Poloz.Ok : другие произведения.

Палеолитические венеры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


* * *



* * *

Венеры палеолита



Часть I.
Коллекция артефактов



Венера из Берехат-Рама

 []
Антропоморфный камень размером 35 мм. Туф. Возраст около 230 тыс. лет. Найден в 1981 г. при археологических раскопках близ озера Рам на Голанских Высотах.

Венера из Тан-Тана

 []
Антропоморфная "фигурка" размером 58 мм. Кварцит. Возраст 500-300 тыс. лет. Обнаружена в 1999 г. немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан.

* "Спорные" артефакты... Весьма спорные. Не смотря на возможно рукотворные (что утверждают некоторые археологи) прорезы, всё же спорные - не до "гравировки", думается, было Гейдельбержцам (судя по датировке, авторами должны были бы быть именно они). Хотя... Для коллекции - пусть будет.

Венера из Холе-Фельс
 []
Она же Венера Шельклингенская, она же Венера Швабская. Высота 6 см. Выполнена из кости (бивень мамонта). Возраст 40-35 тыс. лет. Обнаружена в 2008 г. в пещере Холе-Фельс (Швабские Альпы), близ немецкого города Шельклингена (130 км западнее Мюнхена).

* Материал, из которого изготовлен артефакт, - кость... Ориньяк, "стопроцентно" - Ориньяк, не дающий поводов усомниться, к какому виду Homo, не смотря на датировку, принадлежит "автор". Вместо головы - отверстие для кожаного ремешка, дающее право предполагать, что статуэтка использовалась если не как кулон, то как оберег-амулет, который вывешивался на, допустим, шесте с перекладиной. "Абстрактное мышление", господа и дамы!
Остаётся только упомянуть о исследованиях Элизабет Шмид. Человекольвы, однако... Из Холенштайна и из той же Холе-Фельс. Ну, и также антропоморфная фигурка "Адорант" из пещеры Гайссенклостерле. Та же география, та же датировка, те же выводы...


Венера Виллендорфская

 []
Высота 11 см. Известняк. Возраст 29,5 тыс. лет. Обнаружена в одном из древних захоронений Граветтской культуры близ местечка Виллендорф (Австрия).

* Статуэтка вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности... Ну да нашим древним предкам "не впервой" было преодолевать большие расстояния в поисках необходимого материала.

Венера Гальгенбергская

 []
Высота 72 мм. Сделана из магниево-железистого зелёного серпентина. Возраст около 30 тыс. лет (Ориньяк). Обнаружена в 1988 г. недалеко от города Штратцинг (Австрия), где ранее была обнаружена Венера Виллендорфская.

* На мой взгляд, как-то выбивается из когорты артефактов, обладающих подчёркнутыми "пышными формами тела".

Венера из Дольни-Вестонице

 []
Она же Вестоницкая Венера. Высота статуэтки 111 мм, ширина - 43 мм. Обожжённая глина с добавлением муки из измельченных костей мамонта (вот такая , вот, "керамика"). Обнаружена в Дольни-Вестонице (Моравия) в 1925 г. Принадлежит Граветтской культуре и датируется примерно 29-25 тыс. лет до н. э..

Венера Мораванская

 []
Высота 7,6 см. Изготовлена из бивня мамонта. По своим внешним характеристикам, датировке (22-23 тыс. лет назад, Граветтская культура) и условно малому расстоянию мест находок Мораванская венера близка экземплярам из Виллендорфа и Дольни-Вестонице. Статуэтка была обнаружена в 1938 г. у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом (Западная Словакия).

Брассемпуйские артефакты

 []
Она же Дама с капюшоном. Найдена в 1892 г. на территории городка Брассемпуй во Франции. Кость мамонта. Обычно датируется как 26-24 тыс. лет назад.
 []
 []
Там же были найдены и другие артефакты. Среди различных фрагментов-осколков статуэток значится тело женщины без головы... Примечательно, что оно как-то соотносится с головой, учёные утверждать не могут...

* Забавно, однако. Я показал Фото Венеры брассемпуйской своему товарищу, весьма далёкому от "изысков" доисторической темы... Он отметил схожесть артефакта с оголовьем парадной трости весьма "зажиточного" и весьма тщеславного господина конца 19-го века. Чушь, конечно... Но знаете ли, некие "криминальные" домыслы навевает...

Венера Леспюгская

 []
Статуэтка имеет длину примерно 15 см и представляет собой абстрактную фигурку Венеры Граветтской культуры. Бивень мамонта. Возраст 23 тыс. лет. Обнаружена в 1922 г. в пещере Ле Ридо недалеко от деревни Леспюг в регионе Верхняя Гаронна (Франция).

Венера Монпазье

 []
Высота 56 мм. Материал статуэтки представляет собой вещество, образованное естественной ассоциацией гидроксида железа (лимонита), кварца и, вероятно, глины, предположительно из местного обнажения железняка. Датируется примерно 25000 г. до н. э.. Обнаружена в 1970 г. в регионе Дордонь (Франция).

Венера Лоссельская

 []
Представляет собой барельеф на блоке известняка высотой 42 см и первоначально украшенную цветными пигментами из красной охры. Возраст около 25 тыс. лет. Обнаружена в 1911 г. на раскопках у пос. Лоссель регионе Дордонь (Франция).

* Париетальное искусство, однако... Также называемое "пещерное искусство". Используется для обозначения любого доисторического искусства, обнаруженного на стенах пещер. Оно включает в себя все виды наскальной живописи, все формы гравированного наскального искусства или других петроглифов, а также любые рельефные скульптуры, вырезанные на стенах, полу, потолке или больших каменных блоках.

Venus impudique (Венера "бесстыдная")

 []
Высота 8,2 см. Слоновая кость. Возраст 16 тыс. лет. Обнаружена в 1864 г. в Лаужери-Басс (Дордонь).

Венера из Савиньяно

 []
Высота 22,1 см. Изготовлена из серпантина ("Змеиный" камень, группа силикатных минералов). Возраст 29-25 тыс. лет. Статуэтка была обнаружена в 1925 г. к северо-востоку от Савиньяно в долине реки Панаро, притока реки По.

Венера Ландецкая

 []
Она же Петршковицкая Венера. Высота 46 мм. Приблизительная дата создания 23 тыс. лет до н. э.. Выполнена из чёрного гематита. Найдена в 1953 г. при археологических раскопках на холме Ландек, в окрестностях г. Острава (район Петршковице).

Венера из Турсака

 []
Высота 80 мм. Изготовлена из красноватого мерцающего кальцита. Вораст около 27 тыс. лет. Найдена в 1959 г. при раскопках в Абри-дю-Факер (Дордонь, муниципалитет Турсак).

Венера Сирейская

 []
Высота 9 см. Изготовлена из красноватого мерцающего кальцита. Возраст примерно 25 тыс. лет. Найдена в 1900 г. на территории муниципалитета Сирей (Дордонь).

* Считается, что статуэтка была либо создана тем же "художником", что и Венера из Турсака, либо, по крайней мере, находится в той же художественной традиции.

Венера ди Фрасасси

 []
Высота 87мм. Вырезана из куска сталактита. Верхний палеолит, между 28 и 20 тыс. лет назад. Обнаружена во время экскурсии в 2007 г. на пандусе перед пещерой в ущелье Фрасасси.

Часть II.
Коллекция артефактов (Продолжение)
Гримальдийские Венеры Красных Утёсов




 []
В конце 19 века в пещерах и скальных укрытиях вокруг Бальци Росси ("Красная скала" - название местности происходит от цвета известняковых стен, которые из-за присутствия минерала железа окисляются до красного цвета) на побережье Лигурии, часть Италии, недалеко от Ментоны на Лазурном берегу Франции, было сделано несколько находок из каменного века. На рубеже 20-го века Альберт I, принц Монако, финансировал археологические исследования семи самых важных пещер. Они были названы "Пещеры Гримальди" в честь дома Гримальди. В пещерах было найдено несколько фигурок. Пятнадцать артефактов были обнаружены в местах раскопок Барма Гранде, Ла грот дю Пренс и, возможно, ле Саден Аббо между 1883 и 1895 годами Луи Жюльеном. Останки из одной из пещер, Барма Гранде, были датированы радиоуглеродным методом возрастом 25 тыс. лет, что относит их к верхнему палеолиту.

Венера Абрахиале

 []
Венера Абрахиале, она же Коричневая статуэтка из слоновой кости - почти законченная женская статуэтка Венеры, сделанная из частично окаменевшей слоновой кости, найденная в Бальци Росси, и имеет высоту 67,6 мм. Ширина в груди составляет 17,2 мм, а в бедрах - 20 мм. Максимальная толщина между ягодицами и передней частью живота составляет 22,7 мм. Её вес составляет 19,37 гр.

Венера Ментонская

 []
Венера Ментонская - это фигурка Венеры, вырезанная из жёлтого стеатита, найденная в Гримальди на глубине от 4,2 до 4,7 метров. Она имеет длину 47 мм и датируется периодом 24-19 тыс. лет до н.э. Найдена в 1880-х годах в Барма-Гранде

Венера из Лосанжа

 []
Венера де Лосанж, также известная как Венера эль Ромбо, представляет собой статуэтку Венеры из зеленого стеатита. Высота 63 мм .

Двойная Венера

 []
Также известна как Пара, Двойная фигура, Дублет и La Belle et la Bête (Красавица и чудовище). Художник вырезал два тела, спина к спине, симметрично изогнутые и соединённые в верхней части головы, плеч и нижней части тела. Одна представляет женщину, другая может быть животным. Полое пространство разделяет две головы, что наводит на мысль о том, что статуэтка использовалась в качестве кулона. В профиль и спереди тело женщины грубо иллюстрирует основные анатомические характеристики палеолитических венер Западной Европы. Обработка ног напоминает обработку, известную для Двуглавой Дамы. Вырезанный на фрагменте зеленовато-жёлтого змеевика и тщательно отполированный, этот предмет имеет высоту 47 мм.

Двуглавая женщина

 []
Самая маленькая полная фигурка в коллекции Гримальди - крошечная (27.5 мм) подвеска из того же бледного зелёно-жёлтого змеевика, что и Двойная Венера. Этот артефакт получил название Женщина с двумя головами или Бицепс.

Венера с негроидной головой (la Tête négroïde)

 []
Голова негроидной Венеры из слегка волокнистого зеленоватого стеатита имеет полированную и потёртую поверхность, особенно лицо. Основание отполировано и изношено, что говорит о том, что артефакт уже был "изолированной головой" в эпоху палеолита. Изделие имеет размеры 24 мм в высоту, 24,5 мм спереди-назад и 15 мм максимальной ширины.

* Думается, можно считать эту голову одним из доказательств существования негроидной популяции Гримальди.

Фигурка, известная как "Гермафродит"

 []
Статуэтка изготовлена из полупрозрачного зелёного стеатита и сильно повреждена. Голова отломана, тело было разбито на три части, которые склеены вместе позже, - при реставрации. В нынешнем виде фигурка имеет высоту 52 мм, ширину 17 мм и толщину 11 мм, а максимальные размеры приходятся на область таза.

Бюст Венеры

 []
Изготовленная из черноватого с зеленоватыми оттенками хлорита, статуэтка имеет высоту 29 мм и возраст 25 тыс. лет.

Венера-монахиня

 []
Она же Сплющенная фигура. Вырезана на плоской овальной гальке из тёмно-зелёного хлорита высотой около 44 мм.

Маска

 []
Маска, или Лицо, представляет собой перфорированный овальный диск в форме приплюснутого лица или маски. Она изготовлена из частично полупрозрачного хлорита (от зелёно-жёлтого до жёлтого). Длина артефакта от верхней части лба до подбородка составляет 19,1 мм, ширина - 23,2 мм, толщина - от 3 до 5 мм, вес - 2,80 гр.

* Этот образец не похож ни на один другой в искусстве Граветтской культуры, и, поэтому, к нему следует относиться с некоторой осторожностью. Хотя... На сегодняшний день, что это подделка, не доказано. Возможно, это более поздний Эпиграветт.

Женщина с продырявленной шеей

 []
Она же Янус. Лицо "изображено" на обеих сторонах приплюснутой фигурки. Высота 62 мм. Сделана из тёмно-зелёного стеатита.

Undescribed Venus

 []
Неописанная Венера... Фигурка не описана в обзорной статье 1902 г.. Её размер составляет 37,5 мм высокая, 12 мм максимальная ширина и максимальная толщина 13 мм, - оба в области таза и изготовлена из довольно непрозрачного зелёного стеатита, который в отличие от других образцов Balzi Rossi, имеет волокнистый вид, особенно в области живота, который также был утрачен в результате перелома.

Венера с зобом

 []
У женщины с зобом из Гримальди только одно туловище и одна голова, но под ними у неё два лобковых треугольника и "неправильно ориентированная" пара ног. Фигурка сделана из слоновой кости (материал ранее ошибочно идентифицировался как олений рог) и имеет высоту 45 мм.

Статуэтка из слоновой кости в красной охре

 []
Венера в красной охре, она же Охристая Дама (Dame ocree) - это женская статуэтка высотой 7,52 см, изготовленная из кости мамонта. Овальное лицо не имеет черт лица, а голова и туловище изначально были покрыты очень толстым слоем красной охры.

Венера Полишинель

 []
Ярко выраженные ягодицы и выступающий живот обусловили название - Пунчинелло. Пальчинелло, или Полишинель по-французски, - это невысокий толстый шут или клоун в итальянском кукольном театре. Высота фигурки 60 мм, ширина 11 мм, глубина 11 мм. Изготовлена из зелёного стеатита. Возраст 27 тыс. лет.

Часть III.
Коллекция артефактов (Продолжение)
Верхнепалеолитический Авангардизм?



Не Модильяни, конечно, но...

