Аннотация: История о девочке Марине, которая напросилась в ученицы к колдуну Халуру, но не для того, чтобы учиться.
Первая глава, написанная на запотевшем окне
В доме номер шесть по Таракановской улице жила одинокая мадам. Колючка, к старости все растерявшая.
Брань лилась из ее рта илом: язвина, струп, рвань, гнусь, вшивка - любого она бы пришпилила словцом, будто бы какой колдун вставил ей в глаза дурное стекло, и видела она только злое.
Ее семья давно позабыла реверансы и вконец разорилась. И сейчас, глядя на Софью Ивановну, никто бы не признал в ней дворянку. Ленивая медвежья поступь, тусклые глазки-буравки, приплюснутый нос, покрытый красной ноздреватой кожицей - к рождению мадам благородная кровь совершенно скисла.
В свободные минуты Софья Ивановна вязала носки, и легко могла сойти за обычную пенсионерку. Но узор рассыпался, петли путались - старушка думала совсем не о носках. Как у всех приличных людей, у нее был маленький секрет.
Когда-то, работая почтальоном, она крала письма, выбирая наугад, первых встречных. Софья Ивановна читала их вечерами, цедя чай и строки сквозь надменно сжатые губы. Ее лицо, плоское, камбалье, выражало иногда высокомерие, иногда брезгливость. И никогда - волнения, которое захватывало ее, стоило коснуться пожелтевших страничек. Особенно старушке нравились тягучие, пересыпанные многоточиями письма, какие старательно выводят трепетные девицы, не находя нужных слов, глупые.
Сколько их, бумажных узников, Софья Ивановна не знала - старушка складывала конверты в стопки бережно и нежно, связывая их шелковыми лентами, будто боясь, что сбегут. Любопытные - желтыми или пунцово-красными, скучные - зелеными или черными. Те, что она перечитывала чаще, всегда лежали под рукой - на тумбочке у изголовья кровати, затертые на сгибах. Старушка любила их странно и ревниво, не отдала бы даже скучных, сожгла бы их.
Так проходила ее жизнь - в притворном смехе и ядовитых плевках.
Несколько лет назад мадам вышла на пенсию, она перестала красть письма, но купила добротный бинокль - принялась следить за соседями.
И вскоре всем ее вниманием завладел Черный дом. Он стоял, зажатый между желтым и белым и казался чернее черного. Словно его вырезали из старой фотографии и вклеили в яркий журнал.
Хозяин дома носил чудное имя - Халур, о чем гласила табличка, украшавшая зеленую дверь.
Халур не знал, что, по мнению Софьи Ивановны, имя его звучит неприлично странно для Таракановской улицы. Ботинки непристойно блестят, а трость бесстыже громко цокает по асфальту.
Порой из трубы Черного дома валил яркий дым - сиреневый, искрясь, он лениво поднимался замысловатым узором. Старушка могла простить Халуру и его имя, и привычку хромать и даже ботинки, но подозрительный дым - никогда.
Эта история началась в шесть часов тринадцать минут двенадцатого сентября две тысячи десятого года, когда старушка с редким хобби поднялась на чердак, откуда обыкновенно наблюдала улицу. Софья Ивановна села в гобеленовое кресло у окна, окруженная связками писем, шамкая беззубым ртом. Она поднесла бинокль к глазам и увидела Халура, который, заметно нервничая, запирал дверь.
В серых пятнах Мурзик, больше похожий на крысу, чем на кота, вился у ее ног гадюкой - готовый в любую секунду зашипеть и броситься вон. Софья Ивановна частенько забывала покормить питомца утром, когда мысли занимал лишь один вопрос: "Что делают соседи?". И сегодня, отпихнув Мурзика тапком, она и не вспомнила о давно пустой миске любимца.
Старушка зорко наблюдала за Халуром. Особенно ее интересовало, в какую сторону он крутит ключ, запирая дверь.
Долговязая его фигура горбилась. Светлые волосы - золотистый пух - кудрявил ветер, пока Халур не усмирил его, поймав в цилиндр, или старушке показалось? Кожаные перчатки висели, небрежно заткнутые в карман, остроносая обувка износилась, вот-вот подошва отойдет, но все такая же начищенная, шарф змеей висит на шее, намотанный второпях - заметила Софья Ивановна.
"Ишь, какой франт, при пинджаке и цалиндру" - плюнула, кисло скривившись.
Сосед ковырялся в замочной скважине довольно долго, и Софья Ивановна совсем потеряла терпение.
Среди стопок, перевязанных скучными лентами, притаилось письмо, отправленное Халуру, лет двадцать назад, неким М.С. Кляксиным. Конверт был пустым. И мадам помнила то горькое разочарование, которое принесло ей письмо.
