Творение Господа Бога может быть представлено как единение трех неразделимых составляющих: Элоким - законов физического мира, Эль Шадай - законов живого мира, аШем - законов ментальности, законов духовного мира.
Человек - органическое единство этих компонент.
Человек состоит из физических элементов мира и подчиняется физическим законам - Элоким. Человек питается растительной и животной пищей, и жизнь его подчинена законам живого мира - Эль Шадай. И, наконец, ментальность человека подчинена законам духовного мира - аШем.
В рассказе о грехопадении в раю в первом и самом простом его смысле, грехопадение Адама есть результат возобладания в Адаме именно духов живого мира - Эль Шадай, носителем которых, их символом является змей, совративший Еву и Адама. Вот почему аШем проклинает землю - источник этих духов. Но при глубоком рассмотрении этого проишествия, мы видем, что истинным источником "грехопадения" Адама явилось нарождающее в нем (в его жене) сознание, которое вырвало Адама из-под влияния земных духов Эл Шадай и передало под управление аШема, Творца Законов духовного мира.
Однако, человек это значительно больше, чем простое механическое соединение трех миров Творца.
Человек - творческий элемент этого соединения. Духовный мир человека вносит существенные изменения, коррекции в физический, жмвой и духовный мир Творца, в мир Элоким, Эль Шадай и аШема. Именно в этом предназначение человека, главная цель его сотворения Господом Богом. Человек является партнером Творца в формировании Творения. Начиная с Адама, но, в первую очередь, с Авраама, человек становится все более существенной и решающей компонентой, движущим фактором Творения.
Тора рассказывает нам, как начиналось участие человека в процессе совместного творчества - со-творчества.
Необходимо отметить, что творчество человека осуществляется не только на этапе его участия в тех или иных событиях, описанных в Торе. Человек творит при чтении, осмыслении текста, его реакции на прочитанное в Торе, и в любую минуту его жизнедеятельности. Именно для этого Господь Бог продиктовал Свою Тору народу Израиля. Через Тору, через ее буквы и текст Господь Бог вовлекает человека в активное участие в формировании не только его личного ментального мира, но и всего ментального Мира, как такового. Читая Тору, осмысливая, интерпретируя ее, каждый человек невольно принимает участие в созидании, формировании ментального мира Творца.
Читая Тору мы невольно, желая того или нет, изменяем элементы духовного мира Творца. Впрочем это касается чтения не только Торы, но и всякого слова, высказанного другим. Ибо...
Рождая человека в мир мать осуществляет завет Бога - "плодитесь и размножайтесь". Женщина служит лишь той дверью, через которую Творец выпускает в мир Свое новое произведение. Но человек, женщина и мужчина - активные соучастники этого процесса: весь этот процесс возможен лишь с их согласия. Однако трудно возложить на них ответственность за результат этого Творения. Они практически не контролируют его результаты: что получилось - то получилось. И в дальнейшем мир пользуется именно этим.
Точно также происходит и с книгами, которые лишь кажутся созданными их авторами. Да несомненно они прилагают не мало усилий с тем, чтобы их книги несли в себе те или иные идеи, смысловые нагрузки, интересные сюжеты. Они вкладывают в свои книги массу сил, пытаясь отразить в них свои мысли и чаяния, донести их до читателя.
Не говоря уже о том, что сам человек не до конца отдает себе отчет в том, как и почему в нем рождаются те или иные мысли или идеи, но после рождения (выхода в свет) книга становится не только материальной, но в, первую очередь, духовной собственностью читателя, и он наполняет ее своим духом, своим собственным пониманием мира, своей ментальностью, преломляя смысл книги под углом зрения собственного мировоззрения. Читатель включается в творчество автора, наполняя и изменяя прочитаное собственным смыслом, своим миром, одновременно изменяя и свой мир под воздействием текста, лежащего перед ним. Именно таким образом формируется та бесконечность духовного мира, которая окружает нас, в которой мы сами того не осознавая барахтаемся и плывем куда-то в бесконечность (Русь, дай ответ! Не дает ответа!).
И единственной надеждой и конечным пунктом нашего пути служит Седьмой день Творения мира Господом Богом - день отдохновенья, мира и покоя. Это маяк, который Тора зажгла в кромешной тьме неизвестности будущего: вопреки всем бурям и штормам в конце пути нас всех ждет покой и умиротворение. Амэн.
И поднялся Аврам из Египта, он и жена его, и все, что его, и Лот с ним, в Негев. И Авраам очень обогащен (богат) скотом, серебром и золотом. И отправился своим путем из Негева до Бейт Эля, до места, где был ее шатер в начале, между Бейт Элем и Аи, до места алтаря, который сделал там в начале. И призвал там Аврам Имя Бога. И также у Лота, шедшего с Авраамом, был крупный и мелкий скот и шатры. И не хватало для них достаточно земли располагаться вместе, ибо было у обоих множество собственности и не могли находиться вместе. И был спор между пастухами из стана Аврама и пастухами из стана Лота. А ханаанеяне и паризане в то время жили в той земле. И сказал Аврам Лоту: прошу, не надо споров между тобой и мной, и между твоими пастухами, и моими, ведь мы с тобой братья. Разве не вся земля перед тобой, отделись, прошу, от меня, если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево. И поднял Лот глаза и увидел всю долину Иордана, которая вся орошалась до того, как покарал аШем Содом и Гоморру. И была как сад аШема и как земля египетская в Ака Цаар. И выбрал ее Лот, всю долину Иордана и отправился Лот на восток, и отделились друг от друга. Авраам осел в земле ханаанской, а Лот осел в городах долины и ставил шатры до Содома. А люди Содома очень плохие и очень грешили перед аШемом.
Это завершение истории спуска в Египет. Теперь все участники ее возвращаются из Египта, обремененные тяжелыми и обильными подарками, огромным имуществом, добытым там.
1. ויעל אברם ממצרים - И поднялся Аврам из Египта.
(70) видит в слове ויעל указание, что Авраам поднялся духовно из нижней ступени Египта, достигая высшей ступени относительно его предыдущего состояния. В отличие от Адама (со змеем) и Ноя (с вином), Авраам не был окончательно совращен, и поднялся вновь до своего прежнего духовного состояния.
Зоар (70) признает, что праведник Аврам понизил свой духовный статус и поэтому спустился в Египет. А теперь, после полученного от Сарай и аШема урока, он исправился, вернул себе прежний духовный уровень и вновь обращается с молитвой к аШему.
По мнению Зоар (70), плохо не то, что Аврам опустился, так же, как в свое время опустились Адам и Ной. Это может случится даже с праведником Аврамом. Но его опустившиеся предшественники не смогли вновь подняться и восстановить исходный духовный статус, которым обладали прежде. И только Аврам, вернувшись из Египта в Ханаан, впервые в истории, восстановил прежний духовный статус. Именно об этом говорит Тора. Аврам исправил свою ошибку и вернулся в прежнее духовное состояние.
Еще один существенный момент, почему-то не отмечен никем из Мудрецов: Аврам спустился из Ханаана в Египет, а затем он поднялся из Египта в Ханаан, в то время, как раньше Аврам просто вошел из Харана в Ханаан не изменяя своего духовного статуса (не поднимаясь в Ханаан). Это говорит о том, что в тот момент земля Ханаана не обладала никаким особым духовным статусом, который отличал ее от Харана и других мест земли. А теперь, после короткого пребывания в ней Аврама, после строительства жертвенника аШему, после возведения ее шатра (шатра Шехины), духовный статус Ханаана возрос, и даже Аврам спустился с него и теперь вновь поднялся на этот уровень.
הוא ואשתו וכל-אשר לו - он со своей женой и со всем, что у него.
Подчеркивается чудо, что египтяне не ограбили его под предлогом, что он получил свои подарки хитростью (2).
Рамбан (2) признает, что подарки Аврама получены хитростью.
Интересно, что когда речь шла о спуске в Египет, то упомянут был один лишь Аврам: וירד אברם מצרימה לגור שם - и спустился Аврам в Египет, пожить там. Сарай не упоминается. То есть, духовное падение коснулось только Аврама но не коснулось Сарай. При возвращении из Египта в Ханаан также сказано только об Авраме: ויעל אברם ממצרים - и поднялся Авраам из Египта. Таким образом, духовный статус Аврама вначале понизился, а затем вновь поднялся. Духовный статус Сарай в обоих случаях не изменился.
ולוט עמו - и с ним Лот.
(24): здесь Лот шел עמו, в то время как ранее сказано אתו. Слово אתו подразумевает раболепный, зависящий, "послушно с ним". В то время Лот был сиротой, который зависел от своего дяди, Авраама. Слово עמו подразумевает, что один сопровождает другого как равный "вместе с ним". В этом промежутке времени Лот стал независимым, богатым и больше не демонстрировал повиновение Аврааму.
Тора не уточняет, каким образом разбогател Лот, но намекает на то, что Лот стал теперь вести себя независимо. Возможно, именно недостойное поведение Аврама в Египте повлияло на самооценку Лота относительно Аврама. И отсюда вспыхнувшая вскоре ссора между ними.
Странно то, что все эти богатства Аврама и Лота и все эти метаморфозы с Лотом произошли, по мнению Мудрецов, всего за три месяца пребывания Аврама в Египте. Это чрезвычайно короткий срок, за который такие перемены произойти никак не могут.
הנגבה - в Негев.
Авраам из Египта попадает в Негев, ближайшее место в Эрец Исраэль.
2. במקנה בכסף ובזהב ואברם כבד מאד - и Аврам очень нагружен скотом, серебром и золотом.
Тяжела ноша в его узлах (1). Прилагательное "тяжелый" использовано потому, что с таким огромным богатством, он был придавлен к земле и двигался медленно (4).
3. וילך למסעיו מנגב ועד-בית-אל עד מקום אשר היה שם אהלה בתחלה בין בית-אל ובין העי - и продолжил свой путь из Негева в Бейт Эль до места, где был ее шатер в начале между Бейт-Эль и Аи.
(220): Он возвращался по своему первоначальному маршруту, который был южнее Бейт Эля, и его целью был Алтарь. И отсюда он сдвинулся в горы, восточнее Бейт Эля (7).
К месту, откуда он начал свой спуск в Египет.
Не дает покоя это странное название Аи, означающее развалины, руины. Мудрецы никак не комментируют их. Откуда они взялись в самом начале истории, когда народы только что, совсем недавно стали расселяться по земле. Когда они (кто?) успели что-то построить, пожить и разрушить построенное? Уж не идет ли тут речь о распространенном в иврите слове חורבך - хурбан - (будущие) развалины (будущего) храма. Ведь никого не удивляет слово Шхем, название города, которого во времена Авраама еще не было. Говорят - речь идет о месте, на котором впоследствии возникнет город Шхем. Тогда почему бы не предположить, что эти таинственные Аи-развалины подразумевают не что иное, как развалины будущего Храма (хурбан - аБаит).
4. ויקרא שם אברם בשם ה' אל-מקום המזבח אשר-עשה שם בראשנה- До места жертвенника, который возвел там вначале и призвал там Аврам Имя аШема.
По случаю возвращения на землю, предназначенную ему, Авраам вновь обратился к Богу и призвал людей последовать за Ним (16).
Фраза Торы жертвенник, который возвел (Аврам) там вначале намекает, что акт возведения Аврамом впервые жертвеника в определенной степени параллелен акту сотворения мира Элоким - вначале создал Элоким.
