Толковать Тору следует на нескольких уровнях. Каждая фраза имеет простой, буквальный смысл. Но смысл Торы, ее законы и предписания, должны быть извлечены различными методами толкования из намеков текста.
"Ранние (толкователи) из скромности занимались изучением первичного Талмудического толкования. Это весьма похвально. Но они не шли в глубину буквального толкования Писания".
Нельзя пересматривать равинистические установления: текст Писания никогда не лишается буквального значения.
Дедушка Раши признался (внуку Рашбаму), что если бы у него было время, он создал бы другой комментарий, включающий глубинные толкования, которые постоянно открываются.
Рашбам
Тора - величайшая голограмма.
Устная Тора - вход в голограмму.
Рождение Йосифа
30:22. ויזכר אלהים את-רחל וישמע אליה אלהים ויפתח את-רחמה - И вспомнил Элоким о Рахель и услышал о ней Элоким и открыл ее матку.
Раши, Мидраш *): вспомнил: признал ее жертву - передачу Лие секретного знака.
Сфорно: вспомнил ее жертвы со служанкой и дудаим.
Рамбан, книга Самуила: вспоминают всех бесплодных женщин, которые позже рожают.
Рош аШана, Мидраш, Танхума: вспомнил в Рош аШана, день воспоминания, труа. В Рош аШана Бог вспоминает Свой народ. Здесь Элоким, Бог Правосудия, а не аШем, Бог Милосердия.
Раши: Счастливы праведники, преобразующие Правосудие в Милосердие: Бог Строгого Правосудия сострадательно вспомнил Рахель.
*) Раши, Мидраш - имена мудрецов и комментаторов Торы.
Комментарии взяты из книги "גדולות מקראות", ספר בראשית, ירושלים, תשמ''ו, (Тора с комментариями великих мудрецов), 1981, Иерусалим.
Вспомнил Рахель: пришло время Рахель - Яков созрел для ее оплодотворения.
ויפתח את רחמה וישמע אליה אלהים - И услышал о ней Элоким, и открыл ее матку.
Таргум Йонатан: Принял ее молитвы.
Рамбан, Алшич: Не надеясь на Якова, Рахель молилась, чтобы родить ребенка.
Мидраш: Бог контролирует: дождь, деторождение, благосостояние. Не дудаим открыли матку Рахель. Бог вспомнил Рахель, услышал ее молитвы и открыл ее матку. Дети - дар Божий.
О Лии (29:31): и увидел аШем, что ненавистна Лия, и открыл ее матку. О Рахель (30:22): и вспомнил Элоким Рахель, и услышал о ней Элоким, и открыл ее матку.
Кто ненавидел Лию?
Лию ненавидел Яков. Она была ему неприятна. Рахель жалела Лию, дала ей в первую ночь с Яковом условный код обмануть его.
Проблема Лии ментальная - обман Якова. аШем, ментальные законы, легко решил ее проблему.
Проблема Рахель физиологическая - Яков не мог ее оплодотворить. Это материальный мир - законы Элоким.
И услышал о ней: Лия молила о Рахель, и Элоким услышал. Лия осознала исток ненависти (Яков), была благодарна Рахель, уступившей Якова за дудаим, и просила для нее милосердия. Созревшее сознание Лии было решающим.
30:23. ותהר ותלד בן ותאמר אסף אלהים את-חרפתי - И забеременела и родила сына и сказала: собрал Элоким весь мой позор.
Сфорно, аКтав веаКаббала, р. Йосеф Каро: позор: Бог принял молитвы Лии, а не ее. Насмешники: Яков, хранил Рахель как любовницу. Это позор. Ребенок искупил Рахель.
Таргум Йонатан, Иошуа: Она пророчески добавила: мой сын снял с меня позор, а Иошуа, его потомок, снимет позор детей Израиля: обрежет их за рекой Иордан у входа в Святую Землю.
30:24. ותקרא את-שמו יוסף לאמר יסף יהוה לי בן אחר - И назвала его именем Йосиф, говоря: добавит аШем мне другого сына.
Рашбам, Радак: смысл имени: аШем добавит еще сына.
Раши: Здесь она назвала Бога Источник Милосердия - аШем. Она просит еще одного сына - 11 уже рождены: Может быть сын, сужденный Якову, будет моим.
