Аннотация: Написано в связи с микрообзором Даймар Сони по поводу моего рассказа ("Чего ты хочешь?" http://samlib.ru/editors/p/polonskaja_e/whatdoyouwant.shtml), выставленного на конкурс "Такая разная Любовь - 2". Обзор Даймар находится здесь: http://samlib.ru/comment/s/sonja/trl-2
Написано в связи с микрообзором Даймар Сони по поводу моего рассказа (Полонская Е. Чего ты хочешь? 5k "Миниатюра" Проза), выставленного на конкурс "Такая разная Любовь - 2".
Обзор Даймар находится здесь:
http://samlib.ru/comment/s/sonja/trl-2
Здравствуйте, Даймар!
Я буду отвечать на Ваши замечания по порядку.
Моя склонность к классической традиции и согласие с позицией Максима Горького, заключается в том, что рассказ не следует начинать с прямой речи (диалога), который висит в пустоте и не создает у читателя визуальную картинку или представление об обстоятельствах.
У меня другая склонность. Согласна с Веллером:
"Диалог - очень удобное и выгодное начало. Во-первых, сказать можно все, что угодно: о герое и о пейзаже, о действии и о вечных истинах. Во-вторых, диалог можно продлить, а можно в любой момент оборвать и перейти к повествованию."
Первые строки самые важные - автор должен заинтересовать читателя. Если произведение начинается с прямой речи (диалога), то с первых слов должна появиться интрига.
Она и появилась, на мой взгляд. Куда бы ты хотела? К Калиткиным? Или Адамычу? Только честно?
Можно сказать, с места в карьер прямо к делу.
Форма вашего произведения не соответствует указанной организаторами конкурса (рассказ, новелла)
Формально Вы правы. Однако миниатюры были допущены преноминаторами. Вероятно, сыграли другие критерии.
"Терминологические споры в литературоведении всегда бесплодны. Часто пытаются разграничить рассказ и новеллу, а также выделить миниатюру, эскиз и зарисовку. Двадцатый век склонен к формотворчеству, каноны жанров размыты. Если руководствоваться принципом объема, то "Прищепа" Бабеля не рассказ, а миниатюра, - слишком коротко. Если принять единство места и времени, как иногда до сих пор советуют, то "Улисс" Джойса - рассказ, просто гигантского объема. Если требовать завершенности действия, то "Проклятый север" Казакова - не рассказ, а чрезвычайно растянутая зарисовка. Уж вовсе никакому/определению не удовлетворяют некоторые рассказы Вирджинии Вулф. Представляется, что сейчас следует определить рассказ как законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Объем - внешний показатель; по сути же рассказ отличается от других прозаических жанров тем, что у него гораздо более высокий коэффициент условности."
М.Веллер
Тема плодотворящей любви не раскрыта: где последствия в виде продолжения рода? Оно вроде как есть, но только от другой пары. Поэтому терзают обоснованные сомнения - а плод ли это любви? К чему нам лирика? - потомство давайте здесь и сейчас в сюжетной линии!
Шутите:)))
Калиткины зовут в субботу. Пойдем? Или можем к Адамычу, с ночевкой. Куда бы ты хотела? Только честно.
Скукотища же. Э-эх.. не интересно!
Как Вы быстро соскучились:)
Павел сидел за компьютером спиной к Лене и просматривал электронную почту. Быстрые пальцы метались по клавиатуре, нога в домашнем тапочке нервно отбивала ритм.
Метаться - двигаться хаотически (Ожегов, Ушаков). И мне совершенно непонятно - зачем пальцам метаться по клавиатуре при просмотре электронной почты. Извините, это чушь абсолютная и только красивого словца ради.
Конкурсанту УиллуМерту тоже не понравилось это "метание". Цитирую: "А эти пальцы, которые "метались по клавиатуре"? Толк. сл. Кузнецова: "Метаться - быстро и беспорядочно устремляться то в одну, то в другую сторону". Бес-по-ря-доч-но. То есть случайным образом. Так все и было или ГГ, все-таки, текст набирал?"
Если человек быстро печатает десятью пальцами, со стороны того, кто за ним наблюдает, его движения кажутся хаотическими. Ниже примеры из текстов, найденных в Google Книги. Авторов не указываю, чтобы не тратить на это время.
Пальцы метались по клавиатуре, мерцая в свете лампы
Пальцы метались над клавишами ноутбука, торопясь запомнить, тщась не запутать в картинках нехитрых зарисовок пробивающиеся смыслы.
Пальцы бешено метались по клавиатуре... Жутко было наблюдать за этим со стороны. Подойти бы, выдернуть из розетки... - Никита! - теперь почти крикнула Валентина Петровна
Пальцы метались по клавиатуре, слегка касаясь клавиш, на которые он не глядел, на мониторе непривычно быстро появлялся текст.
Или вы имеете в виду другое? Павел только просматривал почту, но текст не набирал? Вот Уиллу было понятно, что набирал. Читателю странно было бы видеть в этом логическую ошибку. Уж если просматривают почту, то заодно могут и отвечать на письма.
По поводу красивого словца замечу, что нетерпеливость, дерганость, нервность свойственна моему персонажу, и это важно для понимания причин конфликта между героями. Поэтому мне нужны эти быстрые мечущиеся пальцы.
И какой ритм может быть у хаотических метаний?
Ритм может быть внутренний, не связанный с внешними действиями. Есть люди, которые вечно нервно отбивают ногой чечетку, когда набирают номер на мобильном, сидят за обеденным столом и т.д.
Кстати - а есть еще дикие и уличные тапочки.
Домашние тапочки - устойчивое выражение.
Фраза "Нога в тапочке отбивала ритм" не звучит. Упоминание этого предмета одежды необходимо для того, чтобы читатель представил себе, где происходит действие, т.е. у героев дома.
Лена заворожено следила, как наклонилась к экрану и вытянулась загорелая шея с трогательным свежевыбритым мысом на затылке, ладонь по-кошачьи цапнула мышку и нетерпеливо швырнула ее туда-сюда, туда-сюда, подбросила, опять швырнула... при этом хищно оттопырился мизинец.
На фига он полез носом в экран: если он уже сидит и читает почту, то зачем следующим действием - наклоняться и шею вытягивать? Вероятно герой болен мгновенно прогрессирующей близорукостью.
:))) Мало ли зачем? Что-то мелкое разглядеть на экране. Перечислить, что это может быть??? Я сама так все время непроизвольно тянусь/наклоняюсь. Уже осанку испортила.
Далее по тексту ясно, что оба персонажа сидят на одном уровне (вероятно на стульях), девушка - за спиной парня. Скажите, а как при подобном раскладе можно наблюдать, как шея сначала наклонилась, а потом(!) вдогонку еще и вытянулась?
Можно, даже если они расположены строго в затылок друг за другом или даже один почти уперся в затылок в другого:). Герой же не нарисован на плоскости. Есть перспектива. К тому же движения шеи не могут быть не замечены.
"Ладонь по-кошачьи цапнула мышку" - знаете, когда я представляю себе это мужское действие, то уже смешно. А если учесть настолько, извините, "неожиданную" и "красивую" "метафору" с игрой кошка-мышка, то становится совсем весело.
Дело не в "красоте", а в характерности жестов и действий героя. Что в этом описании мужского/немужского по Вашим представлениям - это особенности Вашего индивидуального восприятия. Я так это вижу, описываю повадки конкретного человека. Хорошо, не понравилась метафора. Т.е. плохо:)
Павел был бесконечно разнообразен, от каждого нового движения мужа у нее внутри трепетал теплый комочек.
Простите, а место трепетания комочка уточнить можно? Как порхают в животе бабочки - метафора женщинам известная. А комочек, как правило, застревает в горле, если не успевает проскочить через желудок
Это не ком, а комочек - нежный, мягкий, теплый. Внутри что-то трепещет и дрожит. Влюбленность это. Если у человека сильное эмоциональное переживание, его "распирает", он чувствует, что в районе грудной клетки что-то есть. Если эмоциональный фон "в норме", мы "ровно дышим", т.е. не замечаем, как мы дышим. А если волнуемся, экзальтированы, то "не ровно дышим" и чувствуем это на физическом уровне. Мне как раз показалось удачным это слово - заменяет пару предложений.
