Патрик Элис : другие произведения.

Пресса Франции. 1949-1989 гг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История зарубежной журналистики


   История зарубежной журналистики

Пресса Франции 1949-1989 гг.

Общие тенденции

   Послевоенное время во многом стало определяющим для развития журналистики и прессы Франции в целом, как и в ряде других европейских стран, так или иначе участвовавших во 2й мировой войне.
   В период войны северная Франция была оккупирована фашистской Германией, южная находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. Большая часть существовавших к тому времени печатных изданий сотрудничало с захватчиками и получило впоследствии название "оккупационной прессы", тогда же появились и новые издания, выходившие нелегально, и способствовавшие антифашистской деятельности -- "пресса Сопротивления".
   После окончания войны была проведена "чистка" среди периодических изданий, и замеченные в коллаборационизме были закрыты, их типографии конфискованы, а директора некоторых -- даже расстреляны. Законодательно запретили использовать в дальнейшем названия газет и журналов, выходивших во время оккупации (кроме "Фигаро" и христианской "Круа"). Развитие прессы началось практические с "чистого листа". Главный поставщик новостей -- агентство Гавас, также сотрудничавшее с оккупационным режимом, было национализировано, и на его базе было создано агентство "Франс Пресс". "Франс Пресс" -- коммерческое предприятие, но в большой степени оно субсидируется государством в форме абонентской платы за информацию, поставляемую различным государственным структурам (министерствам, предприятиям, посольствам).
   Серьезную роль в Сопротивлении играли коммунисты и социалисты, это нашло свое отражение в политической жизни послевоенной Франции. Правительство тогда состояло в основном из представителей коммунистической, социалистической и католической (христианско-демократической) партий, имевших свои печатные издания. Особенностью французской журналистики всегда была скрытая или явная поддержка прессой тех или иных политических партий и движений, и у каждого идеологического течения всегда был свой печатный орган (правонационалистическая "Паризьен Либере", для среднего класса -- "Фигаро", либеральная "Монд", левая -- "Франс Обсерватэр", коммунистическая "Юманите" и т.д.).
   С началом "холодной войны" (1946 г.) роль лево-ориентированной прессы стала заметно снижаться, начался процесс возвращения к власти монополистов, в т.ч. на издательском рынке. Монополизация охватила информационный рынок, производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Политические организации, входившие в движение Сопротивления, постарались создать после войны собственные ежедневные издания в каждом департаменте, но в итоге читательская аудитория сделала свой выбор, и стала группироваться вокруг ограниченного числа газет. Большое число новых партийных изданий послевоенного времени оказалось нерентабельным, и было закрыто.
   Нужно отметить, что партийная пресса во Франции не имела узкой идеологической направленности, кроме материалов политической тематики всегда присутствовала общая, культурная, спортивная информация. Кроме политической или общей направленности, издания могли иметь и специализированную тематику -- женская пресса, молодежная, техническая, экономическая, научная и т.д.

