Этрууски — древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова в области древней Этрурии, современная Тоскана, которая расположена между реками Арно и Тибр.
Греческий историк Геродот в 5 веке до нашей эры писал о том, что в Троянской войне этруски сражались с греками, защищая Трою. После Троянской войны этруски покинули Лидию (область Малой Азии) из-за страшного голода и неурожая, и после долгого блуждания они остановились в Центральной Италии. (I, 94). Как выходцев из лидийского Тирра, греки называли их Тирсенами (Tyrsenoi или Tyrrehenoi), а латиняне называли их тусками или этрусками (Tusci или Etrusci).
Согласно археологическим и лингвистическим данным,Троя была индоевропейским городом, тесно связанным c культурой Причерноморья, Приазовья и Каспийской степи, народами индоевропейской языковой группы (лувийцы, хетты, народы Майкопской культуры — гаплогруппа R1b — M269 или R1b -L23). Самые древние находки в Трое датируются 3000 годом до н.э., что соответствует периоду расцвета культуры Майкопа (Кавказ). Троя, возможно, была основана выходцами Майкопской культуры, которые основали колонию, для обеспечения торговых путей между Чёрным морем и островами Эгейского моря . Основание Трои в точности совпадает со временем строительства первых галер.
Легендарная Троянская война (1194—1187 г. до н.э. ) привела к ослаблению микенской Греции, и вторжению племён дорийцев, индоевропейского народа с Балканского полуострова, вероятно, пра—славянские предки современных болгар и македонцев. Как самая многочисленная из трёх основных этнических групп современных греков, Дорийцы (гаплогруппа R1b — L23) поселились в микенской Греции, на южном и восточном побережье Пелопоннеса, на острове Крит, Родос и Лемнос в Эгейском море.
Фукидид (IV, 109) упоминает о том, что пеласги и тиррени, населявшие остров Лемнос, построили большой город Полиохни. На восточном побережье острова Лемнос, археолог Бернабо Бреа (Brea) действительно нашёл первый европейский город элладской цивилизации Полиохни, построенный в бронзовом веке, в начале 3 тысячелетия, по размерам почти в 4 раза, больше Трои. Площадь города Полиохни 140 га, в городе жило примерно 1400 жителей, как и в крупных городах Этрурии — Тарквинии и Цере (Caere) или Черветере.
Греческий историк, современник Геродота, Гелланик ( ок. 485 — ок. 400 гг. до н. э) упоминал предание о племени пеласгов, которых в Италии стали именовать тусками (этрусками) или тирренами. В египетских попирусах 1200 года до н.э. их называют Тиррени — Tursha или Tersha, народы моря, а сами себя этруски называли расенами или рашна — Rasenna, Ra;na.
Дионисий Галикарнасский сообщает, что этруски долго проживали бок о бок с пеласгами, грамматическое сходство языка этрусков и пеласгов свидетельствует о их родстве. Многие города Этрусков (тирренов) прежде принадлежали пеласгам — Цере, Пиза, Сатурния, Алсий, Фалерии, Фесценний.
Страбон упоминает, что Неаполем и Помпеей некогда владели тирренцы и пеласги, и рассказывает о дворце пеласга Малея в местечке Регис Вилла, на северном побережье острова Крит. Археологи действительно обнаружили Дворец Малея (площадью =7,500 кв. м.) на Крите, крупнейший памятник Минойской цивилизации, построенный примерно в 1900 году до н.э.
Плутарх упоминает версию о том, что Рим получил своё имя от пеласгов, обошедших чуть ли не весь свет. Согласно строкам Вергилия, пеласги, первыми владевшие Лацием, «рощу близ Кере (Цере) посвятили Сильвану».
Позднее пеласги уступили свое могущество тирренам. По словам Страбона, «пеласги были непоседливым племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным, подобно аистам (по-гречески pelasg;i); оно достигло большого могущества и затем сразу пропало». Многие античные авторы считали, что произошла просто смена имени – пеласги стали называться этрусками. От названия пеласги — pelasg;i происходит Пеласгиотида, то есть «страна пеласгов», которое распространилось на весь полуостров Пелопоннес.
Самый ранний этап в этрусской культуре начинается около 900 год до н. э. Этот период называют протоэтруский период Вилланова, который длится до 725 года до н. э. Архаический период истории этрусской цивилизации длится 100 лет (580-480 до н.э.), классический период — 480-300 г.г. до н. э. и этрусско-римский период 300-100 г.г. до н. э.
Этруски были искусными мастерами градостроительства, прекрасно владели инженерным искусством, умели строить мосты и дороги, арочные своды зданий, многоэтажные здания.
Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. В 525 году до н.э. этруски продвинулись до берегов реки По, области Болонья, основав 12 городов-государств, образовавших Федеративный союз этрусских городов — Вульчи, Тарквинии, Вейи, Черветери, Орвието, Каркаде, Ветулония (Vetulonia), Популония, Кьюзи, Перуджа, Ареццо и Вольтерра. Союз 12 городов противостоял Риму, два порта — Спина и Адрия — обеспечивали выход в Адриатическое море. Этрурия процветала, расширялась и стала крупным центром культуры Вилланова.
Римляне приняли многие технологии инженерного мастерства этрусков, религиозные взгляды, погребальные обряды, например, у этрусков был обычай устраивать в честь умершего пиры и спортивные состязания, бои гладиаторов, гонки на колесницах.
Тарквиний — столица Этрурии. Имя Тарквиний — Tarconte, одноименного основателя Тарквиния, по-этрусски Тархуна -Tarchuna, происходит от имени Анатолийского и скифского бога Тарха, Таруя (tarhui) или Тархун (или Tarhunt). Из хеттских текстов известно, что бог Тарх был покровителем Taruisa или Tarhuisa, то есть Трои (Troy). Города Тарквиний и Троя названы в честь бога Тарха – покровителя города.
В середине VII века до н.э. Ливий писал историю прибытия в Этрурию знатного грека из Коринфа Демарта с сыном Лукумоном, женившегося на девушке Танаквиль из богатой этрусской семьи. Лукумон со всеми домочадцами отправился в Рим, по дороге на него напал орёл, и сорвав с него шлем, поднялся в воздух, но потом орёл сделал круг и вернул Лукумону шлем. Любящая гадания и предсказания Танаквиль, увидела в этом добрый знак судьбы и сказала, что Лукумон станет царём.
Прибыв в Рим, Лукумон взял себе новое латинское имя — Луций Тарквиний (лат. Lucius Tarquinius Priscus) и вскоре стал одним из самых влиятельных людей в городе. Царствовавший в Риме Анк Марций заметил Луция Тарквиния и сделал своим приближённым, назначив его начальником конницы. После его смерти Марция в 616 г. до н.э., Луций Тарквиний убедил Народное собрание избрать его царём Рима.
В 578 году до н.э., Луций Тарквиний был убит, и власть перешла к его внебрачному сыну Сервию Туллию, который был убит в 535 году до н.э. своими братьями, посадившими на римский престол Тарквиния Гордого (534-510/509 до н.э.), беспощадного тирана. За 24 года своего правления Тарквиний Гордый значительно расширил территории государства и упрочил господство Рима на местах.
После свержения Тарквиния Гордого в 509 году до н.э. этруски не смогли вернуть себе власть в Риме. Потерпев поражение от латинян под городом Ареццо, этрусский союз утратили власть над Южной Лацией, был отрезан от дороги на юг, в Кампанию. В 474 году до н.э этрусский флот потерпел поражение от греков близ Кум, затем Сиракузы отвоевали у этрусков колонии Корсику и Эльба.
V-IV века до н.э. стали временем противостояния и борьбы слабеющего этрусского союза городов-государств против Рима. В 435 году до н.э. римляне захватили этрусский город Фидены в 10 км от Рима, Болонью, Марцаботто.