Не смотри на меня так. Ле-ноч-ка, милая, включись! - Взмахнул рукой, будто дал команду "на старт" и щелкнул пальцами.
Лена восхитилась красотой жеста.
Либо муж слишком манерный, либо жена - восторженная идиотка.
Другого объяснения я не нахожу
Вы не почувствовали иронии. Персонажи несколько гротескные, шаржевые, очерчены с намеренной резкостью.
Правда? - Павел заинтересованно придвинулся к дивану, где сидела Лена. У нее прыгнуло сердце: он был так близко.
Такое чувство, что она на первом свидании. Это как у проституток: каждый следующий клиент самый первый. Полгода брака и такие вот волнения волнения. Этак у нее сердце давно бы через горло выпрыгнуло. Сердечный приступ от... Интересно, а в постели её у неё натурально пляска святого Витта с акробатическими этюдами начинается?
Еще годик поволнуется, потом, может, полегче станет. Когда возмужает. Ей запрещают проявлять чувства. Из-за этого такое волнение. Из нее рвутся чувства, а ей говорят: "Не надо, надоело". Поэтому все внутри, взаперти бушует. Кто-то сказал, что любить - это дать друг другу волю. Если бы Лена могла "проявлять" себя и была по-настоящему любима, тогда бы преобразилась, успокоилась и вела бы себя по-другому.
Леночка, разберись, пожалуйста. Это мне, - ткнул себя большим пальцем в грудь, - нравится рыбалка, а ты - палец повернулся вспять - в этом ничего не смыслишь. Так что, если решишь к Калиткиным, я - за!
Палец повернулся впять - выглядит как пафосное ковбойское седло, прикрученное к капоту современного автомобиля. Далее. Сначала он ткнул пальцем, а затем палец автоматически вернулся в исходное положение. Принято.
Согласна: ), надо заменить. Оценила Ваше сравнение с седлом::)))
Всё-таки подумай, - набрал воздуха, но подавил вздох, - чего ты ПО-НАСТОЯЩЕМУ хочешь!
- Давай к Калиткиным.
- Ладно. Только объясни, почему. - Павел доверительно понизил голос. - Чтобы стало ясно: это твой осознанный выбор. Понимаешь?
Точно. Он какой-то манерный извращенец и демагог - любитель покрасоваться и потянуть нервы, а она влюблена его за все эти издевательства - патологически малохольная дуреха. Этакий семейный БДСМ-подряд.
Ну, чисто клоун с мимикой Джима Керри и Аткинса в одном флаконе. Кто это может себе представить?
Нет, лучше попробуйте повторить!
Повторюсь, этот парень нервный, подвижный, дерганый. И мимика у него соответствующая. Кроме того, читатель смотрит на него глазами героини. А для нее важна любая маленькая черточка, любая деталь в облике, поведении любимого. Брови изогнулись - это с ее точки зрения красиво, экспрессивно:)
Павел заводится с пол-оборота. Такие конфликты идут по одной и той же схеме. Нажимаются изо дня в день те же кнопки. Вот она медлит, мечтает, баюкает свою неразделенность и при этом прекрасно знает, что это раздражает Павла, что в конце концов он разорется. Но все равно играет в это. В этом есть свой кайф: я такая любящая, а он так со мной. Хочется пожалеть себя за это всласть. И он играет. Отстал бы - конфликта бы не было.
Есть еще много мелких придирок. Светлеющий профиль, крутанувшееся кресло. Сами догадайтесь. ..и т.д.
Насчет светлеющего профиля: почему бы ему не светлеть постепенно, если на него падает все больше света, потому что восходит солнце? Такое же замечание было у конкурсанта Александра Паламарчука. Ему еще, кстати, не понравилось сочетание "гордый профиль". Претензию по поводу того, что профиль бывает гордым, "отбила" цитатой из В.Набокова. А для подтверждения того, что профилю иногда свойственно светлеть, представлю следующий набор цитат:
Э. Ф. Голлербах
"Город муз: Царское село в поэзии", Арт-Люкс, 1993 г.
"Когда потухал свет во всех окнах, его окна во втором этаже на Малой еще светились желтым сиянием: там, в кабинете директора, изысканные ямбы слагались в тончайшие узоры, и светлел "над шкафом профиль Еврипида", внимавшего чуждой ему речи, вновь повторяющей слова его героев."
Имеется в виду большой бюст Еврипида, находившийся в квартире И. Ф. Анненского
И. Грекова
"Свежо предание", Hermitage Publishers, 1995 г. или Зебраэ, 2002 г.
"И все-таки он ее любил. И они ходили в кино.
Добывал, выпрашивал у тети Дуни деньги на задние ряды... Милая темнота! Как четко светлел в ней тонкий, правильный профиль Вероники! "
Виталий Виленкин
"Воспоминания об Анне Ахмаитовой", Сов. писатель, 1991.
"Шумели сосны. Казалось, что шумело где-то неподалеку море, легкий ветер шевелил пламя свечей.. . Светлел "патрицианский профиль", и таинственный голос завораживал ..."
Юрий Нагибин
"Рассказы"
"...растекался темномолочной рекой; месяц, поднимаясь все выше, утрачивал золотистость, светлел. ... и тогда профиль Ожигова полнел, смягчался... и тогда черты его лица вытягивались, заострялись еще больше. ..."
По поводу кресла. Павел его крутанул на 180 градусов. И его лицо остановилось напротив Лениного. Т.е. сидел спиной, а теперь лицом сидит. И что?
Конкурсант, Александр Пакламарчук "поржал" (его слово) по этому поводу. Цитирую: "это ляп (крутит кресло, а останавливается лицо)" У него еще было такое пояснение: должен поворачиваться весь корпус. Потом он все-таки последнее пояснение убрал. Вы с ним согласны?
Или, может быть, вы имеете в виду другое? Мне надо было пояснить, что Павел крутанул кресло, не вставая и отталкиваясь ногой от пола? По-моему, это и так очевидно.
В силу перечисленного психологический эффект душещипательной слезоточивости прошел мимо меня стороной. Не верю! Простите.
Я не хотела "добиться душещипательной слезоточивости". Мое отношение к героям иронично с некоторой долей злости, что не исключает сочувствия.
Цитирую свои комментарии, которые писала разным людям в рамках этого конкурса.
"Эта "дурацкая пара" меня саму злит:) Хотя и сочувствую им тоже. Здесь есть противоречие, нерв, конфликт. Она -слишком женщина, он - слишком мужчина. Ему не до соплей, а ей ни до чего другого".
Комментарий Виталия Антонова:
"Как хочется такой любви любому мужчине и ... как быстро она им надоедает.
И с какой силой вспыхнет в такой женщине новая страсть, новый душевный пожар вне семьи, спустя годы.
И поймет мужчина, что потерял, но будет поздно..."
Мой ответ:
"Ведь так и есть... Вот она сейчас такая робкая, неловкая, комплексующая мечтательница. И в ней заряд нереализованный, океан, которому не дают вырваться наружу. Представьте, что с ней будет, когда она "там, в малиновом берете, с послом испанским говоря", т.е. будучи зрелой, уверенной в себе женщиной, встретит человека, способного броситься в этот океан. Она снесет все на своем пути, и ее новый избранник снесет".
"На мой взгляд, беда с обоими. Это столкновений двух противоположностей. Мужчина - для кого обаятельный, а для кого эгоистичный, видящий только себя и свое. Кстати, девушка тоже видит только свое. Для него существует только внешний план, он экстраверт, а героиня - интроверт, на нее обрушилось мощное переживание первой любви, как цунами, и она этим почти парализована. Не понимает, что с ней происходит, и почему ее муж не откликается на то, что у нее внутри. Потому что очень незрелая, робкая глупышка.
Муж старше, что видно из поведения. Он доминирует и подавляет. Они просто не подходят друг другу...
Кстати, не замечали, как глупо выглядит неуверенный в себе, вусмерть влюбленный юноша? Начинает себя вести, как недоумок какой-то. И как он расцветает, когда находит отклик в душе любимой? Так что и от пола это не очень зависит. Просто люди бывают разные. И мне именно это в них интересно."
Еще раз благодарю за очень ценный для меня обзор. Часть Ваших замечаний обязательно учту. Извините, что ответ длинным получился.