Национальная и региональная пресса, издательские концерны

   Исторически так сложилось, что пресса Франции была разделена на столичные и региональные издания, а из группы столичных со временем выделилась группа национальных газет, распространявшихся уже в общенациональном масштабе ("Монд", "Фигаро", "Либерасьон", "Юманите"). По ряду причин, после войны тираж столичных парижских изданий начал существенно снижаться, а тираж региональных значительно вырос. В парижских газетах уделялось все меньше внимания событиям в регионах, сокращалось количество корреспондентов в провинции и росло количество непроданных экземпляров, затраты на утилизацию которых представляют собой источник дополнительных расходов для издательства. Региональные издания ("Уэст-Франс", "Депеш дю Миди", "Вуа дю Нор"), напротив, получили доступ к самым современным средствам получения информации, создали свои сети репортеров, и стали предоставлять читателям доступ к глобальным новостям. Местная пресса традиционно рассматривалась читателями как самое надежное средство информации. Кроме того, расходы на распространение у нее были существенно меньше, чем у столичных изданий. В результате в 1976 г. региональная газета "Уэст-Франс" заняла первое место в стране по количеству продаваемых экземпляров. Что касается столичной прессы, то подавляющая часть тиража всех парижских газет распространяется на территории столичного региона Иль-де-Франс. Надо заметить, что несмотря на бурное развитие французской журналистики в XX веке, тиражи ежедневных газет к началу 1990х годов были сравнительно невелики по сравнению с другими странами. Упомянутая "Уэст-Франс" выходила тиражом около 700 тысяч экземпляров, что превышало почти вдвое объемы тиражей национальных газет, тогда как в это же время в Великобритании несколько ежедневных газет выходили тиражом более 1 миллиона экземпляров каждая.
   Что касается содержания ежедневных региональных газет, то они становились все менее политизированными, с целью привлечь возможно большую аудиторию. Одной из причин послужило развитие рекламы, т.к. для рекламодателей мало подходят газеты с ограниченным числом читателей. Благодаря рекламе, постепенно увеличивалось и количество страниц в номере: в 1952 г. - 9 страниц, к 1990м годам -- больше 20.
   В начале 1950х годов усилился процесс коммерциализации прессы. Экономическое положение периодической печати ухудшалось по причине резкого роста стоимости производства газет и журналов, типографских расходов и бумаги. И даже исчезновение с рынка десятков разорившихся нерентабельных изданий не решало проблему для оставшихся. Итог был очевиден -- концентрация и поглощение конкурентами. Еще с XIX века французская пресса находилась под контролем нескольких монополистических групп, занимавшихся периодической печатью и книгоиздательским делом. Среди наиболее известных можно назвать группу Ашетт (газеты, журналы, книги), группу Эрсана (большое количество газет), группу Амори (газеты, журналы), Байяр-пресс (католическая пресса) и т.д. Постепенно они получили контроль над большинством национальных и региональных изданий, создавая концерны прессы, обслуживающие целые регионы, ухитряясь при этом обходить французские антимонопольные законы о печати. В экономическом смысле концентрация оказалась для региональных газет очень выгодной, позволяя выделять значительные средства на модернизацию типографского и редакционного оборудования; в 1967 г. именно региональная бретонская газета "Телеграм дю Брест" первой в Европе выпустила цветной номер. В плане содержания подобное укрупнение, конечно, ограничило читателя в выборе изданий. Можно сказать, что в итоге процесс концентрации привел к формированию мощных групп прессы и независимых сильных газет, доминирующих на рынке своего региона и старающихся избегать конкуренции между собой.
   Существовала и особая разновидность региональной прессы -- пресса заморского департамента и заморских территорий, издаваемая во французских владениях, удаленных от континентальной части страны (Гвиана, Французская Полинезия и отдельные острова). Сейчас она подконтрольна группе Эрсана, среди изданий можно назвать ежедневные газеты "Франс-Антий", "Нувель Коледьен" и другие. Тиражи их незначительны, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч экземпляров.
  

