Подаруев Владимир Матвеевич : другие произведения.

Владимир Высоцкий в Кургане

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В КУРГАНЕ

НАШ ВЫСОЦКИЙ

  
   В 80-е годы прошлого века среди любителей творчества Высоцкого ходили упорные слухи, будто бы их кумир посещал наш город и дал один концерт.
   Называли даже место, где он выступал. Одни утверждали, что Высоцкий пел на обкомовской даче в Болдинцево, так как секретарь обкома партии П. А. Матвеев коллекционировал не только А. Вертинского, что было доподлинно известно, но и будто бы "втихаря" - Высоцкого. Он-то, мол, и организовал встречу.
   Другие возражали: - Главный идеолог области и скандально известный бард - такое несовместимо, это лед и пламя. Нет, Высоцкий не стал рвать свой голос перед партийной номенклатурой. Он предпочел простой народ и приехал в профилакторий "Автомобилист", куда его пригласили курганские водители.
   К сожалению, ни первое, ни второе пока не подтвердилось. Хотя труппа театра драмы и комедии на Таганке гастролировала в Кургане и неоднократно. Но без участия своего самого именитого актера.
   Однако так ли это важно? Если по большому счету, то главное заключается совсем в другом - в отношении курганцев к Высоцкому и его творчеству.
   Уже почти тридцать лет лет минуло после смерти поэта, а его песни по прежнему востребованы. Они продолжают звучать из окон домов, из проносящихся мимо автомобилей, исполняются на малых и больших сценах. Получается, что любимый певец не только был, но и остается в нашем городе, в наших сердцах, в наших умах.
   Еще при жизни Высоцкого, слушая его голос, мы не представляли его где-то в далекой Москве. Он казался нам присутствующим прямо здесь, с нами, в нашем городе, в наших домах, в наших квартирах. Возникавшее ощущение реальной близости особенно чувствовалось во время прослушивания не отдельных песен, а целых концертов. Да вот же он, тут, бок о бок с нами...
   Высоцкий близок мне своей неординарностью, своим подходом, все у него идет из конкретики жизни. Я по-прежнему слушаю его, анализирую его творчество. Этим же занимался Анатолий Вяткин, продолжают заниматься Юрий Асташин и Валерий Таланов, вместе с которыми мы и решили подготовить эту маленькую книжку.
   В самые грустные или, наоборот, в самые лучшие моменты жизни я включаю Высоцкого.
  

Владимир Подаруев

С ПОКЛОНОМ НА ВАГАНЬКОВО

  
   12 июля 1987-го, воскресенье. Заканчивается моя командировка в Москву, а я еще не побывал у Высоцкого.
   Причина одна - жуткий дефицит времени. Можно было, конечно, забежать на минутку, но на кладбище так не ходят. Надо отстраниться от повседневной спешки и вообще от всего суетного, прийти спокойно, поклониться и помолчать.
   Беру с собой в провожатые племянника Славу, и мы едем на Ваганьково. При выходе из метро покупаем букет красных роз - это наш скромный дар поэту. Идем в сплошном людском потоке. Среди идущих с нами многие несут цветы. Неужели все на кладбище?
   Толпа вдруг замедляет движение и останавливается. "Пришли", - говорит Слава. А я даже не заметил, как мы очутились у цели. Высоцкий похоронен у самого входа.
   Стоим. К могиле не протиснуться. Плотное людское кольцо окружает ее в несколько рядов. Пытаюсь пробиться и положить цветы. Куда там! Меня молча оттесняют. Поручаю это дело племяннику. Он, парень сильный и ловкий, кое-как пробирается и кладет наш букет на огромный розовый холм из живых цветов.
  
   Кто ответит мне, что за дом такой?
   Почему во тьме, как барак чумной?!
   Свет лампад погас, воздух вылился.
   Али жить у вас разучилися?
  
   Голос певца доносится из чьего-то кассетника. Хорошо, что у владельца магнитофона хватает такта не включать запись на полную мощность. Хрипловатый баритон Высоцкого лишь слегка перекрывает шум толпы. Создается странное впечатление, будто Высоцкий стоит живой невидимкой и обращается к нам со своими вопросами: "Почему все не так? Что за дом притих? Али жить у вас разучилися?" Мы же стоим тесным кругом и безмолвствуем. Певец сам дает ответ:
  
   Траву кушаем, век на щавеле,
   Скисли душами, опрыщавели,
   Да еще вином долго тешились.
   Разоряли дом, дрались, вешались...
  
   Эти слова хорошо знакомы, известны почти наизусть, однако здесь, на Ваганьково, они воспринимаются с особой остротой. Действительно, почему все не так? Чего нам не хватает в этой жизни? А, может быть, чего-то недостает в нас самих? Незаметно проходит и полчаса, и час. Вокруг постоянное, тихое движение. Одни уходят, на их месте появляются другие. Нам тоже пора отправляться, надо еще поклониться Сергею Есенину.
   ... Возвращаемся той же аллеей. У Высоцкого народа не убавилось, скорее наоборот... По-прежнему из магнитофона доносится его характерный, с хрипотцой голос:
  
   В синем небе, колокольнями проколотом, -
   Медный колокол, медный колокол
   То ль возрадовался, то ли осерчал...
   Купола в России кроют чистым золотом,
   Чтобы чаще господь замечал...
  
   Так в сопровождении голоса Высоцкого мы и покидаем Ваганьково...
  

В. Подаруев. - Курган и курганцы, 25 июля 2000 года.

МОЕ ОТКРЫТИЕ ВЫСОЦКОГО

  
   Случилось так, что моя юность совпала с магнитофонной эрой это конец 50-х и начало 60-х годов прошлого столетия
   Хорошо помню первых "мамонтов" звукозаписывающей техники, которые появились в продаже, - "Маг-57" и "Маг-59". Это было нечто! Металлический сундук величиной с современный нехилый телевизор и два пуда весом. Стоило это чудо после хрущевской реформы 1961 года 360 рублей при средней зарплате по Союзу в 90 рэ.
   Конечно, далеко не каждый мог позволить себе такую покупку. Однако первые магнитофоны на полках не застаивались, их разбирали влет - столь велик был интерес к новинке!
   Чуть позже эстафету "магов" приняла более дешевая и облегченная аппаратура - магнитофоны серии "Днепр", "Комета", "Астра", "Тембр" и др. Записи тогда делали с радио, грампластинок, микрофона. Если хотелось чего-то эдакого, необычного, то шли в студию звукозаписи за Петром Лещенко, Александром Вертинским, цыганским фольклором, курортными шлягерами типа "О, море в Гаграх", "Черноморская чайка" и др. Существовал и некий подпольный рынок, где "самое-самое" предлагалось только постоянным и проверенным клиентам.
   И вот на этом рынке появились записи певца, который чуть охрипшим голосом исполнял под гитару свои песни. Они сразу запоминались, ложились на душу. Каждая песня - маленький рассказик, с накалом страстей, с юмором, с непременным развитием сюжета. Впрочем, все это мы осознали позднее, а тогда откровения нового исполнителя, потом его назовут бардом, просто нравились, их хотелось слушать снова и снова. Надо ли говорить, что это был Владимир Высоцкий...
   Одна из первых записей в моей фонотеке из его репертуара была вот эта:
  
   Десять тысяч - и всего один забег остался.
   В это время наш Бескудников Олег зазнался:
   Я, говорит, болен, бюллетеню, нету сил - и сгинул.
   Вот наш тренер мне тогда и предложил: беги, мол.
  
   Вместе с этой песней на первую мою катушку с записями Высоцкого попали "Песня студентов-археологов", антисказка "Лукоморья больше нет", "В заповедных и дремучих, страшных муромских лесах", песни из кинофильма "Вертикаль".
   Для самого же Высоцкого эти песни не были первыми. Началом его песенного творчества, по собственному признанию Владимира Семеновича, стала "Татуировка":
  
   Не делили мы тебя и не ласкали,
   А что любили - так это позади, -
   Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,
   А Леша выколол твой образ на груди.
  
   Эту песню я нашел лишь через несколько лет, после своего первого знакомства с его творчеством, когда окончательно и бесповоротно заболел высоцкоманией. Где я только не отыскивал его песни!
   Разумеется, в первую очередь в Кургане, а затем во всех городах, где приходилось бывать, - от Красноярска до Москвы. Обращался в студии звукозаписи, разыскивал меломанов и "жучков" (так называли тех, кто делал свой бизнес на перезаписях).
   Самой большой удачей в моих поисках была студия "Фото.Звук", которая располагалась на ул. Горького, 4 в нашей столице. Там я нашел около сотни ранее неизвестных мне произведений Высоцкого да еще с десяток новых вариантов уже имевшихся песен.
   Коллекционеры меня поймут. Когда собираешь что-то по крупице, ищешь годами - и вдруг нападаешь на жилу с самородками! А песни Высоцкого я так бы и назвал - золотые самородки!
   Нынче такое время, что можно без труда купить или записать все сочиненное Владимиром Высоцким, были бы средства и желание. И не надо искать полный вариант "Бермудского треугольника", французские диски, записи концертов в Нью-Йорке или Торонто. Сейчас все собрано и все есть, гони монету и слушай! Хорошо, конечно, но...
   Но поймут меня опять только коллекционеры, если я скажу, что в тех многолетних поисках творений Высоцкого был свой ни с чем несравнимый кайф! Это когда долго ищешь какую-то редкую вещь и наконец-то ее находишь. Здесь целая гамма чувств: и радость нового открытия, и познавание, и удивление...
   А с Высоцким всегда было так: что ни песня, то новая авторская ипостась. Вот он - десантник, а здесь шофер-дальнобойщик, летчик, а там вообще - самолет, предмет неодушевленный. У Высоцкого же это живое, думающее существо. В следующей песне он уже иноходец, затем козел отпущения, сентиментальный боксер и даже вполне одушевленный микрофон. Всех образов и героев не перечесть, их более полутысячи!
   Тридцать семь лет назад я открыл для себя Высоцкого, и с тех пор его песенные герои живут бок о бок со мной. "И когда мне так уж тошно, хоть на плаху", я врубаю Высоцкого, и потихоньку-помаленьку хмарь отступает...
  

В. Подаруев. - Курган и курганцы, 23 июля 2005 года.

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ЕГО ПЕСНИ?

  
   Этот вопрос мог бы звучать риторически, если учесть, что любовь к чему-то или кому-то часто бывает необъяснимой. С песнями Высоцкого это не так, вернее, совсем не так, настолько они ярки и значительны, выпуклы, что не составит труда понять повальное пристрастие к ним. И все же хочется разобраться, что уж он такое сказал, точнее - спел в середине шестидесятых, что в одночасье стал кумиром миллионов!? И самое любопытное здесь то, что говорил он все о том же, о вечном - о дружбе и любви, о войне и мире, верности и предательстве...Так в чем же секрет? Цитируя его самого, можно сказать: "Слова выходят коротки и смачны...".
   Конечно, это следует понимать шире: не только слово, но и стих Высоцкого предельно лаконичен и выразителен. К примеру, "Братские могилы" в кинофильме В. Турова "Я родом из детства". Или еще одна песня - "О звездах" - из того же фильма: "Мне этот бой не забыть нипочем - Смертью пропитан воздух..."
   Вроде бы самые обыкновенные, простые слова, а какой создается образ, всего лишь двумя штрихами: "Вон покатилась вторая звезда - вам на погоны" и "С неба скатилась шальная звезда - прямо под сердце"...
   Но не только словом берет Высоцкий, многие его произведения пронизаны юмором. А уж как мы любим посмеяться, похохотать от души!
   Замечая это пристрастие аудитории к шутке и смеху, автор сетовал, что ему обидно за серьезные вещи, за такие, как "Горизонт", "Чужая колея", "Песня микрофона", "Козел отпущения", "Перед выездом в загранку" и другие.
   А еще его песни слушаешь как интересный рассказ, да это, собственно, так и есть, ибо большинство их - это песни-новеллы, с завязкой, с непременным развитием сюжета, развязкой, зачастую неожиданной, как в хорошем детективе. В одной из них он спрашивает: "Можно ли раздвинуть горизонты?" То есть выйти за рамки дозволенного той политической системы. И сам же своим творчеством отвечает утвердительно. Высоцкий действительно раздвинул наши горизонты, взяв на себя смелость заговорить громко на всю страну о том, о чем мы рассуждали только на кухнях.
   И, наконец, еще об одной грани таланта Высоцкого. В самом начале его известности эстеты и ревнители изящной словесности не хотели признать в нем поэта, а уж композитора тем более. Однако песни без мелодии не бывает. Конечно, приоритет текста в произведениях Высоцкого бесспорен, но и музыкальная составляющая играет не последнюю роль. Возьмем, к примеру, две такие вещи: "Здесь вам не равнина" и "Лирическую". Первая звучит в быстром маршевом темпе, рубленые короткие фразы: "Мы рубим ступени, ни шагу назад, и от напряженья колени дрожат"... Вторая исполняется в совершенно ином ключе, это уже элегия, ведется медленно и задушевно. "Здесь лапы у елей дрожат на весу, здесь птицы щебечут тревожно"... Невозможно представить эти песни звучащими в одном ритме. И не потому ли мы любим песни Высоцкого, что резко контрастны и поются в разной манере? Есть даже такие, где ритм меняется на протяжении одной песни.
   Так что интересная получается картина: далеко не сразу мы оценили Высоцкого - поэта, еще позднее нашли в нем одаренного композитора. Но это естественно для человеческой натуры. Как говорил Есенин: "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье".

Ю. Асташин, В. Подаруев

АКТЕР И МАСТЕР

  
   На одном из концертов Владимира Высоцкого спросили:
   - Кто ваш главный воспитатель?
   - Юрий Любимов, - не задумываясь, ответил актер.
   После окончания Школы-студии МХАТ Высоцкий устроился в Театр миниатюр, откуда его прогнали, как он сам признавался. Затем были Театр им. А. Пушкина и "Современник". И в них начинающий артист не нашел своего места и призвания.
   И вот Театр драмы и комедии на Таганке. Главный режиссер Юрий Петрович Любимов. После выпуска из Щукинского училища, с 1946 по 1964 год Юрий Любимов служил актером вахтанговского театра. Итогом этого периода творчества стали тридцать ролей в театре и восемнадцать в кино. В сорок семь лет, когда другие уже успокаиваются и плывут по течению, сочинил со студентами спектакль "Добрый человек из Сезуана", на который буквально ломилась вся театральная Москва, а многие специально приезжали в столицу на спектакль. Так в 1964 году родился легендарный Театр на Таганке.
   Здесь поэтический дар Владимира Высоцкого был сразу востребован. Любимов, узнав, что новенький пишет стихи, исполняет свои песни под гитару, начал использовать их в спектаклях. Много позднее, отвечая на вопрос: "Говорят, что без Высоцкого не было бы "Таганки"?, популярный артист сказал так: "Это без "Таганки" не было бы Высоцкого". И это не каламбур и не фраза, а, скорей всего, так оно и есть, потому что в "Таганке" находило резонанс любое творческое начало.
   По словам Высоцкого, главный режиссер в первую очередь ценил в артистах индивидуальность, увлеченность, хобби, нежели актерское мастерство. Конечно, это вовсе не означало, что у Любимова можно было играть плохо и бесталанно, безусловно, нет! Просто к хорошей и превосходной игре труппы добавлялось нечто совершенно оригинальное, привносимое участниками спектакля, будь то авторские или народные песни, стихи, музыка и т.д.
   Театр, созданный Любимовым, быстро, едва ли не вдруг, стал очень популярным. Люди простаивали ночами, писали номерочки на ладонях, чтобы добыть билетик и попасть на "Гамлета", "Пугачева", "Жизнь Галилея"...
   Такие очереди мне приходилось видеть после войны за хлебом, в семидесятые годы у магазина "Подписные издания" в Кургане, у Мавзолея Ленина. Но там - хлеб, книги, усыпальница вождя, а здесь всего лишь постановка известных произведений - и такой интерес!
   Любимов и Высоцкий - два гиганта, два гения, Мастер и Поэт, Режиссер и Актер. Шестнадцать лет они творили на одной сцене.
   Любимов мечтал с Высоцким делать "Калигулу" - не разрешили. Начинал "Самоубийцу" Эрдмана репетировать - не разрешили. "Бесы" не разрешили. "Хроники" Шекспира также не хотели разрешать: "Нам надоели ваши вольные композиции, делайте каноническую пьесу". И тогда прогремел выстрел - "Гамлет".
   Это стало вершиной их совместной работы. С этим спектаклем "Таганка" с успехом гастролировала в Югославии, Франции, Польше. Заглавную роль играл Высоцкий.
   Актриса театра Алла Демидова говорила, что "он был неповторимым актером, абсолютно владел залом, намагничивал воздух, был хозяином сцены не только из-за его неслыханной популярности. Он обладал удивительной энергией... И при этом какая-то самосъедающая неудовлетворенность и нечеловеческая работоспособность, вечная напряженность, страсть, порыв".
   Такая вот оценка, которая вряд ли существенно отличалась от мнения главного режиссера, иначе он не доверил бы Высоцкому роли Гамлета. Все так, и вдруг готовится отставка, вернее -замена. Любимов поручил Золотухину готовить роль принца Датского. Высоцкий был обижен и на друга Валеру, и на Мастера, считал их действия предательством, хотя, конечно, понимал, что виноват сам. Веселый Бахус иногда так увлекал артиста, что он забывал о своей работе. Приходилось либо отменять представление, либо в пожарном порядке ставить другой спектакль. Ясно, что это лихорадило всю труппу, и главный режиссер решил принять меры. Возможно, он хотел сыграть и на самолюбии Высоцкого. Так или иначе, но возникла конфликтная ситуация.
   "... всю эту историю с моим назначением (на роль Гамлета - В.П.), - пишет Валерий Золотухин, - я воспринимал как воспитательный момент, не более, хотя попытаться не отказывался никогда - такова натура. Я думал: это игра, и сыграю с шефом... Я всячески оттягивал репетиции, заболевал, хотел это дело замотать. Но были назначены новые исполнители на все роли, все заинтересованы что-то сделать, выразить себя как-то и самоутвердиться в театре, и я уже попал в зависимость от партнеров, которые стали требовать решения вопроса... И я решил: а почему нет, почему хотя бы не показать? (Любимову - В.П.)". Потом этот конфликт рассосался сам собой: Золотухин так и не сыграл Гамлета.
   Да, Высоцкий-Гамлет, Гамлет-Высоцкий остались на подмостках "Таганки". Да и трудно было представить кого-то другого в этом театре в этой роли.
   18 июля 1980 года Владимир Высоцкий последний раз достиг своей театральной вершины, совершил двести восемнадцатое восхождение!
   Гул затих. Я вышел на подмостки.
   Прислонясь к дверному косяку,
   Я ловлю в далеком отголоски,
   Что случится на моем веку.
   На меня наставлен сумрак ночи...
   Тысячей биноклей на оси.
   Если только можно, авва отче,
   Чашу эту мимо пронеси.
   Не продуман распорядок действий,
   И неотвратим конец пути.
   Я один, все тонет в фарисействе,
   Жизнь прожить - не поле перейти.
   А 25 июля Володи не стало. 27 июля должен был снова идти "Гамлет". Ни один человек не сдал билет в кассу театра.
   В 1984 году Юрий Петрович Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, лишен советского гражданства и работал за рубежом. Его постановки в Австрии, Англии, США, Италии, Франции, Германии и других странах были удостоены высших театральных премий. Но "он вернулся в страну горбачевской перестройки, несмотря на то, что имел кучу контрактов на Западе. Вернулся работать, конфликтовать, доказывать - делать все, что он делал раньше, но уже в других реалиях и иначе".
  

Ю. Асташин, В. Подаруев.

- Курган и курганцы, 24 января 2004 года.

НЕТ ДРУГА...

