В данной главе мы попробуем осуществить поиски непосредственных предков Алана, которого оставили в одной из предыдущих глав. Ненний в "Истории бриттов" даёт несколько версий его происхождения. В одной он называет его сыном Фетебира (Этеора?) и внуком Оугомуна (Агнамана), в другой - сыном Реи Сильвии, дочери Нумы Помпилия. Согласно древнегерманским преданиям, первопредком германиев, ингевонов и истевонов, а, следовательно, и Алана был Манн, сын Туисто. Поэтому для того, чтобы начать наши поиски, попробуем прежде раскрыть тайну происхождения саков.
По сведениям археологов, по соседству с Саянами в VIII веке до н.э. был образован мощный племенной союз кочевников, в который входили кочевники Западной Монголии (Чандманьская культура), Тувы (Уюкская культура), Алтая (куртусско-майэмирский этап), Восточного Казахстана (зевакинско-чиликтинский этап), Семиречья (раннесакский период) и Центрального Казахстана (Тасмолинская культура). Возможно, Алан был вождём одного из племён кочевников.
О племенах Уюкской и Чандманьской культур мы упоминали в предыдущей главе. Поэтому остановимся на других кочевниках. Их племена на Алтае в период куртусско-майэмирского этапа производили захоронения в грунтовых ямах или каменных ящиках под курганами. При этом вместе с человеком они хоронили комплект узды или взнузданного коня. Для этих племён также была характерна установка оленных камней с изображениями оленей, горных козлов и воинов с карасукскими кинжалами. Подобные оленные камни были найдены в Туве и Монголии, где могли жить предки этих кочевников до прихода к Енисею. По мнению археологов, оленные камни Саяно-Алтая и Монголии принадлежали к эпохе бронзы, то есть к карасукскому времени.
Головной убор кочевников имел вид остроконечной шапки, а обувь состояла из мягких войлочных чулок. В этом отношении эти кочевники имели сходство, прежде всего, с саками, о которых мы уже говорили раньше. Их археологическая культура также имела сходство с культурой кочевников Восточного Казахстана. Поэтому не исключена возможность, что это были предки будущих жителей Сакасены и амиргийских саков. Тем более, что их страна на границе с Туркестаном и Уйгурией когда-то называлась Трансоксанией (Саксонией?).
Остановимся теперь на кочевниках Восточного Казахстана, то есть Тарбагатая, которые относятся археологами к периоду VIII-VI веков до н.э. или к зевакинско-чиликтинскому этапу. Согласно археологическим исследованиям, своих вождей они хоронили в крупных курганах диаметром до ста метров и высотой до десяти метров. Почти все такие курганы располагались в Чиликтинской долине. В то же время эти курганы были более скромны в сравнении с более поздними курганами Пазырыкской долины на Алтае, Уюкской - в Туве, и Салбыкской - в Минусинской котловине. Поначалу в этих курганах вместо коня подвергались захоронению лишь полные комплекты конской сбруи. Позднее, на буконьском этапе, начали встречаться и захоронения с конём. Все погребённые относились к европеоидам, хотя у некоторых прослеживалась монголоидная примесь, вероятно сохранившаяся ещё со времен пребывания их предков в Китае. Особенно заметна была монголоидная примесь среди женщин. При этом в целом физический тип кочевников Чиликтинской долины сохранился и в Усть-Букони, то есть на более позднем этапе. Керамика кочевников Тарбагатая также повторяла керамику кочевников Алтая. Всё это, по мнению историков, свидетельствует о родстве тех и других племён.
Рассмотрим теперь сведения о племенах Тасмолинской культуры Центрального Казахстана, которые могли быть потомками тарбагатайцев. Впервые они появились здесь в VII веке до н.э. Погребения они также устраивали под курганами, размеры которых достигали двадцати метров в диаметре и двух метров в высоту. В ноги погребённым укладывали отрезанные и завёрнутые в лошадиные шкуры, взнузданные конские головы. При этом треть удил были аналогичны удилам Южной Сибири и Тувы. Такие же одновременно появились в Приаралье и на Памире. Бляшки для крепления ремней на голове коня были сходны с алтайскими, а пряжки - с алтайскими и южно-сибирскими. В погребениях также встречались ножи и зеркала куртусско-майэмирского этапа. В искусстве применялся звериный стиль, стилистически близкий к тагарскому.
Поклонялись местные кочевники солнцу и огню, хранительницами и жрицами которого были женщины. В жертву солнцу приносили лошадей. В этом отношении они были схожи с массагетами, которые в 530 до н.э. воевали с Киром, царём персов, и убили его. Поэтому можно предположить, что тасмолинцы могли быть предками массагетов. В свою очередь, потомками последних называли аланов, входивших с III века до н.э. вместе с сарматами в единый племенной союз. При этом позднее аланы вместе с германцами доходили до Гибралтара.
Физический тип тасмолинцев был близок андроновцам, подвергшимся грацилизации, и сходен с физическим типом кочевников Тарбагатая и Алтая. По мнению археологов, культура тасмолинцев имела сходство с культурой кочевников Тувы, Южной Сибири, Алтая, Тарбагатая, Семиречья, Приаралья и Памира.
Кочевники Семиречья и Тяньшаня, родственные кочевникам Алтая, появились в VIII веке до н.э. Для них были характерны скифская триада (оружие, уздечный набор и звериный стиль), захоронения в каменных ящиках под курганами и погребения коня. Самым крупным был курган Иссык, имевший в диаметре шестьдесят метров и достигавший высоты шести метров. В нём была найдена серебряная чаша с двадцатью шестью знаками древнего рунического алфавита. Таким образом, племена саков и их родичей в VIII-VII веках до н.э. занимали территорию между Западной Монглией, Памиром и Казахским мелкосопочником. Часть потомков саков в лице саков-тиграхауда в дальнейшем могла проникнуть из Казахстана и Средней Азии в Армению и стать основателями Сакасены.
Сак Руны саков
Теперь возникает вопрос: откуда могли появиться многочисленные племена кочевников на территории Западной Монголии, Тувы, Алтая, Тарбагатая, Центрального Казахстана и Семиречья в VIII веке до н.э.? Где они жили до этого периода?
Из исторических документов известно, что появление в Южной Сибири племён скифо-сакской группы совпало с переворотом, который произошёл в Китае в 771 до н.э. Кроме того, появление племён этой группы совпало со строительством ими в конце VIII века до н.э. уникального в своём роде царского кургана Аржан в Уюкской долине Тувы. Поэтому мы можем предположить, что здесь был похоронен один из членов царской семьи, который мог бежать из Китая после выше упомянутого переворота. Причём, как свидетельствуют археологи, он дожил до старческого возраста. Поэтому обратим своё внимание на тех членов царской семьи, которые могли бы это сделать.
В китайских исторических документах среди подобных персонажей, которые жили в 771 до н.э., упоминались Ю-ван, император царства Чжоу, и его сыновья: И-цзю, законный наследник, и Бо-фу, сын от наложницы Бао-сы. В последние годы жизни Ю-вана на него сильное влияние оказывала Бао-сы. Поэтому он объявил своим наследником не И-цзю, а Бо-фу. Родственники И-цзю и его матери-императрицы Шэнь-хоу из рода Шэнь призвали на помощь цюаньжунов и сижунов и выступили против Ю-вана. В результате император погиб, а престол захватил И-цзю (Пин-ван). Он перенёс столицу империи на восток в Ло-ян, а исконные земли царства Чжоу передал в удел Цинь с обязательством охранять западные пределы империи от внешних врагов.
Дальнейшая судьба Бо-фу, сводного брата Пин-вана неизвестна. В китайских исторических документах нет сообщений о его гибели. Что касается его матери Бао-сы, то она якобы попала в плен к жунам. Поэтому мы можем предположить, что вместе с ней в плену мог оказаться и её малолетний сын. Если наше предположение верно, то именно Бо-фу и мог быть тем членом царской семьи, который, в конечном итоге, очутился в Уюкской долине. Вместе с Бо-фу в этой долине могли оказаться и некоторые его подданные, бывшие жители царства Чжоу и жуны, превратившиеся затем в саков. После кончины Бо-фу, как наследника императора, могли захоронить в царском кургане Аржан.
В китайских исторических документах в 713 до н.э. упоминался Бо-ван, какой-то потомок правителей царства Чжоу неизвестного происхождения и правитель царства Бо. Теоретически этот Бо-ван мог быть тождественен Бо-фу или его потомку.
Наши предположения о подобном сложном происхождении саков, предки которых шли из Китая через Южную Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Кавказ, могут подтвердить и лингвисты. По мнению некоторых из них (Т.Ульвинг и Дж.Уленбрук) в китайском языке до сих пор используется свыше двухсот слов древнегерманского языка. Но если предками германцев были племена царства Чжоу, потомки которых впоследствии составили основу германских племён, то это известие не должно было нас особенно удивить.
Кроме того, следует обратить внимание и на следующие факты. В китайских преданиях известен персонаж по имени Ман или Ван Ман, небесный бог, князь, великан и предок позднейших великанов. Имя этого персонажа совпадает с именем Манна, первого человека, родоначальника трёх племенных групп германцев - ингевонов, истевонов и гермионов. Удивительные совпадения в преданиях чжоусцев и германцев позволяют нам получить ещё одно подтверждение о возможном пребывании предков саков в Китае.
Если племена Чжоу говорили на языке близком древнегерманскому, то, наверное, и название этой династии на этом языке звучало по-иному: не Чжоу, как говорят китайцы, а может быть Джон, - это ведь одно из самых распространённых имён англосаксов.
Конечно, не все потомки и родичи чжоусцев оказались в районе Армении, а потом в Германии. Некоторые из них остались в Китае и даже продолжали править там (поздний этап династии Чжоу, династии Цинь, Хань, Цзинь, Чжао и некоторые другие). Однако часть из них, в конечном итоге, всё же оказались в Европе, и могла превратиться, например, в саксов.
95. Бо-ван (ок.750 до н.э.), правитель царства Бо, в 713 до н.э. участвовал в битве возле Таншэ против Нингуна, князя удела Цинь, потерпел поражение и бежал к жунам.
96. Бо-фу (р.779 до н.э.), родился в Китае в семье императора Ю-вана от наложницы Бао-сы. До 771 до н.э. являлся наследником императора. В 771 до н.э. вместе с матерью попал в плен к цюаньжунам. Дальнейшая судьба неизвестна. Возможно, являлся основателем царства Бо.
Или Бор(?), патриарх венгров. Его жена Лю-сзи, дочь Ю-вана.
Или Борус(?), первопредок боруссов, его имя носил хребет Борус в Минусинской котловине.
Брат Бо-фу: И-цзю или Пин-ван, правитель царства Чжоу в 771-720 до н.э. Ему пришлось спасаться от цюаньжунов.
97. Гун-шэн или Ю-ван (ок.825-771 до н.э.), правитель царства Чжоу в 781-771 до н.э. В 776 до н.э. на него нападали лю-цзи-чжи-жуны. Против них воевал генерал Бо-ши, но был убит. Потом против них воевал князь Ши-фу, но попал в плен. Сам Ю-ван был убит цюаньжунами из числа западных жунов после поражения у горы Лишань. При нём летописцем царства был Боян. От жены Шэнь-хоу имел сына И-цзю, а от наложницы Бао-сы - сына Бо-фу.
98. Цзинь или Сюань-ван (ок.850-782 до н.э.), правитель царства Чжоу в 828-781 до н.э. Укрепил положение династии. Воевал с хуайи, си-жунами и другими племенами. В 789 потерпел поражение от жунов из цянских родов. Убит на охоте стрелой из лука. Его жена Цзянь, а наложница Нюйхан. Перед Сюань-ваном правил Гун-хэ (841-828 до н.э.), регент.
99. Ху или Ли-ван (ок.900-828 до н.э.), правитель царства Чжоу в 871-841 до н.э. Приблизил к себе И-гуна, представителя племени жунов. При нём был мятеж Э-хоу. Во время восстания бежал из Чжоу в Чжи, где и умер. После него правил его советник Чжао-гун.
100. Се или И-ван (ок.925-871 до н.э.), правитель царства Чжоу в 895-871 до н.э.
101. Цзянь или И-ван (ок.975-910 до н.э.), правитель царства Чжоу в 934-910 до н.э. На него нападали сижуны и цюаньжуны.
Брат: Сяо-ван, правил после И-вана в 910-895 до н.э.
102. И-ху или Гун-ван (ок.1000-934 до н.э.), правитель царства Чжоу в 947-934 до н.э. Уничтожил царство Ми, где правил Кан-гун.
Брат: Би-фан или Сяо-ван, правил после Гун-вана.
103. Мань или Му-ван (1052-947 до н.э.), правитель царства Чжоу в 1002-947 до н.э. Вступил на престол в возрасте пятидесяти лет. Ходил в поход против цюаньжунов, вождями которых были Да-би и Бо-ши, победил их и взял в плен пять правителей. При этом прошёл пески, дошёл до горы Сань-вэй (Саяны?). На лошадях ездил к Си-ван-му, правителю Запада. Находился на престоле пятьдесят пять лет. При нём Ян-ши изготовил механические куклы, которые умели петь и танцевать. К нему приезжал чародей Хуажень, который мог прыгать в огонь, висеть в воздухе над землей, проходить сквозь стены.
104. Ся или Чжао-ван (ок.1075-1002 до н.э.), правитель царства Чжоу перед 1002 до н.э. Погиб на реке, когда упал с моста во время объезда владений в стране Юэшан.
105. Чжао или Кан-ван (ок.1100-1053 до н.э.), правитель царства Чжоу в 1078-1067 до н.э., потом уехал в Фын.
106. Сун или Чэн-ван (1129-1079 до н.э.), правитель царства Чжоу в 1115-1079 до н.э. Первые семь лет его соправителем был Чжоу-гун. Тот казнил У-гэна, правителя фамильного владения Инь, Гуань-шу из рода правителей Чжоу, сослал Цай Шу, переселил иньцев. Чэн-ван ходил в поход против племён хуайи, сокрушил царство Янь на востоке. До него, по мнению Го-Мо-Жо, чжоусцы практически не имели какой-либо культуры и только при нём они восприняли её у иньцев.
107. Фа или У-ван (ок.1175-1116 до н.э.), правитель Китая из династии Чжоу, годы правления 1122-1116 до н.э. В его армии были войска восьмисот удельных князей. Он сверг Чжоу-синя, правителя Китая из династии Инь, после битвы при Муе в 1122 (или 1027) до н.э. На его боевом знамени были изображены пчёлы. Тем же пчелам когда-то поклонялись хатты в Малой Азии (вспомним о германском племени хаттов) и племена древнейшей Натуфийской археологической культуры на Ближнем Востоке перед VI тысячелетием до н.э. У-ван "изгнал несправедливость и успокоил страну в четырёх направлениях, надсмотрщики полей исправили народ". Основал город Ло-и. Опять переселившись в Фын-хао, он прогнал Жун-и от Гин и Ло на север. Сыма Цянь писал, что У-ван удвоил триграммы, известные по "Книге перемен". Ему приписывают разработку последовательности 64-х гексаграмм. Примерно в 1143 или 1142 до н.э. он написал меньшую часть основного текста "Книги перемен". Эта книга являлась гадательным пособием для исследования сомнительности ситуации и выработки императором правильного решения в условиях неопределённости. У-ван учредил шесть школ: три низших для детей в возрасте 8-15 лет и три высших для учеников более старшего возраста. Посещать эти школы могли дети всех слоёв населения. У-ван также определил владения земель сановникам по титулам и начал выдавать им дипломы на яшмовых пластинках. При этом сановники гун, хоу и бо имели право ходить со скипетром. Раз в год императоры Китая должны были брать в руки плуг и пахать тысячу десятин земли. Женой У-вана стала NN, дочь Тай-гун Вана.