Возможно, двенадцатый день сентября стал бы одним из тех немногих, в который ничего не произошло. Если бы не злополучный заедающий механизм. Ключ застрял в замке, и Халур страшно разозлился.
Чудаковатый сосед обернулся и посмотрел на дом Софьи Ивановны. А как показалось мадам, прямо ей в глаза. Трость с сухим щелчком коснулась асфальта, с белой вспышкой перегорел уличный фонарь, а в доме номер шесть перестали происходить странные вещи.
Добропорядочная старушка вспомнила о Мурзике.
Более того, часом позже, прохожие видели ее, взвалившую на плечо тяжелый мешок.
Только к двенадцати ночи она пришла в себя. Это случилось как раз в ту минуту, когда последнее письмо скользнуло в почтовый ящик.
Милая дама воровато огляделась и тут же попыталась вытащить конверт, но он исчез. Чужие слезы, улыбки и мечты, наконец, спустя столько лет, освободились.
Из горла Софьи Ивановны вырвалось рычание, в котором булькали проклятия в адрес Халура.
А, тем временем, волшебник летел над городом, придерживал шляпу, чтобы она не слетела, и понимал, что как всегда опаздывает.
Халур не любил ездить на метро; он опасался эскалаторов и бабушек, продающих жетоны. Думал, что жетон стоит пятьдесят копеек - в последний раз покупал его в одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. Когда на станции Нарвская испытывали первые турникеты.
Халур путался в названиях улиц, иногда почитывал втайне людские газеты и ничего не смыслил в моде.
И даже среди колдунов он слыл чудаком.
***
Марина и Халур жили в параллельных мирах.
С волшебником чудес не случалось только по четвергам после обеда. А девочка знала, что чудес не бывает.
Халур носил цилиндр, и кланялся при встрече со знакомыми, учтиво приподнимая шляпу. Марина не раз теряла шапку с помпоном, но та всегда возвращалась самым мистическим образом, хотя, казалось бы, чудес не бывает.
Волшебник задержался в девятнадцатом веке. В последний раз Халур менял гардероб в одна тысяча восемьсот двадцать третьем году. С тех пор он заказывал костюмы в швейной мастерской "Гетерингтон и ко".
Марина выглядела, как чучело. Одежда на ней всегда ходила ходуном. Пуговицы застегивались через одну. А шнурки, цепляясь, волочились по земле.
Волшебник не мог припомнить, когда появился на свет, и праздновал день рождения в марте, иногда в сентябре, но чаще в июне. А Марина точно знала, что родилась тринадцатого апреля одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года.
Серым утром, когда на улице Таракановской в доме под номером шесть перестали происходить странности, Марина не спала.
Она старательно что-то писала. Все движения и мысли девочка примеряла на героев, как одежду на кукол. Иногда Марина отстранялась от тетради и раскачивалась на стуле, задумавшись или бубня под нос какую-то околесицу. Любой решил бы, что она сошла с ума.
К семи утра пол усеяли смятые листы. И если бы из выброшенной бумаги выросли деревья, то за спиной ее уже бы колыхался и шумел лес, наполненный персонажами живыми и картонными. Несмотря на все трудности перевода с ее языка на человеческий, Марина верила, что когда-нибудь станет писателем. Ее первое сочинение, названное "Мистер Блажек против", лежало в верхнем ящике стола, между тетрадью по физике и коллекцией фантиков. Мистер Блажек был против, он чувствовал себя забытым и брошенным.
Марина не очень-то любила свое имя, мечтая завести псевдоним мудренее. Еще она мечтала о печатной машинке, старой и страшно трещащей, об усах, как у Конана Дойля, о многих вещах, чаще - несбыточных.
Летом она жила в комнате на чердаке. Между сломанными часами и ящиком с потрепанными книгами.
Ее день всегда начинался одинаково - с пары стоптанных туфель.
Обычно, в семь тридцать Марина заправляла кровать, в семь тридцать пять чистила зубы и умывалась, а в семь пятьдесят садилась завтракать. Так было всегда, в течение семи лет. А для Марины - половины жизни и даже чуть больше.
Но в то утро все шло кувырком. Девочка оторвалась от сочинения только в семь тридцать три, принялась умываться - в семь тридцать восемь и в итоге опоздала к столу на пять минут.
Светлая кухонька, обставленная просто и тесно, встретила ее шумом телевизора - прогноз погоды был неутешительным - неотвратимо наступала осень, хотя еще вчера Марина могла мечтать о том, что мир сойдет с ума и лето вернется.
Люстра с мутными от времени украшениями звякала пластмассовыми льдинками фальшиво, но уютно. Дребезжал старый холодильник, блестя потертыми боками. В воздухе витал терпкий аромат чая и мяты. Полупрозрачные занавески, расшитые цветами, обрамляли единственное окно, которое плохо пропускало свет - закоптилось.
Марина и мама завтракали, обедали и ужинали на почтительном расстоянии друг от друга. Девочка ела торопливо, постоянно давясь и чувствуя приступы тошноты.
Мама, Людмила, пережевывала пищу ровно тридцать три раза, соблюдала пост и планировала. Красивая в юности, сейчас она напоминала засушенную ветку, хрупкую и безжизненную. Время стерло с ее лица свежесть и румянец, а болезнь украла улыбку.
- Ты задержалась! - увидев Марину, сказала она, сжимая в нитку тонкие губы. Опоздание дочери сдвинуло мир на пять минут - катастрофа. Мама смяла салфетку костлявой рукой и отвернулась. Жила дрогнула на ее белой шее и Марина подумала, что мама сейчас расплачется.
- Это из-за твоей этой писанины? Это вредное занятие, и никому не нужное, - продолжила мама на высокой ноте, нервно мешая манную кашу. Недавно у нее обнаружили опухоль. Мама не сказала, где болит, но когда говорила, держалась за живот и Марина догадалась. Врачи сказали - поздно, болезнь расползлась, пустила корни - мама медленно и страшно умирала. Она чаще злилась и ворчала; одолевали страх и отчаянье.
- Ты совсем забросила учебу, - холодно продолжала она, не глядя на дочь.
Иногда по ночам мама плакала, Марина с чердака прекрасно слышала ее всхлипывания и шепот. Мама спрашивала только одно... В мире много людей, но смерть ткнула в нее, сказав: "Ты, милочка, ты!"
- Почему у всех дети как дети, а у меня - одно расстройство? - пытаясь сдержать слезы, продолжала мама, положив руки на колени, чтобы дочь не видела, как ее трясет.
Временами Марине казалось, что мама уже умерла, а в ее тело вселился злой дух.
- Ты должна бросить это, когда я...- говорила она с трудом, - тебе придется жить ... а ты не готова...
Марина молчала, и испуганно глядя на нее, искала правильные слова, и не находила.
Врачи сказали, что мама встретит новый год, но до следующего лета уже не доживет.
- Господи, да ты даже не заметишь... я умру, а ты не заметишь! - всхлипнула мама, закрывая лицо руками.
Она в последнее время если говорила, то только жестокие слова, от которых у дочери сердце заходилось, немели руки и ноги.
- Это неправда, - шептала Марина, перебирая кружево скатерти.
- Господи, за что мне это? - причитала мама, ничего не слыша.
- Я пойду...
Поднявшись на чердак, Марина выглянула в окошко. Дождь стучал по тротуару. Мир сузился до размеров тетради в клетку. Девочка загрустила, обида и страх душили ее. Пропахшая старыми вещами, опутанная липкой паутиной, она мечтала навсегда остаться здесь - в темноте, талым призраком. Если бы только мама навсегда осталась там - в свете.
Девочка вышла из дома, полная горестных мыслей, и открыла почтовый ящик. Внутри желтело письмо. Адресата звали кукольно - Х-л-р.
Так, впервые за тринадцать лет с Мариной произошло чудо. Хотя могло показаться, что это - дело случая, что зрение у Софьи Ивановны плохое и семерка на конверте со временем превратилась в единицу.
Марина жила по адресу Таракановская один.
- Что за ерунда? - сказала девочка, - Х-л-р...Хилар... Хелор...Халур.
Было в имени "Халур" что-то языческое с песочной ноткой. И Марина вспомнила. Странного человека из седьмого дома. Чудак носил цилиндр и хромал на правую ногу, напоминая пирата. Девочка подозревала, что нога у Халура деревянная.
В ветреную погоду дом чудака пугал Марину завыванием и свистом в водосточных трубах. Треском обшивки, похожим на кашель, в холодный день. И сонным молчанием в летнюю жару.
На зеленой двери всегда висела табличка с надписью: "Халура нет дома". Чуть ниже: "И не будет до четверга".
Четверг все никак не наступал.
Девочка повертела конверт и обнаружила, что он открыт. Но потом она вспомнила, что мир сдвинулся на пять минут и, сунув письмо в сумку, пошла в школу, не вспомнив пересчитать желтые листья по пути, как делала всегда.
Весь день Марина думала о чудаке. На уроке труда Халур сидел, согнувшись в три погибели над часовым механизмом, и слыл самым странным часовых дел мастером. На втором занятии, истории, все тот же Халур брал на абордаж торговые суда Великобритании, не вынимая изо рта курительной трубки. К концу занятий он обзавелся врачебной практикой где-то на северо-западе города. В общем, пока девочка гадала, кто же такой этот таинственный человек с кукольной фамилией, Халур вовсю развлекался.
Марина совсем извелась, елозила на стуле, мучаясь от ожидания.