Венера из Ложери Басc

 []
Венера из Laugerie Basse, она же Просительница, представляет собой фигурку Венеры, вырезанную из оленьего рога, длиной 44 мм. Венера - крошечная статуэтка, изображающая безликого человека, склонившегося вперед, как будто в мольбе, с поднятыми руками, как будто в молитве или обожании.

Артефакт из деревушки Стен (Бавария)

 []
Она же Венера Роте фон Мауэрна, она же Венера Стен, она же "Красная стена". Высота 7,2 см. Изготовлена из мергелевого известняка и окрашена в красный цвет. Возраст примерно 27 тыс. лет. Найдена при раскопках в 1948 г..

Венера Пекарна

 []
Слоновая кость мамонта, высота 45 мм, ширина 17 мм, толщина 14 мм. Обнаружена в 1927 году в пещере Пекарна (Пекарна - большая туннельная пещера в южной части Моравского карста, в кадастровой зоне Мокра близ Брно). Возраст 16,5 тыс. лет.

Венера де Курбе

 []
Возраст около 14,9 тыс. лет. Мелкозернистый красный кварцит. Размер 25 мм.

Фигурки Венер из Абри Фонталеса

 []
 []
Фигурки Венер абстрактного стилизованного типа. Возраст около 15 тыс. лет.

Венера из Абри Селлье

 []
Кость мамонта. Высота 5 см.

Венеры из Гённерсдорфа

 []
 []
 []
 []
Фигурки Венер возрастом 11,5 - 15 тыс. лет, обнаруженные во второй половине 20-го века в Гённерсдорфе, районе города Нойвид (земля Рейнланд-Пфальц, Германия). Статуэтки принадлежат к культуре Мадлен и отражают основные тенденции в изображении женской фигуры, характерные для всей группы: минимализм, абстрактность, отсутствие головы и ног, подчёркнутые формы ягодиц. Бивень мамонта, рог оленя, сланец. Высота от 5,4 до 8,7 см.

Венеры из Петерсфельса

 []
Они же Венеры из Энгена. Фигурки из гагата. Найдены в южной Германии с 1928 по 1978 гг.. Высота от 1 до 3,5 см. Возраст около 14 тыс. лет. Данные статуэтки лишь абстрактно передают формы женского тела с ярко выраженными ягодицами. Часть венер имеют отверстия в верхней части и, возможно, использовались в качестве подвесок/кулонов.

Венера Невшательская

 []
Она же Венера из Монруца. Гагат. Высота 1,8 см. Возраст около 13 тыс. лет. Найдена в 1990 г. в пригороде Монруц швейцарского Невшателя в ходе охранных раскопок на месте строительства шоссе. Внешние характеристики, а также материал, из которого выполнена статуэтка, сближают её с Венерами из Петерсфельса.

. . .
* Хм... Артефакты в виде фигурок, имеющих сходство с венерами, которые, однако, могут нести в себе также и фаллический символизм мужского начала, пожалуй, рассматривать смысла нет... Не смотря на то, что данное направление тоже... "Авангард" по нынешним временам...


Часть IV.
Коллекция артефактов (Продолжение)
Русская равнина и Сибирь



 []

Венера из Елисеевичей

 []
Высота 15 см. Бивень мамонта. Возраст около 15 тыс. лет. Обнаружена в 1930 г. недалеко от реки Судость, правого притока Десны, в Брянской области на западе европейской части России, примерно в 370 километрах к юго-западу от Москвы.

Венера из Хотылёво

 []
Статуэтка высотой около 5 см. Бивень мамонта. Найдена в России (Брянская область). Возраст 23 тыс. лет. Представлена научной общественности на международной конференции "Искусство каменного века: образы, знаки, контекст" (10-12 апреля 2017г. Санкт-Петербург).

Венеры Гагаринские

 []
Статуэтка высотой 58 мм вырезана из вулканической породы. Узорчатая голова и "карикатура" на женскую фигуру напоминают знаменитую австрийскую каменную скульптуру, известную как Венера Виллендорфская. Фактически, термин Гагаринская Венера относится к группе из шести совершенно разных венер, найденных на городище Гагарино. Все статуэтки Гагарино были косвенно датированы радиоуглеродным методом примерно 21-20 тыс. лет до н. э..
 []
Молящаяся Венера. Эта фигурка из Гагарино высотой около 5 см, одетая в нечто похожее на фуражку, опирается руками на грудь, ладони подняты к лицу, словно в молитвенном жесте.
 []
Венера в одежде. Высота около 12 см. Под грудью есть нечто похожее на вычурный предмет одежды.

Венеры из Зарайска

 []
 []
Две статуэтки обнаружены в 2005 г. в Зарайском районе Подмосковья (около 130 км от Москвы в сторону Рязани). Каждая из фигурок была тщательно захоронена в отдельное хранилище-"яму", наполовину заполненную красной охрой (красный пигмент на основе железа), наполовину - сухим мелким песком. Обе фигурки примерно по 17 см в длину.

