (подмешав белого пигмента к серому) и так у вас уже цветовая растяжка в пять цветов.
      -- Теперь попробуйте сами сделать ее длиннее, добавляя все больше оттенков серого цвета. Сделайте семь или девять квадратов, если получится сделайте больше. Потренируйтесь.
      -- Выложите их в длину а лучше приклейте на белый лист бумаги. Вы молодец у вас получился ахроматический ряд. Старайтесь чтобы переход из одного цвета в другой происходил постепенно. Этими цветами вы впоследствии будете пользоваться для создания своих работ.
      -- Теперь попробуем написать натюрморт. Конечно сначала вы набрасываете его карандашом и красками на глаз определяете где блик, а где самая темная тень. Теперь гладя на свою подсказку вы можете написать натюрморт в более мягких тонах используя переднюю часть монохромной шкалы, а можете написать более темный вариант используя вторую часть шкалы. Поиграйте и со средними цветами шкалы, напишите три небольших натюрморта и посмотрите какой из вариантов вам больше всего понравится. Поуточняйте работу мелкими деталями.
   Если вы работаете акварелью, то это тоже очень интересный материал для монохромной живописи. У вас просто не будет белил, и для получения более светлого оттенка вам необходимо будет использовать воду.
   Для начинающих рекомендую использовать постадийный метод работы с акварелью.
   Особенностью постадийного метода является наличие нескольких живописных слоёв, наносимых последовательно друг за другом. Каж-дый из них представляет собой одну из стадий процесса. В живописи старых мастеров применялись три стадии, имеющие названия "про-пись", "подмалёвок" и "лессировка".
   Задача прописи сводится к намёку на объём. Пропись -- это тонкий слой живописи, создающий предварительное изображение, подобное рисунку с отмывкой теней.
   За прописью следует стадия подмалёвка, основного слоя живописи, наносимого на пропись, создающую как бы "призрак" будущего изо-бражения. Целью подмалёвка является объёмная и выпуклая модели-ровка формы. На этой стадии впервые возникает пространственно ак-тивная форма, выраженная реалистично и с преувеличенной интенсив-ностью, которая является результатом уверенной проработки света, те-ни, полутени и рефлексов.
   Лессировка -- завершающая стадия работы. В лессировке прозрач-ный слой краски ложится поверх более светлого подмалёвка. Три глав-ные задачи лессировки определяют три её вида: различают тонирую-щую, моделирующую и ретуширующую лессировку.
   Тонирующая лессировка ослабляет преувеличенный резкий объём и рельеф, усиливает и оживляет слабоокрашенные участки живописи.
   Если пропись была ослабленной, а подмалёвок не создал убедитель-ного рельефа формы, нужна моделирующая лессировка, усиливающая интенсивность собственных и падающих теней, уточняющая характер объёмов и плоскостей и тому подобное.
   Третий вид лессировки -- ретуширующая -- применяется для обо-гащения, усиления или ослабления найденной моделировки формы, придания ей большей проработанности и отточенности её деталей.
   Трёх стадийный метод живописи использовался старыми мастерами в основном и наиболее эффективно в масляной живописи. Однако этот метод применяется и в акварельной живописи, как цветной, так и ахро-матической, так как он открывает широкие возможности для рацио-нального и последовательного ведения длительной работы, требующей вдумчивого отношения и тщательного исполнения поставленных задач.[1]
      -- А теперь всю туже самую работу вы можете попробовать проделать выбрав коричневый, синий или зеленый цвет по своему усмотрению. И это живопись уже будет не ахроматической, а монохромной с использованием одного любого цвета.
  
   Эта техника является основой владения живописными приемами. Она развивает глазомер, учит выявлять мельчайшие светотеневые нюансы, учит лепить форму объекта минимальными средствами. Желаю вам удачи и побольше веры в себя.
  
  
  
  

Глава 9.

Цвет.

   Психология, история и культура цвета состоят в очень глубоких и сложных отношениях, складывавшимися веками.
   Формирование всего общества практически всегда происходило вокруг различных цветовых гамм и имело свои причины, иногда эти причины были природного характера, зачастую религиозного, и очень часто политического, а иногда они просто перетекали из одной культуры в другую.
   Каждый цвет в своей культуре имеет свое значение: например, красный цвет в Китайской культуре обозначает удачу и процветание, в то время как в западном обществе красный считается символом опасности, и используется в дорожных знаках.
   Цвета свадебных церемоний разных странах сильно отличаются: например, Свадебное платье в Древней Греции было выкрашено в фиолетовый цвет из дорогостоящего красителя, получаемого из редкого вида моллюсков. Римский свадебный костюм для женщин палла (древнеримское женское одеяние, имевшее форму квадратного или продолговатого четырехугольного пледа) было цвета шафрана. Одежда Индейской невесты из племени Навахо состоит из четырех цветов - синего, черного, белого и оранжевого. Каждый цвет символизирует сторону света, так, черный цвет символизирует север, синий означает юг, оранжевый цвет - запад, и белый цвет - восток. Традиционным свадебным цветом в Китае является красный цвет. Все, что связано со свадьбой, в том числе и свадебное платье невесты, обязательно красного цвета.
   Чаще всего наши современные ассоциации с цветом проистекают из истории. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.
  
  
   Проблемой цвета с большим интересом занимался Демокрит, основоположник атомистического учения. Он написал трактат "О цветах", в котором выделил 4 основных цвета: белый, чёрный, красный и жёлто-зелёный. Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий - из чёрного и красного и др. [2]
   Так же отдельные цвета или цветовые сочетания носят и культурное значение. Так сочетание красного и зеленого цвета давно закрепилось в нашем сознании как цвета Новогодних праздников, а сочетание темно синего и белого обозначают морскую тему.
   Художники и дизайнеры используют цвет чтобы выделить настроение и тему своих произведений.
   Изучение основ теории цвета даст вам прочную основу для воплощения в жизнь ваших идей и замыслов.
   Необходимо понимать наши реакции при использовании тех или иных цветов.
   Цвета и их часто ассоциирующиеся значения:
   Белый - чистота, невинность, истина, мир, простота, холод, брак, рождение;
   Черный - интеллект, мистика, сложность, формальность, элегантность, консерватизм, мудрость, пресыщенность, сила, зло;
   Красный - страсть, сила, энергия, любовь, опасность, гнев, революция;
   Оранжевый - счастье, энергия, тепло, энтузиазм, осень, изобилие, оптимизм, предупреждение;
   Желтый - радость, счастье, жадность, дружба, лето, опасность;
   Зеленый - природа, плодородие, молодость, богатство, щедрость, рост, стабильность, начинания;
   Голубой - вода, единство, спокойствие, уверенность в себе, верность, надежность, грусть, идеализм;
   Фиолетовый - благородство, зависть, духовность, творчество, тайна, мудрость, гордость, преувеличение, творчество;
   Коричневый - природа, богатство, традиции, земля, комфорт, тяжесть, грубость.
   Итак, основными цветами являются красный, желтый и синий.
   Это цвета, которые не могут быть созданы смешением любых других цветов или оттенков. Эти цвета основные - они используются для создания всех других цветов.
   Вторичные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они создаются непосредственно из сочетания двух основных цветов.
   Третичные цвета: желто -оранжевый, красно-оранжевый, сине -фиолетовый, сине - зеленый и желто - зеленый.
   Они образуются путем смешивания первичного и вторичного цвета.
   Дополнительные цвета: красный/зеленый, оранжевый/синий и фиолетовый/желтый. Эти те пары цветов, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге.
   Использование дополнительных цветов рядом друг с другом обеспечивают максимальную яркость работы.
   Для получения оттенков какого-либо цвета - цвет смешивают либо с белым либо с черным.
   Ахроматичность - отсутствие цвета. Все оттенки серого.
   Насыщенность - чистота и плотность цвета.
   Когда вы используете цвет в живописи это не одно и тоже с тем когда вы используете его в одежде, помните, что он становится частью личности человека.
  

Глава 10.

Вдохновение.

  
   Итак, что же такое Вдохновение?! Искра? Послание? Ответ? А может быть все вместе?
   Хорошо, но откуда оно берется? И что мы чувствуем, когда оно с нами происходит?
   Легче всего, наверное, ответить на вопрос что мы чувствуем.
      -- Прилив сил
      -- Мы не можем остановиться. Мы не можем не делать то что мы делаем.
      -- Чем больше у нас получается, тем больше нам хочется это делать
      -- Мы это делаем не для кого-то, а только для себя потому что не можем остановиться.
      -- Когда мы заканчиваем дело, то чувствуем себя.......(впишите свое слово).
   Казалось бы, мы должны написать слово опустошенным (мы ведь по логике что-то выплеснули), но ощущения зачастую противоположные. Выплеснув что-то наружу, сотворив что-то с вдохновением, мы чувствуем себя наполненными, удовлетворенными, завершенными и полными свершений. А иногда ко всему прочему нас накрывает такая волна всепоглощающей радости, что, наконец, то мы закончили и создали что-то для себя необыкновенное. Как правило, то, что до этого не поддавалось нам
   А затем, мы чувствуем, что если создали что-то один раз, то сможем создать и второй раз и третий.
   Прилив адреналина, эмоций и гордость за себя.
   Ведь зачастую, с вдохновением и воодушевлением мы делаем доселе не возможные для себя вещи.
   Не буду разбирать этимологию и значение слова Вдохновение, ведь смысл этих слов нам и так понятен.
   Итак, с чувством разобрались, теперь надо понять, откуда оно берется и как бы его раздобыть.
   Безусловно, бывает и так что оно приходит само. Но в остальных случаях оно нуждается в стимулах.
Для всех они разные (стимулы). Для кого-то это поход в музей или театр, или кино, или выставку. Для кого-то это легкая влюбленность, для кого-то это Вера. Возможны и совмещения этого всего
   Иногда, людям свойственно впадать в излишнюю псевдо логичность, и мы сами заводим себя в ТАКИЕ дебри...смех да и только. Здесь надо уметь оттормаживаться.
   Например: Многие считают, что создав что-то с вдохновением, источник на время закроется для наполнения сил. Или потратив эмоции на создание произведения или вещи, начинает говорить, что надо переждать.
   С моей точки зрения это и правда и не очень.
   Во-первых, ответьте мне честно, кто-нибудь когда-нибудь видел этот источник, из которого черпаются идеи и вдохновение???
   Тогда откуда суждения?
   Это, как в одной книге было указано "И этот обелиск украшает фигура Ангела в натуральную величину". А подскажите, пожалуйста, кто видел ангела и знает его величину не понаслышке?
   Другой вопрос, для того чтобы не сгореть быстро, нужно уметь переключаться, ведь чисто физические силы человека не безграничны. И вот здесь нужно уметь переключаться и надо самим для себя придумать переключатель, Рубильник или красную кнопку, зависит от степени тяжести ситуации.
   Одно могу сказать точно, если Вас посетило Вдохновение, не отпускайте его не использованным, в крайнем случае, не до конца исчерпанным, но не тронутым, не отпускайте...это преступление.
   Оно может обидеться и больше не прийти. Ведь стоять у закрытой двери сложно, когда рядом множество распахнутых.
   Хотя....а может и не обидеться вовсе
   Главное не бойтесь. Ничего не бойтесь, у ВАС обязательно все получится, особенно если Вашим верным спутником станет вдохновение, интуиция и вера в себя.
   За ним придет и еще один верный товарищ - Мастерство
   Что рисует человек. Логично предположить, что рисует он то что видит. Но вот видит глазами или внутренним оком. Глядя на человека мы думаем "он такой же как я - руки, ноги, голова", но в этот момент не все мы понимаем, что у человека внутри могут быть целые миры - космос (хотелось бы погрузить изображение). Некоторые люди читая книгу, видят слова, а некоторые погружаются в иную реальность настолько что вот-вот смогут прикоснуться к мимо проходящему чешуйчатому красному дракону, у которого под толстой переливающийся шкурой, красиво играют тугие мышцы.
   Сейчас мы рассмотрим техники при помощи которых мы сможем расшевелить свою фантазию погрузиться в процесс творчества.
  
  
  
   Практика
   Например, я пока писала эту книгу открыла для себя чудесного автора, Бруно Мунари. Он в своей книге "Фантазия" рассматривал способы создания людьми творческих произведений и пытается понять, что такое фантазия. И предлагает интересные методы ее развития.
   Давайте познакомимся с его идеями.
  
   Холодное пламя
   Кипящий лед
   Итак, наиболее элементарный прием фантазии по Бруно Мунари - это переворачивание ситуации, использование контрастов, противоположностей, дополнительных цветов: он говорит: зеленый - я говорю: красный. На очень известной гравюре Мир наизнанку изображены лошадь верхом на человеке, пейзаж поверх облаков, овцы, пастущие стадо людей, и другие нелепицы. Дети смеются если им сказать, что сахар горький и радуются услышав про черепаху, которая мчалась быстрее молнии. Более трех тысячелетий назад человек усвоил пары противоположных понятий: добро и зло; свет и тьма; горячее и холодное и т.д. Китайцы придумали знаменитый символ Инь-Ян, имеющий форму круга и составленный из двух одинаковых по форме и разнонаправленных элементов - белого и черного. Эти элементы представляют собой неустойчивое равновесие, которое имеет место в жизни. Каждый человек, стремящийся к гармонии, стремится сохранить его, исправляя любые перекосы по мере их проявления. Крестьянин, проводя большую часть своего времени среди зелени, скорее всего (есть много тому примеров), покрасит свой дом в розовый цвет. Человек, уставший от городской суеты, будет искать покоя в тихом месте среди природы. Тот, кто проводит целые дни за цифрами, обретет равновесие в музыке.
   Все эти уравновешивающие элементы прямо противоположны тем, которые вызвали нарушение равновесия. Совершенно естественно, что человек, думая о чем-то одном, подсознательно думает и о противоположном. Это вещи довольно очевидные.
   Обезьяна из машинок.
   В креативном творчестве часто встречаем прием уподобления, основанный на зрительных и всевозможных других ассоциациях.
   Однажды Пикассо заметил сходство игрушечной машинки с мордой обезьяны. Он взялся за работу, и получилась скульптура (Бабуин с малышом, 1951): голова обезьяны сделана из двух игрушечных машинок, сложенных дном ко дну. Но что бы это понять надо очень внимательно всматриваться.
   У того же Пикассо есть скульптура голова быка (1943), сооруженная из велосипедного руля и седла. Повесить на стену - и чем тебе не охотничий трофей!
   Синий батон.
   Рассмотрим такой прием фантазии, как замена цвета.
   В 1960 году Ман Рэй сделал синий батон. Выбрал один из длинных (чуть ли не в метр) французских батонов и покрасил его всиний кобальт. (Показать бы цвет синий кобальт не из книги, там показан только батон фото черно белое). Батон остался батоном, но синий цвет сделал его совершенно несъедобным на вид. Кажется, в природе нет ни одной съедобной вещи такого цвета - синего кобальта. Проводились эксперименты с целью установить зависимость между цветом и вкусом: синее ризотто, даже вкусно приготовленное, не мог есть никто.
   Если спросить у первого встречного: какого цвета, по-вашему могут быть инопланетяне? Ответ скорее всего будет - зеленого. И это понятно. Инопланетяне в представлении людей сильно отличаются от них самих. Значит, и цвет у них должен быть необычным.
   Зеленый как раз является дополнительным к нашему телесно-розовому. То есть противоположный ему. Зачем цирковому клоуну зеленый парик? Именно для того, чтобы смешить детей.
   Пойдем дальше. Белый цвет делает вещи как бы ненастоящими. Попробуйте представить себе велосипед, кокосовый орех, пишущую машинку, ветчину, - выкрашенные в матово - белый цвет. По сути они никак не изменятся, но будут казаться ненастоящими.
   Молоток из пробкового дуба.
   Еще один прием фантазии - замена материала, из которого сделан предмет. В книге Жака Карелмана Каталог не существующих предметов есть молоток для работы под водой, целиком сделанный из пробкового дуба (патент Шаваля). В 1960-х годах был популярен очень легкий сувенирный молоток. Рукоятка его была сделана из пробкового дерева, а тяжелая часть - из мягкой пенорезины. На первый взгляд этот молоток казался тяжелым и твердым, но потом выяснялось, что он легче легкого. Можно стукнуть кого-нибудь по голове - ничуть не больно.
   Известнейший сюрреалистический объект, выполненный исходя из этого принципа замены материала, - кофейная чашка с блюдцем и ложечкой, целиком покрытые мехом (Мерет Оппенгейм, 1936). Другой объект, относящийся к тому же самому сюрреалистическому периоду - мягкие часы, написанные Сальвадором Дали (1931). В 1944 году Ман Рэй сделал и показал изменчивое зеркало, в котором человек мог сам моделировать свое изображение, просто касаясь пальцем подвижной отражающей поверхности.
   Ольденбург создал в 1963 году мягкую пишущую машинку, полую внутри, сделанную из листов мягкой пластмассы.
   Все гипсовые модели тортов и мороженного, выставленные в витринах кафе и кондитерских, тоже не что иное, как пример простой замены материала при полном сохранении формы.
   Абажур из нотной бумаги.
   Итак, зменение функции - еще один прием фантазии. В этом случае мы берем вещь, назначение которой совершенно точно известно, и используем ее совсем по другому назначению. Стакан, используемый как ваза для цветов, бутылка как подставка для абажура, оплетенная бутыль с лампочкой внутри как фонарь, фара в качестве бра, маленькая модель унитаза в качестве пепельницы, сомбреро в качестве настенного украшения, старинная деревянная люлька в качестве газетницы, старинный кованый сундук как бар, опалубка, используемая для бара, бар как место боевых действий, бутылка как снаряд...
   Каждый из нас может вспомнить сколько угодно таких примеров.
   В одном из своих фильмов Чарли Чаплин использует детский ботинок в качестве кошелька, в другом его бродяжка с удовольствием поедает вареный ботинок.
   Можно использовать коровник, старую мельницу (или любую другую хозяйственную постройку) в качестве летнего жилища. В популярных журналах по архитектуре находим много примеров таких переделок.
   Спичка поп - арта.
   Фантазии ничего не стоит изменять размеры предметов.
   В 60-е годы, когда на арену вышел поп - арт люди с изумление смотрели на выставленные в знаменитых галереях огромные объекты, которые на протяжении многих лет привыкли видеть на промышленно - хозяйственных выставках разных стран. Здесь, куда массы посетителей приходят посмотреть на последние достижения науки и техники, рекламные агенты всего мира вовсю пользовались гигантскими моделями экспонатов для привлечения внимания публики. Многие запомнили огромные тюбики зубной пасты или такие же банки со смазочным маслом, проплывавшие в низком небе тех выставочных центров. Эти рекламные объекты. Сделанные из резины и наполненные газом, были привязаны к земле специальными тросами. На хозяйственных выставках всегда присутствовало то, что потом окрестили поп-артом. Поэтому гигантские объекты, выставленные в художественных галереях, были рассчитаны не столько на публику, сколько на художественную критику. То, что раньше делалось никому не известными людьми для хозяйственных выставок, теперь было подписано и продавалось на художественных биеннале за очень высокую цену.
   Прием изменения размера часто используется в научно - фантастических фильмах. Первый фильм, который приходит на ум, - это Кинг -Конг. Огромная обезьяна, взобравшаяся на крышу самого высокого Нью -йоркского небоскреба, несет молодую женщину (естественно, красавицу, для большего контраста), а вокруг летают истребители.
   Чудовища.
   Рассмотрим еще один прием фантазии: соединение разнородных элементов в одном предмете или существе.
   Соединив несколько разных животных в одно, получим сказочного зверя. Примеров множество. У дракона с картины Паоло Учелло Святой Георгий и Дракон голова напоминает собачью (со странными клыками), туловище приземистое и сухопарое (видны ребра и хребет), ноги всего две, правда очень крепкие и мускулистые - трехпалые лапы с мощными когтями, два перепончатых крыла, как у летучей мыши, только разрисован разноцветными кругами, ребристый хвост завивается кольцами. Иеронима Босха можно считать корифеем по этой части: каких только чудовищ не встретим в его работах!
   В общем же, тут постарались многие художники, рисовавшие и писавшие всяких таких существ.
   Бывает, что вместе соединяют обычно несовместимые части - живое с неживым.
  Вспомним у Дали человеческие фигуры с выдвижными ящиками, вспомним знаменитое чудовище Франкенштейна - искусственно созданное существо с металлическим краном на шее.
   В научно - фантастическом фильме Эксперимент доктора К. (1957) ученый из-за ошибки в эксперименте оказывается с головой мухи, которая случайно залетела в лабораторию, а муха оказывается с головой учёного и кричит "Помогите!", когда на нее нападает паук.
   В 1959 году мы увидели, как знаменитый актер Лон Чейни превращается на экране в человека-крокодила. Еще древние греки придумали сирен и кентавров, а у древних египтян были божества с головой птицы, быка, собаки.
   Среди предметов интерьера стоит упомянуть столы, стулья и кресла с ножками в виде львиных лап или птичьих лапок.
   Отношения отношений.
   Рассмотрим пример: назовем его отношения отношений.
   До этого мы видели, как фантазия заменяет одно свой-ство предмета (реальное) на другое (не соответствующее реальности). Примеры: синяя кошка, быстрая черепаха, тяжелая бабочка, диван на дне бассейна и т. д. В каждом из этих примеров присутствует только одно отношение (цвета, или скорости, или веса). Если мы будем комбини-ровать разные отношения, то результат получится бо-лее сложным. Пример: вот синяя кошка (изменен только цвет); она очень легкая -- если не привязывать к земле, поднимется в воздух (изменен вес); она очень высокая -- ростом с дерево (изменен размер); она любит прогули-ваться между языков пламени (изменено окружение).
   Но это еще не все комбинации. Мы не использовали свойств, предлагаемых другими чувствами, такими как слух, осязание, обоняние. Что ж, попробуем: эта синяя кошка, легкая как пух, высокая, как дерево, гуляющая среди пламени, оказывается, еще и лает, покрывается ле-дяной коркой и издает сладковатый запах пачулей. Чем не персонаж из фантастического фильма?
   Мы можем использовать и другие ассоциации, на-пример из области психологии, культуры, социальных отношений.
   Все вышесказанное не может служить рецептом, используя который, можно сразу стать фантастом или креативщиком. Для живописи недостаточно иметь краски, или, как говорил Дюшан, "чтобы сделать коллаж, недостаточно клея".
   Анализируя простые и сложные примеры работ фантазии, мы можем понять ее механизм, ее инструмент, как говорится, ноу-хау, а дальше от нас потребуется и усердие, и культура.
   Карандаш, украденный у Рафаэля, не поможет стать великим художником.
  
   Теперь о конструировании (работа в трех измерениях). Для начала можно попробовать превратить плоский лист Бумаги во что-нибудь объемное. В Японии всем детям преподают оригами -- искусство складывания фигурок
   К (это могут быть многогранники, цветы, животные, птицы) из листа бумаги.
   Техника оригами учит точности.
   Можно делать конструкции из проволоки, картонных трубок, коробков, коробок из-под яиц, из огромного количества вещей, которые обычно только захламляют дом и выбрасываются безо всякого сожаления. [3]
   Итак, что же такое воображение - мой ответ - это главный инструмент творца.
   Так с чем же можно сравнить воображение. Может это фабрика, просто производит не сталь или колбасу, а идеи? - и так же как для фабрики ей нужно топливо, оборудование и знания, и чем все это лучше тем интереснее результат?
   С в чем же разница воображения и фантазии?
   Мне кажется, что Воображение - это сам процесс и не надо его переводить в существительное, не к чему.
   Воображение, как любой процесс ведет к производству чего-то! Так и есть! Это процесс производства идей! Я так считаю!
   Идей для творчества!
   Идей для патентов, науки, рисунков, картин, преобразования атомов и полетов на луну.
   Воображение - это участие в движении при полном поглощении процессом (ведь не возможно воображать на половину!) и импровизации. Где импровизация и вовлеченность играют главную а не второстепенную роль. Воображение- это стремление к сопричастности в чем что для вас лично может иметь значение в каком-то необыкновенном проекте.
   Но воображение -- это так же и отстранённость чем-то одиночество, иначе не получится все поглощённости процессом.
   И так же воображение -- это труд, который один из наиболее осуждаем, например "Что ты там себе на воображал(а), что ты что-то сможешь?!".
   Люди, которые начисто его лишены, обрекают людей обладающих великим даром воображать и творить миры на прозябание посредственностями - людьми которые не смогли открыть свой талант всего лишь потому, что кому-то он показался не трудом и следствием широты мысли и умственного потенциала, а легковесной разменной монетой, которая не годна к использованию в мире людей. За которую не возможно купить хлеб и колбасу. "Только люди с серьезной профессией и крепко стоящие на ногах могут что-то..." а фантазии и воображение нельзя потрогать руками, это воздух, который не продать. Но...которым мы дышим.
   И мне интересно в каком бы мире мы жили, если бы многие из нас не сломались, а развили бы свои способности. И возможно если бы мы изначально знали свой потенциал, а не прятали бы его, мы стремились бы к сотрудничеству с другими, для его реализации.
   Так дизайнер представляя себе мягкую тягучую сталь трансформирующуюся в разные предметы при помощи скручивания, стремился бы к сотрудничеству и с химиками и с техниками. И возможно было бы более доступно, потому что возможно отличным химикам не хватало бы лишнего толчка для реализации своих идей.
   И так во всем.
   Только когда мы чувствуем себя принятыми и защищенными, только когда мы уверены, что не будем подвергнуты смеху и некомпетентной критике, только тогда мы можем творить идеи безнаказанно, бесстрашно, без осуждения, а значит СВОБОДНО!
   Мы люди наделенные редким талантом, и как всегда, люди обладающие редким богатством подвергаются наибольшему непониманию.
   Не надо прятаться и скрываться, мы живем уже в то время, когда можно творить и искать своего слушателя, своего потребителя. И не подчиняться им, а в чем-то доказать свою правоту и право на то что бы Состояться Творческой Личностью!
  
  

  Глава 11

  Правила и законы композиции.

  Золотое сечение.

   Для того чтобы создавать грамотные и логичные произведения надо знать несколько правил.
   В основе золотого сечения лежит последовательность Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89,
   144, 233, 377, 610... Особенность этой последовательности в том, что каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Исследователи в области золотого сечения пришли к выводу, что последовательность чисел Фибоначчи -- арифметически выраженный закон золотого сечения.
   В эпоху Возрождения была издана книга "Божественная пропорция", которую написал монах Лука Пачоли, близкий друг Леонардо да Винчи, последнему в виду их дружбы приписывают авторство иллюстраций в этой книге. Леонардо да Винчи также много времени уделял изучению золотой пропорции. Он производил сечения стереометрического тела, образованного пятиугольниками, и получал прямоугольники с отношениями сторон в соответствии с правилами золотого деления. Считается, что именно Леонардо дал название этому делению как "золотое сечение".
   Альбрехт Дюрер, путешествуя по Италии, завел знакомство в Лукой Пачоли, чьи знания о золотых пропорциях надолго заняли пытливый ум немецкого живописца и графика. На основе золотого сечения он в подробностях разрабатывает теорию пропорций человеческого тела.
   Некоторое время золотое сечение было отвергнуто как академическая рутина, которая вредит творчеству.
   Снова золотое сечение стало интересно только в XIX веке. В 1855 году немецкий профессор Цейзинг выявил универсальность золотого сечения во всех явлениях природы и искусства.
  В ходе исследования профессор измерил примерно две тысячи человеческих тел. Пропорции мужского тела составляют соотношение 13:8=1,625, что очень близко к золотой пропорции, несколько уходят от золотой пропорции женщины, их соотношение 8:5= 1,6. Показатель золотого сечения -- деление человеческого тела пупком.
   Кроме того, Цейзинг исследовал греческие вазы, архитектурные сооружения, растения, животных, музыкальные тона, стихотворные размеры. Именно профессор Цейзинг связал ряд
  Фибоначчи с золотой пропорцией.
   Другой подход, выведенный из принципа золотого сечения, состоит в разделении плоскости картины на три равные части. Многие художники считают, что такое разделение создает динамические пересечения, которые приковывают взгляд, но симметрия может быстро наскучить, и лучше отдать предпочтение принципу динамического равновесия, а не сопоставлению равных частей, например, уравновесить два небольших дерева одним большим, а не деревом такой же высоты.
   В XX веке свой вариант золотого сечения предложил талантливый французский архитектор Корбюзье. Он разработал единую систему величин, в основу которой был взят средний рост человека. Была построена шкала золотого сечения, которую Корбюзье назвал "модулором". Он утверждал, что каждый из своих проектов был сооружен с помощью "модулора". ;
   На рубеже XIX и XX веков золотое сечение распространилось на практически все виды дизайна: от художественного до технического.
   У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.
   Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий: сюжета и содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание -- его глубинная часть. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания.
   Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.
   К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму.
  Художник может задать четкий, жесткий ритм. В такой композиции нет ни одной детали, которая бы существовала вне стройной согласованности.
   Рассмотрим несколько законов композиции.
   1. Закон целостности. Композиция перевода означает "составлять", "сочинять", поэтому важным ее законом является целостность, которая выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, и нет хаотичности.
   Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря
   соблюдению первого закона композиции -- закона целостности -- произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
   Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности -- неделимость композиции -- означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
   2. Закон подчиненности. Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
   3. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр) так чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются как главные, основные.
   4. Закон контраста.
   Контраст бывает следующих типов:
   Цветовой контраст (светлый -- темный). Термин "контраст" обозначает резкую разницу, противоположность сторон. К примеру, цвета черный --белый, черный -- красный всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке. Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды кон- ~ трастов -- контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
   Контраст величин (маленькое -- большое). То есть большое на, фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке имели бы одинаковый размер.
   Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными персонажами.
   Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия -- это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни. Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания.
   В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения "механики" построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.
   5. Закон статики -- это состояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.
   6. Закон динамики -- это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.
   Для того чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.
   Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.
   Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.
   Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.
   7. Закон воздействия. Полностью закон формулируется как закон воздействия "рамы" на композицию изображения на плоскости.
   Предмет, изображенный на однородном поле близко к "раме", в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины, вызванной наличием "рамы", воспринимается лежащим близко к плоскости "рамы" или даже частично слитым с ней.
   Предмет, расположенный не близко к "раме" и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине.
   Ровное плоское поле благодаря наличию "рамы" становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенным. [4]