"Ну, я только одним глазком, я никому не скажу!" - подумала она и открыла конверт. Внутри лежала маленькая жестяная коробка и сложенный вдвое желтоватый лист. Марина закрыла конверт и ошарашено огляделась. Ничего не изменилось. Вова Носов апатично жевал карандаш, Лиза Морозова уткнулась в зеркальце, Толик Куксин зевал, сонно моргая. А письмо было плоским, как все обычные.
Она вновь заглянула в конверт. Коробка все еще лежала там, дразня блестящим боком.
Так, для Софьи Ивановны письмо оставалось пустым, для Марины стало наполненным приключениями и надеждами.
"Ой-ёй-ёй, кажется у меня температура!" - девочка отложила конверт, потом вновь взяла его и прочла адрес. Затем она решительно вытащила коробку, оставив в покое записку, вряд ли заметив - так была удивлена. Ее ладони вспотели, а в горле пересохло. На крышке девочка с трудом разобрала - "Мастерская Чудес и Забав Кляксина".
Замусоленные и потертые, внутри ютились карандаши. Сточенные наполовину, и еще никогда не рисовавшие, поблекшие и яркие.
Взяв в руки один из них, фиолетового цвета, девочка не почувствовала ничего, о чем так любят писать в книгах. Зачесалось левое ухо, но Марина не поняла, что это - знак.
Она наточила карандаш и уже прикоснулась грифелем к бумаге, когда заверещал звонок. Вокруг все ожили, собирая учебники и тетради.
Марина шла домой, как всегда в одиночестве. Вокруг клубились мысли о двух двойках по химии, Халуре и Мастерской Чудес Кляксина. Даже проливной дождь не мог прибить их к земле.
Она вернулась на чердак промокшая и ничего не понимающая, села на пол и вытащила из сумки счастливую находку. И, только теперь увидев письмо, бережно выудила его. Тяжело вздохнула, решаясь.
"Надо просто отдать его Халуру и все, и совсем не зачем знать чужие тайны..." - Ей казалось - бумага жжет руки. - "А если это не Халур, а какой-нибудь Хилар или Холер? Если он живет на Таракановской семнадцать или одиннадцать?" - послание еле заметно дрожало, будто от нетерпения. Она развернула листок, словно невзначай.
"Халур!" - прочла девочка, и стало ясно, что она не ошиблась. Взгляд скользнул дальше, цепляясь за округлые петельки и аккуратные запятые.
"Халур!
Серёжа совершенно распоясался, или даже подурнел! Рваче стащил карандаши и нарисовал этакую образину, что ни в одном кошмаре не привидится! Зовет его Рохлей и уверяет, что это - пудель! Эта гадина обкопала уже все жабродыхи и лизошмыги! И я не удивлюсь, если они вскорости захиреют!
Нет, я не перенесу этого! Мой чудеснейший сад!
Спасите, прошу! Спрячьте в самый дальний угол и забудьте. У Вас это выходит отменно.
Уберегите меня от крокодилоплюхов, котышей и жабоваков!
С почтением, Михаил Кляксин."
Марина еще раз перечитала письмо и произнесла вслух, будто пробуя на вкус:
- Рваче? Жабродыхи? Жабоваки?
Немного подумав, она открыла жестяную коробку и рассыпала по полу карандаши. Пересчитала их и, выбрав фиолетовый, принялась чиркать и растушевывать. Психологи непременно увидели бы в изображенном саму Марину, она заметила лишь маленького ежа.
Он дважды моргнул, над гладью листа появились иголки.
Девочка тоже пару раз моргнула. И зашвырнула тетрадку под кровать.
Ежик содрал обложку и, увидев Марину, поспешил к ней, неуклюже перебирая лапками. Девочка отползла в дальний угол комнаты и, вжавшись в стенку, нашла метлу. Выставила ее, целясь в незваного гостя. Зверек остановился. С минуту он придирчиво разглядывали ее, забавно шевеля ушками.
Марина икнула, он тоже икнул.
Девочка нервно хихикнула. Зверек недовольно зыркнул, и заполз обратно под кровать. Там он долго шуршал и фыркал. Марина вскоре успокоилась, но веник из рук не выпустила.
- Извините, вы кто? - спросила она, не надеясь на ответ.
- Да черт его знает! Какая-то гнусная болотная крыса! - гортанно воскликнул зверек. Марина подпрыгнула от неожиданности. Минуту она молчала, прислушиваясь к шуршанию.
- Я плохо рисую, извините, - осмелилась произнести девочка.
- Для человека с метлой вы слишком часто извиняетесь, - холодно заметил еж. Девочка отложила веник в сторону.
- Выползайте ... У вас имя есть? - Марина с трудом сдерживала невесть откуда взявшийся смех - до того он был забавен.
- Нет! - ответил зверек, гордо задрав нос.
- Тогда будете... - девочка задумалась - ... Рогаликом.
- Нет, ты издеваешься? - фыркнул еж. Девочка засмеялась.
Дверь открылась, и в комнату вошла мама, держа куртку Марины, промокшую насквозь. Хмурая, зло сжав губы, она с осуждением глядела на дочь, которая еще секунду назад улыбалась, теперь - потухшая, вскочила с пола, смиренно склонив голову.
- Что это такое? - строго спросила мама, - Ты же видела, что идет дождь? Почему зонт не взяла?
Марина не знала, что ответить. Она не взяла зонт просто потому, что не любила зонты.
- Ты меня вообще слышишь? - прошипела мама, бросив злополучной куртку под ноги, - Теперь из нее разве что половая тряпка выйдет!
Марина не могла смотреть ей в глаза. Девочка следила за губами мамы.
Мама недовольно покачала головой. И, придирчиво все оглядев, закрыла за собой дверь, бросив напоследок:
- Высуши ее и не сиди на полу!
- Кто это? - спросил Рогалик, робко выглянув из-под кровати.
- Это моя мама. - Марина печально вздохнула, - Всегда такая, когда возвращается из больницы.
- Почему? - Рогалик пытливо смотрел на девочку.
- Рак, знаешь, что такое рак? Мама умирает. Врачи говорят, что мы можем надеяться только на... чудо. - Её голос ослаб. - Только вот беда - чудес не бывает.
- А я? - произнес зверек со скучающим видом.
Марина озадаченно улыбнулась и села на край кровати.
- Судя по тому, с какой скоростью тетрадь угодила под кровать, могу сказать только одно - с тобой впервые за тринадцать лет случилось чудо, - напустив серьезности, произнес Рогалик.
- Мне, конечно, не повезло, что волшебные карандаши попали в руки такой неумехи, как ты, но остается только смириться с этим, - добавил он, поразмыслив, и начал рассказ:
- Однажды, много лет назад, гроза ударила в волшебное дерево, и оно погибло. Люди не знали, что это было самое первое дерево на Земле. Они его спилили. И так могло случиться, что оно сгнило бы где-нибудь на дороге или пошло на дрова... Но его нашел Кляксин, большой затейник и мастер на все руки. Он сделал много разных вещей. И будь то стул, карандаши или трость, он хранил в себе часть той волшебной силы, которой обладало дерево. Карандаши попали к тебе, а трость принадлежит колдуну Халуру. Он живет в Черном доме. Там спрятан камень Квивир. Он исполняет желания. Если его найти, конечно.
- Так Халур волшебник? - изумленно подняв брови, произнесла Марина.
- Да, говорящие фиолетовые ежи - ерунда по сравнению с этим, - с досадой глядя на девочку, сказал Рогалик.
- Но... - Марина вновь погрустнела, потупив взгляд. - Как я его добуду?
- Ты напросишься к Халуру в ученики, - ответил зверек, следя за каждым ее движением.
- Вообще-то, я - не волшебница, - напомнила девочка.
- Но он об этом не знает, - напомнил еж.
***
Вороны царапали по крыше, чистили клювы, и хрипели, изображая злых драконов, скреблись - "скр-скр-скр". Но игрушки, книги и прочий хлам их не боялись.
Марина любила чердак. Сказки росли здесь, как плесень, из каждого угла. Мутный мир, край которого виднелся в маленькое чердачное окошечко, не отвлекал от фантазий, баталий и интриг. В грозу девочка воображала, что свирепствует шторм, а она - отважный пират, ведет корабль среди скал - Свистать всех наверх! В ясный день она могла стать волшебником-недоучкой, засесть где-нибудь с книгой и наслаждаться одиночеством. Ближе к вечеру из темноты выползали крюкамарюки, и уж тогда она бралась за меч. Марина могла быть всем и никем, ведь при кое-каком воображении, в космос можно слетать и на стуле.
Дни становились холоднее. Девочка жила на чердаке с июня до середины сентября. Марина знала, что скоро "писательский сезон" закроют, и старалась не вспоминать.
Она лежала на полу, распластавшись и глядя в свод. Мысли текли медленно - о маме и чердаке, о двух двойках по химии, о расставании с родным очагом.
- Хватит бездельничать! - произнес Рогалик в который раз, тыкаясь мордочкой ей в руку. Она то, как заведенная бегала по комнате, хваталась за все и бросала, то затихала, опускалась на пол и растерянно оглядывалась, а сейчас и вовсе легла и буравит взглядом крышу.
- Страшно, - сказала Марина дрожащим голосом, как будто только сейчас осознав, что ждет ее впереди. - Я еще никогда не сбегала из дома. - Поначалу побег казался ей романтичной и милой затеей, но позже она струхнула.
- Только необходимое, - деловито произнес еж. - Иначе мама может заподозрить, увидев чемодан.
- А если связать простыню и одеяло и спустится из окна? - предложила девочка, кое-как встав.
