Как известно из древнегреческих и древнеримских источников, рядом с германцами на востоке Европы жили сарматы. Более того, германцы даже платили им подати. В дальнейшем некоторые сарматские племена, например, аланы, образовывали с германцами союз, и вместе с ними воевали против Римской империи, доходили до Гибралтара, захватывали Северную Африку. Поэтому попробуем воссоздать родословную правителей сарматов.
Как мы уже знаем, часть племён царства Чжоу в VIII веке до н.э. могла оказаться на юге Сибири и на Алтае, где появились племена такой археологической культуры, как Куртуско-Майэмирская. По мнению археологов, эти племена жили на Алтае вплоть до V века до н.э. Затем их культура сменяется Пазырыкской.
Пазырыкцы продолжили традиции своих предшественников (саков). Например, прежним осталось устройство захоронений в курганах, в том числе захоронения с конём. В то же время, по мнению археологов, во время Пазырыкского этапа в культуре кочевников произошли значительные изменения.
В чём выражались эти изменения? Во-первых, археологи отмечали неоднородность, резкое различие курганов в размерах и в конструкциях, изменение погребальной обрядовости. Самые крупные курганы покрывали могилы со срубами. В этом отношении они были похожи на курганы племён Срубной культуры Северного Причерноморья, где жили поздние киммерийцы.
Каменный курган Пазырык I имел диаметр около пятидесяти метров и высоту - более двух метров. Его склеп по своей конструкции был близок к усыпальницам хуннских шаньюев в Ноин-Уле. В то же время изделия, найденные в нём, показывали его связь с племенами, которые жили к северу от ахеменидского Ирана. В данном случае речь могла идти о предках скифов. Сопоставление генетического родства культуры пазырыкцев с культурой хунну и скифов позволяет нам предположить, что пазырыкцы могли представлять собой каких-то скифов, которые до прихода на Алтай жили рядом с хуннскими племенами.
Впервые на Алтае и во всей Южной Сибири в этом кургане были найдены изображения рыб. Подобные изображения существовали только в Скифии, причём лишь в древнейший период. Их исполнение было близко к урартскому и новоассирийскому стилю. Этот факт позволяет нам сделать вывод о том, что культура пазырыкцев находилась в генетическом родстве с культурой царских скифов, которые перед своим появлением в Северном Причерноморье жили в районе Урарту.
Вождь кочевников Алтая, похороненный в кургане Пазырык II, почти весь был покрыт татуировкой. На груди и спине у него помещалось изображение тигра с орлиными головами на шее и хвосте. Руки от плеча до кисти были сплошь покрыты фигурами мифических оленей с орлиным клювом и орлиными головами на концах рогов, фигурками горного барана, крылатого тигра и других. Как следует из китайских документов, подобную татуировку у кочевников носили в основном представители высших слоёв общества.
В своих передвижениях кочевники использовали тогда разборные колесницы и верховых коней. Пазырыкский этап продолжался вплоть до II века до н.э. Затем наступил Шибинский этап. В то же время археологи отмечают тесное родство культуры пазырыкцев с культурой появившихся в Европе савроматов.
В Европе среди первых правителей савроматов были известны:
75. Гатал (ок.220 до н.э.), царь савроматов в 179 до н.э. в Северном Причерноморье. Его жена Амага. Она стала правительницей после смерти мужа.
76. Сайтафарн (ок.250 до н.э.), царь савроматов на рубеже III и II веков до н.э., первым привёл их к берегам Днепра и Буга. Был родом из племени саев. Среди его подданных были также племена фиссаматов и савдаратов.
Конечно, нам хотелось бы узнать имена предков этих царей, которые когда-то вероятно жили в Казахстане, Южной Сибири и Западной Монголии. В этом отношении можно обратить внимание на название племён, которыми правили Гатал и Сайтафарн. Как правило, такие названия часто повторяли имена их первых правителей. В данном случае правителем савроматов мог быть Саврм или Саурм. Весьма похожее имя имел некий Сайрим (Салм, Саирм), которого упоминают Авеста и пехлевийские предания. Якобы от своего отца он получил во владение земли, где впоследствии жили саирмы (сарматы). Если верить археологам, которые утверждают о родстве культуры савроматов с культурой пазырыкцев, то вероятно Сайрим или его отец могли править на Алтае.
Согласно преданиям, у Сайрима был сын:
94. Керкуй (ок.725 до н.э.), погиб в битве с Самом, иранским богатырем.
95. Сайрим (ок.750 до н.э.), старший сын, получил в наследство от отца западные окраинные земли. Возможно, имеется ввиду Кангюй (Страна каналов). Вместе с братьями Сайрим ездил свататься в Йемен к царю Серву. Имя последнего напоминает нам имя Сервия Туллия, царя Рима, и Сервилия, полководца Рима, что позволяет считать Серва каким-то родичем ромеев. В тот период времени в районе Йемена в Узале (Сане) существовала колония с названием Иаван. Когда-то здесь были владения большого племени минеев. Похожее название имели минии, племена пришедшие в Грецию с севера. Самым большим городом у минеев была Карна. Здесь занимались земледелием, причём посев производили два раза в год. Кроме того, было много пчелиных пасек (вспомним о пчёлах на боевом знамени чжоусцев), а также домашнего скота, за исключением лошадей, мулов и свиней. Все эти факты свидетельствуют о том, что минеи, возможно, были родичами миниев и иониев, а не относились к тем арабам, которые занимались пастушеским скотоводством. Поэтому, возможно, Сайрим и его братья ездили свататься именно к минеям. Позже Сайрим участвовал в убийстве своего сводного брата Арьи. Сам Сайрим был убит Манушчитрой, потомком Арьи. Женой Сайрима была Арзу, дочь Серва. Имя Сайрима одновременно похоже на название племени саев, племени саирмов, упомянутого в Авесте, и племени саинов, которое тоже упоминалось в Авесте и вероятно обитало в Саянских горах. Кроме того, в своём начале его имя содержит такое же слово, какое мы наблюдали в именах Колаксая, Липоксая и Арпоксая, детей Таргитая, - в конце.
Сармат
Братья Сайрима:
Тур, правитель Турана. Получил в наследство от отца восточные окраинные земли, то есть Туран и Восточный Туркестан. Участвовал в убийстве сводного брата Арьи. Сам был убит Манушчитрой, потомком Арьи. Женой Тура была Азаде, дочь Серва. Их сын Заешм. Потомком Тура в пятом поколении был Пашанг из рода Наравы. Его детьми являлись: Франграсйан (Афрасиаб), Керсевазд, Аграэрат, бывшие современниками Манушчихра. Франграсйан, являлся культурным героем: строил чудесные дворцы, орошал поля, прокапывал судоходные каналы, очищал воды священного озера Кансу. Он же был ревностным поклонником огня, строителем храма Огня. В то же время у пехлевийцев он являлся кочевником, врагом зороастрийцев. Он же якобы убил Кави-Хаосрава, четвёртого царя Ирана (Арианы) из династии Кавиев, который воспитывался в царстве туров, а потом бежал оттуда в Иран (Ариану) и стал там царём.
Арья (Аирик, Иредж), правитель Арианы, получил от отца земли Страны копьеносных бойцов и Арианам Вайджи. Возможно, имеется ввиду Согдиана, Бактрия и Ария, которые тогда располагались на территории Среднеазиатского Двуречья, Афганистана и Пакистана. Впоследствии Арья и его дети были убиты его братьями Сайримом и Туром. Его первая жена Сехи, дочь Серва. От неё родились сыновья Ванидар и Апастох. Вторая жена Махаферид. От неё родилась дочь Гузак. Согласно "Шахнаме", её мужем был Пешенг, племянник Трайтаоны. Их дочь скрывалась на горе Мануш. От неё пошли десять поколений потомков. Десятым был Мануш-и Хуршад-виник (Манушчихр).
В Авесте именам братьев соответствуют такие племена, как арии, туры (саки) и саирмы. Что касается остальных арийских племён: саинов и дахя, то вероятно ими правили их более дальние родичи. Если верить Авесте и пехлевийским преданиям, то отношения между правителями тогдашних племён Южной Сибири, Восточного Казахстана, Восточного Туркестана, и Средней Азии были более родственными, чем мы могли это себе представлять. При этом братья Сайрим и Тур, скорее всего, правили кочевниками (сарматами и турами), а Арья - оседлыми земледельцами (ариями).
96. Трайтаона или Фретон, Феридун (ок.775 до н.э.), царь династии Парадата (Первыми данные), правитель Арианы, Турана, Чина и Мачина (Восточного Туркестана). Родился в Варне, где ранее жил Хаошьянгх, или на территории Китая. Ему было девять лет, когда отец рассказал ему об убийстве Йимы, его предка. После гибели отца мать увезла его в Хиндустан (Индию). Царствовал он (или его потомки) пятьсот лет. Столицей его страны был город Теммише (Кус). Трайтаона отличился тем, что убил узурпатора власти Ажи-Дахаку, сына Хрутаспы, потомка Сиямака в шестом колене и потомка Таза, сына Фравака. Возможно, Ажи-Дахака являлся правителем Дахя (Бактрии). Женами Трайтаоны были Шехрназ (Саванхавач) и Эрневаз (Эренавач). Детьми от Шехрназ были Сайрим и Тур, а от Эрневаз - Арья.
Или Фридон(?), упоминался в произведении Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". В нём он являлся царём Мульгазанзара, страны, расположенной между Турцией и Индией.
Братья:
Бармийун, его сын Пешенг.
Катайун
97. Атвий-Водяной или Аспья, Атибин, Пургав, Пуртур (ок.800 до н.э.). Согласно иранским преданиям, являлся потомком Йимы в восьмом поколении. Его прозвище - Водяной - может свидетельствовать о том, что он был мореходом. Атвий был также известен тем, что являлся вторым человеком, который выжал сок хаомы. Исходя из этого факта, можно предположить, что его подданными могли быть саки-хаумаварга, то есть саки почитающие хаому. Позднее они жили в Восточном Туркестане и на Памире. Сакские племена появились там одновременно с приходом тасмолинцев в Центральный Казахстан и родственных им племён в Семиречье. Поэтому Атвий мог бежать из Китая вместе с этими племенами. В конце жизни Атвий находился в изгнании и скитался в степи, где и был убит преследователями. Его женой была Френи, дочь Тахура, властителя острова, находящегося в далёком море Чин (Китайском).
Или То Пурго(?), культурный герой племени гуантуна на острове Лусон (Филиппины). Этот персонаж действительно мог быть мореплавателем, то есть иметь прозвище - Водяной. При допущении родства Пургава и То Пурго получается, что предки Атвия Пургава могли жить на острове Лусон и называться гуантунами. Это предположение не противоречит преданиям иранцев, так как по их сведениям один из их правителей по имени Йима (Джамшид) действительно уплывал на остров в Китайском море, где и был убит. Если впоследствии потомки Пургава правили саками-хаумаварга и другими, а некоторая часть тех превратились в германцев, то становится понятным, почему в германском языке мореходные термины не имеют аналогов в других индоевропейских языках. Ведь Пургав-Водяной мог быть мореходом в Тихом океане вдали от остальных индоевропейцев. В Китае племя гуантуна не было известно. Зато были известны племя гун-фан, которое проживало к западу от царства Шан, и городок под названием Гуаньтань, расположенный в центре Китая. Возможно, именно в этом городке жили иноземцы И, родичи племён