Танхума Яшан: йосиф означает увеличение. Рахель пророчила, что у нее будет еще сын. Но увеличение Бога огромно. Биньямин, второй сын Рахель имел 10 сыновей, а Йосиф породил двоих. Эти 12 внуков - 12 колен Рахель.
Махазе Авраам, Мидраш Кедушим: Йосиф - предтеча Машиаха в конце дней.
Йосиф предтеча Машиаха? Но с гибелью Северного Царства исчезли 10 колен Израиля и потомки Йосифа в их числе.
Йосиф победитель Эсава
30:25. ויהי כאשר ילדה רחל את-יוסף ויאמר יעקב אל-לבן שלחני ואלכה אל-מקומי ולארצי - И было, когда родила Рахель Йосифа, и сказал Яков Лавану отошли меня, и я уйду на свое место и в свою землю.
Рашбам: Закончились вторые 7 лет службы Якова за Рахель.
Гофман: После рождения Йосифа Яков решил вернуться домой.
Мидраш: Яков дождался рождения Йосифа, который победит Эсава.
Овадья, Талмуд Бава Басра: И дом Якова огонь, и дом Йосифа пламя, и дом Эсава солома. С пламенем Йосифа Яков победит Эсава. С рождением Йосифа Яков решил вернуться домой.
Радак, Чизкуни: Яков ждал, пока Рахель родит, чтобы Лаван не оставил ее бездетную дома.
Кли Якар: Яков знал, что будет 12 колен. Рахель родила Йосифа и получила обещание еще одного сына, и он не боялся Эсава: Провидение будет хранить его, пока он не породит 12-ое племя.
Старые тексты Раши приводят параллели из Мидраша: Верблюды пришли в город, груженные льном. Кузнец спросил с удивлением, куда сложить весь этот лен? "Не беспокойся - ответил умный человек. - Одна искра твоего молота и все превратится в пламя!" (*)
Мидраш: Когда Яков узнал о множестве вождей Эсава, его поразил страх: "Как можно когда-нибудь победить их?" Бог ответил: "Ты их боишься? Одна искра Йосифа, *) и они уйдут с пламенем!" Список вождей Эдома: потомки Якова - Йосиф.
Овадья: Дом Якова будет огонь, дом Йосифа пламя и дом Эсава стерня; он сожжет ее и поглотит.
Раши: с рождением Йосифа Яков почувствовал себя уверенным, оставил Лавана и вернулся в Ханаан, не опасаясь Эсава.
Мидраш: Пшеница, солома и жнивье заспорили. Солома: "Ради меня поле засеяно"; жнивье: "Ради меня поле засеяно". Сказала пшеница: "Придет время, и вы увидите". Пришло время жатвы. Фермер сжег жнивье, рассеял солому, а зерно поместил в скирду, которую все поцеловали. Так Израиль и народы спорили: "Это ради нас создан мир". Сказал Израиль: Придет Мессианское будущее, Ты развеешь их, и ветер унесет их прочь (Исайя - 41:16).
(*) Источник устной Торы - гематрия слов: В легенде о льне и кузнеце: лен, פשתן от корня פשט, упрощать, раздевать (замена ת на ט допустима); молот, פטיש. Их гематрии равны. И имя יסף, Йосиф при замене ס на ש имеет такую же гематрию.
*) Бог Якову: "Не бойся! Одна искра Йосифа - הברקה, hаврака, вспышка, искра, идея - и Эсав уйдет с пламенем, исчезнет". Устная Тора: Йосиф, пламя углей Якова, сожжет солому - Эсава. Йосиф - победитель Эсава.
Яков решил вернуться в Ханаан, где жил Эсав, сразу после рождения Йосифа, младшего сына, бен зкуним, сына мудрости. Он верил: мудрость Йосифа победит Эсава.
На пути в Ханаан у потока Ябок Якова атаковал ангел Эсава. Они боролись всю ночь. Яков был тяжело ранен в пах - символ потомства, но победил: ангел запросил пощады, сообщив Якову будущее имя - Израиль: боролся с Богом и людьми и победил.
2000 лет евреи стремились вернуться в Эрец Исраэль, но сделали это лишь евреи нового времени - ашкеназ. Катастрофа, борьба с Эсавом, унесла 6 миллионов ашкеназ, но они создали государство Израиль и вынудили Эсав-ООН признать его.
37:1. בארץ כנען וישב יעקב בארץ מגורי אביו - И осел Яков в земле проживания отца, в земле Ханаан. *)
Рашбам: Эсав ушел в другие земли, а Яков остался на земле отца, как первородный.
Рамбан: Пророчество: потомство Авраама будет чужим и овладеет землей - исполнено через Якова: Яков осел вместо поселился.
Мидраш: Яков хотел осесть спокойно, но беда Йосифа не позволила.
Комментаторы: ישב, селиться, постоянно спокойно жить, а גור, проживать, как чужак.
Раши: в Ханаане Авраам (20:1; 21:34) и Исаак (26:3) проживали, а Яков осел постоянно. Случай с Йосифом отнял покой. По Божественному Плану потомки Авраама до 4-го поколения не могли жить в Ханаане постоянно.
Р. Давид Фейнштейн: желание Якова осесть преждевременно: в силе было временное проживание. Это привело Якова в Египет.
Ор аХаим: Яков прибыл в Ханаан и остался, а Эсав ушел в Сеир. Ханаан дан Якову в вечное наследие. Но пришло египетское закабаление. Вопреки желанию, Яков был чужаком на этой земле. Он хотел остаться здесь по мицве поселения в Эрец Исраэль.
Чизкуни: Ханаан подходил для соблюдения святости больше любой земли.
*) Тора: Яков осел постоянно в земле, где его отец был чужаком. С этого момента Ханаан - земля Якова, Эрец Исраэль. Будущие изгнания (Египет, Вавилон, Рим) - временный уход с обязательным возвращением домой.
Потомки Якова
37:2. היה רעה את-אחיו בצאן יוסף בן-שבע-עשרה שנה אלה תלדות יעקב יוסף, Это потомки Якова - Йосиф. Йосиф 17-ти лет был пастухом овец вместе с братьями,
ויבא יוסף את-דבתם רעה אל-אביהם הוא נער את-בני בלהה ואת-בני זלפה נשי אביו - И он мальчик сыновей Бильги и Зильпы, жен отца. И приносил Йосиф их злую клевету отцу.
Раши: Это - введение во всю оставшуюся Тору.
Мизрахи, Гур Арье, Левуш, Цейдат ЛаДерех: Йосиф главный герой этого этапа истории.
Раши, Мидраш: Это потомки Якова - Йосиф: он главный сын Якова. Яков служил Лавану только из-за его матери Рахель. Другие сыновья - следствие любви Якова к Рахель. С рождением Йосифа Яков вернулся домой.
Мудрецы Талмуда: Йосиф самый выдающийся сын. Первородного родила Рахель, не Лия.
Р. Бахья: Это потомство Якова - Йосиф: В Йосифе качества всех племен: первородность Реувена; пророческая сила Леви (41:13); верховная власть Иуды (42:6); мудрость Иссахара (42:40).
Комментаторы, р. Гирш: Он был пастухом вместе с братьями.
Рамбан: Йосифу 17 лет, мальчик, самый молодой и хрупкий среди сыновей наложниц.
Онкелос, Ибн Эзра: он прислуживал сыновьям наложниц, был их "мальчиком".
Йоэль: мальчик - слуга. Сыновья служанок унижали его, и Йосиф сообщал отцу.
Сфорно: он сообщал отцу о нарушениях братьев.
Комментаторы: Йосиф не клеветал на братьев, сообщал правду.
Рамбан, Раши: он плохо говорил отцу о братьях. Они ненавидели его.
Берейшит Раба: он клеветал на них.
(37:2): אלה תלדות יעקב יוסף, это потомки Якова - Йосиф: Йосиф - все наследие Якова.
(37:1, 2): И осел Яков в земле проживания отца, в земле Ханаан. Вот потомки Якова - Йосиф: Яков осядет в земле Ханаана только потомками Йосифа!
Впереди еще множество изгнаний, но родился Йосиф. Яков увидел в нем будущий Израиль и осел.
Йосиф - символ Израиля. Отношения Йосифа и братьев - символ отношений евреев с народами: братья Йосифа, אחים (гематрия = 59) - духовный символ народов, гоим, גוים (гематрия = 59).
ויבא יוסף את-דבתם רעה אל-אביהם, И приносил Йосиф их злую клевету отцу. Слово דבתם - их клевету, а не клевету о них. Йосиф приносил Отцу дурные дела братьев.
Слово יבא, приносил, вводил, вносил, многозначно. Тора не сказала: יגיד, рассказывал.