- Что-о-о?! - У Рогалика усы встали дыбом.
- Ну, как в книгах пишут. - Марина открыла верхний ящик стола.
- Нет, давай, как-нибудь через дверь.
Между коллекцией фантиков и тетрадкой по физике мистера Блажека не оказалось. Более того, он не затаился между словарем и набором пластилина, не ждал ее между учебником литературы и дневником.
Мистер Блажек исчез.
- Ну, и где же он? - Девочка громко хлопала ящикам. Сердце бухало в груди, и ее бросало то в жар, то в холод. Среди рисунков, тетрадей и журналов черновика не нашлось. Слезы брызнули, отнялись руки и ноги.
- Мистер Блажек! - Марина упала на пол и на четвереньках поползла к кровати, но Рогалик уже ничему не удивлялся.
- Возможно, это заговор мышей? Они постоянно плетут интриги. У вас в доме есть мыши? - Рогалик ощетинился, и Марине показалось, что его мордочка стала длиннее, а зубы заострились.
- Ну, есть, - ответила она, утирая слезы, испугавшись - зверек будто раздулся. Он сейчас, и правда, напоминал гнусную болотную крысу, только в иголках и еще страшнее.
- Так вот. - Еж посмотрел по сторонам, и зашептал, - Мыши хотят захватить мир.
Марина молчала. Она вдруг догадалась, куда исчезла рукопись, смирилась и притихла.
- Это мама, - расстроенно произнесла она мертвым голосом.
- Мама? - спросил Рогалик, вмиг пригладив иглы.
- Это она забрала рукопись, пока я была в школе. Она не хочет, чтобы я стала писательницей, считает, что я занимаюсь глупостями. Наверное, уже выбросила черновик, - вздохнув, сказала девочка легко.
- И что ты будешь делать? - шевеля усами, пискнул еж.
- Ничего, я ничего не буду делать.
***
Со временем, возможно, Марина стала бы записочным маньяком, как Софья Ивановна - конвертным; девочка иногда находила мятые листочки в библиотечных книгах и долго не могла с ними расстаться.
Она бы стягивала их лентами - голубыми, лиловыми и желтыми. Или завела альбом в красной обложке. Что несомненно - она бы их перечитывала, цедя чай сквозь надменно сжатые губы.
Но пока, глядя на мятый листок, будь то прощальная записка, любовное признание, или просто школьный разговор, Марина мучилась. Ее пугало то, как легко люди предают забвению очень важные вещи.
Свое прощание она оставила на запотевшем окне - оно мало-помалу прояснится и исчезнет. Противореча самой себе, она хотела, чтобы ее письмо не стало важным, хранимым и последним, даже если она не вернется.
Девочка искала слова, способные успокоить маму, не зная, что их попросту нет. Мысли путались и сбегали, тошнотворные, головокружительные.
- Ты знаешь, я никогда ни с кем не прощалась. И даже на кладбищах никогда не была, - призналась Марина, старательно выводя на стекле - "Дорогая мама".
- У тебя никто не умирал? - спросил еж. Они сидели на кровати, Марина тянулась к окну, Рогалик уткнулся в подушку.
- Бабушка - еще до моего рождения. А папу я не помню, родители развелись, когда я была совсем маленькой. - Марина пожала плечами.
- Почему они развелись? - спросил Рогалик, будто нечаянно.
- Не знаю, может, папа ел яйца, или носки оставлял, где попало, - предположила девочка, путаясь в словах. - Может быть, он ковырялся в носу.
- О, это, конечно, ужасно! - притворно изумился Рогалик. Марина, следя за волнистыми строками, произнесла:
- Иногда любовь... - девочка отвлеклась, внимательно посмотрела на ежа, - ... в одну несчастную минуту любовь теряют в автобусе, случайно оставляют на остановке, забывают в вагоне метро...
Рогалик положил когтистую лапку на ее ладонь.
- И каково это, когда в тебя молния попадает? - протараторила она, смутившись.
- Страшно и щекотно, - серьезно сказал еж.
- А ты боишься смерти? - с фальшивой веселостью спросила Марина.
- Умру ли я, кто знает? - ответил Рогалик.
- А я не умру ни-ког-да. - заявила девочка.
Хвост "Дорогой мамы" все рос и рос, обретая очертания и покрываясь чешуей подробностей.
"...Не волнуйся, не плачь, - писала Марина, - Я хочу помочь, и когда я вернусь, а я вернусь, все будет хорошо, ты будешь жива и я".
Потом еще долго не затихали разговоры; Рогалик рассказывал о волшебниках. О том, какие они простофили и глупцы, что иногда зазнаются, а порой просто невыносимы, как, впрочем, и люди.