Качественные и массовые издания, бульварная пресса

   Появившееся еще в XIX веке разделение прессы на качественную, массовую и бульварную по-прежнему сохранялось.
   Как известно, отличительные черты качественной прессы -- это преобладание аналитических жанров (статьи, рецензии, обозрения), достоверность информации, спокойный тон публикаций и взвешенность оценок. Материалы качественной прессы во многих странах используются даже в учебных заведениях наравне с учебниками, как источник проверенной информации. Такие издания отличаются и внешним видом -- качественной полиграфией, отсутствием кричащих заголовков и сравнительно небольшим количеством иллюстраций. Аудитория качественной прессы -- политики, бизнесмены, интеллектуалы, т.е. люди высокообразованные.
   Национальные газеты Франции в большинстве своем можно было отнести к качественной прессе -- "Монд", "Фигаро", экономическая "Эко" и др. Среди журнальной периодики также присутствовало множество качественных изданий, например "Экспресс" - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953. Надо отметить, что в послевоенный период концепция еженедельного иллюстрированного журнала новостей в североамериканском стиле получила широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке и Азии. Подобные издания отличались разнообразием содержания, четким делением материала по тематическим рубрикам. Комментариям отводилось не очень много места, основной упор делался на освещение событий прошедшей недели и перспективный прогноз ожидаемых событий.
   Термин "массовая пресса" подразумевает под собой не только широкую аудиторию, но и коммерциализацию, именно у массовых изданий самые высокие тиражи и прибыль. Характерные черты массовой прессы -- сенсационность материала, избирательное и поверхностное освещение событий, нередкое искажение фактов и вмешательство в частную жизнь, акцент на развлечение аудитории, обилие иллюстраций, броское оформление и кричащие заголовки. Одним из примеров такого рода изданий может служить национальная (теперь региональная) газета "Паризьен Либере". На ее страницах можно было обнаружить материалы на любой вкус: криминальную хронику и новости медицины, заметки о животных соседствовали с отличными культурными и спортивными рубриками, при этом газета имела правую политическую ориентацию. Кстати, широкая доступность информации о последних событиях, которую получили французы благодаря распространению теле- и радиовещания, стала причиной постепенного ухода с рынка чисто массовых ежедневных изданий в региональной прессе. В условиях господства аудиовизуальных средств в сфере масс-медиа наиболее жизнеспособными оказались именно качественные издания, полагающие своей целью освещение действительности, а не просто перечисление случившихся событий. Четкое деление на качественную и массовую газеты сохранилось в национальной прессе, а региональную стало возможно отнести к качественно-массовой. На смену ежедневным массовым изданиям пришли иллюстрированные еженедельники, самый известный из которых -- "Пари-Матч". В отличие от информационных журналов, большая часть его материалов представляла собой публикации на темы светской жизни, сплетни, сенсации и фоторепортажи. В 1960х годах именно фотографии папарацци в "Пари-Матч" были признаны эталоном в своем жанре. Такие "фоторепортажи номера", посвященные одному из сенсационных событий недели и снабженные тщательно выверенными сопроводительными текстами создавали у аудитории эффект присутствия, придавали дополнительный эмоциональный заряд.
   Что касается бульварной прессы, несмотря на то, что название это пришло именно из Франции, в послевоенное время она не получила широкого распространения.

СМИ и политика

   Во Франции пресса всегда оправдывала свое второе имя -- "четвертая власть". Все важные политические события освещались в периодике, естественно, в контексте политической ориентации того или иного издания. Более того, плюрализм достигал такого уровня, что в одном и том же издании могли работать журналисты совершенно различных взглядов. Так, редакцию "Монда" в начале 1950х возглавлял триумвират из главного управляющего Юбера Бев-Мери (христианского демократа), юриста Рене Куртена (протестанта-либерала), и архивариуса Христиана Функ-Брентано (голлиста).
   В послевоенный период шла жаркая полемика по поводу вступления Франции в Северо-Атлантический альянс (блок НАТО). Правоконсервативная "Фигаро" полностью поддерживала этот политический шаг тогдашнего руководства страны, тогда как "Монд" представляла оппозиционную линию де Голля (пришедшего к власти лишь в 1958), который настаивал на большей самостоятельности Франции на международной арене.
   В послевоенные годы началась национально-освободительная борьба в большинстве колоний европейских стран, в т.ч. в Алжире и Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), находившихся под контролем Франции. Правительство пыталось придать этим войнам справедливый характер, но журналисты правдиво освещали ход боевых действий, критиковали военное руководство за большие финансовые расходы и многочисленные жертвы, в т.ч. среди мирного населения. Но когда де Голль пришел к власти, и инициировал предоставление Алжиру независимости, многие газеты, бывшие прежде на его стороне, стали активно критиковать это решение.
   Во время второго президентства де Голля в мае 1968 г. в Париже вспыхнул студенческий леворадикальный мятеж, перешедший вскоре в бессрочную всеобщую забастовку. Эти события, в конечном итоге, привели к социальным и политическим реформам и даже появлению новых газет. Так появилась "Либерасьон", отличавшаяся независимостью и смелостью взглядов, ее издавал Жан Поль Сартр, один из лидеров студенческой революции.
   В 1981 г. к власти пришел президент-социалист Миттеран, в парламенте тоже победили социалисты. На тот момент почти вся пресса принадлежала политическим противникам нового правительства, и для социалистов было необходимо ослабить оппозицию в печати. Для этого был принят ряд законов о СМИ, в определенной степени ограничивающих концентрацию финансов, гарантирующих гласность и плюрализм предприятий печати.