  
   Принято считать, что подлинным певцом мужской дружбы является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк со своим романом "Три товарища". Это в прозе, а в поэзии, наверное, все же Высоцкий с его песнями: "Если друг оказался вдруг", "Давно смолкли залпы орудий", "Вот и разошлись пути-дороги", "В этом доме большом раньше пьянка была", "Нет друга", "Моим друзьям", "Мой друг уехал в Магадан"", "Их восемь, нас двое", "Он не вернулся из боя"...
   Одно только это перечисление говорит о многом, а если вслушаться, вчитаться? Голос Владимира Высоцкого зазвучал в середине 60-х, и особенно широко после выхода кинофильма "Вертикаль", где актер исполнил несколько своих произведений. Среди них была и "Песня о друге". Удивительно, но факт, эта песня с незатейливым, вроде бы, текстом мгновенно стала популярной не только в магнитофонных записях, но и на Всесоюзном радио, в концертах по заявкам.
   Кстати, она была единственной, которую официально "признали и разрешили" при жизни Высоцкого. Нет, и все остальные не были под запретом, просто им не давали ходу, не допуская к большой аудитории радио и телевидения.
   "Почему все не так? Вроде, все как всегда: То же небо - опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода.... Только он не вернулся из боя". Это одна из самых проникновенных песен Высоцкого! Она о той истинной дружбе, о которой не говорят, а порой и не осознают, но она возникает между близкими по духу людьми, особенно в минуты тяжелых испытаний, опасности и риска."То, что пусто теперь, - не про то разговор: Вдруг заметил я - нас было двое...Для меня - будто ветром задуло Костер, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалась, словно из плена, весна, По ошибке окликнул его я: "Друг, оставь покурить!" - А в ответ - тишина...Он вчера не вернулся из боя. ...Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло - для обоих....Все теперь - одному, - только кажется мне - Это я не вернулся из боя". Трудно сказать более емко и точно об утрате друга.
   Слово и дело, творчество и жизнь не расходились у Высоцкого между собой. Он высоко ценил дружбу, умел быть верным и заботливым другом. Известен случай, когда Высоцкий, будучи за границей, узнал, что его друг Всеволод Абдулов попал в автокатастрофу. Владимир Семенович бросил все дела и вернулся в Москву, чтобы быть рядом.
   А вот, кажется, незначительный эпизод, мелочь, однако насколько он показателен для натуры Высоцкого. 14 июля 1972 года он ехал из Ленинграда на загородный концерт. По дороге у старенькой "Победы" лопнула шина. Лишь благодаря мастерству водителя избежали катастрофы. Занялись починкой. Ехавшие на следующей машине предложили подвезти артиста к месту выступления. Высоцкий наотрез отказался, сказав: "Как я могу бросить этих людей? Вместе пережили аварию, вместе будем добираться".
   И еще один пример, связанный с В. Абдуловым. Высоцкий решил отблагодарить девочек-телефонисток, которые постоянно связывали его с Парижем, и пригласил их в любимый им ресторан "Центральный", устроил вечеринку. Здесь же были известный кинорежиссер Геннадий Полока и Всеволод Абдулов. Вечер удался, засиделись до двенадцати ночи. Когда решили расходиться, Абдулов вышел первым, остальная компания несколько задержалась. Настроение у всех было приподнятое, веселое, но как только очутились на улице - все изменилось, перед глазами - драка, четверо избивали одного. - Володя, по-моему, это Севу бьют! - крикнул Полока. Высоцкого будто сорвали с места - он ринулся на выручку друга! - Таким яростным я его еще не видел, - вспоминал потом Геннадий Иванович, - Володя разметал четверых мужиков!
   "Нет друга, но смогу ли Не вспоминать его. Он спас меня от пули И много от чего. Ведь если станет плохо С душой и с головой, То он в мгновенье ока Окажется со мной. И где бы он ни был, куда б ни уехал, - Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму, Я знаю, что он мне желает успеха, Я тоже успеха желаю ему". Эта песня написана к радиоспектаклю "Зеленый фургон" по одноименной повести Александра Казачинского. Высоцкий поет о друге, однако, скорее всего, эти строки надо отнести к нему самому.
   Он в мгновенье ока оказывался там, где с кем-то из друзей случалась беда. По свидетельству альпиниста Леонида Елисеева, Владимир кинулся на помощь Станиславу Говорухину, когда тот в одиночку отбивался от нескольких аборигенов. Дело происходило около гостиницы "Иткол" на Кавказе, там снимался кинофильм "Вертикаль".
   Для друзей Высоцкий не жалел ничего. Из личных вещей, из одежды мог отдать последнее. Причем любил наблюдать за смущением и радостью одаренного им человека. Однажды в присутствии Вадима Туманова пожертвовал для нуждающихся не только свой, но и гардероб Влади. Вадим Иванович рассказал об этом эпизоде своей жене. На что Римма Васильевна заметила: "Ну, Марина ему всыплет!" "Нет, что ты! Ничего не скажет, она просто знает Володю".
  
   Вот и разошлись пути-дороги вдруг:
   Один - на север, другой - на запад,
   - Грустно мне, когда уходит друг,
   Внезапно, внезапно.
  
   Высоцкий верил в друзей, наверное, в первую очередь потому, что сам был верным другом. В своих многочисленных выступлениях он любил рассказывать о друзьях, посвящал им песни."Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу..." - это Ивану Бортнику, "Еще ни холодов, ни льдин..." - Василию Шукшину, "Мой друг уехал в Магадан..." - Игорю Кохановскому, "Открытые двери больниц, жандармерий..." - Михаилу Шемякину, "Там у соседа - пир горой..." - Валерию Золотухину и Борису Можаеву, "Был побег на рывок..." и "В младенчестве нас матери пугали..." - Вадиму Туманову, "Лежит камень в степи..." - Артуру Макарову, "Где твои семнадцать лет?.." - Левону Кочаряну и т.д.
   И вдруг на фоне всего этого неожиданное признание. Как вспоминает сценарист Герман Климов, в порыве откровенности Владимир Семенович сказал буквально следующее: "Знаешь, а ведь по-настоящему друзей у меня нет".
   Откуда это? Ведь были же друзья! Это явствует из собственных рассказов Высоцкого, из его произведений, наконец. Может быть, эти горькие слова - результат тех высоких критериев, какие предъявлял к дружбе Высоцкий? Возможно, еще и то, что с годами накапливались некие разочарования и обиды. Так, с 1970-го, по словам самого Высоцкого, они "раздружились" со школьным другом Игорем Кохановским. Тот же Всеволод Абдулов, протрезвев, рассказывал про драку возле ресторана "Центральный" совсем иначе. Будто не Высоцкий спас его от хулиганов, а он сам выручил друга от избиения. Хотя свидетели утверждали обратное. Валерий Золотухин, откликнувшись на предложение Юрия Любимова играть роль Гамлета вместо Высоцкого, до глубины души обидел друга. Золотухин потом объяснял, что согласился репетировать Гамлета с чисто воспитательной целью.
   Не исключено, конечно, что Владимир Высоцкий где-то и растерял самых ближних друзей, однако сколько же он обрел дальних по всему бывшему Союзу, да и по миру тоже! И это обретение продолжается и сейчас. "Кассеты и диски с произведениями Высоцкого пользуются неизменным спросом, - рассказывает Валерий Таланов, хозяин "музыкального" киоска, что на углу улиц Ленина и Куйбышева.
   Вот что говорит о песнях Высоцкого аспирант МГУ, 25-летний курганец Алексей Елин: "Мне частенько приходилось слышать песни Высоцкого, так, краем уха, не вникая в слова. Но однажды, прослушав песню "Чужая колея", я понял, какой глубокий смысл кроется в простом, вроде бы, тексте. Действительно, каждый из нас должен идти своей колеей, иметь свое суждение о происходящем вокруг нас и, главное, уметь стоять на своем, если чувствуешь, что ты прав. Теперь Высоцкий для меня если не кумир, то один из самых интересных и глубоких, в смысле высоких, авторов!"
   Нет, не ушел Владимир Семенович на покой. Его голос по-прежнему звучит, его мысли будоражат сердца, а сам поэт обретает все новых и новых друзей.