Возвращением к прежнему алтарю и призывом к аШему Аврам признал свою ошибку - уход в Египет и свое поведение там, он покаялся в содеянном и вновь восславил аШема за его чудеса и заступничество. Своим возвращением Аврам начал весь свой путь в Ханаане сначала, со Шхема, с утра, с бокер, с чистого листа. Так он пытается исправить допущенную им ошибку.
5. וגם-ללוט ההלך את-אברם היה צאן-ובקר ואהלים - и так же у Лота, пришедшего с Аврамом было много крупного и мелкого скота и шатров.
Из этой фразы следует, что Лот был так же богат скотом и шатрами, но он не участвовал в молитве и обращении Аврама к аШему. Таким построением двух последовательных фраз Тора намекает на истинную причину их спора - Лот не разделял веру и молитвы Аврама.
Аврам хотя и с трудом (он очень нагружен скотом, серебром и золотом, а это, как мы знаем, отягчающие дух и веру обстоятельства), но поднялся из Египта, из своего и пониженного духовного положения, связанного с накоплением, обманом, стяжательством. А Лот (у которого тоже много крупного и мелкого скота и шатров) духовно так и остался там, в Египте, на том уровне. На этой почве у них возникают противоречия. Не из-за нехватки земли, как говорит простой смысл рассказа Торы, но из-за совершенно разного взгляда на суть существования на земле. Лот не обращается с молитвой к аШему, как Аврам. Они уже не могут находиться рядом. Им нет места друг подле друга. Лоту стал ближе и роднее Содом. Именно поэтому он уходит туда. Там материальное процветание и изобилие, но нет места духовному уединению. Там (Лоту) хорошо.
6. ולא-נשא אתם הארץ לשבת יחדו - И не могла земля выдержать их сидящих вместе.
Они не могли найти достаточно места для скота (1). (1): слово נשא, нести, выносить, терпеть, используется вместо слова מרעה, пастбище. (28): (1) считает, что земля как таковая не была способна выносить их, потому, что не было для достаточно пастбищ. (6): неспособность земли поддерживать их уходит за пределы естественных рассуждений. Может ли быть в действительности, что земля, которая поддерживает такое огромное население, не могла поддержать их? Были споры между пастухами, которые были действительной причиной. Даже обильная земля не может удовлетворить ссорящихся. (184; 40)
Более глубокий смысл этого выражения имеется в старом народном выражении: Как земля только его выносит? Именно в этом суть фразы: Земля была не в силах выдерживать их вместе. Причины этого не материальные, как сказано в следующей фразе. Ведь они вместе были перед этим в Негеве, где пастбища намного скуднее, чем в горах севера, но там их двоих земля выносила, а тут, при обилии пастбищ, земля перестала их выносить. И произошло это после того, как Аврам призвал аШема. Это подчеркивает их духовные различия. Материальное положение Лота тянет его духовно вниз, к земле, не дает ему оторваться от чисто бытовых вопросов и проблем. Ему будет хорошо там, внизу, в Содоме.
О чем тут речь? Как материальное положение, материальное благополучие или же материальные невзгоды могут влиять на духовное состояние человека?
Об этом уже говорилось выше.
Голос аШема, голос Бога постоянно звучит в ушах человека - в его надсознании. Вопрос в том, как услышать этот голос, понять, о чем он говорит?
Чтобы услышать голос Бога, звучащий в надсознании на фоне бытовых шумов сознания, отягощенного материальными заботами, необходимо понизить, насколько возможно эти шумы, шумы бытовых проблем и забот, шумы физических наслаждений.
Человек, отягощенный повседневностью легко теряет слух, не слышит голос Бога, тихо звучащий в надсознании. Так случилось с Аврамом в Негеве. Голод, явный или надуманный, овладел его сознанием, стал вопить в нем, в его ощущениях и оценках, заглушив голос Бога. Голод оторвал Аврама от аШема, разорвал или резко ослабил связь с Богом, вынудил его, исходя из трезвых рассуждений, отправиться в Египет. В Египте тот же голос разума, сознания выдвинул перед Аврамом новые проблемы, проблемы коварства и сладострастия египтян, фараона. Преодолевая их, изощряясь в хитрых интригах, Аврам все сильнее глушил призывы подсознания, голос Бога, звучащий в нем. Он все дальше отрывался, уходил от Бога.
Молитва Сарай, наказание фараона, его страх перед Богом, вернули Аврама обратно в Ханаан. Он протрезвел, восстановил свою душевную прозорливость, духовную чуткость, восприимчивость к голосу Бога. Он вновь поднялся над бытом, отодвинул свое сознание на задний план, восстановил связь с аШемом, и услышал голос Бога, звучащий (за кадром) в нем (и дух Божий витает над водами). Именно этим, по мнению Зоар (70), он отличается от Адама и Ноя, которые не смогли вернуть свой исходный духовный статус. И эту свою особенность Авраам передаст по наследству потомкам. Как Авраам, евреи могут ошибаться и грешить, но они, как он, могут затем восстановить свой прежний духовный уровень и даже подняться над ним выше исходного состояния.
Беседа Аврама с аШемом, где предсказывается обилие будущего потомства, подобное пыли земной, есть результат глубокого внутреннего критического самоанализа Аврамом своего поведения в Египте и своих поступков там. Из сравнения будущего народа с пылью земной видно, что результат этого самоанализа был для Аврама нелицеприятным. Недаром ведь Бог тут же ставит перед Аврамом следующую нелегкую задачу, войну, военные трофеи, которую Аврам на этот раз решает блестяще.
Аврам, таким образом, не только восстановил прежний духовный уровень, но поднялся еще выше и получил, новую оценку и новое звание - иври - еврей.
כי-היה רכושם רב ולא יכלו לשבת יחדו - ибо их собственность была обильной, и они не могли селиться вместе.
Почему повторяется фраза לשבת יחדו, они не могли селиться вместе? Ибо земля не могла поддержать их, живущих вместе, из-за их обильной собственности; ולא יכלו לשבת יחדו, и они не могли жить вместе из-за их идеологических различий (552; 24).