Законодательство в области печати, цензура, государственная поддержка, система распространения печати

   Хотя СМИ во Франции традиционно пользовались поддержкой государства, в т.ч. финансовой, определенные ограничения для прессы существовали всегда. Во Франции принято считать, что в многопартийной стране свобода печати реально возможна, только если она подконтрольна правительству.
   Министерство Внутренних дел наделено правом запрещать на территории страны "опасные" публикации, пропагандирующие насилие, а также выпуск периодических изданий на иностранных языках или иностранного происхождения на французском языке. Это право не раз реализовывалось на практике. Во время колониальных войн в Алжире и Вьетнаме неоднократно конфисковывались тиражи газет и журналов за антивоенные публикации -- с формулировкой "за нанесение ущерба безопасности государства". В 1955 г. была закрыта и запрещена антиколониальная газета "Альже Репюбликен", а ее издателя позже арестовали и приговорили к десяти годам тюрьмы.
   Действующий до сих пор закон о правовом положении прессы от 1 августа 1986 г. исключает возможность контролировать издание из-за пределов страны, ограничивая присутствие иностранного капитала 20% акций предприятия прессы.
   В послевоенное время появилось понятие о профессиональном работнике СМИ, чья основная оплачиваемая деятельность состоит в регулярном журналистском сотрудничестве с периодическими изданиями или информационными агентствами, сейчас эта деятельность требует наличия журналистского удостоверения. Для журналистов используется контрактная система найма, вознаграждение выплачивается за проделанную работу, вне зависимости от того, состоялась ли публикация. Если моральные принципы сотрудника издания не согласуются с политикой работодателя, сотрудник имеет право на расторжение договора с получением выходного пособия. Эта норма применяется к любым журналистам: репортерам, обозревателям, даже карикатуристам.
   Налоговый кодекс Франции предусматривает льготы для печатных изданий -- освобождается от налогов часть прибыли, направляемая на приобретение оборудования для СМИ и т.д. Существуют и почтовые привилегии, предусматривающие различные скидки при доставке периодических изданий по подписке, в зависимости от их веса. Снабжение типографий газетной бумагой находится под контролем министерства финансов, чтобы не допустить рыночных игр со спросом и предложением. С 1982 г. Правительство оказывает финансовую помощь газетам на французском языке, тираж которых меньше 250 тысяч экземпляров, а доход от рекламы не превышает 25% общего дохода.
   Способы распространения прессы разнообразны и многочисленны: розничная продажа (газетные киоски и книжные магазины), подписка (доставка по почте или специальными отделами распространения некоторых газет), кооперативы (для провинциальной прессы), абонентские контракты с отелями и авиакомпаниями. Если редакция какого-либо печатного издания изъявляет желание организовать собственную службу доставки прессы до подписчиков и покупателей, она получает на это финансовую помощь от государства. Основным экспедитором является компания NMPP ("Нувель мессажери де ла пресс паризьен"), контролируемая издателями, часть издательств работают с другими экспедиционными центрами. Экспедитор доставляет тиражи региональным оптовикам, которые распределяют издания по розничным точкам.

Некоторые из крупных печатных изданий

"Фигаро"

   Национальная ежедневная газета "Фигаро", одна из старейших в стране, всегда являлась одной из ведущих французских газет правой ориентации; в числе обсуждаемых тем -- политика, экономика, наука, аналитика, культура, спорт. С 1975 г. "Фигаро" принадлежит группе Эрсана.
   После войны "Фигаро" осталась единственным изданием (наряду с "Круа"), выходившим во время оккупации, которому было разрешено оставить прежнее название. К концу 1950х годов газета достигла максимальных тиражей -- около полумиллиона экземпляров, хотя распространялась преимущественно по подписке; аудиторию составляли провинциальные промышленники, чиновники и рантье. В публикациях всегда присутствовала критика коммунистов и социалистов. В отдельном литературном еженедельном приложении печатались произведения современных писателей, в том числе перебежчиков из стран Восточной Европы.
   Под редакцией Пьера Бриссона (1946-1964) газета стала образцом умеренного либерализма в прессе. Именно Бриссон привлек к сотрудничеству знаменитого писателя, философа, политолога и социолога Раймона Арона, сотрудничавшего с "Фигаро" более 30 лет и опубликовавшего за это время 2300 статей. В своих статьях Арон часто упрекал интеллигенцию в необъяснимом сочувствии к социализму, он считался наиболее авторитетным правым интеллектуалом в противоположность Жану Полю Сартру, левому интеллектуалу.
   В 1975 г. "Фигаро" была приобретена группой Эрсана. Редакционная политика оставалась прежней, после прихода к власти Миттерана газета встала в оппозицию к левому правительству и развернула кампанию против его социально-экономических реформ. В эти годы газета занимала наиболее прочную финансовую позицию среди парижских изданий. Оставив "Фигаро" в качестве основного общественно--политического издания, Эрсан начал издавать специализированные еженедельные приложения. Они смогли обеспечить прибыль за счет рекламы. Среди еженедельников "Фигаро" можно назвать "Фигароскоп" -- путеводитель по развлечениям Парижа, "Мадам Фигаро" -- журнал для женщин, "Фигаро Экономи" -- экономическое издание, "ТВ Магазин" и т.д.

"Монд"

   "Монд" -- ежедневная национальная газета леволиберальных взглядов, основана Юбером Бёв-Мери по распоряжению де Голля, первый номер вышел 19 декабря 1944 г. С момента появления газета пользовалась стабильным читательским интересом как независимое издание (в экономическом и партийно-политическом смысле). Благодаря стремлению к достоверности и высокому профессионализму, "Монд" пользуется популярностью и авторитетом в том числе за пределами Франции. Читательская аудитория -- служащие, бизнесмены, промышленники, работники "либеральных профессий".
   Редакционная политика газеты всегда была левоцентристской. Обеспечить процветание при таких взглядах удалось благодаря форме собственности -- "Монд" была образована как общество акционеров с ограниченной ответственностью. В числе держателей акции были сотрудники редакции, что обеспечивало их полноценное участие в формировании газетной политики.
   В начале 1950х годов "Монд" служила проводником антиатлантической политики де Голля, и выражала солидарность с революционными социалистическими движениями стран третьего мира -- Алжира, Вьетнама и Камбоджи. За многочисленные публикации в поддержку антиколониального движения "Монд" называли антиправительственной газетой, в Алжире она неоднократно подвергалась запрету, а ее номера изымались. Но в то же время "Монд" призывала де Голля обеспечить поддержку интересов французских добывающих компаний в Африке, сохранив контроль за нефтью.
   После прихода к власти де Голля, газета поддержала его как "наименьшее зло", но перешла в оппозицию. Бёв-Мери установил в газете строгие порядки, обеспечив ей репутацию надежного источника информации. В этот период "Монд" старалась держаться в стороне от партийной борьбы.
   К середине 1970х годов газета начала чаще поддерживать социалистов, в редакционных статьях прослеживались явные симпатии к Миттерану. За острые нападки на правящее большинство, в определенной мере способствовавшие победе социалистов в 1981 г. "Монд" даже упрекали в отходе от имиджа качественной газеты.
   В середине 1980х годов газету постиг серьезный финансовый кризис, пришлось выпустить дополнительные акции, впервые передав их в руки внешних акционеров. Был введен режим жесточайшей экономии, уволен некоторый персонал, часть тиража стали печатать непосредственно в провинции, используя факсимиле из Парижа. Чтобы привлечь дополнительную читательскую аудиторию, газета начала использовать фотографии, карикатуры, юмористические материалы, была расширена тематика публикаций (наука, медицина, спорт).

"Юманите"

   "Юманите" -- газета французской коммунистической партии, основанная еще в 1904 г. социалистом Жаном Жоресом. Известно, что "Юманите", как и другие прокоммунистические газеты стран Европы пользовались серьезной финансовой поддержкой СССР. Редакционная политика газеты всегда следовала партийной линии, а информационные материалы сочетались с агитацией. Материалы в каждом номере выходили в пяти рубриках: внутренняя политика, зарубежные страны, культура, общая информация, спорт.
   В период холодной войны позиция "Юманите" была просоветской, с одобрением был воспринят ввод войск в Венгрию в 1956 г. 7 ноября 1956 г. штаб-квартира "Юманите" (где располагался и комитет компартии) подвергся нападению участников антикоммунистической демонстрации, которые хотели сжечь здание. Полиция молча наблюдала за происходящим, сотрудникам редакции пришлось защищаться самостоятельно, три человека были убиты.
   "Юманите" являлась единственной ежедневной французской газетой, последовательной в поддержке национально-освободительных движений. Специальный корреспондент газеты Мадлен Риффо побывала во всех горячих точках, где Франция участвовала в войнах -- во Вьетнаме, Лаосе, Алжире. Некоторые материалы она передавала в редакцию прямо по телефону, с места событий. Ее репортажи пользовались огромной популярностью среди читателей, и стали причиной покушения на ее жизнь со стороны алжирского ультраправой националистической террористической организации. За принципиальность власти двадцать раз конфисковывали тиражи газеты, а против самой Риффо было возбуждено более 300 судебных дел.
   На газете отразились как перипетии рабочего движения, исторические события, так и изменения в самой французской прессе. Чтобы не отставать от технического прогресса, в 1970-е гг. "Юманите" начала модернизацию своего производства. В 1982 г. был полностью компьютеризирован весь процесс выпуска газеты. В 1989 г. вступил в строй новый полиграфический и редакционный комплекс, он позволил сократить расходы на производство газеты. Средства были получены от продажи старых помещений и добровольных взносов.
   Популярность "Юманите" зависела от текущей политической ситуации: в 1945 г. она выходила в количестве 400 тысяч экземпляров, затем тиражи стали снижаться, и к 1986 г. составляли около 100 тысяч. К этому времени влияние коммунистической партии во Франции существенно снизилось, а на рынке ежедневной прессы наступил кризис.
   Из интересных фактов можно отметить следующее: именно в интервью "Юманите" в феврале 1986 г. М.Горбачев впервые публично признал существование в СССР цензуры. Это интервью было переведено на русский язык и появилось затем в советской прессе. Необходимость цензуры обосновывалась охраной государственной и военной тайн, запретом на пропаганду войн, жестокости и насилия. Идеологический мотив с формулировкой "антисоветская агитация" озвучен не был.
   Кстати, именно в "Юманите" был придуман популярный персонаж комиксов пес Пиф.