В 391 году до н.э. племена галлов перешли Аппенины и напали на Этрурию севера, и нанесли поражение Риму у Аллии. Перед натиском галльских племён воины этрусского города Цере (современный Черветери) объединились с войсками Рима. Война с общим врагом объединила этрусков и римлян, и в 225 году до н.э. этруски и римляне сражались с войсками галлов при Таламоне. В 89 году до н.э. этрускам было даровано римское гражданство, и процесс присоединения этрусских городов и объединения под властью Рима был почти завершён.
Во II веке н.э. некоторые этруски в Тарквинии, Вульчи, Сере Казентино, Вольтерра, Мурло и Флоренции — крупнейших и старейших центрах древней Этрурии, говорили на своём языке. Анализ ДНК современных жителей, проживающих в районе древней Этрурии, генетически заметно отличаются от ДНК других итальянцев.
Этрусские местоимения: я — mi, мне — mini
ты -ti
он\она — an
мы — mi-r
они — ein
относительное местоимение — вас — fas, fashe
суффикс множественного числа (для одушевлённых) -r (напр. Tau-ri — Тавры — скифы)
суффикс множественного числа (для неодушевл.) -хва -xva (напр. богатст-ва)
трусские числительные:
1 ;u(n) (один)
2 zal, esal
3 ci (три)
4 sha (cha)
5 ma;
6 ;a (шесть)
7 sem; (семь)
8 nul-p
9 cezp
10 ;ar (цар; шар)
20 za;rum = «-дцать» =
-al; — «без …-х» = -em
У этрусков не было сложных чисел с натуральным числом 7, 8, 9. Для того, чтобы написать сложное число 27 этруски говорили «без трёх 30»,
Число 19 — ;unem za;rum — «без одного 20», и т. п.
Римляне использовали это, заимствованное у этрусков правило написания сложных чисел. В римских цифрах меньшее числительное, стоящее перед большим, вычитается из него, например, XIX — 19.
Этрусские названия многих итальянских городов сохранились и сегодня:
Тарквинии – древний этрусский город Тарха, знаменит царским родом Таквиниев, ныне Tarquinia -Тарквиниев град.
Парузия – древний этрусский город, ныне Перуджа – Perugia.
Вольцы — древний этрусский город, ныне Вулчи – Volci.
Коза – древний этрусский город Coza, расположившийся на выступающей в море косе.
Спина – древний этрусский город Spina, прикрывающий со «спины» союз этрусских городов.
Арреций — древний этрусский город Arretium.
Статония — древний этрусский город Statonia.
Ветулония — древний этрусский город Vetulonia.
Популония — древний этрусский город Populonia.
Клузий – древний этрусский город, ныне Chiuzi– Кьюзи.
http://www.evpatori.ru/etrusskij-soyuz.html
Пеласги
(начало публикации 6.01.2008, обновление 27.12.2013)
Данная статья открывает тему исследования догреческой цивилизации, основанной в Средиземноморье в III тыс. до н. э. Это цивилизация народа известного под именем пеласгов («пел-асг» или «бел-асг» - белые аисты).
Введение
Современная историческая наука полностью игнорирует цивилизацию пеласгов по причине недостоверности исторических данных о народе пеласгов. Хотя сведений о пеласгах в исторических источниках предостаточно, к сожалению, все они представляют разрозненные, не систематизированные данные об истории пеласгов. О пеласгах писали знаменитые древнегреческие и римские историки и географы, такие как Геродот, Страбон, Павсаний, Аполлодор, Фукидид, Клавдий Птолемей в «Географии». Легендарные поэты и драматурги – Гомер в «Илиаде», Вергилий в «Энеиде», Эсхил в «Просительнице», Софокл в «Инах» и др.
Среди современных исследователей пеласгов можно выделить:
- в Греции:
Larcher, Chronologie d'Herodote; K. O. Muller, Etrusker; Kruse, Hellas; Mannert, Geographie; Thirlwall, History of Greece; Grote.