Как можно принести дурные вести братьев? Окровавленная туника Йосифа, которую принесли братья Якову на опознание, это дурная весть.
37:3. ועשה לו כתנת פסים כי-בן-זקנים הוא לו וישראל אהב את-יוסף מכל-בניו - А Израиль любил Йосифа больше всех сыновей, ибо он сын его старости-мудрости. И сделал ему (хлопковую) тунику в полоску.
Рамбан, Алшич, Ор аХаим: Братья ненавидели Йосифа из-за рассказов и из ревности.
Мидраш: Йосиф - судьба еврейского народа. Излишняя любовь отца - исток ненависти братьев, изгнания его, ссылки всей семьи.
Танхума Яшан: Языческие народы ненавидят Израиль, а Бог любит его.
Зогар: Яков не ошибался. Бог Сам восхищается Израилем и ненавидит Эсава.
Малахи: Яков знал: его любовь к Йосифу источник ненависти других. И Бог не скрывает любви к Своему избранному народу, вопреки злобе и ненависти других народов.
Р. Мунк: Борьба братьев с Йосифом, "семьи народов" с евреями - источник морального совершенства и триумфа добра. Без нее человечеству грозит стагнация и ленность.
Р. Бахья: Тора тут назвала Якова Израиль: любовь Якова духовного происхождения. Яков ошибался, демонстрируя ее.
כי-בן-זקנים הוא לו - Ибо он сын его старости-мудрости.
Раши, Ибн Эзра: Йосиф - сын старости: Яков породил его в 91 год.
Онкелос, Гур Арье: Сын мудрости. Биньямин - сын старости. Яков передал Йосифу Тору. Он любил Йосифа за мудрость; это вызывало зависть.
Талмуд: זקן, старик, мудрец, умудренный. Всю науку Торы Яков передал Йосифу.
Рамбан: Всех детей Яков породил в старости, Иссахар и Зевулон лишь на год-два старше Йосифа! Йосиф - сын мудрости. Яков выбрал Йосифа присматривать за ним.
Мизрахи, Гур Арье, Ибн Эзра: Биньямин родился через 8 лет после Йосифа. Эти годы Йосиф был самым маленьким, бен зкуним, сын старости, единственным сыном любимой Рахель. И Биньямин уже ничего не изменил. Йосиф был самым мудрым из сыновей.
Чизкуни: Биньямин не завоевал сердце Якова из-за смерти Рахель.
Р. Гирш: זקנים, пожилой возраст, когда человек просматривает свершения жизни и передает их тому, кто займет его место, продолжит его дело. Это сын старости, наследник опыта.
Мудрецы Талмуда: Йосиф понимал старика, восхищал его, учился у него. Он напоминал Якову великолепие его образа - его свершения. Йосиф - духовный образ Якова.
Почему Тора назвала Йосифа בן זקנים, сын старости-мудрости? Это исторический образ: новый Йосиф ашкеназ, поздний, мудрый сын Якова восстал в конце истории. Величие мудрости Йосифа проявится в старости и мудрости человечества.
ועשה לו כתנת פסים - И сделал ему (хлопковую) полосатую тунику.
Мудрецы Талмуда: Яков видел Йосифа главой семьи, но показывать это не следовало.
Тосафот: Египетское рабство предрешено Заветом Между Частями (15:13), но ненависть сделала подавление суровым.
Махарша Шевуот: из ненависти братья продали свою плоть в рабство и унижение.
Тора Тмима: зависть братьев сделала Египет страной рабства.
Раши: Это одежда из тонкой шерсти. Братья ненавидели любовь Якова к Йосифу. Слово פסים, полосы - символ предстоящих жизненных полос Йосифа: его продадут от одного хозяина другому: буква פ, пей - Потифар; ס - продавцы, סוחרים; י - ישמעאלים, ишмаэлитяне, а ם - мидианитяне.
Пример голографического анализа Раши.
Мидраш, Песикта Цутреза: Это одежда с длинными рукавами, которая достигает кистей рук.
Махарзу: Эта одежда - символ знатности.
Таргум Йонатан, Яффе Тоар: туника с длинными рукавами из полос тонкой шерсти.
Мальбим: братья пасли овец, а Йосиф был всегда рядом с Яковом и одет красиво.