7. ויהי ריב בין רעי מקנה-אברם ובין רעי מקנה-לוט והכנעני והפרזי אז ישב בארץ - И были споры между пастухами аврамовых стад и пастухами лотовых стад. И ханаанеяне и паризане жили тогда в той земле.
Пастухи Лота пасли свой скот на чужих пастбищах. Когда пастухи Авраама упрекали их за это, пастухи Лота утверждали, что они вправе так делать потому, что эту землю отдали Аврааму (12:7). А так как Авраам бездетный, то Лот его наследник. (6): Стада Авраама шли на пастбище в намордниках (чтобы не пастись на чужих полях), в то время как стада Лота были без намордников. Пастухи Авраама бранили их: "Это грабеж!" На что пастухи Лота отвечали: "Бог сказал Аврааму: "Твоим потомкам отдам я эту землю", и Авраам бесплоден, как мул, и когда он умрет, Лот станет его наследником; даже если они и едят, (на твоих пастбищах) то едят они свое собственное (потому, что эта земля наверняка будет их.)"
8. כי-אנשים אחים אנחנו ובין רעי ובין רעיך אל-נא תהי מריבה ביני ובינך ואמר אברם אל-לוט - И сказал Аврам Лоту: Давай не будет спора друг с другом и между моими пастухами и твоими. Ведь мы родственники.
Мы родственники и наши споры унизительны. Независимо от этих споров Авраам называет его "брат"! (164). (1; 6): Авраам называл Лота братом, ибо они были похожи друг на друга. (83): Авраам боялся, что они с Лотом похожи, и люди обвинят Авраама в нарушении границ: "Пусть не будет споров между нами, ибо мы похожи друг на друга, как братья, и другие не смогут различить между неправедными твоими пастухами и праведными моими".
Слово רועה, пастух. И, на первый взгляд, речь тут о спорах пастухов. Но слово, רעי имеет и такие значения, как: зло, худо, злость, мысль, намерение, друг, ближний. И эта фраза говорит не столько о пастухах, сколько о злых мыслях, намерениях, о злобе, о твоих и моих друзьях (перизеи и ханаанеи). Материальные заботы, отягощенные обилием богатств, диктуют их хозяевам новые духовные проблемы, злобу и ссоры.
9. אם השמאל אימנה ואם הימין ואשמאיל הלא כל-הארץ לפניך הפרד-נא מעלי - Разве не вся земля перед тобой? Прошу, отделись от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево.
Из этой фразы видно, что их проблема была не в пастбищах. Иди куда хочешь, налево, направо, на север, на юг, паси там, где хочешь. Авраам изгоняет Лота! Это отразится далее на его реакции на захват Лота в плен.
10. וישא לוט את-עיניו
באכה צער כגן ה' כארץ מצרים לפני שחת ה' את-סדם ואת-עמרה וירא כל-ככר הירדן כי כלה משקה
- и поднял Лот глаза и увидел всю долину Иордана, которая вся была орошаема, прежде, чем аШем уничтожил Садом и Амору, подобна саду аШема, подобна земле Египетской в направлении Цоар.
Эта фраза подчеркивает исключительную плодородность Иорданской долины до того, как этот район был перевернут, как описано ниже. Цоар - город на юге Мертвого Моря. Когда Бог решил уничтожить Содом, Лоту было позволено спастись в Цоар, маленьком городке. Поэтому город назвали Цоар - в значении "маленький" *) (1). (553; 6): эти слова дискредитирует Лота. Он выбрал себе это место потому, что его жители были аморальны.
*) Но, также и страдания.
11. ויסע לוט מקדם ויבחר-לו לוט כל-ככר הירדן - и выбрал себе Лот всю долину Иордана. И отправился Лот (с) на восток(а).
Некоторые пытались согласовать толкование (1) с географическими проблемами. (127): Лоту было стыдно открыть Аврааму, почему он решил жить вместе с безнравственными людьми Содома. Поэтому он намеренно отправился с востока - в западном направлении так, чтобы Авраам не узнал цели его путешествия; только отойдя далеко, Лот повернул и отправился на восток в Содом, избегая Авраама. (79): долина Иордана охватывает обширное пространство, часть которого простирается на запад от Бейт Эля, так что, по сути, Лот действительно двигался на запад (но это, очевидно, боковая тропа, потому, что, в любом случае, целью Лота был Содом, который на восток от Бейт Эля).
Может быть правильный перевод тут "и отправился Лот из прошлого - מקדם (в будущее)": он порвал со своим прошлым, связанным с Аврамом и его стремлением к аШему, и решил начать новую жизнь. Возможно так же, что Лот отправился рано утром - מקדם - מוקדם.
ויפרדו איש מעל אחיו - и расстался человек со своим братом (друг с другом).
Эта фраза имеет огромное пророческое значение. Лот, в котором скрыты искры, которые однажды произведут Рут, мать царской семьи Израиля, не остался в лагере Шехины. Он ушел от Авраама, и со временем разрыв станет абсолютным и необратимым, достигнув точки, в которой его мужским потомкам будет запрещено войти в сообщество Израиля.
Странно. Ведь Авраам был инициатором изгнания Лота. А в роду Лота согрешили не мужчины, но женщины.
12. אברם ישב בארץ-כנען - Аврам жил в земле ханаанской.
Содом был также частью Ханаана! (17) полагает, что Ханаан отличается от Содома, ибо содомитяне не были из семейства ханаанеян. В любом случае Авраам выбрал проживать среди ханаанеян, которые не были такими грешными, как содомитяне. (70): Аврам остался в Ханаане, из желания крепко держаться за это место, первоисточник веры - Эрец Исраэль - и познать мудрость так, чтобы он мог оставаться верным Создателю.