Братья:
Чэнь-до, получил во владение от У-вана удел Цао.
Ши-ду, получил во владение от У-вана удел Цай.
Шао-гун, регент при Чэн-ване до его совершеннолетия. Впоследствии получил во владение удел Янь.
Кан-шу, получил во владение от У-вана удел Вэй.
Шу-сянь, получил во владение от У-вана удел Гуан.
Шу-гао, получил во владение от У-вана удел Би.
Шу-у, получил во владение от У-вана удел Чэн.
Шу-чу, получил во владение от У-вана удел Хо. Позднее этот удел был переименован в удел Цзинь и передан Тан-шу-юю, младшему сыну У-вана.
Шао-гун Ши, получил во владение от У-вана удел Бэй-ян.
Остальные родичи получили уделы Тэн, Хуа, Мао, Юн, Фын, Жань, Юань, Гао и другие.
Удел Ци получил Шан-Фу, он же Тай-гун Ван, учитель У-вана.
Удел Чэнь получил Вэй-ман, потомок Шуня, который был женат на дочери У-вана.
Удел Цзяо получили потомки Шэнь-нуна, удел Чжу - потомки Хуанди, удел Цзи - потомки Яо, удел Ци - Дун-лоу-гун, потомок Юя. Потомки Шаохао получили удел Цзюй, У-гэн, сын Чжоу Синя, - фамильный удел Инь. Потомки Сы-ё, министра императора Яо, получили удел Сюй. Потомки Чжун-юна, министра императора Хуанди, - удел Чжу, его же потомки по материнской линии - удел Юй, потомки Хуанди по материнской линии - удел Се, потомок Сюн-и, учителя Ван-мана и потомка Чжуансюя - удел Чу. Всего был роздан семьдесять один удел. Таким было прежнее царство Шан-Инь, на обломках которого возникли эти уделы.
После мятежа У-гэна и его казни фамильный удел Инь прежних правителей царства Шан-Инь был ликвидирован, и на его месте был образован удел Сун. Его первым владетелем стал Вэй-цзы Ци, брат Чжоу Синя. Все прежние жители удела Инь были выселены в Хэнань. Отец Конфуция.был родом из этого же удела. В уделе Чу позднее родился ещё один Боян (р.604 до н.э.), современник Конфуция, основатель даосизма. Впоследствии он навсегда ушёл из Китая, посещал Индию, видели его и на берегах Каспия. В то же время на берегах Мраморного моря неизвестно откуда появился философ, которого греки называли Бионом. В преданиях восточных славян сохранились упоминания о каком-то Вещем Бояне.
Чжоу-гун или Цзи Дань (умер в 1105 до н.э.), мудрец, просвещённый государственный правитель, первый правитель удела Лу, пожалованного ему У-ваном. Написал вторую, большую часть "Книги перемен".
Гимн усопшему отцу
"Посовещавшись, своё начинаем правленье.
Следовать будем отцу, чья таблица на озарённой стене.
Ах, далеко, далеко он ушёл!
Нам весь его путь не закончить,
Мы бы хотели приблизиться только к нему:
Путь продолжая, ещё от него отклонимся!
Мы подобны теперь малому только дитяти:
Трудностей много у нас - нет ещё сил побороть.
Но духи всегда во дворе, поднимаясь и вновь опускаясь,
То воспарят они ввысь, то вновь в этот дом снизойдут.
Знаем: в своей доброте державный отец наш усопший
Нас сохранит навсегда и светом своим просветит".