Слово פסים - множественное число слова פס, эквивалент (по гематрии) слова יסף, Йосиф. Одежда Йосифа - его духовная суть: Йосиф - основатель еврейских мудрецов, которые служат человечеству, передавая ему мудрость Неба - от слова: פסה, распространять = פשה, распространяться; שפה, речь, язык - средство распространения (замена буквы ס наש допустима: ספה; סוף, конец = שפה, край).
Слова ספה - פסה, собирать - распространять - антонимы, но по гематрии - духовные синонимы. Отсюда: "время собирать камни и время разбрасывать камни".
История Йосифа, его сны - наглядный пример подлинного источника мудрости человека, который является лишь приемником идей: Небо передает, פסה, паса, (подсказывает) Свои идеи человеку.
Мудрецы Торы осуждают демонстрацию Яковом любви к Йосифу. Яков, отец Йосифа и братьев - символ Бога, Отца народов. Через евреев Бог передает человечеству духовные и физические законы мира. Но народы считают это чрезмерной любовью Бога, и ненавидят евреев, как братья - Йосифа.
Не Яков источник любви к Йосифу, но Бог. Бог наделил Йосифа великой мудростью. Бог создавал сны Йосифа и окружающих.
Зависть и ненависть братьев - нарушение заповеди Торы: "Почитай своего отца и свою мать". Братья ненавидят Йосифа из-за любви Отца. Туника Йосифа - символ любви Якова и ненависти братьев, символ планов Небес.
Две истока ненависти братьев:
(1) Эволюция духовного мира человека.
Человек - единство материи и духа, hardwear and softwear, аппаратуры и программы, тела и души (2:7):
וייצר יהוה אלהים את-האדם עפר מן-האדמה ויפח באפיו נשמת חיים ויהי האדם לנפש חיה:
И изготовил Господь Бог человека из праха земного и вдул в него душу живую и ожил человек.
Тело человека hardwear от отца и матери. Душа его softwear от Бога.
Бог дал Йосифу улучшенную душу-операционную систему. Он мыслил не так, как отец и братья. У них, скажем, - Windows 4, а у Йосифа - Windows 12. Йосиф лучше понимает, видит мир и пытается рассказать братьям, отцу, предупредить их, но встречает враждебность.
Таково положение пророка среди сограждан: אין נביא בעירו, нет пророка в его отечестве. В лучшем случае, его не понимают, отмахиваются от него, насмеются. В худшем - подозревают в злом умысле.
Поэтому Бог осуществляет эволюцию духовного мира человека медлено, тысячелетиями.
В человека нельзя сразу ввести самую совершенную программу управления, дать большой объем знаний. Это погубит его. Ребенка обучают высшей математике много лет. Бог вводит в человечество програмные изменения постепенно, поколение за поколением, чтобы каждое изменение было осмыслено, освоено, стало повседневностью. Тогда можно делать следующий шаг, перейти к новой улучшенной версии.
Йосиф, Израиль - пример передачи Небом новейшего программного обеспечения человеку.
Евреи, народ-испытатель, с риском для жизни проверяет на себе каждую новую версию программы, прежде, чем она попадет человечеству. Для этого существуют еврейские мудрецы, ученые, первооткрыватели, изобретатели.
Народы враждебны к "мудрым" евреям, к своему будущему. Косное человечество ненавидит будущее, не желает его.
37:4. ולא יכלו דברו לשלם ויראו אחיו כי-אתו אהב אביהם מכל-אחיו וישנאו אתו - И видели братья, что отец любит его больше всех и возненавидели его. И не могли говорить с ним мирно.
(2) Ненависть братьев к Йосифу это дух их матери Лии. Более 20-ти лет Лия ревновала Якова к Рахель. Даже после смерти Рахель Яков поселился не у Лии, а у служанки. Братья мстили сыну обидчицы и своему отцу за унижения матери.
А Йосиф ответил братьям так же, как Рахель ответила Лие - любовью и величайшим всепрощением.
ולא יכלו דברו לשלם - И не могли говорить с ним мирно.
И не могли с ним примириться.
Раши: Сны определили жизнь Йосифа. Сны Йосифа, фараона, чиновников это откровения нематериального Источника о будущем через полу сознательное состояние сна. Провидение вводит мысли в сознание человека *) о будущих событиях. Бог использует сны для достижения Своих целей: сны вельмож и Фараона - пророческие.
Комментаторы: Если Бог определяет будущие события, то почему ответственность падает на людей? В этом суть отношений предопределенности и свободы воли человека. **)
Рамбам, Хилькот Тшувот: Человеку не постигнуть Божественной Мысли.
Радак, р. Гирш, р. Мунк: Человек не в силах оценить дела Провидения.
*) Провидение передает информацию духовного мира во сне через сверхсознание человека его сознанию.
**) Человек - программируемый робот высокого качества с ограниченной ответственностью.
Человек - явление законов Господа Бога, аШем-Элоким. А воля человека?
Человек волен либо поддержать, усилить, ускорить исполнение духовных законов аШема, либо противится им, замедлять их исполнение. В этом милосердие аШема: человек исполняет законы аШема добровольно. Человек живет по законам Господа Бога. Свобода воли - часть этих законов. Провидение - будущее человека.
Потомки Йосифа
41:50.וליוסף ילד שני בנים בטרם תבוא שנת הרעב אשר ילדה-לו אסנת בת-פוטי פרע כהן און , А у Йосифа еще до наступления голода родилось два сына; их родила Оснат дочь Поти Пера священника Она.
41:51. ויקרא יוסף את-שם הבכור מנשה כי-נשני אלהים את-כל-עמלי ואת כל-בית אבי, И назвал Йосиф старшего Менаше, ибо поменял Элоким всю мою работу и весь дом моего отца.
41:52. ואת שם השני קרא אפרים כי-הפרני אלהים בארץ עניי, А имя второму дал Эфраим, ибо расплодит меня Элоким в земле моих страданий.
Вспомним 32:31 и 32:32:
32:31. ויזרח-לו השמש כאשר עבר את-פנואל והוא צלע על-ירכו, И осветило его солнце, когда ушел Пенуэль, и он хромает в бедре.
32:32. על-כן לא-יאכלו בני-ישראל את-גיד הנשה אשר על-כף הירך עד היום הזה כי נגע בכף-ירך יעקב בגיד הנשה, Поэтому поныне не едят сыны Израиля седалищный нерв, который в бедре, ибо было поражено бедро Якова в седалищный нерв.
Имя Менаше מנשה = מי + נשה, из + седалищный нерв, а также: שנה, ненависть, из + ненависть. Подсознательно Йосиф назвал истинный источник старшего сына: поражение Якова и его результат - ненависть братьев.
Название поврежденной жилы Якова גיד הנשה, и גיד, сухожилие имеет гематрию גיד = 17. Братья продали Йосифа в рабство в возрасте 17 лет.
Имя Эфраим - множественное число от слова אפר, пепел - пепелища. Это судьба потомков Йосифа в Европе: А имя второму дал Эфраим, ибо расплодит меня Элоким в земле моих страданий! Да потомки Йосифа выживут на пепелищах, расплодятся и распространятся в землях их страданий, в Европе, России, Америке среди потомков Эсава-Эдома:
Потомки Эсава
36:40. ואלה שמות אלופי עשו למשפחתם למקמתם בשמתם אלוף תמנע אלוף עלוה אלוף יתת, это имена вождей Эсава по их семьям, местам: Тимна, Эльва, Итат,
36:41. אלוף אהליבמה אלוף אלה אלוף פינן, Огалибама, Эла, Пинан,
36:42. אלוף קנז אלוף תימן אלוף מבצר, Кеназ, Тейман, Мивцар,
36:43. אלוף מגדיאל אלוף עורם אלה אלופי אדום למשבתם בארץ אחזתם הוא עשו אבי אדום , Магдиэль, Ирам, это вожди Эдома по поселениям в земле их владения, это Эсав отец Эдома.
Раши, р. Элиезер, Мидраш: Магдиэль (поднятый Богом) это Рим.
Мудрецы Талмуда: по традиции Рим произошел от Эсава.
Рамбан: если это предсказание будущего, то не ясно, почему Магдиэль это Рим: Рим - не вождь, а империя! У Рима было много императоров; почему упомянут Магдиэль?
Рабби Элиезер: Магдиэль-Рим - символ развития истории.
Берейшит Раба: это намек на будущие поколения. 10 поздних вождей Эдома, включая Магдиэля - время четвертой великой державы мира, которая подчинит Израиль, и Израиль окончательно избавится с помощью Машиаха. Четвертое Царство - Рим все еще правит миром. Имя Магдиэль возвысится над каждой властью, и его влияние распространится по всему миру.