гун-фан и гуантуна. Китайцы разделяли их на Дун-и, то есть восточных иноземцев, и Дао-и, то есть иноземцев с острова. При этом Дун-и проникали в Китай из Жёлтого моря в район Пекина, а Дао-и - из Восточно-Китайского моря в бассейн рек Янцзы и Хуайхэ. Исходя из этого мы можем предположить, что Дао-и, гун-фаны, гуантуны и иранцы - это разные названия одних и тех же племён. Следует обратить внимание и на название китайской крепости Тунгуан. Её название полностью соответствует названию племени гуантуна, только в нём изменён порядок слогов. Поэтому можно предположить, что в этой крепости тоже могли жить какие-то родичи племени гуантуна. С другой стороны, название крепости практически совпадает с именем Темптиангун (Агноман?), такое имя ранее носили несколько правителей Элама из династии Эпартидов. Эта крепость располагалась на границе царства Шан-Инь (провинция Шаньси) с царством Чжоу (провинция Шэньси) возле реки Хуанхэ. Во время царства Шан-Инь в ней могли жить племена восточных иноземцев И или гун-фан. Необходимо также учесть, что предки сарматов в Южной Сибири впервые стали использовать изделия из железа. В то же самое время, по мнению историков, техника плавки железа в Китае впервые была изобретена восточными иноземцами И. Приведённые факты, а также сходство имён и названий позволяют нам предположить, что потомки То Пурго в VIII веке до н.э. действительно могли жить в Китайской провинции Шанси. Поэтому наше предположение о родстве То Пурго и Пургава вполне допустимо. В 771 до н.э. в Китае была гражданская война, во время которой погиб император Ю-ван. Если в наших рассуждениях всё верно, то в этом случае причиной, побудившей Атвия Пургава и его родственников удалиться из Китая, могло быть их участие в этой гражданской войне. В ней они потерпели поражение, и им пришлось бежать в глубь материка на запад, в сторону Памира. По иранским преданиям, после смерти Атвия его жена Френи вместе с маленьким сыном Трайтаоной бежала из Памира ещё дальше в Хиндустан (Индию). На пути между Ордосом и Индией в древности существовала страна тангутов, возможно, образованная племенем тунгуанов. С ними воевал Сян-гун, подданный Пин-Вана (правил с 771 до н.э.), за что был произведён в удельные князья в достоинстве Бо. Возможно, Сян-гун и убил Атвия (Пургава), который бежал от Пин-Вана. Если верить археологам, то именно в VIII веке до н.э. некоторые племена саков действительно ушли в сторону Индии на Памир. Возможно, некоторые из этих племён под именем шакья проникли в саму Индию. Их соплеменником был всемирно известный Будда (Гаутама). Его имя похоже на название гаутов, германского племени в Скандинавии, потомков саков. Поэтому данные археологии и сравнительный анализ имён позволяет сделать вывод о родстве шакья и саков и их правителей и реальности нашего предположения. Значительно позднее появились саки в Кетмень-Тюбе, Фергане и Алайской долине. По мнению отдельных историков, именно на Памире и в соседней Алайской долине жили саки-хаумаварга или амиргийские саки. Если сравнить иранские предания с данными археологов и антропологов, то получается, что Атвий действительно когда-то мог быть правителем гуантуна - племени на острове Лусон, и тангутов - в Китае. Впоследствии его потомки создали обширную страну ариев и разделили её на три части: Ариану, Туран и Кангюй, которые существовали практически вплоть до прихода туда племён юечжи и тохаров.
98. То Лагулагу (ок.825 до н.э.), жил на острове Лусон. Его сын То Пурго.