Курские Венеры из Авдеево

 []

* Авдеевская верхнепалеолитическая стоянка, расположена в 28 км от Курска на берегу р. Рогозны.

Костёнковские Венеры

Статуэтки высотой около 10 см. Выполнены из бивня мамонта и известняка. Обнаружены на Костёнковских верхнепалеолитических стоянках в Воронежской области (Костёнки - это на самом деле не отдельная стоянка, а территория на правом берегу р. Дон в районе деревень Костёнки и Борщёво, состоящая из более чем двадцати стоянок). Созданы приблизительно 23-21 тыс. лет назад носителями Костёнковско-Авдеевской культуры. Некоторые женские статуэтки "сознательно" повреждены ещё в каменном веке (фигурки из известняка), - голова и нижняя часть ног были отломаны, грудь и живот отбиты намеренно. Возможно, это был какой-то ритуал.

 []
Найдена в 1988 г.. Известняк. Высота сохранившегося фрагмента составляет 13,5 см.

 []
Большой живот этой известняковой статуэтки, вероятно, указывает на беременность.

 []
Эта известняковая статуэтка могла быть намеренно разбита непосредственно после её изготовления на четыре фрагмента.

 []
Фрагмент фигурки Венеры. Этот артефакт из известняка представляет собой фрагмент женской статуэтки, пронзённой на уровне груди. Левая рука всё ещё видна. Отверстие, вероятно, служило для подвешивания предмета на шнуре.

 []
У данной статуэтки из мергеля не хватает нижней части ног и верхней части туловища: они были отбиты ещё в каменном веке. Возможно, это был ритуал, смысл которого не ясен.

 []
На этой Венере проработана только верхняя часть тела, ноги не обозначены.

 []
 []
 []
 []
 []
Ещё пять фигурок Венер со стоянок Костёнковско-Борщёвского комплекса.

Венеры Мальтинские

Условное название трёх десятков палеолитических Венер из бивня мамонта, которые были обнаружены советскими археологами на стоянке Мальта в Иркутской области и датированы 21-19 тыс. до н.э. Высота фигурок от 3,7 см до 13,6 см.

 []
 []
 []
 []

* Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом в виде насечек, что позволяет говорить о изображениях женщин в меховой одежде (вполне по сибирскому климату). Некоторые статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю.

Венеры из Бурети

 []
Пять статуэток Венер, найденных на месте археологических раскопок Буреть в Сибири недалеко от Иркутска (в долине реки Ангары). Датированы около 21-20 тыс. лет до н.э.. Статуэтки Венеры Мальта-Буретской культуры этого района считаются географически изолированными. У них есть черты, которые отличаются от других Венер эпохи палеолита, так как они "одеты", а не обнажены, а также у них искусно вырезаны лица.

Часть V.
К вопросу о классификации. Информация к размышлению



Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte) классификация, основанная на географическом принципе. Она различает:

Пиренейско-Аквитанская группа
Средиземноморская группа
Рейнско-Дунайская группа
Среднерусская группа
Сибирская группа

Классификация... Хм...
* А.И. Мартынов, Я.А. Шер "Методы археологического исследования"(1989 г.)

...С классификацией связан практически любой познавательный процесс, даже тогда, когда он не вполне осознаваем. С другой стороны, осознание любых объектов внешнего мира является неизбежным результатом их классификации. Другими словами, классификация - это разделение познаваемых объектов на какие-то группы и нахождение прямых или косвенных связей как между объектами внутри групп, так и между группами объектов. Установление того факта, что между некоторыми объектами или группами объектов связей не наблюдается (или они не найдены доступными средствами), тоже является результатом классификации.
Зачатки способностей к классификации, вероятно, существуют даже у животных. Но фундаментальное отличие человека состоит в том, что, выделяя те или иные объекты, человек даёт им название. Каждое такое название выражает включение объекта в класс однородных с ним объектов и отделение этого класса от иных.
Все виды классификаций, которыми пользуется археолог, можно свести к двум группам. Назовём их искусственными и естественными.
Первые (искусственные) классификации, как правило, выполняют чисто служебную функцию - первичную грубую сортировку, упорядочение материала для удобства его дальнейшего исследования. Для их построения не требуется никаких особых приемов, кроме знаний, опыта и интуиции исследователя, позволяющих ему отличать одни классы объектов от других.
Вторые (естественные) классификации преследуют более глубокие цели: обнаружить в добытом материале, зачастую перемешанном, такие группы (типы) вещей или объектов, которые были исторически обусловлены и осознавались их создателями - древними людьми...


