Когнитивный - [< лат. cognitio восприятие, познание] относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. Когнитивная лингвистика отрасль языкознания, занимающаяся ролью языка в познании....
У этого термина существуют и другие значения, например, мышление.
Мышление - психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление - высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
Слово на основе корня к-г-н впервые встречается в древнейшем письменном источнике, в Торе, в книге "Шмот" глава 2, стих 16:
"А у когена мидиан семь дочерей..."
Это слово здесь означает "священослужитель". В дальнейшем в Торе часто встречается слово коген, коганим в смысле высшей касты священослужителей. Принадлежность к этой древнейшей касте евреев передавалась по наследству вплоть до наших дней через фамилию Коган, Когна, Коц (коген цадик) и тому подобное. Генетические исследования евреев с этой фамилией свидетельствуют о близких родственных связях между всеми "коганами".
Рискуя окончательно впасть в немилость ученых критиков я беру на себя смелость заявить, что в основу этого слова вошла также частица г-н, указывающая на строгую генетическую связь всех "коганов".
Но сейчас речь пойдет о другом.
Итак, согласно приведенным выше выдержкам из энциклопедий, смысл слова "когнитивный", определяет процесс мышления, познания.
Тот факт, что с древнейших времен священослужители по традиции назывались "когенами" является явно не случайным и относит служителей культа к индивидуумам, отличающимся своей мудростью и глубокими познаниями. Но помимо глубоких познаний и мудрости это определение раскрывает перед нами суть и смысл когнитивного, мыслительного процесса, который , как, например, в случае коганим, обслуживавших "Ковчег Завета" обязательно должен был включать в себя некую духовную связь с "небесными сферами" Господа Бога, то есть не ограничивался лишь замкнутыми биологическими процессами, происходящими в головах, в мозгах коганим, но должен был иметь некую дистанционную связь с чем-то внешним относительно человека и его мозга, либо связывает процессы, происходящие в мозгу, с духовными сферами Небес. Этот факт мы неоднократно отмечали в ряде наших работ таких, например, как "Источник ненависти" (смотри интернет сайт "proza.ru". И судя по тому, что звание "коганим" передавалось и поныне передается по наследству от отца к сыну, можно заключить, что свойство когнитивности является в значительной степени наследственным, а не приобретенным в процессе обучения.
Я подчеркиваю, что это свойство передается именно по мужской линии от отца к сыну, но ни в коем случае не по материнской линии.
Теперь, поскольку мы связали когнитивный или мыслительный процесс с той или иной степнью принадлежности к коганим, мы можем пойти дальше и заключить, что когнитивные, мыслительные процессы определяются некоей духовной связью мозга человека с духовным миром, духовной сферой, окружающей нас и без этой связи просто невозможны.
Далее мне хотелось бы определить, каким именно образом происходит эта связь или осознание этой связи. Я предлагаю считать законченное осознание этой связи в тот момент, когда человек сознает некое завершение процесса мышления, когнитивного процесса, или того, что некоторые называют "формирование сознания". В результате процесса размышления на том или ином этапе мыслитель приходит к некоторому законченному выводу, подводящему итоги его когнитивных усилий. Временами эти выводы бывают настолько четкими и ясными, что в сознании мыслителя проносится нечто вроде молнии и он (подобно Архимеду) готов вскричать "эврика". Кстати, слово "эврика", согласно легенде прозвучавшее из уст Архимеда, очень близко по своему произношению к ивритскому слову "аврака", что означает "молния, вспышка".
Так чем же завершается когнитивный процесс в мозгу человека, в мозгу мыслителя?
Увы, я не биолог, специализирующейся в области работы мозга и мыслительных процессов. Более того, я не принадлежу к роду коганим, когенов, которые, как сказано выше, передают свою мудрость по наследству по мужской линии. Я принадлежу к роду "амха" - то есть к простому народу, стоящему далеко внизу по когнитивно интеллектуальной лестнице. Впрочем, была у меня в роду бабушка из семейства "левитов", а левиты, как известно, базис для всех коганим, но, во-первых, это левиты, а не коганим, и во-вторых это бабушка, а не дедушка, а через бабушек, согласно общепринятым представлениям, наследственные когнитивные способности категорически не передаются. Так что шансов у меня на наследие коганим, увы, нет абсолютно никаких.
Но недаром я принадлежу к народу, именуемому евреи!
У евреев, согласно Талмуду, никогда нет ничего окончательно определенного и всегда есть некоторый шанс на положительный исход.
Точно так и в моем случае.
Будучи "амха", то есть принадлежащим к простому народу, я одновременно еще и "парец", то есть действительно самый, что ни на есть "амха" или по-простому "породистый мужик", а не "мудрец", однако все же с некоторым "но".
"Но" это состоит в том, что я хоть и мужик, но не простой, а из этих самых, из парецов, из тех, что, как правило, идут на пролом ("прица"), на прорыв, через, сквозь баръеры, подобно их прародительнице Тамар, ворвавшейся в семью Иуды, проломив на своем пути все существовавшие немалые барьеры и табу.
Ну, а поскольку я "официально" именно такой, то барьер "коганут", разумеется, не может быть для меня преградой на пути глубокого когнитивного процесса.
Все здесь написанное ни в коем случае не является каким-либо бахвальством, а есть практический результат моих умственных усилий в области науки, техники, философии и исследования глубин Торы. Во всех этих областях мне, представителю простого народа, удалось внести некоторый независимый интеллектуальный вклад в исследуемую область. Особенно я горжусь своим самобытным вкладом, в исследование и анализ текста Торы, не смотря на то, что текст Торы находится под пристальным вниманием мудрейших еврейских исследователей и комментаторов в течении более трех тысячилетий.
Итак, на основе своего личного практического опыта я попытаюсь сделать некоторый, разумеется, весьма скромный вклад в исследование когнитивного процесса, процесса формирования человеческого сознания, когда мыслитель неожиданно понимает, что "вот она, та истина, которую он так долго, и, порой, весьма мучительно искал". Назовем этот момент на основе опыта Архимеда моментом "эврика".
Поскольку я по своей исходной технической специальности до некоторой степени радиоинженер, то у меня возникла аналогия этого высшего момента истины фазы размышлений с моментом наступления резонанса. Да, момент "эврика" это момент глубокого резонанса искомой модели когнитивного процесса в мозгу мыслителя и модели реального процесса, существующего в духовной сфере Вселенной Господа Бога.
Момент такого резонанса воспринимается мозгом мыслителя как полнейшее совпадение "абсолютной истины" и выстраиваемой в мозгу моделью этой истины, что рождает чувство полнейшего и глубочайшего удовлетворения человека результатом своих усилий, сравнимого разве что с сексуальным удовлетворением: