Учредителем и главой первого в Москве Литературного института был В.Я.Брюсов. После кончины поэта институт его имени прекратил своё существование. Возникло новое учебное заведение - "Литературные курсы с правами высших учебных заведений" при Всероссийском союзе поэтов. Мария Петровых и я были приняты на первый курс и вошли в один из дружеских кружков юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до её кончины в 1979 году. В этом кружке Мария Петровых по праву оказалась первой из первых. Известны вокалисты, у которых врождённый хорошо поставленный голос. Такой хорошо поставленный поэтический голос был у Марии Петровых.
В книге, которая сейчас перед вами, есть раздел "Из ранних стихов". Я уверен, что этот раздел можно было бы начать стихами не 1927-го, а 1925 года. А может быть, написанными ещё ранее.
Поэзия Марии Петровых развивалась год от года, крепла, набирала силу, углублялась. Перед нею открывались новые горизонты. Но в своём постепенном, неуклонном развитии она не отступала далеко от проторенной ещё в ранней юности дороги.
Мария Петровых любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые
очки. Даже влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем
счастья:
/...В ту ночь подошло, чтоб ударить меня,/
/Суровое бронзоволикое счастье./
Мария Петровых искала и находила исцеление в природе:
/...Увечья не излечит мгновение покоя,/
/Но как тепло на солнце и как легко в тени.../
Её душа подлинного поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось,
столь беззащитная, вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в
этом споре принадлежало поэзии.
При жизни Марии Петровых была издана только одна её книга: далеко не
полный свод оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был
сборник "Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями её ереванских
друзей. Вот почему поэта такого большого таланта мало знают читатели.
Может быть, в этом виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её
души, не умеющей распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала
себе цену - втайне: её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак,
Мандельштам, Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических
стихотворений ("Назначь мне свиданье на этом свете") написано Марией
Петровых. Не предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных требований?
Нет, она справилась бы с труднейшей задачей.
Тайна её поэзии не в этом.
Мария Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне
"взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому
словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в
стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего.
Тайна поэзии Марии Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого
слова:
/За окном шумит листва густая -/
/И благоуханна и легка, -/
/Трепеща, темнея и блистая/
/От прикосновенья ветерка.../
Приглядитесь - здесь чудо! Слова из обычного литературного лексикона
приобретают новую напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы.
Да ещё и найдена новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и
блистает. Здесь главенствующее - не "распространённая метафора", а каждое
слово само по себе метафорично. Рисунок стихотворения полон света и
свежести. Когда вы дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за мной
присматривала в оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская
литература всегда несла на своих плечах груз "всемирной отзывчивости".
Мария Петровых знает свои способы претворения языка и умеет проникать в
сердце читателя.
Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт.
В ранних стихах Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного
стиля:
/...Даль недолётна. Лишь слышно: от холода/
/Звёзд голубые хрящи хрустят.../
Впоследствии эти черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей
отнесётся к родному языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения, к
возможности словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного,
вдохновенного полёта передастся и нам, читателям.
Тема Великой Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии
Петровых. Эти стихи исполнены силы, мужества и любви к родной земле.
Глубокая, искренняя благодарность бьётся в сердце автора к маленькому
камскому городу Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации.
Тема России играет в её поэзии чрезвычайно важную роль.
Многое осталось за пределами этого краткого предисловия. Можно было бы
поведать читателю, что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего
города, и тему истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она
исчерпывающе знала и понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших
переводчиков армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила
преданных ей учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность
искусству поэзии - подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется