Поли Светлана : другие произведения.

Принц Египта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Либретто и сценография (неотфарматированный вариант)к трехактному классическому балету СМЕНХКАРА - ПРИНЦ ЕГИПТА. Автор Светлана ПОЛИ. Ростов-на-Дону 2013 год. Если хотите прочесть только либретто, спуститесь к следующей статье ПРИНЦ ЕГИПТА 19К.


  
   0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
СВЕТЛАНА ПОЛИ
   СМЕНХКАРА сын фараона
  
   (принц Египта)
  
  
   Драматический балет в 3-х актах
  
   Либретто, сценография, хореография
  
   user
   [2013 год]
  
  
   Главный персонаж:
  
   ИРОНЕЙ - Первосвященник иудеев Египта
   ЭХНАТОН (Аменхотеп IV) - молодой фараон
   РАМОС - Верховный жрец Карнакского храма
   Амон Ра
   ТЭЙЯ - мать Эхнатона, супруга Аменхотепа III
   КИЙА - дочь Иронея, первая супруга Эхнатона,
   мать Сменхкары
   СМЕНХКАРА - сын Кийи и Эхнатона
   НЕФЕРТИТИ - вторая супруга Эхнатона
  
  
   Персонаж второго плана:
  
   АНКСУНАМУН - старшая дочь Эхнатона и
   Нефертити, супруга Сменхкары
   ИМХОТЕП - придворный врач и тайный
   возлюбленный Анксунамун
   ХОРЕМХЕБ - генерал армии фараона и тайный
   любовник Нефертити
   СУНУ - придворный писец и распорядитель
   МЕРИТАТОН - младшая дочь Эхнатона и
   Нефертити
   ХЕТСКИЙ посол
   ЭФИОПСКИЙ посол
   ВАВИЛОНСКИЙ посол
   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Массовка:
  
   ЖРЕЦЫ Карнакского храма Амон Ра
   РАБЫ иудеи
   ЦАРЕДВОРЦЫ фараона
   ВОИНЫ фараона
   ПРИДВОРНЫЕ танцовщики и танцовщицы
   МАЛЬЧИКИ рабы из Эфиопии
   СЛУГИ Первосвященника
   СЛУГИ Верховного жреца
  
  
   Миманс:
  
   АМЕНХОТЕП III - отец Эхнатона
   СЛУЖАНКИ Кийи
   СЛУЖАНКИ Нефертити
   НЯНЬКИ Сменхкары
   СТРАЖНИКИ, охраняющие фараона
   ХРАМОВАЯ стража
   СЛУГА Верховного жреца
   СЛУГА Первосвященника Иронея
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   АКТ ПЕРВЫЙ
  
   Картина первая
  
   Берег Нила. Фивы. Рабы иудеи делают на берегу саманные кирпичи. 2. Юному Эхнатону поручено отцом, фараоном Аменхотепом III, контролировать работы по строительству нового храма Амона Ра.На строительной площадке среди наёмных работников он видит юную красавицу Кийю, дочь знатного человека, иудейского Первосвященника. Девушка подносит в кувшине воду уставшим работникам. Эхнатон покорён красотой и благородством Кийи и желает познакомиться, посылая к ней одного из своих чиновников. В разговоре с юным принцем дочь священника рассказывает о трудной жизни её народа. Эхнатон распоряжается сделать для наёмников перерыв на отдых. 3. Во время отдыха трое работников решают отблагодарить принца танцем. 4. Ради Кийи Эхнатон готов на всё и обещает облегчить жизнь простым иудеям. 5. Сгущаются сумерки. Все работники уходят на отдых по своим домам к семьям. Но юные влюблённые не в силах оторваться друг от друга и расстаться хоть на час. Их замечает слуга Первосвященника и спешит доложить ему о непристойном поведении его дочери. Тем временем Эхнатон признаётся Кийе в любви, и девушка отвечает ему взаимностью. 6. За их беседой тайно наблюдают Ироней и его слуга. Эхнатон клянётся в вечной любви красавице и покидает её на берегу реки, обещая встретиться с ней вновь.
  
  
  
  
   СЦЕНОГРАФИЯ
  
  
  
   1. Массовая сцена: (характерный танец кордебалета, изображающего рабов иудеев).
   2. Сцена между юной Кийей, подносящей кувшин воды работникам и влюбляющимся в неё Эхнатоном.
   3. Танец трёх рабов-иудеев.
   4. Адажио Кийи и Эхнатона.
   5. Сцена доноса слуги Иронея отцу девушки. Наблюдение Иронея за дочерью и молодым принцем.
   6. Кода. Клятва Эхнатона в вечной любви Кийе.
  
  
  
  
   (Смена декорации)
  
  
  
  
   Просцениум
  
   Кийа пребывает ещё под впечатлением. И тут на неё обрушивается отец с обвинительными речами. Доносчик стоит поблизости. Первосвященник сначала гневается на дочь, упрекая в неподобающем поведении, но девушка рассказывает ему, что юный принц, Аменхотеп IV готов помочь её народу. Тогда отец сменяет гнев на милость. Он понимает, что дочь права, и будущий фараон способен изменить жизнь всех рабов и иноверцев. 2. И пока Кийа находится под впечатлением от встречи с принцем Египта, Первосвященник посылает верного слугу к остальным иудеям с известием, что скоро их жизнь изменится к лучшему.
  
  
   Вторая картина
  
   Тронный зал дворца фараона. На троне Аменхотеп III и его супруга Тэйя. 2.Хетский посол передаёт от своего правителя подарки и наложниц. 3.Вавилонский посол передаёт в дар фараону породистых лошадей и молодых леопардов для царской охоты. 4.Эфиопский посол передаёт сундуки с серебром, алмазами и мальчиков эфиопов для служения Великому фараону. 5.После придворные отчитываются перед правителем о делах государства. Фараон спрашивает о сыне, и Эхнатон подходит к отцу, докладывает о работах по строительству храма. Отец доволен. 6. Эхнатон тут же объявляет, что намерен жениться. Аменхотеп рад, но царица Тэйя против, она желает прежде познакомиться с семьёй будущей невесты. И Эхнатон приглашает войти в зал Первосвященника и его дочь Кийю
  
  
  
   1. Сцена отца и дочери.
   2. Сцена Иронея и группы иудеев.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (Смена декорации)
  
  
  
  
  
   1. Звучат фанфары. Сцена приветствия фараона гостями и придворными.
   2. Вариация Хетского посла (возможно танец наложниц, привезённых им).
   3.Вариация Вавилонского посла.
   4.Вариация Эфиопского посла
   (либо танец
   эфиопских мальчиков).
   5. Танец придворных.
   6. Сцена помолвки.
   со слугами. Увидев богато одетых людей, царица Тэйя смягчает своё неприятие невесты сына и будущего наследника. Она внимательно рассматривает Кийю, пока иудеи передают фараону в дар большую шкатулку с золотом. Девушка вроде бы понравилась царице, и родители Эхнатона дают согласие на брак с иудейкой. 7.Влюбленные счастливы. 8.Но царица Тэйя что-то замышляет, тайком переговариваясь с верховным жрецом Амона. Тот, подчиняясь приказу своей царицы, удаляется, напоследок бросив на Кийю злобный взгляд.
  
  
   АКТ ВТОРОЙ
  
   Первая картина
  
   Похоронная процессия. Безутешный Эхнатон, теперь фараон всего Египта, оплакивает свою любимую жену Кийю, умершую так рано. Перед ним плакальщицы завывают на все лады. За фараоном идут отец Кийи, нянька, несущая маленького Сменхкару на руках, царица Тэйя вместе с Верховным жрецом, а также придворные и жрецы, некоторые послы и знатные иудеи, стражники и простолюдины. 2.Тэйя тайно передаёт жрецу свиток и приказывает послать гонца к знатному египтянину, отцу самой красивой девушки Египта с предложением его дочери стать женой фараона. Тэйя довольна собой. 3.Эхнатон замечает, что за его спиной начинают плести интриги. Он подзывает к себе придворного писца Суну и диктует ему указ о смещении Рамоса с должности Верховного жреца и о назначении на этот важный государственный пост Первосвященника
  
   7. Па-де-де Эхнатона и Кийи.
   8. Сцена заговора царицы и Верховного жреца.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1.Сцена похорон.
   2. Сцена царицы Тэйи и Рамоса.
   3. Сцена Эхнатона и писца Суну.
   4.Вариация Рамоса на авансцене.
   5. Сцена изгнания Тэйи из Фив и сцена изумления придворных.
   6. Танец ликования иудеев.
  
  
  
  
  
  
   иудеев, отца Кийи, Иронея. 4.Верховный жрец в бешенстве, но ничего не может возразить против слова фараона. Царица Тэйя в изумлении. Заподозрив мать в смерти своей любимой жены, 5.Эхнатон озвучивает указ и об её изгнании из дворца фараона и столицы Египта. Следующим указом молодой фараон узаконивает постоянный выходной день для всех работников царства, а также рабов. Суббота теперь священный день в его государстве. И работать в этот день строго запрещено. Последним указом фараон берёт себе новое имя Эхнатон, отрекаясь от прежнего Аменхотепа IV, швыряет на пол символ Амона, золотой диск, отрекаясь тем самым и от прежнего бога Амона, и поднимает высоко над головой жезл Осириса. Услышав новые указы фараона, царедворцы в замешательстве. Некоторые из них в панике, бешенстве и страхе. Многие из них обращают свои взоры к дворцовому лекарю, молодому Имхотепу, задавая немой вопрос: не сошел ли с ума от горя молодой фараон? 6.Ликуют только иудеи и рабы. По всему царству иудеи прославляют Эхнатона, защитника и покровителя слабых и униженных.
   .
  
   ПРОСЦЕНИУМ первый
  
   Во дворец со всеми почестями движется процессия из колесниц и палантинов новой невесты Эхнатона, Нефертити.
  
  
   Вторая картина
  
   Эхнатон, сидя на троне во дворце, пребывает в печали. 2.Он отсылает танцовщиц, призывает к себе сына с няньками. Нефертити пытается его
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (смена декорации).
  
  
  
  
  
  
   1.Общая проходка, переходящая в танец слуг и рабов Нефертити
  
  
  
  
  
  
  
   утешить, развеселить. Но его лицо светлеет лишь при виде маленького Сменхкары, который очень похож на свою мать, Кийю. 3.Наблюдая за общением мужа с его сыном от первой жены, Нефертити решает, во что бы то ни стало, разлучить отца с сыном и подчинить Эхнатона себе. После того, как няньки уводят малыша от отца, Нефертити искусно соблазняет супруга, заставляя его позабыть обо всём на свете. Они предаются любви. Он рассказывает ей о своих мечтах, и она соглашается с ним, стараясь угодить. 4.Чтобы навсегда завладеть сердцем и умом фараона, Нефертити потакает его стремлению к реформам и предлагает супругу построить новый город, чтобы ничто не омрачало дух фараона, живого бога на земле. 5.Эхнатон воодушевляется и приказывает позвать писца Суну; тут же издаёт указ о начале строительства нового города Амарны. Под конец вечера Нефертити сообщает мужу о беременности, чем ещё больше радует супруга. Эхнатон делится радостной новостью с придворными.
  
  
   Просцениум второй
  
   Рамос, бывший Верховный жрец Карнакского храма Амона Ра, замышляет заговор против фараона в союзе с другими жрецами Амона. Нефертити, настроенная опальной царицей Тэйей против мужа, их поддерживает. Собравшиеся считают нынешнего фараона сумасшедшим.
  
  
   Третья картина
  
   В тронный зал в Амарне служанки приводят подросшего Сменхкару. Увидев его, Нефертити
   1.Танец наложниц.
   2. Сцена грусти Эхнатона.
   3. Сцена любви Эхнатона и Нефертити и их адажио.
   4. Кода.
   5. Сцена Эхнатона и писца Суну.
   6. Сцена Эхнатона, Нефертити и придворных.
  
  
  
  
  
  
  
   (смена декораций)
  
  
  
  
  
  
   Общая сцена с проходкой по авансцене
  
  
  
   (смена декораций)
  
  
  
  
   распоряжается увести мальчика и немедленно принести её дочерей, пятилетнюю Анксунамун и
   маленькую Меритатон. 2.Когда Эхнатон входит во дворец, он видит дочерей и радуется их красоте, даже не вспоминая о сыне. 3.Нефертити ласкова с ним, расспрашивает о делах. Говорит, что хочет родить от него сына, ведь пока у них рождались только девочки. Она хорошо понимает, что при нынешнем раскладе наследником станет Сменхкара. Этого она не может допустить. 4.И пока придворные артисты развлекают фараона и его маленьких дочерей, Нефертити мысленно планирует свои дальнейшие действия: если у неё так и не родится сын, значит Сменхкару нужно женить на одной из её дочерей. 5.Фараон же устраивает молитвенную церемонию поклонения Солнцу.
  