Свет на чердаке дома номер один по Таракановской улице погас, когда мимо него шла взъерошенная и решительная мадам. Прическа ее сбилась, вязаная кофта съехала с плеч, очки воинственно блестели в свете фонарей. Она не замечала чудной погоды - той, какая бывает только в сентябре, когда лето отступает, воздух еще пахнет августом, но уже холодно - на лужах тонкий лед - он завтра будет крепче, лед, в котором замерзли опавшие листья, как жуки в янтаре.
- Ах, этот чертов паскудник! - полушепотом ругалась старушка. Софья Ивановна торопливо семенила по асфальту, квохча и охая.
- Да я ему всю дверь измажу... - планировала бывшая почтальонка, - нет, накидаю дохлых кошек в трубу...будь он проклят!
Фантазия Софьи Ивановны иссякла. Ей оставалось только, скрепя вставными зубами, возвращаться домой. Где ее ждал Мурзик.
Вторая глава
Халур. Рухал. Лухар. Рахул. Лурах. Рулах
Утро встревожило запахом дыма. Сорвав с головы шапку, Марина бежала к Черному дому. Асфальт заледенел, и кажется - одно неверное движение и ухнешь в темную пучину. Бездонную и мутную и полную чудовищ.
Мимо брели сонные прохожие, в серых куртках и шарфах, как угрюмые призраки. Небо, затянутое смогом и тучами, висело низко, в двух сантиметрах от земли. Сквозь дымку проступали очертания домов, похожие на отпечатки в песке.
Одним словом, утро было подходящим, чтобы исчезнуть.
Девочка плакала. В груди больно трещало сердце, как уголек, искря и рассыпаясь. Все родное и любимое превращалось в прошлое, что, кажется, уже не вернется. "Никогда-никогда-никогда!" - клокотало внутри.
Марину не замечали. Она слилась с тенями-прохожими в одну длинную и безликую.
Софья Ивановна увидела девочку лишь потому, что она остановилась у Черного дома. Ее волосы смутили пенсионерку. Скорее светло-русые с чуть заметным медным отливом, но для мадам - только и только - рыжие.
Старушка окончательно убедилась, что дело тут не чисто. Она и раньше подозревала Халура в сатанизме и людоедстве. С появлением девочки ее опасения подтвердились. Если в истории замешаны рыжеволосые, то счастливого финала и не жди.
"Все беды от этих рыжих, все несчастья!" - рассуждала мадам.
Девочка топталась у зеленой двери в нерешительности.
- Ну, что ты встала, как вкопанная? - прошептала Софья Ивановна, потея от волнения.
Слева от входа висел шнурок, дразня позолоченной кистью. Зацепившись за металлический прут, он раскачивался на ветру. Марина потянулась к нему. Окно чердака открылось с леденящим душу звуком. И наружу, хлопая крыльями, вырвалась стая летучих мышей. Они шумно понеслись неизвестно куда, напоминая черные полиэтиленовые мешки, подхваченные ветром.
Девочка запрятала руки в карманы и огляделась. В эту минуту она мечтала, чтобы Земля на миг перестала крутиться. Замерло движение миллиардов сердец, миллионов трасс, тысяч городов. Прохожие застыли, нелепо раскинув руки, с раскрытыми ртами, едва ли не падая - вдохнули и задержали дыхание. Всего на миг.
Девочка решилась, наконец, позвонить. Она дернула за кисть два раза, внутри прозвучал грохот - колокольчик был стар и глух.
- Кто это с утра пораньше? - раздраженно и весьма неучтиво спросили из-за двери, надтреснутым хрипловатым голосом.
- Мне нужен Халур, - ответила Марина, дрожа от холода и волнения..
- Нет его! И не будет до четверга! На табличке же написано! Читать научись! - прокаркал загадочный некто и заскрипел ступенями. Халур ли это - Марина не знала.
Она растерянно смотрела на зеленую дверь, мысленно переставляя буквы на табличке. Халур. Рухал. Лухар. Рахул. Лурах. Рулах. Лахур. Поняв, что лучшее, что можно составить, это - Халур, девочка вдруг решительно сжала кулачки. Марина усмехнулась, и слезы в ту же секунду высохли. Дом Халура еще никогда не слышал столь фееричной игры на дверном колокольчике.
- Ну, что еще? Ходят тут, отдыхать приличным людям мешают, - проворчали за дверью.
- Можно мне подождать внутри? - спросила девочка, храбрясь.
Но загадочный некто промолчал. Марина некоторое время ждала ответа, а потом вновь дернула за шнур.
- А там, правда, никого нет, - произнес молодой сильный голос, не похожий на прежний.
- Как это никого нет дома? - удивилась Марина, решив, что умрет, но не отступит.
Из дымки вышел юноша. Сутулый и худой. Его темные волосы топорщились. Черные глаза-жучки глядели насмешливо и в то же время приветливо.