- в Италии:
Niebuhr, Muller, Lanzi, Lepsius, Steub, Mommsen, Prichard, Heffter, G. C. Lewis, Schwegler.
Из славистов-исследователей пеласгов хорошо известен Сергей Дарда, на собранные обширные материалы о пеласгах на которого я и буду ссылаться в дальнейшем.
Из книги «Пояс Мира» С. Дарды
Материал публикуется с разрешения автора С. Дарды.
" Древние историки о пеласгах
Геродот
(1. 56.) …Из расспросов же царь (Крез) узнал, что самые выдающиеся из Эллинов - это лакедемоняне и афиняне. Первые - среди дорийского племени, а вторые - среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племен. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождения, а дорийцы - эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же - очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина, - у подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмийцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопонес, где и приняло имя дорийцев.
(1. 57) На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти края.
(1. 58) Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью.
(2. 4) …Древнейшим царем из людей в Египте был Мин….
(2. 50) Вообще, почти все имена эллинских богов происходят из Египта. А то, что эти имена варварского происхождения, как я полагаю, скорее всего - египетского, это я точно установил, из расспросов. Ведь, кроме Посейдона, Диоскуров (о чем я заметил выше), Геры, Гестины, Фемиды, Харит, Нереид, имена всех прочих эллинских богов издревле были известны египтянам. Я повторю лишь утверждение самих египтян. А прочие боги, имена которых по словам египтян, и мне известны, получили свои имена, как я думаю, от пеласгов, кроме Посейдона, который происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле почитали этого бога. Однако у египтян нет обычая почитать героев.
(2. 51) Эти и еще много других обычаев, о которых я также упомяну, эллины заимствовали у египтян. Напротив, обычай изображать Гермеса с напряженным членом, эллины восприняли не от египтян, а от пеласгов. Первым эллинскимплеменем, перенявшим этот обычай, были афиняне, а от них переняли уже все остальные. Ведь в то время, когда афиняне уже считались эллинами, пеласги поселились в Аттической земле, почему с тех пор и население Аттики также стало считаться эллинским. Всякий, кто посвящен в тайное служение Кабиров, совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймет меня. Ведь Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и от них-то самофракийцы переняли эти таинства. Итак, афиняне первыми из эллинов стали делать изображение Гермеса с прямо стоящим членом и научились этому от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое священное сказание, которое открывается в Самофракийских мистериях.
(1. 52) В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Имя же "боги" (;;o;) пеласги дали им потому, что боги установили (;;;;;;) мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились гораздо позднее). Потом они вопросили об этих именах оракул в Додоне (ведь это прорицалище считается древнейшим в Элладе и в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги вопросили оракул в Додоне, следует ли им принять имена богов от варваров, оракул дал утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при жертвоприношениях употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины.
(1. 145) …Потомки аргонавтов были изгнаны пеласгами, которые похитили афинских женщин из Баврона, с Лемноса. Они прибыли оттуда морским путем в Лакедемон, расположились станом на горе Тайгет и зажгли огни. Увидев огни, лакедемоняне послали вестника спросить: кто они и откуда. На вопрос вестника пришельцы отвечали, что они минийцы, потомки героев-аргонавтов, которые высадились на Лемносе и стали их родоначальниками. Услышав этот рассказ о происхождении минийцев, лакедемоняне вновь отправили вестника спросить, зачем те прибыли в их страну и зажгли огни. Тогда пришельцы сказали, что их изгнали пеласги и они прибыли назад в землю своих отцов.
(2. 25, 26) …Затем царь (Дарий) поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистием отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в приморской области… Этот-то Отан, который должен был судить на таком кресле, стал тогда преемником Мегабаза в звании главного военачальника. Он завоевал Византий и Калхедонию, овладел Антандром в Троаде и Лампонием. Затем на лесбосских кораблях завоевал Лемнос и Имброс (оба этих острова тогда еще населяли пеласги).
