Петрушкин Александр Александрович : другие произведения.

Тактика выжженой Челябы: проповедь просвещенного литературного экстремизма" - реплика Александра Петрушкина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В теории литературного процесса есть небольшой прокол, который сводит все усилия его участников к нулю: не следует забывать, что литература не только процессуальна, но и результативна. В общем-то, нелепо напоминать этот простой и достоверный факт, но приходится. Приходится - потому что, в противном случае, реальна угроза уподобиться Сизифу и Танталу, тоже - знаете ли - товарищи в процессе, а - толку?!

  Проповедь литературного экстремизма
  
  Сложно не только писать, но и сложно говорить как о литературном процессе в отдельно взятом городе (области, регионе), так и о людях творящих, аккумулирующих этот самый процесс - особо трудно говорить еще и оттого, что сам являешься небольшой корпускулой этого самого процесса. Всегда есть огромный соблазн заявить "я прав, я ведаю, ведаю, куда мы движемся, зачем и каким будет результат. Этот искус давным-давно был произнесен незабвенным БГ в "электрическом псе" - может быть кто еще помнит эти строчки "а сами давно лишь звонят друг другу, обсуждая насколько прекрасен наш круг ...". Наша ситуация напоминает именно это. Попробуем назвать основные причины такого положения вещей. Прошу читателя учесть, что он имеет сейчас возможность прочесть частное мнение частного человека в частное время и потому я не могу позволить себе претендовать на знание истины (слава богу! - две тысячи лет назад один человечек заявил о подобном притязании - чем это закончилось, вы - я надеюсь помните).
  Итак, во-первых, следует вспомнить, что на пепелище существовать, конечно - и удобно, и безопасно, но ... тоскливо. Один из теоретиков и родоначальников культрегерского движения на Урале, Виталий Олегович Кальпиди обозначал литературу, как явление процессуальное, но вот, что осталось за кадром - в году этак 1999, на более чем узкой литературной тусовке - им же была озвучена идея необходимости имитации этого самого процесса. Но стоит заметить, что имитируя жизнь - ты не живешь. А чем, собственно говоря, литература отличается от жизни. Ничем. В теории литературного процесса есть небольшой прокол, который сводит все усилия его участников к нулю: не следует забывать, что литература не только процессуальна, но и результативна. В общем-то, нелепо напоминать этот простой и достоверный факт, но приходится. Приходится - потому что, в противном случае, реальна угроза уподобиться Сизифу и Танталу, тоже - знаете ли - товарищи в процессе, а - толку?!
  Первый прокол в нынешнем процессе мы выявили.
  Хорошо.
  Теперь, отойдем от теории и перейдем к практике.
  Практика нынешняя такова: один предприимчивый литератор формирует вокруг себя поле игры, изначально задавая в ее условиях свое превосходство, а все прочие ... эпитеты и звания в зависимости от ситуации ... должны, просто обязаны, уподобившись Бегемоту и Коровьеву, привизгивать свое "мы в восхищенье, королева, мы в восхищенье" и хлопать глазами на Олимп. Да, вполне можно понять, что мы = литераторы - господа с амбициями, которые не дай бог ... но, быть может, стоило бы соревноваться не между амбициями и амбициями, а между культурным полем одних и культурным полем других. В противном случае, убедился на практике, такие культурные однополярные поля -через некоторое время - начинают коллапсировать и вырождаться в черную дыру, в которой и сгинуть запросто, да и не очень-то приятно (по-человечески) общаться с пустотой, возомнившей себя веществом.
  Так о чем я? Об амбициях. Реально ли умерить каждому из нас самомнение? Если нет, то очень прискорбен сей факт.
  Но я задаю лишь вопросы.
  Никаких броневичков и залпов то ли авроры, то ли шампанского не будет.
  Теперь - о поле, на котором протекают то ли наши игры, то ли наши жизни (это кому как повезет и с какой стороны).
  Про профессиональные союзы вспоминать не хочется, так как они превратились по крупному счету в богадельни, где доживают свой век - в большей части -нервные, суетливые и старые люди. Оным не только литературу не прожить, но и с собою честно давно не разговаривалось. Потому союзов в Ч. больше нет - есть три (вместе с этим) литературных журнала (Уральская Новь, Новый Ковчег, Литература-У) с определенным концентратом из авторов вокруг каждого из них и еще два относительно молодых литературных объединения (ЛитМастерская Нины Ягодинцевой и университетские ЛИТО под водительством Анны Кипнис), которые изредка генерируют слабые (NB!) энергетические импульсы в окружающее пепелище. Так нам, и надо.
  Но беда не в том, что нас мало. Для жизни - в принципе, необходимо всего две вещи: хлеб и вода. Можно, конечно добавить еще и воздух - но воздух любого литдейства - читатель, про которого в последнее десятилетие принято забывать.
  В отсутствии же читателя остаются вопросы и в меру адекватные решения по его поиску. Что-то, вроде ...
  ... теперь, сейчас, немедленно (Хм!), по прочтении данного опуса, всем полюсам стоит протянуть магнитные волны друг к другу и создать единое магнитное поле со своими завихрениями, отношениями и прочим. Только после этого будет проявлено то самое не раз заявленное единое литературное пространство нашего относительно небольшого городка, начнется - я все же смею надеяться нормальная, в чем-то катастрофичная, литературная жизнь.
  И не столь важно - как и кем, мы будем выглядеть для других, гораздо главнее другое - появится воздух из которого можно будет ткать литературное покрывало, появится реальный выход из челябинского маниакально-депрессивного психоза, появятся те бактерии, что смогут заразить новичков. Маленький-маленький шажок этот надо сделать сейчас - иначе так и будут подыхать (прошу прощения за экспрессивность выражения!) молодые авторы от древнерусской тоски: невостребованности другими собеседниками (или коллегами) и, как следствие, невозможности самоидентификации. Вопросы типа: Мама, я слон или блоха?
  Нелепо говорить о процессе и своем месте в нем, надо просто элементарно жить, писать, устраивать бучи, перевороты. Пора перестать нести всякую чушь на тему о себе и невозможности существования в сем урбанистическом пейзаже. Единственное, что я могу сказать от себя, если хочешь сделать свою жизнь интересней, собери вокруг себя друзей и недругов, сделай с ними в паре (тройке, четверке) что-то большое или не очень и самое главное в разговорах о своей персоне, не забывай, что твое дело - рисовать слова на клочках бумаги или - в контексте НТР - экране монитора. Это я про то, что литература - все-таки результативна, а каков результат поверяет читатель, и только он.
  Засим разрешите откланяться и пойти укладывать спать малолетних сына и дочь.
  Кстати, именно про это забывать то нам и не стоит.
  Никогда.
  
  Петрушкин Александр 2 - 4 ноября 2002, Челябинск
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"