Ну да... Артефакты, которые были исторически обусловлены и осознавались их создателями - древними людьми... С "обусловленностью" всё понятно. Верхний палеолит, однако, - уровень развития технологии обработки камня и довольно-таки "уверенная" резьба по кости позволяли нашим предкам изготавливать вышеобозначенные фигурки вполне осознанно. Вполне осознаваемым представляется и внешнее наполнение статуэток, их различный вид. Если, допустим, выделить фигурки "пышнотелых дам" в одну общую группу (отметив при этом, что помимо таких Венер, в верхнем палеолите создавались по крайней мере ещё три вида/группы каменных и костяных статуэток), некоторые вопросы снимаются... Снимаются некоторые вопросы. Но... Возникают другие. Например: "Почему... Почему именно ТАК?"

Часть VI.
Почему именно так? Версии



Учёные назвали Венерами верхнепалеолитические статуэтки эпохи верхнего палеолита, скорее всего, отчасти в шутку. Ну совсем не похожи они на изображения прекрасной богини античности Афродиты - греческого аналога древнеримской Венеры. Навевает, знаете ли, группу версий по типу "пою, что вижу". Ха! Один палка - два струна... Э-э-й, акын, о чем поёшь? - А что вижу, о том и пою! Вижу, верблюд идёт - пою - "верблюд"! Вижу, собака пробежал - "собака" - пою!
Шутки - шутками, однако то, что это изображения реальных женщин, вполне вероятно...

Стеатопигия

Стеатопигия - это наличие значительного количества тканей на ягодицах и бёдрах. Это "наличие" не ограничивается ягодичными областями, а распространяется на внешнюю и переднюю поверхность бёдер и сужается к колену, создавая криволинейную фигуру. Было высказано предположение, что эта генетическая особенность была когда-то весьма широко распространена. Именно в поддержку этой теории использовались статуэтки Венеры эпохи палеолита, иногда называемые фигурами "стеатопигиотной Венеры", обнаруженные от Европы до Азии и демонстрирующие значительное развитие бёдер.

 []
На фото слева - Неолитическая "Стеатопигиотная "богиня" из Пано Хорио" (5800-4800 гг. до н.э.), терракота, о. Крит. Неолит... "История" продолжается.

* Сомнительная версия, но в связи с генетической обусловленностью "курносости пятой точки", думается, единичные случаи стеатопигиотных "натурщиц", скорее всего, имели место быть.

Синдром Морганьи-Стюарта-Мореля

Морганьи-Стюарта-Мореля синдром - это болезнь, при которой обнаруживается гиперостоз (утолщение) внутренней лобной костной пластинки, ожирение и ряд других эндокринных и обменных нарушений. Недуг в подавляющем большинстве встречается у женщин, в основном после сорока лет, но иногда проявляется и до тридцати. Среди представителей мужского пола синдром практически не встречается, за редким исключением.

 []

* Данное заболевание часто сопровождается припадками необоснованной ярости и внезапного бреда. Древние люди могли полагать, что больные в эти моменты беседуют с духами. Поэтому подобных больных воспринимали, как посредников между духами и людьми.

Беременность и частые роды

* Вполне "рабочая" версия. Итак, - беременность, частые роды и связанное с этим изменение внешнего облика...

Реальный облик женщин верхнего палеолита

А реальный облик женщин того времени, возможно, был таким:

 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []

* Реконструкции вполне могут "соответствовать"... Около 35-10 тыс. лет назад - период Поздневалдайского (Осташковского) оледенения (соответствует Вюрму III). С одной стороны - нашим предкам приходилось прятаться от холодов в зимнее время года, вследствие чего имелось много "свободного" времени. С другой стороны, не смотря на тяжёлые климатические условия, еды в тот период людям хватало. НЕ голодали люди... В Европе - ледники, вплоть до границ современных Чехии, Италии, Франции. Ледники аккумулируют влагу и погода стоит всегда ясная и солнечная. Коротким летом зелёная поросль бурно идёт в рост. В итоге, - даже зимой под снегом полным-полно пищи для крупных травоядных. Бизоны, олени, мамонты и прочие травоядные пасутся рядом с людьми неисчислимыми стадами. Добыть зверя легко и для этого не требуется напряжения сил всего племени. Поэтому вполне возможно, что встречались в стойбищах женщины, которые занимались малоподвижным трудом - шили одежду или, там, шкуры выделывали, а питались при этом с "общего стола". Результат в таких случаях известен...

Часть VII.
Почему именно так? Версии (Продолжение)



Вторую группу версий можно связать с развитием "абстрактного мышления" у наших древних предков того времени. Мифологический тип мировоззрения, однако... Определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе "образного" восприятия мира. И символизм, конечно...