(3. 137) Лемнос же Мильтиад, сын Кимона, завоевал вот каким образом. Афиняне изгнали пеласгов из Аттики - справедливо ли или несправедливо они поступили - этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие. Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиммета для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землей. Так-то афиняне без всякой иной причины изгнали пеласгов. Напротив, афиняне утверждают, что изгнали они пеласгов с полным правом. Ведь пеласги, жившие у подошвы Гиммета, оттуда причиняли оскорбления афинянам. Дочери афинян постоянно ходили за водой к источнику Эннеакрунос (ведь в те времена у афинян и прочих эллинов еще не было рабов). Всякий раз, когда девушки приходили за водой, пеласги с заносчивым пренебрежением оскорбляли их. Но этого им было еще мало. В конце концов пеласги даже были пойманы на месте преступления, когда хотели напасть на Афины. А насколько афиняне высказали себя благороднее пеласгов, видно из того, что афиняне могли бы перебить их, когда разоблачили их коварные замыслы, но не пожелали этого, а приказали покинуть страну. Итак, изгнанные пеласги переселились в другие земли, и в том числе на Лемнос. Таков рассказ Гекатея и таково же предание афинян.
(6. 138) Жившие тогда на Лемносе пеласги хотели отомстить афинянам. Пеласги хорошо знали, когда афиняне справляют празднества, и, снарядив 50-весельные суда, устроили засаду афинским женщинам во время празднества Артемиды в Бравроне. Похитив отсюда много женщин, они отплыли с ними на Лемнос и там сделали их своими наложницами. Когда у этих женщин родилось много детей, они стали учить младенцев аттическому языку и обычаям. Дети их не желали даже общаться с детьми пеласгийских женщин, и если мальчик-пеласг бил кого-нибудь из них, то все остальные сбегались на помощь и отстаивали своих. Кроме того, они считали даже, что имеют право на власть над детьми пеласгов и превосходили их силой. Узнав об этом, пеласги стали держать совет. На совете пеласги с тревогой спрашивали себя, что же в таком случае станут делать эти мальчики, когда возмужают, если уже теперь они решились защищать друг друга против детей законных жен и пытаются заставить их подчинятся. Поэтому пеласги решили умертвить сыновей аттических женщин. Так они и сделали, а вместе с детьми умертвили и матерей. За это-то преступление и за другие, совершенные прежде женщинами, убившими своих мужей, спутников Фоанта, все такие ужасные злодеяния в Элладе называют лемносскими.
(6. 139) После убиения пеласгами своих детей и жен земля их вовсе перестала плодоносить. Их женщины не были так плодовиты, как раньше. А так же и скот. Голод и бездетность заставили их, наконец, отправить послов в Дельфы и просить об избавлении от этих бед. Пифия же повелела им дать удовлетворение афинянам, какое те вами им присудят. Тогда пеласги прибыли в Афины и объявили, что желают дать удовлетворение за причиненные им обиды. Афиняне же приготовили в пританее самое красивое ложе, какое у них было, и рядом поставили стол, полный наилучших яств. Затем они потребовали от пеласгов отдать им свою землю в таком же прекрасном состоянии. На это пеласги ответили: "Когда корабль при северном ветре совершит за один день путь из вашей страны в нашу, тогда мы отдадим вам свою землю". Они знали, что это невозможно, так как Аттика лежит гораздо южнее Лемноса. Вот что случилось тогда.
(6. 140) А много лет спустя, когда афиняне владели уже Херсонесом на Геллеспонте, Мильтиад, сын Кимона, во время этесийских ветров, когда они дуют беспрерывно, прибыл на корабле из Элеунта на Херсонесе на Лемнос и приказал пеласгам покинуть остров. При этом он напомнил им изречение оракула, которое, как они думали, никогда не сбудется. Гефестиейцы подчинились, а миринейцы не хотели допустить, чтобы Херсонес принадлежал Аттике. Афиняне осаждали их город, пока они не сдались. Так-то афиняне во главе с Мильтиадом овладели Лемносом.