Почему-то он напоминал трубочиста. Очень хорошая примета - случайно встретить человека такой редкой сейчас профессии. Следует поклониться или поприветствовать его. Правда, трубочист с чистым лицом не особенно ценен.
Впервые рак диагностировал в одна тысяча семьсот семьдесят пятом году английский хирург П.Потт. У трубочистов. Марина слишком много знала об онкологии для своих тринадцати лет.
Она улыбнулась и поклонилась неизвестному. И даже понимая, что никакой он не трубочист, и лицо его не измазано сажей, девочка верила, что это принесет удачу.
- Это планета Земля, между прочим, - произнес юноша и вытащил из кармана ключ.
Его звали Тимуром, он был чародеем - подмастерьем Халура. И не часто чему-то удивлялся. Разве сравнится поклон Марины с дождем-радугопадом, выпавшим недавно в гостиной, вопреки всем прогнозам?
- Ты ученик Халура? - спросила девочка.
- Т-с-с! - Он осмотрелся и открыл дверь. - Старушка из соседнего дома следит за нами.
- Так смог, ничего не видно, - заметила Марина.
- О, поверь, она сосчитала все пуговицы на твоей куртке, уж я-то знаю, - произнес Тимур, улыбаясь, как детям улыбаются взрослые - чересчур радушно.
- А-а, один мой друг утверждает, что мыши затеяли заговор, - прошептала Марина, приложив ко рту ладонь, чтобы Рогалик не слышал. Юноша громко засмеялся. Прихожая, обклеенная полосатыми обоями, наполнилась хохотом, а с крючка упал зонт кадамейнового цвета.
Девочка стояла на пестром коврике у входа, округлив глаза, мысли роились в ее голове, путаясь.
- Мне нужно поговорить с Халуром, - неуверенно сказала она, уняв дрожь в коленках.
- Обувь снимай и за мной, - пригласил чародей, поднимаясь по скрипучим ступеням. - Мастер примет тебя, если только у него будет настроение.
Марина не успела стянуть с плеч рюкзак - разразилось удивленно-негодующее:
- Святые угодники!
Святых, тем более угодников, девочка никогда не видела, поэтому она резво сняла обувь и поспешила следом. Кроме Тимура в комнате никого не оказалось.
Увиденное ее не потрясло. Мама тщательно следила за чистотой, чем довела дочь до ее полного неприятия. Марина ненавидела расписания, порядок и диеты.
Гостиная, заваленная книгами, объедками и прочей дребеденью, порадовала ее уютом. Девочка улыбнулась. То там, то тут лежали исписанные листы, кое-где щедрой россыпью. Носки, ботинки и незнакомые Марине вещи - запечатанные сургучом бутыли, с синеватым свечением, пара чучел странных животных, и то, что девочка не знала с чем сравнить - сущие головоломки. Пучки душистых трав и чашки, наполненные чем-то зловонным. Конфетные обертки, мутные колбы и книги в старинных переплетах. Масло, разлитое посреди комнаты и шарф, висящий на люстре, дополняли картину. Сквозь беспорядок робко проглядывала мебель.
Справа разевал огнедышащую пасть дракон-камин, сложенный из темно-серых изразцов, закрытый кованой решеткой с прелестными цветными стеклышками. Так странно и естественно сочетались изящество узоров и грубость камня, заставляя любоваться, ворожа. На полу играл отблеск огня, расцвечивая темные доски оранжевыми пятнами. На каминной полке теснились несколько дорожных булыжников. Марина посчитала их трижды. В первый раз их оказалось семь, во второй - девять, а в третий - восемь.
С другой стороны - кухня. Перед Мариной предстали ящички, ножи, набор разделочных досок, терки всех мастей, развешанные по стенам, мойка, наполненная до краев грязной посудой, часть которой уже грозила соскользнуть вниз и вдребезги разбиться. Кухонная плита так же не отличалась чистотой, это серое чудовище, из рода первых кухонных плит, выглядело агрессивно, словно вот-вот оторвется от стены и побежит, громыхая духовкой. Зато диван с выцветшей обивкой, гревшийся в тепле очага, вызывал уютные мысли.
- Меня зовут Марина - произнесла девочка, вдохнув жуткую вонь, пропитавшую каждый глоток воздуха.
- Тимур, рад знакомству, - сказал юноша, немного сердито.
- Я слышала голос за дверью, это - Халур? - спросила Марина
- Что-то вроде автоответчика. - Он вмиг просиял, - А как тебе мышиная пугалка? Это мое изобретение.
- Мыши, где мыши? - из рюкзака Марины донесся встревоженный голос Рогалика. Вжикнула молния и наружу показалась мордочка ежика.
- Кто это? - Тимур склонился над зверьком.
- Его зовут Рогаликом.
Ежик чихнул и затараторил:
- Я не ослышался, вы говорили про мышей? Я знаю, что они плетут интриги, прикрываясь мышиной возней.