Согласно иранским преданиям, предком Атвия в восьмом колене был:
104. Йима или Джамшид (ок.1100 до н.э.). В своё царствование Йима трижды увеличивал собственные владения. Страна, где Йима или его предки правили вначале, называлась Спэнта-Армайти (Мать Земля). Её название напоминает нам название сарматов. На горе Гадман (Хоманд) в Хорезме (Приаралье) или в другом месте кто-то из них возжёг огонь Адур-Фарнбог. В Арианам Вайдже Йима якобы воздвиг квадратную ограду Вару, защищающую его подданных от весенних паводков. У горы Бакуир он построил множество селений и городов с домами, навесами, помещениями, мостами. Он же стал первым мореходом. В этом он сходен с Тагимасадом, богом морей у ираноязычных скифов. Имя последнего содержит в себе имя Йимы (Таг-Йима-сад). Женой Йимы была его сестра Йимак. Подданные Йимы были скотоводами (и мореходами?) и часто меняли место своего жительства. Йима научил их забивать скот и есть мясо. Он же разделил людей на четыре сословия: жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников. Известно, что Йима не поменял барана на слона, как хотели того дэвы. Но однажды он совершил грех: взял себе на ум лживое слово, поэтому огненная Хварно, приняв облик птицы Варагн, покинула его. После этого пришлось ему пойти куда глаза глядят. Он начал скитаться, нигде не находя прибежища. Было ему тогда якобы уже сто лет. В "Шахнаме" Йима носит имя Джамшида. В этой форме его имя также имеет сильное сходство с именем Тагимасада, морского бога скифов, где "има"="джам" и "сад"="шид". Поэтому можно предположить, что Йима и Тагимасад - это один и тот же человек. Слово Таг в имени Тагимасада обозначает фамилию, как и слово То в Меланезии. В Авесте говорится о том, что Йима умер первым. Вероятно, имеется ввиду то, что он умер первым на каком-то новом месте, куда пришли предки иранцев. Согласно "Шахнаме", где он фигурирует под именем Джамшида, престол у него отнял Заххак. На сотом году Джамшид был вынужден уплыть из страны в Китайское море. Однако Заххак якобы настиг его там и казнил. Получается, что Йима умер на острове в Китайском море. Возможно, это был остров Лусон, где жили То Пурго и То Лагулагу.
Или Хумпаниммена(?) (ок.1100-1060 до н.э.), последний правитель Элама из династии Шутрукидов. Его имя можно представить как хумпан Иммена или Йима. После него в Эламе вплоть до 760 до н.э., когда на престол взошёл хумпан Тахрах (Тахур?), не было правителей, поэтому можно предположить, что именно Хумпаниммена и был тем Йимой, изгнанным Заххаком, правителем Вавилона, на остров в Китайском море.
Всего Йима царствовал якобы 616 (700) лет и 6 месяцев. Если верить этому иранскому преданию, то его предок, носящий такое же имя мог вступить на престол примерно в 1060+616,5 (или 700) = 1676 или 1760 до н.э. Последняя дата практически совпадает с правлением в Эламе Симутварташа, имя которого действительно в своей первой части напоминает имя Йимы.
Братья и сёстры Йимы:
Спитюр, якобы помогал Ажи Дахаке казнить Йиму.
Нарси
Йимак, сестра и жена Йимы.
Арнавак
Сахнавак
Братья и сёстры Хумпаниммены:
Темптитуркаташ (Спитюр?)
Лилаирташ
Уту-е-хиххи-Пиненкир (Сахнавак?)
Пар-ули (Арнавак?)
Предками Хумпаниммены были уже известные нам:
105. Шилханахамру-Лагамар (ок.1140-1090 до н.э.)
106. Шилхак (ок.1180-1120 до н.э.)
107. Шутрук-Наххунте (ок.1210-1155 до н.э.)
108. Халлутуш или Мемнон (ок.1240-1185 до н.э.)
109. Тифон (ок.1260 до н.э.)
110. Лаомедонт (ок.1300-1235 до н.э.)
111. Ил (ок.1330 до н.э.)
112. Трой (ок.1360 до н.э.)
113. Эрихтоний (ок.1400 до н.э.)
114. Дардан (ок.1425 до н.э.)
115. Аталант (ок.1450 до н.э.)
116. Тогарм (ок.1475 до н.э.)
117. Тирас (ок.1500 до н.э.)
118. Иапет (ок.1525 до н.э.)
Или Юпитер(?), верховный бог потомков Дардана в Италии.
119. Сатурн (ок.1550 до н.э.), отец Юпитера. Бежал от своего сына с острова Крит в Италию, где основал город Сутри.
Более древними предками Хумпаниммены считались правители Элама из династии Эпартидов. Поэтому мы можем предположить, что предки Сатурна по отцовской линии ранее тоже могли жить в Эламе и принадлежать к династии Эпартидов.
120. Боиб (ок.1575 до н.э.)
121. Самсон или Тем-Санит (ок.1600 до н.э.)
122. Маир или Аттамерхалки (ок.1625-1570 до н.э.)
