О еврейском населении Древнего Рима первые письменные сведения появляются в середине II века до н.э. Еврейские куцы приплывали в Рим из Александрии, крупнейшего центра средиземноморской торговли, в котором проживало немало евреев. По большей части это были не ортодоксальные иудеи, а эллинизированные, покинувшие землю предков ради жизни в этом античном мегаполисе. Официальные послы из Иудеи прибыли в Рим в 161 г. до н.э. для заключения договора с римским сенатом.
Фрагмент макета Иерусалима эпохи Второго храма.
Фрагмент макета Иерусалима эпохи Второго храма.
Правители из династии Хасмонеев посылали дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 годах до н.э. Такая бурная дипломатическая активность и благосклонное внимание к этим посольствам римских политиков объясняется просто. До 167 г. до н.э. Иудея пребывала в составе Сирийского царства, в котором правила династия Селевкидов. А в этот год иудеи подняли восстание, которое возглавил род Хасмонеев. Как раз в 161 году восставшие иудеи победили. Теперь, чтобы добиться полной независимости своей родины, им потребовался сильный союзник. Рим идеально подошёл на эту роль, признав независимость Иудеи и легитимность правящей в ней Хасмонейской династии. Римляне заключили тогда с Иудеей официальное соглашение о дружественном нейтралитете и военной помощи в случае необходимости.
Римские солдаты несут менору (семисвечник) из Иерусалимского храма. Барельеф на Триумфальной арке Тита в Риме, 81 г. н.э.
Римские солдаты несут менору (семисвечник) из Иерусалимского храма. Барельеф на Триумфальной арке Тита в Риме, 81 г. н.э.
При этом к самим иудеям римляне особой симпатии не испытывали, более того, в 139 г. до н.э. претор Гиспан издал декрет об изгнании из Рима всех евреев, не имевших римского гражданства. Но потом сами же римляне привели в свою столицу множество евреев. В 63 году до н.э. Гней Помпей Магн завоевал Сирию и Иудею, взяв при этом штурмом священный для иудеев Иерусалимский храм и убив при этом множество его защитников. В ходе этой войны множество местных иудеев попали в плен или же просто были захвачены римлянами в качестве рабов. Вернувшись на родину, легионеры продавали этот живой товар на рынках рабов в Риме. Впрочем, многие покупатели остались недовольны, поскольку иудеи категорически отказывались работать в субботу, ссылаясь на религиозный запрет. Перепродать такого раба было трудно, поскольку об этой особенности иудеев теперь уже все знали. Многих иудеев их владельцы перевели в вольноотпущенники, а некоторых выкупили еврейские купцы, чтобы дать свободу соотечественникам.
Монета императора Веспасиана с аллегорическим изображением поверженной Иудеи. I в. н.э.
Монета императора Веспасиана с аллегорическим изображением поверженной Иудеи. I в. н.э.
Вследствие этих событий, еврейское население Рима сильно увеличилось. Марк Тулий Цицерон жаловался, что евреи заполняют римские суды — очевидно, в качестве участников разных тяжб, поскольку стать судьей даже получившему римское гражданство иудею было сложно. Судейские функции в Древнем Риме исполняли политические деятели, как правило из знатных семей. Свободные евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где появился целый еврейский квартал. Когда в 4 г. до н.э. в Рим прибыла делегация из Палестины, до 8 тыс. римских евреев вышли на улицы встречать соотечественников.
Здание синагоги в Риме. Современное фото.
Здание синагоги в Риме. Современное фото.
Отношения римских властей к еврейскому населению Рима колебалось. Во время принципата Августа в городе функционировали синагоги, а еврейскому плебсу по распоряжению самого императора раздавали хлеб в воскресенье, а не субботу из уважения к их религии. Тиберий, чтобы угодить своему фавориту Сеяну, префекту преторианцев, синагоги закрыл, а 4 тыс. молодых римских евреев отправил служить в римской армии на остров Сардинию. Впрочем, Сеян вскоре впал в немилость и после его казни в 30 г. до н.э. синагоги снова открыли, а еврейских юношей вернули обратно. В I веке н.э. синагог в городе было 12, но официально отдельной еврейской общины в городе не было, поскольку власти Рима запретили её создание.
Табличка с иудейской религиозной символикой из римских катакомб.
Табличка с иудейской религиозной символикой из римских катакомб.
Сколько в Риме было евреев? По современным оценкам, к III в. н.э. — порядка 20 тысяч. Они занимались торговлей и ремёслами, были в Риме также еврейские актёры и художники. При этом далеко не все евреи Рима процветали — римский поэт-сатирик Ювенал упоминает о большом количестве нищих евреев, живших в римских катакомбах. Там и в самом деле сохранилось некоторое количество надписей с иудейскими религиозными символами. Иудаизм был одной из официально разрешённых религий, в него иногда переходили даже представители римской элиты — например Флавий Клемент, двоюродный брат императора Домициана. И до принятия Римской Империей христианства как государственной религии, особых проблем у евреев в Риме не было.