Практически каждый из нас знает о существовании на территории нашей огромной родины народов старой формации, живущих в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой. Воистину притчей во языцах стали имена некоторых из них. Ведь практически все слышали народные истории и анекдоты о чукчах или ненцах. В то же время о большинстве менее многочисленных подобных народностей средний обыватель не имеет ни малейшего представления, и он лишь усмехнётся, подивившись странному слову, при упоминании о коряках и эвенках, ханси и манси, тофаларах и шорцах...
В то же время все эти народы постигла одинаковая судьба. Бичом их стали пьянство и табакокурение. Уже с самых ранних лет дети приучаются к этим вредным привычкам, и на продолжении всей своей недолгой (30-40 лет) жизни они остаются верными слугами зелёного и серого змиев.
Также огромное разрушительное воздействие на культуру данных народов оказывает соприкосновение с современной цивилизацией. Столкновение с городской и поселковой жизнью людей, прибывших на добычу природных ресурсов со всех уголков СССР, приводит к тому, что малые народы теряют своё мировоззрение, не изменявшееся веками. В результате, многие уже не помнят своего родного языка. Ещё меньше среди них людей, являющихся хранителями культурных ценностей своих народов. И лишь единицы берегут в своей памяти уникальные системы письменности, древность которых точно определить не представляется возможным.
Но кроме этих народов, есть и такие, о которых большинство наших сограждан даже никогда не слышали, и, боюсь, никогда и не услышат. Одним из таких народов являются ваны.
"Что же это за народ такой?" - спросите вы, в недоумении пожимая плечами. Так же пожал бы плечами и автор этих строк лет так 5 назад. Дело в том, что об этих людях официальным властям СССР ничего не было известно. Как следствие и российские власти, практически не интересовавшиеся тем, что происходит в стране за Полярным Кругом, не знали об их существовании. Потому-то среди ванов невозможно найти человека, говорящего на русском языке, как и людей имеющих паспорт или же участвовавших когда-либо в выборах.
Ваны - кочевой народ, немного напоминающий образом жизни ханси и ненцев, но в то же время имеющий и множество уникальных обычаев. Занимаются они ловлей зверя, птицы и рыбы, причём именно последняя представляет собой основу их рациона. Так же занимаются они и собирательством ягод и грибов. В то же время оленей у них немного, не то, что в огромных стадах их южных соседей, к тому же, насколько нам известно, до большого голода у них этих животных и вовсе не было. И проблема выживания их ещё сложнее, в связи с тем, что ареал их обитания до критичного северный.
Так и не знали бы мы о них ничего, если бы не голодный 1997 год, когда Ваны (вождь и шаман в одном лице) решился привести свой народ к странному городу Воркуте, чтобы попросить у не менее странных для них людей ("ашко-на") помощи, ибо просить о ней у своих южных соседей - ненцев и ханси, они не стали бы даже в этом самом крайнем случае.
Итак, 12 февраля 1997 года, ваны, обогнув с запада посёлки Цементнозаводский, Северный и Октябрьский, разбили вблизи Тиманской улицы свои кочевые жилища, более похожие на диковинные палатки, чем на чумы соседних северных племён. К сожалению, для них в самой Воркуте дела в те годы обстояли не лучшим образом, да впрочем и сейчас дела там идут ненамного лучше. Закрываются шахты. Многие люди оказываются без работы, так как кроме угледобывающих шахт устроиться куда-либо практически невозможно. Целые посёлки, построенные вокруг шахт, тихо вымирают. И горько смотреть на то, как живут остающиеся в них люди, которым не на что убраться куда-нибудь подальше с негостеприимного севера - без электричества, без горячей воды, без канализации, без денег и возможности где-нибудь что-либо купить.
Одним словом, не те это были годы, когда власти города могли получить дополнительные очки на предстоящих выборах, оказав помощь "дикарям - выжившим кроманьонцам". Но, слава Богу, нашлись всё-таки в Воркуте добрые люди, которые не дали умереть ванам с голоду. Вернее, не дали умереть им всем, так как шесть человек всё-таки умерло от истощения, в том числе два маленьких мальчика. А как же велико это число для крошечного народа, в котором после этой зимы осталось всего 32 человека.
Как только началась настоящая весна, и снежный покров земли превратился в чёрную от угля ледяную корку, ваны ушли из города, немало удивив этим горожан, которые уже начали привыкать к необычным чужакам. С тех пор, насколько мне известно, ни один из них не появлялся ни в городской черте, ни в одном из посёлков Воркутинского Кольца. Но всё-таки на этом история нашего знакомства с этим народом не закончилась. И виноваты в этом три человека. Одного из них я хорошо знаю - это Павел Андреевич Каргашин, языковед. С двумя же другими я лично не знаком, и знаю их лишь по имени. Но, я думаю, что не те это были люди, чтобы эти имена стоило Вам сообщать, ведь как говорится о мёртвых, либо хорошо, либо ничего, но так как люди эти сыграли явно негативную роль в нашей истории, вернее в истории ванов, то не сказать о них несколько слов нельзя.
Неясно, то ли ещё в городе кто-то из ванов пристрастился к огненной воде, то ли их потом эти двое вышеупомянутых человека к ней приучили (хотя более вероятно, конечно, первое), но факт остаётся фактом: в следующий год несколько рейсов сделал вертолёт МИ-8 к ванам, обменивая дешёвую водку на пушнину и рыбу. Честно говоря, я сомневаюсь, что меха и мясо стоили хотя бы столько же, сколько бензин, но последний, судя по всему, был для пилотов, как говорят, "халявный". Поэтому рейсы осуществлялись регулярно. Неизвестно долго ли это продолжалось бы и не вернулись ли бы ваны и следующей зимой в город, спасаясь от голода, но однажды вертолёт не вернулся. Не вернулись и люди, которые были в нём. И даже останков летающей машины найдено так и не было. Что с ней произошло, так и осталось неизвестным. Ваны же говорят, что двоих ашко-на покарало "Кылпё" и показывают на Солнце.
Если с ролью "вертолётчиков во всей этой истории мы разобрались, то о Павле Андреевиче и его заслугах я пока ещё ничего не сказал. А ведь только благодаря ему нам вообще хотя бы что-то известно о жизни и быте ванов. На 12 февраля 1997 года Павел Андреевич уже тринадцатый год работал в Воркутинском Краеведческом Музее. Работал не по специальности. Получив диплом филологического факультета Московского Государственного Университета, он заведовал хозяйством музея и защищал его интересы в бесконечной войне с городской администрацией.
Как раз для него-то появление ванов стало поистине грандиозным событием. Особенно же поразила его небольшая статья в "Заполярье", местной газетке, в которой рассказывалось о том, что к странным европейским кочевникам посылали ненцев, коми-кочевников и хантов, для того, чтобы узнать чего хотят эти странные люди, но те не могли понять их странного языка и только плевались, перемежая плевки отборным русским матом, который они, к сожалению, выучили намного лучше русского же языка. И лишь один из них, пожилой на вид, хотя в действительности вряд ли старше 35 лет, ненец за пачку "Примы", сообщил, что это, мол, северные демоны и их надо бы убить, но он сам боится это сделать и правильно делает.
Заинтригованный П. А. Каргашин, сам посетил их и, приблизительно поняв, чего они хотят, стал пытаться достаться для них деньги, и хоть он и обращался вплоть до республиканских властей, ни копейки он так и не получил. Зато ему предоставили отпуск за свой счёт, и весной он сам отправился вместе с ванами прочь из города. И в течение ближайших двух лет о нём не было слышно ни слова, впрочем и его появление и очередная статья в "Заполярке" о сумасшедшем учёном не вызвали большого интереса со стороны народа, гораздо более обеспокоенном постоянными задержками заработной платы, отсутствием горячей воды, забастовкой учителей и решением о закрытии ещё одной шахты Воркутинского Кольца.
А ведь информация, которую добыл Павел Андреевич, поистине бесценна, как для этнографов, так и для языковедения, да, в общем, и для всех социальных наук в целом. Учитывая, что, насколько мне известно, Павел Андреевич начал писать книгу "Полярное Сияние" о том, как он жил в течение этих двух с лишним лет среди маленького интереснейшего народа, я не буду отбирать у него кусок хлеба, тем более, что я уверен: эти деньги пойдут на благое дело, и расскажу лишь самые общие вещи отмеченные им об этом народе.
Во-первых, у ванов есть свой язык фонетически практически идентичный таким языкам как финский и карельский, но грамматически имеющий мало общего с ними.
Во-вторых, у ванов есть своя письменность! Это у народа численностью в 30 человек! Причём, каждый из них умеет писать и читать с самого детства.
В третьих, у ванов есть книги, если конечно так можно назвать огромные каменные глыбы, разбросанные на просторах тундры, испещрённые таинственными их письменами. Кроме того, есть у них и несколько свёртков из драгоценной кожи, передающихся, судя по всему, по наследству от одного Ваны к другому.
В четвёртых, у ванов практически нет различия между мужчинами и женщинами. У людей обоих полов, за исключением женщин на последних месяцах беременности, одинаковые права и обязанности. Когда Павел Андреевич всё-таки смог сформулировать свой вопрос, Ваны подтвердил, что во главе его народа находились и женщины. Более того, последним Ваны перед ним была его мать.
Следует отметить, что вопрос этот было чрезвычайно трудно сформулировать, так как по отношению к людям ваны почти всегда смешивают он и она в одно слово "таале".
В пятых, Павла Андреевича поразил тот факт, что у ванов практически невозможно заметить проявления чувств людей друг к другу. И поведение и речь их, казалось, были абсолютно лишены эмоций. Со стороны они казались совершенными циниками, и в то же время, что странно, отнюдь не эгоистами, а самыми что ни на есть коллективистами.
В шестых и последних, приведу вам те слова Павла Андреевича, которые наиболее запали мне в душу, и которые он повторяет изо дня в день: " Вот они ваны. Древние хозяева этих земель. Сколько их осталось? Единицы. И лучшее, что мы можем сделать для них это не вмешиваться в их жизнь, в жизнь людей без эмоций. А Вы знаете, что такое жизнь без эмоций? Что такое разум без эмоций? Это замкнутая схема. Каждый строит себе в голове иллюзионную систему, которую уже невозможно разрушить, даже изменить и то почти невозможно; её можно лишь дополнить. И он будет считать свою систему единственно верной... и странно следить за их мыслями. Да, за их мыслями. Это очень странно, но они ходят по кругу. По кругу... раз за разом возвращаясь к уже пройденному месту.
На этом разрешите мне попрощаться с Вами. Надеюсь, что теперь Вы хотя бы немного окунулись в бескрайние тундры России и хотя бы чуть-чуть прочувствовали, какие интересные люди живут, нет, не среди нас, но в нашей стране, несмотря на то, что очень трудно понять другой народ по нескольким страницам газетной хроники.