123. Этах или Тата (ок.1650-1580 до н.э.)
124. Ауртах или Сиртух II (ок.1675 до н.э.)
125. Иитер или Кутир-Шилхаха I (ок.1700-1625 до н.э.)
126. От или Ки... (ок.1725 до н.э.)
127. Артет или Лилаирташ (ок.1750-1698 до н.э.)
128. Наойт или Кутир-Наххунте (ок.1775-1700 до н.э.)
129. Аора или Сивепалархухпак, Шепларпак (ок.1800-1745 до н.э.)
130. Йара или Симутварташ (ок.1825-1770 до н.э.), правитель Элама в 1772-1770 до н.э. Если Йима действительно был третьим царем из династии Эпартидов, то он должен был носить имя Симутварташа, который правил в Эламе после Шилхахи и Сиртуха I. В его имени первая часть (Симу) действительно совпадает с именем Йимы.
Или Йима(?), третий царь из династии Парадата (Эпартидов?), легендарный царь "Золотого века", правитель двух царств (Западной и Восточной Эфиопии?). Жил на священной горе Хукарья. Её название совпадает с названием горы Хукар на юге Пиренеев. Поэтому Йима и его потомки могли иметь владения не только в Эламе, где жили восточные эфиопы, но и в Испании, где жили западные эфиопы (атланты).
Или Сиямак(?), согласно "Шахнаме", погиб в бою с врагом ещё в молодости. Его жена Нашак.
Согласно иранским преданиям, отцом Йимы был:
131. Тахма-Урупи или Тахмурас (ок.1850 до н.э.), второй царь из династии Парадата (Эпартидов!?), брат или отец Йимы. Правил перед ним тридцать лет. Являлся культурным героем, так как учил людей делать пряжу из шерсти, приручил собаку, кошку и кур, впервые стал использовать соколов для охоты. Впоследствии Тахма-Урупа изучил тридцать языков, в том числе, китайский(!). Его советником был Шедасп (Будасп, Юдасф) - основоположник астрономии. При нём появились первые жрецы - пастыри народов, справедливые судьи, наставники в деле постижения истины. Ему приходилось воевать с дэвами и Ангро-Манью, который открыл ему семь видов письма. Здесь имя Ангро-Манью имеет сходство с именем Агримана, персонажа из Вед, в которых дэвы признавались богами. Поэтому можно предположить, что Тахма-Урупа воевал с индоариями. Имя самого Тахма-Урупы содержит в себе намек на фамилию Таг (То или Тай), которую носил первопредок пеласгов.
Или Сиртух I, Сру(?), правитель Элама в 1800-1772 до н.э. Вторая часть его имени напоминает нам имя Тахма-Урупы (тух=Тах). Он как раз правил почти тридцать лет перед Йимой=Симутварташем.
Отцом Тахма-Урупы в иранских преданиях назывался Вивахвант (Солнце), внук Хаошьянгха или Хушанга. Последнее имя имеет сходство с именем Аттахушу, предшественника Сиртуха I. Поэтому отцом Сиртуха I мог быть:
132. Аттахушу (ок.1875 до н.э.), правитель Элама из династии Эпарти. Жил после Шилхахи.
Или Шилхаха(?), правитель Элама из династии Эпарти в 1830-1800 до н.э.
Или Хаошьянгх или Хошенг, Хушанг(?), остался в Хванирате (Аване?), когда остальные девять народов на быке Хадайаше-Сарсаоке удалились в неведомые земли. Возможно, среди них был и Гун Лю, предок чжоусцев. Однажды Хаошьянгх молился на вершине горы Таэра, а потом направился в Варну, где царствовали неарийские правители. Он убил там две трети мазанских дэвов и семь сил Айшмы. После этого он стал первым царём на земле. Название горы, где молился Хаошьянгх, напоминает нам имя бога Тора, которому молились хатты в Белой Сирии. Царствовал Хаошьянгх сорок лет. Людей, которые жили в дикости, он учил хлебопашеству, орошению полей, выпечке хлеба на огне, строительству каменных домов. При нём был установлен "закон", согласно которому, в племенах не должно быть безвластия - над людьми должен стоять владыка. Якобы он же научился первым добывать огонь, высекая искры камнем. В этом отношении он сходен с Прометеем. При нём впервые стали производить изделия из железа. Его подданные могли называться кушанами. Среди них были известны правители, носящие имя Кудзула. Точно такое же имя Кудузулуш имели несколько правителей Элама из династии Эпарти. Женой Хушанга была его сестра Гузак. Их потомками стали иранцы.
Брат Хаошьянгха: Таза, его женой стала его сестра Тазак, от них произошли арабы.
133. Эсру или Эпарти (ок.1900-1830 до н.э.), правитель Элама в 1850-1830 до н.э. Основатель династии Эпартидов, происходившей из Аншана. Назывался великим посланником (суккалмахом).
Или Фравак(?), согласно иранским преданиям, был отцом Хушанга. Его жена Фравакиен. Их дети: Хаошьянгх, Таза, Гузак и Тазак. Имя Фравака имеет сходство с именем Эфру - Эсру.
Что касается более древних предков Дардана и Юпитера, то Ненний в "Истории бриттов" называет их то потомками Хама (Дардан сын Иова-Юпитера сын Сардана-Сатурна сын Кеила сын Поллоира сын Зорорастра сын Мицраима сын Хама сын Ноя), то потомками Иапета, брата Хама (Дардан сын Флиза сын Иувана сын Иафета сын Ноя). Среди жителей острова Крит действительно были известны кафторимы и каслухимы, потомки Хама. Поэтому Дардан и Юпитер могли вести свой род от Хама. С другой стороны, получается, что Иапет тоже был предком Дардана. Кроме того, его имя тоже имеет большое сходство с именем Юпитера. Поэтому, если верить древнему Неннию, Иапет-Юпитер действительно мог быть не братом, а потомком Хама. При этом, если Хам был очевидцем Всемирного потопа 3266 до н.э., то Иапет мог быть очевидцем того потопа, который произошёл позднее, например, в 2297 до н.э. В таком случае родословная более древних предков Эпарти может выглядеть следующим образом:
144. Тацитта II (ок.2200 до н.э.), правитель Авана в 2150-2120 до н.э. Уступил власть правителям Ура. Его потомки стали жить в Аншане.
145. Эпарти I (ок.2225 до н.э.), правитель Авана в 2175-2150 до н.э.
Или Юпитер(?), отец или предок Дардана, согласно итальянским преданиям, в Италии известен как царь богов, бог неба, дневного света, грозы. Его имя в Эламе могло звучать как Эпарти.
146. Тацитта I (ок.2250 до н.э.), правитель Авана в 2200-2175 до н.э.
147. Хита (ок.2300 до н.э.), правитель Авана.
148. Хелу (ок.2325-ок.2290 до н.э.), правитель Элама родом из Авана, принадлежал к династии Пели. После 2312 до н.э. Элам был покорён Аккадом. Хелу стал верховным правителем примерно в 2306 до н.э.
Или Кеил(?), сын Поллоира (Пели?) и отец Сардана - Сатурна по Неннию.
Или Елиса(?), сын Иавана.
Или Гелиос(?), сын Гипер Иона.
149. Иаван (ок.2350 до н.э.), предок греков, носил имя города Аван в Эламе. Через несколько веков на острове Крит правители стали носить титул ванатай, скорее всего, связанный с именем Иавана. Его дети: Елиса (), Фарсис (), Китий (), Родий ().
Или Jove - Иов (Юпитер), сын Сатурна и брат Аттала - Аталанта(?), жил на острове Крит, где сверг своего отца.
Или Гипер Ион(?), отец Гелиоса и брат Иапета.
150. Иафет (ок.2375 до н.э.), сын Ноя. После потопа у него родились: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас.
Или Иапет(?), сын Урана, его дети: Атлант, Прометей, Менетий, Эпиметей.
151. Ной (ок.2400 до н.э.), отец Иафета, согласно библейским преданиям.
Или Нахуша(?), правитель индоариев, его потомки яваны - греки.
