В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свой знаменитый труд "Происхождение видов путем естественного отбора", положивший начало "дарвинистской теории" развития жизни на земле. Эта работа явилась обобщением результатов наблюдений ученого во время его длительного путешествия на корабле "Бигль". Несмотря на множество научных открытий за истекшие сто пятьдесят лет, современная наука и весь интеллектуальный мир все еще твердо придерживаются идеи Дарвина об эволюции жизни и естественном отборе.
На мой взгляд, Чарльз Дарвин совершил в некотором смысле интеллектуальный плагиат.
Происхождение мира, эволюция жизни на земле были изложены за четыре тысячи лет до Дарвина в "Торе", или "Пятикнижии Моисеевом". Эта книга была продиктована Моисею Тем, Кто создал мир и его законы.
Можно ли изложить историю происхождения и развития мира, основные законы, действующие в нем, так, чтобы это было понятно и пророку Моисею, его народу в далеком прошлом, и последующим поколениям на многие тысячелетия вперед?
Господь проделал эту работу в Торе, и передал ее в наследие избранному для этой цели народу. Тора - это послание всем народам мира из далекого будущего. Создатель попытался облегчить человеку путь в будущее. Ему предстоит нелегкая работа по освоению и усвоению науки, преподанной Торой.
Чарльз Дарвин изучал Библию с раннего детства и свои первые знания о происхождении жизни на земле он почерпнул оттуда. Слова Библии были для него аксиомой, и все последующие исследования ученого- сознательно или нет - были направлены на ее доказательство.
Вот что написано в первой книге Библии по этому поводу:
"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую по плоду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий".
И далее:
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных и пресмыкающихся, которые произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестой".
Итак, согласно первой книге Торы, Бог создавал жизнь на земле постепенно от ее первых простейших форм и до ее вершины - человека - на протяжении трех дней творения. В начале возник растительный мир, затем животные зародились в воде и лишь позже появились на суше, а последним был создан человек. Но ведь именно это и было "открытием" эволюции жизни на земле Дарвином.
Смешно выглядит утверждение борцов с Богом, заявляющим, что Дарвин опровергло Библию. Дарвин "научным методом" лишь доказал аксиому о происхождении жизни, о которой Тора рассказала так просто и ясно.
А что касается гипотезы Дарвина о "естественном отборе", то она полностью опровергается многими современными научными теориями и в первую очередь теорией гомеостаза, утверждающей, что все виды на земле тесно связаны между собой цепями биоценоза - взаимодействия всех видов животных и растений, жизнь которых являет собой тесный неразрывный взаимообмен. Выдвигая гипотезу естественного отбора Дарвин попытался грубо перенести на живую природу законы человеческого общества. В этом его ошибка.
Тора - это наука о Господнем мироздании, его строении и законах. Но как понять все то, что Господь излагает в этой книге? Как постичь основы Его мира?
Современная наука уже признала, что мир возник в результате "большого взрыва": "Да будет свет!" - сказал Бог. И возник свет, возникла вселенная.
Квантовая теория рассматривает материальный мир, твердые и жидкие тела, газы, все атомы и их элементы как некоторые излучения и поля различных частот и длин волн. Вся вселенная - это взаимодействие бесконечного множества излучений и различных силовых полей. Все, что мы видим вокруг, ощущаем извне и в самих себе, - результат этого взаимодействия. Наши мысли и чувства, эмоции, весь мир вокруг и внутри нас - все это игра различных полей. Кто создал эти поля, кто их постоянно генерирует?
"Да будет свет!" - сказал Господь, и возник свет, возник мир. Возникло то самое излучение, которому современная наука, приписывает суть всего мира.
Еврейские мудрецы утверждают, что Господь творил наш мир по плану, записанному в Торе ивритом, святым языком. Это удивительно совпадает с выводами современной науки.
Иврит Торы - это язык трехбуквенных корней. Тремя буквами иврита составлены все основные понятия Торы.
Все живые существа на земле построены по планам, записанным в генах ДНК, - сверхдлинной сложной молекулы, содержащей детальный план строения живого существа. Но эта необычайно длинная молекула состоит из связанных между собой в строгом порядке =трехзвенных= элементов, последовательностей аминокислотных протеинов, каждый из которых соответствует той или иной законченной детали живого организма. Любое нарушение порядка расположения составных элементов в звене, в отдельном протеине, или связи между звеньями, между протеинами приводит к разрушению и гибели живого организма.
Как пример молекулы ДНК в учебнике генетики приводится длинное предложение:
Thesunwashotbuttheoldmandidnotgethishat.
Это предложение содержит одиннадцать конкретных трехбуквенных понятий - слов, являющихся аналогом отдельных трехзвенных аминокислотных протеинов, законченных деталей живого организма:
The sun was hot but the old man did not get his hat.
Это пример гена. Каждая буква соответствует нуклеотидной основе, а каждое слово является законченным закодированным смысловым понятием.
Именно об этом говорят наши мудрецы, когда заявляют, что мир построен словами Торы, ее трехбуквенным корневым словарным тезаурусом, каждой букве которого соответствует одна часть молекулы ДНК, а каждому трехбуквенному слову соответствует определенный значимый трехзвенный элемент молекулы ДНК, определенная часть живого организма. Не это ли свидетельство того, Господь творил и творит мир словами Торы?!
Вчитываясь в Тору, я постоянно ощущаю прикосновение к чему-то необычайно глубокому, к какой-то величайшей тайне. Она непреодолимо манит меня к себе. Это загадка всего сущего вокруг нас, но еще больше - внутри нас. В Торе - будущее наших потомков.
И что же такое Тора, Библия?
В ней послание, переданное из далекого будущего Тем, Кому принадлежит прошлое и будущее, Тем, Кто создал мир, создал человека и желает ему добра. Бог продиктовал эту книгу Моисею. Он автор книги и создатель мира.
Многие атеисты, "ученые-богоборцы" указывают на временные расхождения между данными Библии и научных открытий. Наука утверждает, что мир (в результате Большого Взрыва) возник 15 миллиардов лет назад, а земля (исходя из геологических исследований) 5 миллиардов лет назад, в то время как в Торе-Библии мир возник шесть дней назад, а земля - четыре дня. Аналогичные "расхождения" существуют и в датировке возникновения человека. Исчерпывающие ответы на эти кажущиеся расхождения даны в теории относительности Эйнштейна, согласно которой временные отрезки в системах движущихся и покоящихся различаются. Эти различия тем существеннее, чем сильнее различаются скорости движения систем отсчета.
Вселенная, созданная Большим Взрывом, разлетается во все стороны с гигантской скоростью. Все звезды и галактики вокруг нас движутся друг относительно друга, и у каждой галактики своя скорость и своя система временного отсчета. За шесть дней, которые прошли с момента создания мира (в покоящейся системе отсчета) в нашей галактике прошло 15 миллиардов лет. Все эти расчеты желающий может найти в прекрасной книге физика-атомщика Джеральда Шредера "Бытие и Большой Взрыв". (Gerald L. Schroeder "GENESIS AND THE BIG BANG").
Бог есть всеобъемлющие законы мира, благодаря которым мир возник и развивается. Вначале развитие идет по чисто физическим и биологическим законам. Имя этим законам и их Творцу: "ЭЛОhИМ" - "БОГ".
Ну а если мы находим в Торе (Библии) что-то на наш взгляд сомнительное, неясное или наивное, что не соответствует нынешним "научным" представлениям то не будем спешить с опровержением книги и ее постулатов. Наверняка дело не в ней, а в нас самих, сирых и убогих. Ведь мы еще так мало знаем о мире. Мы еще сущие младенцы. Давайте учиться внимать Торе, вдумываться в ее глубинный смысл, который, неисчерпаем не только для нас, но и для наших потомков спустя многие тысячелетия.
Но вот Бог взял животное и поместил, заточил в него частичку Своего Божественного Дыхания. На земле появился Адам. Адам это удивительное слияние земного животного начала и Божественной души. Так началась борьба между небесным стремлением души человека и его земным физическим телом, между Божественной свободой и ее материальным ограничением. Начали действовать первые социально-этические закономерности, первые социальные конфликты. Название этих законов, Имя их Творца уже иное "hАШЕМ". Творец изменил свое имя, ибо изменился весь мир, возникли новые закономерности, социально-этические, которые несут в себе существенный духовный элемент, ибо человек это существо не только материальное, но и духовное.. Человек - это мостик, соединивший материальный мир с миром духовным, он становится партнером Господа в создании мира. Отныне Бог не может творить мир лишь по Своему усмотрению, в Его делах участвует теперь человек. А законы духовного мира так резко отличаются от физических законов, что это отражается даже в Имени Творца.
Вскоре возникает конфликт между Создателем и Адамом, между Богом и Его партнером. Следствие - изгнание из рая. Что произошло?
Адам согрешил, то есть нарушил один из законов мира, и был изгнан из рая. Нарушив закон, Адам изменил что-то во всем первоначальном, исходном строении мира, в который был помещен Создателем. Тем самым он автоматически исторг себя из этого мира. Адам сам изгнал себя из рая тем, что изменил его, сделал другим. Тот "райский мир" перестал существовать, ибо он был совместным творением Бога и Адама.
Это первый социальный конфликт, и в первый урок - нельзя без последствий, "безнаказанно", нарушать законы мира, в котором живешь. Любое нарушение закона и порядка чревато последствиями, которые необратимы. Своими поступками мы вносим изменения в окружающий мир, преобразуем его. Мы стали не просто часть творения Господа, мы Его соучастники. Впервые с момента сотворения в мире появился активный творческий элемент, вносящий изменения, коррекции в создание Господа. А кому многое дано, с того многое спрашивается. Человек ответственен за свои поступки, точно так же, как Господь.
Изгнание человека из рая - это наглядный пример той ответственности, которую Господь возложил на человека, поместив его в центр мироздания, в центр земного рая.
И еще один момент.
Там, в раю Адам обладал абсолютной свободой: "От всякого дерева в саду (райском) ешь; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который съешь от него, умрешь". Слова Господа Бога о дереве познания не есть запрет, не есть ограничение свободы Адама. Разве мать, которая предупреждает ребенка не совать пальчик в огонь, запрещает ему это делать? Нет, она предупреждает несмышленого младенца от необдуманного поступка и его последствий. Господь не запретил Адаму пользоваться плодами дерева познания, но предупредил его о последствиях - станешь смертным.
Запрет и ограничение наступили потом, как вследствие поступка Адама: "И изгнал Адама, и поставил у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни". Вот это действительно запрет и его осуществление. Запрет это то, что нельзя нарушить. А слова Господа о дереве познания были обыкновенной рекомендацией с объяснением, почему Господь не рекомендует есть от этого дерева.
Обладая полной свободой действий в райском саду Адам осознано, зная о последствиях, пошел на ограничение своей свободы,. Съев от дерева познания, он ушел из мира абсолютной свободы рая и вошел в каузальный мир, мир причинно следственных взаимоотношений. А дальше он и все человечество действуют уже не свободно, но вынужденно, ибо каждый его шаг вынужденный предыдущим поступком, а каждый поступок, вызывает определенные последствия и вынуждает совершать следующий шаг и так до бесконечности.
Прежде чем перейти ко второму и значительно более серьезному социальному закону, я хотел бы обратить внимание читателя на такое интересное "музыкальное" созвучие различных понятий в иврите.
Человек - это "адам"; кровь - это "дам"; земля, почва - "адама"; красный -"адом". Все они наводят на мысль о близких, родственных мотивах песни о человеке, который принадлежит земле и тесно с ней связан. Таким его сделал Господь - из праха земного. Так что человек и земля в Торе необычайно близки друг к другу, "созвучны". Они, практически, одно и то же. Человек - одушевленная частичка земли.
Но тогда что же в человеке "одушевленного", что соответствует образу и подобию Бога? По-видимому, только его душа, которую вдохнул в него Господь, и которая есть часть духа Божьего.
И это мы видим из все того же имени первого человека - "адам". На иврите "дмут" - образ, подобие, облик, личность, "домэ" - похож, подобен; буква "а" (алеф) - символ самого Господа. "Адам" - Богоподобный.
Но и это не все.
Какой это удивительно музыкальный язык - иврит! Как в хорошей музыке в нем скрыт глубочайший смысла. Ведь на иврите слово "димйон" означает "воображение, фантазия, иллюзия".
Весь наш мир, мы и всё вокруг есть плод фантазии, воображение нашего Создателя, наполнившего пространство электромагнитными полями различных частот и длин волн, во взаимодействии которых рождаются атомные ядра и молекулы, твердые тела и жидкости, растение и животное, духовное разумное и неразумное, верящее в Создателя и борющееся с Ним, любящее Его и ненавидящее. Весь этот мир есть часть Его духа, наша с вами и Его, Господа, иллюзия, фантазия и воображение - димйон. И имя Он дал человеку наиболее соответствующее тому, что происходит, - "адам" - "моя иллюзия".*)
*)Интересное высказывание находим у Николая Бердяева в его "Самопознание":
"Мир подлинно существует в не объективированном субъекте. ... Бытие есть продукт объективации мысли. Употребляя терминологию Канта, можно сказать, что бытие есть трансцедентальная иллюзия".
Изгнание из рая и дети Яакова
Итак, первый социальный конфликт в Торе - это конфликт между Адамом и Богом. Он приводит к изгнанию Адама, который не пожелал прислушаться к предупреждению Создателя, задуматься над хрупкими законами мира, в который был помещен.
Интересный момент. Из рая изгнан только Адам. А что с остальными его обитателями? Что с растениями и животными, населяющими рай? Где они все находятся? Или их тоже изгнали из рая? За что? Быть может, они остались и продолжают жить в раю? Но в таком случае, откуда и куда изгнали Адама? Из какого места?
Элементарная логика подсказывает, что никакого физического перемещения Адама при изгнании из рая не произошло. Он остался жить в том же месте, среди тех же растений и животных.
Быть в раю не означает находиться в определенном географическом или физическом месте. Рай - это определенное духовное состояние, мироощущение. Все остались на своих местах. А что изменилось? Изменилось восприятие Адамом окружающего мира. Изменился его духовный мир. Съел Адам что-то и проснулся на следующий день со страшной головной болью и отвращением ко всему, что вокруг, что еще вчера воспринималось как рай. Произошли глубокие душевные изменения, и окружающий мир, рай земной, превратился в изгнание, в каторгу: "В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой". Это и есть суть причинно-следственных соотношений нового духовного состояния Адама.
Та самая жизнь, которая еще вчера была в радость, сегодня стала мукой. И только потому, что в пищу был употреблен плод, изменивший все мировосприятие. Произошло глубокое изменение его психики. Так происходит с человеком при приеме наркотиков, алкоголя, легких ядов. Именно об этом Господь предупреждал Адама.
Это изгнание продолжается поныне, ибо человек продолжает срывать плоды с древа познания. Современная наука - есть то самое древо познания, а человек, отвергающий наличие в мире Бога, следующий путем материализма, упорно отказывается от возвращения в рай.
Рай находился в душе Адама, и он в одночасье лишился его. Но есть еще одна сторона в этом событии. В нем предсказана будущая история и будущие проблемы человечества.
Человек - удивительное существо. В нем неразрывно сочетание двух начал: материального, земного - "адама", и духовного, небесного - "димйон". Эти два начала постоянно борются между собой за первенство и главенство над человеком. Изгнание Адама из рая - это начало войны между духом и материей, и первые последствия этой борьбы.
В других религиях рай и ад - это нечто внешнее по отношению к человеку, нечто, куда человек попадает после своей смерти. У еврея и рай, и ад находятся в его душе. И различие между ними есть различие в мировосприятии. Для оптимистов и мудрецов наш мир, подаренный Господом, есть рай земной, а для пессимистов и глупцов - это ад.
При "изгнании" из рая Господь предсказывает змею, инициатору конфликта, что его потомки будут разить потомков человека в пяту (акэв), а те будут разить змея в голову (рош).
Казалось бы, все естественно. Действительно, змея нападает на человека на уровне земли, и потому наиболее доступной для ее атак частью тела человека являются ноги. Но зачем это странное уточнение, что змея будет поражать человека не просто в ногу но в пяту? Ведь пятка человека составляет малую площадь ноги и еще меньшую площадь его тела, и атаковать просто ногу или тело в любом месте легче и проще для змеи, чем атаковать пятку человека. Запомним этот момент.
Итак, пята человека названа в этом отрывке в связи с противостоянием между змеем, символом земного зла и сопротивления Господу, и человеком. Именно змей инициировал конфликт между Богом, духовными законами мира, и Адамом, нарушившим эти законы. И назван не просто змей, но его голова, средоточие самых злых умыслов. Слово "рош" на иврите это не только "голова", но это еще "вершина, глава, яд". Так что это не просто голова змеи, но глава и вершина злых умыслов, их яд.
Нога человека и, в особенности, его пята есть символ победы, символ господства. Победитель наступает на побежденного своей ногой, сокрушает его своей пятой. Вот почему здесь названа пята человека - символ борьбы добра и зла, символ победы добра.
Слово "нахаш" - используется в иврите для обозначения таких понятий как "змей, колдовство, ворожба, заклинание, гадание". Это значит что в данном отрывке, который на первый взгляд рассказывает о змее, на самом деле речь идет о колдовстве, заклинаниях, ворожбы, о земных, языческих духах, которым доверилась Ева вопреки советам Господа. Вот оно главное зло, совершенное первым человеком в раю. Человек поддался темным языческим силам колдовства и заклинаний и под их влиянием пренебрег советом Создателя. Можно с уверенностью предположить, что Ева гадала и ворожила именно по поводу совета Господа: есть или не есть, умрем или нет. Языческое гадание и ворожба были противопоставлены слову Господа. И что же узнали в результате гаданий: есть можно, не умрем, вперед. Адам, поддавшись языческому идолопоклонству, доверившись земным духам, лишил себя рая, своего первоначального оптимистического восприятия окружающего мира. Доверившись земным идолам, он стал их рабом и заложником. Он превратил свое исходное сознание, сознание свободного человека, обитающего в раю, которым одарил его Создатель, в сознание каторжника, помещенного в этот мир для мучений. Окружающий мир стал ему не мил, стал восприниматься как клетка, тюрьма и каторга.
Человек слаб в своем доверии к Богу. Его больше влечет к земным, языческим идолам, ворожбе, алкоголю, наркотикам. Они одурманивают его сознание и, как бы, облегчают проникновение в "потаенный духовный мир" природы, но на самом деле, закрывают доступ к чистым истокам Господа. Человек становится заложником этой страсти, теряет свободу, подаренную Господом. Так в соперничестве между земным, материальным и духовным, Божественным в человеке победило земное.
Это первое упоминание и употребление слова "акев" - пята. Тора использует это слово вместо, слова "регель" - нога, или "гуф" - тело, которые змей будет поражать у человека, или, простого упоминание о том, что змей будет поражать людей? Не имеет значения, куда и как. Но нет, в Торе сказано, что змей будет поражать потомков человека именно в пяту. Интереснейшая деталь.
Хорошо известно, что в Писании нет, не только ни одного случайного слова, в Нем нет ни одной случайной буквы, ни единого значка, которые бы не несли определенную смысловую, логическую, духовную и историческую нагрузку.
А тут целое предложение в пятнадцать слов...
В нем хранится таинственный закон нашего мира, глубочайший исторический и духовный смысл:
"И личная вражда будет между тобой (змеем) и женщиной, и между твоими потомками и ее потомками, он будет поражать тебя в голову, а ты будешь поражать его в пяту".
Каков смысл этого предложения? Где ответ на это странное предвидение, на этот преподанный нам очередной урок, сформулированный в самом начале Торы? Почему участниками будущих конфликтов ("личная вражда") здесь названы потомки женщины и потомки змея?
Ответ находим в другом месте Торы. Вот он:
"И вышел первым, весь покрытый красным волосом (сэар), и назвали его Эсав (трава); а за ним вышел его брат, державший Эсава за пяту, и назвали его Яаков ("яакев" - будет пятой)".
Интересно заметить, что, как и множество других слов в иврите, так и слово "сэар" в этом отрывке истолковывается как "волос", но имеет и несколько иных значений, таких как "буря, бушевать, шторм". Понятие бури и шторма в сочетании со словом "красный" - "красная буря", "кровавая буря" - говорит о буйной и насильственной природе родившегося первым из близнецов.
А тот, второй из близнецов, который крепко удерживает первого за пяту, есть антипод первого. Это та самая, сдерживающая и одновременно искупительная половина первого, которая будет получать, принимать на себя удары судьбы, вызванные злом человечества, удары в пяту человечества, и которая затем наказывает это зло своей пятой. Вот она, логическая связка между изгнанием Адама, всего человечества из рая, а правильнее, самоизгнанием человечества из рая, собственным уходом человека из рая, и появлением на свет нашего патриарха Яакова, прародителя всех евреев. Яаков появляется на свет как следствие этого изгнания, как его искупление.
Этот короткий сюжет описывает появление на свет патриарха евреев Яакова - Израиля. Все евреи на земле называли и называют себя детьми Яакова. Наш патриарх и родоначальник Яаков, является главной фигурой всего повествования о рождении еврейского народа. И тут такое странное совпадение его имени и пророчества, да нет, не пророчества, но речения закона, предупреждения человечеству, данного при изгнании Адама из рая.
Во многих местах Торы, там, где сообщается о рождении того или иного персонажа, героя будущего повествования, обязательно разъясняется происхождение его имени.
Авраам получил имя от самого Господа, из Его уст, как будущий отец, прародитель, создатель великого народа.
Интересно, что в Торе всего несколько раз используется глагол "бара" - творить. Но это не просто "творить, творение". Наши мудрецы говорят, что "бара" означает создавать что-то из ничего, создание материальной субстанции из духа, из небытия. Так Господь в самом первом предложении Торы "бара", создал из ничего землю и небо, весь наш мир. Это и действие, и его результат. Господь творит мир словом: И сказал Господь: "Да будет свет!"...
Второй раз Тора использует слово "бара" - творить при описании процесса сотворения человека:
"И сотворил Господь человека в образе его, в образе Господа сотворил...".
И далее, подводя итоги созиданию, в седьмой день творения, в шабат, Тора в третий раз использует слово "бара" - творение:
"И благословил Господь день седьмой, и освятил его, ибо закончил Господь все свои созидательные труды".
И потом идет повторное перечисление того, что Господь создал в эти дни. Дальше мы нигде в Торе не встречаем глагол "бара" - творить.
Но вот мы подходим к истории Авраама. И тут мы вновь встречаем это волшебное слово и волшебное творение материального из духовного, когда нечто возникает из ничего.
Само имя, данное нашему патриарху Аврааму, построено из этого чудесного глагола, которым воспользовался Господь при создании земли и неба, при создании человека по образу и подобию Своему, при создании субботы. Теперь слово "бара" - творение - стало неотделимо от имени Его любимца, нашего первого патриарха Авраама. Если рассматривать его как составное - "авра ам", - то оно означает: "Я сотворю народ". Это слова самого Господа, давшего Аврааму такое имя. Теперь он, Авраам, который уже по имени является творцом, будет создавать народ на земле... Авраам и Господь становятся партнерами в сотворении нового народа.
Вот такое удивительное имя присвоил Господь нашему главному, первому патриарху, патриарху-творцу, патриарху напарнику Создателя.
Ицхак, сын Авраама, также получил имя непосредственно от Господа. Его мать Сара не поверила ангелу и посмеялась над пророчеством о том, что у нее в глубокой старости родится сын. Слово "ицхак" означает "будешь смеяться" - смеяться от радости рождения сына в глубокой старости. В этом слове, как во многих словах иврита, есть множество смыслов, и один из них, "насмешка", подтверждается всей жизненной судьбой Ицхака, который однажды, в юности, был уготован Авраамом в жертву Господу, но помилован в последний момент, а в другой раз, в глубокой старости, был обманут женой и сыном в борьбе за благословение первородства.
Описывая появление на свет детей Яакова, Тора последовательно объясняет имена всех его сыновей. Его жены, Лия и Рахель вкладывали в имена детей свою благодарность Господу и надежды на будущее детей. Вот только объяснение имени самого Яакова, их отца, нашего патриарха, такое странное, полупрезрительное - "последыш", "пята", "по пятам", потому, что, выходя из чрева матери, он держался за пятку старшего брата.
Созвучность слов - повеления Господа при изгнании Адама из рая и имени патриарха Яакова - не случайна. В Писании нет ничего случайного. Это два совершенно одинаковых слова, одинаковых понятия. Между ними - глубокая пророческая, закономерная связь, отражающая свойства мира. Какая?
Слово "яаков" - это глагол будущего времени (от "акев" - пята), означающий "будет пятою". На это более чем прозрачно намекает и ситуация рождения Яакова. Он рождается, крепко держа своего брата за пяту. А это уже не намек, это прямое указание на роль, отведенную обоим братьям. Яаков рожден, чтобы сдерживать порывы своего брата Эсава, противостоять ему.
Так что же я вижу в имени нашего патриарха Яакова?
Имя Яаков, - "будет пятой", - есть продолжение рассказа об изгнании человечества из рая, о конфликте между человеком и Богом.
Змей, олицетворение человеческого зла, символ злого человеческого начала, разит человечество в его пяту, представленную потомками Яакова, которые будут пятой. Все свои беды, все невзгоды, вызванные грехами, человечество обрушивает на потомков Яакова, на евреев.
Они - это социальный громоотвод, устроенный Господом для разрядки чрезмерной напряженности в мире людей. Дети Яакова, евреи, есть тот самый громоотвод, в который бьют молнии человеческой ненависти, когда она становится чрезмерной.
Евреи избраны Господом именно для этой цели. Господь избрал нас, чтобы мы своим страданием спасали другие народы от самоуничтожения, от последствий неразрешимых конфликтов.
Откуда и почему возникают эти конфликты между народами?
Народы мира живут в разных концах земли и находятся под воздействием различных земных влияний, местных духов, связанных с окружающей местностью. Порвав еще при Адаме, связь с Богом, с его духом, народы находятся под исключительным влиянием духов земных, которые в разных местах различны. Именно эти земные влияния есть источник духовных различий и неразрешимых конфликтов между народами, грозящих взаимным уничтожением.
Во имя спасения других народов от полного уничтожения создан избранный народ, евреи. Когда социальная напряженность в обществе возрастает, Господь выставляет вперед евреев, и эта напряженность разряжается, стекает в землю потоками еврейской крови. Для этого евреи избраны Господом. Мы Его слуги и Его помощники в святом деле возведения мира.
Но, с другой стороны, согласно тому же пророчеству-предписанию, на евреев, потомков Яакова, возложена роль уничтожения земного зла, сокрушения человеческого зла, победы добра над злом. Ведь именно своей пятой человечество, то есть мы, дети Яакова, избранная часть человечества, разим голову змея, символ всеобщего зла, из-за которого все человечество лишилось рая.
Для исполнения этих задач Господь избрал наш народ из всех народов земли. Избрал служить для всех остальных народов громоотводом зла, жертвенным ягненком. Бороться и побеждать зло всего человечества. Именно это записано в имени нашего патриарха, и через него суждено его потомкам, евреям.
Если мой вывод правилен, то нас и наши будущие поколения ждет множество неисчислимых бед со стороны наших соседей на земле. Ведь мы избраны Господом для спасения их душ от саморазрушения, для спасения их от их собственного зла. В этом плане мы спасителями и искупителями их грехов. Мы то, что они искали и ищут в Йешу, - Иисусе Христе. (Интересно, что при богослужении во время литургии христиане поедают Его плоть и пьют Его (Иисуса) кровь, во искупление своих грехов.) Своей кровью, своими страданиями мы спасаем другие народы на протяжении тысячелетий. Спасаем их, жертвуя собой. А точнее, нами жертвует во спасение этих народов сам Господь. Для этого Он избрал нас. Для этого мы нужны миру.
Часто в противовес имени Яаков приводят его второе имя - Израиль, полагая, что после переименования Яакова вся его судьба изменилась.
Переименование изменило взгляд на прошлое Яакова. Он из раба Лавана превратился в независимого, свободного человека. Но его будущая судьба, судьба его потомков от этого не изменилась. Имя Израиль не отменяет судьбоносного имени Яаков, но, лишь дополняет и укрепляет его, поднимая на большую высоту. Ибо имя Израиль означает "помощник Бога". Это "повышение в звании", которое он получает за прошлые заслуги и в счет предстоящих тяжких трудов, никак не отменяет возложенную на него работу. Как компенсация за ту тяжкую задачу и необычайную жертвенную роль, которую отвел Господь моему народу, Он дал евреям высочайшее свойство: "Йишраэль" означает "Яшар Эль", то есть "непосредственно Господь". В лице евреев представлен непосредственно сам Господь, тот самый, из плоти и крови, которого христиане видят в Иисусе Христе. Евреи - есть прямые представители Господа на земле.
Вся борьба с евреями, вся ненависть к евреям - это ненависть к Нему и борьба с Ним. Это борьба с Его учением, Его миропониманием, Его мироустройством, борьба с Его законами. Это борьба между языческим, земным духом в сердцах народов, и духом Божьим, воплощенным в еврейском народе. Евреи избраны быть Его посланниками на земле и нести на себе эту тяжкую ношу и все жертвы, связанные с ней. Борьба против евреев воплощает в себе борьбу между земным, материальным началом в человеке и его духовным началом, борьбу между телом человека и его душой.
Присвоив Яакову имя Израиль, Господь известил его о том, что его потомки отныне имеют прямой доступ к Нему самому, без посредников, без ангелов, напрямик. Отныне все помыслы, все чаяния, все мечты евреев приходят прямо к Господу, без задержек и промежуточных инстанций. Это и есть подлинная награда Яакову за его страдания.
Но это и тяжкая ноша, ответственность, источник новых бед и проблем моего народа. Ибо тут же вступает в действие второй очень важный социальный закон человечества.
Каин и Авель
Рассказ о Каине и Авеле, первом в истории человечества убийстве, никак не отражается на последующих событиях. Потомство Каина исчезло с лица земли еще до Потопа. Зачем он включен в Тору, в Библию?
История Каина и Авеля - это первый социальный конфликт. Как только на земле появилось два человека, тут же возник конфликт. Родные братья, вся земля в их распоряжении. Что им делить? Чего им не хватает?
Причина конфликта не материальная а духовная.
Каину не хватает любви Господа. Каин завидует тому, Бог избрал Авеля, любит его. Следствие зависти - убийство Авеля. Не будет Авеля - не кому будет завидовать. Зависть и ревность к Богу ведут к убийству.
Многие народы ненавидят евреев только потому, что евреи избранный Богом народ:
- Почему евреи утверждают, что они народ избранный? Чем они лучше нас? Вот у нас необъятные земные просторы, богатые земные недра, у нас столько рек и озер, мы самые сильные и смелые, мы самые красивые и честные, мы самые, самые во всем! Так почему же эти презренные, у которых нет ни земли, ни воды, ни природных богатств, которые такие уродливые, слабые и трусливые, почему они утверждают, что избраны Богом? Убивать их после этого. Ничего другого не остается.
В нашем мире убийство из зависти есть неотделимая составляющая миропорядка.
Убийство не с целью грабежа, воровства, мести или в пылу ссоры и гнева. Нет, убийство из ревности к Богу. Бог больше любит не меня, а другого, значит, его, другого нужно убить. Тогда, быть может, вся любовь Бога достанется мне.
Казалось бы, чем виноват тот, кого Бог любит больше? Ведь не он же любит, а его любят. Быть недовольным следовало бы по отношению к Богу. Ведь это Он любит моего брата больше, чем меня.
Человеку не по силам и страшно восстать против Бога, но легко и просто восстать против другого человека. Ну и что, если этот другой ни в чем не повинен? Но зато его легко убить, выместить на нем свою зависть, обиду, свой гнев, свою злобу... на Бога.
Это как избивать и пинать чучело начальника для разрядки своего недовольства, злобы и ненависти к самому начальнику.
Вот и следующая социальная закономерность: человек наказывает не того, кто виноват, а того, на ком он в состоянии выместить свой гнев. История евреев, - наилучшая иллюстрация к этому закона.
Господь предпочел евреев остальным народам. И все народы мира ненавидят и убивают евреев так же, как Каин возненавидел и убил Авеля. Таков мир, в котором мы живем. И вовсе неспроста в самом начале Торы помещена история о Каине и Авеле.
Но в том рассказе Авель был убит, и конфликт, вызванный человеческой завистью был исчерпан. Это пример тупикового развития. Произошло убийство, и дело закончилось. Завидовать больше некому и некого убивать. Но миру необходим процесс, в котором зависть, ревность и убийство, столь естественные для человечества многократно проходили бы через все стадии своего развития и никогда не оканчивались. Этот спектакль должен продолжаться тысячелетиями. И тысячелетиями Каин должен убивать Авеля.
Именно для этого создан избранный народ, который будет всегда выходить на сцену истории в роли Авеля и принимать на себя смерть от руки Каина. Зависть и ревность Каинов необходимо подпитывать и разряжать. Этому служит жертвенный ягненок, еврейский народ, вечный Авель человеческой истории.
Патриархи, генетика и селекция
История патриархов очень интересна с точки зрения современной селекционной науки, генетики. В ней подробно излагается процесс возникновения и формирования "избранного" народа, этногенез евреев.
Кстати, на заметку феминисткам: женщина как активный участник событий, появившись в истории Адама, полностью исчезла со страниц повествования и вновь возникла лишь через двадцать поколений с появлением на сцене Авраама. Отныне женщина становится активным и полноправным участником всех событий истории.
Через двадцать поколений после Адама на свет появился Аврам, впоследствии переименованный Богом в Авраама. В старой хасидской легенде Господь говорит Аврааму: "Много поколений Я ждал твоего прихода в этот мир".
Господь, (законы развития мира), не создает(ют) человека, который был бы идеальным во всем. Совершенствование человека - это задача самого человека, который должен быть независим и самостоятелен как творец. Человек должен стать обязательной духовной компонентой развития мира. Невозможно создать идеального человека без его лично участия. Процесс формирования человека по Торе - это процесс длительный, постепенный и болезненный. Тора описывает многочисленные этапы этого пути.
Бог создал Адама, но тот пошел по ложному пути и был изгнан из рая. Единственный праведник Авель был убит своим братом Каином. Люди, произошедшие от Адама, грешили, и были уничтожены всемирным потопом.
Сохранив одну единственную семью из всех, населявших землю, семью Ноя, Бог возобновил воспроизводство людей. Но и потомки Ноя развратились, начали строить Вавилонскую башню, и Господь вынужден был разобщить их, введя семьдесят новых языков и рассеял их по земле.*) Но и это не помогло. На земле не было ни народа, ни человека, который бы соответствовал требованиям и чаяниям Господа для выполнения Его целей.
*) Рассказ о Вавилонской башне содержит в себе глубокий смысл. Вкратце его суть состоит в том, что человечество непрерывно наращивая свою научную и технологическую мощь, пытается подняться до уровня Творца, стать таким же как Он могущественным, и при этом непрерывно втягивается во все большее и большее взаимное разобщение и антагонизм, углубляющиеся конфликты, угрожающие всеобщим уничтожением. Вся история человечества - это история строительства вавилонской башни и последствия этой затеи. По мере возрастания человеческих знаний и возможностей многократно увеличиваются конфликты и войны между народами. Рост технологического могущества сопровождается ростом противостояния. Под возникновением различных языков среди строителей Вавилонской башни, Тора подразумевает отсутствие какого-либо взаимопонимания между народами современного мира и усиление разногласий между ними.
И вот спустя 20 поколений рождается Аврам.
Он должен стать равным Господу, Его партнером, обладателем полной свободы. Нелегкая задача даже для Бога. И Он, Его законы, действуют как опытный селекционер. Бог может начать создание (выведение) человека нового типа - новый этнос. *)
*) "Человек нового типа" - не громко ли сказано? Думаю, что нет. Вот интересное наблюдение, сделанное Николаем Бердяевым через три-четыре года после Октябрьской революции в России:
"В стихии большевистской революции меня более всего поразило появление новых лиц, с небывалым раньше выражением. Появились совершенно новые лица, раньше не встречавшиеся в русском народе. Появился новый антропологический тип, в котором уже нет доброты, расплывчатости, некоторой неопределенности очертаний прежних русских лиц. Это были лица гладко выбритые, жесткие по своему выражению, наступательные и активные. Ни малейшего сходства с лицами старой русской интеллигенции, готовившей революцию. Новый антропологический тип вышел из войны, которая и дала большевистские кадры".
Так что если война и революция породила нового человека в России, то Господь Бог наверняка мог создать человека "нового типа".
Много поколений Господь терпеливо ждет появления человека, обладающего новыми духовными свойствами. Эти новые свойства проявились у Аврама. Создатель начинает медленно и осторожно направлять его с тем, чтобы закрепить и усилить свойства, полученные после столь долгого ожидания.
Как только Господь убедился, путем ряда испытаний ("методом тестирования"), что Аврам именно тот человек, который должен стать родоначальником угодного Господу будущего народа, он, Аврам получает от Господа новое имя - Авраам. Он действует также осторожно и тщательно, как действовал Господь.
Он старательно выбирает жену своему сыну Ицхаку. Селекционеры при выведении новой породы животного или растения тщательно выбирают ему пару для закрепления уже наметившихся первых положительных признаков новой породы. Так и тут. Жену для Ицхака Авраам выбирает из семьи своей жены Сары.
А затем и Ривка, жена Ицхака, направляет своего сына Яакова искать невесту к своим родственникам в Междуречье (откуда вышла она сама и ее свекровь) по тем же соображениям - закрепления полученных положительных признаков человека нового типа - еврея. И Яаков берет себе в жены сразу двух женщин из этой семьи, сестер Рахель и Лию.
Интересно, что внутри рассказа о Яакове непонятно зачем приведен короткий и, казалось бы, совершенно не к месту эпизод о селекционной работе самого Яакова. Пастух Яаков размножает (методом "селекции") в своем стаде только пестрых овец и, по договору с Лаваном, забирает их себе.
Я уверен, что эта маленькая деталь приведена в Торе не случайно, но для того, чтобы еще раз объяснить человечеству, что работа по выведению человека нового типа, нового этноса, для Господа была непростой и нелегкой, сродни работе Яакова у Лавана. Но в то же время она была успешно завершена точно так же, как успешно завершил свою работу и свои испытания Яаков.
После Яакова все его дети уже женятся на местных, ханаанейских женщинах. По-видимому, процесс формирования и закрепления новых устойчивых генетических признаков в основном завершен, и людям нового типа, новому этносу, на этом этапе смешение не опасно.
Вот такую интересную селекционную работу провели Господь и Авраам для создания нового этноса, еврейского народа, который затем будет избран Богом перед всеми остальными народами на земле.
Вершиной, апогеем процесса создания еврейского народа является Исход из Египта.
Каждый народ обладает своими, более или менее ярко выраженными характерными внешними признаками: разрез и цвет глаз, форма носа, цвет волос и кожи и тому подобное. Еще более существенны различия народов по внутренним генетическим признакам, хотя эти признаки менее наглядны. Генетические особенности народа формируются под воздействием окружающей среды, в которой он обитает на протяжении многих поколений.
Теперь Господь начал формирование совершенно нового народа, избранного стать проводником Его идей и духовных ценностей. Он спешит. Времени у Него мало. Нет уединенного места на земле, где можно было бы осуществить этот процесс. Господь прибегает к методам ускоренного формирования необходимых генетических признаков.
Он выводит людей, избранных стать новым этносом, в пустыню. Он подводит их к удаленной одиноко стоящей горе. Он возводит Моисея, их вождя на вершину горы, подальше от всех остальных, облучает и просвещает его, наставляя его духовным основам жизни нового народа, будущего общества.
Светящийся и просвещенный новым учением и облучением, Моисей спускается к своему народу и, действуя светом мудрого слова и собственным излучением, просвещает народ в полном смысле этого слова - новым знанием и светом неизвестной энергии, производя генетические изменения параллельно с подробным разъяснением и наставлением духовным основам.
Это двойное воздействие, духовное и физическое, приводит к необратимым генетическим изменениям.
Нынешняя селекционная наука широко использует радиоактивное облучение для быстрого формирования новых генетических признаков, без необходимости многолетнего ожидания их спонтанного возникновения.
Облученное животное или растение приобретает новые генетические признаки, которые проявляются в его потомстве. Вот почему после встречи с Господом, и "просвещения" новый народ с новыми благоприобретенными духовно-генетическими свойствами, которые еще не закреплены, не может отправляться сразу на свое будущее постоянное место жительства - в Ханаан. Ведь новые признаки проявятся только в будущих поколениях. Эти признаки нужно закрепить. И народ, который еще только потенциально новый, отправляется в пустыню для закрепления приобретенных признаков в телах и душах своего потомства. Лишь дети тех, кто стоял у горы Синай, и их внуки понесут в себе генетические свойства нового народа.
Синайская пустыня явилась замечательной стерильной лабораторией для закрепления только что приобретенных духовных генетических признаков. В пустыне новый народ полностью изолирован от физического и духовного контакта с другими народами земли, от внешнего влияния. Здесь его легко держать на строгой, "экологически чистой" диете, поступающей прямо с неба и не загрязненной никакими земными примесями и влияниями, - на манне небесной, способствующей закреплению и усилению новых генетических признаков.
Суровые условия Синайской пустыни - это прекрасное место для проведения естественного отбора наиболее сильных и жизнестойких членов нового общества.
Все дурное земное воздействие на человека происходит от контакта с продуктами земли. Земля и произрастающие на ней плоды несут в себе свойства и признаки, проявляющиеся в живущих на ней народах. Место обитания народа привязывает его духовно и физически к тем земным духам-элементам, которые характерны для данного места. Если кому-то не нравится слово "духи", пусть заменит его воздействиями "микроэлементами и минералами", характерными для той или иной местности на земле, и определяющими физический и духовный облик каждого народа, его специфику.
Еврейский народ в период своего сорокалетнего пребывания в пустыне, когда формировался его физический и духовный облик (период младенчества), питался непосредственно плодами небес, манной небесной, продуктом неземного происхождения, прошедшего основательную обработку и подготовку на небе прежде, чем попадал "на стол" блуждавшего в пустыне народа.
Так в идеальных условиях пустынной лаборатории был сформирован совершенно новый народ, физически не привязанный ни к какому определенному месту на земле, с глубоко закрепленными в нем на генетическом уровне новыми духовными свойствами, которые уже ничем, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя изменить или искоренить. И эти свойства нового народа теперь передаются из поколения в поколение не только и не столько словами и нравоучениями, хотя они очень нужны и крайне полезны, но рождением от матери-еврейки, несущей в себе весь необходимый набор еврейского генетического материала. Вот еще одно объяснение, почему в притче об изгнании из рая и о борьбе со змеем упоминаются потомки женщины как представителя рода человеческого.
Самой лучшей демонстрацией удивительных результатов гениального генетического творения является изменение взгляда этого народа на землю Ханаана и его население.
Евреи, только что вышедшие из Египта, видят в обитателях Ханаана огромных и непобедимых великанов, перед которыми они просто пигмеи, с превеликим трудом несущие на спине одну гроздь винограда.
А евреи, родившиеся в пустыне во время скитаний, навевают ужас на все окружающие народы, которые не знают где, как и у кого получить защиту от этой страшной, надвигающейся на них угрозы. Это народ, одним своим дуновением разрушающий стены Иерихона.
И еще одна, не менее блестящая демонстрация непобедимого духовного свойства, сформированного в еврейском народе в те дни.
Евреи были изгнаны со своей земли, земли Израиля, и на протяжении 2000 тысяч лет скитались по миру, были лишены своего отечества, своих традиций, тысячелетиями жили среди других народов, были преследуемы и гонимы соседями, часто насильственно и даже под страхом смерти обращались в другую веру, вынуждены были перенимать обычаи других народов и их языки, но, несмотря на это, остались верны своим традициям, и через 2000 лет все так же стремятся вернуться на свою землю, к своим истокам, к своему Храму и своему Господу. Это наилучшее свидетельство необычайно успешного генетического духовного преобразования, которое осуществил в моем народе Господь в годы скитаний по пустыне.
Интересны описания требований к чистоте животного, приносимого в жертву Богу. Жертвенное животное должно быть крепким, здоровым, лучшим из всего стада и без единого физического (внешнего и внутреннего) изъяна, без единого пятнышка на теле. Вот какие требования предъявляет Господь к приносимым в жертву животным.
Именно таким Он стремится создать свой избранный народ, народ без единого изъяна и пятнышка. Народ, избранный для принесения в жертву во имя всех народов земли.
Тамар
Тамар - это первая мать, основательница всех моих предков, всех иудеев. Рождение основателя моего древнейшего семейного рода зарегистрировано в самой древней книге записей актов гражданского состояния - в Торе, а точнее, в первой ее книге - Берейшит. Я не думаю, что этот рассказ случайно включен в общую стройную историю происхождения мира и евреев, записанную в Библии. Видимо, Создатель хотел обратить внимание всех людей на эту семью и ее потомков, которые не случайно появились на земле в числе других семей, и несут в себе важное духовное начало-послание.
Нам предстоит понять, как и почему это произошло, и какова цель этой поучительной истории.
Я имею в виду запись в Торе истории происхождения прародителя иудеев, прародителя всех Парицких, всех Парецов, всех Перецов на земле - первого Пареца.
Отдельные моменты в жизни моего отца, моих братьев, моя собственная жизнь дают мне основание предполагать, что есть в нашем роду, в наших поступках что-то специфическое, подобное поступку Тамар, угодное Господу, основанное на Его духовных законах, вызывающее Его благоволение, расположение и помощь. Это какой-то своеобразный, чисто генетический, родовой почерк в манере поведения и в жизненном укладе нашей семьи, который пронесен через сотни поколений. Я приведу очень интересный и живописный рассказ о нашей праматери Тамар и о нашем праотце Йеhуде, о происхождении древних генеалогических корней иудеев.
Древнейшие семьи Европы прослеживают свою родословную на 200, 300, а иногда и на 500 лет в глубь веков.
Евреям, "безродным космополитам", веками скитавшимся по странам и континентам среди других народов, казалось бы, не стоит меряться силами с вот такими "древне-родовыми" монстрами. Куда уж им, успевавшим за какие-то двести-триста лет сменить образ жизни, язык общения, географию обитания. Не по своей, разумеется, воле.
Но вот что удивительно. Несмотря на тысячелетия скитаний по земле, евреи упорно тянут тонкой прочной ниточкой свои имена, а в последние лет двести - и фамилии. Это ли не свидетельство самого высокого родословия на земле.
Вот приехали в Израиль евреи из разных стран, из разных континетов. В течение столетий они пережили там множество перипетий и катастроф местного и мирового масштаба. Они прожили многие сотни лет среди разных, далеких друг от друга народов и разных религий. Но у всех у них сходные имена и фамилии, как если бы все они были членами одной семьи, произошли от одних родителей.
Не нужно проводить генетические проверки, давайте посмотрим на имена и фамилии людей. И мы обнаружим удивительную настойчивость и упрямство, с которым люди сохраняют и проносят сквозь тысячелетия, страны и континенты, имена предков. Это потрясающий феномен хранения евреями свидетельств их древнейшего происхождения. Фамилии Левин, Левитин, Коган, Коганович, Каган, Коэн, Кац упомянуты в Торе, уходят в историю, по меньшей мере, на три тысячи лет.
Танах у евреев (Ветхий Завет у христиан) состоит из отдельных книг. Первые пять книг, как уже было сказано, носят название Тора, или "Пятикнижие Моисеево". Писал эти книги под диктовку Господа самый великий "писатель" земли - Моисей. Первая из книг рассказывает о родословной еврейского народа и об истории евреев до ухода в Египет.
Я напомню читателю, что первым в роду евреев был Авраам. Затем был его сын Ицхак. А сын Ицхака Яаков (Израиль) стал родоначальником собственно евреев. Мы все дети Яакова.
У Яакова было двенадцать сыновей. Они стали родоначальниками двенадцати колен Израилевых, двенадцати союзных племен, вышедших из Египта и отвоевавших по указанию Господа отведенную им землю, Ханаан.
Одним из сыновей Яакова был Йеhуда (Иуда). Его именем названо великое колено-племя Йеhуды. От него пошло одно из древних еврейских царств Иудея, а народ, его населяющий, получил название "иудеи". Религия, которую они исповедуют, названа по имени этого народа - "иудаизм". Все современные евреи - иудеи.
Имя Йеhуда - очень не простое, как и все имена у евреев. Оно состоит из двух частей. Первая его часть (буквы йуд и hей), "йеhу", соответствует начальным буквам полного (четырехбуквенного*) имени Господа Бога, которое целиком никогда евреями не произносится. Вторая часть (буквы далет и hей), "да" - это вторая половина слова, обозначающего благодарность, "тода" - "спасибо, благодарю".
*Так называемый Тетраграмматон; принятая в религиоведении транскрипция этого имени - YHWH, читаемая как "hаШем".
Так что имя Йеhуда есть выражение огромной благодарности еврейской матери Богу за то, что Он дал ей этого сына.
О Йеhуде и его детях, основателях племени иудеев, в Торе имеется отдельный рассказ, что крайне необычно. Ведь в отношении других братьев, за исключением Леви, из которого произошли Моисей и первый первосвященник Аhарон, нет никаких особых повествований, кроме обычного перечисления имен тех, кто кого родил. А в рассказе о Йеhуде имеется специальная история, целая повесть о похождениях родоначальника иудеев. Вот она.
Все эти события происходили еще до переселения евреев из Ханаана в Египет.
У Йеhуды было три сына. В соседней деревне, рядом с местом, где находился стан Яакова и его сыновей, жила девушка по имени Тамар, что на иврите означает "финик", а также "подниматься, восходить, возноситься". Тамар полюбила обычаи семьи Яакова, евреев, и ей страстно захотелось войти в эту семью. Со своей стороны, она понравилась Яакову, и он решил женить на этой милой девушке кого-нибудь из своих внуков.
Как раз подошла очередь Ира, старшего сына Йеhуды, и Яаков настоял на том, чтобы Йеhуда женил его на Тамар. Юноше она не нравилась, однако слово великого деда для него было непререкаемо. Их поженили. Но у них с Тамар не было детей, а Ир вскоре умер. Тамар стала вдовой, не успев родить ребенка. В Торе даже сказано, что ее муж настолько не любил Тамар, что она осталась девственницей.
По еврейскому закону тех времен, в случае смерти старшего брата заботу о его вдове берет на себя младший брат. Вот почему, овдовев, Тамар стала дожидаться, пока подрастет средний брат, чтобы вновь попытать счастья и родить детей.
Средний брат Анан подрос, и его женили на Тамар. Но и тут у них ничего не вышло, и этот несчастный тоже вскоре умер. Тамар овдовела во второй раз. Теперь она стала дожидаться, когда подрастет третий сын Йеhуды.