|
|
||
Данное интервью было взято в клубе Kadena NCO, расположенном на авиабазе Кадена, Окинава. Присутствовали Сокен Хохан, и один из его старших учеников Кисе Фусей. Сокен - шихан, обладатель 10 дана карате-до Серинрю Мацумура Сейто. Его додзе: 104 Gaja, Nishihara City, Okinawa Prefecture, Japan. |
Эрнест Эстрада: Сенсей, представте себя пожалуйста.
Сокен-сенсей: Меня зовут Хохан Сокен. Родился 25 мая 1889 года. Живу в деревне Гадза, город Нишихара, префектура Окинава. Я коренной житель Окинавы. Официальное название моего стиля Ортодоксальное карате-до Серинрю Мацумуры (Matsumura Orthodox Shorin-ryu Karate-do), я шихан, 10 дан. Мое хонбу додзе находится в деревне Гадза, город Нишихара.
Мой стиль берет начало от Сокена Кайо. В ознаменование назначения Кайо на должность главного телохранителя короля Се Ко (в последствии и у Се Ику и у Се Тай), ему разрешили изменить свое имя. В то время существовала такая традиция, особенно если в вашей жизни происходило нечто неординарное. Он изменил свое имя на Мацумура - Мацумура Сокен.
Позже, король Се Тай, официально присвоил Мацумуре звание "Буси" (термин "буси" отличается от японского значения. В Японии, "буси" означает "воин". На Окинаве, "буси" обозначает на просто мастера боевых искусств/воина, а истинного "воина-джентельмена" - прим. ред.). И до сего дня, он известен как Буси Мацумура.
Когда Буси Мацумура умер, "бразды правления" школой перешли к моему дяде, который был его внуком - Мацумура Набе. Моя мать была сестрой Мацумура-танмей. Танмей - означает "уважаемый человек", и это было и до сих пор остается на Окинаве обращением, выражающим глубокое почтение к человеку. Я стал учеником у дяди году в 1902 или 1903, и начал изучать оригинальные техники Учинан Суй-ди, как это тогда называли.
В то время, у мастеров боевых искусств небыло больших групп учеников. У Итосу Анко было меньше дюжины учеников, и он считался самым крупным преподавателем. У моего дяди был только один ученик - я. Он был человеком "старых взглядов", поэтому мог преподавать или показывать технику только членам семьи. Так как я интересовался боевыми искусствами больше остальных, в ученики он выбрал меня.
Должен сказать, что Ортодоксальное [карате] Мацумуры не единственный подлинный стиль Серинрю. Этот стиль, мой стиль, был передан Мацумурой Соконом моему дяде, Набе-танмею, но Набе-танмей не был его единственным учеником. У Мацумуры было около дюжины учеников, и каждый изучил его технику, и развил дальше.
Мой дядя же, просто передал мне то, что сам изучил у Буси Мацумуры. Так что, правильнее сказать, что это "старая версия" стиля, без всяких изменений. Занимаясь моим стилем Ортодоксальное [карате] Мацумуры, вы прикасаетесь к древним временам, когда карате было более яростным и требовало большей самоотдачи.
Э.Э: Сенсей, вы можете рассказать что-нибудь о своих методах преподавания?
Сокен-сенсей: Раньше, тренировки всегда держались в секрете, что бы никто не мог украсть ваши технические методы. Первое, чему меня обучал Набе, была техника передвижений. Он мог нарезать банановых листьев, и разбросать их по земле. А после дать мне задания выполнять упражнения направленные на отработку баланса. При плохом балансе можно было упасть, а так как упражнения всегда выполнялись на пределе сил, падение могло привести к серьезной травме.
Еще использовались сосны, на Окинаве их можно встретить повсюду. На них можно было отрабатывать технику захватов для ближнего боя. Такие тренировки были очень тяжелы и суровы для человека, который упорно работал целый день, а затем ночью упорно тренировался. Жизнь в те годы была не сахар.
Мы могли тренироваться два раза в день. К примеру утром отрабатывать технику ударов и физические упражнения, разминаясь перед рабочим днем. А после тяжелой работы в поле, мы могли тренироваться ночью в парной работе или отрабатывать анало современного котекитай. Мы должны были превратить наши руки и ноги в железо, что бы они стали истинным оружием. И последние часы, мы отрабатывали ката Мацумуры.
Э.Э.: Не могли бы вы рассказать о ката, которые преподаете?
Сенсей: Что ж, ката, да, самая важная ката Мацумура Сейто - ката кусянку. Иногда, мы отрабатывали кусянку с канзаси (шпильками), зажатыми в кулаках - это был распространенный метод ведения боя. Шпильки были символами положения в обществе, и многие окинавцы носили их и как украшение, и как оружие защиты.
Э.Э.: Как я знаю, вы преподаете форму Белого Журавля. Ката хакучо - и есть эта форма?
Сенсей: Нет, хакучо совершенно другое ката, которое, как я предполагаю, происходит от китайского продавца чая Го Кенки. А мое ката от него очень отличается. Я называю его хакуцуру. Было это примерно... нет, это было на десятый год моего обучения. Дядя показал мне самое секретное ката Мацумура Сейто Серинрю - ката хакуцуру (белый журавль). В этой форме сложный баланс - все ката Мацумура отличаются сложным балансом, но эта форма была самой опасной в отработке.
Отработка хакуцеру вынудила меня потратить много времени на отработку баланса, через выполнении ката на сосновом бревне. Сначала я отрабатывал форму на земле, а затем должен был выполнить ее на лежащем на земле бревне. Для более серьезной тренировки, бревно помещалось в реку и привязывалось, что бы не уплыло. После этого я должен был выполнять ката балансируя на бревне. Это было очень сложно, и я несколько раз чуть не утонул, когда срываясь падал и ударялся головой о бревно.
Э.Э: Вы считаетесь ведущим мастером традиционного оружия. Можете рассказать что-нибудь о ваших тренировках с оружием? Сенсей: Я изучал владение традиционным оружием у Комесу Уси-но-таймей, а после него у Цукена Мантака. Цукен известен формой бо - Цукен-но-кан, или Цукен-бо. Она очень известна.
Э.Э.: Сенсей, вы превосходно говорите на испанском языке. Где вы его изучали?
Сенсей: Да, испанский язык. В 1924 году, я поехал искать счастья в Буэнос-Айрес, Аргентину. Я занимался фотографией, а позже работал в сфере чистки одежды. Так я и освоил испанский язык. А после того, как стало известно кто я, я начал преподавать карате. Большинство моих учеников в Аргентине были выходцами с Окинавы, и некоторые из Японии.
В целом, в Аргентине у меня была маленькая горстка учеников, но мы дали много показательных выступлений по всей стране. В Аргентине живет очень, очень много выходцев с Окинавы и Японии. А на Окинаву я возратился в 1952 году.
Э.Э.: И что случилось после вашего возвращения на Окинаву?
Сенсей: Сперва я не занимался преподаванием карате. Публично не преподавал, но начал преподавать нескольким членам семьи, которые тогда как раз открыли маленькое доджо. Тогда я называл это на диалекте "хоген" Мачимура суй-ди, или, как будет по-японски - Мацумура Сюри-те.
Приблизительно в 1956 году, я изменил название на Ортодоксальное Карате-до Серинрю Мацумуры. В тренировках я все еще придерживался старых методов преподавания, и не понимал новых. Они были какие-то более мягкие и слишком коммерческие. Из-за этого, я не вошел ни в одну из организаций появившихся в то время. Не все могли принять мои старые методы карате. Они считали их слишком старыми и грубыми - думаю, мои методы были слишком жесткими и тяжелыми. Но, как бы то нибыло, это были методы которыми обучали меня, и которым обучал я. Уже много позже, когда ко мне приехали заниматься американцы, я изменил подход к обучению.
Я определил, что есть два вида учеников. Первый, это люди, которые имеют серьезную мотивацию и твердые намерения изучить окинавские боевые искусства. Вторые - люди, которые просто хотят хвастаться что изучают карате. Последних больше. Последних можно увидеть повсюду. Они только и говорят что "знают" карате, или что они "занимаются" карате - они пустышки.
Э.Э.: Не могли бы вы еще рассказать о своих ката?
Сенсей: Я преподаю ката Мацумуры. Ката, которые я сейчас преподаю - пинан шодан, пинан нидан, найфанти шодан, найфанти нидан, патсай-се и дай, чинто, годзюшихо, кусянку, рохай ичи-ни-сан, и хакуцуру. Последнее - мое любимое ката - потому что мне его легче выполнять. Когда я был молод - лучшим моим ката было кусянку. Кусянку Мацумуры - старая версия, которую сейчас редко встретишь.