"Пари-Матч"

   Еженедельник "Пари-Матч", основанный в 1949 г. представляет собой наиболее типичный образец французской массовой прессы. В течение 50 лет бессменный редактор Роже Терон, получивший эту должность в 26 лет, отвечал за формирование редакционной политики и внешнего облика журнала.
   Концепция журнала складывалась постепенно. Фоторепортажи "Пари-Матч" отражали события французской и международной жизни, публиковались статьи на самые разные темы, о которых люди говорили в семейном кругу. Высокая цена журнала (в 2 раза выше, чем у аналогичных изданий) должна была соответствовать высокому уровню жизни читателей.
   В 1950х-1960х годах главным "коньком" журнала была публикация важных новостей и последних сплетен, поданных в красочном оформлении. На его страницах репортажи соседствовали с многочисленными фотографиями. В 1970х годах на рынке подобных изданий возросла конкуренция, и "Пари-Матч" пришлось искать свой особый путь. Журнал был приобретен группой Филиппачи, и концепция была изменена в сторону увеличения доли иллюстративного материала. Тексты сокращались, больше места предоставлялось фотографиям, тогда же появился слоган журнала, звучавший так: "Вес слов, сила образов". Каждая статья начиналась с фотографии на весь разворот, заголовок занимал всю ширину полосы, вступительному тексту отводилось всего несколько строк.
   Издание распространялось в розницу, и поэтому было жизненно необходимо привлечь внимание потенциального покупателя завлекательной обложкой. На обложке каждого еженедельного номера обычно находилась фотография известной личности, что почти всегда гарантировало покупку номера. Но журнальные публикации не ограничивались "жареными фактами" и сплетнями, иногда они поднимали и острые темы, чтобы показать "закулисную жизнь" политиков. Для повышения тиражей умело использовались важные события общественной жизни. В 1950 г. репортаж о покорении одной из высочайших вершин Гималаев Анапурны (обошедшийся редакции в астрономическую сумму) вызвал небывалый интерес читателей, номер разошелся моментально и продавался на черном рынке вдвое дороже. Редакция нередко шла на серьезные расходы, чтобы добиться цели привлечь внимание аудитории. Похороны Черчилля освещали 50 специальных корреспондентов, поселившихся в снятом на три дня целом доме. Репортаж о поездке Папы на Святую землю готовили 56 журналистов, из них 12 -- фоторепортеры, для которых прямо на борту самолета оборудовали фотолабораторию. Полностью готовые полосы передавались у трапа мотоциклистам, и доставлялись к месту печати тиража.
   Но к 1970м годам. иллюстрированным изданиям стало трудно конкурировать с телевидением, и "Пари-Матч" стал охотиться за сенсациями. В 1977 г. вышло интервью со знаменитым неуловимым преступником Жаком Мерином, за что против журнала был начат судебный процесс по обвинению в апологии преступности, но цель была достигнута -- тиражи росли. С 1980х годов началось возрождение журнала, активно стала использоваться многоцветная печать и повысился художественный уровень иллюстраций.
   В политическом плане "Пари-Матч" всегда придерживался центристских позиций, хотя временами проскальзывали выпады в адрес левых, а в 1981 г. на президентских выборах журнал открыто поддерживал противника Миттерана Валери Жискар-д`Эстена.
  

Библиография

   "Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.)", Шарончикова Л. В., М., 2006.
   "Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет", Ю.Ю. Соломонов, М., 2003
   "Журналистика Франции: Плюрализм и этатизм", Пую А.С, Спб, 2003
   "Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы", Михайлов С.А, СПб., 2002
   "Монд" в меняющемся мире (эволюция и традиции качественной газеты в цифровую эпоху)", Шарончикова Л.В., "Медиаскоп" N3, 2012
   "История журналистики зарубежных стран", Ворошилов В.В., Спб, 2000
   "История зарубежной журналистики", курс лекций, Данилина Т.М., Курск, 2006-2007
   "История журналистики зарубежных стран", Козлова М.М., Ульяновск, 1999
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"