Гур Арье, Раши: Магдиэль это Рим в зените - мучитель Израиля до прихода Машиаха. Магдиэль - имя всех, кого Бог сделал великими.
Комментаторы: Рим основан потомками Магдиэля.
Мегилат, Тора Тмима: Эсав остался грешником и никогда не раскаялся. Он смертельный враг Якова с момента обмена первородства на миску чечевицы. Имя Эдом - символ жадности и прожорливости. *) Эта ненависть прошла сквозь поколения до нынешнего дня. Эдом - Рим остается Эсавом и презирает Якова. Это константа истории: Эсав презирает Якова.
Раби Мунк, Овадья: Сказал аШем Эдому: Ты создал гнездо такое высокое, как гнездо орла и уселся посреди звезд, но Я спущу тебя оттуда вниз. Он наша надежда перед лицом непримиримой ненависти Эсава/Эдома/Рима.
*) Эсав-Эдом - символ земли-адама. Борьба Якова с Эсавом это противостояние Неба и земли, духа и материи, еврея и Адама - основной закон мира. Жадность, прожорливость Эсава - "надводная часть" этой борьбы.
Потомки Эсава заселили Европу, Россию, Америку, Австралию и правят всем миром.
Ашкеназ
Потомок Эсава Кеназ, קנזпо еврейской традиции основатель германских народов.
Евреи, осели в долине Рейна в конце первого тысячелетия. Их назвали ашкеназ: אשקנז = אש + קנז, иш + кеназ, человек кеназа, немецкий еврей из-за их языка идиш - немецкий диалект.
Гематрия слова кеназ קנז = 100 + 50 + 7 = 157 близка гематрии слова Йосиф יוסף = 10 + 6 + 60 + 80 = 156.
Правило Каббалы: слова с одинаковой или близкой гематрией обладают духовной общностью: ашкеназ - носители духовной сути Йосифа. Список вождей Эдома: потомки Якова - Йосиф, ашкеназ.
Слово אש, человек и огонь. Из-за греха Адама и Евы (3:14): ואיבה אשית בינך ובין האשה ובין זרעך ובין זרעה ..., ... (человеческая) огненная вражда (ненависть) между тобой и между женщиной, между твоим семенем и ее ...
История Европы это столетия огненной ненависти Эсава (кеназ) к ашкеназ.
Ашкеназ родились чуть более 1000 лет назад, и остается загадкой, как за 2000 лет до этого в Устной Торе возникла легенда, что Йосиф (ашкеназ - огонь кеназа - огонь Йосифа) победит Эсава.
История ашкеназ поразительна:
Обширное генетическое исследование геномов ашкеназ установило: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через "бутылочное горлышко" - их популяция крайне сократилась. Публикация в Nature: сегодняшние ашкеназ происходят всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад. Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназ распространены генетические заболевания. Публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназ очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века - 5 миллионов. Эти расчеты ценны, ибо у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов.
Л. Чернин, проф. генетики, Еврейский университет: "История евреев глазами генетики":
Исследования митохондрий ДНК показали, что всего четыре еврейские женщины стали прародительницами евреев-ашкеназ, прошедших в своем развитии в качестве отдельной популяции через "горлышко бутылки", вырвавшись из которого евреи Европы резко увеличили свою численность. Эти женщины пришли с Ближнего Востока примерно в 8-10 веках н.э., то есть как раз тогда, когда первые евреи стали селиться в долине Рейна. Подобно этому, всего четырем женщинам обязаны своим происхождением 43% евреев Туниса. Вот уж поистине магическое число для "женской" истории евреев! Четыре библейских праматери (Сарра, Ривка, Лея и Рахель) вначале дополнились четырьмя безымянными прародительницами ашкеназ, а теперь оказалось, что четырех женщин хватило и для формирования значительной в свое время общины евреев Туниса. При этом происхождение отца часто спорно или вообще неизвестно. Это подтверждает мудрость иудаизма, определяющего национальность по матери.
Ашкеназ произошли от 4-х матерей и за тысячу лет умножились до многих миллионов. Выйдя из долины Рейна (там Яков победил Эсава?), они как пламя в сухой траве быстро заселили Европу, необъятную Россию, Северную и Южную Америку, Австралию. Распространение ашкеназ в мире - одно из важнейших свойств Йосифа, корень (по гематрии) имени Йосиф, распространитель - собиратель: "Время разбрасывать камни и время их собирать".