108. Си Бо или Чан, Чжоу Вэнь-ван (ок.1200 до н.э.), стал правителем на западе Китая по велению императора Чжоу-Сина. Его сановниками были Тай-дянь, Хунъяо, Наньгун Гуа, Сань Ишэн. Он мог проявлять добродетели, был осмотрителен при наказаниях, не осмеливался обидеть одиноких, был прост и спокоен. По его приказу была построена башня Лин-тай для астрономов. Когда появилась угроза народу, он создал район Ся. В 1140 до н.э. воевал поколение Гуань-и. Покорил роды ли, юй, чун и другие.
Ода о царях Вэнь-ване и У-ване и о покорении царства Инь-Шан
"Светлая, светлая доблесть взошла на земле -
Воля державная неба сошла с вышины!
Трудно, однако, на небо одно уповать
Да и царём быть - дела управленья трудны.
Иньский наследник небесный престол занимал -
Он и утратил четыре предела страны.
Князем был Чжи, говорят. Его средняя дочь,
Жэнь по прозванью, в Инь-Шан появилась она.
К нам она в Чжоу пришла, чтоб супругою стать,
Жить она стала в столице как Ван-цзи жена.
Ван-цзи, наш предок, совместно с супругой своей
Жили, и долг свой соблюдали сполна.
Там величавая Жэнь от него понесла,
Там Просвещённого в мир породила она.
Этот Вэнь-ван наш царь Просвещённый, и он
Сердцем внимателен был и исполнен забот.
Вышнему неба владыке со славой служил,
Много от неба он принял и благ, и щедрот.
Доблесть души и достоинство в нём без пятна!
Царство над миром он принял и с ним его род.
Вышнее небо взирает на землю внизу,
Воля небес поручить ему царство - тверда.
Годы правленья Вэнь-вана едва начались -
Небо готовит подругу ему навсегда.
Там, где находится северный берег у Ся,
В этой стране, что у самого берега Вэй...
Брачного возраста царь Просвещённый достиг.
Царства великого князь был там с дочкой своей.
С князем великого царства великого царства и дочка его,
Чистой красою - как младшая неба сестра!
Сделав подарки, о счастье гадает Вэнь-ван -
К Вэй отправляться для встречи невесты пора!
Мост через реку из стругов готовит Вэнь-ван.
Разве не блеском сверкающим брак осиян?
Воля от неба на землю тогда снизошла -
Волею неба и стал на престоле Вэнь-ван:
Стал он в столице, был в Чжоу удел ему дан.
Дева из Шэнь, - государыню-мать заменив, -
Старшая дочь из далёких явилася стран.
Милостью неба от ней и родился У-ван.
Небо тебя сохранит и поможет тебе -
Небу покорный, пойдёшь на великое Шан!
Иньские, шанские - всюду отряды видны,
Лесу подобные, строятся рати солдат.
В полном порядке, как стрелы в пустыне Муе.
Только и наши с достоинством рати стоят.
Неба верховный владыка с тобою, У-ван,
В сердце своём да не будешь сомненьем объят!
Эта пустыня Муе широка, широка!
Блещет сандалом своим колесница, ярка;
Каждая лошадь в четвёрке гнедая - крепка.
Шан-фу, великий наставник, искусен в боях -
Будто орёл, воспаряющий ввысь в облака!
Помощь У-вану несёт эта Шан-фу рука.
Шанскую мощную рать разбивает У-ван,
В это же утро страну очищают войска".
109. Гун-цзи или Цзи-ли (ок.1225 до н.э.), правитель удела Чжоу в царстве Шан-Инь. Совершил поход против гуйжунов и гуйфанов, но был убит Вэнь Дином. Его жена Тай-жэнь, дочь Ди Синя, правителя царства Шан-Инь.
"Почтенья была преисполнена Тай-жэнь,
Царя Просвещённого матерь она;
Свекровь свою - Цзян - почитала с любовью,
Достойная царского рода жена,
И Тай-сы прекрасную славу блюла;
И были потомки царя без числа".
Братья:
Тай-бо, бежал к цзинским маням, татуировал тело, обрезал волосы. Его владения Гоу-у.