Я так же преподаю владение бо, сай, туйфа, кама, нунчаку, кусаригама и суручин. Мое любимое оружие - цукенбо (что я изучал у Комесу Уши), а в прошлом это было фуригама или кусаригама. Мы, на Окинаве, используем самодельные веревки, что бы привязать каму к руке или запястью. В Японии используют стальную цепь, но она слишком тяжела и может нанести травму ученику отрабатывающему эту технику.
Я хорошо знал Тайра Шинкена, когда он был жив. Я преподавал ему некоторые из моих старых форм. В 1970 году, я основал Всеокинавскую Ассоциацию Кобудзюцу. Я надеюсь, что она распространится в США и Японии. Еще, я член Исторического Общества Рюкю. Мы пытаемся сохранить диалект "хоген". Многие молодые окинавцы уже не понимают и не говорят на старом окинавском наречии. Стыд и позор. [Нужно заметить, что Сокен предпочитает говорить на своем родном диалекте Хоген. Он заявляет, что ему нет дела до японского языка. - ред.]
Э.Э.: Сенсей, вы говорили, что Серинрю Мацумура Сейэто Карате-до - старый стиль, хранящий множество тайн. Еще, вы говорили, что стареете. Вы чувствуете необходимость передать эти тайны современным последователям окинавского карате?
Сенсей: В карате есть много тайн, которые люди никогда не узнают и не поймут. На самом деле, никаких секретов нет, если вы обучаетесь на Окинаве, у хорошего наставника. Вы будете видеть, как наставник снова и снова использует эти секретные методы, до тех пор, пока они не станут ясны для вас как белый день. Другие же видят это и изумляются, считая что видят секретную технику. Это потому, что у них плохие наставники, или их наставники не занимались глубоким исследованием своих стилей.
Карате это намного больше, чем просто удары кулаками, ногами и блоки. Это исследования техники работы с оружием, и техники захватов. Техника работы с оружием и бой пустыми руками идут вместе. Что вы можете сказать о защите против оружия, если не знакомы с тем, что может сделать оружие?
[Сокен-сенсей использовал испанское слово обозначающее борьбу, но мне показалось, что более подходящим будет слово захваты - так как ближайший аналог этого японское дзю-дзюцу. Он говорил, что много людей считает окинавское искусство борьбы окинавским стилем борьбы, главным образом потому, что оно никогда не систематезировалось, и больше похоже на общедоступный вид борьбы.
Сокен-сенсей говорил, что во время его детства, к борьбе относились очень серьезно, и было обычным получить перелом руки или ноги приняв участие в развлекательном поединке. Сокен-сенсей использовал бы термин "тэ-гуми" или "гьяку-те" для описания этой старой окинавской техники.
Опасность напоминания Сокен-сенсею о "старых развлекательных поединках" заключалась в том, что он постоянно был вставал и захватывал вас, что бы затем применить к вам один из этих болезненных приемов, которыми развлекались простолюдины - он любил наблюдать, как американцы "пищали как мыши, на которых наступили." - ред.]
Борьба - старая окинавская традиция, которая существовала во всех деревнях. В Америке, дети играют в "ковбоев и индейцев". А мы, на Окинаве, играли борясь друг с другом. В деревнях проводились соревнования по борьбе, и деревни выставляли своих лучших борцов против других деревень. Это было очень захватывающе.
Некоторые видят захваты, и называют их окинавским дзю-дзюцу, но это неправильно. Это старый метод называемый "Ти". Ти было очень распространено в начале века, но с наступлением японских влияний, потихоньку исчезает.
Э.Э: Сенсей, можете дать какие-нибудь советы нам - американцам?
Сенсей: Да, но они вам не понравятся! Американцы хотя научится всему быстро, очень быстро. Вы хотите больше того, и больше этого. Но у вас же целая жизнь для обучения. Учитесь медленно. Учитесь правильно. Смотрите. Слушайте. Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь. Будте не опрометчивыми американцами, а умными. Никогда не спешите в обучении. Поспешность в изучении, может приченить боль. Что вы знаете о боли? Позвольте, я покажу вам!