Ю. Асташин, В. Подаруев

- Курган и курганцы, 25 июля 2006 года.

   "МНЕ НЕ СТАЛО ХВАТАТЬ ЕГО ТОЛЬКО СЕЙЧАС"...  
  
   С Анатолием Николаевичем Вяткиным я познакомился 31 октября 1981 года на вечере, посвященном Владимиру Высоцкому. Это было незабываемое мероприятие! Библиотека им. В. Маяковского объявила, что состоится встреча любителей творчества Владимира Высоцкого. Я не мог обойти такое событие стороной, так как давно собирал песни известного барда.
   С соседом по дому Александром Небреевым мы решили не только послушать и посмотреть, но и себя показать, то есть исполнить некоторые произведения Высоцкого. Подготовили репертуар, вооружились гитарой и отправились в Маяковку. Пришли заранее, минут за сорок до начала, и были потрясены: на крыльце, в фойе в читальном зале, в зале выдачи книг - всюду народ! Все стулья и проходы заняты, не то что сидеть, и стоять-то негде! Работники библиотеки и рады, и растеряны, они никак не ожидали, что соберется столько гостей, причем самого разного возраста, от юношей до седовласых мужчин.
   И все же нам повезло, нашлось место, усадили прямо на какой-то стол за книжными стеллажами. Но это было неважно, главное - мы у цели, все хорошо слышно и кое-что видно.
   О жизни и творчестве Высоцкого рассказывал молодой человек, в моем представлении, типичный русский интеллигент, с бородкой и в очках.
   Конечно же, весь вечер звучали песни самого популярного барда, и я с радостью для себя отметил, что многие из записей высокого качества, гораздо чище, чем в моей коллекции. Значит, можно будет договориться с лектором и кое-что переписать.
   В те годы проблема качества была весьма актуальной, ибо лазерных дисков с произведениями Высоцкого тогда не существовало, носителями его песен были катушки, кассеты, а то и так называемые "ребра" - пленки от рентгеновских снимков. Правда, выходило шесть грампластинок, из них пять миньонов и один гигант, но это была капля в море, если учесть, что Высоцким было напето более пятисот произведений.
   И вот представилась возможность получить десяток-другой качественных записей. Конечно, упускать такую удачу нельзя, и мы с Сашей терпеливо ждем владельца сокровищ на улице, в библиотеке к интеллигентному рассказчику было не пробиться. Когда он выходит, я благодарю его за интересную лекцию, представляюсь, говорю, что давно собираю Высоцкого, что недавно побывал в Москве и привез шестичасовую катушку с редкими записями, что среди них есть Вахтанговский концерт. Это заинтересовывает моего нового знакомого, и мы договариваемся об обмене.
   Так началось мое сотрудничество с Анатолием Вяткиным, продлившееся на целых двадцать семь лет. Я умышленно не называю наши отношения дружбой, хотя мы стали более чем добрыми знакомыми.
   Анатолий Вяткин - инженер-электронщик по образованию и музыковед, страстный коллекционер по призванию. Чего только нет в его собрании!
   Садясь за рюмку доброго вина, мы традиционно начинали с Высоцкого, если удавалось достать что-то новенькое, к примеру, неизвестный нам концерт, редкий вариант какой-то песни, чье-либо воспоминание о Владимире Семеновиче. Затем, чтобы снизить смысловую нагрузку, включали японскую музыку или классику в исполнении Лондонского королевского филармонического оркестра, или саксофон Фаусто Папетти, или.... Этих "или" было великое множество.
   Очень быстро накапливались в наших коллекциях и звуковые, и печатные материалы. Если в семидесятых считалось за находку записать хотя бы одну новую песню, публикаций же вообще практически не было, то теперь магнитные ленты с песнями Высоцкого, статьи в газетах и журналах о жизни и творчестве народного кумира пошли, что называется, косяком. Необходимо было привести все это в систему, чтобы оперативно, коли возникала потребность, отыскать нужное произведение. Анатолий Николаевич приступил к созданию каталога песен Высоцкого, а я начал оформлять альбом с фотографиями, газетными и журнальными вырезками.
   Сделали. Вроде бы, получилось неплохо, особенно каталог Вяткина, где было отмечено, какие песни Высоцкий пел на свои слова и мелодии, а в каких использовал чужие тексты, то есть просто исполнял как певец. Таких произведений набралось около семидесяти. К ним, например, относятся : "Утро туманное", "На Тихорецкую вагон отправится", "Течет речечка" и т.п.
   Любопытно, что, знакомясь с аналитическими статьями по творчеству Высоцкого, мы пришли к выводу, что и нам есть, что сказать по этой необъятной теме.
   Приступили к работе, но раздельно, каждый со своим материалом и всяк в своей манере. Я отдавал предпочтение эмоциям, накалу страстей, а мой визави - "господину факту", научной дотошности.
   Имя Анатолия Вяткина было хорошо знакомо курганским читателям. Он выступал с интересными рассказами о музыке и музыкантах в газете "Молодой ленинец", позднее - в "Субботней газете" и "Посредник", "Курган и курганцы".
   Его материалы отличали глубокое знание предмета, обилие фактов, интересные, а порой и неожиданные суждения. Все это в полной мере можно отнести и к публикациям Анатолия Николаевича о Высоцком.
   Перелистайте подшивку "КиК" за последние десять лет, и вы найдете за подписью "А. Вяткин" интереснейшие и очень познавательные исследования творчества Высоцкого. Обычно они приурочены к двум датам: 25 января - день рождения поэта и 25 июля - день его смерти.
   Я не ошибусь, если скажу, что в гостеприимной квартире Вяткиных побывала не одна сотня любителей музыки, причем не только из Кургана, но и со всей России. В частности, здесь гостили известные барды: Борис Вахнюк, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Леонид Сергеев. Обычно всех гостей радушно встречала Зоя Зотеевна, мать Анатолия, провожала в комнату сына, а уж там начиналось неповторимое действо - занимательная беседа, музыка. Тут необходимо отметить, что в последние годы Анатолий Николаевич тяжело болел, фактически был прикован к креслу, мог передвигаться лишь с чьей-то помощью. Но он никогда не жаловался на судьбу, "не скулил, не ныл", напротив, у него всегда были наготове свежий анекдот или шутка.
   Несколько часов за разговорами, спорами, музыкой и смехом проходили как одна минута, пока я не спохватывался, что уже поздно, одиннадцатый час ночи, и пора домой.
   Как-то не думалось, что все это может оборваться страшно и внезапно. Пятого июня Толи не стало. Неожиданно, без видимых причин остановилось сердце. Всего пятьдесят восемь лет прожил этот добрый и невероятно талантливый человек. "Смерть самых лучших намечает", - опять же по Высоцкому.
   И не верится, "что рядом товарища нет", что не встретиться с ним, не поговорить и не посоветоваться. Только сейчас я понял, как много значил для меня Анатолий Николаевич! С ним было надежно.
   Эти короткие заметки, может быть, несколько сумбурны, в них нет последовательных биографических ориентиров, но я и не ставил такой задачи. Написал лишь то, что легло на душу после утраты друга. А еще мне хотелось подчеркнуть, что для курганцев два имени - Высоцкий и Вяткин - связаны воедино.
   Что же касается биографии, то она еще будет написана.
   Как я думаю, это состоится в книге литературного наследия Анатолия Николаевича Вяткина. Право же, оно заслуживает того, чтобы быть изданным.

В. Подаруев. - Курган и курганцы, 26 июля 2008 года.

  
  

ЗВУЧАТЬ СВОИМ ГОЛОСОМ

Из статей Анатолия Вяткина

ВАХНЮК, ВЫСОЦКИЙ И ДРУГИЕ

  
   Когда Высоцкий брал какую-то песню "с улицы", то этот выбор был неслучаен. Его ухо избирательно выхватывало из потока то, что ложилось на его незаурядную натуру.
   Тема эта - "Высоцкий и другие" - очень обширна. Взять хотя бы стихи поэтов-фронтовиков (Слуцкий, Кульчицкий), которые исполнял Высоцкий, песни на стихи современников и друзей Высоцкого (Кохановский, Вознесенский, Шпаликов, Горбовский), песни бардов (Галич, Визбор, Окуджава, Н. Матвеева), мимо которых не прошел внимательный взгляд Высоцкого.
   Да и авторство многих песен до сих пор не установлено. На сайтах Высоцкого, как и во всем интернете, в этом отношении царит полный хаос. Все считают важным лишь то, что написано самим Высоцким. А остальные авторы, повлиявшие на творческий рост Высоцкого-барда, по, их мнению, не заслуживают вни-мания.
   Но думать так - это обеднять личность самого Высоцкого, жившего вовсе даже не в вакууме, а в живой атмосфере богатейшей культуры XX века.
  

- Курган и курганцы, 23 июля 2005 года.

РЕЦИДИВИСТЫ СУРРОГАТА

  
   Казалось бы, вот наше время, XXI век, вот компьютер, а за ним следует Интернет, который сможет приблизить к оригиналу, донесет до каждого если не подлинник, то максимально приближенную к нему копию.
   Но происходит обратное. Современным любителям чистого, без посторонних шумов звука совсем не понравилось, как исполнял свои песни Высоцкий. Как-то неровно, неправильно. Одним словом, некрасиво. И вот в ваших руках плод многомесячного труда аранжировщиков, звукорежиссеров, продюсеров, музыкантов - одновременно зрелых профессионалов и по-ребячески преданных поклонников великого артиста. "Рецидивист" - продолжение концепции "Уголовного кодекса".
   Говорят, зачем рассказывать о диске, лучше его слушать. А нужно ли? Примитивный компьютерный долбяк, на фоне которого Высоцкий, спев несколько своих строк, терпеливо ждет, когда закончится проигрыш, чтобы продолжить. В результате в этих песнях так естественные у Высоцкого осмысленные или невольные неровности в исполнении (какие-то смысловые паузы, ускорения темпа и т.д.) исчезли, превратившись в равномерный, отупляющий электрический "шансонный" ритм. Почти 48 минут, 14 песен... Но это уже не Высоцкий. Это уже ориентированный на определенную публику продукт. Имя и голос Высоцкого тут использованы чисто в коммерческих целях.
   Слушал этот альбом, и мне становилось все более неудобно, неуютно... Ведь о Высоцком многие будут судить и по этому альбому. Этот альбом-рецидив задумали и совершили авторы диска. Причем без Высоцкого, который уже сказал свое недвусмысленное слово:
  
   В кабаках зеленый штоф,
   Белые салфетки.
   Рай для нищих и шутов,
   Мне ж - как птице в клетке!..
  

- Курган и курганцы, 25 июля 2002 года.

ВЫСОЦКИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

  
   В конце прошлого века было много ТВ-передач, посвященных 60-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти Высоцкого.
   В одной из них Никита Высоцкий, к удивлению ведущих, сказал, что самым главным в Высоцком был его голос. На встречное возражение - все, мол, могут, потренировавшись, подражать Высоцкому, ответил, что это всегда можно отличить. (Помните, как-то в концерте Высоцкий говорил, что некоторые считают - стоит только покурить у открытой форточки и попить холодного пива и такой голос обеспечен).
   Подражатели, чисто формально копируя тембр, полагают, что уже завладели голосом Высоцкого. Но сама личность Высоцкого, которая отражается в бесконечном разнообразии интонаций, оттенков его голоса, не дает им на это ни малейшего шанса.
   Еще Маяковский советовал свои подражателям - московским поэтам и бардам - "... не делайте под Маяковского, а делайте под себя". Зазвучать своим голосом в поэзии, в песне, в истории удается не каждому...
  

- Курган и курганцы, 25 января 2003 года.

ЖИВОЙ, или УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

  
   Поэты испокон веков отчаянно боялись рукотворных памятников - каменных, бронзовых истуканов, - но столь же истово мечтали о нерукотворных. Помните, конечно, Пушкин, Есенин, Маяковский...
   Большой почитатель творчества Высоцкого, наш земляк счастливо обошел это метафизическое противоречие и придумал нечто такое, что наверняка бы пришлось по вкусу Владимиру Семеновичу, чей опыт общения с массовой аудиторией складывался из потерь и обретений. Добровольно исповедуясь в каждой песне, кумир миллионов умел держать дистанцию, не терпел, когда вламываются в душу - "особенно когда в нее плюют" - и дорожил личной свободой не меньше, чем бурными нескончаемыми аплодисментами.
   Все это с удивительной простотой и точностью воплотилось в идее курганца Валерия Таланова, дипломированного ветеринара, профессионального журналиста, а ныне хозяина торгового киоска на углу улиц Ленина и Куйбышева в Кургане.
   В течение почти уже десяти лет спешащих мимо по делам горожан приветствует, напутствует, вдохновляет, отвлекает от горестных мыслей знакомый хриплый голос, доносящийся из недр маленького застекленного строения, битком набитого разнообразным мелким товаром. На боковине - красочный яркий портрет, к которому приложили руку профессиональные художники Чалый и Кораблев.
   Место бойкое. Народная тропа к нему не зарастает ни зимой, ни летом, и не последнюю роль в том играет, без сомнения, такая авторитетная визитная карточка, как слово Высоцкого - знак качества, неконъюнктурности, искренности, крепости... Юные курганцы вырастают, заканчивают школы, отбывают в армию, на севера, в престижные столичные вузы, приезжают обратно с тайной опаской: примут - не примут? И успокаиваются, заслышав на том же скрещении дорог то же бессмертное:
   - Если вы в своей квартире,
   Лягте на пол, три-четыре!
   В общем-то, это мало имеет отношения к содержимому витрин, зато прекрасно характеризует киоскера - компанейского, сметливого, отлично знающего, чего нашим людям надо в первую очередь. Не духи от Кристиана Диора, а мазь от комаров.
   У него располагающее открытое лицо, хитроватый мужицкий прищур, деревенский говорок, выдающий в нем уроженца села.
   - Очень любил сочинения писать. Другие тяготились, а я - как на праздник. Причем наш учитель литературы Татьяна Николаевна - я в Верхтеченской школе учился Катайского района - всегда выдавала подарок за лучшую работу. Здорово!
   Позже, продолжив учебу в Макушинском сельхозтехникуме, публиковался в местной газете. Стихи, рассказы. Поступил в Уральский университет. Приняли в штат "Молодого ленинца". Освещал проблемы экономики и сельского хозяйства.
   - А увлечение Высоцким?
   - Рано пришло. Класса с восьмого запал даже не на пластинку, а пленка такая была: серая, гибкая, рентгеновские снимки на ней делали. 78 оборотов в минуту. "Лукоморья больше нет" - с этой песни все и началось. Затем пленки сменились пластинками, компакт-дисками. К сегодняшнему дню у меня сложилась коллекция - около 700 песен, 15 концертов в общей сложности на 25 часов, 30 пластинок, четырехтомник стихов. Записи собирал в основном по знакомым.
   Сейчас ко мне часто обращаются ребята из училищ, колледжей, гимназий с углубленным изучением литературы. Кому-то фотография требуется, кому-то текст-комментарий специалистов, обязательно присутствующий на фирменных конвертах. Пластинки берут напрокат, а то и покупают за пять рублей. Заказывают песню - я нахожу по каталогу и включаю. Просто пообщаться забегают. Школьники, студенты, господа из Думы. Однажды кандидат наук пожаловала... А вот тут, видите, вроде клумбы, но на них сидеть можно. Нередко присаживаются, бомжи особенно. А иной раз заглянут в окошко: "Не надоел тебе Высоцкий?"
   - Нет, - отвечаю.
   ...Вот так. Один бескорыстный поклонник - без спонсорской помощи, без армии заместителей сумел создать то, что не удалось крупным культурным объединениям города - нерукотворный памятник кумиру, материализованный в звуках и образах, витающих вокруг обыкновенной торговой точки.
   Валерий Таланов - коробейник отменный. Среди бесчисленных тюбиков, батареек, скляночек, брелоков, косметики и бижутерии (всего около пятисот наименований - но ни сигарет, ни пива) быстро отыщет спрашиваемую вещь, подаст, отрекомендует, прибавит от себя пару звонких определений, завяжет с клиентом приятельский диалог и - по случаю - непременно процитирует Высоцкого: "Удивительное рядом (но оно запрещено!)".
   - Не скучно целыми днями торговать помадой и корочками для документов?
   - Нормально. Я читаю газеты, играю с друзьями в карты, шахматы. А то закрываю киоск и еду за товаром в Челябинск. Или на озеро порыбачить. Капиталов не скопил, но на жизнь хватает. Лучше быть бедным и здоровым... Все-таки хочется, чтобы в городе открылся клуб Высоцкого. Ну кто, скажиґте, из современных бардов достиг его уровня значимости и популярности!?

Валерий Таланов. Записала Галина Бухарина.

- Зауралье, 25 июля 2002 года.

"НИ ЕДИНОЙ БУКВОЙ НЕ ЛГУ..."

  
   "Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному". Это он посвятил Шукшину, но эти строки точно выражают нашу боль и нашу утрату. "Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем...".
  
   Все правильно, только не в сорок же два года покидать этот мир! Хотя мы знаем, что многие гениальные поэты прожили еще меньше. Ценность человеческой жизни не в том, сколько ты гостил здесь, а что оставил после себя.
   Творчество Высоцкого - это как Мировой океан. Что-то мы изучили, но глубинные процессы еще покрыты тайной. Они ждут ученых-филологов, кинокритиков, театроведов.
   С уверенностью рассуждаю об этом, потому что ежедневно со мной голос Владимира Семеновича, и не перестаю удивляться его мастерству, точности, образности. Послушайте внимательно его "Райские яблоки", "Две судьбы", "Кони привередливые", "Охоту на волков", "Баньку по-белому", и вы почувствуете, как у вас рвется на части душа и "перехватывает горло" за судьбу России и ее несчастный народ.
   Чтобы представить, в какое время творил Высоцкий, посоветовал бы молодым внимательно почитать литературные очерки Александра Солженицына с подзаголовком "Бодался теленок с дубом". Очень полезная и познавательная книга. Описывается период с начала шестидесятых до восьмидесятых годов прошлого столетия. Именно в это время сочиняли два великих творца. Только Солженицын вынужден был свои рукописи закапывать в землю сада, а Высоцкий брал гитару, выходил к друзьям и пел. Сегодня его голос в Москве, а через неделю "Где деньги, Зин?" пели уже на Сахалине.
   Тотальная цензура, существовавшая в стране до 1985 года, не мешала великому барду творить, потому что он писал для друзей, а не для комиссий и худсоветов. Только с приходом к власти Михаила Горбачева свободно вздохнули все художники слова. Но Высоцкого уже не было в живых.
   Сегодня все песни Владимира Семеновича, а их около 800, можно иметь на четырех дисках формата МP-3. Что-то вроде небольшой записной книжки, где все перечислено, пронумеровано, со всякими вариациями и вариантами. Вряд ли сегодняшняя молодежь знает, что было каких-то сорок лет назад.
   В далеком 1968 году мне было 16 лет, заканчивал школу. Жили в глухой деревне. Отец водил грузовик и как-то привез домой странную пластинку из серого невзрачного материала. На ней не было ни одной буквы.
   Когда закрутился диск радиолы, незнакомый голос запел про лукоморье, золотую цепь и кота, который вместо песен и сказок загибал анекдоты. Во мне боролись два чувства. Во-первых, было неприятно, что кто-то искажает строчки из поэмы Пушкина. Но с другой стороны, интересно было слушать пение, удивляясь необычным фразам. Например, такой: "Ратный подвиг совершил - дом спалил".
   Много раз включал эту гибкую большую пластинку, и песня про лукоморье все сильнее нравилась точностью и красотой слов, и не было уже обиды на автора за искажение текста Пушкина.
   А какие еще песни исполняет этот человек и как его зовут? От отца и узнал, что голос на пластинке принадлежит Владимиру Высоцкому.
   Думал, что если перееду из деревни в город, то без труда соберу все песни Высоцкого, но в магазинах ничего не было. Работники же студий звукозаписи смотрели на меня подозрительно, оглядывались по сторонам, а потом посоветовали купить магнитофон и обращаться исключительно к знакомым.
   В студенческие годы дело продвигалось медленно. После учебы начал работать в редакции газеты, бывать в командировках и там знакомиться с фанатами Владимира Семеновича. И пусть магнитофоны имели разные скорости, и пленка на катушках другого метража, и магнитные дорожки не совпадали - где-то их было две, а у кого-то четыре. Но нужная песня все равно записывалась и заносилась в самодельные каталоги. И страсть к коллекционированию не угасала. Даже после присуждения Высоцкому Государственной премии посмертно в магазинах по-прежнему ничего не было в его исполнении. Власть вроде бы признала, что Высоцкий - большой талант, но не отпускала его творения в массы.
   Помните случай с Солженицыным? Никита Хрущев разрешил напечатать его повесть "Один день Ивана Денисовича", но потом вдруг эту книгу начали изымать из библиотек по всей стране и сжигать в кочегарках. Мол, рановато еще писать про лагеря и тюрьмы. А Высоцкий и эту тему не обходил. Вспомним хотя бы текст "Баньки по белому". Поэтому Госпремию и дали, а страх перед артистом и поэтом остался. Впрочем, сами чиновники...
   Вспоминаю такой эпизод. 1986 год, телефонный звонок, слышу в трубке:
   - Вас приглашает к себе председатель райисполкома.
   Это как у Высоцкого: "Меня зовут к себе большие люди..."
   - Мне доложили, что у Вас есть записи Высоцкого?
   - Правильно доложили, - отвечаю.
   - Я хочу иметь их тоже, сможете переписать?
   - Переписать можно, только нет у меня чистых пленок.
   Тут начальник вызывает заведующего районным отделом культуры и приказывает ему, чтобы на меня оформили какой-то договор и закупили пленки. Оказывается, у головы района маленькая зарплата и не по его карману тратить ее по мелочам.
   Когда умер Высоцкий, моей дочери было четыре года. Жили в однокомнатной квартире, поэтому она каждый вечер слышала его хрипловатый голос. И я не очень-то удивился, когда дочурка-пятиклассница пришла из школы и принесла конверт с виниловой пластинкой, фотографией артиста в кепке, с папиросой в зубах и с надписью: "На концертах Владимира Высоцкого N 1".
   Увидев мои поднятые брови, дочь сказала:
   - Папа, на твоих пленках много посторонних шумов, а здесь качество записи лучше и нужную песню можно быстрее найти, да и фотографию на стенку повесить, как портрет.
   Пришлось с дочерью согласиться. Начиналась эпоха Высоцкого на "виниле".
   После замужества дочь родила сына. Когда внук подрос и начал говорить, стал допытываться у меня:
   - Дедуля, когда посмотрим жирафа, который большой и которому все видней?
   Подведем итоги. На произведениях Высоцкого вырастает четвертое поколение россиян. Мои родители слушали его песни на "костях", как говорили тогда о подпольных пластинках. Мое поколение прокручивало километры магнитных пленок. Наши дети взрослели на виниловых дисках, а внуки слушают лазерные диски.
   Четыре поколения - четыре носителя информации. Что изобретут ученые в будущем - трудно представить, но уверен: стихи и песни Высоцкого будут жить вечно, потому что они правдивы и актуальны всегда.

Валерий Таланов.

- Курган и курганцы, 24 июля 2007 года.

   КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
  
   РЕШЕНИЕ от 3 сентября 2008 г. N 229
  
   "О наименовании сквера в городе Кургане"
  
  
   В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Кургана, решением Курганской городской Думы от 16.08.2006т. N 215 "Об утверждении Положения о порядке наименования и переименования внутригородских объектов города Кургана", заключением Комиссии по историческому наследию и наименованию внутригородских объектов города Кургана от 24.04.2008 года Курганская городская Дума р е ш и л а:
   1. Присвоить название "Сквер имени B. C. Высоцкого" безымянному скверу площадью 1051,91 кв.м, расположенному вдоль фасада здания по ул. Ленина, 5, до пересечения с ул. Советской, в границах, указанных в плане согласно приложению.
   2. Поручить Администрации города Кургана:
   2.1. провести необходимые мероприятия, связанные с наименованием сквера;
   2.2. обеспечить установку указателя с наименованием сквера.
   3. Рекомендовать Администрации города Кургана организовывать в данном сквере в дни памяти B. C. Высоцкого мероприятия, посвященные его творчеству.
   4. Настоящее решение опубликовать в газете "Курган и курганцы".
   5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянные депутатские комиссии по развитию городского хозяйства и жизнеобеспечению города и социальной политике.

Глава города Кургана А. Ельчанинов

С О Д Е Р Ж А Н И Е

   В. Подаруев. Наш Высоцкий
   В. Подаруев. С поклоном на Ваганьково
   В. Подаруев. Мое открытие Высоцкого
   Ю. Асташин, В. Подаруев. За что мы любим его песни?
   Ю. Асташин, В. Подаруев. Актер и Мастер
   Ю. Асташин, В. Подаруев. Нет друга
   В. Подаруев. "Мне не стало хватать его только сейчас"
   Звучать своим голосом. Из статей Анатолия Вяткина
   Вахнюк, Высоцкий и другие
   Рецидивисты суррогата
   Высоцкий в информационном мире
   В. Таланов. Живой или Удивительное рядом
   В. Таланов "Ни единой буквой не лгу..."
   Решение Курганской городской Думы
   о присвоении названия "Сквер им. В. С. Высоцкого"
  
  

Ю. Асташин, А. Вяткин, В. Подаруев, В. Таланов

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В КУРГАНЕ.

Составитель и редактор Л. Я. Витебский.

г. Курган, центр "0тклик", 2008, 24 с.

Отпечатано в центре "Отклик".

Курган, ул. 4-я Больничная 8-16, тел. 54-20-53.

   Заказ 863. Подписано в печать 10.12.2008. Тираж 200.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"