Аннотация: Рецензия на книгу стихотворений "Флейта Искариота: ритмические тексты" (Челябинск, 2002)
О новом поэтическом сборнике Александра Петрушкина "Флейта Искариота"
МУЗЫКА НАД ХАОСОМ
(о новом поэтическом сборнике Александра Петрушкина "Флейта Искариота")
Нынешней весной в Челябинске начался отсчет "24 страниц современной
класики". Именно так называется поэтическая серия, издаваемая фондом
"Антология". Концептуальное решение серии молодежных поэтических изданий
принадлежит Александру Петрушкину, и его сборник вышел третьим по счету.
Вообще молодому литературному поколению свойственна поразительная черта:
во времена пресловутого чистогана вопреки доминанте "каждый за себя" они
воссоздают поле литературного общения своими силами и средствами. Причем
их эстетические установки напрямую связаны с предшествующим опытом, и уже
по характеру этих взаимосвязей можно видеть процесс осознания человеком
собственного бытия. Это и есть предмет размышления над "Флейтой Икариота".
Время собирать камни и время их разбрасывать следуют друг за другом
неотступно. Помни о том, что будет, -- такой лозунг следовало бы
разместить на плетне, огораживающем место действия вышеуказанного
процесса.
Предмет разборки, разбрасывания в текстах "Флейты Искариота" -- синтаксис.
Задачей синтаксиса в любом тексте является упорядочивание
пространственно-временных связей повествования. Автор разбивает
мыслительные конструкции на мелкие части, но по качеству отдельных
сохранившихся блоков мы можем судить о том, каким был первоначальный
монолит смысла. Читая "Флейту", можно задать себе множество интересных
вопросов. Не грех подумать и над ответами, имея в виду, что их (этих
ответов) в конце книги нет.
Первый -- и главный -- вопрос: что остается, что держит стихи, когда из
них уходит мысль -- связная, слитная? В параллельной, художественной
реальности тот же вопрос ставится несколько иначе: что сквозит за видимым
предметным хаосом? Видимо, музыка -- ценность абсолютная и сомнениям не
подлежащая. Музыка, которую не устраивают узнаваемые и почти привычные для
нас всех сочетания, обозначающие местоположение и взаимосвязь предметов в
пространстве жизни. Очевидно, разрушающий, разбрасывающий импульс текстов
"Флейты" подразумевает иной принцип смысловой сборки.
Второй -- не менее важный -- вопрос: почему возникает столь острая
необходимость основательной разборки смыслов? Ведь за причудливыми
мелодиями "Флейты" совершенно ощутимо стоит мощный психический монолит.
Основная задача искусства всегда заключалась именно в производстве
смыслов, и по большому счету процесс дробления всегда есть частный момент
общей сборки. Дробится, разбивается меньшее -- то, что мешает создать
более масштабную цельность.
Но здесь возникает еще один нюанс: не останутся ли эти графские развалины
синтаксиса напоминанием о былом (когда?) величии и стройности, не
растащатся ли они на кирпичи для лачуг и сараев? Вопрос не только к
автору, но и к читателям. Хотя, впрочем, революционный подход к решению
насущных проблем себя уже давно скомпрометировал: процессы разборки,
дробления, уничтожения в силу нашей несовершенной природы легко запустить,
а вот остановить бывает трудно и в конце концов -- поздно.
И, наконец, третий вопрос -- проблема восприятия подобных текстов. На нем
мы остановимся чуть подробнее. Современное сознание расколото, дискретно.
Это качество (в цельном, едином мире) имеет явно негативную окраску и -- в
дополнение -- свойство продолжающегося дробления. Речь связывает пустоты,
и по ней, как по шатким мосткам, мы перебегаем от одного островка смысла к
другому. Естественно, читатель -- собеседник поэта -- в большинстве своем
ищет все-таки твердые островки, точки смысловой опоры, прощая ради них и
условность, и шаткость связок-мостиков. В книге "Флейта Искариота" надежна
только музыка -- воздух. А под ногами -- обломки, осколки, прутья... Нужна
колоссальная внутренняя необходимость (читательская), чтобы решиться
пройти по этим развалинам. Проще говоря, субъективная необходимость данной
поэзии безусловна, объективная ценность ее -- предмет спорный. Можно
сказать: у этой книги есть свой читатель. И это правда. Но не вся.
Характерной ообенностью поэтического стиля, базирующегося на дроблении,
разрушении является откровенно спекулятивное использование слов, понятий,
выражений. В ход идет все, как и полагается в уважающих себя руинах:
высокая лексика, античные и библейские персонажи, современный молодежный
сленг и ненормативные выражения. Можно извне посетовать на происходящее,
но внутренняя логика точна: при создании смысла нужно очень верное,
корректное соединение слов и реалий, за ними стоящих, а при разборке путем
взрыва в этом просто нет необходимости. Каждый предмет сам по себе, на
себя замкнут, и даже движение происходит абсолютно непредсказуемо,
хаотически: то между предметами, то внутри их необычайной плотности...
Согласится ли с этим читатель? Да, если его логика совпадает с авторской.
Если его мир дымится в развалинах, а дух жаждет -- быть.
Нина Ягодинцева