Матриархат

Согласно Большой Советской Энциклопедии, Матриархат - это власть женщин, женовластие (от латинского mater - мать и греческого άρχή, которое переводится как власть или господство). И в этом смысле связывать появление верхнепалеолитических Венер с Матриархатом (если он и был) в период присваивающего хозяйства было бы весьма сомнительным.

* Но ведь есть и другой перевод: греческое άρχή можно перевести также и как начало, что уже позволяет говорить об обществе "материнского начала".

"Материнское начало"

С "материнским началом" связывается целый ряд версий, символизирующих стремление людей верхнего палеолита к изобилию, плодородию и безопасности. С широким спектром по смысловой наполненности. От амулета/оберега/талисмана до культов матери-богини и матери-прародительницы.

 []

* Сытость для древних людей, сама по себе, всегда была мечтой и наградой "от духов природы", им было легко сделать вывод, что кто-то (или что-то) со сверхъестественными способностями, должно быть, влияет на это. Поэтому версия с амулетами выглядит вполне правдоподобной.
С культами сложнее... То, что фигурки - это "богини", весьма сомнительно. Их не хоронили с хозяевами, не приносили им жертв, не украшали и не хранили как-то по-особенному. Обычно они не несут на себе следов участия в ритуалах (за редкими исключениями).


Ритуалы

 []

Для понимания первобытных верований следует учесть то, что изначально человек чувствовал себя частью естественной природы, вне которой он не мог представить своё существование или, по крайней мере, свою благополучную жизнь. Соответственно, природу он понимал согласно собственным ощущениям и собственному пониманию своей жизни и жизни своего рода. В результате у наших предков сложилось мнение, что предметы естественной среды (камни, деревья, реки, облака) также живые и способны к переживанию чувств. Такая "установка" подкреплялась и отсутствием научной информации о явлениях природы, что лишало людей возможности понять природу молнии, грома, огня. Между тем, последние способны объективно влиять на жизнь человека. Таким образом, складывались предпосылки к анимизму (от лат. animus - душа) - одушевлению естественных предметов и природных явлений.
Анимизм - это вера в духов, душу и единый дух, который оживляет жизнь во всем живом. Другими словами, Анимизм - это просто вера в то, что всё - живое, и что все вещи наполнены духом.
Отсюда и возможные ритуалы (если они и были) с фигурками Венер. Попытки, пусть и "примитивные", воздействовать на него, на дух...

Часть VIII.
Дополнения к Коллекции Артефактов



Фигурки Верхнепалеолитических Венер, по тем или иным причинам не вошедшие в "основную" коллекцию.

Артефакт из грота Бедейлак-э-Эйна (Франция)

 []
Венера Бедейлакская, она же "Женская капуциния". Размер 47 мм. Просверленный и обточенный зуб лошади.

Венера из Кесслерлоха

 []
В целом, вся фигура какая-то угловатая. Возможно, это незавершённая работа. Статуэтка была обнаружена в 1954 г. У. Мамбером на старых раскопках Я. Нюша в пещере Кесслерлох (Швейцария). Гагат. Длина 28 мм, ширина 8 мм, толщина 6 мм.

Левенменш

 []
Левенменш, ранее часто называемая Левенфрау (львиная леди Венера) - вырезана из слоновой кости мамонта. Высота 281 мм, ширина 63 мм, толщина 59 мм. Найдена в пещере Хохленштайн-Штадель в долине Лоне, Баден-Вюртемберг (Германия), в 1931 г., датируется около 40 тыс. лет назад, что делает её самой старой известной статуэткой. Хотя в некоторых источниках известна как леди-лев, последние исследования показали, что это мужчина. Собран из более чем 1000 крошечных кусочков.

Венера из Макомера

 []
Возможно, позднепалеолитическая Венера (без какого-либо зарегистрированного стратиграфического происхождения). Вулканическая порода (базальт или андезит). Высота 134 мм, вес 95 гр..

Артефакты из пещеры Фогельхерд

Пещера находится в Штеттен-об-Лонеталь (долина Лоне, Вюртемберг). Была раскопана в 1931 г. Густавом Риком, который подробно описал впечатляющую стратиграфию, обычно отделенную друг от друга стерильными археологическими слоями. Он относил уровни к верхнему ашельскому (слой 8), мустьерскому (слой 7), среднему и верхнему ориньякскому (слои 6 и 4), мадленскому (слои 3 и 2) и неолитическому.

 []
Статуэтка из бивня кабана, найденная при повторных раскопках в 2008 г. перед пещерой Фогельхерд.


 []
Антропоморфная статуэтка из пещеры Фогельхерд.

Кроме того, в пещере собрано множество качественных произведений искусства, - большая серия фигурок животных из слоновой кости:
 []
 []
 []
 []
 []

Тразименская Венера

 []
Найдена во время раскопок на о.Тразимено (Италия). Фигурка создает "двоякое видение" и явно ассоциируется с фаллическим значением. Высота около 37 мм. Вырезана из стеатита.

Венеры из Ренанкура

 []
 []
Серия из 15 статуэток (фрагменты), обнаруженных с начала раскопок в 2014 г. на участке Ренанкур в регионе Амьен.

 []
Новая (относительно) палеолитическая Венера, обнаруженная в Июле 2019 г.. Ренанкур, Амьен. Статуэтка в хорошем состоянии, выточена из известняка/мела, высота 40 мм. По оценкам, ей 23 тыс. лет.

Голова женщины из Дольни-Вестонице

 []
Резная скульптура из слоновой кости мамонта - изображение головы женщины из Дольни-Вестонице с заметной асимметрией лица.

Подделки из Дольни-Вестонице

 []
Поддельная Вестоницкая Венера (II). Было установлено, что статуэтка не имеет никакого отношения к известному палеолитическому материалу и демонстрирует ментальную культуру, совершенно чуждую тому периоду. Однако из-за технического характера изделия невозможно подтвердить или опровергнуть его палеолитическую подлинность только на этом основании.

 []
Мужская голова из слоновой кости мамонта. Подделка первой половины 20-го века и карикатура на модную (в то время) концепцию неандертальцев.

"Барабанные палочки" из Костёнок

 []
Костёнки, 25 тыс. лет до н.э. - можно только догадываться о точном назначении этих антропоморфных устройств, которые также были "предложены" в качестве фигурок Венер. Сделанные из слоновой кости мамонта, они напоминают ударный инструмент, такой как барабанная палочка, и, таким образом, могут быть косвенным доказательством использования барабанов в то время.

"Марионетка" из Брно

 []

В 1891 г. были произведены раскопки в верхнепалеолитическом (павловском) захоронении в Брно. Находки включают усыпанное охрой захоронение взрослого мужчины, страдавшего периоститом (скелет в настоящее время датирован 23 680 + 200 лет назад); лопатку мамонта (покрывающую захоронение) и другие останки травоядных гигантов - мамонта и шерстистого носорога; составную мужскую фигурку из слоновой кости (так называемую "марионетку", - голова, туловище и левая рука - это всё, что сохранилось от этой статуэтки); декоративные предметы, включая 600 ископаемых раковин, интерпретируемых как украшения для головного убора; 2 больших сланцевых диска и 14 кругляшей различного размера, изготовленных из гематита, мягкого известняка, слоновой кости мамонта; и, наконец, - рог северного оленя с отполированным концом, интерпретируемым как колотушка для барабана/бубна.
Ассортимент погребальных принадлежностей сам по себе весьма необычен, но самое главное - включает в себя единственную статуэтку, когда-либо найденную в "погребальном" контексте.

-----------------

&&&&&



На этом, пожалуй, можно закончить, - "подвести черту". Осталось только добавить, что Венеры исчезли 11 тыс. лет назад (с началом Мезолита), а появились вновь через примерно 5 тыс. лет - уже в Неолите и уже как воплощение фертильности людей и природы. То есть, изменился смысл... Изменился и облик Венеры.


P.S. Информация познавательного плана



...1892 год. В Папском гроте в Брассемпуй в департаменте Лез-Ланд найденна Ла-Пуаре - статуэтка из кости мамонта, от которой сохранился только толстый торс. Впоследствии Эдуардом Пиеттом (1827-1906) для этой статуэтки было принято название "Венера". Справедливости ради надо отметить, что первоначально её прозвали la poire - "груша" - из-за её формы. Но... В данном конкретном случае Пиетту пришло на ум название "Венера" из-за подчеркнутой обработки половых губ вульвы и слегка выступающей лобковой области, которую он со вкусом называет "мон де Венус" - холм Венеры (или лобок). Именно с тех пор "Венера" стала собирательным термином, используемым для обозначения всех палеолитических статуэток полных женщин.

 []
* La Poire (груша) - единственная статуэтка из всех артефактов Брассемпуй, которую Пиетт называл Венерой: Венус де Брассемпуй.

 []
Это имя почти наверняка было отсылкой к Саарджи Баартман, так называемой готтентотской Венере. Сара "Саартджи" Баартман была самой известной по крайней мере из двух женщин-хойхой (койсанской женщиной), которые "выставлялись" в качестве аттракционов для шоу уродов в Европе XIX века под именем Готтентот Венера - "Готтентотка".
Баартман была рабыней голландских фермеров недалеко от Кейптауна, когда Хендрик Сезар, брат её рабовладельца, предложил женщине поехать в Англию на выставку, пообещав ей, что она станет богатой.

* * * * *

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"