  Глава 12

Doodle, Zentagle и Mandala

   Doodle в переводе с английского означает каракули. Так что для того чтобы начать рисовать, совершенно не надо напрягаться. Данная техника полезна тем что ее удобно использовать везде где вы находитесь. В ней нет особых правил и она дает вам полную свободу творчества.
   Doodle - могут быть выполнены в виде орнаментов или более конкретных рисунков, главное, чтобы в этот момент ваш мозг был занят чем-то другим. Это что-то типа интуитивного рисования.
   Автор новой книги "каракульная революция" Санни Браун, считает что "Это инструмент мышления".
   Zentagle более сложная техника, чем doodle. Но в чем-то и более простая. Здесь весь рисунок составляется из повторяющихся элементов, которые вы придумываете.
   Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала -- это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, "карта космоса". (википедия)
   Итак - главное при рисовании мандалы, это отключить мозг, нарисовать круг и заполнить его. Считается что нарисовать мандалу не правильно невозможно. Так что расслабьтесь и творите. Для того чтобы нарисовать круг вы можете использовать подручные средства. А для его заполненить вы можете воспользоваться линейкой или лекалами. Вы можете сделать ее цветной, а можете оставить черно белой.
   Как вы можете заметить есть что-то общее между тремя этими техниками. Попробуйте поработать с каждой из них и выберите свою.

  Глава 13

  Art Journaling

   Рассмотрим что такое Journaling. Из названия следует что это работа с журналом, больше всего это похоже на записную книжку или дневник художника, в котором он записывает, зарисовывает и делает коллажи своих мыслей и идей. Но этим могут заниматься и не художники, и надо сказать что у простых людей это получается не хуже. Главное просто подключить фантазию.
   Вы можете сами задать бумаге любой цвет, потом сделать какую-то аппликацию, и сделать надписи. Главное не торопитесь и занимайтесь этим с удовольствием.
  Глава 14

  Рисуем вслепую

   Я хотела бы предложить вам еще одну технику, мне она показалась крайне полезной для начинающего художника.
   Закройте глаза, теперь поднимите указательный палец и проведите им по лицу.
  Осторожно проведите им по бровям, закрытым глазам, носу и губам. Теперь в другую руку возьмите карандаш. Не открывая глаз и ощущая левой рукой контур лица, нарисуйте себя. Когда откроете глаза и посмотрите на рисунок, то скорее всего, увидите, что один ваш глаз расположился рядом с ухом, а другой с губами. Но возможно вы отметите что ваша рука стала уверенной и расслабленной.
  Попытайтесь сделать тоже самое с моделью. На этот раз не закрывайте глаза. Смотрите только на модель и рисуйте-разумеется, не глядя в рисунок. Пусть ваш взгляд будет устремлен на модель, а результат вы проверите только тогда, когда все будет готово. Вы увидите, что результат необычно слабый, и одновременно меткий.
   Рисуя, привыкайте не "смотреть, а потом рисовать", а делайте это одновременно.
  Поглядывайте на бумагу, чтобы проверить, где находится рот, перепроверьте соотношения и пропорции, и далее рисуйте рот, глядя на модель.
   Вы заметите, что ваши рисунки становятся лучше, вы работаете быстрее и ваши линии приобретают уверенный размах. Парадоксально, но факт, рисование вслепую открывает вам возможность видеть точнее и рисовать быстрее. [6]

  Глава 15

  Материалы для работы

0x01 graphic

   Работать можно всеми возможными материалами. На бумаге любого цвета. Ищите чем вам будет удобнее и приятнее работать. Имейте в виду что некоторые материалы будет плохо видно из-за их прозрачности, если решите работать на темной бумаге подбирайте более плотные материалы с хорошей покрывной способностью.

  Глава 16

  Преодолеваем препятствия.