Юй-чжун, бежал вместе с братом Тай-бо.
110. Гу-гун или Дань-фу, Тай-ван (ок.1250 до н.э.), правитель удела Чжоу. До него чжоусцы были дикарями и жили в пещерах. В то время у них царил матриархат. Его сын Гун-цзи рождён от Тай-цзян, относящейся к роду Цзян, основанному императором Яньди.
Ода о переселении племени Чжоу
"Тыквы взрастают одна за другой на стебле...
древле народ обитал наш на биньской земле,
реки и Цюй там и Ци протекают, струясь.
В древности Дань-фу там правил - наш предок и князь.
Людям укрытья и норы он сделал в те дни -
И ни домов, ни строений не знали они.
Древний правитель однажды сбирает людей,
Утром велит он готовить в поход лошадей.
Кони вдоль западных рек устремились, бодры, -
Вот и достигли подножия Циской горы.
Он и супруга - из Цзянского рода сама -
Место искали, где следует строить дома.
Чжоу равнины - прекрасны и жирны они,
Горькие травы тут сладкими были в те дни...
Мы совещались сначала - потом черепах
Мы вопрошали: остаться ли в этих местах?
Здесь оставаться! Судьба указала сама -
Здесь и постройки свои возводить, и дома.
Жителей князь расселил изволеньем своим:
Тех ободрит он, участки укажет другим,
Метит границы, назначит наделы земли.
Между участками - пашен межи провели.
С запада Дань-фу проходит страну на восток...
Всюду он задал работу, всё сделал что мог!
Дань-фу зовёт управителя главных работ,
Также зовёт уставителя общих тягот:
Здания он повелел возводить и дома,
Мерить верёвкой - так будет постройка пряма;
Доски связать и набить между ними земли...
В строгом порядке храм предков сперва возвели.
Рыхлую землю ссыпает в корзины народ -
Плотно её между связанных досок кладёт.
Громко удары звучат - уплотнилась стена,
Мажут, скоблят её - только была бы ровна...
Многие тысячи футов возвысились в срок;
Рвенье большой барабан соразмерить не мог!
Ставят большие ворота в ограде дворца.
Очень высокие эти ворота! С крыльца
Ставят у входа дворцовые двери теперь -
В строгом величии высится каждая дверь.
Духам земли величавый алтарь возведён -
Всем начинаниям - место священное он.
Ярость властителя неукротима была -
Слава его преуменьшиться тем не могла.
Выдернул он и дубы, и терновник с пути -
Ехать возможно теперь и свободно идти.
Варваров этих - гунь-и -разбежалася рать,
Быстро бежала, пыхтя и не смея дышать!
Юйский и жуйский князья разрешили свой спор,
Быстро Вэнь-ван возрастил свою силу с тех пор.
Я же скажу: те внушали покорность другим,
Те - были первыми, эти - последними с ним;
Те, я скажу, о царе разносили хвалу,
Эти - давали отпор и насилью, и злу!"
111. Гун-шу Цзу-лэй (ок.1275 до н.э.)
112. Я-юй (ок.1300 до н.э.)
113. Гао-юй (ок.1325 до н.э.)
114. Гун-фэй (ок.1350 до н.э.)
115. Хуй-юй (ок.1375 до н.э.)
116. Ча-фу (ок.1400 до н.э.), правитель Биня, теснимый жунами в 1327 до н.э. переселился из Биня, расположенного на границе провинции Ганьсу, к горе Ци-шань в провинции Шэнси.
117. Хуан-пу (ок.1425 до н.э.), правитель Биня.
118. Цин-цзя (ок.1450 до н.э.), правитель Биня, потомок Гун Лю. Его появление совпадает с началом в Китае археологической культуры Хушу. Непосредственные предки Цин-цзя, к сожалению, неизвестны. С другой стороны, согласно преданиям германцев, первопредком гермионов, ингевонов и истевонов был:
119. Алан (ок.1475 до н.э.), его потомками могли быть аланы. Одни из них, как носители Срубной культуры, могли жить у берегов Чёрного моря (Западное Чжоу), другие, как носители культуры Хушу, могли оказаться в Китае (Восточное Чжоу).
120. Фетебир (ок.1500 до н.э.), его сын Алан.
121. Агнаман (ок.1525 до н.э.), погиб в Скифии дальней, его сын Фетебир.
Или Манн(?), первопредок германцев.
Родня Агнамана:
Кутир-Шилхаха II, последний правитель Элама из династии Эпартидов. Правил в 1480-1460 до н.э. Потерпел поражение от Куригамзы, правителя касситов.
Кук-Нашир IV, правитель Элама перед Кутиром-Шилхахой.
122. Той (ок.1550 до н.э.), его сын Агнаман.
Или Туисто(?), согласно германским преданиям, двойное двуполое земнородное божество. Его сын Манн.
Или Байцюань(?), согласно китайским преданиям, двойное двуполое существо. Его потомками были цюаньжуны ("собачьи жуны"), питающиеся мясом, то есть скотоводы. Они жили возле горы Юнфу и реки Шунь. После переворота в Китае в 771 до н.э. именно к ним попали в плен Бо-фу и его мать.
Родня Тоя: Кутир-Наххунте II, правитель Элама после 1505 до н.э.
123. Боиб (ок.1575 до н.э.), его сын Той. Имя Боиба похоже на начало имени Байцюаня.
Или Нунмин(?), породил белых собак, от них пошли цюаньжуны ("собачьи жуны"). Его сын или потомок Байцюань.
Родня: Кук-Наххунте, правитель Элама в 1520-1505 до н.э. Его сын Кук-Нашшир.
124. Самсон или Рейн (ок.1600 до н.э.), его сын Боиб.
Или Тем-Санит(?), вельможа в Эламе.
Или Юнъу(?), его сын Нунмин.
Родня:
Темптиангун II, правитель Элама.
Кук-Кирваш, правитель Элама в 1545-1520 до н.э.
Кукусанит
125. Маир или Аттамерхалки (ок.1625-1570 до н.э.), правитель Элама в 1580-1570 до н.э.
Или Мяолун(?), его сын Юнъу.
Родня:
Ланкуку, его сын Кук-Кирваш.
Палаишшан, правитель Элама в 1570-1545 до н.э. Его сын Кукусанит.
126. Этах или Тата (ок.1650-1580 до н.э.), правитель Элама в 1600-1580 до н.э.
Родня: Кудузулуш III, правитель Элама в 1605-1600 до н.э.
127. Ауртах или Сиртух II (ок.1675 до н.э.), правитель Элама.
Родня:
Темптирапташ, правитель Элама в 1625-1605 до н.э. Его сын Кудузулуш III.
Кудузулуш II, правитель Элама.
128. Иитер или Кутир-Шилхаха I (ок.1700-1625 до н.э.), правитель Элама в 1635-1625 до н.э.
Брат: Кук-Нашур II, правитель Элама в 1650-1635.
Родня:
Кук-Нашур I
Темптихалки, правитель Элама в 1655-1650 до н.э. Его дети: Темптирапташ и Кудузулуш II.
Куригугу
129. От или Ки... (ок.1725 до н.э.)
Брат(?): Танули, правитель Элама в 1690-1655 до н.э.
Родня:
Темптиангун I, правитель Элама в 1698-1690 до н.э. Его дети: Темпихалки и Куригугу.
Темптихишаханеш
130. Артет или Лилаирташ (ок.1750-1698 до н.э.), правитель Элама в 1700-1698 до н.э. Его сын Танули.
Родня: Шуллим-Кудур
131. Наойт или Кутир-Наххунте (ок.1775-1700 до н.э.), правитель Элама в 1730-1700 до н.э.
132. Аора или Сивепалархухпак, Шепларпак (ок.1800-1745 до н.э.), правитель Аншана и Элама в 1770-1745 до н.э.
Брат: Кудузулуш I, правитель Элама в 1745-1730 до н.э.