Демонстрация: В этот момент, Сокен продемонстрировал основные методы "Ти", с использованием "тонкой кости предплечья" и "большого пальца". Все они - ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННЫ! Он показал поразительное знание человеческой анатомии, и пользовался большим пальцем для поражения различных нервных узлов на плече, предплечье и боках туловища. Во время этого он много смеялся - он большой поклонник техники захватов.
Многие методы напоминали элементы айкидзюцу, но вместо того, что бы приближаться к противнику, он мог отступить назад и использовать массу тела для усиления воздействия. Он в любой момент мог пресечь сопротивление, что называл "двойным блоком кости", и нанеся удар большим пальцем или применив захват бросить вас на землю.
Сокен сказал, что независимо от того, собьет он человека с ног ударом или броском, тот окажется в невыгодном положении. А уже после этого, он мог бы либо добить ударом ноги, либо уйти от конфронтации. Продолжение интервью:
Э.Э.: Сенсей, ваши ката очень отличаются от остальных, и очень зрелищны. С самого Окинава Экспо, меня мучает один вопрос. Помните, там были бойцы бо из Наго. Они использовали названия многих ката существующих в наши дни, но были от них отличны. Единственное сходство - названия.
Сенсей: Да, они те же самые, и совсем другие. Вы сказали, что прожили на Окинаве пять лет, но вам не понять окинавцев. В старые времена, когда мы были именно Окинавой, а не Японией, большинства стариков не были слишком умными, или не настолько умными как в наши дни. Они не путешествовали, не смотрели телевизоры, многие из них никогда не покидали своих деревень без особой на то причины. Единственное что у нас было - это фестивали... деревенские фестивали. Любой мог придти на них и посмотреть и поучится.
Эти деревенские жители смотрели на модных горожан, практикующих их ти, или технику с оружием. Скажем... ну... да, ката, которые они знали или практиковали имели множество движений. Они приезжают в город, и видят городские ката с некоторыми из тех движений. У городских ката были названия... а их ката может были безымянными. Так что они могли вернуться, и... да, теперь вы поняли. Они назвали бы их в честь тех городских ката, только потому, что те содержали несколько похожих двежений.
Некоторые из тех ката имели пять-десять движений. Мой друг Тайра, ходил по деревням, и изучал эти ката. Он говорил что таким образом изучил 500 ката! Ого! По прпвде говоря, он любил прихвастнуть. Некоторые из этих ката имели всего лишь 3 или 5 движений. 500 ката, да, сейчас это смешно, но он собирал историю. Он знал их, но не понимал.
Э.Э.: Тайра был вашим другом или учеником? Он очень известен в Японии своей техникой работы с оружием.
Сенсей: Да, Тайра... он знал много ката, ха. Ха, ха, ха... Да, вы же знаете, что он умер. Он все время наблюдал за мной, и пытался изучить мой стиль фехтования шестом, цукен. А я мог надуть его, и изменить ката, опа!!!... именно так. Он мог вернуться, снова наблюдать, в надежде докопаться до сути. Когда мы были молоды - наше карате было превосходно. Когда мы стали старыми, стала хорошей наша техника владения оружием. Зачем вы хотите знать эти вещи - старые идеи, старые методы? Их целью было выжить в поединке. Ударьте меня кулаком, и я объясню вам... Хорошее карате означает, что испытываете себя через боль. Как и боль... в хорошем карате... движения быстры как у мангуста. Если вы медленны, вы можете умереть. Если вы быстры, есть шанс что вы и ваша семья выживите.
Э.Э.: Да, должно быть техника боя в начале века была совсем другой.
Сенсей: Да, вы не знаете тех дней. В бою... если вы проиграли, вашу семью могли ждать страдания. Они могли умереть. Вам приходилось тяжело работать что бы поддержать семью, работающую день наролет. Если бы вас ранили или убили во время поединка, тогда вашу семью ждал голод... возможно смерть. Жизнь на Окинаве была жестокой.
Сейчас, молодые люди хотят быть японцами. Они не говорят на окинавском языке. Они ленивы. Они не уважают стариков, они не испытывают гордости за то, что они Окинавцы. Да, мы бедная страна, но это не оправдание что бы хоронить нашу культуру, и говорить что мы то, чем не являемся. Это бесполезно.
Примечание: интервью на этом закончилось. Сенсей становится рассеянным и начинает сердиться. Думаю, что это следствие болезненных воспоминаний о старых временах, вызванных моими вопросами.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"