(7. 94) Ионяне снарядили 100 кораблей и были вооружены по-эллински. Пока ионяне жили в Пелопоннесе в теперешней Ахее, т. е. до прихода Даная и Ксуфа в Пелопоннес, они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами и эгиалеями. Затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян.
(7. 95) Жители островов выставили 17 кораблей; вооружены они были по-эллински. Они также принадлежали к пеласгическому племени и впоследствии были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин - жители двенадцати ионийских городов. Эолийцы доставили 16 кораблей; вооружены они были так же, как эллины, и назывались в древности, по эллинскому преданию, пеласгами.
(8. 44) …Что до афинян, то они в то время, когда пеласги владели так называемой ныне Элладой, были пеласгами и назывались кранаями. А при царе Кекропе их называли кекропидами. Когда же затем царем стал Эрехтей, они получили имя афинян и, наконец, по имени их предводителя Иона, сына Ксанфуса, - ионян.
Страбон
Книга 5. Италия
Глава 2
(3) …Ибо современная Керея прежде называлась Агиллой и, как говорят, была основана пеласгами, прибывшими из Фессалии. Когда же те лидийцы, которые переменили свое имя на тирренцев, выступили походом на агиллейцев, один из них подошел к городской стене и спросил имя города; тогда один из фессалийцев, находившийся на стене, вместо ответа обратился к нему с приветствием: "Хэре". Тирренцы приняли это за хорошее предзнаменование и переименовали взятый город таким образом.
(4) Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей Греции, особенно между эолийцами в Фессалии. Эфор же (по его словам) полагает, что они, будучи первоначально аркадийцами, избрали жизнь воинов и, обращая многих других к тому же образу жизни, всем передавали свое имя и весьма прославились среди греков и всех прочих народов, с которыми только им не приходилось общаться. И действительно, они были также поселенцами на Крите, как говорит Гомер. Во всяком случае, Одиссей говорит Пенелопе:
"Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов".
(Од. 19. 175)
И Фессалия (между устьем Пенея и Фермопилами до горной страны на Пинде) называется пеласгическим Аргосом, потому что некогда пеласги владели этой страной. Также и Додонского Зевса сам поэт называет пеласгическим:
"Зевс пеласгийский, владыка, Додонский."
(Ил. 16. 233)
Многие называли эпирские племена пеласгическими, предполагая, что пеласги распространили свою власть даже до этих пределов. И так как многих героев называли именем пеласгов, то люди позднейших времен дали по этим героям имя многим народностям. Так, например, они назвали Лесбос Пеласгией и Гомер называет соседей киликийцев в Троаде пеласгами:
"Гиппофой предводил племена копьеборных пеласгов
Тех, что в Лариссе бугристой по тучным полям обитали."
(Ил. 2. 840)
Но известие о том, что это племя произошло из Аркадии, Эфор почерпнул из Гесиода. Ведь Гесиод говорит:
"И сыновей породил Ликаон богоравный,
Его же некогда зачал Пеласг…"
(Неизвестное место)
Кроме этого, Эсхил в "Умоляющих" или в "Данаидах" выводит их происхождение из Аргоса, что около Микен. По сообщению Эфора, Пелопоннес назывался Пеласгией. Еврипид в "Архелае" также говорит, что:
"Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывший в Аргос, основал Инаха град,
И всем, пеласгов имя прежде кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять"
(Фрг. 228. Наук)
Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса, и, действительно, часть их во главе с Тирреном, сыном Атиса, переправились в Италию. И сопоставители "Истории Атфиды" сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах; но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их "пеларгами". (Буквально "аистами").
(8) … До Грависка 300 стадий, и на середине пути находится место под названием Регис Вилла. Рассказывают, что некогда это был дворец пеласга Малея, который как говорят, владел этой местностью, но вместе с жившими там пеласгами отправился а Афины. К этому племени принадлежат также пеласги, которые теперь владеют Агиллой.