  Среди удивительных, ошеломляющих перемен, которыми переполнена жизнь в современном мире, личность человека зачастую теряется из виду.
  Развитие общества с его необузданными потребностями, с одной стороны, и централизацией власти - с другой, привело к падению личной ответственности и, как следствие, к неуверенности в собственных возможностях у подавляющего большинства людей.
  Без развития уникальных энергетических, мысленных и творческих способностей жизнь теряет то, что я называю Силой Личности, - содержательность, яркость, целеустремленность, значимость. Сила Личности - это способность не только преодолевать превратности судьбы, но иногда и умение обращать их себе на пользу.
  Философ Бертран Рассел отмечал, что если бы в XVII веке сто выдающихся личностей погибли в детстве, то современный мир не стал бы таким, каков он есть. Но если творческая потенция всего лишь ста человек имеет такое значение для мировой ис-тории, то можно представить себе, какое прекрасное будущее ждало бы нас, если бы целый миллиард личностей стал обладателем полноценного образования и свободы, чтобы получить возможность самовыражения и развития своих природных способностей. Сейчас у нас достаточно ресурсов и технологий, чтобы превратить это в реальность. Нам нужны лишь воля, воображение и доброта. Физическое и умственное порабощение любого человека грозит опасностью для социальной жизни всех. Никто не знает, где и как рождается талант, каждая личность способна внести свой вклад в благосостояние общества. Право на Самовыражение и на свободное развитие личности не должно быть привилегией избранных, оно принадлежит всем.
  В старину говорили: если не погибнешь в борьбе, то станешь сильнее. Желание преодолеть трудности - это основа Силы Личности. Тот, кто не борется, никогда не познает меру своей силы. Ни мужчина, ни женщина без жизненных испытаний не сумеют поверить в свои творческие возможности.
  Для того чтобы обрести жизненный опыт, пройти через испытания и борьбу, вовсе не обязательно искусственно создаваясь врага. Самые будничные жизненные ситуации полны трудностей я испытаний - за ними не нужно далеко ходить, они рядом с нами, в большинстве случаев - в нас самих. Неудачный брак, неприятный сослуживец или начальник, трудный ребенок, по-стылая работа, слабое здоровье, ревность, раздражение, застенчивость - все это преграды, которые приходится преодолевать. Под их обыденностью, часто вводящей нас в состояние обманчивого спокойствия, скрываются настоящие ''драконы'.
  На первый взгляд люди, обладающие Силой Личности, могут показаться эдакими сказочными героями, но на самом деле любой человек - будь то король или сапожник - сталкивается в жизни и с трудностями, и с испытаниями. Только желание преодолеть трудности, борьба могут сделать человека героем. 'Желание преодолеть трудности' (по английски - challenge) происходит от латинского 'calumnia' ложное обвинение. Таким образом, под словом 'испытание' подразумевается нечто ненадежное, ? обманчивое, несостоятельное, иными словами, то, что необходимо и можно преодолеть, ибо истина сильнее лжи. Тем не менее нельзя недооценивать трудности, связанные с этим. Невежество, нерешительность и ложная гордость часто подводят нас в жизненных испытаниях. Как говорил Шекспир, большинство людей предпочитают глупость мудрости, ибо глупость смешит, а мудрость печалит. Без развлечений в жизни, обойтись нельзя, но стоит развлечениям превратиться в само-цель и отвлечь наше внимание от серьезных жизненных проблем, как мы теряем Силу Личности. Уверенность человека в собственных возможностях накапливается по крупицам из еже-дневного опыта, благодаря глубокому осознанию природы по-вседневных забот и невзгод, а иногда страданий и жертв. Но никогда нельзя приобрести Силу Личности в бесшабашном веселье, бессмысленных развлечениях и поощрении собственного эгоизма. Жизненные трудности, если они не берут верх над нами, будят в нас храбрость и настойчивость, помогают научиться властвовать над собой, обрести уверенность в себе.
  При преодолении трудностей человек извлекает для себя урок. В каждом жизненном испытании содержится крупица Силы Личности, которую необходимо добыть. Усвой этот урок, и ты научишься преодолевать все испытания, обретая при этом внутреннюю свободу. [ХМ]
   Для того чтобы разобраться с тем что вам нравится и творить в свое удовольствие, давайте разберемся сначала с врагами творчества.
   Самый опасный враг творчества - это страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
   Второй враг творчества - чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.
   Третий враг творческого мышления-лень.
   Когда человек желает что-то сделать - он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три типа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап - завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать.
   Итак, предубеждение, неверие в свои силы, неумение планировать и организовывать свою деятельность являются основными тормозящими факторами творческой деятельности. [5]
   Один известный автор провел исследование, в котором опросил 91 творческого человека работающих в разных областях науки и культуры. И выяснил что полученные в ходе интервью картина креативности и образ жизнерадостной позитивной творческой личности шли в разрез с традиционным представлением о креативном человеке. В ходе исследования автор приходит к выводу что общепринятый стереотип несчастного гения в значительной степени является мифом. Можно вытащить на свет, развенчать, обесценить, разобрать на кусочки и рационализировать поведение творческого человека, напрочь игнорируя при этом сопутствующую его жизни радость и полноту. Но, сделав это, мы не заметим самого важного, чему только можем научиться у творческих людей: умения находить цель и радость в хаосе бытия.[XIV]
  
  

  Глава 18

  Внутреннее развитие и 'Я' художника.

  Дорогие читатели в этой главе мы будем говорить о вас лично. Вы должны найти свою границу, внутри, за которой начинается ваша свобода. И только там, отринув все ограничения и предопределенности, при участии которых для свободы просто не остается места, начать творить.
  А вместе с этим, руководствуясь личными ценностями и влечениями духа, вы сможете творить свободно и бесстрашно. Постарайтесь не искать пока какой-либо выгоды, а творите просто для того чтобы участвовать в этом процессе. И возможно ваша жизнь от этого станет чуть более полной.
  Для того чтобы стать по настоящему творческой личность необходимо обладать некоторыми качествами. Дисциплина крайне необходима при выработке тех качеств, которые помогают и развивают внутренний потенциал человека.
  Первое качество, без которого не обойтись это 'решимость'. Решимость выбрать путь творческой личности и следовать ему независимо ни от преград ни от возникающих трудностей.
  Решимость является движущей силой творческого потенциала человека. Решимость приходится проявлять постоянно, отстаивая свои стремления и права на ту жизнь которой мы хотим и стремимся жить.
  Второе качество, без которого нам не обойтись это терпение.
  Очень часто в самом начале какого-нибудь нового дела люди теряют терпение, а потом им уже не хватает сил, чтобы надеяться, мечтать, искать, бороться и даже жить. [ХM]
  Третье качество - это выдержка, она необходима для того чтобы вы могли действовать соответственно своим планам и собственным правилам.
  Четвертое качество- любопытство - стремление к познанию окружающего мира и механизмов по которым он работает. Без любопытства попытки создать что-либо будут тщетны, по-скольку создаваться будет то же самое. Необходимо иметь огромный запас любопытства, любознательности и интерес к тому как все устроено и как оно работает чтобы можно было распознавать интересные проблемы. Открытость новому, живость внимания, постоянно выхватывающего из окружающего мира то одно, то другое событие, очень способствует распознаванию потенциально новых вещей. У любого творческого человека эти черты выражены очень ярко. [XIV]
  Пятое качество - это идеализм. Но не в том понимании в кото-ром мы привыкли его воспринимать. А от слова идея. Ведь без идей художник пуст. И главным подталкивающим механизмом идеализма в нашем понимании является культура в целом.
  Постарайтесь синтезировать в себе все качества, которые так необходимы для грамотного и гармоничного развития творческой личности.
  Попробуйте проникнуть в глубину самого себя, изучить свой внутренний мир и его границы.
  Возможно в процессе вы будете стремиться к тому чтобы вы-явить и развить свои возможности, вам будет полезно изучить биографии людей, которые по вашему мнению добились много, и доказали насколько человек способен создавать сам себя, раздвигая свои внутренние границы. И возможно у вас получится применить какие-то из их наработок для совершенствования себя.
  Творчество способно трансформировать ваш внутренний потенциал во внешние перемены, в изменение того что происходит вокруг вас. Ведь это одна из основных его функций.
  В момент освобождения чего-то внутри, от связывающих условностей как путы, возможно, вы сумеете подойти ближе к осознанию и пониманию собственного 'Я' и создать активную, свободную от предрассудков творческую личность. Ведь в итоге одной из основных целей человека является его стремление стать именно тем в реальности, кем он является внутри себя. Прийти внешне к себе внутреннему. И только исследуя себя отринув вложенные понятия о ваших возможностях можно это осуществить.
  Необходимо иметь огромный запас любопытства, любознательности и интерес к тому как все устроено и как оно работает чтобы можно было распознавать интересные проблемы. От-крытость новому, живость внимания, постоянно выхватывающего из окружающего мира то одно, то другое событие, очень способствует распознаванию потенциально новых вещей. У любого творческого человека эти черты выражены очень ярко. [XIV]
  Глава 18

  Мир Глазами художника.

  В этой главе я хотела бы поговорить с вами о глазах и видении художника. Мне кажется, что творческий человек видит мир иначе. Он более наблюдателен.
  Вдумайтесь над фразами ниже и скажите сами для себя что они для вас значат и чем обычные глаза человека отличаются от глаз художника. Возможно этот взгляд чем-то схож с детским, он все время ищет что-то новое и реагирует даже на мельчайшие детали.
  Фразы:
   Город глазами художника
   Природа глазами художника
   Космос глазами художника
   Дети глазами художника
   Цветы глазами художника
  В процессе творчества, глаз художника в постоянном вычлене-нии деталей. Там, где обычный человек видит один цвет, ху-дожник видит несколько.
  Художник все время анализирует увиденное основываясь на художественной грамоте либо отдаваясь внутреннему ощуще-нию гармонии.
  От уровня развития видения от насыщенности памяти художе-ственными образами и впечатлениями зависит насыщенность художественного произведения деталями.
  Художник, который уже создал в голове некий замысел произ-ведения все что видит будет трансформировать и интерпрети-ровать в привязке к своей идее.
  Художник всегда в своей работе должен стремиться к единству и цельности произведения, распределять грамотно предметы и фигуры на листе, следить за доминирующими формами объемами и цветовыми сочетаниями.
  Только в процессе творчества и постоянной тренировки можно развить художественное видение.
  Итак, видение художника - это способ сенсуального восприя-тия действительности. Возможность переработать воспринятый образ в соответствии с внутренним наполнением автора, художественной грамотой, образцами искусства и вдохновением.
  Рисуя какого-либо человека или предмет вам придется проник-нуть в мир этого человека или предмета. Увидеть все не только глазами, но и внутренним зрением, ощущениями.
  Ведь, как и внешне, внутренне мы все отличаемся друг от друга и получается, что каждый из нас как жемчуг - неповторим и ваша задача как художника, уловить эти черты и передать их через художественные приемы зрителю.
  При создании своих работ стремитесь следить за нюансами и доминантами формы и цвета. Следите за тем что в тени и с ка-кой стороны падает свет. Рассматривайте изображаемые объекты, вникайте в них. И я уверена со временем, вы сможете раз-вить в себе более внимательное видение окружающего мира.

  
  Заключительное слово.

   Если в процессе чтения книги вы почувствовали растерянность от каких-либо глав, не волнуйтесь, перечитай-те их. Если какая-то из них не очень ясна попробуйте освоить ее позже. Не волнуйтесь.
  Дорогу осилит идущий.
  Не ставьте себе высоких планок, не пытайтесь вникнуть во все одновременно. Попробуйте есть слона по частям.
  Творчество процесс сложный и многогранный, но в тоже время он дает неограниченные возможности для самореализации. Верьте в себя в свои силы и умения. И я уверена у вас обязательно все получится.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   14.08.2012
  

2

  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"