Или Хишепратен-Прославленный кормилец(?), верховный правитель Авана с 2325 до н.э. Его имя имеет сходство с именем Нахуши.
152. Лухишшан (ок.2425 до н.э.), отец Хишепратена, верховный правитель Авана, воевал с Саргоном (2372-2316 до н.э.), упоминался в 2325, то есть перед потопом 2297 до н.э.
Или Ламех(?), отец Ноя.
153. Киккусиветемпти (ок.2450 до н.э.), управитель Авана перед Лухишшаном.
154. Напилхуш (ок.2475 до н.э.), управитель Авана перед Киккусиветемпти.
155. Шушунтарана (ок.2500 до н.э.), управитель Авана перед Напилхушем.
Или Сатурн(?), сын Урана и отец Юпитера, бог посева, семян, жил на острове Крит, потом бежал от своего сына Юпитера в Италию, где затем жили Тациты - потомки Тациттов, и основал город Сутри (Сатурн). Жена Сатурна - Опс, богиня плодородия.
Или Сатре(?), бог изобилия и равенства у этрусков.
156. Хишур (ок.2525 до н.э.), управитель Авана перед Шушунтараной.
Или Уран(?), отец Иапета, согласно греческим преданиям.
Или Уран(?), отец Сатурна, сын Креза и потомок Нимрода, согласно итальянским преданиям. "...от Нимврода произошёл Крез, первый житель и царь острова Крит, так обозначенного в его честь. Крез родил Небо, а от Неба родился Сатурн, от которого произошли Юпитер и Аттал. Так было положено начало роду греческих и латинских царей... Насколько можно установить, у Сатурна были сыновья Юпитер, как сказано выше, и Тантал, так вот Юпитер, критский царь, сверг своего отца Сатурна, который отправился в Италию, основал там город Сутри, т.е. Сатурну, и его потомки, как мы сообщили, стали царями латинян. Тантал же был греческим царём, о нём известно, что он воевал с Троем, царём Трои, и убил его сына Ганимеда. Итак, ошибка состоит в смешении Аттала с Танталом, но действительным родоначальником, как мы говорили, был Аттал, или Аталант".
Брат Хишура(?): Уккутахиш, управитель Авана перед Хишуром.
157. Тата (ок.2550 до н.э.), управитель Авана перед Уккутахишем.
158. Пели (ок.2575 до н.э.), управитель Авана после 2500 до н.э., основатель новой династии, предок Шушунтараны.
Или Поллоир(?), дед Сатурна по Неннию.
...
162. Сатаран - Иштаран (ок.2675 до н.э.), бог-судья из Авана. Впервые упоминается в XXVII веке до н.э. в надписи Меслима.
Или Сатре(?), бог изобилия и равенства у этрусков.
Или Сардан - Сатурн(?), сын Кеила и отец Юпитера по Неннию.
163. Кеил (ок.2700 до н.э.), сын Поллоира и отец Сардана - Сатурна по Неннию.
164. Поллоир (ок.2725 до н.э.), сын или потомок Зорорастра и отец Кеила по Неннию.
Согласно итальянским преданиям, Крез, первый правитель Крита, дед Сатурна, был потомком Нимрода.
184. Нимрод (ок.3225 до н.э.), правитель Вавилона, Эреха, Аккада и Халне на земле Сеннаар (Шумер).
185. Хуш или Куш, Зороастр (ок.3250 до н.э.), "Первым же родился от Хама Куш. ...он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонения. Он первый ...воздвиг кумир для поклонения; творя... чудеса, он показывал людям падающие с неба звёзды и огонь. Затем он перешёл к персам, которые называли его Зороастром... Персы, наученные Зороастром поклоняться огню, и самого его, поглощённого небесным огнём, чтут как бога". Его сыновья: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.
Или Зорорастр, его сын Поллоир.
186. Хам (ок.3275 до н.э.)
Если верить Неннию, то предками Сатурна были:
185. Мицраим (ок.3250 до н.э.), согласно библейским преданиям, его сыновьями были: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, Кафторим.