Тогда, почему Аврам спускался в Египет, а потом в Филистию?. Кроме того, как мы установили выше, Эрец Исраэль сама по себе не была первоисточником веры. Именно Авраам превратил Эрец Исраэль в святую землю, в первоисточник веры. До его прибытия туда Эрец Исраэль не отличалась своими духовными свойствами от других земель.
Лот, с другой стороны, осел в городах долины и ставил свои шатры до самого Содома, среди грешников, которые потеряли всякую веру. Путь каждого соответствует его собственной природе.
ולוט ישב בערי הככר ויאהל עד-סדם - и Лот селился в городах долины и разбивал свои шатры до самого Содома.
Лот ограничил себя городами долины и бродил по всему этому региону (2). Он разбивал шатры по всей округе, вплоть до самого Содома (1). Его дом был снаружи ворот города (138).
13. לה' מאד ואנשי סדם רעים וחטאים - И люди Содома злые и очень грешные перед аШемом.
Так как хананеяне сами были злыми грешниками, Тора добавляет, о содомитах причастие מאד, очень. Их грехи превышали грехи ханаанеян (18).
Здесь мы вновь встречаемся с этим словом רעים, которое было выше, когда Аврам обратился к Лоту с просьбой о прекращении споров между пастухами или злыми намерениями (ובין רעי ובין רעיך между твоими пастухами и моими пастухами). Это типичный прием Торы, намекать на будущий иной смысл одного и того же слова, использованного в тексте.
Повторение Завета
И аШем сказал Авраму после ухода Лота от него, подними, прошу, свои глаза и взгляни с того места, где ты находишься, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю эту землю, которую ты видишь, тебе я отдаю и твоим потомкам навсегда. И сделаю (превращу) твоих потомков как пыль земная (в бесчисленное множество), которую, если кто-нибудь сможет сосчитать пыль земную, он и твоих потомков сосчитает. Встань и пройдись по земле вдоль и поперек! Ибо тебе я отдам ее. И Аврам поставил шатер, и пришел, и сел в дубраве Мамре, которая в Хевроне, и построил там алтарь аШему.
Великолепная поэзия!
И он действительно переместился, ибо раньше его жертвенник был около Шхема.
После того, как Лот покинул Авраама, Бог повторил Свой завет (12:7), чтобы подчеркнуть, что он касается исключительно Авраама и его потомков (41).
14. וה' אמר אל-אברם אחרי הפרד לוט מעמו - И аШем сказал Авраму после того, как Лот отделился от него.
От его народа
Пока грешник (Лот) был в его компании, слово (Бога) было отделено от Авраама (1). Комментаторы отмечают очевидную трудность этого толкования, ибо в 12:1 и 12:7 Бог просто общается с Авраамом, хотя Лот находился в его компании. Возможные ответы: Раньше Лот был еще праведным. Но затем он стал грешником и "отдалился от Бога", и Бог стал воздерживаться от разговоров с Авраамом. Теперь, когда Лот ушел, связь восстановилась (554; 47). (1): пока Лот сопровождал его, Авраам не имел такой длительной и подробной связи, как теперь (280; 12). (17): возобновление обещания Эрец Исраэль могло поступить только после ухода Лота. Если бы Лот все еще был с ним, то Обещание возбудило бы материальные инстинкты Лота еще больше и привело бы к еще большему грабежу. (18): Бог выбрал момент для возобновления Своего обещания, ибо Авраам был подавлен уходом племянника, которого он любил и считал вероятным наследником, через которого должно быть выполнено Божественное обещание. И Бог передал свое пророчество, чтобы обрадовать его и вновь уверить в обильном потомстве, которое наследует эту землю.
Одной из возможных причин, почему Бог ранее входил в контакт с Аврамом а потом прекратил контакты может быть совершеннолетие Лота. Раньше, когда Лот был еще юным, и его внутренний мир не был окончательно сформирован, за него нес ответственность Авраам, который представлял его перед миром и Богом. Вот почему связь Авраама с Богом была нормальной. Позднее, когда Лот стал совершеннолетним и принял на себя ответственность за свои мысли и поступки, которые оказались грешными, Бог отстранился от Аврама, как одного из членов группы, в которую входил Лот, и которую Лот портил своим присутствием. Возможно, это была так же причина, (отсутствие связи с Богом) по которой Аврам попал в голод и был вынужден уйти в Египет. Кроме того, Лот уже осознал, что надежд на наследников у Аврама нет никаких, и стал все явственнее проявлять свои права на наследство. Именно поэтому, Бог прервал всякие контакты с Аврамом и перестал давать обещания ему и его потомству.
Не понятным остается вопрос, каким образом и откуда у Аврама и Лота оказалось вскоре после пережитого голода и спуска в Египет такое обилие скота, что они не могли поделить между собой пастбища. Ведь они еще недавно едва убежали от голода, и, как бы их не одаряли в Египте (а одарять могли только Аврама, но не Лота), они не могли так быстро (за три месяца) обильно разбогатеть стадами. И еще, каким образом через три месяца после начала голода в Эрец Исраэль оказались обильные пастбища для огромного количества скота, который Аврам и Лот привели из Египта? Загадка.
Не исключено, что главной причиной нынешнего обещания аШема была та, что теперь, когда Лот ушел, аШем уведомил Аврама, что Его прежнее обещание никак не связано с Лотом и касается одного лишь Аврама.
Кроме того, по-видимому, Аврам обескуражен тем, что прогнал племянника Лота, и аШем желает подбодрить Авраама после семейного кризиса.
שא-נא עיניך וראה מן-המקום אשר-אתה שם צפנה ונגבה וקדמה וימה - подними, прошу, глаза и взгляни с места, на котором ты там, на север и на юг, на восток и на запад.
15. עד עולם לך אתננה ולזרעך כי את-כל-הארץ אשר אתה ראה - Ибо всю эту землю, которую ты видишь, тебе Я отдам ее и твоему потомству (семени) навсегда.
Как наши Мудрецы говорили (313 - 119б): Эрец Исраэль есть наследство народа Израиля от своих Патриархов.
16. גם-זרעך ימנה אשר אם-יוכל איש למנות את עפר הארץ ושמתי את-זרעך כעפר הארץ - И сделаю (превращу) твое семя как пыль земли. Так что, если кто-то может сосчитать пыль земли, тогда и твоих потомков пересчитает. *)
Этот стих не подразумевает огромное еврейское население в каком-либо определенном поколении. Евреи никогда не были сколько-нибудь значительны численно. (398 - 7:7): Это не потому, что вы более многочисленны, в действительности, вы самые малочисленные из всех народов. Скорее этот стих относится к бесчисленному числу поколений бессмертного народа, который будет расцветать на протяжении истории (16). (6): как пыль земная находится повсюду из конца в конец мира, так и ваши дети будут во всех концах земли; как пыль земли может быть благословенной только с помощью воды, так и ваши дети будут благословенны Торой, которая подобна воде (154 - 55:1); как пыль земли расступается перед металлом, но остается сама собой навеки, так и Израиль существует вечно, хотя народы мира будут захватывать его; как пыль земная действует осторожно, так и твои дети будут роптать под пятой инородных сил; но как пыль переживает тех, кто топчет ее, так твои сыновья переживут народы мира, которые преследуют их. (16): עפר, пыль - основной материал существования земли. Из нее построено все, и всегда все возвращается в нее. Ни один атом никогда не теряется. Это одно из свойств пыли, которая используется как аналог семени Авраама. И как это невозможно для пыли, так и твое потомство пересчитать будет невозможно (1). Это чудесное обещание, в его буквальном смысле, относится к Мессианским временам, когда евреи будут многочисленны, как предсказано у (509 - 2:1): И число детей Израиля будет как песок морской, который невозможно ни измерить, ни пересчитать (111).
Сравнение народа Израиля, потомков Авраама с пылью земной, как и все в Торе, весьма аллегорично, имеет множество подтекстов и смыслов. Помимо рассмотренных выше, касающихся многочисленности и выносливости евреев, потомков Авраама, невольно напрашивается ужасная параллель с земным прахом, в который многочисленные враги Израиля будут постоянно обращать еврейский народ, убивая его бесчисленно. Это особенно ярко продемонстрировал двадцатый век, а сегодня так старательно готовит век двадцать первый.
Интересно, что эта метафора, сравнение будущего народа с земной пылью, приведена сразу после событий в Египте, после унижений и оскорблений, которые Авраам допустил в отношении себя самого, своей жены и своего потомства.
Земная пыль это не только многочисленность и вечность будущего народа, сравнимая с вечностью земли. Земная пыль это так же символ самого униженного состояния среди других народов - ниже пыли уже нет ничего на земле. Земная пыль это сама материальная основа человека, его материальная составляющая. Из нее Элоким создал человека. И в нее человек уходит после смерти. Земная пыль это подлинная сущность человека, лишенного духовных принципов. И именно с земной пылью, с глиной будут иметь дело потомки Авраама в Египте через несколько поколений.
Вот почему аШем приводит это сравнение потомства Аврама сразу после его похода в Египет. Тем самым Он дает однозначную оценку его поведения в Египте. Этим рассказом Тора так же сообщает о судьбе потомков Авраама в их будущих многочисленных изгнаниях по всем странам мира, где они будут униженными, попираемыми, и презираемыми как пыль под ногами.
Но, помимо всего перечисленного, мы помним, что все, что живет и существует на нашей земли вырастает из земли, из ее пыли, которая есть источник и основа всего живого на земле. Такими будут потомки Авраама. И поэтому аШем в будущем рассеет евреев, потомков Авраама, среди всех народов земли. ("В этом месте мои родители закопали убитого еврея. Гляньте, какая прекрасная яблоня тут выросла. Попробуйте, какие вкусные, сочные яблоки". (Из рассказа польского крестьянина))
Тора, аШем, дает моральную оценку поведения Авраама, без малейшей эмоциональной окраски (в отличие от описания процесса сотворения мира Элоким). Это лишь констатация фактов из жизни и предсказание будущих событий и их характера. Тора это бесстрастный документ о прошлом и будущем. А эмоциональная оценка событий в Торе выливается в глубокие метафорические определения чисто материального плана, такие как пыль земная или звезды в небе.
Необычайно сильная аллегория!
*) Объективности ради, следует отметить, что евреи эти слова аШема почему-то эгоистично целиком приняли на себя. А ведь из Авраама выйдут не только евреи, но и мусульмане и множество других народов востока - азиаты, и запада - европейцы.
И тут же следует ободряющий призыв аШема:
17. קום התהלך בארץ לארכה ולרחבה כי לך אתננה - Встань, пройди по Земле, вдоль и поперек, ибо тебе ее отдам.
Воспрянь, подними свое настроение, свой дух, начни, возводить основание קום для "Галахи" - התהלך, гитгалех, для Закона жизни на всей этой земле, вдоль и поперек.
(2) предлагает два объяснения: (а) Это обещание защиты Бога. Авраам может чувствовать себя свободно, встать и отправиться без страха по земле כי לך אתננה, ибо тебе она отдана, и будет твоей. (б) Это команда. Поход по земле будет означать прием этого достояния как подака. Авраам был сейчас на востоке; когда позднее он отправился в землю филистимлян на запад, он, таким образом, выполнил эту команду.
Возможно, желание сдвинуть Аврама с места, провести его по стране в этом стихе есть попытка Бога дать ему чувство хозяина. "Ты хозяин не только этого стада, этого пастбища, ты владеешь всей этой землей. Встань, пройдись по ней. Ведь она твоя, а все остальные в ней - квартиранты, квартиросъемщики. Будь хозяином!" Этого чувства собственника, хозяина этой земли так не хватает сегодняшним евреям, обитателям Эрец Исраэль.
На личном опыте автор убедился, что эта земля, Эрец Исраэль обладает чудодейственными свойствами. Она успокаивает, бодрит и снимает все напряжения и стрессы. После ухода Лота, Аврам, возможно, был под сильным стрессом от этого конфликта, от того, что прогнал племянника, сына своего любимого брата. Поэтому Бог обратился к нему успокаивая, умиротворяя его и повторно обещал эту землю в наследие. В довершение, Он предлагает ему лучшее успокоительное и укрепляющее средство: пройди по земле Израиля и ощути ее благотворное влияние на себе. Именно эту чудодейственную землю Он отдаст потомкам Авраама навсегда. "Ощути сам, что это значит!"
18. באלני ממרא אשר בחברון ויבן-שם מזבח לה' ויאהל אברם - И Авраам сдвинул свой шатер в дубраву Мамре в Хевроне и построил там жертвенник аШему.
Мамре - имя владельца (1). Он был эморитянином, как сказано в (14:13): И он поселился в долине Мамре, Эморитянина, брата Эшколя и брата Анера. (Это Хеврон или Кириат Арба - важный город. (427 - 13:32): он на 7 лет старше, чем Цоар в Египте. Авраам поселился здесь, и здесь он похоронил Сару в Пещере Махпела, и он сам был похоронен здесь. Позднее, Ицхак и Ребекка, Яаков и Лия были также похоронены здесь. Затем он стал городом убежищем ערי מקלט (376 - 20:7). Именно в Хевроне Давид был помазан на царство и поселился до завоевания Иерусалима. (555 - 11:25): Хеврон принадлежал еврейской общине после возвращения из Вавилонского изгнания.
Жертвенник построен в благодарность за это пророчество Бога (12:7) (18), призывать людей к служению Ему (7).
XIV
(Глава 14)
Война царей
И случилось это в дни Амарфеля царя Синар; Ариоха царя Эласара; Кедарлаамера царя Элама, и Тидаэля царя Гоим. Они сделали войну против Бареа царя Содома и Бирма царя Амора, Шинава царя Эдома, Шимабара царя Цебоим и царя Бела, который Цоар. Все эти объединились в долине Сидим, теперь Мертвое море. 12 лет они служили Кедарлаомеру и в 13 год восстали. В 14 год пришел Кедарлаомер и цари, которые с ним и ударили Рефаим в Аштарот-Карнаим и Зузим в Гемме, и Еймим в Шева-Кирьятаим, и Гахорим в горах Сеир, и до самого Эль Фарана, который в пустыне. И они вернулись и пришли в Ейн Мишпат, который Кадеш. И ударили по всей территории Амалекитян а также Аморитян, которые сидели в Хацацон-Тамар.
И вышел царь Содома и царь Амора, и царь Адома, и царь Цабоим и царь Бела, который Цоар и собрались вместе на битву в Долине Сидим с Кедарлаомером царем Илама и Тидалем царем Гоим, и Амрафелем царем Шинара, и с Ариохом царем Элазара - четыре царя против пяти.
И Долина Сидим была полна асфальтовых ям. И ехали цари Содома и Амора, и упали в них, а оставшиеся бежали в горы. И взяли они все богатство Содома и Амора, и всю их провизию, и ушли. И взяли Лота племянника Аврама и все его богатство, и ушли, ибо он сидел в Содоме. И пришел беженец и рассказал Аврааму-аиври, который сидел в долине Мамре, Аморитской, брата Эшколя и Авнера, и они были союзниками Аврама. И услышал Аврам, что пленили его брата и вооружил своих учеников, которые родились в его доме - 380 - и преследовали до Дана и развернулись против них ночью и ударили их и преследовали их до Хова, который севернее Дамаска. И вернул он все достояние и Лота, своего брата и его достояние, а также женщин и весь народ. И вышел царь Содома ему навстречу, после его возвращения с победой над Кедарлаамером и над царями, которые с ним в Долину Шаве, которая царская долина. И Малхицедек и царь Шалэм принес хлеб и вино. Он был священник Бога, Самого Главного. И он благословил Аврама и сказал "Благословен Аврам Богом Самым Могущественным, Создателем небес и земли. И благословен Бог Наиболее Высокий, Который защищает и приводит твоих врагов в твои руки и дал ему десятину от всего. И сказал царь Содома Авраму: "Отдай мне людей и возьми себе все имущество".
Аврам сказал царю Содома: "Я подниму руку к аШему, Богу Наиболее Высшему, Создателю небес и земли, если возьму хоть нитку из шнурков ботинок у тебя! И ты тогда скажешь: "Это я сделал Аврама богатым". "Без меня! Только то, что молодежь ела и поделитесь с людьми, которые сопровождали меня: Анер, Эшколь и Мамре - они возьмут свою часть"
1. ויהי בימי - И случилось в дни.
(178): Аврам был 48 лет, когда произошло Рассеяние (1996 год). В следующем году были основаны различные города, и Кедарлаомер подчинил 5 царей на период в 12 лет (2009 год). Они восстали через 13 лет (2023 год), и на 14 год (2024 год), что совпало с отъездом Аврама из Харана в возрасте 75 лет (он родился в 1948 году), разразилась война между царями. Это произошло после того, как Аврам ушел из Египта. Египетский эпизод от момента, когда он покинул Эрец Исраэль и до момента его возвращения - занял 3 месяца.
אמרפל - Амрафель.
Это Нимрод, который бросил Аврама в печь в Ур Касдим *) и был инициатором строительства Вавилонской Башни. (23): его называли Амрафель потому, что он приказал (אמר, амар) Аврама бросить (פול, поль) в пылающую печь! (1; 164; 556 - 53а; 6). Кедарлаомер главный и наиболее важный из этих царей, другие были подчинены ему. Писание говорит об Амарфеле, ибо он старший член этого союза (47; 140).
*) когда Аврааму было три года.
שנער - Шинар (220): Вавилон и Шинар - синонимы
אריוך מלך אלסר - Ариох, царь Элласара. (6): Элласар это Греция (Греческое название Греции - Элласар.)
כדרלעמר מלך עילם - Кедарлаомер царь Элама. Элам, сын Сима, сына Ноя.
ותדעל מלך גוים - и Тидаль, царь Гойим. Гойим (народы) место, населенное, многими народами. Они собрались там и провозгласили Тидаля своим царем (6; 1). (3): גוים не собственное существительное, но описательное существительное: Тидаль - царь народов. (6): Гойим относится к Риму, который набирает войско из всех народов.
Рим появится лишь через две тысячи лет после описываемых событий.
(2): четыре царя в этой истории символизируют четыре царства, которые будут поочередно захватывать мир и преследовать Израиль: Шинар - Вавилон; Элласар - Мидия или Персия; Элам город первого греческого царя Александра, распространившего свою власть на весь мир, Гойим это Рим, который властвовал над множеством народов. Аврам разгромил царей, и его потомки, полностью разгромят своих завоевателей, и вернут пленников и богатства, захваченные врагами.
2. ומלך צביים ומלך בלע היא-צער את-ברע מלך סדם ואת-ברשע מלך אדמה ושמאבר עשו מלחמה - Сделали войну Бера царь Содома и Береша царь Цвиим и царь Бела, который Цоар.
3. הוא ים המלח חברו אל-עמק השדים כל-אלה - Все они собрались в Долине Сиддима - теперь Мертвое Море. Для битвы (7; 16).
4. ושלש עשרה שנה מרדו שתים עשרה שנה עבדו את-כדרלעמר - 12 лет они служили (платили дань) Кедарлаомеру. И они восстали на протяжении 13 лет (против уплаты дани). (1): фраза "и на 13 год" относится к 13 году восстания (а всего надо посчитать 25 лет). (178): революция 5 царей совпала с первым годом пребывания Авраама в Ханаане, когда ему исполнилось 75 лет.
Но при такой трактовке (75 лет Аврааму и 25 лет после покорения пяти царей Кедарлаомером) получается, что Кедарлаомер покорил пятерых царей долины Иордана, когда Аврааму исполнилось 50 лет. Но ведь это через год после Рассеяния из-за строительства Вавилонской Башни. И выходит, что через год Рассеяния народов уже существовали 5 царей в Долине Иордана, и началась война Кедарлаомера против них. Когда же они успели освоить эти земли, создать свои города и царства и начать войну?
Другое толкование (13; 4; 7; 21;16): И на 13 год они восстали не от начала восстания, но от года, в который они стали служить Кедарлаомеру. (53; 24): обе трактовки равно приемлемы.
Если принять последнюю трактовку - тринадцатый год с начала покорения 5 царей, то вопрос, приведенный выше, может быть снят. Покорение 5 царей произошло за 13 лет до 75 пятилетия Авраама, то есть через 12 лет после Рассеяния народов из Вавилона. Эта дата более приемлема. За 12 лет народ мог обосноваться в Долине Иордана и создал тут свои города, своих царей. Хотя и этот отрезок времени крайне недостаточен. Ему не хватает, по меньшей мере, еще сотни лет.
5. ואת הזוזים בהם רפאים בעשתרת קרנים ויכו בא כדרלעמר והמלכים אשר אתו ובארבע עשרה שנה ואת האימים בשוה קריתים - И на четырнадцатый год пришли Кедарлаомер и цари, которые с ним и ударили рафаим в Аштерот- Карнаим и Зузим в Гем Эймим в Шаве-Кирьятаим. (650): название города взято из имени языческой богини Астарты, лежащей между рогами - между двумя горами (в (206 - 2а) описана Аштарот-Карнаим как узкая лощина между двумя горными пиками, в которую не проникает солнце.) (3) переводит Рефаим как גבריא, гиганты.
Интересно, что на острове Родос также есть гора с двумя пиками, ставшая символом Зевса, который родился там и долго скрывался от своего отца в пещере одной из этих гор. Знаком Родосского божества и Зевса были рога, как символ этих спаренных горных пиков.
6. אשר על המדבר אד איל פארן בהררם שעיר ואת החרי - и Хориты в их горах Сеир и до Эяль Фарана, который в пустыне.
7. הישב בחצצן תמר וגם את-האמרי ויכו את-כל-שדה העמלקי וישבו ויבאו אל- עין משפט הוא קדש - и возвратились в Эйн Мишпат, который Кадеш и разгромили всю область Амалекитян а так же Аморитов в Хацацот Тамар.
Теперь из самой южной точки четыре царя возвратились к своей настоящей цели (16). Хацацот Тамар это Эйн Геди (1). Это область на запад от Мертвого Моря. Хацацот Тамар - Место сбора фиников - ибо (6) Эйн Геди изобилует финиковыми пальмами.
Битва и Поражение
8. ויערכו אתם מלחמה בעמק השדים ויצא מלך סדם - И вышел царь Содома и организовали битву в Долине Сидим.
9. את כדרלעמר מלך עילם ותדעל מלך גוים ואמרפל מלך שנער ואריוך מלך אלסר ארבעה מלכים את החמשה - с Кедарлаомером царем Илама и Тидаэль царь народов и Амарфель царь Эласара, четыре царя против пяти.
10. והנשארים הרה נסו וינסו מלך סדם ועמרה ויפלו שמה בארת בארת חמר ועמק השדים - А долина Шедим это (сплошные) ямы, полные битума. И побежали цари Содома и Аморы и упали там. А оставшиеся убежали в гору.
Это место все было усеяно ямами, из которых брали асфальт на строительство (1). Позже она была покрыта водами Мертвого Моря. (24)
11. ויקחו את כל רכש סדם ועמרה ואת-כל-אכלם וילכו - И они забрали все имущество Содома и Аморы и все население и ушли.