  
   АКТ ТРЕТИЙ
  
   Первая картина
  
   Прошло десять лет. Анксунамун тайно встречается в саду с придворным врачом Имхотепом, который старше её на двадцать лет. 2.Случайно их видит младшая сестра, Меритатон, и 3.рассказывает об этом матери. Царица в гневе, она объясняет старшей дочери, что та станет женой Сменхкары, и указывает на его портрет, а простой врач Имхотеп ей не пара. Но Анксунамун настаивает на своём. Тогда Нефертити угрожает дочери рассказать всё фараону, и тогда Эхнатон уж точно казнит лекаря, если дочь не одумается. Анксунамун обвиняет мать в измене отцу, предательстве фараона Египта и сговоре с жрецами Амона. Нефертити бьёт дочь по лицу, и та убегает
   1.сцена служанок, Сменхкары и Нефертити. 2. Сцена Эхнатона, детей и Нефертити.
   3. Танец мальчиков эфиопов.
   4. Танец рабыни.
   5. Общий танец Эхнатона и придворных - поклонение Солнцу.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1.Сцена в саду и 2. Адажио Анксунамун и Имхотепа.
   3.Сцена Меритатон и Нефертити,
   Нефертити и
   Анксунамун.
   4.Сцена гибели Меритатон.
   5.Сцена возвращения Эхнатона.
   6. Казнь Имхотепа.
  
   оскорблённая. 4.В злобе Анксунамун находит младшую сестру, Меритатон, обвиняет её в предательстве и во время ссоры сталкивает с балкона дворца. Девушка падает и разбивается насмерть. 5.В это самое время Эхнатон подъезжает на колеснице к дворцу поздним вечером в свете огней факелов и становится свидетелем трагедии. Вокруг собирается народ: придворные, жрецы, стражники, простолюдины. 6.Пытаясь разобраться в случившемся, он узнаёт от доносчика-жреца о связи дочери с врачом и казнит Имхотепа за измену фараону на глазах Анксунамун тут же, придав его удушению. Анксунамун убегает прочь в горе и бешенстве.
  
  
   Просцениум
  
   Анксунамун оказывается в небольшом храме Амона Ра, падает возле статуи Гора и плачет. 2.Появляется Рамос, узнаёт в девушке дочь фараона и решает через неё отомстить Эхнатону за все свои несчастия и унижение. Он ласково расспрашивает Анксунамун о её горе. Она рассказывает, что отец казнил её возлюбленного. Тогда жрец подсовывает ей пузырёк с ядом и настаивает, чтобы она отомстила отцу за смерть Имхотепа. Сначала девушка испугалась, но потом решила осуществить месть. После ухода Анксунамун из храма Рамос радуется, потирая ладони. 3.Этим же вечером Эхнатон умирает.
  
  
   Вторая картина
  
   На трон взошёл Сменхкара. 2. Он едет по городу в колеснице вместе с Анксунамун, теперь своей женой. 3.Все жители Фив приветствуют их.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (смена декорации)
  
  
  
  
   1.Вариация Анксунамун, взывающей к богу.
   2. Сцена Рамоса и Анксунамун.
   3. Сцена смерти Эхнатона на заднем плане. Тёмный силуэт за сеткой в темноте в водящем луче либо на просвет на экране, как тень.
  
  
  
   (смена декорации)
  
   1.Сцена въезда Сменхкары в дворцовый двор.
   4.Первосвященник Ироней, дед Сменхкары и всё ещё Верховный жрец, во время чествования нового фараона слышит, как в толпе бывший Верховный жрец, Рамос, говорит своим сторонникам, что недолго Сменхкаре царствовать, ибо скоро его постигнет та же участь, что и его отца. 5. Испугавшись за внука, Первосвященник прорывается к новому фараону сквозь ликующую толпу и рассказывает ему об услышанном, напоминая о том, что его мать и отца отравили. Ироней уговаривает внука покинуть Египет и отправиться на восток к Синаю, дабы избежать смерти. А его преданные сторонники и почетатели его отца последуют за ним хоть на край земли. 6.Сменхкара после недолгого раздумья соглашается и просит деда предупредить всех единомышленников и его верных подданных, желающих покинуть развращённый Египет, что в священную субботу они покинут страну в поисках новой земли, чтобы создать праведное государство.
  
  
   Просцениум второй
  
   Первосвященник собирает всех иудеев и объявляет им о том, что скоро они покинут эту страну угнетения и унижения, что сын его дочери, нынешний фараон Сменхкара, истинный сын своего народа, - Мосей, выведет их из теперешнего рабства. Иудеи радуются, обнимают друг друга. Их поддерживают выходцы из других племён, эфиопы, хетты, вавилоняне.
  
  
   Просцениум третий
  
   2.Патетический марш Сменхкары.
   3. Сцена коронации Сменхкары.
   4.Танец народа, восхваляющего нового фараона.
   5. Сцена Иронея и Сменхкары на авансцене.
   6.Вариация размышления Сменхкары наедине с собой, его первые сомнения и дальнейшая убеждённость в правильности решения.
  
  
  
   (смена декорации)
  
  
  
   1.массовая сцена.
  
  
  
  
  
   (смена декорации вместе с уходом народа)
  
  
  
   Когда все собравшиеся иудеи расходятся, Первосвященник со своими верными слугами пробираются в главный храм Амона Ра и, дождавшись, когда уйдёт храмовая стража, выносят из святилища два гигантских свитка священных жреческих писаний и большой золочёный ларец с крыльями Ра на крышке. Ларец бьётся электрическими разрядами, поэтому слугам приходится поставить его на землю и спешно найти перекладины для переноски реликвии. Сверху на ларец набрасывают плащ Первосвященника, чтобы он не блестел в темноте и не привлекал к ним внимание. Под покровом ночи заговорщики скрываются.
  
  
   Третья картина
  
   Сменхкара уводит ночью свой народ из Египта, 2.пока мачеха, Нефертити, пребывает в объятиях молодого генерала Хоренхеба. Жрецы храма Амона Ра обнаруживают пропажу храмовой реликвии; придворные замечают исчезновение фараона из его покоев, а надсмотрщики и стражники узнают о том, что евреи покинули Египет со всем своим имуществом. 3.Обо всём докладывают Нефертити среди ночи. И она тут же высылает за сбежавшим зятем и его последователями погоню с сотней колесниц во главе с Хоремхебом. С одной стороны жрецы её умоляют вернуть им украденный священный ларец, с другой стороны беременная Анксунамун умоляет вернуть ей похищенного евреями мужа. Нефертити успокаивает их всех, обещая вернуть им утраченное. Но в тайне молится о том, чтобы Сменхкара больше никогда не возвращался в Египет ни с ларцом, ни без него. Теперь он ей не
  
   Сцена похищения ковчега
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (смена декорации)
  
  
  
  
  
  
   По первому плану Сменхкара уводит свой народ. Ироней набрасывает на плечи внука поверх его фараоновой одежды плащ иудея, чтобы укрыть его от посторонних глаз. 2. Водящий луч попеременно высвечивает в темноте за чёрным тюлем сначала Нефертити, далее жрецов и потом царедворцев. 3. Сцена Нефертити, Хоремхеба и жены Сменхкары.
   нужен, ведь как сказали жрецы Амона Ра, скоро у Анксунамун родится сын, Тутанхамон, живой бог и наследник всех земель Египта.
  
  
   Картина четвёртая
  
   Сменхкара воодушевляет свой народ перед исходом. 2. Они отправляются в путь, но вскоре на пути беглецов оказывается залив. Переправы нет, и они уже обнаружили погоню. 3. И тут Ироней подходит к внуку и протягивает ему вынутый из ковчега золотой жезл Осириса, говоря, что этот посох - оружие богов. Вонзив жезл в берег залива, Сменхкара обнаруживает, что земля начинает дрожать, а вода отступать и расходиться в стороны. И вот перед ними уже готовый переход по дну залива. Беглецы бросаются бежать от настигающей их погони. Вынув жезл из земли, Сменхкара последним покидает враждебный берег. 4. Колесницы Хоремхеба устремляются за ним. Но как только Сменхкара оказывается на противоположном берегу, воды залива смыкаются, топя лошадей и воинов противника. Гибель сотен воинов в бурлящем потоке водоворота ужасна, и еврейские женщины, закрывая лица своих детей, отворачиваются сами, чтобы не видеть смерти. 5. Но вот опасность миновала, и спасшиеся от погони люди падают на колени перед Сменхкарой, благодаря его и небеса за своё чудесное спасение. А Ироней скромно стоит на камне рядом с внуком и молча радуется величию Сменхкары, выведшего иудеев из рабства.
  
   27 января 2013 года
   Ростов-на-Дону
  
  
  
   (смена декорации)
  
  
  
  
  
   Вариация Сменхкары. 2.Сцена погони. 3. Сцена с жезлом (Сменхкара швыряет на землю египетский парик и поднимает над головой раскрытый жезл Осириса). 4.Сцена гибели войска Хоремхеба. 5.Апофеоз. Восхваление Сменхкары и Иронея иудеями и другими участниками исхода.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

13

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"