В возрасте 17-18 лет я был, пожалуй, настоящим фанатом АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. Эмоциональный заряд их своеобразной музыки чётко совпадал с моим мировосприятием на тот момент, поэтому я обожал АУ сверх всякой меры. Сейчас, конечно, страсти улеглись, и даже более того, мне теперь немного стыдно за свою чрезмерную юношескую увлечённость. Поэтому мой теперешний взгляд на АУ сух и трезв до щепетильности.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ - одна из самых первых Российских панк-групп. Это Ленинградский коллектив, созданный в 1979 году и просуществовавший с переменным успехом до 1998 года. В АУ всегда была интенсивная текучка кадров, а бессменный участник только один - Андрей Валерьевич Панов ("Свин"), автор всего материала, лидер и фронтмен, со смертью которого всё и закончилось. Расписывать историю группы более детально смысла не имеет, т.к. в рунете есть замечательный подробный сайт (ссылка выше), посвящённый Свину и его творчеству.
Панк-музыка, как я это вижу, слагается из трёх незаменимых компонентов, без любого из которых она перестаёт существовать.
Панк-рок это:
1) cоциальная/политическая критика
2) рокенрольный драйв
3) форма юродства
Причём любой перекос, как недосол или пересол - нежелателен. Так, например, при нехватке третьего и первого слагаемого мы получим на выходе мажорный поп-так-называемый-панк, при дефиците второго - сибирский (условно)-панк, при отсутствии последнего - позитивный хардкор. Лучше, когда все три составляющие смешиваются в равной пропорции. Но то ли у российских панк-рокеров хроническая беда с глазомером, то ли просто я невежда, но не могу вспомнить ни одной отечественной банды, которая бы гармонично соединяла все три вышеупомянутые вещи. Тут можно сделать предположение, к чему я веду - дескать УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ-то наверное и есть та самая единственная группа, которой это соединение удалось? Но нет - это не так. Во-первых, с социальной критикой АУ дружили плохо. Было у них, конечно, несколько песен, которые можно назвать "антисистемными" и "протестными", например "Рейган-Провокатор", "Субботник", "Нейтральная Полоса" и ещё может быть пара штук, но это всё же не более чем эпизоды. Во вторых - АУ злоупотребляли третьим пунктом: самозабвенное скоморошество - главная черта Свиновского сценического персонажа. И лишь со вторым ингредиентом полный порядок: высококачественный рок-н-ролл - это конёк АУ. Именно смесь несовкового бодрящего рока с вокально-текстовым маразмом являлась фишкой группы. Благодаря этому УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ невозможно сравнить-породнить с кем-либо - большинство соотечественников отстают по показателю зажигательности, а забугорные авторитеты на фоне изощрённой клоунады Панова выглядят пресно со своей предсказуемой протестной эстетикой.
Сабжевый альбом - это по сути дела, сборник, эдакий "Зе Бест". Большинство песен здесь - восьмидесятых годов сочинения. Во времена СССР у УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ, естественно, были проблемы с качеством записи, исправить которые возникла возможность лишь спустя много лет. В последние три года существования коллектива было, наконец, выпущено несколько вменяемо звучащих альбомов с переигранными старыми вещами. "Праздник Непослушания..." cреди этих альбомов безусловно лучший - во первых, технически он самый совершенный, т.к. был сделан на первоклассной студии и с профессиональными музыкантами (Свину аккомпанируют участники виа ROCK'N'ROLL CITY), а во вторых - на нём очень удачная подборка и грамотная компоновка песен.
Стилистически в общих чертах "Праздник..." - это классический панк-рок, родом словно из Английских семидесятых. Уточняя, можно сказать, что также присутствуют лёгкие реверансы в сторону брит-попа ("Юнкера"), фанка ("Бред"), и хэви ("Убейте", "Мёртвый Клоун"). Звук, правда, не панкушный, а скорее метальный. Гитара высокочастотная, абразивная и режущая, бас опущен глубоко вниз и смачно усилен, барабаны чёткие и вкусные. В среднечастотном диапазоне оставлен "зелёный коридор" для вокала. Основное очарование звука заключается в контрасте между пением и инструментальным сопровождением - мощный как бронепоезд гитарный поток ошарашивает и взвинчивает, а идущий в комплекте с ним высокий и мягкий юморной голос Свина окончательно добивает. Без преувеличения (как я уже говорил в начале, я стараюсь рассматривать УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ с максимальным скептицизмом) Панов - один из лучших панк-вокалистов, известных мне. Во первых, у него уникальный тембр, его ни с кем невозможно спутать. А во вторых - он хороший актёр (в юности даже поступил в театральный институт, котрый, правда, почти сразу бросил), различные вокальные выкрутасы у него получаются очень хорошо. Однако не стоит думать, что у Свина нет чувства меры - свой эпатаж он держит в рамках пристойности, и забавные приколы никогда не превращаются в дурные кривляния. Интеллигентность нельзя пропить - это врождённое качество. Говоря о вокале, трудно не коснуться темы текстов - их можно охарактеризовать пожалуй лишь одним словом - "странные". Постоянно слушая АУ вот уже несколько лет, я так и не смог решить для себя, чего в их лирике больше - тихого помешательства, злых насмешек или серьёзного смысла. Видимо, там всё настолько переплелось, что отличить одно от другого уже нереально.
По номерам кратко:
1. Манифест
Топорный боевичок. 4/5.
2. 7-ое ноября
Песня середины девяностых сочинения, большая-распевная, атмосфера праздничного угара передана хорошо. 5/5.
3. Выруби сук
Самый старый трэк - сочинён в 1979-м, донельзя примитивная вещица, но очень хорошо аранжирована плюс вокальные партии конечно суперские, это её и спасает. 3/5.
4. Подвал
Умная тема, но чрезмерно затянутая. 1/5.
5. Город
Отличный весёлый и скоростной стёбный шлягер. 5/5.
6. Мороз
Перепевка русской-народной, зачем она нужна, я не знаю, имхо кал. 0/5.
7. Россия
Песня цепкая, энергичная, но припевный блок повторяется всего лишь дважды, этого недостаточно. 4/5.
8. Бред
Сергей Летов на саксофоне, тотально безумный текст, медленный темп, необычно, хорошо. 5/5.
9. Короли ночи
Офигительный озорной хит. 5/5.
10. Ярко-бледно-розовый
Старая, язвительная вещь, бодрая. 5/5.
11. Убейте
Резкий поворот, трагическая суицидальная песня, удивительно серьёзная для АУ. 5/5.
12. Мертвый клоун
Автобиографическая вещь, надрывно-депрессивная, лирика со смыслом, но припев недостаточно хваткий, увы. 4/5.
13. Плевать
Нас возвращают к полнокровной жизни, текст состоит всего лишь из одного слова, заводная панкуха. 5/5.
14. Юнкера
Припанкованный брит-поп со светлой грустинкой, божественная аранжировка особенно под конец, хорошее завершение альбома. 5/5.
Итого средняя оценка ровно 4/5. Не самая высокая, но и далеко не низкая.