Глава 4.
(8) К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты.
Книга 7. Истр, Германия, Таврика, Скифия, Фрагменты.
Глава 7.
(1) … Гекатей Милетский сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары. Впрочем, в древности во всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции: Пелопс привел из Фракии народы в Пелопоннес, названый его именем; Данай - из Египта, а дриопы, кавконы, пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили между собой области по эту и по ту сторону перешейка. …
(8) Оракул этот (Додонский), по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшим из всех племен, которые властвовали в Греции. Гомер так говорит об этом:
"Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка"
(Ил. 16. 233)
а Гесиод:
"Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов"
(Фрг. 212. Ржах)
Книга 8. Пелопоннес.
Глава 3.
(17) О кавконах существует много рассказов. Так, их считают, подобно пеласгам, аркадским племенем и, как и пеласгов, кочевым племенем. Во всяком случае Гомер говорит, что они прибыли в Трою как союзники троянцев; но поэт не сообщает, откуда; по-видимому, из пафлагонии, ибо в Пафлагонии есть племя, называемое кавконитами, на границе с областью мариандинов, которые сами также пафлагонцы.
Глава 6.
(9) Основателем акрополя аргивян, по сказанию, был Данай, которого по-видимому, считали настолько выше его предшественников, царей этой страны, что согласно Еврипиду:
"Чтобы пеласгами род доселе прозванный
Данаев имя принял, законом повелел в Элладе он»
(Фрг. 228. 7. Наук)
Книга 9. Аттика, Мегарида, Фокида, Локрида, Фессалия.
Глава 1.
(18) Перечисление было бы гораздо длиннее, если бы кто-нибудь вздумал рассмотреть первых основателей поселения, начиная с Кекропа, ибо не все писатели согласны в этом вопросе, как это ясно даже из имени страны. Утверждают, например, что Актика получила имя от Актеона, Атфида же и Аттика - от Атфиды, дочери Краная, по которому жители назывались также кранаями; Мопсопия - от Мопсопа, Иония - от Иона, сына Ксуфа, Посидония и Афины - от одноименных богов. Как уже было сказано, племя пеласгов также, по-видимому, обитало здесь и вследствие блужданий получило от жителей Аттики название "пеларгов".
Глава 2.
(3) Итак, в Беотии в прежние времена обитали варвары - аоны и теммики, которые перекочевали из Суния, а также лелеги и гианты. Затем страну захватили финикийцы под предводительством Кадма, который укрепил кадмею и оставил власть своим потомкам. Последние вдобавок к Кадмее основали город Фивы и удержали свою власть, господствуя над большинством беотийцев вплоть до прихода Эпигонов. При Эпигонах они покинули Фивы на короткое время, но снова вернулись обратно. Таким же образом, когда их изгнали фракийцы и пеласги, они на долгое время установили вместе с арнеями свою власть над Фессалией, так что их всех называли беотийцамми. Затем они возвратились на родину в то время, когда эолийский флот снаряжался около Авлиды в Беотии - флот, который сыновья Ореста отправляли в Азию. После того, как они присоединили к Беотии Орхоменскую страну (ибо в прежние времена орхоменцы небыли заодно, и Гомер не упоминает их в одном списке с беотийцами, но как особое племя называет миниянами), вместе с орхоменцами они изгнали пеласгов в Афины (где после этого часть города была названа Пеласгикон, хотя они жили под Гимметом), а фракийцев - к Парнасу; гианты же основали город Гиант в Фокиде.
(25) … люди, посвятившие Геликон Музам, были фракийцами, которые посвятили этим же богиням местность Пиериду и город Либефрон и Пимплею. Этих фракийцев называли пиерами. Но теперь после их исчезновения этими местами владеют македоняне. Было уже упомянуто, что некогда фракийцы, как пеласги и другие варвары, поселились в этой части Беотии, вытеснив оттуда беотийцев.